Понятие правотворчества и его виды. Основные принципы правотворчества. Правотворчество и законотворчество: соотношение терминов

Понятия и способы правотворчества, хотя и раскрывают основные направления правотворчества различных органов законодательной и исполнительной власти, не определяют в полной мере ее правовую природу, в связи с этим необходимо определить основные принципы правотворчества и рассмотреть их содержание.

Известный специалист в области правотворчества А.Ф. Шебанов считал, что не все принципы правотворчества являются основными. К основным он относил такие начала, идеи, которые, во-первых, отражают главные, объективные стороны и проявления правотворчества, во-вторых, характеризуют устойчивые, закономерно существующие отношения и связи в процессе правотворчества и, в-третьих, воплощают в своем содержании конкретные черты и особенности всего правотворчества.

Первой работой, в которой говорилось о принципах правотворчества, была монография Д.А. Керимова «Законодательная деятельность советского государства». Автор выделил три основных принципа законодательной деятельности государства.

  • 1. Закрепление в праве политических и экономических условий, обеспечивающих простор для проявления объективных законов, а также для их познания и наиболее целесообразного использования.
  • 2. Закрепление и установление правовых норм, максимально способствующих разрешению назревших общественных задач.
  • 3. Выражение общей воли народа в целях максимально точного, правильного и целесообразного использования объективных закономерностей в интересах всего общества.

При первом ознакомлении становится ясно, что указанные принципы носят слишком общий характер. В связи с изложенным представляется возможным выделить и раскрыть такие основные принципы правотворчества, как законность, научность, техническое совершенство, демократизм, гуманизм и профессионализм.

Одним из основных принципов нормотворческого процесса является законность. Законность - явление объемное, многогранное, требующее неоднозначного подхода. Чтобы более полно изучить это понятие, необходимо исследовать разные его стороны, применяя при этом как специальные, так и частные методы познания общей теории права и государства.

Законы как юридические документы, нормативные акты, обладающие высшей юридической силой, должны прежде всего конкретизировать положения, записанные в конституционном законе, а нормы подзаконных актов, в свою очередь, должны только детализировать законы, помогая тем самым созданию условий для реализации предписаний законов.

При подготовке любого нормативного акта (указа, приказа, положения и т.п.) следует убедиться, что решаемый с помощью проекта нормативного акта вопрос относится к компетенции того или иного органа власти. При этом допускается решение вопроса строго в тех пределах, которые установлены предписаниями, содержащимися в федеральных законах, указах и распоряжениях Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства.

Из принципа законности также вытекает, что в законе должна быть предусмотрена система контроля и надзора за соблюдением законности принимаемых актов. Ряд контрольных полномочий за соблюдением законности нормативных актов осуществляют судебные органы.

Законность правотворчества заключается также и в соблюдении стадий правотворческого процесса. Последний внешне играет роль процедуры создания права, упорядоченной системы стадий (этапов) деятельности по установлению, принятию или отмене правовых норм. При этом стадия правотворческого процесса выступает как самостоятельный этап формирования государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, направленных на создание нормативного акта. И если порядок принятия норм права утвержден парламентом, т.е. законодательным органом, то принцип законности правотворчества проявляется в соблюдении законодательно закрепленных стадий правотворческого процесса.

Также одним из основных принципов правотворчества является научность. Принцип научности заключается в том, чтобы нормодатель не только брал на вооружение разные теории и взгляды, но и умело использовал практику применения права, делая из нее правильные выводы и рекомендации. В связи с этим перед подготовкой нормативных актов необходимо осуществить сбор и изучение информации, относящейся к регулируемому вопросу. Необходимая информация может содержаться в данных криминологических и социологических исследований, статистических и иных сведениях, характеризующих состояние организации и деятельности властного органа, материалах коллегий, в справках о результатах выездов в служебные командировки и т.д. Таким образом, нормативные акты станут иметь ценность, если они будут смоделированы во-первых, на основе положительной практической деятельности, а во-вторых, востребованы практикой. Поэтому нормодатель всегда необходимо учитывать данные моменты.

Следующий принцип техническое совершенство принимаемых актов. Он предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки, и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.

Ещё один принцип правотворчества - принцип демократизма. Строительство правового государства предполагает, что в подготовке и обсуждении проектов нормативных актов должны участвовать разные слои общества. Хотя Российской Федерации еще далеко до правового государства, но определенные черты демократии уже видны. Так, принцип демократизма в нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти выражается в том, что проекты актов публикуются в печатных изданиях, обсуждаются на научных конференциях, коллегиях, на заседаниях экспертных комиссий и советов по вопросам нормотворческой работы, за «круглыми столами», в научно-исследовательских, высших учебных заведениях. В последнее время наметилась тенденция активного обсуждения проектов нормативных документов не только научно-педагогическими кадрами и специалистами-практиками, которые в своей деятельности будут исполнять данные акты, но и общественностью, что говорит о становлении в России элементов гражданского общества. Непосредственное участие общественности и средств массовой информации в подготовке и обсуждении проектов нормативных актов выступает одним из видов гарантий предупреждения коррупциогенности законодательства и предупреждения коррупции в процессе подготовки нормативных актов.

Важное значение в нормотворчестве имеет и принцип гуманизма. Гуманизм нормотворчества виден в том, что нормы законов и подзаконных актов должны основываться на принципах свободы и справедливости.

В общей теории прав человека традиционно считается, что нормы права должны не только декларировать права и свободы человека и гражданина, но и содержать условия их реализации.

Другим немаловажным принципом нормотворчества является принцип профессионализма. Он означает, что созданием норм права должны заниматься компетентные люди. В правотворческом процессе необходимо использовать знания не только опытных юристов, но и политологов, экономистов, философов, психологов, т.е. ученых различных специальностей. Нормодатель должен знать, как воспримут ту или иную норму разные слои населения. Кроме ученых юристов к нормотворческому процессу необходимо привлекать и юристов-практиков, которые в своей правоприменительной деятельности будут работать с этими юридическими нормами непосредственно, обеспечивая конституционные права, свободы и законные интересы граждан.

Таким образом можно сделать следующий вывод по данной главе: правотворчество - это деятельность специально уполномоченных на то органов государства либо всего народа (в случае референдума) по изданию, изменению, и (или) отмене норм права путем принятия, корректировки, систематизации либо отмены нормативно-правового акта. Правотворческая деятельность основывается на определенных принципах, среди них выделяют такие как гуманизм, демократизм, профессионализм, законность, научность, техническое совершенство.

Правотворчество - это вид государственной деятельноcmи, на­правленной на создание права. В процессе правотворчества происхо­дит формирование права и его внешнее закрепление, оформление.

Право может быть создано только государством или другими субъ­ектами, если это санкционировано государством. Создание и развитие права находят закрепление в формах права. Форма права неразрывно связана с правотворчеством и зависит от субъектов правотворчества.

В государственно-правовой истории использовались различные формы права, и это зависело от выбора способов его создания. Можно выделить два основных способа создания права: государственные орга­ны сами создают (изменяют) право; государство объявляет правом то, что создается другими субъектами. К последнему относится санкцио­нирование государством обычая, в результате чего он становится пра­вовым обычаем. К такому же способу правотворчества относится санк­ционирование государством религиозных норм в качестве правовых. Превращение религиозных норм в правовые возможно только с санк­ции государства и имеет немало особенностей, связанных с этапами истории и с различными регионами.

В новое и новейшее время главным способом (путем) создания и развития права является правотворческая деятельность самого государ­ства. В ней участвуют различные государственные органы. В странах, правовая система которых содержит прецеденты - решения по кон­кретным делам, - правотворчество осуществляется и судами высших инстанций. В странах, в которых право является системой юридичес­ких норм, правотворчество (нормотворчество) в основном осуществ­ляется органами государственной власти и управления.

В перечне факторов влияния на формирование права и непосредст­венно на правотворческую деятельность очень важную роль играет правосознание. Оно существует как социальное явление, которое не ог­раничено правотворчеством, но составляет обязательный его элемент. Правосознание только участников правотворческой деятельности го­сударственных органов способно получить оформление вправе.

Правотворчecтвo - это такая: разновиднocть правовой деятельности гocyдapcтвa, содержание которой заключается в возведении воли в правовые тpeбoвания, правила, так как сущнocть права составляет воз­водимая в право воля социальных сил, имеющих гocyдарственную власть и осуществляющих нормотворческую деятельнocть, а внешней формой ее выpажения являются юридические нормы, закрепленные в нормативных правовых актах или дpyгиx актах гocyдapcтвa.

Таким образом, содержанием правотворчества (нормотворчества) является образование права, его закрепление в документах. Ключевое значение имеет то, что без участия государства ни один документ обще­ ственной организации или выраженная на референдуме воля народа не приобретают качества формы права. Никакая общественная органи­зация самостоятельно не может наделить себя правотворческими пол­номочиями. Их реализует только государство.

Предоставление государством возможности правотворчества дру­гим субъектам, по сути, является особым путем государственного учас­тия в этом процессе, разрешением такого способа выражения государ­ственной воли вправе.

Таким образом, при любых способах создания права правотворче­ство зависит отгосударства, поэтому право - всегда продукт государст­венной деятельности.

Правотворчество - это такая правовая форма государственной дея­тельности, которая состоит в принятии уполномоченными государст­венными органами (или другими субъектами с санкции государства) решений обустановлении, изменении или отмене норм права и юри­дических пределов их действия.

Правотворчество, которое является одной из правовых форм госу­дарственной деятельности, можно назвать первичной формой, ибо в результате создается право, его нормы.

Другие право вые формы государственной деятельности имеют про­изводный от правотворчества характер, так как они связаны с праворе­ализацией. Правоисполнительная и правоохранительная (юрисдикционная) деятельность государства осуществляется на основе права и яв­ляется правореализующей деятельностью.

Все перечисленные формы правовой деятельности государствен­ных органов (правотворческая, исполнительная и правоохранитель­ная) отражают разные способы государственной деятельности в орга­низации общественной жизни, решают разные задачи.

Цель правотворчества - создание нормативной правовой основы, права. Цель исполнительной и правоохранительной (юрисдикцион­ной) деятельности - реализация права.

Все виды правовой деятельности государственных органов имеют государственно-властный характер. Однако правотворчество имеет специфические черты, отличающие его от других правовых форм госу­дарственной деятельности, а именно:

Правотворчество является единственным способом возведения в право государственной воли;

Оно создает правовую основу для иных видов правовой государст­венной деятельности; его результатом является принятие нормативных правовых актов и иных форм (источников) права.

Один и тот же государственный орган в рамках компетенции может выполнять свои задачи, осуществляя деятельность во всех правовых формах. Акты, которые принимаются в разных правовых формах дея­тельности, могут иметь одинаковое наименование, но отличаться со­держанием и назначением. Акты, которые принимаются в правотвор­ческой деятельности, являются нормативными правовыми актами ­формой права.

Правильное понимание правотворчества, его актов имеет не только теоретическое значение. Оно необходимо для ориентации во всех пра­вовых формах и актах государственной деятельности.

Правотворчество - это чрезвычайно сложный вид государственной деятельности, в которой отражаются многие социальные потребности, учитываются разные интересы и возможности их удовлетворения с помощью правовых норм, обеспечивается эффективность выбираемых правовых средств, правильно предвидятся последствия реализации принимаемых правовых правил.

Возникновение социальной потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений обязательно предшествует правотворчеству, вызывает в нем необходимость. Правотворчество ­это процесс, в котором удовлетворяется определенная социальная по­ требность, происходит юридическое оформление условий ее обеспече­ния.

Правотворчество осуществляется как юридически оформленная процедура. Правовая регламентация правотворческого процесса зави­сит от уровня правовой культуры в стране, от правотворческого органа, устанавливающего порядок в нормотворчестве - процедуру. Учитывая важность принятия нормативных правовых актов высшими органами власти, конституция закрепляет наиболее существенные стороны зако­нодательного процесса.

Правотворческий процесс основывается на определенных принци­пах , к числу которых можно отнести следующие: демократизм и глас­ность правотворчества; профессионализм; законность; научный харак­тер; связь с правоприменительной практикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества . Суть принципа заклю­чается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, глас­ности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от ке­лейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государст­венной функции. Распространена прaктика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но выс­шим проявлением демократизма правотворчества является референ­дум.

2. Профессионализм правотворчecтвa . Этот принцип прямо и непо­средственно связан с качеством правотворчества, эффективностью ме­ханизма принятия государственных решений. К такого рода деятельно­сти должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социо­логи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Правотворческий: дилетан­тизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю.

3. Законность правотворчеcтва . В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготов­ке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. За­конность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию пра­вовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правовoго государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам между­народного права.

4.Научный характер правотворчеcтвa и его связь с правопримени­тельной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к то­му, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

Для выявления этих параметров используются различные социаль­но-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые право все предпи­сания будут обоснованными и эффективными.

Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный ор­ган не будет знать результата cвoeгo труда, не сможет судить об эффек­тивности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие по­требности.

С учетом субъектного состава органов можно выделить три разно­видности правотворческой деятельности: правотворчество государст­венных органов (как общефедеральных, так и республиканских); санк­ционированное правотворчество; народное правотворчество (рефе­рендум).

Правотворчество государственных органов представляет собой та­кую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законода­тельства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества госу­дарственных органов могут быть законы и различного рода подзакон­ные акты (указы Президента, постановления правительства, инструк­ции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

Правотворчество - исключительно важное явление с точки зрения выстраивания государством эффективной модели политического управления, которая, в свою очередь, во многом определяет динамику социально-экономического развития страны. Что такое правотворчество, понятие, принципы, виды этого явления? Каковы концепции, популярные в среде российских экспертов?

Что такое правотворчество?

Прежде чем изучить принципы правотворчества и иные ключевые его аспекты, рассмотрим для начала сущность исследуемого явления. Следует отметить, что в российской юридической науке пока не выработано общепринятых подходов к определению данного термина. Однако есть распространенные и в целом имеющие значительное количество сторонников в науке и среде практикующих юристов трактовки. По одной из них правотворчество понимается как деятельность уполномоченных субъектов, связанная с разработкой, корректировкой и заменой правовых норм, регулирующих те или иные сферы общественной жизни.

Правотворчество: критерии классификации

В числе распространенных критериев классификации правотворчества - тип субъекта. Им может быть, в частности, народ, населяющий государство, который участвует в правотворчестве посредством референдумов и иных методов политической коммуникации. Субъектами соответствующих активностей могут быть органы власти на том или ином уровне: Госдума, Государственные Советы субъектов, институты местного самоуправления. Правотворчество может осуществляться также и на локальных уровнях предприятий, организаций, общественных объединений.

Следующий критерий классификации правотворчества - тип издаваемых источников норм. Так, есть официальные правовые акты - законы, постановления, указы и нормативные источники негосударственного происхождения. Отметим, что некоторые эксперты не считают корректным относить к субъектам правотворчества организации, не имеющие отношения к властным структурам. Дело в том, что ключевые принципы правотворчества - гласность, публичность. Они являются атрибутами деятельности главным образом государственных и муниципальных органов власти.

Итак, виды правотворчества, определяемые, исходя из типа субъекта:

Народное;

Государственное;

Локальное.

В свою очередь, если брать за основу другой критерий - тип норм, то правотворчество может быть:

Изданием законов - федеральных, региональных, муниципальных;

Выработкой локальных нормативных актов.

И это если придерживаться той точки зрения, что локальные акты - это источники права. Многие юристы считают иначе.

Правотворчество и законотворчество: соотношение терминов

Некоторые эксперты отождествляют правотворчество с законотворчеством. Насколько это корректно? В какой степени принципы правотворчества совпадают с таковыми, которые характерны для законотворчества? По мнению ряда экспертов, исследуемый нами термин является более широким. То есть законотворчество - это разновидность правотворчества. Ключевой его признак - издание нормативно-правовых актов, классифицируемых как законы. В российской политической модели - федеральные, региональные, муниципальные. Процесс их принятия обычно многоступенчатый: сначала они проходят парламентское обсуждение, затем утверждаются исполнительным органом власти. При необходимости проходят проверку в судебных органах.

В данном контексте закон, таким образом, понимается как источник права, выработанный в соответствии с процессуальными нормами, установленными в рамках системы взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В то же время данный термин может пониматься намного шире, вчастности как любой источник норм государственного происхождения, даже если это Указ Президента или Постановление Правительства, которые, как известно, не требуют согласования с Парламентом.

Принципы правотворчества в соотнесении с законотворчеством, что практикуются в российской модели политического управления, могут быть как схожи с концепциями некоторых зарубежных стран, так и значительно отличаться от таковых, принятых в правовой традиции того или иного государства. Так, например, в США статус официальных источников права могут иметь судебные прецеденты. В России такой практики нет.

Правотворчество: ключевые принципы

Изучим основные принципы правотворчества. Некоторые мы уже отметили выше. Это гласность, подразумевающая открытость работы парламентских и иных госструктур, и в то же время широкую тиражируемость тех или иных сведений, касающихся деятельности органов, издающих нормы права. Это публичность, подразумевающая прежде всего прозрачный для всех участников диалог между структурами, разрабатывающими и принимающими правовые акты, и обществом в целом или же отдельными социальными группами - бизнесом, профсоюзами. Какие еще принципы правотворчества следует отметить?

Демократизм

Некоторые эксперты причисляют к таковым демократизм. В ряде контекстов его можно отождествить с публичностью. Однако ключевой его критерий - активное участие общества в обсуждении законов и соответствующих инициатив. Реальная демократия - это практическое участие граждан, политических партий, профсоюзов и иных общественных структур в диалоге с властью. Собственно, публичность не всегда соответствует этому критерию: люди, даже при наличии открытых каналов коммуникации с правотворческими структурами, могут быть слишком пассивны для того, чтобы играть значимую роль в процессе выработки источников права.

Законность

К принципам правотворчества относится законность. То есть источники права должны приниматься исключительно в пределах установленных текущими нормативными актами компетенций государственных и муниципальных органов, соответствовать конституции государства. Законы, принимаемые в регионах, не должны, в свою очередь, противоречить федеральным источникам права. Рассматриваемый принцип также подразумевает корректность в аспекте соблюдения субъектами правотворчества процессуальных норм.

Гуманизм

В числе важнейших принципов правотворчества - гуманизм. То есть деятельность органов власти, связанная с разработкой законов, должна быть направлена на обеспечение гражданских прав и свобод, на развитие общества, защиту законных интересов человека.

Научность и профессионализм

Важными, по мнению некоторых экспертов, принципами правотворчества являются научность и профессионализм. Работа структур власти, разрабатывающих и принимающих законы, должна соответствовать закономерностям и тенденциям в развитии экономики и общества, актуальность которых подтверждена научными методами. Кроме того, работа над законами должна вестись при непосредственном участии экспертов, имеющих значительный профессиональный опыт в сфере, регулирование которой предполагается осуществлять посредством издания нового правового акта или корректировки существующего.

Инструмент, который поможет нам комфортным образом визуализировать принципы правотворчества - таблица. Она может быть представлена в следующей структуре.

Принцип правотворчества

Признаки

Гласность

Процесс обсуждения разрабатываемых органами власти правовых норм широко освещается в обществе, результаты работы госструктур активно тиражируются.

Публичность

Открыт широкий спектр каналов коммуникации общества и власти.

Демократизм

Общество активно задействует доступные каналы коммуникации с властью.

Законность

Правотворческая деятельность соответствует Конституции и иным нормативно-правовым актам.

Гуманизм

Деятельность органов власти направлена на обеспечение прав и свобод граждан.

Научность

Деятельность органов власти научно обоснована, опирается на доказанные факты.

Профессионализм

В разработке законов участвуют компетентные люди, эксперты с необходимым опытом.

Исследовав сущность такого явления, как правотворчество (понятие, принципы, виды), мы можем изучить такой аспект, как его стадии.

Стадии правотворчества

Каких критериев в изучении соответствующего компонента правотворчества нам следует придерживаться? Прежде всего, стоит определиться с тем, на каком уровне осуществляются данного типа активности. Если говорить о российской модели, то соответствующие процессы могут проходить на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Следующий нюанс - определение того, как трактовать термин "закон" - в широком смысле, когда его источниками могут быть любые нормативные акты государственного происхождения, или же как результат проведения парламентских процедур.

Например, если речь идет о принятии федерального закона, то стадии правотворчества будут следующими. На первой будет происходить подготовка законопроекта. Данная стадия, в свою очередь, включает в себя дополнительные этапы: принятие решения о том, что будет разрабатываться такой-то закон, обсуждение его, согласование, при необходимости - доработка.

Следующая стадия правотворчества в аспекте утверждения ФЗ - принятие данного правового акта. В российской модели это одобрение законопроекта в обеих палатах Федерального Собрания, а затем - подписание его Президентом. Следующая стадия - опубликование ФЗ. В российской практике это означает размещение его текста в официальных СМИ, а также в ведущих справочно-правовых системах, откуда впоследствии соответствующий закон распространяется на другие ресурсы.

В случае если под правотворчеством понимать издание не только законов, но также и Указов Президента, то стадии, в свою очередь, будут иными. Это, собственно, подписание соответствующего правового акта, а также обнародование его в том случае, если он в силу своего содержания носит нормативно-правовой характер.

Таким образом, ключевые аспекты такого явления как правотворчество - понятие, принципы, виды, стадии - могут интерпретироваться по-разному. В среде российских юристов существует широчайший спектр подходов к исследованию каждой из сторон правотворчества.

Формы правотворчества: национальная специфика

Изучив, что такое правотворчество, понятие, принципы, виды этого явления, мы можем рассмотреть аспект, отражающий непосредственно формы соответствующей деятельности органов, принимающих источники права. Особенно интересно исследовать их многообразие, исходя из национальной специфики правотворческого процесса в разных странах мира. Выше мы уже отметили один из нюансов, сказав о том, что в США судебные прецеденты могут иметь статус самостоятельных источников права. Правотворчество (понятие, принципы, виды его) во многом определяется национальной моделью организации политической системы. Рассмотрим их специфику на примере нескольких государств.

В Великобритании соответствующие активности осуществляются посредством работы Парламента, принимающего законы, - британская модель в этом смысле близка к американской, - а также в виде правотворческой работы центральных и местных органов политического управления. В Великобритании к тому же, как отмечают некоторые юристы, достаточно значима роль правовых обычаев - неписаных норм, принятых на некоторых территориях.

Специфика английской модели правотворчества, как полагают многие юристы - в сильной позиции Парламента. Так или иначе, ключевые политические процессы управляются посредством активностей именно законодательной ветви власти. Деятельность английского парламента, полагают эксперты, в значительной степени независима от других субъектов политических коммуникаций - министерств, общественных объединений, бизнесов. Интересен тот факт, что в Великобритании нет Конституции - в том смысле, под каким соответствующий источник права понимается, в частности в России или, например, в США - одной из первых стран, в которых данный документ был принят.

Интересна швейцарская модель правотворчества. Дело в том, что в ней достаточно сильно выражены принципы прямой демократии. То есть граждане Швейцарии наделены широким кругом прав в аспекте участия в политическом управлении страной. В числе наиболее показательных примеров - институт народных инициатив, функционирующий в этом альпийском государстве. Швейцарцы могут, в частности, предлагать на обсуждение парламентским структурам новые законы. Также за гражданами закреплено право отменять те или иные нормативные акты, принятые властью, посредством референдума.

В какой степени принципы и стадии правотворчества, принятые в России, схожи с концепциями, реализованными в других странах? Модель политического управления в РФ имеет как сходные с соответствующими зарубежными системами моменты, так и национальную специфику. В частности, понятие и принципы правотворчества, принятые в России, в значительной мере опираются на положения Конституции, в то время как в Великобритании, как мы уже отметили выше, данного рода источник права в принципе отсутствует.

Принципы и виды правотворчества в России функционируют исходя из специфики формы правления нашей страны. РФ - это по большинству признаков президентская республика. Глава государства ответственен за ключевые аспекты управления страной, имеет значимые привилегии в аспекте взаимодействия с другими органами власти. Можно отметить, что Указы главы государства несут значимую юридическую силу, уступая по этому критерию только положениям Конституции и Федеральных Законов. Во многих странах должность президента не подразумевает сопоставимых полномочий. В России существует институт референдума, правда, полномочия граждан не столь широки, как в Швейцарии.

Таким образом, правотворчество - понятие, стадии, принципы этого явления - во многом зависит от модели политического управления, принятой в той или иной стране. Вместе с тем на примере многих стран можно пронаблюдать ряд общих моментов в организации политической системы. Так, в частности, система разделения властей реализована в большинстве современных государств. Есть, конечно, страны, в которых понятие и принципы правотворчества базируются на иных концепциях. Например, в Китае, где разделения властей нет, все законы принимает единый орган - Всекитайское Собрание Народных Представителей.

Развитие общества не стоит на месте. На любом этапе своего существования общество подчиняется правилам поведения, принятым большинством. Начиная с обычая и заканчивая нормативно-правовыми актами. Общественные правила нуждаются в постоянной актуализации - этот процесс носит название правотворчество.

Правотворчество: понятие, принципы, виды

Что такое правотворчество? Это особый вид деятельности уполномоченных органов (субъектов правотворчества) по преображению уже существующих обычаев в нормы права, выражающийся в непосредственном создании и принятии как единичного нормативно-правового акта, так и совокупности законопроектов (кодификация).

В узком смысле понятие «правотворчество» трактуется как деятельность законодательных органов по принятию нормативных документов, имеющих общеобязательный характер.

Значение правотворческой деятельности огромно. Изменения, происходящие в любом государстве, требуют строгой регламентации в соответствии с установившимися нормами права.

Субъектами правотворчества (нормотворчества) могут быть государственные органы (например: парламент, глава государства, местные органы власти), различные организации (разрабатывают внутренние нормативные документы), граждане (принятие правового акта путем голосования на референдуме).

Признаком правотворчества является его конечный результат: создание нормативно-правового акта, который регулирует те или иные общественные отношения.

Демократичность. Понятие принципа заключается в освещении и обсуждении проекта, разрабатываемого документа, всеми заинтересованными сторонами. Например: при разработке проекта закона, он выносится на общественное обсуждение путем размещения в средствах массовой информации. Замечания и предложения рассматриваются и по мере необходимости учитываются разработчиками закона.

Профессионализм. Этот принцип влияет на качество принимаемых норм права. Проект нормативного акта должен быть подготовлен профессионалами высокого класса. В первую очередь юристами. Но при разработке узкопрофильных законодательных проектов должны привлекаться и профессионалы в области, деятельность которой акт будет регулировать, ведь в нормативном документе необходимо описание понятий, характерных для использования только в этой профессиональной сфере деятельности. Происходит такая деятельность, как правило, в форме различных комиссий по разработке законопроектов.

Законность. В первую очередь проекты нормативно-правовых актов должны соответствовать вышестоящим правовым актам не только государства, но и международным нормам права. При подготовке закона необходимо строгое соблюдение юридической техники (при формулировке понятий и норм), регламентированных процедур правотворческого процесса. Не должно быть конфликта правовых норм законопроекта с уже существующими и действующими в государстве нормами.

Системность. Подготовленный законопроект должен соответствовать действующим актам. В законе не должно быть коллизионных норм и дублирования.

Научный характер. В процессе правотворчества проводятся различные научные исследования, изучается опыт других государств по регулированию общественных отношений, которые будут регламентироваться проектируемым законодательным актом. Прогнозируются последствия ввода в действие разрабатываемого закона.

Разделение правотворческих полномочий. Разграничение полномочий в процессе нормотворчества необходимо с целью избежания дублирования нормативных актов, возникновения конфликта норм, регулируемых разными законами, коллизий. Достигается, путем разграничения деятельности различных субъектов правотворчества, наделением их полномочиями.

Оперативность. Предполагает своевременность принятия или изменения нормативного акта.

Планомерность. Правотворчество носит постоянный характер. Например: каждый год составляется список запланированных к принятию парламентом законов.

Функции правотворчества:

  • Обновление существующей системы норм и правил. С развитием общества появляются новые общественные отношения, некоторые отношения утрачиваются свое значение. Поэтому правовая система государства нуждается в обновлении принятых актов, их актуализации.
  • Восполнение пробелов в законодательстве . Включение в систему законодательства отношений ранее нерегламентированных или детализация возможных нюансов уже существующих общественных отношений.
  • Систематизация существующих нормативно-правовых актов . Проводится в виде издания нескольких правовых актов одновременно, как правило, в виде кодексов.

Виды (формы) правотворчества:

Законотворчество. Принятие нормативно-правовых актов органами государственной власти, обладающими высшими законодательными полномочиями. Как правило, таким органом является парламент, который принимает законы.

Подзаконное правотворчество. Законы содержат только общие правила. Нет смысла возводить все нормы, принятые в обществе, в ранг закона. Органы власти различных уровней (кроме высшего), министерства и ведомства, органы управления различных субъектов хозяйствования могут издавать нормативные акты, согласно своей компетенции. Такие акты должны подчиняться законам (подзаконные), не противоречить им.

Непосредственное правотворчество. Выражение воли народа (как субъекта правотворческого процесса), путем проведения референдумов. Волеизъявление народа, как правило, не нуждается в дальнейшем утверждении и может быть отменено только путем проведения другого референдума.

Делегированное правотворчество. Это ситуация, в которой полномочия на принятие нормативного акта передаются в нижестоящие органы власти (исполнительная власть), в соответствии с их компетенцией. Такое правотворчество позволяет реализовать на практике принцип оперативности.

Чрезвычайное правотворчество. Этот вид нормотворчества проявляется при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации, обусловленной внешними (вооруженное нападение), социальными (бунты), политическими (государственный переворот), техногенными или экологическими (землетрясение, аварии) причинами и утрачивает свое значение при нормализации обстановки.

Характерными чертами чрезвычайного нормотворчества являются:

  • направленность на непосредственное устранение угрожающей ситуации, минимизации ее последствий;
  • ограничение прав и свобод;
  • действие актов ограничено по времени (до момента ликвидации чрезвычайной ситуации).

Собственное правотворчество. Эта форма правотворчества близка, по своему понятию, к делегированному правотворчеству. Право принятия нормативных документов высший законодательный орган делегирует местным органам самоуправления. Принятые ими решения обязательны для исполнения на конкретной, подконтрольной данному органу территории.

Договорное правотворчество. Выражается в форме заключения договора правового характера, последствиями которого становятся принятие нормативных актов или совершение юридически значимых действий. (например: договора, заключенные различными государственными органами между собой, коллективный договор между нанимателем и работниками).

Локальное правотворчество. Реализуется в рамках одной организации или предприятия. Действие принятых нормативных документов распространяется только на отношения, возникающие внутри организации, и регламентирует, например, производственный процесс или деятельность отдельного подразделения. Могут быть в форме приказов, распоряжений руководителя.

Стадии правотворческого процесса

Правотворческим процессом называют определенную последовательность юридически значимых действий по созданию и вводу в действие любого нормативно-правового акта.

Выделяют следующие стадии правотворческого процесса:

  1. Законодательная инициатива , заключается в праве субъекта правотворчества (закрепляется, как правило, в конституции или высшем законе государства) внести в законодательный орган аргументированное предложение о разработке законопроекта или предоставить уже готовый проект.
  2. Обсуждение проекта . Предварительно подготовленный проект законодательного акта рассматривается и согласовывается специалистами в области тех общественных отношений, которые предполагается им регулировать. Наиболее значимые проекты могут выноситься на общественное обсуждение.
  3. Принятие . Проект нормативно-правового акта выносится на голосование в законодательный орган (как правило, голосование происходит в несколько этапов), и после принятия положительного решения подписывается главой государства.
  4. Опубликование . Доведение нормативно-правового акта до сведения заинтересованных субъектов (как правило, в форме размещения в СМИ). Законы вступают в действие после опубликования в официальных источниках, перечень которых регламентирован законодательством (печатные издания, интернет-ресурсы).

Нормативно-правовые акты создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Этот порядок обеспечивает как качество принимаемых актов, так и объективно необходимое закрепление баланса многообразных социальных интересов. В науке и на практике данную деятельность характеризуют и как формирование права (правообразование), и как правотворчество. Однако эти внешне схожие понятия, конкретизированно проявляясь при создании нормативных предписаний, имеют разное содержание. Формирование права богаче по своему содержанию. Правотворчество является лишь составной частью процесса формирования права, отражающей его официальные, сознательно-волевые процедуры.Как свидетельствует термин «правотворчество», речь идет о творении, создании права.

Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество представляет собой:

· монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязательных правил поведения. Иначе говоря, правотворчество – это государственная по своему характеру деятельность, направленная на регулирование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений;

· созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

· процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государственно-властного характера.

Признаки правотворчества:

1) это выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или ограничение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение;

2) это государственно-властная деятельность, составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции;

3) это интеллектуально-волевая (познавательная и ценностно-ориентационная) творческая деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;

4) это процедурная деятельность, детально регламентируемая законом, который определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий;

Таким образом, правотворчество – это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Однако субъектами правотворчества выступают не только государственные органы, но и негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворчество выполняет следующие функции:

· обновление нормативного материала;

· восполнение пробелов в праве;

· упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.

Виды правотворчества

I В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум), делегированное правотворчество, локальное правотворчество. Некоторые ученые (Ю.А. Тихомиров, В.М. Сырых) выделяют договорное правотворчество, а также чрезвычайное.

Законотворчество – один из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы – законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов. Характеристика законов и их виды подробно рассмотрены в главе об источниках права (гл. 14), поэтому ограничимся приведенными положениями.

Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отличается такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти.

Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.

Непосредственное правотворчество (референдум) принято относить к самостоятельному виду правотворчества, поскольку референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Для непосредственного правотворчества характерны следующие особенности:

1) решения референдума обладают высшей юридической силой;

2) эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;

3) референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, отсутствии какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них;

4) организация и проведение референдума осуществляются государством. Оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме.

Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в Российской Федерации не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество органов местного самоуправления, так как эти органы не входят в государственную систему, но вправе принимать нормативные акты по вопросам местного значения. Это право делегировано им государством.

В советское время видом делегированного правотворчества была передача правотворческих полномочий государства общественным объединениям, например профсоюзам. Но чаще они принимали правовые акты совместно с государственными органами.

За рубежом распространена практика передачи парламентом права издания законов правительству по определенному кругу вопросов, на конкретный срок и под контролем парламента. При этом не допускается субделегация, т. е. передача правительством делегированных ему законодательных полномочий другим органам.

В Российской Федерации, как указывалось выше, практика делегированного законотворчества не применяется, однако известно законозаменяющее правотворчество Президента РФ, когда он издавал указы по вопросам, не урегулированным законами. Такую практику вряд ли можно признать правомерной. В данном случае происходят вторжение Президента в сферу законотворчества; подмена закона подзаконными актами; имеет место девальвация формы закона, появляется возможность решать основополагающие для жизни общества вопросы как второстепенные.

Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие законов и других нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране, т. е. в условиях режима чрезвычайного положения.

В Российской Федерации действует широкий круг актов, регулирующих вопросы чрезвычайного правотворчества, например федеральные законы от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации»; от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.

Выделяют три вида ситуаций чрезвычайного характера:

1. внешнего, например посягательства или угроза посягательств на внешнюю безопасность государства (акты агрессии, вооруженные конфликты);

2. социально-политического и криминогенного (массовые беспорядки, террористические акты, попытка насильственного свержения конституционного строя);

3. техногенного, экологического (стихийные бедствия, аварии, катастрофы и др.).

Актам чрезвычайного правотворчества присущи следующие черты:

· назначение – предупреждение и устранение социальных катастроф, обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод, восстановление законности и правопорядка;

· закрепляют применение экстраординарных мер в условиях особого правового режима осуществления государственной власти;

· устанавливают определенные правовые ограничения как для граждан, так и государственных органов, организаций, учреждений и других субъектов;

· имеют краткосрочное действие во времени и в пространстве.

Собственное правотворчество органов местного самоуправления, как уже указывалось, можно отнести к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством наделило представительные органы местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но могут быть обжалованы в суд.

Договорное правотворчество образуют договоры нормативного содержания, например конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия других правовых актов и совершения юридических действий.

Самостоятельную разновидность договорного правотворчества составляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и работниками для регулирования социально-трудовых отношений, например по вопросам о формах, системе и размерах оплаты труда, условий работы и охраны труда работников, рабочего времени и времени отдыха. Договорное правотворчество относится к подзаконному виду.

Локальное правотворчество есть реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями коммерческого или иного характера. Этими актами регулируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Чаще всего акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т. д. Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.

II В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Правотворческая деятельность основана на определенных принципах, т. е. руководящих началах, требованиях. К числу этих принципов в юридической литературе принято относить: законность, демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность. Иногда называют и другие принципы, но перечисленные признаются в целом всеми учеными.

Принцип законности предполагает:

принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;

оформление определенной процедурой;

выбор формы акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта;

новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечаниями, пожеланиями. Наконец, работа законодательных органов транслируется по телевидению, как центральному, так и местному. Одним словом, население широко оповещается о работе правотворческих органов и о принятых ими решениях, особенно если это касается прав и свобод личности.

Принцип научности включает в себя:

· разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране;

· планирование приоритетности принимаемых актов;

· прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;

· учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой;

Принцип профессионализма относится к любой государственной деятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требует специальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта. Для принятия эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества разнообразных факторов объективного и субъективного характера, владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения.

Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т. е. доведению до сведения населения. В статье 15 Конституции РФ закреплено: «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Однако это правило не распространяется на акты, содержащие государственную тайну. Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма, поскольку предполагает участие общественности в подготовке и обсуждении проектов основополагающих актов.

Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.



Просмотров