Значение слова «норма

Значение слова НОРМА в Словаре Даля

НОРМА

жен. , лат. общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Нормальный вес, мера, принятые за общее где либо правило и служащие основаньем; единица веса и меры. Нормальная, в математике прямая черта, проходящая через точку касания и отвесно к касательной. Нормаль, симб. на суконных фабриках, первоначальная стоимость половинки сукна (Наумов).

Даль. Словарь Даля. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НОРМА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НОРМА в Новейшем философском словаре:
    (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, …
  • НОРМА
    УПРАВЛЯЕМОСТИ ШИРОКАЯ - см ШИРОКАЯ НОРМА УПРАВЛЯЕМОСТИ …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДЕЛЬНАЯ - см. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    ТРАНЗИТНАЯ - см. ТРАНЗИТНАЯ НОРМА …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    РЕЗЕРВНАЯ - см. РЕЗЕРВНАЯ НОРМА …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    ПРИБЫЛИ - отношение объема годовой прибыли к авансированному на ее получение капиталу (Н.п. на активы, инвестиции) или к затратам, понадобившимся …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    ПРАВА - установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения. Н.п. имеют определенную структуру и подразделяются на виды. Структура правовой …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОБЩАЯ - см. ОБЩАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ЛОКАЛЬНАЯ - см. ЛОКАЛЬНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - юридически обязательное правило поведения государств и других субъектов международного права в их международных отношениях. Конвенционная (в отличие …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    КОЛЛИЗИОННАЯ - см КОЛЛИЗИОННАЯ НОРМА …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    ИМПЕРАТИВНАЯ - см ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    ЗАМЕЩЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ - см. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    БЛАНКЕТНАЯ - см. БЛАНКЕТНАЯ НОРМА …
  • НОРМА в Современном энциклопедическом словаре:
  • НОРМА в Энциклопедическом словарике:
    (от латинского norma - руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательный порядок чего-нибудь, правило (например, норма поведения). 2) …
  • НОРМА
    Н́ОРМА ЯЗЫКОВАЯ, совокупность общеупотребит. языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиб. пригодными в конкретный ист. …
  • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ОРМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, отношение прибыли к сумме производств. осн. фондов и оборотных средств либо к себестоимости продукции. Один из осн. показателей …
  • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ОРМА ПРИБЫЛИ, отношение прибыли ко всему авансиров. капиталу или к издержкам произ-ва, выраженное в процентах. Характеризует эффективность использования капитала, доходность …
  • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ОРМА ПРАВА, форма выражения права; санкционированное гос-вом обязат. правило общего характера (закон, указ, пост.) в той или иной области обществ. …
  • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ОРМА ОСУШЕНИЯ, глубина залегания грунтовых вод, при к-рой обеспечивается оптим. вод. режим почвы для с.-х. культур и проведения с.-х. работ …
  • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ОРМА НАКОПЛЕНИЯ, отношение инвестируемого капитала к действующему капиталу на макроуровне; показывает долю нац. дохода, используемого на …
  • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ОРМА ВЫСЕВА СЕМЯН, кол-во (млн. шт. или кг) высеваемых на 1 га семян, обеспечивающее нормальную густоту всходов и полноценный …
  • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ОРМА ВЫРАБОТКИ, определяет кол-во продукции в натуральном выражении (т, кг, м, шт.), к-рое должно быть произведено работником (бригадой) соотв. квалификации …
  • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ОРМА ВРЕМЕНИ, определяет необходимые затраты времени на изготовление единицы продукции (выполнение определ. объёма работы) одним или группой рабочих соотв. …
  • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ОРМА, матем. понятие, обобщающее понятие абс. величины числа. Напр., Н. ||х|| вектора х наз. его …
  • НОРМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Н́ОРМА (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец), узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Установленная мера, ср. величина чего-нибудь (напр., …
  • НОРМА в Словаре лингвистических терминов:
    Наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты. Произносительная (орфоэпическая) …
  • НОРМА в Словаре русского языка Ожегова:
    установленная мера, средняя величина чего-нибудь Н. выработки. Н. высева семян. Н. выпадения осадков. норма узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй …
  • НОРМА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь …
  • НОРМА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    нормы, ж. (латин. norma). 1. Узаконенное установление. Правовые нормы. - Обычный, признанный обязательным порядок, состояние. Языковая норма. Нормы морали. Норма …
  • НОРМА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Установленная мера, размер чего-либо. отт. Установленная производительность труда. отт. Средняя, обычная величина чего-либо. 2. Экономический, технический и …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    СТРАХОВОЙ ОЦЕНКИ СТРОЕНИЙ - денежное выражение стоимости единицы измерения нового строения, исчисляемой по соответствующим ценам и тарифам при государственном страховании …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    СТРАХОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - установленный законодательством конкретный размер страховой суммы, применяемый в обязательном страховании …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    СБЕРЕЖЕНИЯ - доля личного располагаемого дохода, остающаяся в распоряжении владельца и используемая для накопления или погашения …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    РЕЗЕРВОВ - см. УРОВЕНЬ РЕЗЕРВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА. в конституционном праве - число жителей или избирателей, представляемых одним депутатам. По общему правилу, Н.п. при выборах одного …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ БАНКОВ - устанавливаемые законом процентные отношения суммы обязательных резервов, образуемых по отдельным статьям банковских пассивов, к объему обязательств …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    ОБСЛУЖИВАНИЯ - нормативно установленный объем обслуживания технических средств, людей, помещений, в расчете на одного обслуживающего работника в течение определённого периода …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    ОБОРОТА - отношение объема продаж к объему товара, хранящегося на …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - см НАЛОГОВАЯ СТАВКА …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    НАКОПЛЕНИЯ - доля средств в общем объеме полученного дохода, выделенных как накопления, инвестиции (капиталовложения) . В макроэкономическом аспекте Н.н. выражает …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ - процентное отношение годовой суммы амортизации к первоначальной стоимости основных средств. Действующие нормы амортизации установлены постановлением Совета …
  • НОРМА в Словаре экономических терминов:
    (лат. nonna) - 1) установленная, документально подтвержденная величина, определяющая нормативный уровень расходования ресурсов, получения доходов, прибыли, затрат времени, выработки продукции; …
  • НОРМА в Энциклопедии трезвого образа жизни:
    — образцовое, правильное состояние; состояние, не впадающее ни в какую крайность; состояние равновесия, при котором человек испытывает минимум потребностей; состояние, …
  • НОРМА в Медицинских терминах:
    (лат. norma) в биологии и медицине оптимум функционирования и развития …

Наша жизнь подчинена системе норм: мы точно знаем, сколько часов должны спать, сколько килограммов весить и сколько воды выпивать в день. При этом наше «идеальное я», которое полностью соответствует всем стандартам, все равно остается где-то вне досягаемости. Но что такое нормы и так ли полезно для здоровья их соблюдать? Преподаватель медицинской философии Орхусского университета в Дании Джонатан Шолл убежден, что медицине пора переключиться с единых стандартов на индивидуальные рекомендации. «Теории и практики» публикуют перевод его статьи для Aeon.

Медицина страдает от такой проблемы, как вариативность. В XIX веке французский физиолог-экспериментатор Клод Бернар утверждал, что индивидуальная изменчивость мешает медицинским заключениям. По его мнению, если бы мы могли доказать, что патология - это просто количественное отклонение от нормы, мы нашли бы ключ к лечению любого человека, вне зависимости от того, насколько он отличается от остальных. В конце концов, если патология - это просто девиация, то проясняется не только цель, но и сам метод терапевтического лечения: вернуть больного человека, орган, клетку или систему обратно в нормальное состояние.

От этой точки зрения по-прежнему отталкиваются многие биомедицинские исследования; ученые регулярно вмешиваются в работу организмов, клеток, генных сетей, чтобы определить, как эти системы функционируют «нормально». Исследователи нарушают привычные процессы в живых системах, чтобы установить стандарты и найти новые способы лечения.

Но что мы имеем в виду, когда говорим о нормальной физиологии? Как написала в 2011 году философ Сара Могаддам-Таахери, если мы смотрим на анормальность не как на «сломанную нормальность», а как на качественно другое состояние, то сложно понять, каким образом такие вмешательства могут восстановить здоровье больного.

В то время как исследователи могут упустить эти тонкости, медицинские философы анализируют нюансы и пытаются дать определение нормы годами. Один мыслительный эксперимент предлагает нам рассмотреть варианты, которые располагаются по краям спектра и не считаются при этом патологиями: зеленый цвет глаз, дальтонизм, очень высокий или очень низкий рост, фотографическую память, обостренный вкус. Им можно противопоставить другие состояния или вариации: которые доставляют неудобства только в определенной среде (например, неспособность восстанавливаться после воздействия ультрафиолета); которые проблематичны только в некоторых культурах или только в определенное время (альбинизм или слуховые галлюцинации); которые настолько экстремальны, что мешают нормальному функционированию всего организма (как болезнь Тея - Сакса).

Но и с разными проблемами вполне можно жить. Например, существуют люди, которые имеют высокий IQ и ведут нормальную социальную жизнь, несмотря на гидроцефалию - состояние, при котором избыточная жидкость в желудочковой системе головного мозга расширяет череп и часто приводит к серьезным повреждениям. Как нормальность может быть научной концепцией, когда ее спектр настолько широк? И в конце концов, что такое нормальность? Правильно ли мы понимаем это слово? И как соответствовать нормам?

«Неважно, каким необычным нам кажется индивидуум, - его по-прежнему можно считать нормальным, если его поведение гарантирует выживание в конкретной среде»

Чешский философ Иржи Ваха в 1978 году систематизировал различные значения нормальности. «Нормальный» может значить частый , то есть наиболее распространенный среди населения, например карие глаза у жителей Средиземноморья или голубые - у скандинавов. «Нормальный» может означать средний в математическом смысле, например средний вес или рост населения - такие данные часто представляют на графиках в виде колоколообразной кривой; или типичный , как можно сказать о представителе группы, популяции или вида. Иногда под «нормальным» имеется в виду соответствующий - без дефектов, недостатков или нарушений, а иногда - оптимальный в плане пика формы, сюда можно включить физическое здоровье или острый ум. Либо слово можно трактовать как идеальный в платоновском значении, когда речь идет о совершенной красоте или совершенном теле. И наконец, есть наше обычное ежедневное использование слова, которое чаще всего находится где-то между всеми этими значениями и образами, от «общепринятого» и «стандартного» до «ожидаемого» и «хорошего».

В любом случае, использование «нормы» в конкретном значении может привести к серьезным последствиям, особенно если учесть, что в мире привилегированное положение как раз у «нормальных». Какое-то отклонение - от зеленых глаз и голосов в голове до жизни с гидроцефалией - будет ненормальным в той или иной ситуации: нераспространенным, редким, нетипичным, потенциально несоответствующим, неблагоприятным, дефективным в чем-либо, - и необходимо из этого состояния вернуться к норме. Однако считать такие вариации патологией - довольно спорно или просто странно, особенно если они в каком-то смысле полезны.

Благодаря осознанию этого простого факта многозначность слова «нормальный» в медицине сохранялась столетиями. В XIX веке, когда Бернар определял болезнь как «отклонение от нормы», бельгийский математик Адольф Кетле пробовал изучать человеческое тело с помощью статистики, чтобы выявить закономерности в индивидуальных различиях. Поскольку любой параметр мог стать объектом такого исследования, казалось, что все можно объяснить с помощью средних значений; следовательно, рост, вес, кровяное давление, частота сердцебиений, уровни рождаемости и смертности - все эти показатели можно представить в виде симпатичных кривых.

В сознании Кетле эти средние значения стали жить собственной жизнью; они больше не были описаниями параметров, но виделись идеалами, на которые нужно равняться. Действительно, ныне вызывающий противоречия индекс массы тела, который часто используется для определения уровня здоровья, изначально назывался индексом Кетле.

Кетле считал, что эти показатели описывают homme moyen , или «среднего человека», - идеального человека, которого могла бы создать природа; он стоит в самом центре того, что теория вероятности называет распределением Гаусса. В то время как такому человеку совсем не обязательно существовать в реальности, математические значения рассматривались как настоящий стандарт, с помощью которого можно судить об отклонениях от нормы, то есть о недостатках. Следовательно, «индивидуальность стала синонимом ошибки, и усредненный человек представлялся настоящим человеком». Вкупе со взглядами Бернара такой подход стал важным шагом к привилегированному положению нормальности, которое мы наблюдаем сегодня.

В XX веке французский философ Жорж Кангилем представил более современную точку зрения: преследуя концепцию нормальности, ученые XIX столетия не учли, что биология эволюции говорит об изменчивости организмов. В труде «Норма и патология» (1943) Кангилем описывает идею Чарльза Дарвина о том, что организмы устанавливают и поддерживают постоянство, схемы работы и поведения для того, чтобы выживать в изменяющихся обстоятельствах. Кангилем использовал термин «норма» для обозначения различных регулирующих процессов, от внутренней регуляции гормонов до перемен в диете, чтобы напомнить: неважно, каким необычным или далеким от нормы нам кажется индивидуум, - его можно по-прежнему считать нормальным, если его поведение гарантирует выживание в конкретной среде.

В общем, понятие нормальности зависит от контекста. Что нормально для одного, может быть неприемлемо для другого, один и тот же организм может быть нормальным в одной среде и ненормальным - в другой. Только посмотрите на врожденную разницу в способности перерабатывать лактозу или приобретенные различия: скажем, у выносливых спортсменов сердце больше и пульс реже. Такие примеры помогают проиллюстрировать, что среди людей нормальность варьируется и что отличия и даже аномалии - это еще не признак патологии.

Относительность, которая зависит от окружающей среды, наблюдается повсюду. Есть люди с бессимптомной гипертонией, которые на больших высотах начинают страдать от боли в груди, тошноты и затрудненного дыхания. У разных людей - разные способности по восстановлению после воздействия ультрафиолета: они варьируются от несерьезного повреждения кожи до злокачественных образований и рака. Существует дислексия, которая, по мнению некоторых, должна считаться вредным явлением только там, где чтение является неотъемлемой частью культуры. Даже определенная среда не является ни нормальной, ни ненормальной. Только отношения между индивидуумом и средой определяют грань между нормальными и ненормальными вариациями.

Нормальность не может быть ни абсолютной, ни универсальной. В то же время, по мнению Кангилема, это не повод отказываться от исследования здоровых и патологических явлений с точки зрения биологии. При этом нам нужно смотреть на здоровье и болезнь, учитывая, что внутри них существуют психологические, поведенческие и структурные закономерности, причинно-следственные связи и биологические нормы. Говоря о нормах, Кангилем предлагает разделить их на «движущие» и «отталкивающие». Движущие нормы выдерживают различные пертурбации и адаптируются к изменяющимся требованиям, они позволяют организму преодолевать препятствия. Движущий ответ иммунитета включает в себя выработку антител, чтобы противостоять враждебным бактериям и токсинам.

Отталкивающие нормы избегают пертурбаций и ограничивают работу организма; их хрупкость требует строго определенной окружающей среды. Отталкивающий ответ иммунитета на захватчиков извне включает воспаление, которое может привести к гиперчувствительности и экстремальным аллергическим реакциям вплоть до анафилактического шока.

Индуктивный подход Кангилема противоречит выводам ученых XIX века и самой концепции нормальности как неизменного качества, столь распространенной и сегодня. Вместо того чтобы начать с жесткого определения нормальности, из которого следует понятие ненормальности, метод Кангилема начинает с физиологии и затем ищет теоретические обоснования для объяснения увиденного.

Такой метод положил начало исследованиям, которые медицинские философы сейчас называют натурализацией . Ответы на вопросы должны появиться благодаря наблюдениям за проявлениями таких качеств, как выносливость (поддержание постоянства в системе, несмотря на изменения), пластичность (перемещение между разными уровнями функциональности), гомеодинамика (компенсация признаков старения) и хрупкость (повышенная чувствительность к изменениям). С помощью этих и других показателей биология - а не идея нормальности - определяет, что характерно для здоровья и болезни.

«Во многих случаях смена среды может оказаться эффективнее, чем действия над больным»

Систематический биологический подход также более применим к изменчивому миру, в котором виды находятся в постоянном движении, а организм и окружающая среда должны быть синхронизированы. В конце концов, системы могут быть устойчивыми или гомеостатичными или хрупкими только при определенных внешних и внутренних условиях. Вы не можете говорить о стойкости иммунитета, генной сети или целого организма, не уточняя при этом множество биологических переменных и параметров окружающей среды. Каждая система уникальна, и ее невозможно отделить от обстановки вокруг. Это приводит нас к вопросу: когда мы говорим о здоровье, это здоровье для кого? Относительно каких внутренних и внешних условий?

Ответы на эти вопросы критичны для понимания здоровья и лечения болезней. Такой подход может помочь избавиться от самой стигмы болезни, поскольку мы предполагаем, что и здоровье, и болезнь нормальны, они отражают различные закономерности и образ жизни. Болезнь не противоречит природе и не сигнализирует об отсутствии норм - нормы просто другие . Это не значит, что мы должны возвышать болезнь: нам не нужно смотреть на страдания как на благо и способ закалить характер, так же как мы не должны видеть в психических заболеваниях путь к просветлению. Наоборот, как предполагает натурализация, тот факт, что и здоровье, и болезнь являются нормой, не значит, что они равны или неразличимы.

Взгляд на нашу биологию через призму натурализации дает новую перспективу в отношении здоровых привычек. Хотя философия Кангилема предполагает, что только сам человек способен определить, что идет ему на пользу, это не значит, что здоровье - просто вопрос субъективного выбора или что каждый обладает неограниченной властью в этом вопросе: например, я предпочитаю Х, а ты - Y, следовательно, для меня X - это здоровый выбор. Здоровье человека индивидуально из-за влияния его уникальной жизненной истории и поведения на тело и ум. Так что медицине нужно определять, что предпочтительно для каждого человека в зависимости от его собственной биологии, окружающей среды и образа жизни.

Все это предполагает, что медицина не должна восстанавливать предыдущие нормы (которых может не существовать) после того, как заболевание и просто время изменили живую систему окончательно. Также она не должна заставлять людей подстраиваться под единые стандарты и методы лечения, которые диктуют органы здравоохранения, поскольку то, что полезно для одного, может уничтожить другого. Вместо этого новая, индивидуальная медицина должна сотрудничать с человеком, чтобы найти новый способ работы, который будет учитывать его уникальную физиологию, а также возможности и ограничения конкретной окружающей среды. Во многих случаях смена среды может оказаться эффективнее, чем действия над больным.

Никогда еще взгляд на этот вопрос не был таким критичным, учитывая беспокойства, что медицинские институты патологизируют нормальность: вводят форму лечения, которая учитывает социальные и политические ценности вместо самого заболевания. Идет ли речь о всплеске популярности риталина в школах или о постоянно меняющихся советах по поводу здоровой диеты, кажется, больше всего нам нужна философия медицины, которая ориентируется на интересы пациента и соответствует контексту жизни каждого человека.

Когда мы применяем в речи тот или иной термин, необходимо четко понимать, правильно ли мы его используем и понимает ли наш собеседник, о чем речь. В нашей статье мы расскажем, что такое норма, как правильно использовать этот термин и когда это будет уместно.

«Норма» - это термин, который в русской речи может использоваться в разных значениях во многих сферах жизни. Слово используется в экономике, математике, медицине, лингвистике и других областях. В общем смысле норма - это некий стандарт. Давайте разберемся со значениями этого слова более детально.

Значения слова «норма» в разных сферах

  • В экономике термин «норма» применяется в качестве размера предопределенного показателя планируемых расходов ресурсов и материалов в расчете на одну единицу.
  • В математике этот термин обозначает величину длины вектора и абсолютного значения числа.
  • В медицине термином «норма» обозначается нормальный уровень здоровья.
  • В типографии нормой называют сокращенный вариант заглавия книги или фамилии автора, расположенные в нижней левой части первой страницы каждого печатного листа.
  • Языковая норма - это устоявшаяся совокупность общеупотребляемых слов, которые признаны социумом.
    • подвидом термина «языковая норма» является «литературная норма». Этот термин обозначает образцовое и грамотное употребление языковых средств, а также правил их использования. Это те нормы, которые фиксируются в различных словарях, грамматиках, обучающих материалах для учеников и т. п.
    • «лексическая норма» - правильное употребление слова в речи и написании.
  • Норма права - это форма определения прав и обязанностей гражданей, закрепленная законом того или иного государства. Другими словами, это - закон, общий порядок.
  • Культурные и нравственные нормы - это нормальное и правильное поведение в социуме. Подробнее читайте в статье: .

Как обобщающий термин слово «норма» может обозначать следующее

  1. Правило, предписание, общее положение, которое действует и требует исполнения.
  2. Допустимый диапазон, некая средняя величина.
  3. Образец, пример.

Использование термина «норма»

Такой термин применяется не только в русском языке. Стоит отметить, что созвучный термин и идентичный по написанию есть в украинском, белорусском, македонском, сербском языках. Обозначение этого термина сохраняется - это термин, обозначающий обычное положение вещей, какое-то правило или устой.

Существует много словарей, которые толкуют термин «норма» в своём стиле. Но значение, тем не менее, по-прежнему остается то же. Это такие словари, как:

  1. Логический словарь-справочник Кондакова;
  2. Толковый словарь живого великорусского языка Даля;
  3. Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона;
  5. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка Ефремовой;
  6. Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой и другие.

Примеры употребления слова «норма»

  • Некоторые люди считают, что нормы закона - не для них.
  • Воспитанность - это обязательная норма поведения в социуме.
  • Необходимость придерживаться культурных и нравственных норм должна воспитываться в детях с самого детства.

В данном случае видим, что слово "норма" обозначает правило, которое действует для всех и которое обязательно для исполнения.

  • Однополые браки во многих европейски странах становятся нормой.

Слово используется для обозначения общепризнанного явления, чего-то нормального и обычного.

  • Суточная норма калорий для людей весом от 60 до 65 кг составляет 1300-1500 ккал.

Здесь мы употребляем термин, чтобы показать, что указанное количество единиц (ккал) - это нормально для организма. То есть, слово указывает на нормальные единицы измерения, которые не демонстрируют никаких отклонений.

Теперь вы знаете, что такое норма, и имеете представление о разных значениях данной лексемы.

Норма

но рма , нормы, жен. (лат. norma).

1. Узаконенное установление. Правовые нормы.

| Обычный, признанный обязательным порядок, состояние. Языковая норма. Нормы морали. Норма поведения. Выйти из нормы. Это не норма, а исключение.

2. Установленная мера, размер чего-нибудь. «Нормы представительства устанавливаются Конституциями союзных республик.» Конституция СССР . Норма суточной выработки.

| Средняя, обычная величина, размер чего-нибудь. Норма выпадения осадков. Норма атмосферного давления.

| Величина, выражающая отношение между чем-нибудь. Норма прибыли (в капиталистическом производстве - отношение прибавочной стоимости к затраченному капиталу; экон. ). Норма заработной платы (в капиталистическом производстве - отношение номинальной заработной платы к стоимости рабочей силы; экон. ).

3. Сокращенное заглавие книги, даваемое мелким шрифтом на первой странице каждого печатного листа внизу с левой стороны (тип. ).

Современный экономический словарь. 1999

НОРМА

(лат. norma)

1) узаконенное правило, установление, признанный обязательным порядок организации дела, осуществления действий;

2) установленная, документально подтвержденная величина, определяющая нормативный уровень расходования ресурсов, получения доходов, прибыли, затрат времени, выработки продукции.

Словарь лингвистических терминов

Норма

Наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты. Произносительная (орфоэпическая) норма. Лексическая норма. Морфологическая норма. Синтаксическая, норма.

Норма - категория историческая: будучи в известной мере устойчивой, стабильной, что является основой ее функционирования, норма вместе с тем подвержена изменениям, что вытекает из природы языка как явления социального, находящегося в постоянном развитии вместе с творцом и носителем языка - обществом. Известная подвижность языковой нормы иногда приводит к тому, что для одного и того же языкового явления имеется в определенные временные отрезки не один-единственный регламентированный способ выражения, а больше: прежняя норма еще не утрачена, но наряду с ней возникает уже новая (ср. одинаково допустимое произношение прилагательных на -гий, -кий, -хий или глаголов на -гивать, -кивать, -живать как с твердыми, так и с мягкими заднеязычными; двоякое ударение в словах иначе, мышление, творог и др.: дублетные формы типа много народу - много народа, чашка чаю - чашка чая и т. д.). Существование норм литературного языка не исключает также параллельного существования языковых вариантов, связанных в своем возникновении с наличием в сложной системе языка отдельных его разновидностей - функциональных стилей, среди различительных черт которых могут фигурировать и вариантные формы (ср. книжные и разговорные формы типа цехи - цеха, в бтпускв -вотпуску, обусловливать - обуславливать и др.). Возникающее в связи с этим многообразие в единстве не разрушает самой нормы, а делает ее более тонким инструментом отбора языковых средств в стилистическом плане.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Норма

(от лат. правило, образец)

1) предписание, образец поведения или действия, мера заключения о чем-либо и мера оценки; норма выражает то, что существует или должно существовать во всех случаях, в противоположность закону, который говорит лишь о существующем и происходящем, и правилу, которое может быть выполнено, а может и нет;

2) узаконенное установление; установленная мера.

Фразеологический словарь русского языка

Норма

В норме - в обычном, нормальном состоянии

Войти (или прийти ) в норму - прийти в обычное, нормальное состояние

Словарь социолингвистических терминов

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Норма

правило, мера, образец; отсюда: нормальный, соответствующий правилу или образцу; также обыкновенный, средний.

Словарь антонимов русского языка

Норма

аномалия

ненормальность

неправильность

отклонение

патология

преступление

отклонение от нормального

Словарь экономических терминов

Норма

(от лат. norma )

1) узаконенное правило, установление, признанный обязательным порядок организации дела, осуществления действий;

2) установленная, документально подтвержденная величина, определяющая нормативный уровень расходования ресурсов, получения доходов, прибыли, затрат времени, выработки продукции.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Норма

Норма

♦ Norma

На латыни norma означает «наугольник». Норма, поясняет Кангилем (***), это «то, с помощью чего выпрямляют, распрямляют, выравнивают» («Норма и патология»). Норма указывает на то, каким что должно быть, и позволяет судить, так ли это на самом деле.

Слово «норма» может служить синонимом слов «правило», «идеал», «ценность». Если попытаться придать этому понятию более строгий смысл, то следует выделить его обобщающий характер. Норма – это общий род, отдельными видами которого являются правила, идеалы и ценности. По этой причине слово «норма» выглядит достаточно расплывчато, что, с одной стороны, делает его весьма удобным, а с другой – создает определенные трудности. Выигрывая в широте значения, термин с необходимостью утрачивает строгость толкования.

Жорж Кангилем (1904–1995) – французский философ и врач. Учился вместе с Сартром. Возглавлял Институт истории науки. Автор трудов «Познание жизни», «Этюды по истории и философии науки», «Идеология рационализма в истории наук о жизни».

Толковый переводоведческий словарь

Норма

принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Норма

Узаконенное установление, обязательный порядок; правило, образец; Н. поведения; правовая Н. - установленные государством обязательные юридические правила, порядок общего характера в виде закона, указа, постановления и т.п. в той или иной области.

Существующая, установленная мера; средняя величина, условная единица измерения; Н. выработки - количество продукции в натуральном выражении, установленное для производства в единицу времени при определенных условиях труда; Н. рентабельности - отношение прибыли к себестоимости соответствующей продукции, показатель эффективности прозводства; Н. потребления - расчетные величины, характеризующие уровень потребления продуктов питания и непродовольственных товаров.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Норма

♦ (ENG norm)

(лат. - принцип, образец)

в этике - правило, образец или модель, используемые как критерии для оценки человеческого поступка или поведения. Получили развитие разные этические теории и истолкования норм: от антиномизма до абсолютизма и ситуативизма (см. Ситуативная этика ).

Тезаурус русской деловой лексики

Норма

Syn: стандарт, образец, закон, предписание, правило, размер, ставка

Энциклопедический словарь

Норма

  1. математическое понятие, обобщающее понятие абсолютной величины числа. Напр., нормой вектора х называют его длину.
  2. (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки). 3) В полиграфии - совокупность сведений (номер типографского заказа, сокращенное название издания или фамилия автора книги), помещаемых в левом нижнем углу 1-й полосы печатного листа.
  • :
    1. Общепризнанное, узаконенное в определенной социальной среде установление; правило поведения людей в обществе.
    2. Образец, пример для подражания.
  • Обозначение на первой странице каждого печатного листа книги ее заглавия или фамилии автора.
  • Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Норма

    (Нарма) - река Рязанской губернии, Касимовского уезда, приток реки Гуся. Берега реки были покрыты лесами и болотами. Н. довольно многоводна; на ее берегах расположен чугуноплавильный завод. В Касимовском уезде есть оз. Гуськое (0,46 кв. мили), которое есть не что иное, как запруда рч. Гусь, Колпы и Н. (Нармы), образованная в видах заводской промышленности. Река Гусь важна только по соединению с р. Колпой и Н. В долине р. Н. (Нармы), при дер. Мамасовой, находится озеро Мамасовское.

    Словари русского языка

    лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). В социальной сфере Н. конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны - образцы. Н. выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение Н. является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Н. имеют два способа своего закрепления (и функционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания; и социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определенным представлениям о "нормальности", репродуцируемым в данной культуре (Н. суть "лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком", - Лотман). Сверхзадача Н. - удержать инвариантность через полагание пределов вариативности. Инвариативность в Н. - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценности. Статусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н., подкрепляя последнюю своим авторитетом.

    Н. как абсолютизированное относительное, выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. В социальной реальности Н. могут складываться стихийно как практически находимые эффективные схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (преобладающий тип нормотворчества в традиционных культурах), а могут специально (вне предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и через специальную обработку эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в социальную жизнь (преобладающий тип нормотворчества в нетрадиционных культурах). Предлагаемая Н. может быть отторгнута на уровне социокультурных практик. Принятие же означает ее постепенную стереотипизацию в схемах опыта, с возможным последующим вторичным ее осознаванием как естественно возникшей в самом этом опыте и необходимостью ее нового "снятия". Такого рода схема движения Н. может быть обозначена как нормацикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н. Опривычивание ("хабитуализация"), нормирование, легитимизация и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении в нормацикл) - это способ освоения в системе актуальных отношений любой инновации (иначе последняя остается на уровне культурного артефакта).

    Исторически Н. возникает из традиции как основного регулятива в архаических и доминирующего в традиционных обществах. Логически же сама традиция (в определенном аспекте своей функциональной нагрузки) может быть рассмотрена как особый тип Н. Основное отличие Н. от традиции усматривается в принципиальной "вписанности" последней в процессы жизнедеятельности (регуляция всегда "изнутри") и возможности (и преобладания) в Н. регуляции "извне", ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности к регуляции не столько самих процессов жизнедеятельности, сколько стремящихся к институонализации связей и отношений (хотя Н. и задает соразмерность любым социокультурным проявлениям и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте).

    Н. и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания - Н. искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности - Н. санкционируется (приобретает легитимизацию) вне регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей регуляции, не нуждается во внешних институциях (2); традиция стремится гомогенизировать свои содержания, Н. - гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых содержаний и применения к новым ситуациям регулирования (3). Учет этих оснований различения позволяет выделить четыре типа подсистем в полной социокультурной нормативной системе. Две из них характеризуют нормирование через традицию (аутентичная и вторичные виды традиции; последние есть по сути традиционализированные, т.е. "о-естествленные" Н.). Две других - нормирование через Н. (собственно Н. - технические и большинство социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия и отношения, процессы распределения власти и управления в социальных системах; Н. как "о-искусствленные" традиции). Кроме того, традиция и Н. векторно разнонаправлены (4). Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого. Н. - реагирует на изменения, акцентирует момент креационности (механизм внедрения инновации), детерминирует из будущего. Традиция непрерывна в своем действии, Н. - дискретна. Первая как бы задает внутреннюю, а вторая - внешнюю формы. Во внутренней структуре Н. выделяются три составляющие: диспозиция Н. (описание ситуаций и способов применения, транслируемых в Н. содержаний), императив Н. (обязательства, накладываемые Н.), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение). Акцентирование императива определяет жесткость Н., акцентирование диспозиции - ее релятивность. В последнем случае в Н. явственнее проступает стоящая за ней ценность ("ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего… но значат" - Виндельбанд), в первом - актуальные социальные потребности и интересы. Тем не менее и ценностно-проявляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н. могут носить достаточно жесткий характер (особенно "табу" культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов - быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения, в предельном случае - максима "что не запрещено, то разрешено"). Различают: неразвитые Н. (императив практически не прописан), "мертворожденные" Н. (императивы не имеют под собой социальных и (или) культурных оснований), Н.-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н. не денонсирована и продолжает нести знаковые нагрузки), Н.-фантомы (императивность Н. (как и они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет закона кровной мести перед санкционируемым государством уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодействующие (в разной степени актуализации) Н. По генетическому источнику императива можно различать: Н. экстравертированные (внешний источник, власть), Н. интровертированные (самопорождающиеся), Н. амбивалентированные (Н.-амбоверты). Этим задается сила или слабость Н.

    Ситуацию "отсутствия" или "исчезновения" Н. Дюркгейм предложил описывать как "аномию" . Нарушение Н. описывается в социологии как социальное отклонение (девиация). В культуранализах появление инновации есть также нарушение Н. В социологических и культурологических анализах особый интерес вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума, в микросредах и конкретных жизненных ситуациях. В данном случае речь идет о референтных источниках Н., инверсирующих Н. и доводящих их до конкретного потребителя. Н. не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы. В целом Н. суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой. Н. суть социокультурные программы.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓



    Просмотров