Что такое государство и право. Государство и право. Основные понятия о праве

Введение……………………………………………………………………….. 3

1. Первобытное общество: экономические отношения, власть,

социальные нормы…………………………………………………………… 5

1.1. Характеристика первобытного строя……………………………………. 5

1.2. «Неолитическая революция» как основной рубеж развития

первобытного общества……………………………………………………….. 7

2. Исторические предпосылки возникновения государства……………. 10

2.1. Древнейшие государственные образования……………………………... 12

2.2. Сущность основных теорий происхождения государства……………… 16

3. Возникновение права……………………………………………………… 25

3.1. Социальная природа права и отличия права от социальных норм первобытного общества……………………………………………………….. 25

3.2. Основные пути развития………………………………………………….. 30

Заключение……………………………………………………………………. 33

Список литературы…………………………………………………………... 34

Введение

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и право, каким образом произошло из возникновение. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и власть". Общество - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни.

Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории.

Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных). Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле и действиями.

Государство - общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытнообщинный строй, были одновременно и предпосылками формирования государства. Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общество.

Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

1. Первобытное общество: экономические отношения, власть, социальные нормы

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. «Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Кроме того, если для 19 - начала 20 века был характерен в основном евро-центристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы и некоторых, прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара» . Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества.

1.1. Характеристика первобытнообщинного строя.

Характерные черты первобытнообщинного строя:

· кровнородственная природа коллектива;

· поглощенность индивида родом;

· общественная собственность на условия хозяйствования;

· естественный (половозрастной) характер разделения труда, не нарушающий изначального равенства сородичей;

· коллективные ("демократические") формы решения общих дел (собрание сородичей как высший орган управления, выборность вождей и т.д.);

· неинституционализированность социальных норм, являющихся частью коллективного опыта, который передается в процессе включения индивида в жизнь первобытного коллектива, и т.д.

Первый удар по роду как социальный единице первобытнообщинного строя нанесло табу на кровосмешение. Инцест многократно увеличивал вероятность неполноценного потомства, и запрет половых связей между родичами - естественная реакция человечества, стремящегося к самосохранению. При таких условиях брачная пара должна была формироваться из индивидов противоположного пола, принадлежащих к двум разным родам. Но тогда этот прообраз парной семьи потенциально уже не принадлежал ни одному из них. Следовательно, семья - первый фактор, разрушавший род, а, следовательно, покушавшийся на весь родовой строй.

Однако семья не могла существовать вне рода, поскольку условия труда находились в коллективной собственности последнего. Возникновение частной собственности - второй удар по родовому обществу. Частная собственность создает экономическую основу индивидуального существования человека, относительной автономии его семьи и тем самым делает родовые связи потенциально излишними.

Формирование семьи и частной собственности - двуединый процесс. Семья создала субъекта частной собственности. Частная собственность превратила поглощенного родом индивида в субъекта. Полной зрелости этот процесс достиг лишь в Новое время - после победы буржуазных революций.

Выделившиеся из рода семьи (а затем и индивиды), первоначально связанные только соседскими, территориальными узами, по мере развития обмена оказывались объединенными в общество, основанное на вещных, рыночных связях. Рынок преодолел ограниченность кровнородственных отношений и включил региональные процессы развития в мировую историю,

Территориальная общность (население, связанное совместным проживанием) породила коллективные потребности, а, следовательно, общие интересы и проблемы. Это и защита от внешнего врага; и установление правил коллективного общежития; и решение таких коллективных задач, которые отдельная семья или индивид в одиночку решить не в состоянии. К числу последних относятся не только хозяйственные проблемы (например, создание ирригационной системы в древнем Египте), но и охрана одной части территориально организованной общности от другой ее части, регулирование отношений между ними: племенная организация, распавшись, оказалась разделенной на различные социально неоднородные, часто антагонистические группы (сословия, классы), отношения между которыми нередко обострялись до уровня социальных потрясений, катаклизмов (бунты, революции, войны и т.д.).

1.2. «Неолитическая революция» как основной рубеж развития первобытного общества.

В этом понимании первобытного общества, как считает Корельский В. М., «прежде всего, следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» .

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от присваивающего к производящему хозяйству.

Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.

Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и существования использовало человечество. Для теории государства и права появляется, наконец, возможность также четко определять, какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей экономики.

Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью – прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой.

Государство - это один из древнейших социально-политических феноменов, который возникает в процессе трансформации и развития патестарных (родоплеменных) обществ в более прогрессивную форму организации.

Государство, как форма организации общества, есть общественный политико-правовой союз. Из настоящего утверждения можно сделать вывод, что у государства, как у социальной системы, есть политическая и правовая составляющие.

Государство, как научная категория, не имеет единого, чёткого определения и является полисемичным понятием, то есть в содержание понятия государства в зависимости от контекста могут быть вложены различные взаимодополняющие смысловые значения. Можно, например, употребить термин государство для обозначения страны, или государственной власти, или как суверенного лица в международном праве. С другой стороны по своей социальной природе государство сегодня это и есть общество, разделить общество и государство теоретически невозможно. Всесторонне охарактеризовать все проявления государства в едином определении достаточно сложно, и необходимо всегда уточнять значение, в котором используется термин «государство». В политологии и теории государства и права раскрывается понятие государства традиционно через его признаки.

У государства есть сущностные и атрибутивные признаки. Атрибутивными признаками являются флаг, герб и гимн, а так же название государства, в монархиях портреты (профили) монархов. К сущностным признакам государства в частности относятся наличие территории, суверенитета, государственной власти и аппарата, налоговой системы, армии, национальной валюты и другие, при рассмотрении вопроса взаимосвязи государства и права особенно важно выделить такой признак как наличие правовой системы.

Для успешного функционирования государственного механизма необходимо наличие правовой системы - это утверждение является одной из основных закономерностей науки «Теории государства и права», в предмет которой входит изучение государства и права как феноменов, рассмотрение взаимосвязи права и государства, процессы политогенеза и правогенеза.

Не менее сложным социальным феноменом является и право. Теоретически позитивное право является системой общезначимых, общеобязательных, управомачивающе-обязывающих социальных норм. С

этим тезисом практически все теоретики-юристы соглашаются. Однако дальше каждый исследователь вкладывает в понятие «право» свой смысл в зависимости от своего подхода к праву - типа правопонимания.

Подходы к феномену права традиционно в теории государства и права именуются типами правопонимания. У всех типов правопонимания есть что-то общее, так или иначе, право регулирует общественные отношения, то есть те отношения, которые складываются в обществе между людьми на основе норм поведения, порождают для сторон права и обязанности. Различные учёные-правоведы придерживаются и симпатизируют, как правило, определённому типу правопонимания. Тип правопоимания, который доминирует в юридическом исследовании, накладывает отпечаток на всё его содержание. В целом же правовая доктрина выделяет множество типов правопонимания, в том числе и три основных: этатизм, юснатурализм и социологический подход.1 Юристы, которые придерживаются такого типа правопонимания, как этатизм называются нормативистами, поскольку они уделяют в своих исследованиях особое внимание понятию правовой нормы.

Все научные споры по вопросу содержания понятия «право» ведутся лишь о природе правовой нормы и её взаимосвязи с волей государства, при этом назначение права и его сущность, как правило, диктуется социально-политическими условиями, а не доктринальными изысканиями.

Этатизм, известный так же как концепция государственного права, исходит из того, что право, базируясь на государственном принуждении, существует только в государстве, которое право санкционирует, и за исполнением которого осуществляет постоянный контроль. В противном случае, по мнению сторонников концепции, право просто не будет действовать, так как при нарушении правовой нормы не будет механизма ответственности за правонарушение. Соответственно, право представляется сторонникам этатизма как закон, как воля государства.

По своей сути этатизм имеет как ряд важных преимуществ, так некоторые существенные недостатки. В соответствии с данной концепцией закон легко обнаружить - необходимо лишь найти нужный правовой документ - нормативно-правовой акт. Соответственно закон легко и применять - его достаточно прочесть и истолковать.

Негативной стороной этатизма является возможность образования мёртвого, то есть недействующего права. Государство теоретически способно озаглавить не иначе как «Закон» документ любого содержания, даже тот, который невозможно воплотить в общественную жизнь, более того таких документов создано достаточно много в России в 90-е годы двадцатого века, к настоящему времени подавляющее их большинство уже утратило юридическую силу.

1 См. подробнее: А.В.Поляков. Общая теория права; Юридический центр пресс, СПб. 2003. с. 63 - 78.

С точки зрения этатизма такие образцы неудачного нормотворчества, так же как и все реализуемые на практике законы тоже являются правом, а это, во-первых, теоретически неверно, а во-вторых, порождает в обществе правовой нигилизм, то есть безразличное отношение к праву. Правовой нигилизм возникает у граждан вследствие того, что логика подсказывает им не соблюдать вообще никакие законы, раз можно постоянно и безнаказанно нарушать некоторые из них. Позиции жёсткого этатизма и являются самой благодатной почвой для произрастания в обществе правового нигилизма.

Юстнатурализм - более сложная, чем этатизм, умозрительная концепция правопонимания. Она базируется на философском тезисе, выдвинутом французскими просветителями, который сводится к мысли о том, что право объективно существует как социальная реальность вне зависимости от воли государственной власти. Государство, в этом свете, не может регулировать социальные отношения по своему усмотрению, оно должно согласовывать издаваемые законы с объективно существующими социальными реалиями и только на их основании строить свои законы. Этот процесс соотнесения состояния общественных отношений, норм морали и нравственности и воли государства в научной литературе часто называется поиском норм естественного права. Фактически речь здесь идёт о поиске правовых норм как фрагментов объективной социальной реальности свойственных, определённой стадии социального развития в отдельно взятых историко-культурных и географических условиях.

Государство в процессе реализации своей правотворческой функции, с позиции данного типа правопонимания, лишь трансформирует незримый естественно-правовой закон в писаную форму и властными методами обеспечивает неукоснительное его соблюдение.

В качестве примера существования естественно-правового закона рассмотрим право человека на свободу мысли.

Например, государство нормативным актом запретит гражданам думать о любви, с целью концентрации интеллектуальных способностей человека на народном хозяйстве. Будет ли действовать такая норма права? Вопрос явно риторический, очевидно, что люди всё равно, несмотря на законодательный запрет, будут думать о том, о чём хотят, а власть при этом ничего и никогда не узнает. Этот пример первой естественно-правовой нормы обнаружили ещё древнеримские юристы. В современном обществе значение естественного право значительно шире: это не только социальные закономерности, но и определённые социальные стандарты гуманизма и либерализма. Основанная на приоритете идеалов гражданского общества перед интересами государства, уважении прав и свобод человека и гражданина, цели строительства правового государства концепция правопонимания называется юснатурализмом.

Право человека на жизнь в нормативно-ценностной системе естественного права имеет первоочередное значение. Жизнь человека наряду с личной свободой и неприкосновенностью личности создают не только правовую, но и формируют морально-нравственную среду правовой системы юснатурализма. Естественное право как особая социальная реальность призвана гарантировать достойный уровень жизни людей и ограничить вмешательство государства в сферу частных интересов.

Существенным теоретическим плюсом юснатурализма является определение базовых идеологических правил (гуманистических, прежде всего) нормотворчества и правогенеза в целом. Концепция естественного права сообщает законодателю определённую ценностную шкалу, показывает, какие социальные институты требуют совершенствования законодательных подходов к их правовому регулированию. Минусом является неизбежная идеологизация естественного права, на сегодняшний день концепция естественного права - это идеология стран Западной Европы, находящаяся в неразрывной связи с концепциями правового государства и гражданского общества. Идеология с точки зрения науки практически всегда исключает рациональное познание и единообразное понимание феномена. Соответственно юснатурализм распространён только в странах стоящих на позиции создания гражданского общества, и не принимается странами Ислама, например.

В рамках естественно-правовой концепции слабо проработан вопрос о том, кто в государстве формирует и применяет естественно-правовые нормы. Поскольку на практике не ошибается только тот, кто ничего не делает, неизбежно возникают ошибки и в деятельности государственных органов направленной на определение норм естественного права. Нормы естественного права, как правило, призваны применять высшие судебные инстанции, такие как Конституционный Суд РФ, которые достаточно часто меняют свою правоприменительную доктрину.

Третий подход к праву к определению содержания термина «право» сформирован в рамках социологической научной школы права. В рамках социологической концепции право предстаёт перед нами как исключительно социальный феномен, оно лишь регулируется законами, а по своей сути является управомачивающе-обязывающими социальными отношениями. С позиции социологии права, если в законе говорится, что работодатель не может уволить работника без согласия профсоюза, а профсоюз всегда согласен с работодателем, то фактически правовая норма сводится к тому, что работодатель может уволить работника по своему усмотрению, несмотря на предписание закона, который лишь устанавливает определенные формальности.

С позиций социологической концепции, при поиске правовой нормы ориентироваться необходимо на реально существующие социальные

отношения. При социологическом подходе норму права следует искать в исполненном судебном решении. Поскольку именно на этой фазе у социального отношения проявляется и санкция за несоблюдение общепринятого порядка.

Такой подход к праву означает, что правовая норма в деталях соотносится с реальным положением вещей в обществе. Недостатки концепции в том, что любой социальный беспредел фактически является особого рода правовой системой, причём сама система крайне казуистична.

Праву при наличии трёх, часто противоречивых подходов практически невозможно дать четкого определения, в этой связи создание единой интегративной концепции правопонимания является важной задачей современной юриспруденции. Одна из последних интересных попыток решения данной проблемы предпринята А.В. Поляковым. Однако созданная им коммуникативная концепция правопонимания хотя и является, бесспорно, интересной, но не даёт ответов на все теоретические вопросы. Проблема правопонимания усугубляется и высокой степенью философской сложности интегрального правоведения.2 Исходя из этого весь наш курс, рассчитанный для студентов не юридических специальностей, мы будем строить с позиций этатизма, традиционного для российской школы права.

То есть в целях рационализации изучения дисциплины «Правоведение» автор предлагает считать, что под правом понимается система действующих управомачивающе-обязывающих, общезначимых, общеобязательных норм социального поведения, санкционированных государством и обеспеченных государственным принуждением.

Право как система норм установленных законом всегда нормативно. Соответственно, дальнейшее изложение материала будет акцентировано на законодательстве и его наиболее важных и значимых аспектах. Для понимания законодательства необходимо определить термин «нормативность», поскольку законодательство представляет собой систему нормативных актов. Норма права как элемент правовой системы представляет собой действующее в обществе правило поведения. Любое такое правило-норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза есть предположение относительно ситуации, в которой правило должно применяться. Диспозиция представляет собой модель надлежащего поведения в случае гипотетической ситуации. А санкция являет собой последствия за следование или нарушение правовой нормы. Современная теория права выделяет позитивные санкции, то есть

Отметим тот факт - что в современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

  • тоталитарная (государство выше права и им не связано);
  • либеральная (право выше государства);
  • прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им)

Тоталитарный подход

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности , следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Отметим, что теоретической предпосылкой ϶ᴛᴏму являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. При этом для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством . Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Стоит заметить, что он будет философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно ϶ᴛᴏму подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот) Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать , а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Стоит заметить, что он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Исключая выше сказанное, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

Модели соотношения государства и права

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

  1. единство;
  2. различие;
  3. взаимодействие.

Единство

Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все ϲʙᴏйственное государству ϲʙᴏйственно и праву, и наоборот. Стоит заметить, что они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них ϲʙᴏя жизнь, ϲʙᴏи цели, задачи, методы.

Взаимодействие

Различия вытекают уже из определений данных понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, кᴏᴛᴏᴩая будет формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы ϲʙᴏбоды и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, кᴏᴛᴏᴩые закреплены государством в официальных источниках и исполнение кᴏᴛᴏᴩых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Стоит заметить, что они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к разным сферам общественной жизни. Стоит заметить, что они (каждое по-ϲʙᴏему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.

Воздействие государства на право

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. По϶ᴛᴏму можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Стоит заметить, что они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как ϶ᴛᴏ всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Влияние права на государство

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для ϲʙᴏего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права пробудет:

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства пробудет в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Отметим, что тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. Образно говоря, основным языком, на кагором государство разговаривает со ϲʙᴏими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, будет язык права. Следовательно, демократическое современное государство не может действовать вне и помимо права. Право «навязывается» государству в силу необходимости, по϶ᴛᴏму оно в принципе не может пренебрегать правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или оϲʙᴏбодиться от него. Можно сказать, что право облагораживает государственность, делает ее зрелой и полноценной.

Отметим тот факт - что в современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При ϶ᴛᴏм наблюдается следующая закономерность: чем точнее право демонстрирует объективные потребности общественного развития, тем в большей мерс оно связывает государство. Активность государства в ϶ᴛᴏм случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать ϲʙᴏбодно, а значит, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует историческому предназначению.

Непреходящим общим началом любого правового государства будет ею связанность правом. В ϲʙᴏих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимная уравновешенность названных элементов есть необходимое равновесие ϲʙᴏбоды, условие обеспечения правовой справедливости, при кᴏᴛᴏᴩом возможно право, — государственное устройство, отвечающее ϲʙᴏему назначению. Еще И. Кант обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью кᴏᴛᴏᴩой будет право. С позиций современного анализа ϶ᴛᴏ означает, что, только будучи связанным правом, государство может действовать ϲʙᴏбодно.

Исходя из ϶ᴛᴏй позиции, некᴏᴛᴏᴩые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве — ϶ᴛᴏ признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону. Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны нравом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей. И в правовом государстве в центре ϶ᴛᴏй связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его ϲʙᴏбоду. Главное в право-государственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее ϲʙᴏбоды. В случае если ценность права и обусловлена связью с государством, то ϶ᴛᴏ имеет место исключительно в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

История человеческого общества начинается с первобытнообщинного строя. Основой организации того общества была община - род, племя, их объединения. Родовая община - это объединение людей на основе кровного родства. Люди в нем объединялись не по территориальному признаку, они могли перемещаться, но их организация при этом сохранялась. Власть носила сугубо общественный характер, она исходил от рода. Роды входили в племя, которые могли объединяться в союзы. Общими делами руководил совет, в который входили старейшины и военачальники. В то время действовали определенные правила поведения - социальные нормы. Такими нормами были - обычаи. Они регулировали отношения индивидов в процессе труда, быта и семейных отношениях. С совершенствованием орудий труда и навыков - повышалась производительность, культура, нравственность, интересы членов общества становились разнообразней и противоречивей. Дальнейшее разделение труда и его совершенствование привело к появлению избыточного продукта труда, что в свою очередь привело к возникновению частной собственности и еще более разнообразило и усложнило общественные отношения. В новых экономических условиях родоплеменная организация и обычай в качестве регулятора общественных отношений оказались бессильны. Требовалась другая организация общества и нормы регулирования общественных отношений. Такой организацией выделившейся из общества стало государство. Общество в силу его раскола на экономически неравные группы, классы людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство неимущих. Опираясь на труды Моргана, Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становился и политически господствующим. Государство - это особая общественная организация, которая в отличие от организации власти в первобытном обществе состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением. Первой формой государства явилось рабовладельческое государство. Структура государства соответствовала уровню развития самого общества. Существует множество теорий происхождения государства (естественно-правовая или договорная, органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория о которой говорилось выше). Но, что является основной закономерностью это то, что государство - продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой. Право, как и государство, является продуктом общественного развития. С развитием обществ обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходили на задний план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Под правом понимается общественные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов и обеспечивающиеся мерами государственного принуждения. Существует множество взглядов на происхождение и сущность права: право - это мера свободы, право - это согласование произвола одного с произволом другого, право - это государственный интерес и т.д. Но что, несомненно: право - результат общественного развития. Древнейшие правовые системы были тесно вязаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой права был правовой обычай, поддерживаемый государством и жрецами. Например, в Древней Индии основным источником права были и остаются до сих пор религиозные книги - веды. Большую роль в становлении права сыграли судебные органы, на заре цивилизации ими были жреческие организации либо верховные правители. Становление государственности требовало более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы права получили закрепление в законах верховной власти - царя, короля, князя, народного собрания и т.д. (в каждом обществе по-разному). С помощью законов стало возможно разрешение споров и предупреждение междоусобиц в обществе.

Таким образом, закономерным является то, что право является продуктом общественного развития, возникает в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений.

2.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. ПЛЮРАЛИЗМ ВЗГЛЯДОВ

Государство - это особая общественная организация, которая в отличие от организации власти в первобытном обществе состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением. Структура государства соответствует уровню развития самого общества. Существует множество теорий происхождения и определений понятия государства (естественно-правовая или договорная теория, органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория о которой говорилось выше). Но, что является неоспоримым это то, что государство - продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой.

1. Экономическая теория (или материалистическая) утверждает, прежде всего, что государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем и раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство рассматривается как средство подавления одних классов (неимущих) другими (имущих). Общество, в силу его раскола на экономически неравные классы, объективно порождает такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство неимущих. Опираясь на труды Моргана, Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становился и политически господствующим. По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов». Суть материалистической теории - государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда следует, что государство - это временное явление, с исчезновением классов оно должно отмереть. Не смотря на многие спорные моменты этой теории, ее несомненной заслугой является доказательство выдающегося значения экономических факторов. Но она недооценивала другие факторы - психологические, нравственные, этнические и др.

2. Естественно-правовая теория. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех». Локк писал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе. Сторонники естественного права считают государство результатом общественного договора, который является выражением разумной воли народа. В этой теории государство выступает как искусственное произведение воли людей, согласившихся ограничить свою свободу ради лучшего обеспечения порядка. Несмотря на то, что научность этой теории оценивается неоднозначно, некоторые аспекты ее нашли реальное воплощение в практике государственного строительства. Например, США закрепили в своей конституции договор между народами, входящими в состав и определили цели договора: утверждение правосудия, охрана спокойствия, организация обороны, содействие общему благосостоянию. РФ также образована на основе договора субъектов федерации.

3. Органическая теория. Представления о государстве как о подобии человеческого организма возникли еще в древности. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностями и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что оно напоминает живой человеческий организм: как руки и ноги не могут отдельно функционировать от человека, так и человек не может отдельно существовать от государства. По мнению Спенсера (19 век) государство - это общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как организм состоят из клеток. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями. Эта теория также не лишена рационального зерна - она вводит системные признаки государства. Ее сторонники считают государство сложной единой системой, состоящей из взаимодействующих и взаимозависимых элементов.

4. Теория насилия. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Ее смысл был теоретически обоснован в 19-20 вв. - возникновение частной собственности, классов и государства является результатов внутреннего и внешнего насилия. Государство продолжает быть органом угнетения там, где не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. По мнению Дюринга, - собственность, классы и государства возникают в результате насилия одной части общества над другой. Гумплович является сторонников теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. Он видел в государстве «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале на физическом преобладании над другими племенами, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего. Отвергать эту теорию полностью нельзя исходя из исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактом существования государственности (например, Золотая орда).

5. Психологическая теория. Ее сторонники определяют государство как сумму психологических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории в том, что психологическая потребность человека жить в рамках организованного сообщества является причиной возникновения государства. И государство является следствием психологических закономерностей развития человека.

Многообразие взглядов на понятие государства обусловлено, прежде всего, тем, что само государство представляет собой сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяются степенью зрелости человеческой мысли, поэтому меняется со временем. Государство в современном понятии - это такая форма организации общества, которая объединяет людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества, это объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Более полное определение с учетом основных признаков: государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные документы, обладает специальным аппаратом управления и принуждения и обладает суверенитетом.

3.ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Существует множество теорий происхождения, определений понятия государства (естественно-правовая или договорная теория, органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория о которой говорилось выше). Точно также существуют различные взгляды на те признаки, которые отличают государство. Но, что является неоспоримым это то, что государство - продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой. Научность взглядов на понятие государства и его признаки определяются степенью зрелости человеческой мысли, поэтому меняется со временем.

Представители социологического определения понятия государства выделяют три его основных признака:

1. совокупность людей - народ,

2. господствующая над ними власть,

3. территория как предел действия этой власти.

Марксистское направление выделяет в качестве основного признака государства - классы или классовую структуру общества. Энгельс выделял следующие три основных признака:

1. разделение подданных государства по территориальным единицам;

2. учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением;

3. взимание налогов с населения и получение от него займов на содержание аппарата государственной власти.

Формально эти взгляды не противоречат друг другу. Мыслители пришли к выводу, что государство характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на население проживающее, на этой территории. Одновременно с этим в государстве функционируют и другие общественные и политически организации. Поэтому важно выделить те основные признаки государства, которые отличают его от них. С другой стороны государство на каждой ступени развития отличается от государства более раннего периода развития. Однако всем государствам истории и современности присущи общие признаки:

1. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах данной территории, что подтверждается гражданством. Территориальный признак обуславливает административно-территориальное деление и формирование государственного аппарата с учетом пространства государства. Государственная граница отделяет одно государство от других, государство осуществляет ее защиту. Государство обладает всей полнотой власти на этой территории (законодательной, исполнительной и т.д.). Территория и население являются необходимыми предпосылками возникновения и существования государства.

2. Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти. Важнейшими органами являются законодательные, исполнительные и судебные. Структура государства со временем может изменяться, но основные его институты сохраняются.

3. Государств представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государства - это такое свойство, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует все признаки государственной организации общества. Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействие с негосударственными политическими организациями при решении разных вопросов общественной жизни. В суверенитете государства заложено юридическое выражение полновластия народа, в интересах которого государство осуществляет свою деятельность. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает его право самому решать свою судьбу.

4. Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения. Особое место в механизме государства занимают органы принуждающие и карающие: армия, полиция, тюремные и исправительные учреждения.

5. Государство организует и осуществляет власть на правовых основах.

Более полное определение с учетом основных признаков: государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные документы, обладает специальным аппаратом управления и принуждения и обладает суверенитетом.

4.ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

Различные государства различаются организационным устройством и методами осуществления государственной власти, т.е. различаются формы государства. Форма государства, прежде всего, определяется зрелостью общественной и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства - это сложное общественное явление, включающее в себя 3 взаимосвязанных элемента: форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима:

1.Форма правления - это структура высших органов гос власти, порядок их образования и распределение компетенции.

Две формы правления: МОНАРХИЯ и РЕСПУБЛИКА

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору. Сословно-представительная монархия - такая форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (например, Земский Собор в России). Конституционная монархия - такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания). Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Государства, в которых монарх возглавляет и религиозное управление страной, называется теократическим (Саудовская Аравия).

Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:

Президентская республика - это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризмом соединяется в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

2.Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами. Различаются:

Формы территориального устройства: УНИТАРНАЯ, ФЕДЕРАТИВНАЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ.

Унитарное государство - это единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти. Для такой формы характерны единые ля всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство местными органами. (Франция) На всей территории действует одна конституция, одно законодательство, одно гражданство. Составные части не обладают государственным суверенитетом. По степени их зависимости от центра унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным. В первом случае главы на местах назначаются из цента, во втором - избираются населением.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное устройство неоднородно. В разных странах оно имеет уникальные черты и особенности, которые определяются историческими, национальными, культурными и бытовыми особенностями. Территория состоит из территорий субъектов федерации. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру. Субъекты федерации обладают правом принятия собственных конституций, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. В большинстве федеральных государств существует единое гражданство, в парламенте имеется палата представляющая интересы членов федерации. Федерации строятся по национальному и территориальному признаку. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов: субъекты федерации не являются государственными образованьями, субъекты лишены права прямого представительства в международных отношениях. Не предусмотрен односторонний выход субъектов. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством и особенностями. Субъекты являются национально-государственные образования, которые отличаются национальным составом, культурой, бытом, традициями; строятся на принципе добровольного объединения с правом наций на самоопределение. Субъекты обладают государственным суверенитетом, имеют свои высшие органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Субъекты могут иметь свое гражданство, границы свои представительства в международных организациях; высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При таком устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Отличия: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации; нет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета; сохраняется гражданство членов, хотя режим перемещения внутри конфедерации упрощен. Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единой таможенных правилах и т.д. Как правило, конфедерации недолговечны - они или распадаются или превращаются в федерацию.

3.Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государства.

Формы государственного режима: ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ и АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ.

Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности - плюрализм, государственный режим базируется на законах.

5.ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ, ПОНЯТИЯ И ОСНОВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Самостоятельную группу признаков формы государства составляет характеристика политико-правового режима в стране. Политико-правовой режим в стране (ППР) - это совокупность приемов, методов, с помощью которых осуществляется государственная власть, но, кроме того, и способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, объединений и т.д.). Т.е. ППР отражает степень развития права и демократии в стране. Под правом понимается общественные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов и обеспечивающиеся мерами государственного принуждения.

ППР можно классифицировать по двум основным типам: демократический и антидемократический. В свою очередь антидемократический режим может быть: тоталитарным, авторитарным, олигархическим, финансово-олигархическим, расистским. С точки зрения законности ППР может быть: легитимным и нелегитимным.

Антидемократический режим подразделяется на авторитарный, тоталитарный и расистский. Главная особенность - соотношение государства и личности. Если государство подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим. Он характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). В таких государствах действует примат государства над правом и всеобщая милитаризация общественной жизни. Различаются режимы: олигархический - власть немногих, финансово-олигархический - власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) - власть в руках одного человека.

Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности - плюрализм, государственный режим базируется на законах. Уровень развития демократии в разных странах может быть различен. Он зависит от степени представительства всех слоев населения в выборных органах власти и возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органов государственной власти. Различается непосредственная демократия - прямое участие народа в решении вопросов государственной и общественной жизни (выборы, референдумы, манифестации, забастовки и т.д.) и представительная демократия, - что означает передачу народом части принадлежащей ей власти формируемым им органам (парламенту, президенту, учредительному собранию и т.д.).

С развитием общества существующие ППР вытесняются более демократическими. В настоящее время наиболее распространенным режимом является режим парламентской демократии, в которой на основании конституции власть передана парламенту, избираемому народом на основании всеобщего избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим. Его особенность в том, что для него характерно ограничение вмешательства государства в частную жизнь человека и его предпринимательскую деятельность.

6.ТИПЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Существует множество подходов в типологии государств в зависимости от критериев, с позиций которых определяют тип государства и права. Под правом понимается общественные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов и обеспечивающиеся мерами государственного принуждения. По происхождению Аристотель делил право на естественное (право, данное человеку от рождения) и условное (человеческое, политическое). По источникам права можно рассматривать правовой обычай и позитивное право.

Основными можно считать 2 подхода к анализу истории человечества: формационный и цивилизационный. Отсюда можно выделить 2 группы типов государств: по общественно-экономическим формациям и по типу цивилизации. Формационный критерий лежит в основе марксистской типологии государств. Тип государства или права определялся экономическим строем классового общества. По общественно-экономическим формациям выделяются следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое.

Мировая практика выработала другие критерии типологии государства. Наиболее распространен - цивилизационный подход к типологизации государств. По типам цивилизации: древневосточное, древнеафинское, древнеримское, средневековое, современное государство.

Западноевропейская наука классифицирует государства по характеру взаимоотношений между государственной властью и гражданином. По этому признаку выделяется 2 типа: демократия и автократия. Если индивид активно участвует в создании правопорядка - демократия, если же нет - автократия. Или по другому делят: на демократические (или правовые) и недемократические.

Теорию правового государства заложил философ Кант. В его теории правового государства центральное место занимает человек, личность. Важнейшим принципом, которого он считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка. Государство действует на основе конституционного права, нет ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. Современное определение: правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимодействиях с индивидами и их объединениями на основе норм права. Основными признаками правового государства являются:

· Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Основной закон - конституция, представляющая собой правовую модель общества. Никакие другие законы или правовые акты не должны противоречить ей. Поэтому правовое государство это конституционное государство.

· Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. Реальное проявление этого принципа - «все, что не запрещено индивиду, ему дозволено» и «все, что недозволенно власти, ей запрещено». Свобода человека выступает как его право. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой.

· Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством и личностью строятся на началах равенства и справедливости. Закон обязателен как для государства, так и для граждан.

· Основным принципом организации деятельности является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свои функции: законодательная власть - устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти; исполнительная власть - в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде; судебная власть - призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность правосудия являются гарантиями прав и свобод граждан.

7.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ЕЕ СУВЕРЕННЫЕ СВОЙСТВА

Государство в современном понятии - это такая форма организации общества, которая объединяет людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества, это объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Государственная власть возникает с возникновением государства, не совпадает с населением и осуществляет управление всем обществом. Государственную власть как разновидность социальной власти признавали еще в древности. Гегель признавал социальную направленность государственной власти, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества. Аристотель считал справедливой государственность, если государственная власть признает право и одновременно ограничена им. Государственная власть обладает механизмами и средствами своей реализации. Через целую систему государственных органов и учреждений осуществляется непосредственное руководство обществом, закрепляется и реализуется определенный политико-правовой режим. Именно государственной власти присуще правовые формы организации жизни общества. Только законодательная ветвь государственной власти создает законодательство, без которого невозможно эффективно руководить обществом. Исполнительная ветвь выполняет эти законы, а судебная -гарантирует их выполнение. В современном понимании государственная власть должна быть направлена на организацию нормальной жизни и развития общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов граждан, социальных групп и народов. Государственная власть решает вопросы внутренние и внешние с помощью своих органов и средств, предоставленных ей обществом, решает споры и конфликты как внутри общества, так и за его пределами. Государственная власть - особый вид социального управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще правом применения насильственного принуждения для исполнения своих решений, т.е. выполняет карательно-репрессивные функции в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан или против государств агрессоров. Но цивилизованная государственная власть применяет их лишь в крайних случаях в рамках закона. С развитием общества государственная власть все больше становиться институтом, одной из основных функций которого - преодоление социальных противоречий в обществе, учет и координация интересов различных граждан, групп и слоев населения, проведение в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными силами. Поэтому на первый план в деятельности государственной власти выходят такие принципы, как верховенство закона, гласность принятия решений, плюрализм взглядов. То есть деятельность государственной власти, прежде всего, исходит из социального компромисса.

Государственная власть обладает территориальным верховенством в данном обществе. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства в данном обществе, исключающем вмешательство иностранной власти. Суверенитет государственной власти - это ее свойство, которое выражается в верховенстве и независимости по отношению к другим властям (например, к власти местного самоуправления) внутри страны, и в сфере международных отношений, но при соблюдении общепринятых норм права. Суверенитет выражается:

· Верховенство государственной власти не исключает ее взаимодействие с негосударственными организациями при решении вопросов государственной и общественной жизни.

8.ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ РАЗДЕЛЕНИЕ НА ВЕТВИ

Государственная власть едина и суверенна, объединяет ее, прежде всего -конституция и законы, на основании которых она исполняет свои функции. И.А. Ильин писал, что единство государственной власти следует понимать не в смысле единства органов или неразделимости их функций, а в смысле единого организованного воленаправления, выражающегося в единстве осуществляемого права. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли (ветви власти) предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновения тоталитарного государственного правления. Теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Впервые эту идею выразил английский философ Локк. Наиболее последовательно разрабатывал эту теорию Монтескье. Идеи Монтескье были подхвачены и развиты.

Практически во всех демократических странах каждая из властей имеет определенный круг полномочий: законодательная власть -устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти; исполнительная власть - в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде; судебная власть - призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность правосудия являются гарантиями прав и свобод граждан. С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей. В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на Верховный суд, в РФ - на Конституционный суд РФ.

9.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТИ

Основным принципом организации деятельности государственной власти современного правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она так же не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей.

Законодательная власть - устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, устанавливает основные направление внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти. Главенствующее положение законодательных органов обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает им общеобязательный характер. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов.

Исполнительная власть - в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.

Судебная власть - призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и законность правосудия является гарантиями прав и свобод граждан. Никто не может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на Верховный суд, в РФ - на Конституционный суд РФ.

Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей и т.д.

10.СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Государственная власть - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти. Важнейшими органами являются законодательные, исполнительные и судебные. Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения. Особое место в механизме государства занимают органы, принуждающие и карающие: армия, полиция, тюремные и исправительные учреждения.

Способы и формы осуществления государственной власти определяются, прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства -это форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.

Форма правления определяет структуру высших органов государственной власти и распределение компетенции. 2 формы правления: МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА. Способы и формы осуществления государственной власти сильно отличаются в этих государствах:

1. При монархии -верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления. Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору. Конституционная монархия - такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания). Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

2. Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:

Парламентская республика - такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. (Италия)

Президентская республика- это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризм соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

Сильное влияние на способы и формы государственного управления оказывает форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер осуществления государственной власти на местах, взаимоотношений между центральными и местными органами. Различаются формы территориального устройства: УНИТАРНАЯ и ФЕДЕРАТИВНАЯ (существует еще конфедерация).

Унитарное государство. Для такой формы характерны единые для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, через которые осуществляется государственная власть на местах. (Франция)

Федерация. В разных странах формы осуществления государственной власти имеют особенности. Территория состоит из территорий субъектов федерации и способы и формы осуществления государственной власти на местах могут быть различны. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру и осуществляется через федеральные органы. Субъекты федерации обладают теми правами, которые им делегировал федеральный центр, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы через которые осуществляют власть на местах.

Конфедерация. При таком устройстве конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов и государственная власть осуществляется государственными органами субъектов конфедерации.

Форма государственного режима (демократическая и антидемократическая) определяет способы и методы осуществления государственной власти.

Антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государственной власти над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). Различаются режимы: олигархический - власть немногих, финансово-олигархический - власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) - власть в руках одного человека.

Демократические режимы создают механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализую реальное разделение властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые выполняют свойственные только им задачи и функции.

11.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Суверенитет государства - собирательный признак. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Суверенитет государства - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости по отношению к другим властям (например, к власти местного самоуправления) внутри страны, и в сфере международных отношений, но при соблюдении общепринятых норм права. Государственная власть обладает территориальным верховенством в данном обществе. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства в данном обществе, исключающем вмешательство иностранной власти. Суверенитет выражается:

· в универсальности - только решения государственной власти распространяются на все общество,

· в прерогативе - возможности отмены любого незаконного решения другой общественной организации общества,

· в наличие специальных средств воздействия, которыми не располагает ни одна другая власть в обществе.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое отражение полновластие народа, в интересах которого осуществляется руководство обществом. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность его органов. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием суверенитета национального суверенитета. Национальный суверенитет означает, прежде всего, право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет государства не может быть суверенитетом одной нации. В этом случае многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не одной какой-либо нации, а суверенитета, принадлежащему именно данному многонациональному государству. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав. /Хропанюк с.41

12.ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Россия на протяжении многих веков прошла множество важнейших этапа развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное государство, централизованное государство, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, конституционная монархия, советский строй, современная федеративная республика. Формирование российского государства соединяло в себе 2 процесса:


Лишь указанием в качестве такового на правовую реальность или на правовую систему разных стран мира. 2. Одной из распространенных является позиция, согласно которой под предметом сравнительного правоведения подразумеваются общие принципы и закономерности возникновения, становления и развития различных правовых систем (М. Н. Марченко, Е. Н. Лысенко, Е. Л. Бигич и др.). 3. Некоторыми учеными...

... – он итог знаний определенной исторической эпохи, а не вечная истина. «Каждое решение какой-либо проблемы есть новая проблема». 2. Образовательная функция сравнительного правоведения Сравнительное правоведение имело важное значение и в университетском преподавании права XIX в. Во Франции впервые были учреждены кафедры сравнительного правоведения по различным отраслям права. Однако из...

Значительное разнообразие теорий и мнений, а также общую тенденцию сравнительного правоведения первой половины XX в. Об общей направленности сравнительного правоведения того времени М. Ансель писал: «Для людей XX века, стремящихся к социальному прогрессу и освобожденных от парализующей заботы о поддержании догматического юридического мышления, должно быть построено новое общество, создающее и...

Разрыве в большинстве случаев между проверками, выявленными нарушениями и наложенными взысканиями, что наводит также на мысль о высокой латентности (неизвестности, невыявляемости) правонарушений. Юридическая ответственность основана на принципе законности, а также гуманизме, справедливости и демократизме. Конкретно это выражается в следующем: 1. Юридическая ответственность возможна только при...

Отношения государства и права определяют через различные понятия: соотношение связь, взаимодействие, органическая связь, причинно-следственная связь, функциональная зависимость, взаимодействие и другие. Все они означают различные степени и качества взаимосвязей.

Государство - это суверенная организация политическая власти в рамках определенной территории, охватывающая и официально представляющая все население на данной территории, обладающая аппаратом публичной власти, придающая своим велениям общеобязательную силу в форме позитивного права с целью управления обществом.

Право - общая мера свободы и справедливости, выраженная в системе норм, закрепленных в формальных официальных источниках права и обеспеченная обществом и государством.

Различают два типа связей между государством и правом: генетическую и функциональную.

Генетическая связь государства и права означает, что одно явление порождает другое. В этом типе связи есть две модели:

1. Этатическая модель. Представляет право как явление вторичное, производное от государства. Право есть система формально-определенных норм, содержащихся в источниках права, принятых или санкционированных государством и гарантированных его принудительной силой. Государство, как организация политической власти, имеет монопольное, исключительное право на издание законов и подзаконных актов, санкционирование других источников права, в которых закрепляет свою верховную волю и интересы. Право в этом случае есть инструмент государства, которым государство может распорядиться по своему усмотрению. Эта модель базируется на марксистской концепции государства и права.

2. Либеральная модель . Право первично и является более важным социальным институтом, чем государство. Право есть общая мера свободы и справедливости, а государство призвано для того, чтобы обеспечить и защитить эту мер свободы. Право само порождает государство как социальную организацию, приводящую поведение людей в соответствие с правовыми нормами.

Функциональная связь означает, что государство и право есть относительно самостоятельные, независимые явления, имеющие собственные социальные причины происхождения и развития и собственную судьбу. Функциональная связь фиксирует взаимодействие государства и права между собой при функционировании, устанавливает факт зависимости равноправных явлений.

Реалистическая (прагматическая) модель связи между государством и правом представляется наиболее обоснованной. Государство создает право, но связано им. Она не утверждает только генетическую или только функциональную зависимость, а акцентирует внимание на соотношении государства и права с точки зрения: а) единства; б) различия; в) взаимодействия; г) противоречий между ними.


Единство государства и права в следующем:

1. В основе их возникновения одни и те еже причины.

2. Они объективно необходимые социальные явления, однажды возникнув, будут существовать столько, сколько и человеческое общество.

3. Общая цель - упорядочение общественных отношений и организации жизни людей, сочетание общественных, групповых, индивидуальных интересов, внесение социальной стабильности.

4. Являются средствами социального управления и инструментами социальной власти.

Различия государства и права:

1. Государство является политической организацией власти, а право социальным нормативным регулятором общественных отношений.

2. Государство выражает силу, а право выражает волю людей.

3. Первичным элементом государства является государственный орган, первичным элементом права является правовая норма.

4. Различны также их формы, функции и т.д. Ясно, что государство и право, различные по природе социальные явления.

Влияние государства на право. Государство создает право, дает официальное толкование правовым нормам, реализует правовые нормы в форме правоприменения, обеспечивает охрану правовых норм от нарушений.

Влияние права на государство . Конституционно фиксирует и легализует существование и деятельность государства. Законодательно закрепляет форму государства, его механизм, структуру, принципы организации и деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц. Является формой осуществления функций государства (правовая форма реализации функций). Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан. Снабжает индивидов средствами воздействия на государство и его аппарат.

Взаимодействие права и государства не всегда протекает мирно. Относительная самостоятельность государства позволяет издавать противоправные законы. Государство как организация власти по своей природе стремится к экспансии, всякие ограничения для нее обременительны, нежелательны. Право по природе есть ограничение, создание определенных юридических рамок для деятельности государства. Однако противопоставление права и государства губительно для общества. Наилучшее для общества решение во взаимовыгодном сотрудничестве государства и права. Концепция правового государства и ее реализация в социальной практике есть высшая форма единства государства и права.



Просмотров