Причины несоблюдения авторских прав в рекламе

В связи с рассмотрением вопросов, связанных с авторским правом, закономерен вопрос: является ли сама реклама объектом авторского права, будет ли она охраняться нормами авторского права? Анализ норм авторского права позволяет сделать вывод о следующем: в статье 1259 ГК РФ реклама в качестве объекта авторского права не упоминается. В п. 6 ст. 1259 ГК РФ, посвященном неохраняемым объектам, реклама также не указана.

Однако следует помнить, что перечень охраняемых авторским правом объектов является открытым. Пункт 1 ст. 1259 ГК РФ содержит положение о том, что, помимо перечисленных в данной статье объектов, правовой охране подлежат и "другие произведения", к которым справедливо можно отнести и рекламу.

Конечно, рекламные материалы будут охраняться независимо от их достоинств и назначения, способа выражения. Одинаковой правовой охраной будут пользоваться как высокохудожественные рекламные материалы, так и те, которые не дотягивают до этого уровня.

Объективная форма позволяет другим лицам, кроме самого автора, ознакомиться с произведением. Устные рекламные произведения будут охраняться авторским правом только с момента их обнародования, если они не записаны на магнитный, цифровой или иной носитель.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав на рекламный материал не требуется соблюдения каких-либо формальностей (регистрации, депонирования и т.п.).

Пример нарушения.

Во время чемпионата мира по хоккею в Санкт-Петербурге цены на размещение рекламы выросли втрое, и администрация города была вынуждена закрыть 300 опустевших щитов хоккейной рекламой. Фирма "Алеко" сделала 30 плакатов, повторив элементы дизайна и цветовую гамму социальных билбордов, фактически подключив последние к своей рекламной кампании, и совершенно бесплатно.

Еще более изобретательно, используя прием "продолжение послания", спародировали рекламисты выборные плакаты Валентины Матвиенко: мрачные носители с лозунгом "Наш город устал" и изображением утомленного донельзя атланта.

Сразу после выборов в Петербурге появились билборды пельменей "Дарья" с идентичным атлантом, первой частью слогана "Наш город...", написанной тем же монументальным шрифтом, и продолжением красным курсивом "...отдохнул. Сыт и доволен".

Компании "Алеко" и "Дарья", спародировав социальную рекламу, не нанесли ущерб конкретному производителю. Подобные действия, несмотря на сверхэффективность за счет использования чужого информационного ресурса, практически не наказуемы юридически.

Воронов А. Золотые копии // Коммерсантъ-Деньги // www.out-door.ru.

В настоящее время среди самых распространенных объектов рекламы, которые признаются объектами авторского права, выделяют: 1)

слоган. Это запоминающееся короткое предложение или словосочетание, несущее в себе основную рекламную информацию. Он, как правило, используется либо с целью продвижения какого-либо товара и услуги (сбытовый слоган), либо с целью повышения имиджа самой компании (имиджевый слоган); 2)

билборды, которые представляют собой щиты рекламного характера 3 x 6, 3 x 12 м. Обычно они устанавливаются на самых оживленных участках улиц. Первые рекламные щиты появились около 100 лет назад в Америке; 3)

Иногда при создании рекламного материала возникает закономерный вопрос: кому принадлежат авторские права на рекламу, если данное произведение было создано по служебному заданию? Известно, что, с одной стороны, автором произведения является только физическое лицо, творческим трудом которого было создано это произведение. Но, с другой стороны, рекламные материалы создаются для рекламного агентства, в котором работает такой автор. Организация выплачивает ему заработную плату именно за то, что автор создает для него рекламные произведения.

В Гражданском кодексе РФ служебным произведениям посвящена специальная статья. Согласно п. 1 ст. 1295 ГК РФ авторские права на произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, принадлежат автору. Однако исключительное право на рекламные материалы, созданные в рамках служебного задания, будет принадлежать работодателю, если трудовым или иным договором между ними не установлено иное.

Автор рекламы имеет право на получение от работодателя вознаграждения. Порядок и условия его выплаты должны определяться сторонами в договоре. В случае если работодатель и работник не пришли к соглашению по поводу вознаграждения, они могут обратиться в суд. В случае расторжения трудового договора с работником работодатель все равно сохраняет право на использование изготовленного рекламного материала. И только если работодатель в течение трех лет не использует рекламные материалы и не предоставляет это право другому лицу, автор рекламных материалов может приобрести исключительное право на служебное произведение.

Еще по теме § 7. Реклама как объект авторского права:

  1. § 14.2. Контрафактные объекты авторского права или смежных прав
  2. § 15.1. Классификация объектов авторского права и смежных прав
  3. § 2. Срок авторского права. Наследники. Порядок оформления наследства на имущественные авторские права
  4. Восприятие избирателями себя и политических кандидатов как объектов политической рекламы
  5. 14.2. Реклама как инструмент продвижения продукта 14.2.1. Понятие рекламы и планирование рекламной кампании

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право -

Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах" (последняя редакция с изменениями, внесенными согласно законам № 75/95-ВР от 28.02.95 № 13, ст. 85 № 998-XIV № 998-14 от 16.07.99 №41, ст. 373) охраняет личные (неимущественные) и имущественные права авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), и права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещание (смежные права).

Статья 5 определяет, что Законом охраняются произведения в отрасли науки, литературы и искусства (в том числе и авторские рекламные работы. -- Авт.), а именно:

* литературные письменные произведения беллетристического, научного, технического или практического характера (книги, брошюры, статьи, компьютерные программы и тому подобное);

* выступления, лекции, речи, проповеди и другие устные произведения;

* музыкальные произведения с текстом и без текста;

* драматичные, музыкально драматичные произведения, пантомимы;

* хореографические произведения для сценического показа;

* аудиовизуальные произведения;

* скульптуры, картины, рисунки, гравюры, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

* произведения архитектуры;

* фотографии;

* произведения прикладного искусства, если они не охраняются специальным законом о промышленной собственности;

* иллюстрации, карты, планы, эскизы, пластичные произведения, которые касаются географии, геологии, топографии, архитектуры и других отраслей науки;

* сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обычных данных, включая базы данные, другие составляющие произведений при условии, что они являются результатом творческого труда по отбору, координации или упорядочиванию содержания без причинения вреда охране произведений, которые входят к ним;

* тексты переводов для дублирования, озвучения, субтитрования украинской и другими языками иностранных аудиовизуальных произведений кинематографии.

Законом охраняются как обнародованные, так и необнародованные произведения в отрасли науки, литературы и искусства независимо от их назначения, жанра, ценности, объема, цели (образование, информация, реклама, пропаганда, развлечения и тому подобное), а также способа воссоздания, выраженные в устной, письменной или любой другой форме.

Лицо, которое имеет авторский правый, для извещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который вмещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в кругу, -- ©, имени (наименование) лица, которое имеет авторский правый, и года первой публикации произведения.

Лицо, которое имеет авторский правый или любую исключительную право-можність на произведение, для свидетельства об авторстве на обнародованный или необнародовано произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, которые задевают права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных государственных реестрах.

Статья 11 Закона определяет, что первичным субъектом, которому принадлежит авторское право, является автор. Автором считается лицо, отмеченное как автор на экземпляре обнародованного произведения, на рукописи или на оригинале произведения искусства, если в судебном порядке не будет доказано другое.

Соавторами являются лица, общим творческим трудом которых создано произведение. Отношения между соавторами определяются соглашением, заключенным между ними. Право опубликования и другого использования произведения принадлежит в одинаковой степени всем соавторам. Один соавтор не может без достаточных оснований отказать другим в разрешении на опубликование, другое использование или изменение произведения. В случае нарушения общего авторского права каждый соавтор может доводить свое право в судебном порядке (ст. 12).

Статья 24 определяет, что срок охраны прав авторов, что предоставляется данным Законом, действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, срок охраны заканчивается через 50 лет после того, как произведение было обнародовано.

Особенно важно значение в телерадиорекламе имеет ст. 31 Закона, которая определяет порядок охраны смежных прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещание. Охрана смежных прав осуществляется без вреда охране произведений авторским правом.

Производители фонограмм и организации вещание должны соблюдать права авторов и исполнителей. Организации вещание должны соблюдать права производителей фонограмм, авторов и исполнителей.

Критерии для предоставления охраны смежных прав (ст. 32):

1. Права исполнителей охраняются по закону этим, если:

* выполнение впервые мало место на территории Украины;

* выполнение зафиксировано на фонограмме, которая охраняется согласно этой статье;

* выполнение, не зафиксированное на фонограмме, включено в передачу организации вещание, которое охраняется согласно этой статье. Согласно ст. 33:

1. Исполнителям принадлежит исключительное право позволять или запрещать публичное сообщение их выполнений, фиксацию на материальном носителе ранее незафиксированного выполнения и передачу в эфир и по проводам их выполнений, а также воспроизводить, распространять способом первой продажи или другой передачи в собственность или владение или способом аренды или проката фонограмм, на которых зафиксировано их выполнение, независимо от первой продажи или другой передачи в собственность или владение.

2. Исключительные права исполнителей могут передаваться другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования выполнений, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора и использования выполнений и тому подобное.

4. В том случае, когда выполнение используется в аудиовизуальном произведении, считается, что исполнитель передает организации, которая осуществляет производство аудиовизуального произведения, или продюсеру все имущественные права на выполнение, если другое не установлено договором.

Статья 35 определяет права организаций телерадиовещания -- распространителей рекламы.

1. Организации вещание должны исключительный правый позволять или запрещать публичное извещение своих программ путем их ретрансляции, фиксации на материальном носителе, воссоздание своих передач, извещения в эфир и по проводам, публичного извещения передач в местах с платным входом, а также запрещать распространение на территории Украины или из территории Украины сигнала, который несет программы, распространяющим органом, для которого этот сигнал из спутника не назначался.

2. Организациям вещание принадлежит право на получение вознаграждения за любое использование их передач.

Согласно ст. 37 допускается без согласия производителей фонограмм (в том числе и рекламных аудиовидеороликов. -- Авт.), опубликованных с коммерческой целью, и исполнителей, записанных на таких фонограммах, но с выплатой вознаграждения:

* публичное выполнение фонограммы;

* извещение фонограммы в эфир;

* извещение фонограммы по проводам.

Размер вознаграждения и условия ее выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединением таких пользователей, с одной стороны, и организациями, которые управляют правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны. Размер вознаграждения устанавливается за каждый вид использования фонограммы.

Раздел V Закона определяет порядок защиты авторского права и смежных прав.

В ст. 41 отмечается:

1. Воссоздание, распространение и другое использование, а также ввоз в Украину без разрешения лиц, которые имеют авторский правый и смежные права, экземпляров произведений, фонограмм, программ вещание является нарушением авторского права и смежных прав, что дает основания для судебной защиты.

2. Экземпляры произведений, фонограмм, изготовленных и распространенных с нарушением авторского права и смежных прав, есть контра-фактними.

3. Ввоз на территорию Украины экземпляров произведений и фонограмм, которые охраняются на территории Украины по закону этим, из государства, в котором эти произведения и фонограммы не охранялись или перестали охраняться, признается нарушением авторского права и смежных прав.

Статья 44 Закона определяет порядок возмещения убытков за нарушение авторского права и смежных прав.

1. Лица, которые имеют авторский правый и смежные права, могут требовать возмещения убытков, нанесенных им в результате нарушения авторского права и смежных прав, включая упущену выгоду; исключение и направление на их пользу прибылей нарушителя, полученных им в результате нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплаты компенсации, которая определяется судом.

2. Кроме возмещения убытков, взыскания прибылей суд, арбитражный суд за нарушение авторского права или смежных прав стягивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в интересах истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке к соответствующим бюджетам.

Предлагаемый труд является конспективным изложением теоретических основ и практического опыта рекламной деятельности за рубежом -- фундаментальных отечественных научных исследований в этой области пока еще нет. Современная реклама является обязательным атрибутом рынка, она обеспечивает связь между производством и потреблением невозможный, ее становление и развитие как системы независимого бизнеса для экономики Украины -- одна из актуальных проблем, потому решать ее нужно на современном уровне.

"Учитеся, читайте, И чужому научайтесь, И своего не чуждайтесь".

Однако мы имеем почти все объективные условия и субъективные факторы для того, чтобы подняться к мировому уровню в сфере рекламы: соответствующий интеллект, современное образование, мощную науку, стойкий менталитет и национальную элиту, которая формируется и призванная сыграть роль катализатора общественного прогресса.

Рекламисты -- часть элиты, которая активно участвует в формировании новой экономики и рыночных отношений. Рынок не может существовать без рекламы. Уровень развития рекламы определяет, насколько успешно мы продвигаемся по пути экономических превращений. На украинском рынке разворачивается острая конкурентная борьба, а потому рекламное дело нуждается в более глубоких знаниях и профессионализме. В настоящее время нужны не рекламисты-ремесленники, а рекламисты соответствующего профессионального уровня, которые умеют творчески мыслить, создавать новые и адаптировать имеющиеся методы рекламы к украинской реальности, рекламисты, которые победят рекламу памперсов и создадут современную эффективную украинскую рекламу. Таких специалистов нужно готовить.

Не за горами создания в Украине специализированных учебных заведений -- институтов рекламы (кстати, у наших северных соседей, в

Москве, их два), научно-исследовательских заведений и мощных рекламных агентств.

Предлагаемый конспект лекций является лишь небольшим кирпичиком к фундаменту, на котором строится современная украинская реклам

Авторское право в издательском бизнесе и СМИ Невская Марина Александровна

§ 6. Авторское право в рекламе

Рекламная деятельность – это сфера, где очень часто используются результаты чужого творческого труда. В настоящее время нормы, связанные с производством и размещением рекламы, содержатся в специальном законеФедеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно ст. 3 названного ФЗ реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Несмотря на то что это уже второй вариант закона, принятого для урегулирования разнообразных отношений в рекламной индустрии, он не снимает множество вопросов, которые возникают у правоприменителей в связи с его применением. Чаще всего определенные проблемы возникают у субъектов рекламного рынка по вопросам, связанным с применением норм авторского права при производстве и размещении рекламных материалов.

Здесь может сложиться двоякая ситуация. В первом случае при производстве рекламного материала очень часто используются литературные, музыкальные, художественные и другие произведения, охраняемые авторским правом. Но как строить взаимоотношения с авторами подобных произведений? Закон о рекламе ответа на этот вопрос не дает, отсылая правоприменителей к нормам гражданского законодательства.

Во втором случае у производителей часто возникают вопрос: а может ли реклама сама считаться произведением и охраняться авторским правом? Ни в ФЗ «О рекламе», ни в ГК РФ прямого ответа на этот вопрос нет.

Ответы на поставленные вопросы можно найти, только проанализировав нормы обоих нормативных актов.

Рассмотрим ответ на вопрос о том, как строить взаимоотношения с авторами произведений, которые используются в рекламе.

При производстве рекламного материала часто используется не все авторское произведение, а какая-то часть этого произведения. Например, один кадр из всеми любимого кинофильма, одна строчка из известного произведения и т. п. Рекламопроизводитель часто ошибочно полагает, что, используя такой материал в своей деятельности, он не нарушает чьих-либо прав. Однако это совсем не так. Согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме. Отсюда можно сделать только один вывод: при использовании авторского произведения в любом объеме необходимо строить отношения с автором этого произведения на договорной основе. Если же при производстве рекламы необходимо использовать аудиовизуальное произведение (например, отрывок мультипликационного фильма, кинофильма и т. п.), то необходимо иметь в виду, что подобные произведения являются сложным объектом и пользуются особым правовым режимом, предусмотренным ст. 1263 ГК РФ.

В соответствии с названной выше статьей ГК РФ под аудиовизуальным произведением понимается такое произведение, которое состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле-и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Таким образом, прежде чем использовать хотя бы один короткий отрывок подобного произведения в рекламе, необходимо получить согласие на использование у следующих авторов:

3) композитора, который создал музыку (с текстом или без текста) для аудиовизуального произведения. Если кто-то то из перечисленных авторов умер, то придется разыскивать их наследников.

Сложность для рекламистов заключается еще и в том, что достаточно сложно определить, кому же в конечном итоге принадлежит право на созданное аудиовизуальное произведение и в результате – полная невозможность использовать в рекламе такое произведение на законных основаниях. В данной ситуации страдают не только рекламопроизводители, но и рекламодатели – организации и предприниматели, заказавшие данный материал. В некоторых же случаях страдают также средства массовой информации, осуществляющие размещение рекламной информации, ведь авторы могут предъявить претензии к каждому из них.

Пример

Головинский районный суд г. Москвы отказал художникам-мультипликаторам в праве претендовать на коммерческую выгоду от использования нарисованных ими персонажей, пришедших на экран из книг известных авторов. Литераторам, в отличие от художников, легче дается борьба с коммерсантами, использующими нехитрый маркетинговый прием – размещение на упаковках самых разнообразных товаров популярных и любимых россиянами мультгероев. Авторское право детских писателей суды в большинстве своем сомнению не подвергают. И потому производители косметики, сладостей, детских игрушек стараются в первую очередь договариваться с ними, хотя в создании мультфильмов, а именно в этот момент, как правило, герой книги и обретает узнаваемый и запоминающийся облик, принимает участие целый коллектив авторов.

Именно это и пытались доказать в Головинском суде художник Леонид Шварцман, нарисовавший придуманных Эдуардом Успенским Чебурашку с Крокодилом Геной, и Наталья Орлова, «оживившая» Алису Селезневу, ее отца и их многочисленных друзей из книги Кира Булычева. Проиграли оба.

Головинский суд отклонил иск г-на Шварцмана к косметической компании «БРК-Косметикс» (российского представительства болгарской «Томи шоу косметике») и сети супермаркетов «Седьмойконтинент». По мнению художника-постановщика известного мультфильма «Крокодил Гена и его друзья», именно его герои красовались на упаковках зубной пасты, продававшейся в магазинах этой сети. Леонид Шварцман счел, что косметическая фирма пользовалась созданными им персонажами незаконно, не получив его разрешения, и потому потребовал 4,7 млн руб. в качестве компенсации материального и морального ущерба.

Однако суд согласился с доводами ответчиков. Представитель «БРК-Косметикс» Татьяна Перова в беседе с корреспондентом «Времени новостей» утверждала, что оснований для каких-либо материальных претензий у г-на Шварцмана нет, поскольку на упаковках был совсем не его Чебурашка.

«Изображения на упаковке зубной пасты были нарисованы по заказу нашей компании болгарскими художниками. Сделано это было на основе литературных описаний Эдуарда Успенского, который не только написал книжку о Чебурашке, но был и автором сценария мультфильма», – отметила г-жа Перова.

Представители истца приглашали в зал заседаний других известных художников-мультипликаторов, которые пытались доказать авторство г-на Шварцмана. Однако суд признал, что изображенные на упаковке зубной пасты Чебурашка и Крокодил Гена не имеет ничего общего с персонажами, которых рисовал Леонид Шварцман.

«Никаких доказательств того, что именно Л. Шварцман владеет правами на образы героев мультфильма, представлено не было, – говорит представитель „БРК-Косметикс“.

«Мы не услышали практически ничего, кроме хвалебных эпитетов в адрес художника». В итоге иск был отклонен .

Иногда споры возникают по поводу использования произведения, автор которого умер.

Некоторые производители рекламы безосновательно полагают, что в этом случае произведение является общественным достоянием и может свободно использоваться без выплаты вознаграждения. Однако ГК РФ содержит норму, которая говорит о переходе имущественного авторского права по наследству.

В этом случае нужно заключать договор на использование произведения или его части уже с наследниками. Авторское право переходит к ним в бездолевом порядке.

Таким образом, для использования произведения в рекламе необходимо найти наследников умершего автора и заключить с каждым из них договор об использовании произведения.

Нарушение подобного правила может грозить рекламопроизводителю большими неприятностями в виде незапланированной выплаты авторского вознаграждения или участия в качестве ответчика в суде по иску о незаконном использовании результата интеллектуальной деятельности. Примером может служить достаточно обширная практика.

Иногда проблемы рекламопроизводителя таятся в содержании заключенного им и автором произведения договором. Ведя с последним переговоры о передаче или использовании имущественного права автора, рекламопроизводитель часто забывает, что, помимо них, у автора имеются еще и личные неимущественные права, которые также охраняются законом. Чаще всего среди личных прав автора нарушается право на имя.

В соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ право на имя – это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно.

Названная статья ГК РФ также содержит императивную норму о том, что:

1) данное право непередаваемо и неотчуждаемо. Его нельзя продать, подарить или каким-то другим способом им распорядиться;

2) при передаче или переходе к другому лицу исключительного права на произведение (на использование произведения) личные права всегда сохраняются за автором;

3) автор произведения не может отказаться от личных неимущественных прав, принадлежащих ему. Любые ограничения автора в данных правах являются ничтожными. В соответствии с законодательством рекламопроизводитель, получивший от автора разрешение на использование произведения, обязан указывать в рекламных материалах имена всех авторов, чьи произведения включены в рекламу. Ни один производитель рекламы не заинтересован в этом. Решить указанную проблему можно путем включения в текст договора условия о том, что авторское произведение в рекламе будет использоваться анонимно.

Часто при производстве рекламы того или иного товара используют образы известных личностей – певцов, музыкантов, политических деятелей и т. п. Считается, что это способствует продвижению товара, росту популярности рекламируемой фирмы, а реклама пользуется доверием у потребителя. Однако необходимо помнить, что использование образа в рекламной кампании возможно только с согласия самой личности. В противном случае использование образа будет незаконным. В России часто это правило закона нарушается. Чаще всего в отечественной рекламе предпочитают использовать образы западных звезд, но могут встречаться и нарушения авторских прав отечественных знаменитостей.

Из книги Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" 1993 года [с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.] автора Законы РФ

Раздел II. АВТОРСКОЕ ПРАВО Статья 5. Сфера действия авторского права 1. Авторское право: 1) распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

Тема 7 АВТОРСКОЕ И ПАТЕНТНОЕ ПРАВО 7.1. Понятие авторского и патентного права Авторское право можно определить как совокупность международных и внутригосударственных правовых норм, которые регулируют отношения по использованию произведений науки, литературы и

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Авторское право и право собственности Считают, что авторское право возникает в отношении нематериального объекта – произведения, которое может быть закреплено на каком-либо материальном носителей (отпечатано в виде книги, записано в память компьютера и т. д.), а может

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА В ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Идею включения норм об интеллектуальной собственности в отдельный раздел Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) пытались воплотить на протяжении более чем десяти

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

Глава 70. АВТОРСКОЕ ПРАВО Статья 1255. Авторские права 1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.2. Автору произведения принадлежат следующие права:1) исключительное право на произведение;2) право авторства;3) право

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Глава 70. АВТОРСКОЕ ПРАВО СТАТЬЯ 1255. Авторские права 1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.2. Автору произведения принадлежат следующие права:1) исключительное право на произведение;2) право авторства;3) право

Из книги Комментарий к Четвертой части Гражданского Кодекса РФ автора Кайль Александр

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

Из книги Авторское право в издательском бизнесе и СМИ автора Невская Марина Александровна

144. Что представляет собой авторское право Европейского Союза? Правовое регулирование авторского и смежных с ним прав в Европейском Союзе направлено на обеспечение высокого уровня охраны этих прав, поскольку они являются правовой основой для защиты результатов

§ 3. Авторское право составителей, переводчиков, авторское право на служебные произведения В рамках данного вопроса стоит выделить еще две большие категории субъектов авторских правоотношений – авторы производных произведений и составители. Гражданский кодекс РФ в ст.

Из книги автора

На сегодняшний день судебная практика показывает, что про существование авторских и смежных прав вспоминают лишь тогда, когда получают иск от «внезапного» законного владельца авторских прав или увидев «личную рекламную собственность» в чужих проектах. Насколько бы банально это ни было, причиной является халатное отношение к должному оформлению тех вопросов, которые связаны с охраной авторских прав.

В соответствии с законом о рекламе (ФЗ "О рекламе" 13 марта 2006 года N 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В свою очередь, такая информация может существовать в определенной объективной форме: в виде рисунка, фотографии, рекламного плаката, рекламного текста, аудио- или видеоролика и т.п. При этом в соответствии со ст. 6 закона об авторском праве авторское право распространяется на произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Поэтому для того, чтобы рекламное произведение было признано объектом авторского права, оно должно: 1) являться результатом творческой деятельности; 2) существовать в какой-либо объективной форме.

Аудиовизуальное произведение является, как правило, достаточно сложным продуктом и может включать в себя соавторство режиссера, сценариста, оператора, видеодизайнера, художника и т. д. Особенно следует отметить наличие в таких случаях смежных прав исполнителя – актера, играющего какую-либо роль в ролике.

На практике возникают проблемы признаком объекта авторского права, как резуьтата творческой деятельности. Как отмечается в литературе, «благодаря дизайнеру, «творцу» рекламная идея может приобретать необычную, нестандартную форму своего выражения. Результат дизайнерской деятельности - рекламный образ, который часто может претендовать на приближение к художественному произведению. Если быть точнее - должен соответствовать главному критерию - уникальности, единичности образа, потому что в нем воспроизводятся особенности восприятия, мышления самого «творца», владеющего не только навыками отображения образа в какой-либо технике, но и степенью понимания средств и способов его выражения»

Если реклама является объектом авторского права...
Авторские права разделяются на две группы: 1) личные неимущественные (право авторства, право на имя, право на защиту репутации) - принадлежат автору произведения и не могут отчуждаться; 2) имущественные (право на воспроизведение, право на распространение, право на переработку и др.) - могут свободно отчуждаться третьим лицам по авторским договорам.

Имущественные права могут быть переданы правообладателем третьему лицу на основании авторского договора, причем как в полном объеме (передача исключительных прав), так и в частичном (передача неисключительных прав: первоначальный правообладатель сохраняет за собой право осуществить передачу авторских прав третьим лицам).
Авторский договор - это единственное основание передачи имущественных авторских прав. Никакой иной вид договора его подменять не может. Так, по договорам подрядного типа передаются права на созданную вещь (результат работ), но не имущественные авторские права. Согласно закону об авторском праве передача собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. В результате недооценки надлежащего оформления отношений пострадать может не только автор, но и заказчик. Например, заказчик расплатился с автором или агентством за работу, но не приобрел авторских прав, и, как следствие, оказался в роли правонарушителя.
Исключением из этого правила является правопреемство имущественных авторских прав в силу закона на так называемые служебные произведения. В соответствии со ст. 14 закона об авторском праве, если автор работает в штате организации по трудовому договору и в его служебные обязанности входит создание произведений, авторские имущественные права на созданные им произведения будут принадлежать работодателю.
Особо следует выделить следующие нормы об авторском договоре, которые необходимо помнить заказчику, агентству и автору. Во-первых, права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Во-вторых, все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Поэтому к тексту авторского договора надо относиться очень внимательно и при возникших сомнениях проконсультироваться с юристом.

Документирование процесса создания и передачи произведения
Все стадии создания произведения необходимо документировать (письменно оформленное и подписанное автором-сотрудником задание либо подробное описание в авторском договоре заказа требований к произведению, акты сдачи-приемки произведения по авторскому договору).
Процедура передачи произведений заказчику должна быть прописана в договоре. При этом договором может быть предусмотрена обязанность автора осуществить доработку произведения по указанию заказчика. Главное правило: передаваемое произведение должно точно идентифицироваться актами или приложениями к договору. Если произведение передается в ознакомительных целях (например, при участии в тендере), следует указывать имя автора либо наименование фирмы с проставлением значка копирайта ©. Также у правообладателя должен остаться экземпляр переданного произведения с распиской и печатью принимающей стороны. Экземпляры произведений целесообразно снабдить пометкой «только для ознакомления» или «только для участия в тендере». Отдельно следует остановиться на электронных средствах коммуникаций. На практике очень часто произведения литературы, произведения графики и дизайна, музыкальные произведения и другие передаются посредством электронной почты. Такой способ передачи произведения можно использовать только после подписания акта или приложения к авторскому договору (в договоре можно предусмотреть, что автор обязуется передать заказчику произведение в цифровой форме в течение определенного срока с момента подписания акта или приложения). Если автор или агентство по договору не передали заказчику право на переработку произведения, следует воздержаться от передачи исходных файлов (программ Corel Draw, Adobe Photoshop - для произведений графики и дизайна; Sonar, Cubase - для музыкальных произведений и т.д.) в целях предупреждения несанкционированной переработки произведения.

Использование в рекламе чужих объектов авторского права и изображений людей
Если существует желание использовать в рекламе объекты чужого авторского права, нужно определить правообладателя и объем прав, которыми он может распоряжаться. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. В некоторых случаях срок охраны авторского права может быть продлен. После истечения срока действия авторского права произведение становится общественным достоянием. Тогда его можно использовать бесплатно. Однако не всегда автор или его наследники являются обладателями исключительных авторских прав. Авторские права на использование произведения могут быть уже переданы другому лицу по авторскому договору. Но следует учитывать, что личные неимущественные права автора охраняются бессрочно. Поэтому по общему правилу в рекламном произведении должно указываться имя автора (даже если использована только цитата, небольшой отрывок), произведение не должно искажаться, не должен наноситься ущерб чести и достоинству автора. В случае, если заказчик рекламного произведения не желает указывать имя автора при воспроизведении рекламы, это должно быть специально оговорено в авторском договоре.
Согласно ст. 6 закона об авторском праве изображение, в том числе рисунок, эскиз, картина, фотокадр, является формой, в которой может быть выражен объект авторского права. В свою очередь, в продаже находятся диски с различного рода изображениями, которые зачастую используются дизайнерами для создания собственных произведений. Данные произведения могут охраняться авторским правом, и их воспроизведение или переработка будут являться противоправным действием. Для того чтобы избежать возможных проблем в интересах заказчика, следует в авторском договоре заказа установить обязанность агентства создать произведение своими силами и средствами, установить прямой
запрет на использование фотобанков и клипартов, а также установить обязанность агентства передать заказчику произведение, необремененное правами третьих лиц. В целях обеспечения исполнения данной обязанности в договоре может быть установлен штраф за возможное правонарушение.
В рекламных материалах очень часто можно встретить использованные изображения людей. Чаще всего это фотография. В отношении регулирования использования изображений людей действует норма ст. 514 ГК РСФСР, согласно которой опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти - с согласия его детей и супруга. Такого согласия не требуется, если это делается в государственных или общественных интересах либо изображенное лицо позировало автору за плату. Поэтому, если в рекламе планируется использование изображения физического лица, необходимо заключить с ним договор на проведение фотосъемки и оплатить его труд либо получить письменное согласие на использование полученных изображений в рекламе. Эти положения должно учитывать рекламное агентство при приобретении у автора (фотографа) прав на передаваемые изображения.

Ответственность за нарушение авторских прав
Присвоение авторства (плагиат) или незаконное использование авторских прав могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ либо по ст. 146 УК РФ. Из гражданско-правовых способов защиты авторского права следует выделить возможность заявить в суд требование о выплате компенсации (вместо возмещения убытков) в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Размер взысканной компенсации определяется в указанных пределах по усмотрению суда, исходя из характера нарушения. При этом компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия либо отсутствия убытков. Кроме того, авторы в случае нарушения их личных неимущественных или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.


Личные права не отчуждаются, остаются у авторов пожизненно и после их смерти защищаются наследниками. Это право авторства – право признаваться автором и право на имя, которое означает, что при любом воспроизведении работы должно указываться имя автора. Только автор вправе давать согласие на указание собственного имени, псевдонима или использование произведения анонимно. Подобные правомочия нарушаются очень часто.
Право на обнародование. Только автор вправе решать, готово ли произведение, определять порядок его выхода в свет.
Защита репутации автора. Конфликты могут возникать, например, когда каким-то образом перерабатывается авторская фотография: обрезается, добавляются эффекты, в результате чего наносится ущерб репутации автора как художника.
Имущественные права передаются и, как правило, являются предметом "купли-продажи". Исключительные права на использование принадлежат монопольно одному лицу сразу с момента создания произведения и составляют целую совокупность видов использования: воспроизведение, распространение, переработка, перевод, импорт, публичное исполнение, прокат, передача в эфир, передача по кабелю. Дальше они от автора передаются по цепочке другим пользователям. Обратите внимание, что указанными имущественными правами автора охвачен практически весь цикл использования произведения. И все это отдельные права, нарушение которых может быть зафиксировано отдельно. Например, мы где-то скопировали чью-то фотографию и ее воспроизвели – раз нарушение, выпустили тираж – два нарушение. Переработали и записали – три. Перевезли через границу – еще нарушение. Все это отдельные виды прав, которые в ряде случаев могут независимо друг от друга защищаться автором либо иным правообладателем. И, конечно же, передача указанных прав в определенном объеме и является предметом взаимоотношений автора либо рекламного агентства с заказчиком.

Конечно, авторами являются художники и фотографы, дизайнеры, сценаристы, режиссеры и т. д. Актеры в роликах является не авторами, но правообладателями смежных прав (обладателями прав на использование их игры, исполнения). Что касается моделей, принимающих участия в фотосъемках, то и у них нужно получать согласие, причем желательно письменное.
Существует презумпция авторства: лицо считается автором, пока не доказано обратное. Как правило, автору достаточно предъявить авторский оригинал, более раннюю версию произведения и т. п. Существуют специальные процедуры, которые могут сделать эти доказательства более вескими для суда – например, можно послать самому себе по почте авторский экземпляр и сохранить письмо нераспечатанным или отослать оригинал в Российское авторское общество. Как правило, споры возникают через какое-то время после создания произведения, и основной вопрос при установлении авторства: чья версия произведения является более ранней? Самым главным доказательством авторства является наличие у автора произведения на дату времени. Как именно технически будет подтверждено это наличие – не имеет принципиального значения.
Система авторских прав достаточно сложна и не всегда позволяет находить какие-то простые решения.
Пример конфликта
Многие слышали о конфликте по поводу прав на всем известного персонажа Чебурашку. В случае с ним имеется автор литературного произведения и его персонажа Э. Успенский, который придумал само слово Чебурашка, но мало кто знает, как выглядел Чебурашка изначально – это совсем не похоже на то, что мы привыкли видеть. Уже потом появился художник Л. Шварцман, который и создал художественный образ персонажа в его современном виде. И в итоге у Чебурашки получается двое "родителей". Подобная ситуация достаточно распространена, и ее следует учитывать.

При работе с аудиовизуальными произведениями (рекламными роликами и т. п.) вообще действует особый режим в силу того, что такие произведения – составные и достаточно сложные. Составляющими частями аудиовизуального произведения являются музыка и текст, игра актеров и исполнение, сценарий и раскадровка и т. д. В качестве авторов присутствуют режиссер, оператор, художник, сценарист, композитор, автор текста, актеры – все они обладают частью авторских прав. Нужно учитывать интересы всех сторон.
Когда снимается ролик, всем участникам съемок, конечно, выплачиваются гонорары, и никаких вопросов, как правило, не возникает. Но в момент проката они возникнуть могут. Надо помнить, что передача всех прав должна быть зафиксирована документально. Работа без письменных договоров таит в себе бомбу замедленного действия. "Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными" (п. 2 ст. 31 ЗоАП).
Важно учитывать, что, кроме авторов и исполнителей, которые присутствуют явно, есть и другие лица, также могущие быть субъектами авторских прав – это наследники и иные правообладатели. В случае если авторскими правами обладают несколько лиц, соответствующий договор должен быть заключен с каждым из них.
Пример конфликта
Многие помнят рекламу пива "Старый мельник", где использована музыка И. Дунаевского. Бюджет ролика был серьезный, и цена ошибки соответственно высока. Тем не менее ошибка была допущена. С одним из наследников композитора был подписан договор об использовании мелодии, был выплачен гонорар, и вопрос считался решенным. Однако создатели ролика не учли, что у И. Дунаевского четыре наследника. Один из сыновей композитора выказал свое недовольство в связи отсутствием заключенного с ним отдельного соглашения, возник конфликт, который грозил судом. Дело в том, что наследники имели совместные права на произведения И. Дунаевского, и наследник, с которым было подписано соглашение, обладал лишь 25 процентами прав. Дело до суда не дошло, но закончилось достаточно серьезной компенсацией, которая не была заложена в бюджет.

Нарушения

Перечислим наиболее распространенные ошибки и нарушения авторских прав в рекламе:
- использование произведений без согласования с автором – самое распространенное нарушение;
- нарушения личных прав авторов (на имя и т. п.);
- нарушение условий договора;
- ошибки в договоре;
- ошибки при передаче рекламного продукта. В договоре должно быть прописано, какие права передаются заказчику и в каком порядке, что произойдет, если реклама не будет принята. Все, что вы получаете у авторов или передаете заказчику, должно быть объективно выражено – будь то картинка, слайд, диск и т. д. – не поленитесь расписаться и обозначить, что было передано.
Ответственность за нарушение авторских прав может быть весьма серьезной. Автор может затребовать компенсацию в сумме до пяти миллионов рублей или в размере двукратной стоимости всех материалов, выпущенный контрафактно. Именно на такие суммы подаются, как правило, иски, когда прямой ущерб оценить затруднительно. Обычно суммы реальных выплат меньше, но угроза для нарушителей существует достаточно серьезная. Кроме того, автор может требовать возмещения морального вреда и конфискации контрафактной продукции. Теоретически может быть конфисковано и оборудование, на котором был произведен контрафакт, но этот пункт закона угрожает скорее видеопиратам и т. п.

Оформление отношений

Единственный верный способ избежать возможных проблем – ответственно подходить к составлению авторского договора.
Представим себе, что некий заказчик решил создать рекламную фотографию. У нас есть фотограф, есть дизайнер, есть артист, который фигурирует в качестве модели. С каждым должен быть заключен отдельный договор. Что происходит, если есть еще рекламное агентство? Агентство заключает договор с каждым автором. Все эти права в совокупности принадлежат агентству и потом уже по договоренности в совокупности передаются заказчику в момент подписания договора между рекламодателем и агентством.
При работе с подрядчиками не надо забывать, что они часто привлекают к созданию произведения третьих лиц, и нужно убедиться, что все взаимоотношения с этими лицами юридически оформлены.

В авторском договоре должно быть урегулировано несколько обязательных пунктов:
- объем передаваемых правомочий (может быть передано, например, только право на воспроизведение и распространение, но не переработку);
- территория действия передаваемых прав;
- срок передачи (может быть ограничен каким-то периодом, после чего права возвращаются автору). Вообще же срок действия авторских прав – при жизни автора и в течение 70 лет после его смерти;
- вознаграждение. Этот пункт должен быть включен в договор обязательно. Проблема в том, что авторские гонорары выплачиваются, как правило, неофициально. Это неправильно; достаточно провести документально хотя бы 500 рублей, чтобы избавить себя от многих возможных проблем. Более того, вознаграждение полагается за каждый вид использования. Существуют минимальные суммы авторских вознаграждений, различные для разных видов произведений, и они достаточно невелики.
Что происходит, если между автором и агентством не решены вопросы? Автор может предъявить претензии как самому заказчику (если он занимается распространением), так и рекламному агентству и средству массовой информации.
Бывает и так, что договор составлен, но не учитывает всех вариантов использования произведения.
Пример конфликта
Агентство "Б. С. Графика" сняло рекламный ролик пива "Арсенальное" с Сергеем Щипачевым в главной роли. С помощью двух бутылок пива герои клипа спасают от падения в воду автомобиль. За несколько секунд до этого актер, показывая официанту на пустую бутылку, просит "повторить" - этот кадр и был использован для наружной рекламы. Спустя время актер обратился в Никулинский суд Москвы с иском к производителю пива - Тульскому пивзаводу, принадлежащему пивоваренной компании "Балтика", и рекламному агентству. Щипачев утверждал, что давал согласие на съемку лишь в ролике, но не в "наружке". Договора с рекламным агентством он не оформлял (гонорар составил $300). Актер потребовал в качестве компенсации за использование своего образа в наружной рекламе $ 10 000. "Они нанесли мне серьезный моральный ущерб", - утверждает Щипачев. ("Ведомости" , 6 .11. 2002)
Суд постановил выплатить актеру компенсацию в размере 10 тысяч рублей, основываясь на том, что первый его гонорар был также в пределах данной суммы. Казалось, что все предусмотрено, но в итоге агентство понесло дополнительные расходы.

Важно различать авторский договор и авторский договор-заказ.
Авторский договор заключается в случае использования ранее созданного произведения. Договор-заказ заключается, если вы поручаете лицу создать то или иное произведение специально для вас. Разница заключается в том, что по авторскому договору-заказу по закону вы обязаны выплатить аванс.
Договор на использование.
Существует Российское авторское общество, которое самостоятельно отслеживает законность или незаконность использования каких-либо произведений.
РАО выдает лицензии на право использования произведения, но только в оговоренной в лицензии форме. Нарушение условий лицензии также может привести к судебному иску.
Пример конфликта
"Эхо Москвы" транслировало рекламный ролик, в котором использовалось произведение некоего композитора. У них была лицензия на трансляцию произведения, но она не предполагала переработку мелодии и использование ее в рекламе. РАО от имени автора предъявило претензии, радиостанция и рекламируемая компания поплатились суммой в 10 тысяч долларов.

Служебные произведения

До сих пор мы вели речь о работе с фрилансерами. Статья 14 закона об авторском праве и смежных правах регламентирует служебные произведения, когда авторские права принадлежат работодателю. Режим служебного произведения действует, когда автор и работодатель состоят в трудовых взаимоотношениях. Если работник является, например, штатным фотографом издательства, все, что он отснял по заданию редакции, принадлежит редакции. Но при этом не надо забывать об обязательном соблюдении личных прав. Если же фотографию сделали директор издательства или бухгалтер, режим служебного произведения не действует, поскольку фотографирование не входит в служебные обязанности этих лиц. Судьбу такого произведения автор определяет самостоятельно. И если такая фотография будет использоваться, во избежание конфликтов нужно заключать отдельный договор. Служебными произведениями считаются только те, которые были созданы автором строго в соответствии с его официальными служебными обязанностями.

Заключение

Только на первый взгляд цепочка кажется громоздкой. Введенные в оборот несколько документов избавят вас не только от неожиданной головной боли, но и от ощутимых финансовых потерь. Тем более что в случае возникновения подобного конфликта трудно будет принять во внимание некогда дружеские отношения, принципы справедливости, не подкрепленные документально, а также отговорки по типу "не знал". Особенно в суде. Уважайте закон, и он защитит вас!
Е.А. Дедков журнал "Печатный бизнес".

Григорий Бусарев, патентный поверенный РФ

Закон «Об авторском праве и смежных нравах» (№ 5351 - 1) был принят в 1993 году и действует с 19 июля 1995 года в повой редакции (№ 110-ФЗ). В этом законе рек­лама не упоминается, однако рекламистам при производстве и размещении рекла­мы следует руководствоваться его положениями и соблюдать права авторов и испол­нителей.

Авторское право на произведение наступает в силу факта его создания, для его возникновения не требуется регистрация произведения или иное специальное оформление. Обладатель исключительных авторских нрав может использовать для оповещения о своих нравах знак охраны © (ст. 9).

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнаро­дованные произведения, которые находятся в какой-либо объективной форме, не­зависимо от гражданства авторов и их правопреемников (ст. 5).

Объективные формы произведения: письменная, устная, звуко- или видеоза­пись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. п.), изображение (ри­сунок, картина, план, кино-, теле-, видео-, фотокадр и т. п.), объемно-простран­ственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. п.) и др. (ст. 6).

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искус­ства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначе­ния и достоинства произведения и способа его выражения. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, прин­ципы, открытия, факты (ст. 6).

Литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

Музыкально-драматические, драматические, сценарные произведения;

Музыкальные произведения с текстом или без текста;

Хореографические произведения;

Произведения живописи, скульптуры, архитектуры;

Фотографические произведения и т. д.

Официальные документы (законы, судебные решения и т. д.);

Государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные зна­ки и т. д.);

Произведения народного творчества;

Сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом нескольких лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из ча­стей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 10).

Если часть произведения может быть использована независимо от других ча­стей этого произведения, то она признается имеющей самостоятельное значение. Соавтор, создавший имеющую самостоятельное значение часть произведения, имеет право ее использовать по своему усмотрению, если иное не предусмотрено в соглашении между соавторами.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совме­стно.

Право использовать пли разрешать использовать произведение под именем автора, под псевдонимом или анонимно (право на имя);

Право обнародовать или разрешать обнародовать произведение, включая право на отзыв (право на обнародование);

Право на защиту произведения от искажения или иного посягательства, спо­собного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репу­тации).

Автору принадлежат также имущественные права, т. е. исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16). Автор имеет право осуществлять или разрешать следующие действия:

Воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

Распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сда­вать в прокат и т. д. (право на распространение);

Публично показывать произведение (право на показ);

Публично исполнять произведение (право на исполнение);

Сообщать произведение (право на передачу в эфир и но кабелю);

Переводить произведение (право на перевод);

Переделывать, аранжировать... произведение (право на переработку).

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Исключительные права на исполь­зование служебного произведения принадлежат работодателю, если иное не пре­дусмотрено в договоре между ним и автором. Размер и порядок оплаты авторского вознаграждения за использование служебного произведения устанавливаются до­говором между автором и работодателем (ст. 14). Автор служебного произведения не имеет права отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произ­ведения (право на отзыв).

Способы использования произведения;

Срок и территории, на которые передается право;

Размер (порядок его определения) вознаграждения, порядок и срокиего выплаты;

Другие условия, которые стороны сочтут существенными.



Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смер­ти, за исключением случаев, предусмотренных ст. 27. Если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то право автора действует в течение 50 лет после его выпуска.

По истечении указанных сроков произведение переходит в общественное до­стояние и может свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должны соблюдаться нрава авторства, права на имя и защиту репутации (ст. 28).

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания (ст. 36). Производители фоно­грамм и организации вещания осуществляют свои Ирана в пределах нрав по дого­вору с исполнителем и автором. Исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат исключительные права: право на имя, право па защиту исполнителя от всякого искажения, право на использование исполнения в любой форме (ст. 37). Смежные права действуют в течение 50 лет после первого исполне­ния или постановки (ст. 43).

За нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и админист­ративная ответственность. При этом контрафактными признаются экземпляры произведения, изготовление или распространение которых нарушает авторские и смежные права (ст. 48).

Признания прав;

Восстановления существовавшего до нарушения нрава положения;

Возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

Взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения прав, вместо возмещения убытков;

Выплаты компенсации от 10 до 50 тыс. МРОТ вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

Принятия иных предусмотренных законодательством мер.

Закон «Об авторском праве» необходимо строго соблюдать при изготовлении рекламной продукции: при использовании музыкальных произведений, отрывков из кинофильмов, образов киногероев, мультипликационных героев, литературных и художественных образов и т. д. необходимо получить разрешение у владельцев авторских прав на эти произведения и образы, а также выплатить им авторское вознаграждение.

Помимо прочего, очень важный элемент при изготовлении рекламы - догово­ры с исполнителями - артистами, моделями, с теми, кто становится «лицом» то­вара в рекламных роликах и печатной рекламе. В этих договорах важно четко ого­варивать следующее: территорию, на которой может экспонироваться рекламное произведение, сроки его экспонирования, в каких видах рекламы может быть ис­пользован образ этого человека (например, только в печатной или в разных видах рекламы) и т. д. В зависимости от того, как широко это обозначено в договоре, мо­жет существенно варьироваться сумма, выплаченная исполнителю. Плохо состав­ленный договор или несоблюдение этих условий в практике рекламной деятель­ности часто приводит к спорам сторон.

Другой момент - в контракте должно быть оговорено, имеет ли право испол­нитель роли в одной рекламе участвовать в другой. Как правило, рекламодатель требует от исполнителя эксклюзивности его образа для рекламы своей продукции. Потому что в России ввиду неопытности производителей рекламы часто случается. что один и тот же человек может оказаться лицом прямых конкурентов. Понят­но, что это совершенно недопустимо.

Например, серьезный конфликт разгорелся в 1999 году между The Coca-Cola Company и PepsiCo из-за известного российского футболиста Сергея Семака.

В 1998 году The Coca-Cola Company стала спонсором футбольной сборной России. А PepsiCo в свою очередь в 1999 году - спонсором московского клуба ЦСКА.

1 июня того же года на улицах Москвы появилась наружная реклама, а на цен­тральных телеканалах - ролики, в которых один из лучших футболистов ЦСКА Сергей Семак в полосатой майке «Команды Pepsi» рассказывал о достоинствах пепси-колы.

Проблема заключалась в том, что одновременно Сергей Семак был и членом сборной России по футболу, а контракт между The Coca-Cola Company и Россий­ским футбольным союзом - общественной организацией, которой «принадлежит» сборная России, - запрещал игрокам сборной рекламировать «другие прохлади­тельные напитки», т. е. и Pepsi.

The Coca-Cola Company выразила недовольство действиями как Сергея Сема-ка, так и своего прямого конкурента, но, несмотря на протесты, рекламная кампа­ния с участием Семака была проведена до конца.

В договоре между производителем рекламной продукции и ее заказчиком так­же важно оговорить (и от этого существенно зависит общая стоимость договора), кто будет владеть правами на данное произведение рекламною творчества. Иног­да даже оговаривается владение архивом съемок, ведь для производства ролика снимается значительно больше материала, чем используется потом при монтаже. Если архив рекламодатель покупает, то это должно быть оговорено в контракте, или по умолчанию архивом владеет рскламопроизводитель.

К сожалению, в мировой практике рекламной деятельности существуют недо­бросовестные заказчики. Они делают заказ агентству на создание какого-либо вида рекламы (сценария ролика, идеи плаката), в ходе работы над ним отказываются от заказа, а через какое-то время оказывается, что они либо сами использовали эту идею, либо поручили реализовать ее другому агентству (обычно за меньшие день­ги). То же относится и к презентациям концепций, которые агентство делает для клиента во время тендера.

Эта проблема актуальна во всем мире, но создатели рекламы пока не придума­ли универсального способа борьбы с такого рода «пиратством». Во многом это свя­зано с тем, что сроки подачи рекламного предложения ограничены, а процесс по­лучения патента (копирайта) на идею растягивается на более длительный срок, т. е. рекламопроизводитель просто не успевает зарегистрировать авторские нрава на свое произведение.

В России АКАР предложила идею депозитария: любой творец одновременно с презентацией своей идеи заказчику может положить свои разработки в конверт, запечатать его и послать заказным письмом в АКАР. Этот конверт хранится в сей­фе для членов АКАР бесплатно, для остальных - за небольшую плату. И если воз­никает конфликт между РА и клиентом, то для Арбитражного суда дата отправки конверта является подтверждением приоритета создателя рекламы.



Просмотров