Повышение заработной платы гп вс рф. Зарплаты, премии, дополнительные денежные выплаты

Военнослужащим нашей страны уже давно известно о том, что согласно Приказу 1010 им полагается денежная премия.

Однако мало кто из них знает о том, в каком размере и кто вообще может на нее рассчитывать. По этой причине рассмотрим все нюансы этого приказа подробней.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Основные положения

Приказ №1010 от июля 2010 года гласит “О принятых дополнительных мерах в вопросе повышения эффективности применения фондов ДД (денежного довольствия) гражданам военнослужащим, а также лицам, которые относятся к категории “гражданские”, но при этом осуществляют свою трудовую деятельность на Вооруженные Силы РФ”.

Данный Приказ пришел на смену Указа Президента РФ №1459, который был подписан еще в декабре 2006 года.

Кто и на основании чего имеет право на премию

Премия в виде денежного поощрения в 2017 году для военнослужащих является альтернативой тринадцатой зарплаты, в то время как для гражданских лиц, которые осуществляют свою трудовую деятельность в Вооруженных силах РФ, она может предоставляться ежеквартально.

Для военнослужащих граждан премия начисляется в декабре каждого года, но при этом сама подготовка к выдаче начинается задолго до этого. Это связано с тем фактом, что в случае необходимости можно было успеть к этому месяцу решить все спорные нюансы.

Стоит отметить, что денежная премия является неплохим поощрениям для этой категорий граждан.

Размер денежной премии , на которую имеет право рассчитывать военнослужащий, напрямую зависит от того, какой расчетный размер установлен на конкретный год, самого воинского звания, а также именно занимаемой должности военнослужащего.

Сумма денежной премии в вопросе стимулирования граждан военнослужащих, а также гражданских лиц, которые осуществляют свою трудовую деятельность в ВС РФ (исключением являются командиры, начальники, а также руководители и заместители, у которых существует штатное воинское звание от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше), не может быть установлена больше, нежели 5-кратная расчетная сумма. При этом необходимо брать во внимание тот факт, что сама расчетная сумма напрямую зависит от объема высвобожденных финансовых средств непосредственно за квартал, а также от самой численности личного состава.

Размер премии напрямую зависит от воинского звания, поскольку коэффициенты различаются.

Если говорить конкретней, то коэффициент следующий:

  • младший офицерский состав: мл. лейтенанты, ст. лейтенанты и капитаны – коэффициент не может превышать 3;
  • если речь идет о майорах, капитанах 3-ого и 2-ого ранга, подполковниках – коэффициент устанавливается не больше 4;
  • полковникам, капитанам 1 ранга, генерал-майорам, контр-адмиралам – коэффициент не больше 5;
  • если речь идет о воинском звании от генерал-майора (вице-адмирала) и выше – коэффициент устанавливается в пределах 10.


Если речь идет о дополнительном финансовом стимулировании гражданских лиц, которые работают в структурах ВС РФ, то здесь коэффициент напрямую зависит от того, какую должность занимает человек:

  • если речь идет о заместителях руководителей каких-либо структурных подразделений организации ВС РФ – коэффициент не больше 3;
  • заместители начальников организации ВС РФ, а также сами руководители структурных подразделений ВС РФ – коэффициент устанавливается в пределах 4;
  • если речь идет о непосредственных руководителях организации Вооруженных Сил РФ – коэффициент может достигать 5, но не больше.

Если говорить о финансовом стимулировании именно личного состава , то здесь сумма премии напрямую зависит от каких-либо достижений, выполненных сложных задач и так далее. Премия для личного состава предоставляется на основании письменного Приказа личного и вышестоящего руководства.

Кто имеет право распределять премию

Если говорить о том, кто имеет право распределять данную премию , то стоит обратиться к пункту 4 Приказа 1010. В частности речь идет о том, что дополнительное финансовое стимулирование в рамках бюджетных средств осуществляется:

При этом необходимо брать во внимание тот факт, что все непосредственные приказы на выплату премии осуществляются исключительно по предоставленному рапорту непосредственного начальства того военнослужащего либо же гражданского лица, который на нее претендует.

Размер премии

Как уже было сказано выше расчетная сумма, от которой уже отталкиваются при формировании премий, ежегодно меняется и на сегодня еще неизвестно, какая она будет в 2017 году.

Но, если брать информацию за 2016 год, то она составила 48 тысяч рублей.

Исходя из этих сведений, можно с уверенностью говорить о том, что максимальная сумма премий имеет следующий вид:

Если говорить о гражданских лицах, которые осуществляют трудовую деятельность в ВС РФ, то их премиальные значительно ниже и варьируются в пределах до 10 тысяч рублей. При этом, необходимо брать во внимание тот факт, что из этой премии также удерживается еще и налоговый сбор в размере 13%.

Но, существует небольшой нюанс: гражданские лица, которые работают в структурах ВС РФ в столице либо же в Санкт-Петербурге, могут рассчитывать на премию в размере 12-13 тысяч рублей и при этом в этих регионах существует запрет на сбор налогов мс премиальных.

Порядок выдачи

Премии предоставляются ежеквартально и при этом максимальная сумма напрямую зависит от того, какое количество бюджетных средств было выделено на округ.

GhbrfЧто касается порядка выдачи премиальных, то алгоритм заключается в следующем:

  1. Непосредственное руководство составляет рапорт вышестоящему руководству для премирования того или иного военнослужащего либо же гражданского лица.
  2. Вышестоящее руководство рассматривает рапорт и в случае, если согласно, издает Приказ.
  3. На основании этого Приказа военнослужащие либо же гражданские лица получают насчитанную им денежную премию.

Стоит отметить, что многие военнослужащие нашей страны жалуются на то, что денежные премии выплачиваются в значительно меньшем размере, чем положено. Со слов Министерства Обороны это связано с недостатком финансирования в связи со сложившейся сложной экономической ситуацией, но так ли это на самом деле остается только догадываться.

О выдаче премии согласно Приказа 1010 смотрите в следующем видеосюжете:

Как в армии обижают гражданских

На заседании комитета территориальной организации профсоюза гражданского персонала Южного военного округа главной темой острого разговора профсоюзных активистов стала проблема представления и защиты интересов гражданского персонала воинских частей, организаций и учреждений округа в сфере оплаты труда, переработки, улучшения условий труда и лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления служебного жилья.

То есть тех социально значимых условий, которые дают возможность достойно жить и работать человеку без погон, выполняющему свои специфические задачи в обеспечении боевой готовности войск. По горячим следам заседания - наша беседа с председателем теркома профсоюза гражданского персонала (ГП) ЮВО Евгением МАКСИМОВЫМ.

- Евгений Николаевич, прошло чуть более года после VII съезда профсоюза ГП ВС России, где была определена программа действий на 2016 - 2020 годы: «Обеспечение высокой боевой готовности - наша общая задача. Гражданскому персоналу ВС - достойный уровень жизни!». Произошли ли какие-нибудь позитивные подвижки в реализации этой программы?

Очень хотелось бы ответить на ваш вопрос положительно. Тем более что за последние годы в связи со значительным сокращением количества воинских должностей и замещением их гражданскими лицами существенно изменился кадровый состав наших Вооружённых Сил. В результате возросли роль и значение гражданского персонала в обеспечении боевой готовности войск и снабжении их материальными ресурсами.

Это подтверждает своим Указом от 28 марта этого года и Президент РФ. Документом предусмотрено увеличение количества штатских специалистов в армии и на флоте ещё почти на шесть тысяч человек. Связано это прежде всего с формированием новых соединений и частей. Например, у нас, в Южном военном округе, уже полнокровно занимается боевой учёбой личный состав воссозданной прославленной 150-й Идрицко-Берлинской мотострелковой дивизии. В её структуре немало должностей гражданского персонала. Здесь уже создана и активно работает профсоюзная организация.

- Факт отрадный. Только не прибавит ли забот у профсоюзных лидеров военного округа, воинских частей, организаций и учреждений это увеличение численности гражданских лиц?

Понятно, что возрастает наша ответственность по защите в войсках прав работников. Ведь труд гражданского персонала при выполнении должностных функций в сложных и специфических армейских и флотских условиях, порой с риском для жизни, должен достойно оцениваться. К сожалению, в трудовых коллективах возникли проблемы, снижающие мотивацию гражданского персонала на качественное выполнение своих функциональных обязанностей. Наблюдается социальная напряжённость, люди требуют от профсоюза решительных действий.

- В чём это конкретно выражается?

Вы сами слышали на заседании эмоциональное выступление лидера организации профсоюза ГП Каспийской флотилии Олега Звонарёва. Специалисты плавсостава КФл, особенно работающие на судах обеспечения, за прошлый год имеют почти 200 тысяч часов переработки. Это обусловлено в первую очередь длительными выходами в море экипажей кораблей. Однако в ряде случаев флотские командиры и начальники никак не реагируют на такие ситуации, не компенсируют переработку ни в денежном эквиваленте, ни отгулами. Допустимая же переработка, по Трудовому кодексу РФ, - не более 120 часов в год на человека. Профсоюзная организация флотилии вынуждена защищать права моряков без погон в судебных инстанциях. Мера, конечно, крайняя и вынужденная, но необходимая. Она осуществляется в законном порядке, в правовом поле. И комитет округа поддерживает эти усилия.

- Особую тревогу, видимо, вызывают и проблемы в области оплаты труда гражданского персонала?

Безусловно, поскольку при отсутствии индексации заработной платы работников в течение последних трёх лет произошло снижение жизненного уровня гражданского персонала Во-оружённых Сил. Ведь за этот период значительно выросли цены на коммунальные услуги, транспорт, продукты и предметы первой необходимости. Разве допустимо, когда квалифицированные работники в войсках в большинстве своём получают заработную плату 9 - 15 тысяч рублей на протяжении вот уже нескольких лет?

В 2016 году к тому же значительно сократились (порой в три-четыре раза) выплаты стимулирующего характера, определённые приказом министра обороны РФ № 1010 от 2010 года. На фоне снижения жизненного уровня гражданского персонала участились обращения в Центральный комитет профсоюза ГП ВС РФ и к нам, в терком, по непрозрачности премирования и неправомерности лишения премий. Сложилась нехорошая практика премирования гражданского персонала существенно меньше расчётных сумм, объявленных министром обороны. Гражданскому персоналу снижают выплаты без указания причин.

- Наверное, на этом негативном фоне возникли проблемы и с кадрами?

Из-за низкого уровня оплаты труда в ряде воинских частей, организаций, учреждений не укомплектованы полностью штаты, возникла необходимость привлечения действующего персонала к сверхурочным работам, что приводит к чрезмерной интенсивности труда, а в ряде случаев - к конфликтным ситуациям. Происходит и отток кадров в сторонние организации и ведомства. Становится проблемой привлечение на работу молодых специалистов. Это касается не только плавсостава судов вспомогательного флота КФл, но и, в частности, гражданского персонала 4-й армии ВВС и ПВО, военных комиссариатов округа...

- А что предпринимает профсоюз ГП Минобороны для снижения последствий создавшейся негативной ситуации?

Прежде всего мы прилагаем усилия, чтобы в полной мере заработали положения Отраслевого соглашения, подписанного между МО РФ и профсоюзом ГП ВС России в конце декабря 2016 года, которое на 2016 - 2019 годы является правовой основой деятельности гражданского персонала в ВС РФ. Мы обратились к ЦК профсоюза ГП ВС России инициировать создание совместной рабочей группы с участием профсоюзного актива, представителей Минобороны и Правительства РФ по выработке предложений, связанных с индексацией заработной платы гражданского персонала Вооружённых Сил.

Проблемы гражданского персонала в области социально-трудовых отношений также были рассмотрены в конце февраля на встрече с командующим войсками округа генерал-полковником Александром Дворниковым, который поставил задачи подчинённым по их решению, надеемся, этот шаг улучшит положение работников воинских частей и учреждений.

Рекомендованная сумма к выплате, установленная приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации» традиционно вызывает неподдельный интерес, как военнослужащих, так и гражданских специалистов ВС РФ.

Накануне Дня Победы, состоялось перечисление гражданскому персоналу ВС РФ на банковские карты ежеквартальной премии по приказу 1010 за 1 первый квартал 2017 года. Необходимо отметить, что выплаты этой премии с нетерпением ждали десятки тысяч служащих Минобороны, попадающих под категорию гражданского персонала. Такое нетерпение связано прежде всего с тем, что денежные оклады гражданского персонала МО небольшие, даже по сравнению со средней заработной платой в стране.

По данным СМИ, средняя заработная плата по России составляет по официальным данным 36 000 рублей, средняя заработная плата гражданского персонала МО РФ едва дотягивает до 12 000 рублей. А большинство гражданских служащих получают и того меньше – до 10 000 рублей. При такой оплате труда, ожидание премии по приказу 1010 не удивительно.

Гражданский персонал, получающий по 8000 – 10000 рублей в месяц, очень рассчитывает на это денежное подспорье и строит на него свои планы – как потратить и что купить. Поэтому, рекомендованная к выплате сумма премии по приказу 1010, всегда вызывает огромный интерес.

По опыту ежеквартального премирования 2016 года, сумма премии по приказу МО РФ 1010 составляла 8 000 рублей. Минус, естественно, подоходный налог – 13%.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Недавно произошли некоторые изменения, способные повлиять на выплату 1010. А именно – увеличение Президентом РФ численности личного состава ВС РФ.

8 июля 2016 года Президент В.Путин подписал указ № 329 , увеличивающий штатную численность российских Вооруженных сил до 1 миллиона 885 тысяч 371 единицы, включая один миллион военнослужащих. Численность ГП - 885.371 чел.

28 марта 2017 года Президент В.Путин подписал указ №127, согласно которого, с 1 января 2017 года численность ВС РФ увеличена до 1.897.694 чел., из них военнослужащих - 1.013.628 чел., гражданского персонала - 884.066 чел. Численность ГП снизилась на 1305 чел.

Общая численность ВС РФ с 1 июля 2017 года будет увеличена ещё на 5357 чел. и составит 1.903.051 чел., из них военнослужащих - 1.013.628 чел. Численность гражданского персонала, соответственно - 889.423 чел. Источник - http://publication.pravo.gov.ru .

Так же, в 2017 году бюджет Министерства обороны России сокращен на 6%. Однако уменьшение объемов финансирования затронуло не все направления, отметила заместитель министра обороны Татьяна Шевцова.

«При подготовке бюджета на 2017–2019 годы Минфином России предусмотрено сокращение федеральных расходов на 2017 год на 6%», — сказала замминистра. Сокращение расходов Минобороны на 2017 год «составило около 100 млрд рублей», отметила она.

Татьяна Шевцова отметила, что уменьшение объемов бюджетных ассигнований затронуло не все направления в ведомстве. «В число «защищенных» статей вошли прежде всего денежное довольствие, оплата труда, пособия и компенсации, а также пенсии военным пенсионерам», — приводит «РИА Новости» слова Шевцовой.

Тем не менее, расчетная сумма к выплате по приказу 1010 гражданскому персоналу МО РФ за 1 первый квартал 2017 года составила не много, ни мало - 4.000 рублей. Исходя из численности гражданского персонала ВС РФ на 1 января 2017 года (с учетом ГП по приказу МО РФ 90), общая сумма к выплате должна составить более 3.541.484.000 рублей

В этой связи интересны отдельные комментарии в сети.

КОММЕНТАРИИ:

IvanovKO, 2 мая 2017 года.

В интернете пишут: 2 мая 2017 года стали известны последние новости по выплате премии 1010 гражданскому персоналу министерства обороны за 1 квартал 2017 года. На форуме идет постоянное обсуждение данной проблемы. Выплата премии 1010 за первый квартал 2017 года по многочисленным данным ожидается в период до 9 мая 2017 года. В пользу этого варианта высказываются источники, близкие к УФО и расчетному центру.

smser, 2 мая 2017 года.

Добрый день! премия 1010 за первый квартал расчетная сумма на чел. 4000 руб.
P.S. И не в чём себе не отказывайте!!!

papik8, 2 мая 2017 года.

Спасибо, добрый человек. Командир как раз в строевой сидел, рапорта смотрел. Нерадивых прикидывал на сколько лишить, исходя из суммы 8 тыров. Узнал сию информацию... качнул головой...закрыл папку и ушел.

дрим, 2 мая 2017 года.

Радуйтесь,что так хоть.В других организациях сокращения, оптимизации, урезание зарплат. А тут дают, а вы все не довольны. Люди взбодритесь, радуйтесь тому, что дают. Радуйтесь жизни, весне,всем всех благ. Не унывайте!

Vladlena, 4 мая 2017 года.

С каждым годом нам урезают 1010. Смотрите сами:
2012 год - 10.000, 10.000, 22.000, 40.000 руб., по итогам года 14.000 руб.;
2013 год - 10.000, 10.000, 25.000, 31.000 руб.;
2014 год - 10.000, 10.000, 15.000, 23.000 руб.;
2015 год - 10.000, 10.000, 10.000, 10.000 руб.;
2016 год - 8.000, 8.000, 8.000, 8.000 руб.;
2017 год - 4.000 руб... А что дальше?

lancepok, 4 мая 2017 года.

А дальше выплата дополнительного материального стимулирования за счет высвобождаемых при сокращении армии средств должна естественным путём закончиться: армию невозможно сокращать вечно. Об этом уже писали сотню раз: ПМО 1010 это не средства, выделяемые добрым государством для "поддержания штанов" красноармейцев и ГП ВС РФ, а опилки, сыплющиеся вниз при распиле Вооруженных Сил. Кончат "пилить дерево" (неважно по какой причине) и опилки сыпаться перестанут.

натали47, 4 мая 2017 года.

Узнав сумму премии, оптимистически настроенных работников в части не осталось.

REZZO, 4 мая 2017 года.

Опилки сыпаться перестанут... Уже скорее бы... придется тогда оклады поднимать, никуда не делись бы - не вытянула бы тогда средняя заработная плата А вообще вопрос профсоюзным лидерам - что делать собираетесь, господа?

OLIK-OLEG, 4 мая 2017 года.

Хватит ныть. Давайте работать. А если что то не устраивает, то есть много незанятых нишей в народном хозяйстве, торговле и т.д.

REZZO, 4 мая 2017 года.

Вот сами и работайте в полную силу, а можете еще и через силу... Мне так в данном случае наоборот ближе "если они думают, что нам платят, пусть думают, что мы работаем", работать следует строго от... и до... со всеми прелестями Трудового Кодекса и т.д., а то, что это неудобно, ну так "проблемы шерифа, индейцев вообще-то не волнуют"...

gjatam, 5 мая 2017 года.

До последнего не верилось, что расчетная сумма 4000 тыс.

Andreevich, 5 мая 2017 года.

Получил 3.870 руб. ("чернобылец" - меньше подоходный налог) ВОХР, Калининградская область.

натали47, 5 мая 2017 года.

Получили 1010, даже не ожидали, что так быстро - 3.684 руб. на руки - налог пока тоже поменьше. Сходила по магазинам от радости, потратила почти 6.000 руб.

1. Понятие гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и особенности его правового статуса. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ к личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации относятся не только военнослужащие, но и лица гражданского персонала. В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации насчитывается 800 тыс. работников, которые трудятся в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, учреждениях и других военных организациях (далее по тексту - воинская часть).
Под гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации понимается личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуемый как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них задач.
Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации внутри этой государственной военной организации обладает особым правовым статусом, который принципиально разнится с правовым статусом основной части ее личного состава - военнослужащих. Эти различия их правового статуса присущи всему гражданскому персоналу, в свою очередь, состоящему из лиц, занятых работой по трудовому договору, и из федеральных государственных служащих, чья профессиональная служебная деятельность по трудовому договору относится к федеральной государственной гражданской службе. Названная служба гражданского персонала наряду с военной и правоохранительной службами является видом федеральной государственной службы в Российской Федерации и имеет общие с ними условия.
К федеральным государственным служащим из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации относятся граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы, получающие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета и выполняющие обязанности по обеспечению исполнения полномочий Министерства обороны Российской Федерации или по замещению государственных должностей Российской Федерации.
Конкретные наименования должностей федеральных государственных служащих предусмотрены Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации и Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденных указами Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. соответственно N 32 и N 33. Государственные должности подразделяются на три категории (должности категорий "А", "Б" и "В"), а государственные должности категорий "Б" и "В" федеральной государственной службы классифицируются на пять следующих групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы.
Профессиональная служебная деятельность федеральных государственных служащих урегулирована не только законодательством о труде, но и Федеральным законом "О государственной службе Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ. Им установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой (внутривидовые особенности государственной службы), так и с трудом других работников из числа гражданского персонала.
Подавляющее большинство гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не относится к федеральным государственным служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Эта часть гражданского персонала не однородна по своему составу и включает: руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. Отдельными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрены особенности труда гражданского персонала воинских частей по сравнению с работниками других организаций.
Помимо Конституции Российской Федерации, правовой статус гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации определен вышеназванными федеральными законами, ТК РФ, другими федеральными законами.
Как предусмотрено ст. 349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется законодательство о труде, причем с особенностями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. До настоящего времени какой-либо специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала не принят. В связи с этим условия его труда регулируются не только общими нормами ТК РФ, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, межведомственных постановлений федеральных органов исполнительной власти, но и специальными подзаконными нормативными актами. Последние устанавливают особенности применения норм трудового права к служебной и иной трудовой деятельности гражданского персонала исходя из их специфики. Перечень таких нормативных правовых актов, издаваемых на различных уровнях нормотворческой деятельности, достаточно широк, но большую их часть составляют нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития Российской Федерации и ведомственные нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации.
В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Он занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговой работах и других видах обслуживающих работ. Для более полной характеристики выполняемых им функций следует учитывать, что гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации прежде всего состоит из некомбатантов, которые в соответствии с международно-правовыми нормами определяются как лица, хотя и принадлежащие к вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. В то же время при захвате неприятелем они, как и комбатанты, признаются военнопленными.
Исключениями из общего правила поручения работникам вспомогательных функций могут быть случаи временного замещения ими вакантных воинских должностей или привлечения их в некоторых воинских частях (по перечням должностей, утверждаемым в особом порядке) в состав боевых расчетов и команд для несения боевого дежурства. Перечень отдельных вакантных воинских должностей, которые на условиях срочного трудового договора могут замещаться гражданским персоналом до момента укомплектования их военнослужащими, утверждается министром обороны Российской Федерации. Такое замещение допускается по приказу командира воинской части только в тех случаях, когда не будет причинен ущерб боевой и мобилизационной подготовке войск, и при отсутствии в подчинении у гражданских специалистов военнослужащих. Причем одновременное совмещение гражданским персоналом служебных обязанностей по воинской должности и иных трудовых обязанностей запрещается.
По сравнению с военнослужащими, добровольно поступившими на военную службу по контракту, гражданский персонал комплектуется на основании заключаемого каждым работником индивидуального трудового договора. Его отличительными чертами являются: детальная правовая регламентация условий труда и его оплаты, допустимая законом альтернативность его условий, четкая определенность порученной трудовой функции, правовая защищенность предусмотренных им прав и обязанностей его сторон, стабильность установленных им трудовых отношений и др.
До недавнего времени в силу требований постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. N 755 комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации гражданским персоналом осуществлялось исключительно из числа граждан Российской Федерации. Принципиально иная ситуация сложилась после вступления в действие Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ (с 18 ноября того же года), которым внесены изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (ст. 15). Согласно этим изменениям иностранные граждане вправе быть принятыми на работу в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований на основании действующего законодательства. Однако в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ данное положение не распространяется на замещение должностей федеральных государственных служащих.
2. Порядок комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации гражданским персоналом. Действующим законодательством установлен единственный способ комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации гражданским персоналом - путем поступления граждан на работу. Прием граждан на работу в воинские части по трудовому договору следует рассматривать как смешанный принцип комплектования, поскольку в большинстве случаев они трудоустраиваются в воинские части, дислоцирующиеся по месту их жительства. Вместе с тем расширение военного присутствия России в странах постсоветского пространства предполагает необходимость применения труда гражданского персонала вне места его постоянного жительства, что соответствует положениям ст. 64 ТК РФ, гарантирующим гражданам право на труд вне зависимости от их места жительства, в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания.

Трудоустройство граждан на работу в воинские части осуществляется в форме их прямого (самостоятельного) обращения за работой к работодателю либо через посредника - в органы службы занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации или негосударственные организации по трудоустройству. Порядок содействия занятости населения урегулирован Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ). В соответствии с ним командование воинских частей имеет право на равных основаниях принимать на работу граждан, как самостоятельно обратившихся по поводу трудоустройства, так и прибывших по направлениям органов службы занятости населения. При любой из названных форм трудоустройства порядок приема граждан на работу по трудовому договору в воинские части и условия их трудовой деятельности предусмотрены ТК РФ и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Трудовой договор с гражданским персоналом - это соглашение между воинской частью и работником (федеральным государственным служащим), в соответствии с которым воинская часть поручает ему работу (профессиональную служебную деятельность) по обусловленной трудовой функции, обеспечивает условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами о труде, своевременно и в полном размере выплачивает ему заработную плату (вознаграждение), а другая сторона обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать действующие в воинской части правила внутреннего трудового распорядка.
Участниками (сторонами) указанного соглашения являются работодатель, в качестве которого в Вооруженных Силах Российской Федерации выступает воинская часть в лице ее командира, и работник (федеральный государственный служащий) из числа гражданского персонала.
Порядок приема на работу состоит из двух последовательных этапов действий командира воинской части или по его поручению руководителя кадровой службы: подбора претендента на работу и оформления трудовых отношений с новым работником.
Подбор претендента на работу заключается в определении деловых качеств обратившегося за работой и их соответствия предъявляемым требованиям по вакантной должности. Под деловыми качествами понимается, прежде всего, профессиональная пригодность будущего работника поручаемой трудовой функции, т. е. работе (профессиональной служебной деятельности) по определенной специальности, квалификации или должности (должности федеральной государственной службы).
На данном этапе следует учитывать предусмотренные ст. 64 ТК РФ гарантии приема граждан на работу, запрещающие необоснованный отказ в заключении трудового договора по различным обстоятельствам (например, в зависимости от пола, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного положения, места жительства и др.), не связанным с деловыми качествами претендента на работу. Исключениями признаются случаи, прямо предусмотренные законодательством, в частности, запрет на прием иностранных граждан в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на федеральную государственную гражданскую службу.
В случае отказа в работе командир воинской части по требованию гражданина должен письменно сообщить причины такого отказа, который может быть обжалован в судебном порядке. Нарушение равноправия граждан в области трудовых отношений и, кроме того, отказ в приеме на работу женщин по мотивам, связанным с наличием у них детей или беременности, влечет уголовное преследование по ст.ст. 136 и 145 УК РФ.
В то же время не являются дискриминацией установленные действующим законодательством ограничения при приеме на работу, обусловленные свойственными данному виду труда требованиями или повышенной охраной труда отдельных категорий граждан. В целях охраны здоровья и по другим причинам определены следующие ограничения возможности заключения гражданами трудового договора:
1) возрастные ограничения (ст. 63 ТК РФ), состоящие в том, что по общему правилу прием на работу граждан возможен с 16 лет, а в частных случаях: с 15 лет при получении основного общего образования и оставлении общеобразовательного учреждения; с 14 лет - для выполнения учащимися в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего образовательного процесса; с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, - для участия в создании и исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию в организациях кинематографии, театрах, цирках, концертных организациях. Наряду с этим к государственной гражданской службе могут привлекаться только граждане Российской Федерации не моложе 18 лет;
2) ограничения, связанные с психофизическими возможностями работников (ст. 253 ТК РФ). Женщины и работники до 18 лет не допускаются к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда. Перечни этих работ утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162 и N 163. Кроме того, несовершеннолетним не могут поручаться работы, требующие заключения с ними договоров о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ);
3) ограничения, связанные с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также дисквалификацией работника. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается за совершенные преступления приговором суда (ст. 47 УК РФ). В качестве административного наказания (ст. 3.11 КоАП РФ) дисквалификация заключается в лишении судом физического лица на срок от 6 месяцев до 3 лет права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), а также осуществлять управление юридическим лицом в других случаях;
4) ограничения, связанные со спецификой предстоящей работы или профессиональной служебной деятельности. Так, гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; близкого родства или свойства с государственным служащим, если государственная служба одного из них непосредственно подчинена или подконтрольна другому, и в иных случаях.
Требования по вакантной должности, предъявляемые к претенденту на работу, устанавливаются на основании квалификационных требований и тарифно-квалификационных характеристик (требований), а также исходя из разрабатываемых в соответствии с ними в воинской части должностных инструкций. Квалификационные требования по общеотраслевым должностям служащих изложены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей, замещаемым гражданским персоналом воинских частей, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, утверждаются приказами министра обороны Российской Федерации*(104) .
Назначение поступающих на государственную должность (в зависимости от ее категории и группы) производится на основании порядка подбора кандидатур, определяемого соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории "А", либо нормативными правовыми актами Российской Федерации, а на государственные должности государственной службы со 2-й по 5-ю группы категории "В" - по результатам предварительно проведенного конкурса.
Целям изучения деловых качеств работника способствует ознакомление с документами, предъявляемыми им при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ): паспортом (или иным документом, удостоверяющим личность); трудовой книжкой; документами воинского учета (для военнообязанных и призывников); страховым свидетельством государственного пенсионного страхования; документами об образовании, квалификации или наличии специальных знаний, если они требуются по работе. В отдельных случаях законом предусматривается представление дополнительных документов. Например, при поступлении на государственную службу гражданин обязан представить личное заявление, медицинское заключение и справку из территориального органа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о предоставлении сведений (декларации) об имущественном положении. Для трудоустройства на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства каждый из них обязан оформить в Федеральной миграционной службе МВД России разрешение на работу, а работодатель, кроме того, - получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Истребование от поступающих на работу документов, не определенных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, запрещается.
Для определения пригодности к поручаемой работе несовершеннолетних, федеральных государственных служащих и в других случаях, определенных ст. 213 ТК РФ, за счет средств работодателя производится предварительный медицинский осмотр, а для определения пригодности к отдельным видам деятельности - обязательное психиатрическое освидетельствование.
Если предстоящая работа (профессиональная служебная деятельность) предполагает использование сведений, составляющих государственную тайну, то согласно Закону Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1 командир воинской части должен заключить с гражданином договор (контракт) об оформлении допуска к этим сведениям. Это соглашение составляется по типовой форме на основании Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050. В случае положительного результата проверочных мероприятий, осуществленных органами ФСБ России, и приема гражданина на работу данный договор (контракт) является приложением к заключенному в последующем трудовому договору.
Трудовые отношения с работником оформляются трудовым договором, составляемым в письменной форме и в двух экземплярах для каждой из сторон. При фактическом допущении работника к работе командир воинской части обязан оформить этот договор в течение трех последующих дней. В договоре указываются место, дата его заключения, его участники (фамилии, имена, отчества работника и командира воинской части, открытое наименование воинской части) и условия данного соглашения. Эти условия, устанавливающие объем прав и обязанностей сторон, подразделяются на существенные и дополнительные.
К существенным условиям (ст. 57 ТК РФ) относятся: место работы (с указанием структурного подразделения) и дата ее начала; конкретная трудовая функция работника в соответствии со штатным расписанием; права и обязанности сторон договора; характеристика условий труда, льготы и компенсации работнику за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях; особенности режима труда и отдыха работника; условия оплаты его труда; виды и условия социального страхования, связанные с этим трудом.
Дополнительные условия договора устанавливаются по усмотрению сторон и могут предусматривать: срок его действия и обстоятельство (причина), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с законом; испытательный срок до 3 или 6 месяцев (в отношении отдельных категорий работников); обязанности работника по неразглашению охраняемой законом тайны, по отработке после профессионального обучения за счет средств работодателя не менее установленного договором срока; любые иные права и обязанности его сторон, не ухудшающие положение работника по сравнению с нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями.
При выборе срока трудового договора с гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации надлежит строго руководствоваться требованиями ст. 58 ТК РФ. В соответствии с ними договоры могут заключаться на неопределенный срок и определенный срок не более 5 лет, если иной срок не установлен федеральными законами. Если по истечении срока договора ни одна из сторон не потребовала его расторжения и работник продолжает работу, такой договор признается заключенным на неопределенный срок.
Срочный трудовой договор оформляется в случаях, если трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Так, на основании ст. 59 ТК РФ такой договор по инициативе его сторон может быть заключен: для замены временно отсутствующего работника, за которым по закону сохраняется место работы; на время выполнения временных (до двух месяцев) и сезонных работ; с лицами, поступающими на работу в воинские части, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы; с лицами, работающими по совместительству и в иных установленных этим и другими законами случаях. В частности, срок действия трудовых договоров федеральных государственных служащих, исполняющих профессиональную служебную деятельность на государственных должностях категории "Б" (например, советники и помощники министра обороны Российской Федерации), ограничен сроком, на который назначаются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А".
Оформление без достаточных оснований срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления работникам прав и гарантий, которые им положены при выполнении работы по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, запрещается. При выявлении подобных случаев в ходе проверки федеральной инспекцией труда или судом в порядке разрешения трудовых споров трудовые договоры признаются заключенными на неопределенный срок.
На основании заключенного трудового договора и в полном соответствии с ним командир воинской части издает приказ о приеме на работу, а работник обязан приступить к работе. Изданный приказ объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания договора. При этом работник обязан приступить к исполнению своих трудовых обязанностей в один из следующих сроков (ст. 61 ТК РФ):
а) со дня, определенного трудовым договором;
б) на следующий рабочий день после вступления трудового договора в силу - в том случае, когда день начала работы в договоре не указан. По общему правилу трудовой договор вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иные сроки не установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или самим трудовым договором;
в) со дня допущения его к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя).
Если в установленный срок работник не приступил к работе без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор с ним аннулируется.
3. Изменение трудового договора, заключенного с гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации. В процессе трудовой и профессиональной служебной деятельности гражданского персонала внесение изменений в ранее заключенный сторонами трудовой договор возможно в порядке, установленном действующим трудовым законодательством:
1) для изменения его существенных условий (ст.ст. 72-74 ТК РФ);
2) для изменения иных (дополнительных) условий (ст. 57 ТК РФ).
По соглашению сторон трудового договора изменение любых его условий (как существенных, так и дополнительных) допускается в любое время. Законодательством не установлены особые правила и для изменений его условий по инициативе работника, которые возможны с согласия работодателя. В то же время им строго регулируются порядок, виды и причины таких изменений по инициативе работодателя.
По инициативе работодателя изменения существенных условий трудового договора производятся в форме перевода работника на другую работу, который в пределах организации возможен в двух видах: в виде изменения установленной работнику трудовой функции и в виде изменения иных существенных условий договора (при сохранении трудовой функции). В этих случаях обязательно письменное согласие работника, которое также необходимо при его переводе на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией. По общему правилу временный перевод работника по инициативе работодателя на другую работу такого согласия не предполагает.
Под переводом на другую работу понимается изменение ранее определенных сторонами существенных условий заключенного между ними трудового договора.
Поручение другой работы не связано с конкретным рабочим местом, а следовательно, к переводу не относится и не требует предварительного согласия перемещение работника в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате, когда оно не влечет за собой изменений трудовой функции и существенных условий трудового договора.
Закон различает постоянный и временный переводы на другую работу, и, кроме того, переводы: по соглашению сторон трудового договора или по инициативе одной из них - работодателя, работника, а также третьих лиц, не являющихся стороной договора (например, перевод на более легкую работу по медицинскому заключению); переводы в той же организации (как в пределах одной и той же местности, так и вместе с организацией в другую местность) либо в другую организацию. Каждый из вышеперечисленных видов перевода имеет свои отличительные особенности, предусмотренные трудовым законодательством.
Условия осуществления временного перевода работника в случаях производственной необходимости приведены в ст. 74 ТК РФ. Этот перевод:
- производится по инициативе работодателя, а также без согласия работника, если не поручается работа, требующая более низкой квалификации;
- возможен лишь в пределах той же организации с сохранением прежнего места работы;
- осуществляется в непредвиденных случаях, предусмотренных ТК РФ (например, для замещения отсутствующего работника; для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения их последствий; для предотвращения несчастных случаев, простоя и т.д.);
- влечет изменение трудовой функции. В этом случае новая работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья;
- как правило, допустим на срок до одного месяца неограниченное количество раз в году и лишь в целях замещения отсутствующего работника он не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).
Оплата труда при временном переводе производится в зависимости от выполняемой работы, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Определенное сторонами при заключении трудового договора условие о трудовой функции работника среди прочих существенных условий является доминирующим и в дальнейшем неизменным при отсутствии их взаимного согласия. Когда же согласие достигнуто и оформлено в письменной форме, закон позволяет пересмотреть это условие вне зависимости от обстоятельств, вызвавших его изменение, и стороны, проявившей данную инициативу. Напротив, изменение по инициативе работодателя существенных условий трудового договора при сохранении трудовой функции работника должно быть обусловлено, в свою очередь, производственными изменениями - изменениями организационных и технологических условий труда.
В результате изменений договора не должно быть допущено ухудшение положения работника по сравнению с условиями коллективного договора и соглашения. О введении этих изменений работник в письменной форме должен быть уведомлен предварительно за два месяца, если иное не предусмотрено законом. При его несогласии на продолжение работы в новых условиях работодатель также в письменном виде обязан предложить ему другую имеющуюся работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья. В случае ее отсутствия работнику предоставляется любая вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, которая может быть поручена с учетом его квалификации и состояния здоровья. При отсутствии и этой работы либо отказа работника от предложенной работы трудовой договор с ним прекращается по п. 7 ст. 77 ТК РФ.
Иные правовые последствия наступают в ситуации, когда изменения организационных и технологических условий труда могут повлечь за собой массовое увольнение работников. Для сохранения рабочих мест командир воинской части имеет право с учетом мнения выборного профсоюзного органа на срок до полугода ввести режим неполного рабочего времени.
Изменение иных (дополнительных) условий трудового договора на основании ст. 57 ТК РФ производится только по соглашению сторон и в письменном виде.
4. Прекращение трудовых отношений с гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации. Прекращение трудовых отношений возможно при наличии одного из двух юридических фактов - событий (например, смерть работника или работодателя; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений) или действий (например, однократное грубое нарушение работником или руководителем организации трудовых обязанностей).

Трудовой договор может быть прекращен только по основаниям и в порядке, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами. В зависимости от субъектов, на которых они распространяются, все основания прекращения трудовых отношений подразделяются на общие и дополнительные. Их можно классифицировать и по волевому признаку: по договоренности обеих сторон договора (п. 1 ст. 77 ТК РФ), по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ), по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ), по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон договора (ст. 83 ТК РФ).
Общими основаниями прекращения трудового договора являются (ст. 77 ТК РФ):
- соглашение сторон;
- истечение его срока, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются, и ни одна из его сторон не потребовала их прекращения;
- по инициативе работника;
- по инициативе работодателя;
- перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
- отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией;
- отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий договора;
- отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
- отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность;
- обстоятельства, не зависящие от воли сторон;
- нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций" от 7 сентября 1992 г. N 1056 приведенное в п. 9 основание не должно применяться в отношении гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, поскольку передислокация воинской части в другую местность рассматривается как ликвидация организации. В этом случае весь персонал по инициативе командира воинской части подлежит увольнению в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ст. 81 ТК РФ с предоставлением ему установленных законом гарантий и компенсаций. В то же время при изменении подведомственности (подчиненности) воинской части, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются, что определено ст. 75 ТК РФ. В случае отказа работника от продолжения работы трудовой договор с ним прекращается по п. 6 ст. 77 ТК РФ.
В ст. 81 ТК РФ названы тринадцать общих случаев расторжения трудового договора по инициативе работодателя, а дополнительные основания урегулированы как этим же Кодексом (ст.ст. 278, 307, 312, 336, 347), так и иными федеральными законами. Так, работник-совместитель может быть уволен в случае приема на работу лица, для которого эта работа будет являться основной (ст. 288 ТК РФ). В качестве дополнительных случаев увольнения по инициативе руководителя государственного органа федерального государственного служащего законом названы: достижение им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; прекращение гражданства Российской Федерации; несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для него законом; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну и др.
Увольнение работника без законного основания или с нарушением установленного порядка прекращения трудового договора по решению суда влечет восстановление его на прежней работе.





Просмотров