Дисциплинарный проступок. Признаки дисциплинарного правонарушения. В чем разница между проступком и преступлением

Достаточно распространенное явление. В связи с этим актуально правильное разграничение административного проступка и других деяний, особенно уголовных. Наша статья поможет разобраться в этом вопросе, а также раскроет другие полезные нюансы.

Административный проступок и его отличия от уголовного преступления

Наряду с рассматриваемым, существуют другие нарушения действующего законодательства: гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовные. Что является административным проступком? Это действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.

Чем же отличается административное деяние от уголовного:

Основное отличие в том, что административный проступок менее общественно опасен, чем уголовное преступление.

Виновными могут быть как люди, так и организации. В уголовном праве - только физические лица.

Виновный привлекается к ответственности не только судом, но и другими государственными органами. Например, Федеральной налоговой службой - за налоговые правонарушения, Государственной жилищной инспекцией - за деяния в области жилищных прав.

Наказания не такие тяжелые. Нет последствий в виде судимости.

Административный процесс более мобильный и простой.

Административным проступком может быть даже бездействие определенных категорий лиц.

Отдельные аспекты административного проступка, имеющие практическое значение

Физическое лицо может привлекаться к ответственности с 16 лет, юридическое - с момента государственной регистрации.

Важно! Ответственность по деликтам организаций сохраняется даже в случае реорганизации. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях.

Ранее говорилось, что нарушить права возможно как путем совершения действия, так и бездействия (например, не предоставить преимущество автомашине со спецсигналами).

Сроки давности в подавляющем большинстве случаев - 1 год. Исключение составляют нарушения законодательства в области:

таможенного и бюджетного права - 2 года;

деятельности политических партий и дел о банкротстве - 3 года;

противодействия коррупции и терроризму - 6 лет.

Любые постановления об административных проступках могут быть обжалованы в суде. Следует заметить, что часто даже опытные юристы путают сроки административного и гражданского (арбитражного) процессов. Так, обратиться в суд любой инстанции для оспаривания административных решений необходимо в течение 10 суток.

Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры

Примечательно, что, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в каждом субъекте существуют свои законы, устанавливающие дополнительные виды административных проступков. Например, в КоАП не упоминается нарушение режима тишины в многоквартирном жилом доме, зато в региональном законодательстве подобное, как правило, оговаривается.

Из-за большого количества все деяния для удобства распределены законодателем на виды. Они традиционно выделены в 3 большие категории: против личности и гражданских прав, общества, государства. Приведем примеры некоторых из них.

1. Административные проступки против личности и гражданских прав:

В сфере избирательных прав (подкуп избирателей).

Против свободы религии (осквернение религиозной литературы).

Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора).

В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака).

Оскорбление и дискриминация.

В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).

2. Административные проступки против общества:

Нарушение запрета курения.

Против собственности (самовольное занятие земельного участка).

В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям).

Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство.

Нарушение правил дорожного движения.

Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).

3. Административные проступки против государства:

Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров).

В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).

В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил).

Заведомо ложный вызов специализированных служб.

Проживание гражданина без паспорта.

Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.

В области воинского учета.

Итак, на основании изложенного можно убедиться, что риск совершить административный проступок гораздо выше, чем любое другое деяние. Причина в том, что соответствующая отрасль права регулирует огромный спектр отношений. В связи с этим всегда полезно иметь общее представление об отличиях, условиях и видах данных деликтов.

Административный проступок — достаточно распространенное явление. В связи с этим актуально правильное разграничение административного проступка и других деяний, особенно уголовных. Наша статья поможет разобраться в этом вопросе, а также раскроет другие полезные нюансы.

Административный проступок и его отличия от уголовного преступления

Наряду с рассматриваемым, существуют другие нарушения действующего законодательства: гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовные. Что является административным проступком? Это действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.

Чем же отличается административное деяние от уголовного:

  • Основное отличие в том, что административный проступок менее общественно опасен, чем уголовное преступление.
  • Виновными могут быть как люди, так и организации. В уголовном праве — только физические лица.
  • Виновный привлекается к ответственности не только судом, но и другими государственными органами. Например, Федеральной налоговой службой — за налоговые правонарушения, Государственной жилищной инспекцией — за деяния в области жилищных прав.
  • Наказания не такие тяжелые. Нет последствий в виде судимости.
  • Административный процесс более мобильный и простой.
  • Административным проступком может быть даже бездействие определенных категорий лиц.

Отдельные аспекты административного проступка, имеющие практическое значение

Физическое лицо может привлекаться к ответственности с 16 лет, юридическое — с момента государственной регистрации.

Важно! Ответственность по деликтам организаций сохраняется даже в случае реорганизации. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях.

Ранее говорилось, что нарушить права возможно как путем совершения действия, так и бездействия (например, не предоставить преимущество автомашине со спецсигналами).

Сроки давности в подавляющем большинстве случаев — 1 год. Исключение составляют нарушения законодательства в области:

  • таможенного и бюджетного права — 2 года;
  • деятельности политических партий и дел о банкротстве — 3 года;
  • противодействия коррупции и терроризму — 6 лет.

Любые постановления об административных проступках могут быть обжалованы в суде. Следует заметить, что часто даже опытные юристы путают сроки административного и гражданского (арбитражного) процессов. Так, обратиться в суд любой инстанции для оспаривания административных решений необходимо в течение 10 суток.

Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры

Примечательно, что, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в каждом субъекте существуют свои законы, устанавливающие дополнительные виды административных проступков. Например, в КоАП не упоминается нарушение режима тишины в многоквартирном жилом доме, зато в региональном законодательстве подобное, как правило, оговаривается.

Из-за большого количества все деяния для удобства распределены законодателем на виды. Они традиционно выделены в 3 большие категории: против личности и гражданских прав, общества, государства. Приведем примеры некоторых из них.

1. Административные проступки против личности и гражданских прав:

  • В сфере избирательных прав (подкуп избирателей).
  • Против свободы религии (осквернение религиозной литературы).
  • Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора).
  • В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака).
  • Оскорбление и дискриминация.
  • В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).

2. Административные проступки против общества:

  • Нарушение запрета курения.
  • Против собственности (самовольное занятие земельного участка).
  • В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям).
  • Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство.
  • Нарушение правил дорожного движения.
  • Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).

3. Административные проступки против государства:

  • Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров).
  • В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).
  • В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил).
  • Заведомо ложный вызов специализированных служб.
  • Проживание гражданина без паспорта.
  • Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.
  • В области воинского учета.

Итак, на основании изложенного можно убедиться, что риск совершить административный проступок гораздо выше, чем любое другое деяние. Причина в том, что соответствующая отрасль права регулирует огромный спектр отношений. В связи с этим всегда полезно иметь общее представление об отличиях, условиях и видах данных деликтов.

Трудовая деятельность требует от граждан надлежащего выполнения возложенных на них обязанностей и соблюдения установленного распорядка, правил поведения, нарушение которых является дисциплинарным проступком. Данное понятие подразумевает под собой привлечение виновных лиц к ответственности в виде дисциплинарного взыскания.

При этом данная мера используется работодателем на свое усмотрение, то есть законодательство не обязывает его применять в отношении работника, совершившего проступок, какие-либо меры воздействия, а только наделяет его таким правом (ч.1 ст.22 ТК РФ). Поэтому решение о наложении взыскания принимается им самостоятельно.

Однако привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности требует от руководства предприятия соблюдения установленной законодательством процедуры. Она предусматривает обязательное истребование письменных объяснений от нарушителя, а также проведения при необходимости служебного расследования.

Необходимость доказывания вины работника в наступлении негативных последствии вследствие совершения им умышленных действий, невыполнения своих должностных обязанностей или по неосторожности возлагается на работодателя. В случае отсутствии достаточных оснований для привлечения лица к дисциплинарной ответственности, на трудящегося не может быть наложено взыскание.

Это касается и ситуаций, когда наступление негативных последствий или невыполнение им своих должностных обязанностей произошло не по вине данного лица. К дисциплинарным проступкам также не относятся правонарушения гражданина, не связанные с выполнением им своих должностных обязанностей.

Нормами трудового законодательства установлено два вида дисциплинарной ответственности: общая и специальная. Первая распространяется на всех трудящихся и может быть применена к любому работнику в случае допущения им нарушений трудовой дисциплины. Меры взыскания в этом случае устанавливаются федеральными нормативными актами, а также локальными документами, действие которых распространяется на всех трудящихся предприятия.

Специальная ответственность в свою очередь распространяется на отдельную категорию трудящихся и закрепляется соответствующими отраслевыми нормативными актами или локальными документами. Она предусматривает наложение на виновных лиц более строгих мер воздействия.

В общем порядке согласно ст.192 ТК РФ в отношении провинившегося сотрудника могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Прекращение трудового договора.

При оформлении документов руководство предприятия или уполномоченный им сотрудник должен указывать вид применяемого взыскания в той формулировке, которая указана в Трудовом кодексе. Поэтому пункт про прекращение трудовых отношений, в качестве меры дисциплинарной ответственности должен содержать формулировку – «увольнение», в противном случае работник, получивший взыскание может обжаловать данное решение.

Отдельно необходимо упомянуть о проступках, за совершение которых предусмотрено привлечение к административной или уголовной ответственности. В данном случае наложение дисциплинарного взыскания возможно только в случае, если в составе преступления содержатся элементы дисциплинарного проступка. В противном случае наложение взыскания руководством предприятия невозможно.

Что касается совмещения материальной и дисциплинарной ответственности, то работник может быть привлечен к ним одновременно, если в отраслевых или локальных нормативных актах, предусмотрена такая возможность.

Отличия дисциплинарного проступка от других видов нарушений

Дисциплинарное правонарушение – особый вид проступков, который связан с осуществлением лицом трудовой деятельности. Любая работа накладывает на граждан определенные обязанности и устанавливает правила поведения. При этом данные ограничения закрепляются в федеральных, отраслевых и локальных нормативных актах.

Нарушение установленных правил, в зависимости от его тяжести, может быть квалифицировано как преступление или проступок. Исходя из этого, а также обстоятельств совершения правонарушения, определяется ответственность, к которой привлекается гражданин.

На рабочем месте лицом может быть совершено и преступление, и проступок. Но не каждое из них может рассматриваться в качестве дисциплинарного правонарушения. К данной группе относится действие или бездействие, непосредственно связанное с выполнением трудящимся своих должностных обязанностей.

Еще одно отличие дисциплинарной ответственности от других её видов заключается в специфике её наложения. Во-первых – наложение взыскания производится руководителем предприятия, а если виновным лицом является директор, то вышестоящей организацией, если таковая имеется. Во-вторых, привлечение к данному виду ответственности не является обязательным. То есть при выявлении дисциплинарного проступка работодатель самостоятельно определяет, будет он налагать на сотрудника взыскание или нет.

Несмотря на то, что трудящийся может совершить на рабочем месте и преступление и проступок, работодатель не имеет права привлечь его, к примеру, к административной ответственности. В зависимости от вида совершенного правонарушения и его тяжести, наложение соответствующей меры воздействия производится уполномоченным лицом или организацией.

Руководитель фирмы со своей стороны может наказать служащего только за проступок непосредственно связанный с выполнением им своих должностных обязанностей. С другой стороны за аналогичные нарушения трудящийся не может быть привлечен к ответственности иными лицами или органами.

Для наложения взыскания работодателю необходимо провести ряд обязательных действий:

  • Истребовать у провинившегося лица письменные объяснения, а при отказе от их предоставления – составить соответствующий акт за подписями не менее двух свидетелей.
  • Собрать доказательства, подтверждающие вину указанного лица в наступлении негативных последствий.
  • При необходимости, провести полноценное служебное расследование.
  • Оформить приказ о наложении на виновного сотрудника дисциплинарного взыскания и вручить его под роспись работнику.

При определении меры воздействия на служащего, необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка, а также степень его вины. К примеру, такой вид взыскания, как увольнение, может быть применен только в отношении трудящегося допустившего проступок, несовместимый с дальнейшим продолжением работы на данной должности.

В некоторых ситуациях классификация правонарушения может быть затруднена из-за достаточно расплывчатых формулировок, содержащихся в нормах действующего законодательства. В таких случаях работодателю, зачастую, приходится обращаться в уполномоченные органы и подолгу ждать от них ответа о возбуждении или отказе в возбуждении дела в отношении виновного лица. Только после это руководство предприятия имеет право налагать на трудящегося дисциплинарное взыскание.

При этом необходимо учитывать сроки привлечения к ответственности, после истечения которых, наказать виновное лицо уже не получится. В общем порядке наложение дисциплинарного взыскания возможно в течение месяца после выявления правонарушения, за исключением времени ожидания ответа от уполномоченных органов. Но при этом привлечь к ответственности виновное лицо можно не позднее 6-ти месяцев со дня совершения им проступка.

Количество взысканий за один дисциплинарный проступок

В соответствии с ч.5 ст.193 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка на виновное лицо может быть наложено только одна мера воздействия. Таким образом, работодатель может выбрать только одну санкцию в качестве наказания за совершенное трудящимся правонарушение. И если им при вынесении решения была выбрана одна мера воздействия, то изменить впоследствии её он уже не сможет.

Если работодатель, к примеру, хочет уволить работника, но тяжесть его проступка не позволяет наложить на него данный вид взыскания, то ему придется ограничиться объявлением выговора. А вот при совершении данным сотрудников еще одного проступка до снятия взыскания, работодатель имеет право, согласно п.5 ч.1 ст. 81 ТК РФ расторгнуть с ним трудовые отношения.

Согласно нормам действующего законодательства срок действия выговора, объявленного сотруднику, составляет один год. По истечению данного времени дисциплинарное взыскание снимается автоматически. Если работодатель, по каким бы то ни было причинам, хочет досрочно снять выговор с сотрудника, то он имеет такое право. Для этого ему потребуется оформить соответствующий приказ и сделать запись в личном деле работника.

В тоже время, если руководитель в качестве меры воздействия выбрал расторжение трудовых отношений, то впоследствии он не сможет отменить своё решение или изменить его. Восстановление служащего на работе может быть произведено только по решению уполномоченных органов. Работодатель имеет право принять работника после увольнения обратно, но взыскания на нем уже числиться не будет.

Что касается привлечения к материальной ответственности, то она может быть применена как отдельно, так и совместно с дисциплинарной. При этом важно помнить, что основания у данных видов ответственности различные и для наложения соответствующего взыскания требуется установить наличие необходимых обстоятельств и соблюсти установленную законодательством процедуру.

Признаки дисциплинарного правонарушения

При рассмотрении вопроса о наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника руководству в первую очередь необходимо оценить действия работника, определить наличие основания для привлечения его к ответственности. Признаками дисциплинарного проступка являются:

  1. Наличие факта нарушения установленных трудовых правил или ненадлежащего выполнения служащим его работы, выражающееся в виде умышленных действий или преступного бездействия.
  2. Должностные обязанности, которые должен был исполнять сотрудник, наложены на него действующим законодательством, трудовым договором или локальными нормативными актами предприятия.
  3. Должна быть установлена прямая связь между действиями служащего и нарушением установленных правил или наступившими негативными последствиями. При этом наличие преступного умысла со стороны работника, является не обязательным.

Работодатель обязан установить наличие всех указанных признаков до вынесения окончательного решения и привлечения трудящегося к дисциплинарной ответственности. При этом необходимо учитывать, что действия сотрудника, за которые он может быть привлечен к ответственности, могут и не повлечь негативных последствий. Если он допустил нарушение установленных правил, к примеру, опоздал на работу, но это не повлекло за собой никаких отрицательных последствий, работодатель имеет право наложить на него дисциплинарное взыскание.

Виды дисциплинарных проступков

В действующем трудовом законодательстве не закреплен исчерпывающий перечень проступков граждан, за которые они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. При этом в ст.81 ТК РФ указаны правонарушения, влекущие за собой расторжение трудовых отношений. Среди них такие дисциплинарные проступки, примеры:

  • Прогул;
  • Отказ от выполнения возложенных на служащего обязанностей;
  • Работа в состоянии токсического, алкогольного или иного вида опьянении;
  • Отказ от прохождения мед. обследования или проф. обучения, если таковое предусмотрено для занимаемой гражданин должности;
  • Разглашение данных, защищенных законодательством как коммерческая, государственная или иная тайна;
  • Совершение кражи при выполнении должностных обязанностей (при этом ущерб может быть нанесен как работодателю, так и другим служащим предприятия);
  • Предоставление заведомо ложной информации (поддельных документов) при поступлении на работу.

Однако даже в отношении указанных правонарушений работодатель может назначить иную меру воздействия, а не увольнение, так как именно он принимает решение о привлечении трудящегося к дисциплинарной ответственности.

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Социальная норма - это правило социальнозначимого поведения членов общества. Целостная, динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека.

К социальным нормам относят экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы.

Социальные нормы по своей природе означают определенный стандарт поведения. При выделении разновидностей норм учитывается способ осознания и регулирования поведения, формы санкций за несоблюдение норм.

Человек в своем поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них. Однако несоблюдение ряда социальных норм вызывает применение различных санкций в отношении лица их нарушившего. Применение санкций регламентируется различными документами, принятыми в данном обществе, с учетом его особенностей (национальных, территориальных и др.). В нашей стране санкции за нарушение правовых норм (правонарушения) определяются Уголовным Кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским Кодексом.

Правонарушение - есть нарушение права, акт, противный праву, его нормам, закону. Совершить правонарушение - значиг «преступить» право.

Каждое отдельное правонарушение конкретно: оно совершается конкретным лицом, в определенном месте и времени, противоречит действующему правовому преДггисаввю, характеризуется точно определенными признаками. Вместе с тем все антисоциальные явления, имеют общие черты.

Социальные явления, обуславливающие правонарушения, называют причинами и условиями. Под причиной понимается явление (или их совокупность), порождающее другое явление, рассматриваемое, как следствие. Связь между причиной и следствием носит закономерных характер, означающий, что данная причина, в соответствующих условиях вызывает определенное следствие.

Таким образом, правонарушение - это сознательный, волевой акт общественноопасного противоправного поведения.

Общественная опасность, вредность правонарушений характеризует их как отрицательные социальные явления. Отрицательной оценки заслуживает и лицо, совершившее правонарушение.

Всякое правонарушение - это деяние, то есть действие или бездействие. Действие - акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т.п.) Оно может состоять в произнесении определенных слов (клевета, оскорбление, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и тп.). Бездействие признается деянием, если по служебному долгу или по ситуации нужно было что-то сделать, по сделано не было (прогул, халатность олжностного, безхозяйственность руководителя госпредприятия, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном состоянии без помощи и т.п.).

Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запрета, указанного в законе или в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативно-правового акта или заключенного на его основе трудового или иного договора.

Законом определены отдельные ситуации, когда деяние формально подпадает под признаки противоправного, но, по существу, не опасно и не вредно для общества и потому считаегся правомерным. В уголовном и в административном праве предусмотрены обстоятельства, при которых лица, совершившие противоправные действия, не подлежа ответственности. Это «необходимая оборона, определяемая как «действие при защите государственного или общественного порядка, прав в свобод граждан от противоправного посягательства путем приченения посягающему вреда» (ст. 19 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст. 37 ч. 1 УК РФ) и «крайняя необходимость», то есть «действия для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, если причиненный при этом вред является менее значительным, чем предотвращенный» (ст. 18 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст. 39 ч. 1 УК РФ). Обстоятельствами, исключающими противоправность некоторых деяний, является их малозначительность, исполнение служебных или профессиональных обязанностей (обязанностей пожарного, врача, работника органов охраны общественного порядка и т.п), обоснованный риск и другие обстоятельства, указанные в законодательстве.

Правонарушение является виновным деянием. Вина -это психическое отношение лица к собственному поведению и его результатам, в котором выражено огрицательне или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц. Поскольку право регулирует волевое поведение людей, о правонарушении можно говорить только тогда, когда ог вели человека зависело - поступить правомерно или неправомерно, и избран второй вариант в ущерб первому. Соответственно не являются правонарушениями, хотя бы и противоречащие праву, деяния малолетних, а также лиц, признанных невменяемыми (тех, кто во время совершения деяния не могли отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие душевной болезни или иного болезненного состояния). Не является правонарушением и так называемый несчастный случай -причинившее вред происшествие, ставшее результатом стечения объективных обстоятельств, исключающих чью-либо вину.

Вред - непременный признак каждого правонарушения. Характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, но правонарушение всегда имеет социальный вред. Он может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или нет, более или менее знчительным, ощущаемым отдельным человеком, коллективом и обществом в целом. Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонарушения.

Наличие вреда является необходимым социальным признаком всякого правонарушения, обуславливающмм все правонарушения в качестве общественно-опасных деяний.

Общественная опасность преступлений состоит в том, что они наносят вред правопорядку, общественным и личным интересам. Безвредных или безразличных для государства, общества, граждан правонарушений не существует, а следовательно не может быть иных преступлений, кроме общественно опасных. Правонарушения различны по степени вредности и степени общественной опасности.

Понятие общественяой опасности, а значит, и вротивоправности может распространяться только на сознательные, волевые виновные действия людей. Причинение вреда в результате действий сил природы, невменяемых, недееспособных и случайного (невиновного) поведения можно характеризовать понятием «опасности», но не «общественной опасности».

Правонарушение можег составить только акт поведения , внешне выраженный правонарушителем. Нельзя считать правонарушением не проявленные через поступк мысли, чувства. Мыслительные процессы не регулируются правои, но их появление в поведении может иметь юридическую квалификацию. Деяние обусловлено сознанием и волей человека. Именно благодаря сознанию действие обретает характер человеческого поведения. Без сознания и воли нет поведения, поступка, деяния, а, значит, нет и правонарушения.

Правонарушением является деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных действий и нести за них юридическую ответственности, Деликтоспособны все вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за совершение некоторых преступлений - с 14 лет, за остальные преступления и за административные проступки с 16 лет) (ст. 13, 14 Кодекса об административных правонарушениях РФ и ст. 20 УК РФ).

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушителя , которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объеквзивная сторона, субъект, субъективная сторона.

1) Объект правонарушения - круг общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в котором произошло деяние, причинившее этим отношением вред. Любое правонарушение, даже если оно и не возымело осязательных вредных последствий, наносит вред правопорядку, причиняя урон общественному правосознанию, вносит беспорядок в уреулированные правом отношения. Особенно вредны правонарушения, оставшиеся безнаказанными.

2) Объективная сторона - характеристика деяния, способа его совершения (группой, систематически, повторно, с применением оружия, специальных технических средств), обстоятельств (во время эпидемии, в военное время, во время стихийных бедствий). Для ряда составов пвавонарушений достаточно только совершения деяния, хотя бы оно и не повлекло последствий (превышение водителем установленной скорости движения, нарушение правил охраны труда, произнесение оскорбительных слов, хранение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения и тп). Если это деяние повлекло вредные последствия, то ответственность за него либо усиливаегся, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность.

Другие составы правонарушения включают определение последствия деяния и, соответственно, предполагают установление причинной связи деяния и наступивших последствий (причинение телесных повреждений, доведение до самоубийства, нарушение правил дорожного движения пешеходом, повлекшее повреждение транспортных средств, нарушение правил охраны труда, ставшее причиной производственных травм и т.п.).

3) Субъект правонарушения - тот, кто совершил правонарушение, характеристика правонарушителя. При осуществлении штрафной, карательной ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания - смягчающие (несовершеннолетний, беременная женщина и др.) или отягчающие (наличие судимости или неснятого взыскания, состояние опьянения и др.). Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект должностное лицо, военнослужащий, работник транспорта, медицинскйй работник.

Субъектами некоторых правонарушений могут быть организации. Предприятия, организации, учреждения могут быть привлечены к ответственности за нарушение правил строительных работ, правил охраны природы и др. За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившие о ком-либо неправильные или порочащие сведения.

4) Субъективная сторона - формы вины, в отношении составов, где деяние клалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: «Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение».

В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх того важна дифференциация форм вины. Различаются умысел и неосторожность. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, предвидело его вредные или опасные последствия и желало их наступления (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел) (ст. 25 УК РФ). Правонарушение признается соверенным по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных или опасных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало па их предотвращение (легкомыслие), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хоггя должно было и могло их предвидеть (небрежность) (ст. 26 УК РФ).

В законодательстве составы правонарушений излагаются по-разному. В уголовном праве детально описаны условия применения уголовной ответственности и наказания, признаки каждого преступления, вид и размеры наказания, которому подлежат те, кто совершит это преступление. Например, ст. 1 53 УК РФ гласит: «подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев». Аналогичным образом проступки и взыскания определены в Кодексе об административных правонарушениях. В отличие от этого, Кодекс законов о труде детального определения составов дисциплинарных правонарушений не содержит (определен один состав: прогул без уважительных причин, в том числе появление на работе в нетрезвом состоянии), но перечисляет дисциплинарные взыскания, применяемые за нарушение трудовой дисциплины.

В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение, правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлениями называются общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой наказания.

Целью уголовного правосудия признается охрана общества в целом. Поэтому любое деяние, подлежащщее уголовному суду, считается общественно опасным.

За преступления применяются наказания - наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограночение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, крупные штрафы и др.). «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в ограничении прав и свобод этого лица» (ст. 43 ч. 1 УК РФ). За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, применяется исключительная мера наказания - смертная казнь (ст. 59 УК РФ).

Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие, а по некоторым составам и недонесение о преступлении. Давность привлечения к уголовной ответственности в зависимости от тяжести преступления может достигать пятнадцати лет (к лицам, совершившим преступления против мира и человечества, сроки давности не применяются).

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ, признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленной для того процессуальгой форме (уголовно-процессуальный кодскс). Отбывание наказания регулируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. После отбытия наказания у лица, осужденного за преступление, длительное время (в зависимости от тяжести преступления и соответственно отбытого наказания) сохраняется «судимость» - особое правовое состояние, являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении, отражающееся на моральном и правовом статусе лица, считающегося судимым.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.

Проступки различают по видам отношений, в которые они вносят беспорядок, и по видам взысканий, которые за них применяются.

В соответствии со ст. 10 Кодекса об административном правонарушении административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления вротивоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответсвенность). К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, правонарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушение общественного порядка и др.

За совершение административных правонарушений могут применяться предупреждение, штраф, лишение специальноио права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Административные взыскания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам о них и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены Кодексом об административных правонарушениях.

Дисциплинарным проступком называется нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины.

Кодексом законов о труде предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перевод на низшую должность на определенный срок, увольнение. Уставами о дисциплине предусмотрены еще некоторые виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специиальными положениями. Дисциплинарное взыскание применяется администрацией предприятия, учреждения, организации не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Давность дисциплинарного взыскания (как и административного) - один год.

Гражданские правонарушения – причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских нрав.

Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права или исполнение невыполненной обязанности, а также других правоотношение санкций.

Особым видом правонарушений является создание противоправного состояния - самовольное вселение или строительство, удержание чужой вещи, заключение противозаконной сделки, издание незаконного акта, нарушающего права граждан или возлагающего на них, не предусмотренные законом обязанности и т.д. Эти и аналогичные правонарушение влекут применение правовосстановительных санкций.

Нормы, определяющие составы правонарушений и санкция за их совершение, называются запретительными нормами . Они предусматривают действия, которые право стремится не урегулировать, а предупредить и пресечь. По существу, запреты адресованы не всякому и каждому, а тем лицам, которые склонны к совершенно противоправным деяниям и воздерживаются от них из боязни санкций. Поэтому в Уголовном Кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях в других нормативных актах многие запреты обозначаются не как предписание, а как указание на наказуемость определенных деяний («заведомо незаконный арест – наказывается…», «умышленное убийство наказывается…», «повреждение телефонов-автоматов влечет наложение штрафа…», «за нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания…»).

По способам охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида: правовосстановительные и штрафные, карательные.

Правовостановительными санкциями определяются возмещение имущественного вреда, ущерба (гражданско-правовая ответсвенность, материальная ответственность рабочих и служащих), отмена противоречащих закону актов и сделок, а также непосредственное принуждение, применяемое государственным аппаратом для реализации новых обязанностей и пресечения противоправных состояний (выселение, изъятие, принудительное исполнение и др.). Законодательством не ограничено число правовосстановительных санкций, применяемых для устранения последствий правонарушения, поскольку предел их реализации - восстаттовление нарушенных прав, исполнение невыполненных обязанностей, ликвидация противовравного состояния.

Штрафные, карательные санкции применяются за проступки (дисциплинарные или административные взыскания) или за преступления (уголовные наказания). Эти санкции, рассчитанные на применение с учетом обстоятельств дела и личности правоварушителя, носят относительно определенный характер, определяя либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер, либо их пределы. При применении штрафных, карательных санкций за несколько правонарушений общим правилом является поглощение (полностью или частично) менее строгого наказания более строгим. Применение штрафных, карательных санкций рождает состояние наказанности (судимость, наличие дисциплинарного или административного взыскания).

Понятия права, правонарушения и санкции неазрывно связаны по той причине, что одна из главных задач права - защита общества (или его гослодствующей, либо наиболее влиятельной части) от вредных или опасных деяний. Право потому и обеспечивается (охраняется) государственным принуждением, что его существование обусловлено наличием в обществе противоречивых интересов, конфликтов, столкновений, для предупреждения и пресечения которых необходимо применение принудительных мер. Поэтому любая правовая система содержит определения правонарушений и санкций за их совершение.

Основные принципы законодательного определения запретов и санкций за их нарушение формировались в процессе развития и обсуждения уголовного права, определенноего наиболее строгие меры государственного принуждения. Эти принципы относятся не только к уголовному праву, но и ко всему вообще законодательству, определяющему составы правонарушений и санкций за их совершение.

Общепризнанным принципом наказания за преступление является принцип законности или правовой обоснованности, по которому правонарушением признается деяние, которое до его совершения было запрещено законом, вступившим в силу и доведенным до всеобщего сведения.

Важным принципом определения составов правонарушений и санкций является соразмерность преступления (проступка) и наказания (взыскания). Этот принцип сложился в противовес практике устрашающих жестоких наказаний за все вообще правонарушения, свойственной средневековью.

Международными пактами запрещены наказания жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство, присуще человеческой личности («наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Ст. 7 УК РФ). В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления. Дня лиц, лишенных свободы, должен быть предусмотрен режим, существенной целью которого является их исправление и перевоспитание.

Наказания и взыскания не должны противоречить системе социальных ценностей, принятых в данном обществе. Кроме того, что должны быть согласованы с наказаниями (взысканиями) за другие правонарушения. Если, например, грабеж, или разбой, караются так же или даже строже, чем убийство, то человеческая жизнь приравнивается к имущественной ценности, причем юридически стимулируется убийство потерпевшего с целью избавиться от свидетеля. В целом принцип соразмерности означает необходимость дифференциации и согласованности наказаний и взысканий за разные по степени опасности и вредности правонарушения.

Каждый запрет должен быть воспринят общественным правосознанием или, по крайней мере, не противоречить ему, если такое противоречие существует, а запрет общественно необходим, его установлено должна предшествовать широкая разъяснительная работа, либо его придется снабдить очень строгими санкциями.

Запрещать можно только деяния, которые могут быть доказаны средствами юридического процесса, и пресеченье с помотдьто мер государственного принуждения. В противном случае затерты будут безнаказанно нарушаться, что приведет к падению авторитета закона и государства. Запретов не должно быть слишком много, в общественном сознании существует некий порог восприятия правовых норм, запретов и санкций за их нарушение. Чрезмерное множество запретов приведет к тому, что среди запретов, без которых можно было бы обойтись, затеряются действительно необходимые запреты. Кроме того, когда запретов слишком много - практически невозможно покарать каждое их нарушение и потому складывается представление, что их можно безнаказанно нарушать.

По той же причине нельзя каждый запрет сопровождать чрезмерно строгой санкцией. Если одинаково строго караютя разные по степени вредности и опасности правонарушения, у преступника нет стимула воздержаться от более опасных деяний. К тому же непомерно строгие наказания могу вызывать сочувствие общества к наказанному, породить широкое недоверие к справедливости законодателя, равно как и чрезмерно частое число смягчения наказаний судами.


1971 УК РСФСР. Административный проступок необходимо отличать также от дисциплинарных проступков — нарушений трудовой, воинской, учебной дисциплины, являющихся основанием для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Некоторые противоправные деяния могут совмещать в себе признаки как дисциплинарного, так и проступка (например, нарушение должностным лицом предприятия правил противопожарной безопасности).

Что является административным проступком (виды)?

В уголовном праве - только физические лица.

Виновный привлекается к ответственности не только судом, но и другими государственными органами. Например, Федеральной налоговой службой - за налоговые правонарушения, Государственной жилищной инспекцией - за деяния в области жилищных прав.

Наказания не такие тяжелые. Нет последствий в виде судимости.

процесс более мобильный и простой.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность устанавливается законом и подзаконными актами.

Некоторые общие положения содержит Конституция РФ. Важнейшим актом, устанавливающим ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс РСФСР об правонарушениях (КоАП), состоящий из Общей и Особенной частей.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ и МХК

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования. Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е.

Фактическим основанием административной ответственности является административный проступок, определение которого закреплено в статье 9 КоАП Украины.

В соответствии с данной статьей проступок - это противоправное,

Вторым общим признаком субъекта административного проступка является вменяемость лица.

Административное законодательство не предусматривает определения понятия вменяемости. В теории права считается, что вменяемость - это норма, основанная на четком научном понимании законодателем закономерностей социально-психологического развития человека, согласно которому он проходит некоторые достаточно определенные этапы и стадии.

для совершения волевых действий, которые были бы направлены на такое предотвращение.

Следует иметь в виду, что в отличие от всех приведенных выше видов вины, при совершении проступка по неосторожности лицо не предвидит вредных последствий своего деяния. Такое непредвидение последствий своего деяния говорит о неуважении лицом требований законодательства, своих должностных обязанностей, интересов общества.
Характерной особенностью данной формы вины является как отрицательное отношение правонарушителя к общественно вредным последствиям, так и отсутствие предвидения их наступления.

Перечень закрепленных в ней признаков – необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как проступка. Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные нормой признаки состава; отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Развитие законодательной техники привело к специализации правовых норм. В частности, чтобы десятки раз не повторять общие свойства проступков, их «вынесли за скобки»: закрепили нормами Общей части II раздела КоАП РСФСР (например, в ст. 13, закрепляющей возраст наступления ответственности)

Признаки административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

Практическое значение состава административного проступка состоит в том, что он представляет собой законодательную модель квали­фикации конкретных проступков, то есть админист­ративное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответс­твии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т.е.

Дипломные, курсовые работы, рефераты на заказ

Субъект административного правонарушения Ц в ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 Ц летнего возраста, в ст.

2.8 КоАП РФ лицо, находящееся в состоянии невменяемости не подлежит ответственности, таким образом, возраст 16 лет и вменяемость являются общими признаками субъекта административной ответственности.



Просмотров