Службы медиации в образовательном учреждении. Создаем в школе службу примирения

ВВЕДЕНИЕ

Образовательный процесс предполагает групповое взаимодействие людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах совместной деятельности. В ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных (а порой даже и криминальных) ситуаций, которые школа стремится разными путями разрешать. Конфликт – это существенное препятствие, которое может возникнуть в образовательном процессе, снижающее качество образования в целом.

Конфликт рассматривается как противостояние двух позиций. Однозначно негативно относиться к конфликту нельзя, поскольку это естественный процесс, определяемый противоречиями, возникающими во взаимоотношениях людей. Другой вопрос: каким способом происходит разрешение конфликта и к какому результату приводит. В случае конструктивного разрешения конфликта он становится причиной прогрессивного развития определенной системы.

Умея ориентироваться в ситуациях конфликта, прогнозировать эти ситуации, человек может рассчитывать на свои силы, а не зависеть от воли обстоятельств. Личность, уверенная в себе, не склонна к проявлениям агрессии как защитной форме поведения. Стабильность во взаимоотношениях с людьми формирует в человеке открытость, доверие миру, а в итоге позволяет личности стать конкурентоспособной, что является важной задачей современного образования.

Методическую составляющую деятельности службы примирения образуют принципы восстановительной медиации, задачами которой являются:

1. Создание условий для организации диалога конфликтующих сторон, способствующего освобождению от негативных состояний и определения ресурса для совместного поиска выхода из ситуации: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям.

2. Создание условий для обсуждения сторонами вопроса о заглаживании вреда, разработки механизмов и процедур заглаживания вреда, сроков и условий выполнения договоренностей.

3. Разработка организационных основ деятельности службы примирения:

Механизма передачи на медиацию информации о конфликтных ситуациях;

Юридических последствий медиации (заключение договоров, примирительных соглашений);

В качестве важнейшего результата восстановительной медиации рассматриваются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Данные методические рекомендации содержат информацию о подходах, технологиях, формах организации службы примирения в образовательном учреждении, этапах её организации, процедуре использования метода восстановительной медиации в практике образовательного учреждения.

Предложенные рекомендации предназначены для руководителей и зам. руководителей образовательных учреждений, а также могут быть использованы в работе педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей, классных руководителей, деятельность которых направлена на конструктивное решение конфликтных ситуаций, профилактику девиантного поведения обучающихся.

1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СТАНДАРТОВ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Введение

В школах России (раньше и до сих пор) типичными являются «вертикальные» отношения между директором и педагогами, а также педагогами и учениками. В школах России распространены вызов родителей в школу, вызов ребенка к директору и другие административные воздействия как способ реагирования на конфликты и правонарушения. В школах России нет эффективного способа реагирования на правонарушения учащихся (кражи, драки), поэтому школа стремится скрыть факт правонарушения, либо передает информацию в полицию.

Поэтому было принято решения, что:

1. Службы примирения будут использовать модель восстановительного правосудия, позволяющую работать, в том числе, и с правонарушениями.

2. Будет сразу проектироваться служба примирения, как структура внутри школы обеспечивающая работу медиатора и имеющая свои юридические документы, отдельный кабинет, взрослого куратора службы и т.д.

3. В службе примирения в качестве медиаторов в службе примирения будут работать школьники старших классов, чтобы служба могла проводить медиации без участия взрослых (там, где участники взрослым не доверяют).

4. Будет разрабатываться восстановительная медиация, которая основываясь на принципах восстановительного правосудия, позволяла бы работать, в том числе со школьными ситуациями некриминальных конфликтов.

В нашей работе по распространению школьных служб примирения можно выделить три больших этапа:

1. Разработка модели «школьной службы примирения» как школьной медиации с учетом Российских условий.

2. Разработка модели поддержки школьных служб примирения при их массовом распространении со стороны территориальных служб примирения и ассоциаций медиаторов.

3. Разработка концепции ШСП как воспитательно-образовательной технологии с опорой на понятие «восстановительная культура».

Цель школьной службы примирения - восстановить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию. Эту традицию можно назвать восстановительной культурой взаимоотношений.

> Школьная служба примирения

> Организация школьной службы примирения

В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учениками и учителями, учениками и родителями. Доходит иногда даже до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа - частичка общества. Каково общество - такая и школа. Не случайно одним из методик разрешения школьных конфликтов являются "стрелки".

"Стрелки" в подростковой среде выступают как форма насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания статуса и власти, борьбы за воздействие и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также как форма самоутверждения. В то же время "стрелки" становятся методом бизнеса для доли подростков, которые организуют и провоцируют на "стрелки" остальных подростков, записывают их на видео. И предстоящем продают эти записи, и даже организуют денежные ставки на победителя.

Детский рэкет также свидетельствует об изменении форм организации подростковой жизни.

Одной из попыток разрешить сформировавшуюся ситуацию стало творение школьной службы примирения (далее -- ШСП). Идея создания ШСП взята в следствии рубежа. Такие службы есть в Новой Зеландии, Северной Америке, Австралии, фактически во всех городах Европы. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра "Судебно-правовая реформа" наиболее 10 лет назад. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учеником и учителем (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 города Москвы 16 декабря 2001 года.

Служба примирения -- это новая разработка решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, угрозе наказанием и формальному разрешению. Формальное разрешение конфликтов ("оба виноваты -- и поэтому нужно мириться"), которое срабатывает в младшем школьном возрасте, в старшей и средней школе не даёт действенного итога. Конфликт не завершается. ШСП же гарантирует вероятность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов. «Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы».

ШСП -- это форма социально-психологической поддержке всем соучастникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, вариантах преступлений обучающихся. Школьная служба примирения - это волонтерское движение.

* проводить примирительные программы по появляющимся конфликтам в школе;

* научить детей общаться с окружающими и друг с другом, привлечь к работе новых ребят;

* популяризировать деятельность ШСП среди родителей и педагогов.

Принципы:

* добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);

* конфиденциальность;

* нейтральность.

Возможные варианты

1. Профилактический подход. ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, способствовать устранению обстоятельств противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным преподавателем, психологом и другими школьными специалистами, которые занимаются проблемами отклоняющегося поведения, становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.

2. Педагогический (воспитательный) подход. Создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько возникновение в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие деловые и нравственные качества через вовлечение к добровольчеству. «Возрастная психология».

Основные формы работы

1. Программа примирения (медиация) между соучастниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто стороны находящиеся в конфликтной ситуации не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены недоверием друг к другу и негативными эмоциями. Поэтому нужен нейтральный посредник -- медиатор, одинаково поддерживающий обе стороны и контролирующий соблюдение правил встречи и сохранность ситуации. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники ощущают себя довольно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу по собственной воли.

2. Проведение кругов общества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, формирующим вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их строгим соблюдением, несет ответственность за атмосферу, которая создаётся в круге. В круге существует "говорящий" предмет, имеет право говорить лишь тот, кто держит его в руках. Круг длится до тех пор, пока кому-то из участников есть, что сказать по обсуждаемому вопросу.

Результативность. Подросток, который совершил проступок, может осознать предпосылки собственного поведения и его последствия, загладить доставленный вред, принести извинения, восстановить отношения, вернуть себе уважение. Пострадавший избавляется от желания мести и негативных эмоций. Учителя и родители помогают ребенку в тяжелой ситуации, развивают у него чувство ответственности. «Школьная служба примирения: конструктивное решение конфликтов между учащимися»., 2007 год.

Преимущества ШСП:

* элемент новизны: новое время диктует новейшие технологии;

* педагоги меняют способы разрешения конфликтов на восстановительные и интерактивные;

* увеличивается количество детей, вовлеченных в социальную практику, растет их моральное формирование, дети получают новые гражданские познания и навыки по праву, культуре и демократии мира, видят вероятность разрешения конфликтов методом диалога, сочувствия, сострадания.

Правовые основы. В собственной деятельности ШСП руководствуется федеральными законами: "Об образовании в Российской Федерации", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях"; локальными актами школы: устав, положение о службе примирения, положение о школьном совете профилактики, положение о школьном ученическом самоуправлении и др.

В настоящее время обучает и координирует работу служб примирения по всей стране публичный центр "Судебно-правовая реформа", который располагается в городе Москве.

Алгоритм создания ШСП:

* осуществление и разработка проекта создания ШСП;

* разработка и принятие документов, которые обеспечивают формирование и функционирование ШСП;

* формирование команды инициаторов и усвоение ими навыков ведущих программ примирения на базе концепции восстановительной медиации;

* разработка формы по сбору информации, оценке и мониторингу;

* анализ деятельности и корректировка, определение путей развития.

Организация и структура деятельности. Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (традиционно это замдиректора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и более) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, также включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, ориентирует работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.

Информация о мелких и конфликтных криминальных ситуациях (драках, кражах, порче имущества) в начале работы службы традиционно поступает от администрации и преподавателей. В предстоящем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться родители и школьники.

Медиаторы, традиционно работающие в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи. В среднем работа по запуску службы примирения и функционального проведения ею медиаций занимает примерно один год.

Примерный список документация ШСП:

* приказ директора школы о создании Школьной службы примирения;

* Положение о службе;

* должностная аннотация куратора службы;

* формы обращений в ШСП, отчетов;

* журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций;

* кодекс сотрудничества членов ШСП;

* информационные листы о работе ШСП;

* программа сопровождения учащихся ШСП;

* программа занятий;

* план работы (на неделю).

Помощь в организации ШСП вам может оказать региональное общество кураторов ШСП (при наличии).

По мнению экспертов школьная служба примирения - это путь, который учит обучающихся окружающих и себя, брать ответственность за свои поступки и за их последствия, путь, который не все взрослые готовы пройти без колебаний и сомнений. «Школьная служба примирения: конструктивное решение конфликтов между учащимися»., 2007 год.

Введение

Школьные службы примирения российская модель восстановительной медиации в школе . Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в московской школе № 464, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. Медиация проводилась по поводу конфликта между учителем и учеником, конфликт был успешно разрешен. По данным мониторинга, проведенного Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации , на 2011 год в разных регионах России действуют 615 школьных и 61 территориальная служба примирения . За 2011 год ими в ходе разных восстановительных программ было разрешено более трех тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали около десяти тысяч человек . Служба примирения работает как по конфликтным, так и по криминальным ситуациям (кражи, драки, порча имущества, вымогательство и пр.) с участием несовершеннолетних.

Для решения конфликтных ситуаций служба примирения использует восстановительную медиацию , а также программы «Круг сообщества» и «Школьная восстановительная конференция» . В своей работе школьные службы примирения опираются на стандарты , утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году .

Школьная служба примирения (ШСП)

Миссия школьной службы примирения: развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию и примирению.

Целями службы является:

  • распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизо-ванных форм разрешения конфликтов;
  • помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
  • снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Служба примирения инициирует в школе несколько процессов:

  • формирование нового типа реагирования на конфликтные и прочие сложные ситуации за счет того, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ;
  • изменение сложившихся установок педагогов, администрации, школьников и родителей на то, как следует разрешать конфликты; привитие ценностей восстановительной культуры, чтобы в школе реже использовались административные воздействия взрослых, а также силовые воздействия и манипуляции учащихся;
  • дополнение и усиление восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.).

В России большинство служб примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальной педагог, реже психолог или один из учителей) и около десяти старшеклассников . Мы считаем важным участие учеников школы в службе примирения, поскольку:

  • это дает возможность улучшать взаимодействие и понимание в ситуациях, о которых не стало известно взрослым, куда взрослым доступа нет;
  • подросткам проще достичь доверия со сверстниками – они говорят друг с другом на одном языке;
  • для самих школьников-медиаторов работа в школьных службах примирения представляет тренинг по конструктивной коммуникации, которая им пригодится в дальнейшей жизни.

Поддержка школьных служб примирения

Для поддержки ШСП создается связка между районной службой примирения (обычно на базе социально-психологического центра), проводящей восстановительные программы, региональной ассоциацией восстановительной медиации, Комиссией по делам несовершеннолетних (КДНиЗП) и ШСП из нескольких школ.

Районные (окружные, территориальные) службы работают по сложным случаям из школ, по обращениям из комиссий по делам несовершеннолетних и полиции, по обращениям граждан района. С другой стороны, районные службы координируют работу школьных служб примирения на своей территории, поддерживают и обучают медиаторов и кураторов ШСП, организуют круглые столы и конференции медиаторов, детские фестивали школьных служб примирения, взаимодействуют с прессой и т. п.

КДНиЗП как координирующая организация может выступать инициатором создания районной службы примирения на базе существующих в районе структур (например, государственного центра системы образования).


Ситуации участников конфликта

Когда человек попадает в конфликт, зачастую его способность к пониманию себя и окружающих снижается до уровня защитных (или агрессивных) реакций либо отстранения и ухода от проблемы. Многие стараются забыть болезненную ситуацию, не думать о ней, «как бы все само решилось», а возникшие проблемы других сторон конфликта совсем не привлекают внимания.

Если понимание разрушено, то свои негативные поступки человеком представляются как стечение неудачных внешних обстоятельств, а поступкам «противника» даются объяснения как негативных и устойчивых черт его характера. Возникает образ врага , и любые действия (даже попытки к примирению) могут рассматриваться под этим углом зрения (например, как попытки обмана и манипулирования). А поскольку негатив рассматривается как черты характера, которые изменить нельзя, то у конфликтующего возникает ощущение «быть в праве» применить силу в отношении «противника» (юридическое и административное давление, физическую силу, привлечь СМИ и т. п.). Часто одновременно «противник» делает то же самое. Стороны начинают привлекать сторонников, конфликт расширяется, происходит его эскалация.

Административные и юридические действия могут «заглушить» конфликт, но если способность понять интересы и ситуацию противника у участников конфликта была утрачена, остается риск, что конфликт вернется в виде нового столкновения. Самим участникам конфликта бывает сложно выйти из травмирующего состояния, и в этом им может помочь медиатор, который возвращает людям ответственность за решение конфликта, а также восстанавливает их способность понять себя и другую сторону .

Однако бывает, что медиатор сталкивается с конфликтом, в котором остро стоят вопросы, связанные с национальностью (культурой, этносом) участников. В чем особенность этих конфликтов?

Особенности конфликта с межэтническим контекстом с точки зрения медиатора

Участие в конфликте людей разных национальностей еще не делает его межэтническим (мы используем термин «межэтнические конфликты», поскольку он шире, чем межнациональные, так как часто в одной национальности может быть несколько этносов). Поругаться, подраться, совершить правонарушение или стать его жертвой могут подростки независимо от своей национальной или этнической принадлежности. Однако достаточно часто «обычный» конфликт между подростками разной национальности превращают в межэтнический сами участники, их окружение, а также СМИ и политики. Этому может способствовать предыдущий негативный опыт участников конфликта, а также негативные образы, транслируемые СМИ, родителями, педагогами и пр. Таким образом, конфликт обретает межэтнические контексты, которые влияют на участников в той или иной степени.

Бывают и конфликты в виде столкновений на национальной почве (которые могут перерастать в погромы, войны и пр.), но здесь мы говорим в основном о подростках в школах. И поэтому для медиатора важно понимать, насколько сильно межэтнические контексты влияют на ситуацию, чтобы спланировать свою работу. Предлагаю обозначить три уровня «нагруженности» конфликта межэтническими (межнациональными) контекстами.

Первый уровень. В «обычном» (бытовом) конфликте стороны оскорбляли друг друга, перейдя для оскорбления на привлечение признаков национальности (а могли бы цвет волос или любой другой признак). То есть участники не имеют ничего против конкретной национальности, а привлекли ее, чтобы сильнее «уколоть» друг друга.

В целом работа медиатора с таким конфликтом не сильно отличается от обычной работы. Медиатор на примирительной встрече способствует признанию несправедливости оскорблений, принесению извинений (может быть и взаимных) и на встрече признанию сторон, что не имеют ничего против национальности другого. Поскольку оскорбления национальной идентичности могут сильно ранить и надолго запоминаться, то лучше, чтобы эти извинения были принесены в начале встречи. Таким образом, конфликтная ситуация «очищается» от национального контекста и переводится в «обычный» конфликт, с которым медиатор работает.

Медиатором по такому типу случаев может быть хорошо подготовленный медиатор-ровесник или взрослый медиатор.

Второй уровень . Участник конфликта чувствует себя пострадавшим от предыдущих столкновений (реальных или мнимых) с другой национальной группой, и потому считает себя вправе дать «отпор» не только за конкретный конфликт, но за предыдущие «страдания». В этом случае он чувствует себя «выразителем мнения» своей этнической группы, ее представителем , и выступает от ее лица против другой группы, чьего представителя он видит в своем противнике.

Такого типа конфликт нагружен прошлыми обидами, претензиями и столкновениями, в которых сами участники конфликта могли участия и не принимать, но слышали об этом от референтной для них группы, и потому уверены в своей правоте. Проведение медиации в этом случае также сопряжено с риском, что на медиации могут воспроизвестись привычные претензии к этнической группе, что приведет к эскалации конфликта.

А) Усилия медиатора могут быть направлены на «отслаивание» позиции участников от мнения их референтной группы, чтобы ограничиться обсуждением только их конфликта. В некоторых случаях это удается, особенно если принадлежность к группе скорее была навязана окружающими (педагогами), а самих участников это даже тяготило.

Однажды меня как медиатора пригласили помочь решить конфликт в одной из школ. В администрации школы мне сообщили, что у них есть русский подросток, состоящий в националистической группировке, и у него конфликт с армянской группой в школе, закончившийся групповой «стрелкой» с использованием холодного оружия (в последний момент нож был брошен на землю), и что разговаривать с ними бесполезно. Тем не менее, я встретился с подростками и выяснил, что русский подросток за последнее время испытал на себе несколько нападок от людей других национальностей (в разных ситуациях), после чего у него сформировалась неприязнь ко всем нерусским. И когда он сам обидел девушку (и в беседе признал, что был неправ), и на её защиту встал подросток из Армении, конфликт быстро приобрёл межнациональную окраску, перешел в групповое столкновение.

Оказалось, что русский подросток когда-то интересовался национальными идеями, но не входил в группировки. Тем более, что в школе про него пошла нехорошая молва и шестиклассники, как только он проходил, вставали в шеренгу и, дразня его, кричали «хайль Гитлер!», а он не хотел, чтобы его считали националистом, и сказал, что не связан ни с какими группировками.

И второй подросток – старшеклассник из Армении на медиации сказал, что к нему после «стрелки» стали подходить и предлагать подраться еще с кем-нибудь, а ему совершенно не нравилась такая репутация.

Оба подростка опасались, что другая сторона будет мстить тем или иным способом.

На медиации оба подростка прояснили важные для себя вопросы, у них исчезли предубеждения и страхи повторения конфликта. После инцидента прошло много месяцев, все спокойно.

Б) Если же этническая идентичность сильно влияет на конфликт и принятые национальные традиции начинают определять способы реагирования, то с участниками (поотдельности) можно обсуждать, какие традиции их народов способствуют примирению. То есть если участник выдвигает свой способ жесткого реагирования на конфликт как культурную традицию, медиатор может поинтересоваться о других традициях его народа, которые позволяли решать разные конфликты и были направлены на примирение. И дальше обсуждать применимость традиций примирения к данному конфликту. Медиатором по этим конфликтам может выступать только взрослый.

Третий уровень. Участники конфликта (один или несколько) являются членами групп, в которых уже сформировались определённые способы реагирования на межэтнические конфликты (месть, «стрелки», насилие и пр.) В этом случае участник конфликта не может принять на себя ответственность, поскольку жестко связан мнением группы, предписывающей его поведение и реакцию на конфликт с представителем другой национальности. Он не может пойти против мнения группы, поскольку это сопряжено с риском для подростка (далеко не всегда участники «закрытой» группы могут по своему желанию ее покинуть), а значит, условий для участия в медиации нет.

В этом случае медиация, скорее всего, невозможна.

Медиатор может начать работать с группой (или ее лидерами) на осознание ими ценностей, стоящих за их высказываниями, а также последствий, которые могут быть от тех или иных действий группы. Но эта работа скорее в виде дискуссионных форм и кругов сообщества, хотя не исключено, что через какой-то промежуток времени ситуация может перестать быть настолько напряженной, и медиация станет возможна. Можно пробовать встречаться с отдельными участниками и в процессе серии встреч изменять представления группы о случившемся. Открытость в обсуждении «острых» вопросов на дискуссиях даст возможность людям высказать свое мнение, выплеснуть эмоции, разобраться в этом непростом, неоднозначном вопросе и сделать более осознанный выбор. Ведь невысказанные обиды и претензии «зажимаются», потом копятся и как бы вдруг прорываются, казалось бы, на «пустом месте». Конечно, если мы даем подросткам возможность выбора, это не гарантирует, что они примут вариант, который мы считаем правильным. Но чем более осознанным у подростков будет выбор, тем меньше вероятности, что он приведет к неожиданным для подростка негативным последствиям. Исследования показывают, что дискуссионные формы, где звучат и обсуждаются разные точки зрения, имеют значительное преимущество перед лекционными формами, почти не приносящими долговременного и устойчивого результата. Медиатором может выступать только хорошо подготовленный взрослый.

Межнациональной конфликт как работа с жертвой

Подростки, недавно приехавшие из других стран, городов и республик, в школе часто становятся отверженными для класса. Большинство из них пережили различные травмирующие ситуации в том месте, откуда уехали (безработица, война, нищета и пр.). Часто они испытывали агрессию со стороны окружающих в месте их нынешнего пребывания, от соседей и окружающих. Отвержению способствует недостаточное понимание языка, неумение «считывать» невербальные признаки неудовольствия окружающих, непонимание принятых групповых норм. На это могут накладываться стереотипы представлений о той или иной национальности со стороны педагогов или родителей остальных учеников. Все это способствует риску травли ребенка другой национальности детьми, педагогами (а порой и родителями одноклассников).

То есть ребенок болезненно агрессивно реагирует на ситуацию и выглядит как обидчик, в то время как, возможно, он находится в состоянии жертвы, защищающейся от недружественного окружения. Это не оправдывает агрессию, но дает представление о возможных направлениях работы как работы с жертвой.

Однажды в наш центр «Судебно-правовая реформа» обратились сотрудники прокуратуры одного из районов Москвы с просьбой разрешить конфликт с семиклассником из Дагестана, собака которого покусала уже нескольких одноклассников, чьи родители устали жаловаться и не знали, что делать.

Мы, как медиаторы, пошли к подростку домой, его мать открыла дверь и стала кричать, что собака добрая, что её сын хороший, что у собаки прививки, что они работают на рынке и пр. В течение получаса она не слышала никаких слов, что мы не из милиции, а из общественной организации, и хотим ее выслушать. Через полчаса она опомнилась и спросила: «А вы кто такие?» И мы (возможно, в десятый уже раз) сказали, что не из милиции и что готовы её услышать. Тогда она поведала свою историю, что с семьей приехала из Дагестана, что муж весь день работает на рынке, а они опасаются всего вокруг. Стало понятно, что они воспринимают собаку как своего защитника.

Затем мы встретились с остальными родителями и постарались понять их. К сожалению, несмотря на согласие сторон, школа не стала проводить примирительную встречу, и работа казалась незавершенной. Но когда мы через месяц позвонили участникам конфликтной ситуации, нам сказали, что к мальчику дружелюбно относятся в классе (даже вместе отпраздновали его день рождения), с собакой теперь гуляет отец, всё наладилось. Стало ясно, насколько бывает важно с пониманием, но без оценок и советов выслушать находящихся в конфликте людей, что даже этого может оказаться достаточно для выхода людей из деструктивных состояний, и затем из конфликта.

Подчеркну, что у такого приехавшего в новый город подростка может не быть определенных навыков взаимодействия, которые есть у других одноклассников, но зато у него есть другие навыки, которые ему помогали в другой ситуации – например, не сломаться и выжить там, откуда он уехал. В тех условиях такие формы как драка, агрессивная защита и другие могли быть наиболее эффективными (если не единственными) формами выживания и сохранения своего «я». Но при переезде в новые условия, новую неизвестную ему культуру он не может так легко отбросить много раз выручавшие его формы решения конфликтов и быстро освоить новые. Особенно если его семья тоже не обладает формами социального взаимодействия, принятыми в большом городе. Если учесть, что эти формы городского совместного проживания разных культур и этносов осваиваются постепенно, неявно, в процессе социализации, то понятно, что самостоятельно подростку их освоить непросто.

В одной из школ поведение ребенка-изгоя не соответствовало социальным нормам и ожиданиям педагогов и одноклассников. Но там, где он жил, именно это поведение было адекватным и помогающим выжить среди окружающих. Сами способы не хорошие и не плохие, они могут быть уместными или нет.

В разговоре одноклассники не смогли четко сформулировать свои нормы, их с подростком-изгоем не обсуждали, по их словам, «он и сам должен понять». Но у подростка как раз затруднена способность к пониманию других людей, в том числе таких тонких элементов поведения, как намеки, осуждение, изоляция и принятие, уместность того или иного действия, «расшифровка» эмоционального состояния другого человека. И ему самому их освоить во «враждебной» атмосфере очень сложно.

Медиатор может обсудить это с остальными учениками и учителями школы, организовать программу «круг поддержки» для такого ученика. На этой программе все заинтересованные в нахождении выхода из ситуации вместе обсуждают, какой из нее может быть устраивающий всех участников выход, и кто готов для этого что-то сделать. То есть группа принимает на себя ответственность за поиск выхода.

Возможные темы для обсуждения на круге

  • Как способы реагирования помогли ребенку справиться с трудными ситуациями (найти свое место там, где он жил, выдержать переезд в новый город и пр.)?
  • Какие у других учеников класса есть способы справляться с трудными ситуациями?
  • Что из этого он может взять к себе в «копилку»?
  • Кто готов ему в этом помочь?

Обратная сторона неприятия «новичков» другой национальности – отверженные подростки собираются в группы и начинают устанавливать свои нормы поведения. Но будучи в городах оторванными от своих корней, от своей общины, от уважаемых людей и старейшин, они порой забывают вырабатываемую веками мудрость своего народа и традиции решения конфликтов, начинают проявлять жестокость и чувствовать вседозволенность.

Заключение. Культура совместного проживания в крупном городе (мегаполисе)

При переезде из своей культурной среды в крупный город (мегаполис) идентичность человека начинает изменяться: в ней начинают смешиваться черты разных культур. Поэтому при реагировании на конфликт в условиях мегаполиса не всегда можно однозначно говорить, что перед нами представитель какой-то национальной или религиозной культуры. Конечно, приехавшие недавно и поддерживающие связь со своими общинами или живущие анклавами больше сохранили традиции. Но часто эти традиции распространяются только «на своих» соплеменников внутри общин, а к окружающим применяются иные нормы отношений. Но какие? Соответствуют ли они нормам, принятым жителями мегаполиса? И что это за нормы? Какая она – культура больших городов России?

Когда учитель говорит приехавшему в большой город ребенку, что его поведение должно соответствовать принятым здесь нормам, он имеет в виду формальный устав школы или неписаные правила совместного проживания и уважения? Наверное, второе. Но, как уже говорилось, такие нормы формируются в процессе коммуникации в сообществе, при использовании знаков принятия-непринятия, уважения-отвержения, сплетен и насмешек, пристыжения и восхваления, намеков и пр. Они незримо присутствуют в городском обществе, но мало обсуждаются. Скорее, это нечто «подразумеваемое», но не выявленное.

При организации примирения в условиях мегаполиса перед нами встает ряд вопросов, которые требуют дальнейшего понимания и обсуждения среди медиаторов.

  • Какова культура жителей мегаполиса?
  • Какой в этой культуре ответ на конфликтные ситуации или возникающие проблемы членов общества?
  • Сочетает ли она в себе признаки разных культур населяющих город народов или в крупном городе рождается новая культура?
  • Есть ли в этой культуре традиции примирения и какие они?
  • Как медиатор может опираться на эти традиции примирения (если они есть) в условиях мегаполиса?

Это поднимает новый пласт вопросов, которые надо прояснять. Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа» третий год проводит межрегиональный семинар «Традиции примирения разных народов», где собираются и обсуждаются сохранившиеся традиции примирения. Возможно, в ходе семинаров мы выйдем на совершенно другие формы работы с межэтническими конфликтами, чем те, которые нам видятся сейчас.

* Статья подготовлена к печати в рамках проекта МГППУ "Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий" по гранту Гете-института в рамках Года Германии в России 2012/13.

Школьная служба примирения

Служба примирения - является социальной службой, действующей в образовательной организации на основе добровольческих усилий учащихся.

ШСП - группа подростков с руководителем взрослым, организационно вписывающаяся в структуру школы, целью работы которой является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода.

Школьная служба примирения - это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Деятельность службы примирения определяется:

  • Положением школьной службы примирения
  • Приказом «о создании школьной службы примирения»
  • Уставом ГБОУ Школа № 222
  • Кодексом медиатора

Служба примирения включает в себя:

  • учащихся 8-11 классов.
  • руководителя службы: педагогического работника школы по приказу директора школы, обученного проведению примирительных программ;
  • специалистов или педагогов школы, обученных проведению восстановительных программ.

Руководитель ШСП организует деятельность службы, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, привлекает учащихся; на этапе становления ШСП и в сложных случаях проводит восстановительные программы; сопровождает учащихся в разрешении конфликтных ситуаций, проводит общий анализ деятельности; организует и проводит поддерживающие мероприятия для участников ШСП.

Учащиеся, участники ШСП, проводят программы примирения, анализируют конкретные случаи, отслеживают исполнение договора по программам, привлекают учащихся для данной деятельности.

Работа школьной службы примирения выстраивается следующим образом

Деятельность службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:

1. Принцип добровольности, предполагающий исключительно добровольное участие в программе примирения конфликтующих сторон.

2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Программа примирения

Данная программа организационно представляет собой добровольную встречу нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы). Встреча проходит в присутствии подготовленного ведущего программы, который организует конструктивный диалог сторон. Допускается присутствие родителей, психологов, социальных педагогов.

На примирительной встрече обсуждаются три основных вопроса:

1. «Каковы последствия криминальной или конфликтной ситуации для сторон, и какие чувства они испытывают по поводу случившегося?» Как правило, последствия разрушительны для обеих сторон. И на встрече они (зачастую впервые) начинают видеть друг в друге человека, а не врага. А если стороны признают, что имело место несправедливое и травмирующее событие, то логичен переход ко второму вопросу:

2. «Как данная ситуация может быть разрешена?» Существует множество решений: от принесения извинений до возмещения ущерба в денежной форме, нахождения возможности заработка для возмещения ущерба11, самостоятельное исправление причиненного вреда и т.д. Мы считаем, что справедливость возникает тогда, когда сами стороны нашли решение, которое их самих полностью устраивает.

3. Третий обсуждаемый вопрос: «Как сделать, чтобы это не повторилось?» Рассматриваются глубинные причины поступка нарушителя и необходимость работы с ними, обращение его к психологу, социальному педагогу. С этой целью составляется реабилитационная программа.

Результаты проведенной программы при необходимости фиксируются в примирительном договоре и могут быть представлены на педсовете, в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и суде для учета при принятии решения.

Нормативно-правовая база деятельности ШСП

Положение о ШСП

Приказ о создании

Ф.З N 193-ФЗ от 27. 07. 2010 г. «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)»

Документы школьной службы примирения: (прилагаются в письме и прикрепляются на сайте)

Кодекс Медиатора

Форма журнала запроса на медиацию

Форма согласия на участие в ШСП

Форма договора конфликтующих сторон



Просмотров