Организация деятельность государственных органов что. Государственные органы и устройство российской федерации. Признаки исполнительных органов

Принципы деятельности государственных органов

Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти:

  • 1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Человек, его права и свободы по Конституции - высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция также устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти - судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  • 3. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица должны сверять свои юридически значимые действия, прежде всего с Конституцией, руководствоваться ею.

Нормы Конституции имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т.е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.

4. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализирование направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны при осуществлении своих конституционных полномочий. Система разделения властей не нарушает единства государственной власти, а, наоборот, создает определенное равновесие (баланс) между самостоятельными ветвями государственной власти при осуществлении своих полномочий. Разделение государственной власти реально существует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной и судебной власти в форме осуществления своих конституционных функций, а также взаимодействия, взаимного контроля, «сдержек и противовесов» между ними. Законодательные органы издают законы, на основании которых действуют органы исполнительной и судебной власти, осуществляют бюджетный контроль, назначают или утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти претворяют в жизнь принятые органами законодательной власти законы. Глава государства (президент) утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членов правительства, осуществляет помилование и т.д. Органы судебной власти осуществляют правосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшие органы судебной власти также дают толкование Конституции. А при несоответствии Конституции предписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают их не имеющими юридической силы.

5. Принцип законности - основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.

Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы».

При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.

  • 6. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что:
    • - все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;
    • - между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) - вопросы исключительного ведения Феде рации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
    • - во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
    • - субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
    • - субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).
  • 7. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Конституция Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе.

При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.

8. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих.

В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы - необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством. Только благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированием государственной службы.

Общая классификация государственных органов

Классификация государственных органов производится следующим образом:

  • 1. По способу возникновения:
    • - Первичные (в результате волеизъявления народа);
    • - Производные (формируемые первичными).
  • 2. По принципу разделения властей:
    • - Законодательные (представительные);
    • - Исполнительные;
    • - Судебные;
    • - Органы надзора и контроля.
  • 3. По объему властных полномочий:
    • - Высшие (на всей территории);
    • - Местные (на определенной административной территории).
  • 4. По характеру компетенции:
    • - Общая (на реализацию конкретных функций государства);
    • - Специальная (например, министерства).
  • 5. По количественному составу членов, необходимому для принятия решений:
    • - Коллегиальные;
    • - Единоличные.
  • 6. По форме осуществления властных полномочий:
    • - Правотворческие;
    • - Правоисполнительные;
    • - Правоохранительные.

Основные принципы организации.и деятельности государственных органов это те главные начала, которые лежат в основе построения и функционирования государственных органов. К ним относятся:

Разделение властей;

Признание человека, его прав и свобод высшей целостью;

Демократизм;

Иерархичность;

Сочетание централизма и федерализма; сочетание выборности и назначаемости;

Сочетание коллегиальности и единоначалия;

Открытость;

Равный доступ к государственной службе;

Профессионализм;

Законность.

2. Принцип законодательную; исполнительную; судебную.

Цели разделения властей:

Принцип демократизма означает, что:

Смысл иерархичности

косвенное воздействие);

закрытый характер

Принцип профессионализма подразумевает:

\ нов;

Принцип законности

Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную; исполнительную; судебную.

Соответственно на указанные три вида делятся органы государственной власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют: самостоятельно, в рамках своей компетенции; при этом имеют сходные цели реализация функций государства, взаимосвязаны образуют единую систему государственных органов; взаимозависимы дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.

Цели разделения властей:

Упорядочить работу государственного механизма (в том числе специализировать направления деятельности госорганов);

Не допустить концентрации власти (а следовательно, бесконтрольности, произвола) в одних руках (в одних и тех же органах).

Разделение властей является базовым принципом организаций и деятельности государственных органов наряду с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ, лежит в основе Конституции России 1993 г. Исходя из него, государственные органы:

Существуют во имя человека, обеспечения его интересов и потребностей;

Обязаны уважать, соблюдать и защищать права и свободы человека;

Не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека. Принцип демократизма означает, что:

Государственные органы формируются народом (прямо либо косвенно, например: избрание народом Президента РФ, глав субъектов РФ, законодательных (представительных) органов разных уровней, кото. рые, в свою очередь, формируют другие органы - Правительство РФ, администрации, суды и т. д.);

Государственные органы находятся под контролем народа (через выборы).

Смысл иерархичности в том, что государственные органы представля-ют собой систему, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и имеют возможность оказывать воздействие на их деятельность. Пример:

Система органов законодательной власти (Федеральное Собрание РФ -законодательные (представительные) органы субъектов РФ косвенное воздействие);

Система органов исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ администрации субъектов РФ, главы субъектов сочетание прямого и косвенного влияния);

Судебная система и Прокуратура РФ (единая иерархия судов различных видов, органов Прокуратуры РФ подчинение нижестоящих органов вышестоящим).

Решения высших органов государственной власти РФ обязательны для исполнения на территории всей страны всеми государственными органами и должностными лицами. (Например: исполнение федерального закона, не противоречащих Конституции и закону актов Президента и Правительства РФ, решений Конституционного Суда РФ.)

Принцип сочетания централизма и федерализма означает, что:

Все государственные органы образуют единую систему госорганов (госаппарат), во главе которой находятся высшие органы государственной власти;

Между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения) вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;

Субъекты федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;

Субъекты федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.).

Государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Пример: избрание Президента РФ, который назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.

Органы государственной власти могут быть:

Единоличными (Президент РФ, глава субъекта РФ и др. осуществляют свою работу на основе единоначалия);

Коллегиальными (Государственная Дума, Совет Федерации и др. совместно принимают решения).

В основе деятельности государственных органов лежит принцип открытости:

Заседания парламента, судов и других органов, как правило, носят открытый характер;

Их деятельность широко освещается СМИ;

Органы государственной власти самостоятельно предоставляют информацию о своей работе;

Информация о должностных лицах (особенности биографии, доходы) открыта для общественности.

В отдельных случаях деятельность государственных органов может иметь закрытый характер (правоохранительные вопросы, государственная безопасность и др.).

Равный доступ к государственной службе означает, что все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой имеют право на занятие государственных должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального происхождения отношения к религии и др.

Как правило, вакантные государственные должности замещаются на конкурсной основе (с учетом профессиональных знаний, личных качеств, трудовой биографии (анкета, послужной список), достижений на прежних местах работы). Принцип профессионализма подразумевает:

Наличие специальной.подготовки у работников государственных орга- \ нов;

Учет данной подготовки при приеме на работу и продвижении по службе;

Регулярный контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).

Принцип законности обязывает государственные органы, госслужащих, должностных лиц соблюдать нормы Конституции, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности.

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма.

Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

· 1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;

· 2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

· 3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;

· 4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;

· 5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

· 6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;

· 7. Имеют соответствующую материальную базу;

· 8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;

· 9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

Классификация государственных органов:

1) По порядку образования:

· - органы, избираемые непосредственно народом;

· - органы, формируемые другими государственными органами.

2) По способу принятия решений:

· - коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);

· - единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).

3) По характеру компетенции:

· - органы общей компетенции - круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);

· - специальной компетенции - специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

4) По принципу разделения властей:

· - законодательные;



· - исполнительные;

· - судебные.

5) По иерархии:

· - высшие - распространяют свои полномочия на территорию всего государства;

· - местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.

6) По правовым формам деятельности:

· - правотворческие;

· - правоприменительные;

· - правоохранительные.

7) По срокам полномочий:

· - постоянные;

· - временные - создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

Построение и деятельность государственного аппарата основывается на определенных принципах.

Принципы организации и деятельности ГА - это исходные идеи, руководящие положения, основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Принцип гуманизма: означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства.

Принцип демократизма: проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которой носителем суверенитета и источником власти является народ, который осуществляет свою власть по разным каналам, в т.ч. непосредственно (выборы) или через органы местного самоуправления.

Принцип функционального разделения властей: согласно этому принципу государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Он предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти.

Принцип законности: заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы ко всем ГО и должностным лицам в своей деятельности.

Принцип гласности: выражается в информированности общественности о практической деятельности конкретных государственных органов.

Принцип профессионализма: проявляется в использовании наиболее квалифицированных работников в деятельности государственных органов.

Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия: выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении.

Принцип иерархичности: проявляется в строгой «горизонтальной» и «вертикальной» системе подчинения государственных органов.

Принцип федерализма: определяется тем, что РФ состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ, которые во взаимоотношения с федеральными органами власти равноправны между собой. Принцип обеспечивает единство ее ГА, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе РФ.

Принцип соблюдения прав и свобод человека: каждый государственный орган и должностное лицо должны ставить на первое место права и свободы человека.

Принцип сочетания координации и субординации.

Экономичность государственного аппарата.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение службы связей с общественностью в госструктурах. Задачи и функции PR-службы в государственных органах. Организационная структура и направления деятельности PR подразделений в высших органах государственной власти на примере некоторых служб.

    реферат , добавлен 14.06.2010

    Пресс-служба - структурная единица государственных органов власти. Характеристика ее целей, функций и методов работы. Организационные основы деятельности служб по связям с общественностью на примере деятельности пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Правовой статус государственных органов исполнительной власти. Полномочия, функции Президента и Правительства России. Совершенствование структуры Федерального Министерства. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Структура и признаки правоохранительных органов - государственных органов, осуществляющих специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.

    реферат , добавлен 02.07.2012

    Образование государственных органов в установленном государством порядке. Государственные органы как часть единой системы органов государственной власти, полномочия каждого из них. Функции законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Понятие и принципы государственной службы, правовая регламентация и нормативное обеспечение деятельности ее органов. Классификация и функции государственных служащих, их место в системе управления. Организация государственной службы в РФ и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Функции и характерные черты государственных органов, образующих единую систему. Структура и задачи деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2013

Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти следующие.

В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления , органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций , а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления , органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры:
  • осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
  • действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне ;
  • информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ, другими законами Российской Федерации.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

К правоохранительным органам в Российской Федерации относятся также органы милиции. Милиция в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» задачами милиции являются:

  • обеспечение безопасности личности;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений ;
  • выявление и раскрытие преступлений;
  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности ;
  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Правовые основы организации государственной службы

Государственная служба в Российской Федерации включает в себя:
а) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
б) государственную службу субъектов Российской Федерации , находящуюся в их ведении.

Нормативно-правовой базой организации государственной службы в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации , Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Государственная служба основана на следующих правовых принципах:

  1. верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав ;
  2. приоритета прав и свобод человека и гражданина , их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина ;
  3. единства системы государственной власти , разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Фе- дерации;
  4. разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  5. равного доступа граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
  6. обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  7. единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
  8. профессионализма и компетентности государственных служащих;
  9. гласности в осуществлении государственной службы;
  10. ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;
  11. внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства ;
  12. стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти , органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Все государственные должности в Российской Федерации подразделяются на три основные категории: «А», «Б» и «В». Государственные должности категории «А» устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации , Председатель Правительства Российской Федерации , председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации , руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие).

Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А».

Государственные должности категории «В» учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, т. е. не конкретных должностных лиц, а государственных органов как таковых.

Государственный служащий - это должностное лицо, находящееся на государственной службе, исполняющее обязанности, предусмотренные занимаемой государственной должностью, и получающее за свою деятельность денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Государственным служащим может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими. Не могут быть государственными служащими и граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Исключение составляют случаи, когда их доступ к государственной службе прямо урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями. Государственная должность устанавливается только в государственных органах. Не являются государственными служащими служащие государственных Верховного Суда Российской Федерации и соответствующих судов общей юрисдикции, аппаратов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и соответствующих арбитражных судов Российской Федерации;

  • органов Прокуратуры Российской Федерации.
  • Государственный служащий при исполнении своих должностных обязанностей вступает в определенные правовые отношения . Во-первых, это отношения государственного служащего с государственным органом по поводу своей профессиональной (трудовой) деятельности. Во-вторых, это отношения государственного служащего с третьими лицами - организациями или гражданами. Такие отношения возникают в связи с исполнением государственным служащим государственно-властных полномочий (принятие решений, обязательных для третьих лиц и др.).



    Просмотров