Высшей ценностью конституции рф провозглашает. Раздел первый. Основные положения. Основные Законы Российской Империи были утверждены


Расследование контрабанды

ницу России товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контр"оля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 188 УКРФ).

Часть 2 этой статьи предусматривает контрабанду таких объектов, для которых размер значения не имеет: оружие, наркотики, психо-тропные и ядовитые вещества, оружие массового поражения, стратегическое сырье, культурные ценности и т. п., в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу. Квалифицирующими признаками преступления являются его неоднократность, совершение организованной группой, должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Суть контрабанды – тайное или обманное перемещение через таможенную границу товаров или иных ценностей. Способами тайного перемещения служат:

1) использование тайных троп, обходных дорог с целью миновать пункты таможенного контроля в условиях "прозрачных" или плохо охраняемых государственных границ;

2) перемещение товаров, или иных ценностей в специально устроенных в транспортных средствах тайниках;

3) перемещение товаров или иных ценностей, замаскированных под объекты, не требующие декларирования и обложения таможенной пошлиной;

4) тайное перемещение объектов путем использования в этих целях естественных отверстий тела, органов человека.

Контрабанда путем обмана таможенных органов осуществляется:

1) предъявлением таможенному контролю поддельных документов;

2) использованием фальсифицированных пломб, печатей, идентификационных знаков и т. п.;

3) недостоверным декларированием перевозимых объектов.

Преступление совершается с прямым умыслом. Соучастие в контрабанде нередко принимают сотрудники пограничной охраны, таможенные служащие, проводники при незаконном переходе через государственную границу. Соучастие как правило, носит корыстный характер, может выражаться в эпизодических действиях или в действиях на постоянной основе в соста,ве организованной группы.

Наиболее распространенные объекты контрабанды – наркотики, оружие, ювелирные изделия и драгоценные металлы, произведения искусства и антиквариат. Иногда это транзитный груз, следующий через Россию, отправителем и получателем которого могут значиться вымышленные фирмы или подставные лица. Особым случаем контрабанды является перемещение подобных объектов лицами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, или в дипломатической почте, свободной от таможенного контроля.

Первоначальные следственные действия. Расследование контрабанды обычно начинается с факта ее обнаружения органами пограничной охраны или таможенниками. Если при этом задерживается лицо, у

776

которого или при котором обнаружены объекты контрабанды, возбуждается уголовное дело и проводятся следующие следственные действия.

1. Осмотр обнаруженных тайников и предметов контрабанды. Тайники могут быть устроены в транспортных средствах: в дверцах, сиденьях, багажнике.автомобиля, под капотом, в осветительной арматуре и т. п. Предметы контрабанды могут находиться в топливном баке, в камерах покрышек, в бортах прицепа и т. п.

Все обнаруженное тщательно осматривается, характер, назначение и местонахождение фиксируются в протоколе осмотра, при необходимости с участием специалиста. Может быть приглашен оценщик для определения стоимости контрабандных предметов.

Подлежат осмотру и поддельные документы, пломбы, печати и фальсифицированные идентификационные знаки.

2. Задержание и допрос контрабандиста. При задержании устанавливается личность и производится личный обыск. Если имеются предположения, что предметы контрабанды (наркотики, драгоценности) находятся в теле задержанного, проводится его судебно-медицинское освидетельствование с применением рентгеноскопического исследования, введением слабительных средств, осмотром естественных отверстий. К заключению судебно-медицинского эксперта прилагаются все обнаруженные при исследовании объекты контрабанды, которые затем также подвергаются следственному осмотру.

При допросе задержанного должны быть выяснены следующие обстоятельства:

1) личность задержанного, его семейное и служебное положение, место жительства, семейные и иные связи; .

2) кому принадлежат предметы контрабанды; если задержанный выполняет лишь функции перевозчика, то по чьему поручению, на каких условиях он согласился осуществить перевозку, кому принадлежит" транспортное средство; является ли он сотрудником владельца контрабанды, совершал ли ранее аналогичные перевозки;

3) кем устроены и оборудованы тайники в транспортном средстве, когда, использовались ли они ранее для аналогичных целей, есть ли еще необнаруженные места для тайной перевозки контрабанды;

4) где, когда и от кого принял контрабандный груз, где, кому и при каких условиях должен был его передать за границей; что известно допрашиваемому об отправителях и получателях груза, о самом грузе; , 5) кто и при каких обстоятельствах снабдил перевозчика поддельными документами и иными средствами прохождения таможенного кон-. троля, кто инструктировал о линии поведения в случае провала;

6) есть ли договоренность с сотрудниками таможни об их содействии в беспрепятственном пересечении границы, на каких началах должно было быть оказано это содействие, в чем заключалось; оказывалось ли подобное содействие ранее;

7) кому, кроме владельца контрабанды, известно о перевозке груза, какое отношение имеют эти лица к деятельности владельца груза, к самому грузу, что известно перевозчику о соучастниках владельца контрабанды, источниках ее приобретения.

777

§ 5. Расследование контрабанды

Если предметы контрабанды принадлежат самому задержанному, то помимо вопросов об источниках приобретения и каналах сбыта, следует выяснить личность соучастников и иных связей контрабандиста, проверить версии о существовании организованного преступного сообщества, членом которого является задержанный, иные эпизоды его преступной деятельности. При обнаружении в одежде или теле задержанного наркотических или сильнодействующих веществ следует выяснить, не является ли задержанный наркоманом или токсикоманом, если нет, то кому предназначались эти вещества, как предполагалось их реализовать и через кого.

О наркомании задержанного ставится вопрос и перед судебно-медицинской экспертизой при его освидетельствовании.

При допросе проводников, задержанных вместе с контрабандистом, помимо вопросов, непосредственно связанных с обстоятельствами попытки перехода границы, выясняется характер их связей с контрабандистом, предпринимались ли аналогичные попытки ранее с его участием или с участием известных ему лиц, кто эти лица, что переправлялось через границу, кто принимал контрабандиста после пересечения границы, где, на каких условиях.

3. Обыски. При попытке контрабанды у всех лиц, выявленных при допросах задержанных или по данным осмотра предметов контрабанды и средств ее перевозки, следует произвести обыски жилища, служебных помещений, транспортных средств, хранилищ грузов. Если эти места удалены от границы или пункта таможенного досмотра, то о производстве обысков немедленно направляются отдельные требования соответствующим органам внутренних дел с санкционированными постановлениями. В целях оперативности действий возможна передача этих требований и постановлений"по факсимильной связи с одновременной высылкой оригиналов служебной почтой. Промедление может привести к утрате важных доказательств.

Обыски должны быть произведены и по месту жительства задержанного; если он иностранец, то обыску подлежит место его временного пребывания, место передачи груза. Точно так же, если была пресечена попытка вывоза контрабанды гражданином другого государства, то содействие в производстве обысков оказывается в принятом порядке органами этого государства.

Последующие следственные действия. Основными из них служат выявление и допрос соучастников контрабанды, обыски в местах, где могут находиться предметы, предназначенные для контрабандного вывоза, иные доказательства преступной деятельности, осмотр обнаруженных объектов.

Цель допросов – установить связи между соучастниками, выявить организованную преступную группу, занимающуюся контрабандой в виде промысла, установить.источники получения контрабандных товаров или-ценностей, коррумпированные связи преступников в таможенных и иных государственных структурах, все эпизоды преступной деятельности.

Особенно важно установить источники приобретения контрабанды, если это предметы искусства или антиквариата. В таких случаях возни-

778

Глава 47. Преступления в сфере экономической деятельности

кает реальная возможность выйти на организованные группы, специализирующиеся на кражах из музеев, выставок и частных коллекций.

Экспертизы. По делам этого рода проводятся экспертизы:

криминалистические: по установлению личности по следам рук на предметах контрабанды; технико-криминалистическая экспертиза документов, исследующая поддельные печати, штампы, идентификационные знаки и т. п.; почерковедческая, исследующая рукописные тексты на подложных документах; трасологическая, объектами которой могут быть тайники и их оборудование и др.;

материалов и веществ, определяющая природу наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, факт контактного взаимодействия объектов, общий источник происхождения и т. п.;

искусствоведческая, решающая вопросы подлинности произведений искусства и их атрибуции, подлинности предметов антиквариата, коллекционных -изделий и др. Может быть проведена и нумизматическая экспертиза, если объектом контрабанды были коллекционные монеты, наградные знаки; оружеведческая, когда речь идет о незаконном вывозе коллекционного оружия;

товароведческая, с целью установить стоимость предметов, что необходимо для определения размера контрабанды как квалифицирующего признака. В соответствии с примечанием к ст. 188 УК, контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда.

Особенности расследования при неустановленном владельце контрабанды. В практике встречаются случаи, когда владелец обнаруженной контрабанды неизвестен. Это бывает при досмотре поездов, морских судов, иногда самолетов. В таких ситуациях принимаются меры к обнаружению преступника: устанавливается тайное наблюдение за местом сокрытия контрабанды, устраивается засада, предметы контрабанды могут быть помечены люминофором и т. п.

Если в результате этих оперативных мер установить контрабандиста не удалось, возбуждается уголовное дело (при наличии достаточ^ ных к тому оснований) и проводятся в первую очередь допросы поездной бригады, экипажа судна или летного состава. Должна быть тщательно отработана версия о причастности к контрабанде именно этих лиц, среди которых и может быть контрабандист. Но им может быть и пассажир, поэтому в процессе допросов следует выяснять, не привлекал ли внимания кто-либо из пассажиров необычным поведением или действиями.

Контрабандный багаж или груз должен быть тщательно осмотрен с целью выявления признаков, свидетельствующих о его принадлежности конкретному лицу.

В определенных ситуациях факт обнаружения контрабандного груза сохраняется в тайне и никаких демаскирующих это обстоятельство действий не проводится.

1 вариант

1. Высшей ценностью в РФ, согласно Конституции, признаётся

1) сохранение территориальной целостности 2) обороноспособность

3) экономическое и социальное развитие4) соблюдение и защита прав и свобод человека

2. Согласно Конституции РФ, в полномочия Президента входит право

1) назначать без согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ

2) председательствовать на заседаниях палат Федерального собрания

3) Формировать состав Совета Федерации

4) формировать Администрацию Президента РФ

3. Палаты Федерального Собрания собираются совместно для заслушивания

1) посланий Президента

2) посланий руководителей зарубежных государств

3) посланий Верховного Суда

4) посланий Высшего Арбитражного Суда.

4. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие

1) 18 лет 2) 21 года 3) 25 лет 4) 30 лет

5. Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?
1)парламент 2)президент 3) народ 4) правительство

6. По Конституции, в России допускается
1) однопартийность 2) двухпартийность 3) многопартийность

7. Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?
1) конституционным совещанием2) референдумом3) парламентом

8. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?
1) министр обороны2) начальник Генерального штаба3) Президент РФ

9. Как называется парламент РФ?
1) Национальное собрание 2) Верховный Совет

3) Федеральное Собрание 4)Государственная Дума
10. Глава Правительства Российской Федерации
1) выбирается народом 2) назначается парламентом
3) назначается президентом с согласия Государственной Думы

11. В соответствии с Конституцией РФ

1) человек обязан указывать свою национальность

2) человек вправе указывать свою национальность

3) никто не может быть принужден к указанию своей национальности

4) человек обязан указывать свою национальность при поступлении на работу или учебу

12. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ

1) более двух сроков 2) более двух сроков подряд

3) будучи старше 70 лет 4) будучи старше 60 лет

13. Правосудие в России может осуществлять

1) Комиссия по помилованию 2) Президент РФ 3) суды 4) главы субъектов Федерации

14. Быть избранным в Государственную Думу гражданин РФ имеет право по достижении:

1). 18 лет 2). 21 года. 3). 25 лет. 4). 30 лет.

15. Определите, какие государственные единицы являются, по Конституции РФ, субъектами Федерации:

1) республики; 2) посёлки городского типа; 3) города; 4) края; 5) столицы республик; 6) Москва; 7) автономные округа; 8) штаты; 9) области; 10) автономная область; 11) Санкт-Петербург; 12) Екатеринбург.

16. Из каких палат состоит российский парламент?
1) Совет Союза; 2) Совет Федерации; 3) Совет Национальностей;
4) Государственная Дума; 5) Палата представителей; 6) Сенат.

17. Установите соответствие между видами прав человека и конституционными правами граждан РФ.

ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА

1) политические права А) государственные пенсии и пособия
2) экономические права Б) на жизнь

3) социальные В) на объединение

4) культурные Г) право частной собственности

5) гражданские Д) свобода творчества

18. Перечислите обязанности гражданина РФ.

2 вариант

1. Депутат Государственной Думы может одновременно

1) быть членом Совета Федерации

2) быть депутатом иных представительных органов

3) находиться на государственной службе

4) заниматься преподавательской деятельностью

2. Единственным источником власти в РФ, согласно Конституции, является

1) государство 3) Федеральное Собрание

2) Президент 4) многонациональный народ.

3. Верны ли следующие суждения относительно полномочий Председателя Правительства?

А. Председатель Правительства назначает на должность своих заместителей.

Б. Председатель Правительства направляет и контролирует деятельность Правительства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

4. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?
1) 22 августа1991 2) 12 декабря1993 3) 6 октября 1994 года

5. По Конституции, органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной)
1)объединены 2)самостоятельны 3)взаимозависимы

6. Какая религия является обязательной в Российской Федерации?
1) православие2) православие и мусульманство3) ни одна из религий

7. Россия является
1) конфедерацией 2) федеративным государством 3) унитарным государством

8. Кто является главой государства в РФ?
1) Председатель Правительства 2) Президент 3) Председатель Государственной Думы

9. Количество депутатов в нижней палате парламента
1) 178 2) 450 3) 500
10. Согласно Конституции РФ гарант прав и свобод человека

1) суд 2) Президент РФ 3) государство 4) профсоюзы

11. Верны ли суждения:

А.Конституция РФ гарантирует бесплатное среднее профессиональное образование

Б.Гражданин РФ не может иметь гражданство иностранного государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны4) оба суждения неверны

12. Исполнительную власть РФ осуществляет

1) Президент РФ 2) Государственная Дума 3) Правительство РФ 4) Кабинет министров

13. Парламент РФ является

1) исполнительным органом РФ 2) законодательным органом РФ 4) судебным органом РФ

14. Президент России является

1) главой Правительства РФ 2) главой государства

3) главой Парламента 4) главой судебной власти

15. Какие характеристики Российского государства закреплены в статье 1 Конституции РФ?
1) демократическое 6) социалистическое
2) общенародное 7) пролетарское
3) федеративное 8) союзное
4) правовое 9) с монархической формой правления
5) с республиканской формой правления
16. Какие слова пропущены в фразе.

В Конституции РФ утверждается: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на……………………………………

17. Установите соответствие между видами судов и их полномочиями.

ВИДЫ СУДОВ

1) Верховный суд РФ
2) Высший арбитражный суд РФ
3) Конституционный суд РФ

ПОЛНОМОЧИЯ СУДОВ
А) высший суд по разрешению экономических споров;
Б) суд, решающий вопросы о соответствии федеральных законов, договоров и других законодательных актов Конституции России;
В) высший суд по гражданским, уголовным, административным делам.

18. Кто из этих людей может выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента РФ?
1) гражданин С., 48 лет, живет в России с момента рождения
2) гражданка Л., 36 лет, украинка, живет в России с 2007 года
3) гражданин П., 30 лет, дважды судимый, в настоящее время работает на заводе сварщиком, живет в России с момента рождения
4) гражданка И., 28 лет, образование высшее, живет в России с момента рождения
5) гражданин С., 40 лет, русский, получил российское гражданство в 2009 году после переезда из Украины в Россию;
6) гражданин С., 65 лет, вдовец, живет в России с момента рождения

Объясните почему другие не могут.

1) Свобода, равенство и братство народов России;

2) Человек, его права и свободы;

3) Независимость и территориальная целостность государства;

4) Право и Закон.

04. Источником власти в Российской Федерации является:

1) Парламент;

2) Президент;

4) Референдум.

05. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет:

1) Парламент РФ;

2)Президент РФ;

3)Правительство РФ;

4) Верховный Суд РФ.

06. Согласно положениям Конституции РФ Президент РФ является:

1) Высшим органом исполнительной власти;

2) Главой государства;

3) Высшим должностным лицом.

07. Основные права и свободы человека:

1) Неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

2) Возникают и изменяются на основе общепризнанных принципов и нормам международного права;

3) Даруются и отчуждаются высшими органами государственной власти Российской Федерации;

4) Устанавливаются и отменяются на основании судебного решения.

08. Правительство РФ осуществляет:

1) управление федеральной собственностью;

2) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ.

09. Кто определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства:

1) Правительство РФ;

2) Президент РФ;

3) Государственная дума РФ;

4) Министерство иностранных дел РФ.

Какие полномочия находится в ведении Российской Федерации?

1) Разграничение государственной собственности;

2) Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

3) Метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

4) Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

11.Принятие федеральных законов в РФ отнесено к компетенции:

1) Совета Федерации РФ;

2) Государственной думы РФ;

3) Правительства РФ;

4) Президента РФ.

12. Органы государства - это:

1) относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства.



2)политические организации, обеспечивающие реализацию политических целей общества;

3) общественные организации, содержащиеся за счет добровольных пожертвований.

13. Государственные органы классифицируются на:

1) законодательные, исполнительные, судебные;

2) местные, добровольные и обязательные;

3) постоянные, религиозные и молодежные.

14. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности:

1) Советом Федерации Российской Федерации;

2) Государственной Думой Российской Федерации;

3) Правительством Российской Федерации;

4) Конституционным Судом Российской Федерации.

Какие из перечисленных органов власти не входят в систему органов государственной власти?

1) Местные администрации поселков, районов, сел;

2) Областные администрации;

3) Краевые администрации;

4) Администрация автономного округа.

17. Что не является целью деятельности Банка России:

1) Защита и обеспечение устойчивости рубля;

2) Получение прибыли;

3) Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

4) Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

18. В своей деятельности Банк России подотчетен:

1) Президенту Российской Федерации;

2) Совету Федерации Российской Федерации;

3) Государственной Думе Российской Федерации;

4) Правительству Российской Федерации.

Тест № 6

01.Государственное управление – это:

1) вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть;

2) совокупность государственных органов исполнительной власти;

3) право требования, принадлежащее органам исполнительной власти;

4) право и возможность подчинять других своей воле.

02. К основным функциям исполнительной власти относится:

1) функция оперативного управления системой;

2) функция законотворчества;

3) функция разрешения правовых конфликтов в обществе;

4) функция руководства обороной страны.

03. К мерам административного принуждения относится:

1) изъятие огнестрельного оружия;

2) лишение свободы;

3) отказ в регистрации кандидата на выборную должность;

4) лишение гражданства.

04. К государственной службе относится:

1) работа в территориальных органах федерального министерства;

2) работа в органах внутренних дел субъекта РФ;

3) работа в органах местного самоуправления;

4) работа на государственном промышленном предприятии.

05. Укажите возраст, по достижении которого наступает административная ответственность:

1) административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 14 лет;

2) административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет;

3) административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту обнаружения административного правонарушения возраста 14 лет;

4) административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту обнаружения административного правонарушения возраста 16 лет.

06. По общему правилу давность привлечения к административной ответственности составляет:

1) один месяц со дня совершения правонарушения;

2) два месяца со дня совершения правонарушения;

3) один месяц со дня обнаружения правонарушения;

4) шесть месяцев со дня совершения правонарушения.

07. Потерпевшим может быть признано лицо, которому административным правонарушением:

1) причинен моральный вред;

2) причинен физический вред;

3) причинен имущественный вред;

4) любое из перечисленных лиц.

08. Укажите срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию:

1) в течение 6 месяцев со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

2) в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

3) в течение одного года с момента совершения правонарушения.

09. Граждане РФ, прошедшие военную службу в армии другого государства:

1) освобождаются от призыва на действительную военную службу в России;

2) не освобождаются от призыва на действительную военную службу в Россию.

10. Конфискация как мера административного наказания может распространяться:

1) только на предметы и вещи, находящиеся в гражданском обороте;

2) только на предметы и вещи, изъятые из гражданского оборота;

3) на предметы и вещи вне зависимости от того, находятся они в гражданском обороте или изъяты из него.

В Центре научной политической мысли и идеологии разработан проект новой Конституции России. Краеугольным камнем проекта является идея о нравственном государстве и высших ценностях, на которых строится государство. В тонкостях Конституции России разбирался эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, кандидат юридических наук Александр Гаганов, пояснив вопрос на страницах онлайн-издания «Сибиряк Инфо».

Ценности, которые приводятся в статье 6 проекта Конституции России, исторически свойственны нашему народу. Вряд ли кто-то будет готов поспорить с любой из них. Абсолютной высшей ценностью является существование самой страны - России. Среди высших ценностей названы такие, как единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России; всеобщее благо; русская (российская) цивилизационная идентичность; народосбережение; патриотизм и любовь к Родине; любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений.

Действующая российская Конституция содержит противоречивый ценностный концепт. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Однако в части 3 статьи 55 Конституции РФ выясняется, что права и свободы человека и гражданина (то есть высшая ценность) могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Получается, что именно здесь названы настоящие высшие ценности Российской Федерации: основы конституционного строя, нравственность, здоровье граждан, обеспечение обороны и безопасности государства. И эти ценности по сути не вступают в противоречие с тем, что предлагается в проекте Конституции России. Действующая Конституция РС имеет свой охранный механизм, в том числе в части охраны и защиты ее ценностей, и значительную роль в нем играет Конституционный Суд РФ.

В , предлагается дополнительный механизм, защищающий высшие ценности страны – Палата высших ценностей. Палата высших ценностей - новый особый общественно-государственный орган, появление которого связано с построением нравственного государства на ценностных основаниях.

Что такое «общественно-государственный» орган? Является ли Палата государственным органом, потому что контролирует соблюдение высших ценностей другими государственными органами? Обратимся к части 4 статьи 130 проекта Конституции России, в которой сказано, что «контрольно-надзорная власть в России осуществляется прокуратурой России, Счетной палатой России и контрольно-счетными органами субъектов России и муниципальных образований». В этом перечне отсутствует Палата высших ценностей, то есть она не входит в систему контрольно-надзорных органов власти.

Издает ли Палата обязательные предписания, как это делают государственные органы? В части 7 статьи 46 проекта Конституции сказано, что «государственные органы и их должностные лица руководствуются в своей деятельности заключениями Палаты». Однако статьи 179 и 183 проекта Конституции России не называют заключения Палаты в составе системы правовых актов, в том числе подзаконных.

Палата высших ценностей не принимает правовых актов, подкрепленных принудительной силой государства. Палата не входит в систему государственных органов - ни в одну из четырех ветвей власти, определенных проектом Конституции России. Общественная компонента этого органа обусловлена порядком ее формирования – из лучших представителей общества.

Согласно части 1 статьи 46 проекта Конституции это особый орган, общественно-государственный не только по своей природе, но и по функциям. Функция Палаты также особая: оценка соответствия федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики и деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России.

Здесь надо обратить внимание на ряд особенностей. Во-первых , Палата высших ценностей может осуществлять проверки по собственной инициативе, это отличает ее от Конституционного Суда России. Во-вторых , в отличие от действующего Конституционного Суда Палата проверяет на соответствие высшим ценностям России обыкновения правоприменительной практики (по проекту Конституции Конституционный Суд также имеет такое право – часть 6 статьи 198). В-третьих , Палата дает заключение об оценке соответствия деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России. В-четвертых , Палата проверяет на соответствие высшим ценностям России положения федеральных законов по жалобам граждан, тогда как Конституционный Суд осуществляет конкретный конституционный контроль по жалобам на нарушение прав и свобод граждан.

Действительно, функция Палаты по проверке законов на соответствие высшим ценностям схожа с функциями Конституционного Суда России. Согласно части 9 статьи 198 проекта Конституции Суд, проверяя конституционность нормативного акта, оценивает его соответствие высшим ценностям России, иным положениям Конституции России, буквальный его смысл, а также смысл, придаваемый ему официальными и другими обязательными актами толкования, и сложившейся практикой его применения.

Поскольку высшие ценности России перечислены и конкретизированы в Конституции, то проверка закона на конституционность, осуществляемая Конституционным Судом, неизбежно должна включать в себя проверку на соответствие высшим ценностям. При этом Конституционный Суд, в отличие от Палаты высших ценностей, по результатам проверки принимает решение, которое наделено общеобязательной силой и занимает высокое место в иерархии правовых актов. Нужно обратить внимание на то, что дублирование полномочий Палаты и Суда здесь исключено: проект Конституции России называет ряд нюансов в полномочиях каждого органа.

Исключение дублирования обусловлено также принципиальными различиями в статусе органов. Положения проекта Конституции о Палате высших ценностей, конечно, потребуют уточнения и развития в соответствующем специальном законе. Можно было бы сравнить статус Палаты высших ценностей с действующей Общественной палатой Российской Федерации. В Федеральном законе от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате РФ» не стали указывать статус этого неконституционного органа.

Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти, в Законе о ней нигде не сказано, что это государственный орган или, например, орган общественной самодеятельности (общественная организация). По формальным признакам общественной организацией Общественная палата РФ также не является. В первой статье Закона Общественная палата РФ определяется через ее функции обеспечения взаимодействия гражданского общества и государства.

Решения Общественной палаты принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер. Получается, что этот орган также формируется из представителей общественности с участием органов государственной власти и не принимает общеобязательных решений. В функции Общественной палаты РФ входит общественный контроль за деятельностью органов государственной власти. Не очень ясно, на предмет чего проводится общественная экспертиза законопроектов: положения Закона, касающиеся экспертизы, прямо не говорят об этом.

Представляется, что по большей части ориентиром для Общественной палаты могут выступать права и свободы человека и гражданина. Принципиальным различием между Общественной палатой РФ и Палатой высших ценностей является то, что Палата высших ценностей - специфический институт нравственного государства, основанного на ценностях. В действующей государственной модели нет адекватного ценностного ориентира. Именно этого ориентира не хватает стране, чтобы достойно жить и развиваться .



Просмотров