Какой метод является доминирующим в экологическом праве. Методы правового регулирования в экологическом праве

Суть административно-правового метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С.-Петербург - Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применения мер юридической ответственности и др.

Гражданско-правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

В условиях перехода к рыночной экономике, в связи с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.



Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства. К таким положениям относятся, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения определенных субъектов (или объектов), к примеру экологических фондов, особо охраняемых природных территорий; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

Метод экологизации

Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Что это означает? Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования.

Для преодоления этого отрыва в экологическом праве ведущим, по мнению Ерофеева, является метод экологизации. Данное понятие было введено В.В. Петровым. Такой метод правового регулирования направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в правовом регулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности данной экосистемы, но в то же время учитываются и особенности объекта.

Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.

Метод экологизации включает следующие элементы:

1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.

2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.

3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.

4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права.

Предмет экологического права РФ.

Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками: 1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. 2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи. 3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

Экологические общественные отношения:1) носят исторический характер.

Особенности современного периода: а) нерациональное природоиспользование. б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества. 2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении. 3) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа. 4) наряду с эксплутационной целью имеет особые цели:

а) сохранение природных объектов.

б) улучшение природных объектов.

в) восстановление нарушенных природных объектов. Таким образом, экологические общественные отношения -это исторически обусловленные общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и эффективное использование искусственных экосистем и других материальных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом экологического права являются складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные экологические отношения между физическими и юридическими лицами, при обязательном участии государства по эффективному использованию природных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды. Под окружающей средой в данном случае понимается биосфера, служащая условием, местом и средством жизни человека и других живых организмов; в широком смысле она включает в себя природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как преобразованную в результате деятельности человека часть естественной среды. Таким образом экологическое право предстает комплексной отраслью, чей предмет отличается от предметов смежных отраслей более широким кругом регулируемых общественных отношений и иным их качеством.

Метод экологического права РФ.

Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на экологические общественные отношения со стороны государства. Он характеризует юридическое положение сторон в правоотношении; юридические факты (возникновение, изменение, прекращение правоотношений) ; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов и т. д. Методы правового регулирования обуславливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования:

1. Метод экологизации - направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам. Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие:

1) закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от17. 12. 1998№191-ФЗ» Об исключительной экономической зоне РФ”) .

2) закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3) закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны.

4) четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя.

5) установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность.

2. Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды. Данный метод основывается на следующих принципах:1) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. 2) Обязательный учет экологических общественных интересов. 3) Информирование общественности и доступность нормотворчества для граждан.

Особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение", а также принципы экологического права. Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений, однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права:

Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Он характеризует положение сторон в правоотношении; юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их нрав и законных интересов; юридическую ответственность и т.д.

Методы выявляются с учетом особенностей режима правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет отрасли. Другими словами, методы правового регулирования обусловливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов нс является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В отдельных случаях к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования.

В экологическом праве основным методом является метод экологизации. Он имеет комплексный характер: в его состав входят административно-правовой и гражданско-правовой методы. Кроме того, выделяются другие способы регулирования экологических общественных отношений: метод общественного участия, историко-правовой, прогностический методы и т.д. Они играют вспомогательную роль.

Метод экологизации направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение обусловлено спецификой предмета экологического права, заключающейся в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован только при условии подчинения данным законам. Например, пользователь земли, засеявший пахотный участок, может воздействовать на природнорастениеводческие экологические процессы (поливать, подкармливать растения, бороться с сорняками и т.п.), но не в состоянии изменить их естественный ход.

Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным, подобъектным: правовое регулирование осуществляется с позиций интересов сохранности экологической системы и с учетом особенностей природного объекта. Он имеет следующие составляющие:

  • - закрепление в законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (см., в частности, федеральные законы от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»). Преимущественно экономический (ириродоресурсовый) подход в правовом регулировании использования природных объектов оставляет за пределами нрава многие элементы экосистемы. Необходимо придать правовой статус экологическим связям природных объектов, имеющих большую значимость; закрепить ландшафтный подход к отводу земель и формированию регионов и т.п. Только при этом природоресурсовые нормы превратятся в экологические и будет реализована первая составляющая метода экологизации;
  • - закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны (Минприроды России), межведомственные и ведомственные службы и т.д.;
  • - закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, которые в ходе осуществления своих жизнеобеспечивающих функций неизбежно влияют на экосистему страны. Законодателем определены пользователи земли, недропользователи, пользователи животного мира. Однако за пределами правового регулирования остаются попутные с ресурсовыми виды экологопользования (воздействие на окружающую среду, степень задействования экологических связей используемого объекта и т.п.), что не соответствует общему экологическому закону взаимосвязей. Статус природопользователя должен быть заменен статусом экологопользователя , поскольку каждое использование природного объекта неизбежно связано с воздействием на его экологические связи с другими природными объектами (гражданин, проезжающий на моторной лодке по водоему в период нереста рыбы, губит значительное число рыбной молоди; уничтожение браконьерами редких животных приносит невосполнимый вред фауне и т.п.). Представляется целесообразным использовать правила, установленные в отношении общих и специальных пользователей природных объектов в водном законодательстве, в отношении всех экологопользователей, поскольку статус общего и специального природопользования позволяет дифференцировать права и обязанности общих и специальных экологопользователей;
  • - четкая регламентация правил экологопользования, которые обусловливаются, с одной стороны, спецификой объекта экологопользования, а с другой - правовым статусом экологопользователя. Так, охота регламентирована с учетом видовых особенностей дикой фауны исходя из уставной правоспособности организации, которой выделены охотничьи угодья (промысловой, научно-исследовательской и т.п.);
  • - установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена дисциплинарная, административная (ст. 3.1-3.10, 8.1-8.10 КоАП РФ), уголовная (ст. 246-262 УК РФ), материальная и специальная (лишение права пользования теми или иными объектами, изъятие объектов и др.) ответственность.

Подход к установлению прав и обязанностей субъектов правоотношений может быть императивным или диспозитивным.

Императивный подход выражается в установлении обязательных предписаний и запретов. Интересы экологопользователей не всегда совпадают с общественными интересами, поэтому им вменяется строго целевое, рациональное, комплексное использование переданных им в пользование природных объектов. Установление запретов применяется в тех элементах экологопользования, где происходит столкновение личных (групповых) интересов с государственными (общенародными) и проблема не может быть решена без правового вмешательства. Соблюдение запретов обеспечивается применением мер ответственности за их нарушение. Так, запрещение выбросов в атмосферу вредных отходов, превышающих предельно допустимые нормы, обеспечено возможным привлечением к административной или уголовной ответственности (ст. 8.21 КоАП РФ, ст. 251 УК РФ).

Диспозитивный подход реализуется в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых экологопользователями решений и разрешений.

Рекомендации представляют собой примерные правила, в ходе применения которых экологопользователи вправе применять местное правотворчество. При санкционировании субъект правоотношений наделяется правом принимать решения по установленному кругу общественных отношений, но его решения вступают в юридическую силу только с момента утверждения компетентным органом. Разрешение - это предоставление неограниченного права принимать решения по определенному круг}" вопросов.

Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды, рассматриваемых в качестве необходимого условия существования социума.

Институт общественного участия в решении экологических проблем в Российской Федерации находится в процессе развития. Основой его реализации является широкое участие граждан в нормотворчестве (путем выражения своего мнения по вопросам экологии на референдумах, слушаниях, при проведении общественной экологической экспертизы, избрании депутатов, лоббировании законопроектов и др.). В частности, права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, а также их право на проведение общественной экологической экспертизы закреплены в ст. 19, 20 Закона об экологической экспертизе.

Метод общественного участия основывается на следующих принципах:

  • - взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления;
  • - обязательный учет экологических общественных интересов;
  • - информирование общественности и доступность нормотворческих процедур для участия в них граждан.

Метод правового регулирования экологического права есть способ правового воздействия на экологические общественные отношения посредством законодательного закрепления всех элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования структуры органов управления и круга экологопользователей. Из этого следует необходимость установления четкой регламентации правил экологопользования с активным привлечением общественности к решению всех экологических проблем.

Правомочия субъектов экологических правоотношений устанавливаются с помощью императивного или диспозитивного подхода.

Различия в предмете и методе правового регулирования отличают экологическое право от природоресурсового права.

Предметом экологического права являются общественные отношения, которые касаются не столько самих природных объектов, сколько их внутренних и внешних связей, свойств, состояний, процессов, происходящих в них. Экологическое право регулирует общественные экологические отношения, в то время как природоресурсовое право сужает их круг до экономически значимых. Предметом природоресурсового права выступают только общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных компонентов: земли, ее недр, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и др.

Такое различие обусловлено тем, что человек поделил природные объекты на выгодные и невыгодные для него, не принимая во внимание то обстоятельство, что порой «невыгодные» элементы природного объекта являются условиями существования «выгодных». В этом смысле природоресурсовое право более эгоистично по отношению к природе, чем экологическое право, которое также регулирует потребительские отношения в обществе, стремясь при этом не причинить ущерба природе как системе, объединяющей экологические системы.

По методу правового регулирования экологическое право также отличается от природоресурсового. Если для природоресурсового права характерен волевой подход (делать так, как этого требуют экономические интересы общества), то экологическое право предполагает прежде всего соблюдение экологического принципа сохранения природы как системы, совокупности экологических систем и лишь при выполнении этого условия позволяет поступить так, как этого требуют экономические интересы. Эколого-правовое регулирование взаимоотношений общества и природы качественно отличается от природоресурсового еще и тем, что оно осуществляется в соответствии с основными экологическими законами. Иначе говоря, метод экологического права предполагает приоритет действия основных законов экологии , в частности, следующих:

  • - «все связано со всем» (закон всеобщей взаимосвязи);
  • - «все видоизменяется» (закон неисчезаемости материи);
  • - «природа знает лучше» (приоритет законов экологии над другими законами, предостерегает человечество от самоуверенности);
  • - «ничто не дается даром» (без последствий не остается ни одно действие).

За последние годы в законодательстве ужесточаются требования, обязывающие экологопользователей действовать с учетом сохранности всей окружающей среды. Например, действия объектов хозяйственной и иной деятельности, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды (ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха); в соответствии со ст. 54 Закона об охране окружающей среды в целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности введены запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и др.). Тем самым предмет природоресурсового права стал расширяться до рамок экологического права.

Методы экологического права.

Метод правового регулирования – это способ воздействия на участников, субъектов общественных отношений.

Метод является юридическим критерием. Он отвечает на вопрос как, каким образом, какими способами происходит правовое регулирование.

Сущность правового регулирования выражается в официальном издании НПА, закрепляющий модели поведения участников общественных отношений.

В теории права выделяют 2 базовых метода ˸

1. Императивный

2. Диспозитивный

В экологическом праве сочетаются оба метода.

Императивный (административно-правовой) метод – это метод запрета или метод предписаний. Проявляется обязанность совершать определенные действия (а если не совершишь – последует наказание) или не совершать ᴇᴦο (запрет).

По сути, лицу предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения. В корне этого метода лежат отношения (в качестве подчинения), то есть одним из участников правоотношения всегда выступает государство.

В экологическом праве императивный метод (административно правовой метод проявляется) при осуществлении экологического контроля, установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, лицензировании.

Диспозитивный метод – это метод дозволения; метод автономии воли у субъектов и их равенства. Нормами устанавливается не запрет или предписание определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения.

В сочетании и взаимодействии административно-правового и гражданско-правового специфическая черта экологического права как комплексной отрасли права.

Некоторые авторы в экологическом праве выделяют так же особый метод – экологизации . Под экологизацией в законодательстве понимается процесс …, регулирующие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду и отдельными видами природных объектов. Например˸ внедрение экологических норм в градостроительный кодекс.

Нормы направленные на охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов содержаться в Уголовном кодексе, КоАП, Налоговом кодексе, а так же различных НПА.

1)Как наука – это система научных знаний о специфических закономерностях правового регулирования, экологических отношений, ᴇᴦο задачах, основных направлениях, содержании и формах, формулирующие эти знания в виде правовых категорий теорий и идей. Предмет науки включается изучение не только основных правовых институтов отрасли экологического права, но также изучение истории экологического права, изучение зарубежного опыта и теории правового регулирования охраны окружающей среды, изучение пробелов и противоречий законодательства, и формулирование различных точек зрения на тот или инои̌ вопрос, а также идей доктрин.

  • - Принципы и методы экологического права

    Согласно Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности, связанной с экологией, государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны... .


  • - Понятие, задачи, система и методы экологического права

    Вопрос № 1 Экологическое право– самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Задачи -Сохранение окр.среды -улучшение ее состояние и качества -восстановление уничтоженных,... .


  • - Методы экологического права

    Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и... .


  • - Предмет, сист принципы и методы экологического права

    Экологическое право - это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также отношения по поводу обеспечения правового... .


  • Если предмет правового регулирования указывает нам на то, что регулируется нормами права, какие общественные отношения, то метод правового регулирования показывает, как регулируются эти отношения, какими приемами и средствами. Экологическое право имеет свой метод правового регулирования общественных отношений, как и любая другая отрасль российского права.

    Метод - это устанавливаемый нормами права специ­фический способ правового воздействия на поведение участников экологический отношений со стороны государства.

    В науке экологического права признаются два метода - административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный).

    Императивный метод (метод административно-правового регулирования) основывается на неравенстве участников отношений и выражается в установлении предписаний, дозволений, запретов, а также в обеспечении их исполнения путем государственного принуждения к должному поведению. Он предназначен д ля обеспечения выполнения экологических требований. Его сутьзаключается в установлении предписания, дозволения, за­прета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний.

    Диспозитивный метод (гражданско-правовой метод правового регулирования) исходит из равноправия и независимости сторон друг от друга и реализуется путем заключения соглашения, в котором стороны сами определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Главной задачей этого метода является стимулирование через материальный интерес правомерного поведения субъектов экологических отношений. Например, при осуществлении добровольного экологического страхования в целях защиты имущественных интересов на случай экологических рисков.

    Каждая отрасль российского права использует наряду с общеправовыми методами одновременно свои, ей присущие способы регулирования. Некоторые из них еще не сформулированы должным образом правовой наукой, но их поиск нужно и важно продолжить. Свои отраслевые методы имеет также экологическое право. Они вытекают из требований, сформулированных в общепризнанных принципах международного права и действующем российском законодательстве об охране окружающей природной среды.

    Следует различать такие, присущие экологическому праву методы регулирования взаимоотношений общества с природой, как учет естественной сущности охраняемых экологическим правом объектов природы. Требование такого подхода имеет своей целью обеспечить сохранность жизненно важных для нынешнего и будущих поколений людей природных объектов и ресурсов. Для этого нормы действующего законодательства призваны обеспечить регулятивное воздействие на общественные отношения таким образом, чтобы:

    Биологические ресурсы использовались лишь в пределах их природной способности к саморазмножению;

    Производительность почв поддерживалась или улучшалась благодаря мерам по их сохранению, по предупреждению эрозии и любых форм саморазрушения;

    Ресурсы многократного использования, включая воду, должны использоваться повторно и подвергаться очистке;

    Невозобновляемые ресурсы однократного использования должны эксплуатироваться неистощительно, в меру, с учетом их природного запаса.

    Эти методы взаимодействия общества с природой сформулированы во Всемирной Хартии природы (1982 г.).



    Просмотров