Актуальные проблемы реорганизации юридических лиц. Особенности реорганизации в форме присоединения и слияния
Введение
Глава 1. Общие положения российского законодательства о реорганизации юридических лиц
1.1 Организационно-правовые основы института реорганизации
1.2 Понятие и сущность реорганизации
Глава 2. Отдельные вопросы осуществления реорганизации юридических лиц
2.1 Влияние организационно-правовой формы юридического лица на процесс реорганизации
2.2 Передаточный акт и разделительный баланс
2.3 Отдельные виды реорганизации юридических лиц
Глава 3. Проблемы законодательного регулирования обеспечения прав кредиторов юридического лица
3.1 Правопреемство при реорганизации
3.2 Гарантии кредиторов юридического лица
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования. В Российской Федерации ныне сформирована сравнительно упорядоченная система нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности хозяйственных обществ. В то же время неизбежно при реализации нормативных актов возникают проблемы, связанные как с отсутствием устойчивой практики их применения, так и с недостатками действующего законодательства.
Одной из таких актуальных проблем является проблема имущественно-правовых последствий реорганизации юридических лиц, в частности, хозяйственных обществ. Основы правового регулирования реорганизации юридических лиц, в том числе хозяйственных обществ, установлены Гражданским кодексом РФ. Актуальность избранной темы во многом предопределена развитием в нашей стране экономики рыночного типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, но и высокую степень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота.
Хозяйственные общества в настоящий момент составляют большинство участников гражданского оборота. Именно они производят основную часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего стремления субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами становятся актуальными вопросы имущественно-правовых последствий реорганизации.
До середины 90-х годов вопросы правового регулирования отношений по реорганизации юридических лиц не находили достаточного освещения в научных трудах специалистов. Некоторые актуальные проблемы реорганизации затронуты в работах, посвященных юридическим лицам в целом. С появлением новых организационно - правовых форм юридических лиц, а также способов их реорганизации, этой подсистеме норм стало уделяться значительно больше внимания.
Института реорганизации дает возможность повысить стабильность гражданского оборота, обеспечить правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, и, как следствие - увеличить прочность договорных связей. При этом наблюдаются и другие положительные следствия: максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; производительный капитал не дробится между участниками гражданского оборота и не изымается из сферы производства. Однако эта сфера недостаточно исследована в научной литературе. Действующее гражданское законодательство не определяет, что такое реорганизация юридического лица, называя лишь формы реорганизации. Нуждаются в детальной разработке проблемы имущественно-правовых последствий, возникающих в результате хозяйственных обществ.
Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Степень научной разработанности темы. Основные положения дипломного исследования базируются на научных трудах таких известных учёных, как: М.М. Агарков, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, Ю.С. Гамбаров, В.П. Грибанов, Д. М Генкин, О.С. Иоффе, Я.А. Канторович, О.А. Красавчиков, И.Б. Новицкий, Г.Ф. Пухта, В.А. Рясенцев, И.Т. Тарасов, В.М. Хвостов, Б.Б. Черепахин, Г.Ф. Шершеневич и др.
В процессе исследования использовались также труды современных российских ученых-цивилистов, в том числе: М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.В. Гуляева, В.В. Долинской, Н.В. Козловой, О.А. Красавчикова, М.И. Кулагина, Д.В. Ломакина, Б.И. Пугинского, В.П. Мозолина, В.А. Рахмиловича, Д.И. Степанова, Д.А. Сумского, Е.А. Суханова, Г.К. Толстого, М.В. Телюкиной, Д.С. Шапкина и ряда других авторов.
Цель исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем имущественно-правовых последствий, связанных с реорганизацией хозяйственных обществ на основе анализа действующего российского гражданского законодательства, теории гражданского права, правоприменительной практики.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать действующие нормативно-правовые акты, регулирующие реорганизацию хозяйственных обществ;
исследовать эволюцию российского законодательства, регулирующего имущественно-правовые последствия реорганизации хозяйственных обществ;
определить общее понятие имущественно-правовых последствий реорганизации;
обосновать правовые последствия, которые наступают вследствие нарушения процедуры реорганизации;
выявить способы защиты интересов лиц, которые вовлечены в процедуры реорганизации хозяйственных обществ;
проанализировать современную судебно-арбитражную практику.
выработать конкретные предложения по совершенствованию действующего гражданского законо
Проведение реорганизации всегда связано с определенным риском. Дело в том, что в операции задействованы не только учредители, но и кредиторы. Учесть интересы представителей сторон и соблюсти нормы действующего законодательства может быть проблематично. В связи с этим во время мероприятия могут возникать непредвиденные ситуации, которые необходимо решать незамедлительно.
Нередко даже само принятие решения об осуществлении мероприятия связано с трудностями.
Решившись на кардинальные изменения, владелец бизнеса должен заранее подготовиться к тому, что они могут привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Предприниматель не сможет учесть всех нюансов.
Однако своевременный анализ информации оградит компанию от основных проблем или поможет найти выход в будущем.
Понятие
Реорганизация – это прекращение деятельности компании, которое приводит к тому, что ее права и обязанности переходят к вновь создаваемой организации. При этом на месте старого учреждения появиться новое предприятие.
Процедура выполняется, когда действующая организационно-правовая форма не способствует достижению поставленных целей и задач.
Кроме того, с помощью мероприятия владелец бизнеса сможет исправить ошибки, допущенные в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Реорганизация способна вывести компанию из затруднительной ситуации. Подобное мероприятие выступает альтернативой ликвидации. Главное отличие состоит в том, что активы компании и рабочая сила сохраняются.
Выделяют несколько видов реорганизации. Выбирать подходящий вариант необходимо в зависимости от нюансов сложившейся ситуации.
Выделяют реорганизацию в форме:
- слияния;
- выделения;
- присоединения;
- преобразования;
- разделения.
Мероприятие считается завершенным, после того как в ЕГРЮЛ вносится запись о реорганизации ООО.
Законодательство
Чтобы грамотно выполнить процедуру реорганизации, необходимо внимательно изучить действующее законодательство.
Особое внимание следует уделить:
Своевременное изучение положений нормативно-правовых актов позволит понять, как действовать в той или иной ситуации. Это минимизирует негативные последствия при наступлении проблем во время процедуры.
Видео: процесс и его последствия
Порядок проведения
Чтобы понять, что может стать причиной возникновения проблем во время реорганизации коммерческих организаций, владелец бизнеса должен иметь четкое представление о том, как проходит процедура.
Решение
Реорганизовать учреждение можно только после принятия соответствующего решения. Действие осуществляется на общем собрании учредителей. Изменения будут осуществлены, если все лица, имеющие право голоса, согласятся на их выполнение.
Решение, принятое на собрании, фиксируется документально. Пример можно
Если у компании только 1 учредитель, поводом для старта операции служит его волеизъявление. Решение тоже придется зафиксировать документально.
Если бумага будет отсутствовать, регистрирующий орган откажется вносить изменения в ЕГРЮЛ.
Уведомление
В течение 3 дней с момента принятия решения необходимо обратиться в налоговую инспекцию и сообщить в государственный орган информацию о том, что планируется проведение реорганизации.
Бумага имеет строго установленную форму. Получить бланк для внесения информации можно в отделении налоговой инспекции. Также формуляр можно скачать в интернете.
Следует напомнить, что образцы документов периодически подвергаются коррективам.
По этой причине, если версия бланка была получена не в отделении государственного органа, ее необходимо проверить на актуальность.
Если форма бумаги будет отличаться от действующей или в документе обнаружатся ошибки, регистратор откажется вносить изменения в ЕГРЮЛ.
Документы
Реорганизация подразумевает еще ряд операций, которые требуется совершить перед финальным обращением в налоговую инспекцию.
К ним относятся:
- публикация информации в «Вестнике» ;
- уведомление кредиторов и иных заинтересованных лиц;
- извещение рабочих и решение вопроса с их переходом под начало новой фирмы.
Выполнив основные мероприятия в соответствии с действующим законодательством, владельцу бизнеса потребуется собрать пакет документов для финального обращения в фискальный орган.
Чтобы сотрудники ФНС внесли корректировки в ЕГРЮЛ, потребуется предоставить:
- учредительные документы;
- чек, подтверждающий оплату госпошлины;
- заявление по форме Р12001;
- решение о реорганизации;
- передаточный акт или разделительный баланс в зависимости от формы выполнения процедуры.
Полный перечень документации в зависимости от формы реорганизации закреплен . Занимаясь подготовкой пакета документов, необходимо проявить внимательность. Все бумаги должны быть составлены по форме, зафиксированной в законе.
Ошибка чревата отказом в проведении процедуры.
Следует помнить, что денежные средства, уплаченные в качестве госпошлины, не возвращаются вне зависимости от ответа регистрирующего органа на заявку.
Чтобы повысить вероятность прохождения процедуры реорганизации, предприниматель может обратиться в специализированные компании, которые оказывают подобные услуги.
Однако использование посредника существенно повысит размер трат на проведение процедуры. Помимо оплаты госпошлины, владельцу бизнеса предстоит заплатить от 15 000 руб.
Точная сумма зависит от вида реорганизации и спектра услуг, которые требуются клиенту.
Проблемы с реорганизацией
Решившись на мероприятие, владелец бизнеса должен заранее подготовиться к предстоящим проблемам.
Не все кредиторы или иные заинтересованные лица будут согласны с осуществлением действия. Чтобы выполнить процедуру в соответствии с законом, предпринимателю предстоит разрешить все возникшие в процессе реорганизации споры.
Налоговые
Проблемы с налоговой во время реорганизации – нередкое явление. Не все владельцы бизнеса знают, что нужно сделать, чтобы вновь созданная компания была признана аккуратным налогоплательщиком.
Так, нередко предприниматели продолжают использоваться старый ИНН организации. Действие является ошибочным.
Следует помнить, что в процессе реорганизации создается новая компания. Это значит, что человеку, ответственному за проведение мероприятия, предстоит повторно получить реквизит для компании.
Еще одна частая проблема – отказ признавать долги.
После завершения процедуры, многие предприниматели думают, что все имеющиеся задолженности продолжают числиться за фирмой, прекратившей существование. Но как показывает практика, подобное суждение ошибочно.
Все права и обязанности переходят к новой компании. Это значит, что возвращать задолженность перед бюджетом предстоит новой фирме.
Другая распространенная ошибка предпринимателей – попытка подать декларацию за новую компанию отдельно от предыдущей. Для удобства владельцев бизнеса действующее законодательство позволяет объединить отчетность старой и новой фирм и подать ее совместно.
Следует помнить, что действие разрешается выполнять только за квартал, в котором было проведено мероприятие.
Реорганизация нерентабельных компаний
Чаще всего реорганизация нерентабельных компаний выполняется в форме присоединения. Владельцам убыточного предприятия предстоит решить проблемы с вхождением в состав другой фирмы.
Руководителю потребуется уведомить рабочих и дождаться их решения о возможности продолжения сотрудничества.
Проблемы правопреемства
Когда выполняется реорганизация, все права и обязанности компании переходят к новому юридическому лицу. Однако операция связана с рядом сложностей.
Так, в обязательном порядке должен быть оформлен передаточный акт. Пример
В документации фиксируются обязательства, которые принимает новая компания.
Не все кредиторы могут согласиться продолжать сотрудничать с новой компанией. Часть из них может потребовать досрочного расчета по обязательствам.
Подобную возможность фиксирует действующее законодательство.
Эксперты советуют решать все вопросы до процедуры реорганизации. Однако требования кредитора не могут стать причиной прекращения операции.
Признание незаконной
Не всегда реорганизация доводится до конца. Бывают случаи, когда процедура может быть признана незаконной.
Рассмотрим перечень ситуаций, когда может быть принято подобное решение:
- в процессе осуществления мероприятия были нарушены права учредителей или кредиторов;
- во время осуществления процедуры произошли отклонения от установленной законом схемы;
- информация о мероприятии не была размещена в СМИ. Как следствие кредиторов не уведомили о начале реорганизации.
Процедура оспаривается в судебном порядке.
Во всех вышеперечисленных случаях государственный орган примет решение в пользу пострадавшей стороны и признает мероприятие незаконным. Однако не во всех ситуациях реорганизация признается недействительной.
Суд не станет удовлетворять иск, если произошли следующие ситуации:
- были предоставлены недостоверные сведения;
- истец просит признать операцию ничтожной сделкой;
- кредиторы не получили уведомление о старте процедуры, однако данные были размещены в Вестнике;
- истец хочет обжаловать документацию компании без оспаривания реорганизации.
Во всех случаях оспорить законность проведения мероприятия не удастся. Государственный орган не станет удовлетворять поступивший иск, а реорганизация будет признана действительной.
Своевременное решение проблем – важный нюанс, позволяющий качественно завершить реорганизацию.
Практика показывает, что полностью избежать их не получится. По этой причине необходимо заранее подготовиться к конструктивному диалогу.
Использовать методы решения спора необходимо в зависимости от ситуации и в соответствии с действующим законодательством.
- Введение
- Глава 1. Общие положения российского законодательства о реорганизации юридических лиц
- 1.1 Организационно-правовые основы института реорганизации
- 1.2 Понятие и сущность реорганизации
- Глава 2. Отдельные вопросы осуществления реорганизации юридических лиц
- 2.1 Влияние организационно-правовой формы юридического лица на процесс реорганизации
- 2.2 Передаточный акт и разделительный баланс
- 2.3 Отдельные виды реорганизации юридических лиц
- Глава 3. Проблемы законодательного регулирования обеспечения прав кредиторов юридического лица
- 3.1 Правопреемство при реорганизации
- 3.2 Гарантии кредиторов юридического лица
- Заключение
- Библиографический список
18.09.2017
Акционерное общество, находящееся на стадии реорганизации в форме преобразования, а также одновременного выделения и присоединения запросило ФНС РФ по порядку проведения данной процедуры. Рассмотрев запрос, центральный аппарат опубликовал ответ в письме за номером ГД-4-14/17223@. О содержании этого письма и расскажет наша новая статья.
Проблемы совмещения нескольких форм реорганизации
В запросе налогоплательщик поставил три вопроса. ФНС РФ последовательно ответила на них. Хотя и далеко не полно. Прежде всего, фискальный орган разъяснил, что начиная процесс реорганизации, компания обязана направить в местную ИФНС уведомление по форме № Р12003, утвержденное Приказом № ММВ-7-6/25@.
Далее чиновники указали, что при одновременном выделении и присоединении фирма подаёт заявление о госрегистрации нового юрлица по форме Р12001. На этом ФНС посчитала, что ответила на вопрос налогоплательщика. Однако проблема регистрации реорганизованных компаний гораздо шире, чем это может показаться на первый взгляд.
Начнем с того, что еще в сентябре 2014 года вступили в силу изменения в ст.57 ГК РФ. Они позволили одновременно проводить процессы преобразования, выделения, разделения, слияния и присоединения. Таким образом, Кодекс однозначно разрешил подобную процедуру. Однако, законодатель до сих пор не внес соответствующие изменения в нормативные акты о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а также в законы об организационно- правовых формах. Поэтому и сама ФНС РФ не привела свои уведомления и заявления в соответствии с ГК РФ .
Так, в документах по формам №Р12003 и №Р12001 графа «форма реорганизации» не предусматривает, допустим, одновременного проведения преобразования и присоединения или разделения и выделения.
Следовательно, если предполагаемая реорганизация не укладывается в существующие формы уведомлений (заявлений), то налоговые органы не разрешат её одновременного проведения. В подобных случаях они обязывают налогоплательщика проводить поэтапную процедуру реорганизации и отказываются вносить сведения в ЕГРЮЛ. При этом ИФНС стандартно ссылается на неурегулированность законодательства .
Что же касается судебной практики, то она в этом случае стоит на стороне фискальных органов (Постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-11270/15). И так будет до тех пор, пока государство не внесет изменения в соответствующие законы.
Какая ИФНС вносит сведения в ЕГРЮЛ о начале реорганизации, если в ней участвуют несколько юрлиц?
Считается, что все заявления и уведомления в этом случае должны подаваться в ИФНС по месту регистрации юрлица первым направившим такое уведомление. Это правило опирается на нормы ст.15 закона о госрегистрации юрлиц и предпринимателей. Однако и здесь есть нюансы. В частности ФНС РФ указала, что если в реорганизации участвуют несколько хозяйствующих субъектов, то сведения в ЕГРЮЛ о том, что юрлица проходят стадию реорганизации вносит ИФНС в зоне ответственности которой находится компания последней принявшая решение о реорганизации . Понятно, что эти данные вносятся только на основании формы № Р12003. Такое правило зафиксировано в п. 3.1. Порядка взаимодействия налоговых органов, утвержденного Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/43@.
Исходя из этого, компания, последней принявшая решение о реорганизации, направляет уведомление в свой налоговый орган, а территориальные ИФНС уже сами обмениваются информацией в порядке взаимодействия.
Какой адрес следует указывать в уведомлении, если компания создается путем разделения (выделения) и тут же прекращает свое существование в результате присоединения?
Отвечая на последний вопрос, ФНС РФ сослались на требования к оформлению документов, утвержденные приказом № ММВ-7-6/25@. В частности центральный аппарат фискального органа указал, что если компания возникает в результате разделения (выделения) и тут же прекращает свое существование присоединившись к третьему лицу, то в качестве адреса этого промежуточного субъекта заявитель указывает адрес постоянно действующего исполнительного органа фирмы, подвергнувшейся реорганизации. Если же такого органа нет, то в уведомлении пишется адрес лица, имеющего право действовать без доверенности от имени реорганизуемой компании.
Актуальность рассматриваемой темы продиктована нынешними условиями развития экономики России. Экономика рыночного типа, где основными участниками гражданского оборота являются коммерческие и некоммерческие организации. Существующие в РФ правовые средства не совершенны и требуют дальнейшего развития. Существующее гражданское законодательство нуждается в выработке новых, более совершенных правовых средств и методов регулирования гражданского оборота. Необходимо уделять этому вопросу максимальное внимание, так как именно юридические лица выполняют основной объем производства и предоставления своих услуг, пополняют государственную казну, являясь основным источником налогообложения. От уровня защищенности прав юридических лиц при реорганизации зависит не только экономическое состояние государства, но и уровень качества жизни, так как они являются источником не только материальных, но и духовных ценностей. Таким образом, процедура реорганизации юридического лица играет важную практическую роль в жизни всех заинтересованных лиц: учредителей (участников), кредиторов, публичных образований и др.
Много проблем возникает и в случае неправильно выбранного вида реорганизации. Практика показывает, что руководство компании никакого представления не имеет о положении дел своей организации. Они это узнают только уже в процессе реорганизации, вид которой, часто, менее благоприятно скажется на положении всех заинтересованных лиц. В Статье 57: «1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом».
Трудности возникают и в связи с тем, что в законодательстве нет единого определения реорганизации. Существует много попыток укрепить за этим словом одно единственное определение на уровне закона, но в настоящее время нет этого ни в гражданском кодексе, ни на уровне науки. Этот термин рассматривается в качестве способа создания и прекращения юридического лица.
Итак, ГК РФ в ч. 2 статьи 218 приравнивает реорганизацию к универсальному правопреемству. Содержание статьи 1093 ГК РФ, указывает на реорганизацию как один из способов прекращения юридического лица.
Очень много противоречий и вопросов возникают и в связи с внесениями изменений в ГК РФ и другие нормативно-правовые акты. Российское право не дает учредителям юридических лиц быть уверенными в том, что их решение реорганизовать компанию в целях повышения конкурентоспособности или других причин такого решения не приведет к ухудшению положения дел в связи с юридическими тонкостями этого процесса.
Впоследствии поправок, внесенных в ГК РФ в сентябре 2014 года, возникли коллизии между нормативными правовыми актами, что привело к ряду проблем.
Пункт 5 статьи 58 ГК РФ до изменений, внесенных ФЗ № 99 от 25 апреля 2014 года «О внесении изменений в главу 4 части первой гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривала, что «при преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица переходили к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом». Новая же редакция этой нормы не содержит упоминания о передаточном акте, напротив, она устанавливает, что «при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо иной формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Вместе с тем, требование о необходимости составления передаточного акта при реорганизации путем преобразования предусмотрено в том числе пп. «д» п. 1 ст. 14 Федерального закона № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее ФЗ № 129). Общие положения ст. 59 ГК РФ о передаточном акте не содержат указаний на то, что они подлежат применению только в отношении каких-либо определенных форм реорганизации, а пункт 2 этой статьи прямо предусматривает как необходимость представления надлежащим образом утвержденного передаточного акта для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, так и последствия несоблюдения этого правила.
Ч.2 Статьи 59 говорит о том, что «непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, созданных в результате реорганизации».
Фактически, возникает ситуация, когда юридическое лицо не может функционировать и потеряет репутацию, клиентов, партнеров, то есть она не застрахована от этого в полной мере, поэтому учредителям приходиться еще больше включаться в процесс реорганизации. Приходиться нанимать опытных юристов и составлять мельчайший план по этой процедуре. Пока все юридические вопросы по реорганизации не решены, фирма подвергается различным рискам: налоговые, репутационные, кадровые и другие.
Налоговые риски заключаются в том, что налоговая инспекция может изъявить желание о проведении дополнительной проверки, могут потребоваться уплаты новых, дополнительных налогов, так же могут быть пересмотрены ранее уплаченные суммы и ставки. И множество других, например, единовременная выплата налогов при присоединении предприятий с накопившимися долгами в пользу государства.
Репутационные риски могут быть выражены, указывалось выше, в ухудшении отношений с партнерами, клиентами, которых просто не привлекает новый бренд, продажи резко сокращаются, и государственными инстанциями.
Кадровые риски. Наиболее сильные, квалифицированные специалисты могут быстро уйти к конкурентам, так как процесс преобразования затрагивает их интересы.
Рассмотрев лишь меньшую часть существующих актуальных проблем в законодательстве РФ, регулирующих реорганизацию юридических лиц, можно сделать вывод. Процедура реорганизации – это жизненно важный процесс как для собственников бизнесов, персонала, партнеров, клиентов и государства в целом, ведь именно от качества урегулирования этого процесса зависит конкурентное преимущество компании, которое может производить как материальные так и духовные ценности.
Список литературы
1. Белов В.А. Сингулярное правопреемство в обязательстве. 2-е изд.-М.: АО «ЦентрЮринфоР», 2014. 265 с.
2. Брагинский М.И., Медведева Т.М., Тимофеев А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран западной Европы. М., 2015. 75 с.
3. Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Лекс-Книга, 2012. 303 с.