Классный час для начальных классов "день конституции". Беседа "о конституции"
Конспект беседы к Дню Конституции
«Гражданином быть обязан»
Подготовила воспитатель Борисова О.В.
Цель: Содействовать воспитанию уважения учеников к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции.
Воспитание у учеников любви к своей Родине, к родному краю.
Оборудование: политическая карта РФ, герб, флаг, гимн, запись гимна, Конституция РФ, презентация «Гражданином быть обязан».
Ход занятия:
Тема нашей беседы «Гражданином быть обязан».Тема эта
очень важна для каждого из нас. Поэтому мне хотелось бы, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое, интересное.
Ребята, как вы считаете, что для вас является самым дорогим?
(вывешиваю на доску слова)
А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?
Послушайте одну историю:
Жил-был человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе-выговор. В общем, обиделся человек на всех, а больше всего на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути»,-решил человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Сны стал видеть одни и те же. Завелась тоска и гложет изнутри.
Почему же человек заскучал? Что за сны его стали мучать?
(вывешиваю слово «Родина)
Так что же такое Родина?
Ответы детей
Стих-е Александровой «Родина»
Наша с вами Родина-это Россия. Посмотрите, какое это огромное государство, а мы являемся гражданами России. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ-свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином РФ. А что значит «быть гражданином своей страны»?
Я думаю, что для этого недостаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином-значит любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать историю страны, знать и выполнять законы страны.
Сегодня мы поговорим с вами об оосновном законе нашей Родины. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Рассмотрим сегодня с вами главу 2 «Права и свободы человека и гражданина». Откроем Кокституцию. Глава состоит из множества статей с 17 по 64. Познакомиться со всеми мы не успеем. Знакомство проведем с несколькими статьями.
Скажите, какое главное право человека- право на жизнь. Рассказ о древнем государстве Спарта, о А.В.Суворове.
Итак, каждый человек имеет право на жизнь.
Разбираются статьи Конституции.
Где бы вы не родились-в деревне. В городе-вы имеете одинаковые права и свободы. Государством признается ваше право ходить в школу и получать образование. Гарантируется то, что каждый из вас закончит 9 или 11 классов. Может получить специальное образование, несколько профессий.
Герб России.
Флаг России.
Гимн РФ
А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказочным персонажам.
- «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях». Какое право царевны нарушено?
Кто из сказочных героев воспользовался правом свободного передвижения?
Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
У какой сказочной героини Ш.Перро нарушено право на отдых, разумный рабочий день?
Какие права нарушали Снежная королева, Баба Яга?
Задание: Покажи флаг РФ.
Конституция- основной закон нашей страны. Мне бы хотелось, чтобы в нашем классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому. Мы с ребятами продумали проект данных законов.
Утверждение проекта. Какие открытия вы сделали сегодня?
Классный час «По страницам Конституции»
Цель: формирование патриотизмаЗадачи:
1) познакомиться с основным законом страны
2) развивать творческие способности учащихся
3) воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
презентация, кроссворд
Слайд 1 (Наша Родина)
- Сегодня речь пойдет о государственном празднике России. Наша Родина- Россия, или Российская Федерация. На нашей планете много стран. Есть большие по площади, есть и совсем крошечные. Каждый человек, являясь гражданином того или иного государства, гордится свой Родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней. И хотя вы еще дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому-Россия.
Слайд 2
Отгадайте пословицу:«Мать, человек, одна, Родина, у, одна, и».(Работа в парах)
Слайд 3 «Одна у человека мать, одна и Родина»
Как вы ее понимаете?
-Какие еще пословицы о Родине знаете?(«Нет в мире краше Родины нашей», «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «Своя сторона- мать, чужая- мачеха».
Что для вас понятие «Родина»?
-Давайте послушаем стихотворение о Родине(А. Прокофьев «Родимая сторона»):
1) На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
2) С каждым годом все краше
Дорогие края.
Лучше родины нашей
Нет на свете, друзья!
3) Россия…Как из песни слово…
Березок юная листва,
Гуденье цеха заводского,
Любимый город наш -Москва.
Слайд 4
Давайте исполним гимн России. (Дети стоя исполняют гимн России).
-Какое чувство у вас возникло?
-Гимн-это один из символов государства. А какие еще символы вам знакомы? (Флаг, герб).
- Сейчас мы отгадаем кроссворд о символике, узнаем название классного часа.
(Работа в группах)
1) Цвет нижней полоски на флаге. (Красный)
2) Птица, изображенная на гербе. (Орел)
3) Торжественная государственная песня. (Гимн)
4) Цвет средней полоски на флаге. (Синий)
5) Жезл-символ власти. (Скипетр)
6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы.(Георгий)
7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый. (Петр)
8) У орла две головы, значит, он…(Двуглавый)
9) Наше государство-Российская…(Федерация)
10) Георгий, воин на коне-это…(всадник)
Слайд 6
- Прочитайте ключевое слово по вертикали: Конституция. Что такое Конституция? (Это основной закон государства)
В этом году Конституции РФ исполняется 22 года. Наш классный час посвящен этому событию и называется он «По страницам Конституции».
- Попробуйте сформулировать цель и задачи. (Знакомство с основным законом страны, ее некоторыми статьями)
- Зачем нужно изучать Конституцию?
- Это 8-я Конституция России, она была принята народным голосованием 12 декабря 1993 года, а первая появилась в 1918 году.
- Прочитайте начало и скажите, что является главной ценностью нашего государства?
Слайд 7
«Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…»
(Является народ, его права и свободы).
-Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых содержатся основные права и свободы личности, устройство государства и т. д. Есть глава, посвященная президенту. Кто является президентом Российской Федерации?
Слайд 8 (В. В. Путин)
Итак, давайте пролистаем эту книгу.
Слайд 9
Ст. 20. «Каждый имеет право на жизнь.»
-Как вы ее понимаете? В каких произведениях нарушено это право?
Слайд 10 («Волк и семеро козлят», «Колобок»)
Слайд 11 Ст.25. «Жилище неприкосновенно»
- В каком произведении нарушено это право?
Слайд 12 («Три поросенка»)
Слайд 13
Ст. 37. «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
-Расскажите, кем вы хотите стать в будущем.
-Кем бы вы ни стали, своим трудом вы будете приносить пользу другим людям. Послушайте стихи о людях разных профессий (Д Родари
1) Человек, что мне построил дом,
Был чужим, он не был мне знаком.
Но, присев устало на крыльце,
Думал он о будущем жильце.
2) Был не друг и вовсе не родня
Тот, кто шил рубашку для меня,
Но и он, орудуя иглой,
Обо мне подумывал порой.
3) Никогда нигде я не встречал
И того, кто туфли мне тачал.
А ведь он с собой наедине
Размышлял частенько обо мне.
Хором
: Сколько их, друзей в моей стране,
Что все время помнят обо мне!
-О людях каких профессий говорится в этом стихотворении? Вы должны уважать труд людей. Приведите примеры.А сейчас послушаем стихотворение о бережном отношении к хлебу:
1) Хлеб румяный и пахучий…
Что на свете хлеба лучше?
Нет вкуснее каравая
В целом мире ничего!
2) В магазине покупаем
Очень дешево его.
Только есть цена другая
У простого каравая.
3) Забывать нельзя о том,
Что дается он трудом!
Очень нелегка работа
У кормильца хлебороба!
Слайд 14
Ст. 43 «Каждый имеет право на образование»
-Все вы –ученики 2-го класса, Затем пойдете в 3-класс, в 9-й, а кто-то захочет закончить 11 классов. После окончания школы вы продолжите получать образование в колледжах, техникумах, институтах. Школа- это первая ступенька в образовании, но, несомненно, очень важная. Скажите, чему учат в школе. Давайте исполним песню об этом. (Песня «Чему учат в школе»)
Слайд 15
Ст. 58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду».
-Давайте послушаем стихотворение(Метревели М. «Земля-наш дом»):
1) Ты можешь удивиться,
Узнав,- Земля-наш дом!
Живут в нем звери, птицы,
И мы с тобой живем.
2)Земля-наш дом огромный,
В нем много этажей
Для жителей подводных
И для лесных ужей.
3) Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.
4) Земля- наш дом огромный
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных,
Но суть совсем не в том.
5) А в том, что мы- соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей,
Об этом наша речь!
-Как мы должны относиться к природе?
Слайд 16
Ст. 59 «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»
-Юноша, достигший 18 лет, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, призывается в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. Они служат ВМФ, в десантных, ракетных, танковых войсках, охраняют наши границы. Сейчас прозвучит стихотворение О. Высотской «Мой брат уехал на границу».
1) Мой брат уехал на границу,
Он пограничник. Он солдат.
Когда нам дома крепко спится,
В ночной дозор идет мой брат.
2) Идет он в темноту ночную
И автомат с собой берет.
Он бережет страну родную,
Семью родную бережет.
3)Он слышит самый тихий шорох,
Он замечает каждый след.
В глухих лесах, в степных просторах-
Нигде врагам дороги нет!
4)Домой не скоро возвратится,
Не скоро он обнимет нас.
Но знаю, где-то на границе
О нас он думает сейчас!
-Кому из вас, мальчики, хочется защищать нашу Родину?
- Подведем итоги
. Что такое Конституция? Зачем нам необходимо знать основной закон страны? Представьте ситуацию, если бы не было этого закона, не было бы правил и норм?
Сейчас вы маленькие граждане России, но вы тоже обладаете правами, у вас тоже есть свои обязанности. Назовите их. А самые главные ваши обязанности- любить свою Родину, хорошо учиться, правильно вести себя в обществе. В заключении, послушаем стихотворение о правилах поведения (С. Маршак «Урок вежливости»)
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести:
-В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь.
И уступай прохожим путь.
И старых уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Так мишку лет пяти- шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес,
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти- шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
-О каких правилах говорится в этом стихотворении? (О правилах поведения в обществе)
Подведение итогов, рефлексия.
-Как называется основной закон страны?
-Для чего необходимо его изучать?
- Проанализируйте свою работу.
-Мне было интересно…
- Мне необходимо это знать, потому что…
-Знать это необязательно…
Литература:
«Конституция Российской Федерации»
Высотская О. «Мой брат уехал на границу».
Маршак С.«Урок вежливости»
Метревели М. «Земля-наш дом»
Прокофьев А.«Родимая сторона»
Приложение
Кроссворд
1)Цвет нижней полоски на флаге.
2) Птица, изображенная на гербе.
3) Торжественная государственная песня.
4) Цвет средней полоски на флаге.
5) Жезл-символ власти.
6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы.
7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый.
8) У орла две головы, значит, он…
9) Наше государство-Российская…
10) Георгий, воин на коне-это…
Тема: Конституция Российской Федерации. Государственные символы России.
Цель: Способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России;
Задачи:
Познакомить с Конституцией Российской Федерации и расширить представление о Государственных символах России.
Формировать уважительное и ответственное отношение к законам и символам России;
Развивать интерес к истории России.
Ход урока:
Вводная часть. (СЛАЙД №1)
Вот и наступил новый учебный год. Я очень рада вас видеть. Вы стали на год взрослее – теперь вы третьеклассники. Позади три замечательных летних месяца. А как вы провели эти месяцы я сейчас узнаю. Предлагаю вам разгадать кроссворд «Ах, лето!». (СЛАЙД №2-13)
Мяч по травке шустро скачет
От ворот и до ворот.
Бьют ногами - он не плачет.
Кто игру мне назовёт?
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует
Бежим по воде.
За грибами, за морошкой
Мы ходили с братом Лёшкой.
Видели ежа под ёлкой,
Ёжик был довольно колкий.
Муравейник повстречали,
Наблюдали, изучали.
Всяких здесь полно чудес,
Потому что это... (лес)
Чтобы солнце не пекло,
Мы в песок воткнём его.
Если мы под ним сидим,
Никогда не обгорим.
По асфальту на колёсах
Неумело я качусь.
Ноги в стороны, так сложно,
Но не падаю, держусь.
Кафе объеду, столики,
Меня катают... (ролики)
Долгожданная пора!
Детвора кричит: «Ура!»
Что ж за радость это?
Наступило... (лето)
На воде теперь держусь,
Плавать в речке не боюсь.
Если я устану вдруг,
То меня удержит... (круг)
Отчего у нас тепло?
Это сверху припекло.
Через облако-оконце
Шлёт лучи на землю... (солнце)
Прямо в небо я лечу,
Не боюсь я, хохочу.
Достаю ногой до ели -
Вверх и вниз летят... (качели)
Хочешь - в воду ты ныряй,
Хочешь - на песке играй.
Сколько замков здесь создашь!
Что это за место? (Пляж)
Бьются волны о песок,
Через них я прыг да скок.
Широка и глубока
Наша с волнами... (река)
Посмотрите, как много чудесных радостных слов получилось: солнце, пляж, лес, качели, футбол, река, волны. Летом вы набирались сил для нового учебного года: отдыхали, загорали, купались, играли, путешествовали по нашей стране.
Беседа о России.
А как называется страна, в которой мы живём? (Россия) (СЛАЙД №14)
Да, наше государство называется Россией или по-другому – Российской Федерацией. Если перевести со взрослого официального языка на простой русский, то «федерация» - это союз, объединение. (СЛАЙД №15) Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. (СЛАЙД №16) Сегодня в состав Российской Федерации входит 21 республика, 9 краёв, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.
Какие народы живут в России?
В России проживают 180 наций и народов. Все они объединились в одно большое государство.
Рассказ о Конституции Российской Федерации.
Для того чтобы люди в нашей стране могли отдыхать, учиться, работать, нужны законы.
В этом кроссворде спряталось ещё одно слово. Найдите его. (КОНСТИТУЦИЯ). (СЛАЙД №17-18)
Сегодня Всероссийский урок посвящён Конституции Российской Федерации, которой в этом году исполнится 20 лет.
Что такое Конституция?
(СЛАЙД №19) Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.
Для чего нужен Основной Закон?
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Поэтому день принятия Конституции является государственным праздником.
Когда и как была принята Конституция РФ?
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. (СЛАЙД №20) Так, 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята наша Конституция. В этом году ей исполняется 20 лет.
Что сказано в нашей Конституции?
В нашей Конституции сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав у граждан России есть обязанности, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны. И я, как человек своей страны подчиняюсь Конституции РФ, в которой сказано, что каждый человек имеет право на отдых. У нас – физминутка.
Физминутка.
Рассказ о Государственных символах России.
У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны.
Зачем стране нужны государственные символы?
Символы как бы говорят людям: «Другой такой страны нет!» Государственные символы России должен знать каждый, ведь в них проявляется история и традиции нашей страны. Конституция Российской Федерации закрепляет эти символы.
Какие Государственные символы имеет наша страна?
Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Вы каждый день видите и слышите государственные символы России - её герб, флаг и гимн.
Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?
Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трёхцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.
Флаг.
Зачем нужен флаг?
Назовите цвета Государственного флага Российской Федерации.
Цветами Российского флага являются белый, синий и красный цвета. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.
(СЛАЙД №21) Сравните изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная) , Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зелёная, красная) , Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя) . Чем отличаются эти флаги?
Найдите Государственный флаг Российской Федерации.
(СЛАЙД №22) 22 августа Россия отмечала государственный праздник – День Государственного флага Российской Федерации.
Герб.
Как вы думаете, зачем нужен герб?
Попробуйте описать Государственный герб России. (СЛАЙД №23)
Герб важно суметь грамотно прочесть. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орёл). На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе - держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Кто знает, как зовут этого всадника? (Георгий Победоносец).
Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу - более трёхсот лет.
Гимн.
Что такое гимн?
Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио. (Прослушивание гимна).
Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любого государства.
Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна?
Будете ли вы лично вставать при исполнении гимна, если рядом никого нет, и никто не сделает вам замечание? Почему?
Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?
Обобщение.
Всероссийский урок, посвящённый 20-летию Конституции РФ, подошёл к концу.
Что уже сейчас вы можете сделать для своей страны?
(СЛАЙД №24) Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и других людей, сможете по достоинству оценить нашу страну. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.
Литература
http://aschool.ucoz.ru/news/materialy_dlja_podgotovki_k_prazdnovaniju_20_letija_konstitucii_rf/2012-12-05-125
http://www.apkpro.ru/images/stories/news/2013/DL-213_08-18.07.2013_s_metod_rek_v_SRF.pdf
http://tsvetyzhizni.ru/detki/letnie-zagadki.html
http://www.kostyor.ru/history/symbols/
http://www.rosforce.ru/simvolika-rossii/
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
- Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Развивающие:
- Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
- Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
- Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
- Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.
Оборудование: плакаты с государственной символикой России, портрет Д. А. Медведева, карта России, запись на диске гимна РФ, магнитофон, карточки с гербами, флагами и сказочными персонажами для работы в группах, обведенные детские ладони для голосования, солнышко, таблички с человеческими ценностями, таблички со словами «геральдика» и «вексиллология», выставка книг по теме занятия.
Ход занятия
1. Вступительное слово.
Мы начинаем классный час.
- Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.
(Я – гражданин…)
- Что интересного заметили?
(Пропущено слово).
- Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.
(…России)
(Если не догадаются: не переживайте, после нашей работы вы обязательно сможете вставить это слово).
Тема нашего классного часа «Я – гражданин России».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
(Ответы детей.
Обобщение:
Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности).
- Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.
Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.
- Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?
(Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.
2. Беседа о ценностях человека.
- Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?
(Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)
- А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?
(Родина.)
Если не ответят, рассказываю историю:
- Послушайте одну историю.
Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.
- Почему же Человек заскучал?
(Вывешиваю табличку со словом «Родина»).
Обобщение.
- Ребята, а что же такое Родина?
- Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Кто получит мячик, тот и отвечает на данный вопрос.
Родина – это…
- А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».
- Наша с вами Родина – это Россия.
- Кто может показать нашу Родину на карте?
(Показ России)
- Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны?
- Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.
Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства.
- Назовите основные символы государства.
(Герб, флаг, гимн).
3. Сообщения учащихся. Работа в группах.
1. О гербе России (1 группа)
1 ученик.
Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.
Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.
2 ученик.
«Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».
3 ученик.
Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
4 ученик.
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
5 ученик.
Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
6 ученик.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Ученик 7.
Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
Ученик 8.
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба!
Ученик 9.
В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.
- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю).
- Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).
- Когда появился первый российский герб?
(Около 500 лет назад, в 1497 году).
- Что держит орел в своих лапах на гербе России?
(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).
- Что такое скипетр? А держава?
- А что за всадник изображен на груди орла?
(Это Святой Георгий Победоносец).
4. Работа в группах.
- Поработаем в группах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша задача: найти недостающие детали. Вспомните правила работы в группе (Раздаю гербы с недостающими деталями).
Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.
5. Физминутка.
6. Сообщения учащихся о флаге.
- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю).
О флаге России нам расскажет вторая группа (Сообщения учащихся).
1 ученик.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».
Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
2 ученик.
Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
3 ученик.
В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексей Михайловича.
4 ученик.
Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.
5 ученик.
В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
Обобщающая беседа:
- Как называется наука о флагах?
(Вексиллология (Вывешиваю табличку)).
- Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг?
(Военный корабль «Орел»).
- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?
(22 августа).
7. Работа в парах.
- У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской Федерации.
- А не скажете ли вы, каким государствам принадлежат другие флаги?
(Если не ответят на вопрос – обратиться к энциклопедии «Флаги»)
- Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.
8. Сообщения учащихся о гимне.
- Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены слова гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята.
(Сообщения учащихся третьей группы).
1 ученик.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.
2 ученик.
Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.
3 ученик.
При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.
4 ученик.
Мы коротко хотим рассказать о создателях Государственного гимна Российской Федерации.
Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, затем в Московской консерватории по классу композиции и пения. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность в нашей стране и за рубежом. А.В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий.
5 ученик.
Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году и здравствует поныне. Поэт и писатель, Герой социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР. С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской Федерации.
6 ученик.
Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.
Обобщение.
- Что обозначает слово «гимн»?
- Назовите авторов слов и музыки гимна РФ.
- А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации.
(Включаю гимн. Дети слушают стоя).
Обобщение.
Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн. Когда ребята рассказывали нам о гимне, они говорили о том, что гимн звучит во время торжественных мероприятий, праздников. Как вы считаете, был ли у нас с вами сегодня повод для прослушивания Государственного Гимна РФ? Какой?
(Сегодня праздник – День Конституции).
9. Беседа о Конституции.
- Что же такое Конституция?
(Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан).
Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Кто является президентом нашей страны?
(Д. А. Медведев (Показываю портрет)).
- Что вы о нем знаете?
- Совсем недавно мы с вами писали письма нашему президенту Д.А. Медведеву. Я думаю, что сегодня, в День Конституции, мы можем некоторые зачитать…
(Дети читают письма президенту).
- А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.
- Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам поможет Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его правах.
- Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.
(Показываю табличку на доске «жизнь»).
Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?
(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).
- Как вы считаете, мы назвали все права?
(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).
10. Применение Конституции к сказкам.
- А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказкам.
Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением).
Царица.
Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце.
Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица.
Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(Звучит музыка).
Зеркальце.
А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(Музыка стихает, царица зовет служанку).
Царица.
Эй, Чернавка! (Входит девушка.)
Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставь её там на съедение волкам!
Ведущий.
Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна.
Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий.
Та, в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала…
Чернавка.
Не кручинься, бог с тобой, ну а я пошла домой.
- Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете?
1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?
(Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
(Дед из сказки «Репка»).
3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени?
(«Золушка» Ш. Перро).
- А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали?
(Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная королева, Карабас - Барабас, Баба Яга).
- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?
(Ответы детей).
- Какова ваша главная обязанность?
(Хорошо учиться).
Обобщение.
11. Принятие законов жизни класса.
- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
- Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей).
- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.
12. Рефлексия.
(Дети прикрепляют ладони на доску).
13. Итог занятия.
- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?
(Высказывания детей).
Обобщение.
14. Обзор литературы по теме классного часа.
Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».
Беседа: «Конституция РФ».
Цели: - дать понятие Конституции,
познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан РФ;
-развивать любознательность;
-способствовать приобщению к правовой культуре.
Вступительное слово.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…
И конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.
Буратино и Царевна – лягушка, Гулливер и Дон – Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека. И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев…
И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы.
Ответы на них можно найти в главном Законе нашей страны – Конституции Российской Федерации. Она была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. «Конституция» - в переводе с латинского –«устройство», «постановление».
Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха немедленно прекратятся. Правда только в том случае, если соблюдать... А чтобы соблюдать, нужно познакомиться с ее статьями. Именно этим мы сейчас и займемся.
Работа с книгой: рассмотреть рисунки и зачитать статьи.
Все люди рождены свободными и равными в своих правах независимо от национальности, языка, пола, религии, богатства или бедности. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.
Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту.
В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией, каждый человек имеет право на защиту своих прав с помощью суда.
Никто не может быть арестован или задержан пока его вину не доказали.
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь. Тайну переписки и переговоров.
Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство. Можно уехать из своей страны, а потом вернуться обратно.
Каждый имеет право на образование.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Каждый имеет право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (клубы, библиотеки, театры, музеи, памятники).
Но кроме прав у каждого человека есть Обязанности:
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Каждый обязан платить налоги.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин России может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.
Вот некоторые статьи, входящие в Конституцию РФ. Теперь ответьте на вопросы:
Какие обязанности есть у граждан России?
Назовите права, которые закреплены в Конституции.
Как называется основной закон нашей страны?
Что означает «конституция» в переводе с латинского?
Как вы считаете, для чего нужна конституция?