Кто не сдал тгп на первом курсе. Методические советы по подготовке и сдаче экзамена. Как лучше всего учить билеты к экзамену

Подготовка студентов к экзаменам по теории государства и права должна осуществляться с начала занятий и на всем протяжении изучения данного предмета. На первом курсе - в процессе слушания полного курса лекций и работы на семинарских занятиях.

Прежде всего, необходимо оптимально использовать лекции, в ходе которых системно излагаются научные основы курса. Для этого студенту необходимо комплексно работать на каждой лекции, постепенно приучая себя одновременно внимательно слушать профессора (или доцента), осмысливать излагаемый им материал и кратко записывать основные положения лекции (вести конспект). Накануне каждой последующей лекции рекомендуется внимательно прочитать запись предыдущей. Примерно с середины изучения курса освоение нового материала следует сочетать с систематическим повторением ранее пройденных тем.

Важная роль в изучении предмета и подготовке к экзаменам принадлежит таким формам занятий, как семинары. Пользуясь конспектами лекций, учебниками, рекомендуемой специальной литературой, принимая активное участие в обсуждении вопросов, предусмотренных планами этих занятий, студенты углубляют и закрепляют свои знания. При этом надо стремиться к тому, чтобы после семинаров у студентов по возможности не оставалось непонятных, не выясненных в ходе занятий вопросов. В этих целях желательно использовать и систематически проводимые на кафедре консультации для студентов.

На протяжении всего процесса занятий и особенно в определенный расписанием период непосредственной подготовки студентов к экзаменам, исключительно важное место принадлежит самостоятельной работе студентов с книгой и нормативным материалом. Студент должен внимательно изучить рекомендованную специальную литературу - учебники и учебные пособия, монографии и статьи, а также Конституцию Российской Федерации, важнейшие законы и другие нормативно-правовые акты.

Кроме того, студенты непосредственно перед сдачей экзамена имеют возможность на проводимых для них консультациях устранить отдельные пробелы в своей подготовке, получить ответы на оставшиеся невыясненными вопросы.

Экзаменационные вопросы по теории государства и права для студентов 1 курса всех форм обучения

    Предмет и метод теории государства и права.

    Теория государства и права в системе юридических наук и её соотношение с другими гуманитарными науками.

    Соотношение и взаимосвязь государства и права.

    Вопросы теории государства и права в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

    Причины и формы возникновения государства у разных народов.

    Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

    Соотношение общества и государства.

    Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    Понятие и сущность государства.

    Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

    Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.

    Правовое государство: понятие и принципы.

    Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства.

    Понятие и элементы формы государства. Соотношение типа и формы государства.

    Формы государственного правления. Понятие и виды.

    Форма государственного устройства: понятие и виды.

    Политический режим: понятие и виды.

    Место и роль государства в политической системе общества.

    Понятие и классификация функций государства.

    Характеристика основных внутренних функций Российского государства.

    Характеристика основных внешних функций Российского государства.

    Формы осуществления функций государства.

    Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

    Понятие и структура механизма государства.

    Орган государства: понятие, признаки, классификация.

    Правовая политика: понятие и приоритеты.

    Понятие и сущность права.

    Право как государственный регулятор общественных отношений.

    Понятие права в объективном и субъективном смысле.

    Принципы права и их социальная обусловленность.

    Соотношение экономики, политики и права.

    Функции права: понятие и виды.

    Понятие, структура и роль правосознания. Взаимодействие права и правосознания.

    Правовая культура: понятие и структура.

    Правовая система общества: понятие и структура.

    Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь.

    Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

    Понятие и основные признаки нормы права.

    Предоставительно-обязывающий характер правовых норм.

    Структура нормы права.

    Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм.

    Классификация норм права.

    Понятие и виды форм права. Источники права.

    Правотворчество: понятие, принципы, виды.

    Понятие юридического процесса и юридической процедуры.

    Понятие и виды нормативно-правовых актов.

    Отличие нормативно-правового акта от акта применения права.

    Закон и его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов.

    Понятие и стадии законотворчества в РФ.

    Юридическая техника.

    Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

    Понятие системы права.

    Частное и публичное право.

    Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

    Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

    Институт права: понятие и виды.

    Соотношение системы права и системы законодательства.

    Понятие и основные принципы законности.

    Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии.

    Гарантии законности: понятие и виды.

    Формы реализации права. Применение права как особая форма его реализации.

    Работа В.И. Ленина «О «двойном» подчинении и законности».

    Основные стадии процесса применения норм права.

    Юридические коллизии и способы их разрешения.

    Акты применения правовых норм: понятие, особенности и виды.

    Толкование норм права: понятие и виды по субъектам.

    Акты официального толкования, их особенности и виды.

    Способы и объем толкования правовых норм.

    Пробелы в праве и способы их устранения. Аналогия закона и аналогия права.

    Юридическая практика: понятие и структура.

    Правовое отношение: понятие и признаки.

    Предпосылки возникновения правоотношений.

    Взаимосвязь нормы права и правоотношения.

    Понятие и виды субъектов правоотношений.

    Правоспособность, дееспособность, правосубъектность.

    Правовой статус личности: понятие и структура. Конституция РФ о защите прав человека и гражданина.

    Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.

    Объект правоотношений: понятие и виды.

    Понятие и классификация юридических фактов. Юридический состав.

    Механизм правового регулирования. Понятие и элементы.

    Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация.

    Понятие, признаки и виды правонарушений.

    Юридический состав правонарушений.

    Понятие, основания и виды юридической ответственности.

    Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

    Договорная теория происхождения государства.

    Теория насилия по вопросу о происхождении государства.

    Естественно-правовая теория.

    Психологическая теория права.

    Историческая школа права.

    Нормативистская теория права.

    Социологическая теория права.

1. Государство это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальными органами управления и принуждения (аппарат государства), издаёт обязательные правовые веления и обладает суверенитетом.

Признаки :

¾ наличие территории;

¾ публичный характер власти;

¾ нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений;

¾ наличие специальных органов управления и принуждения (наличие аппарата государства);

¾ налогообложение населения;

¾ обладание суверенитетом.

2. Право это система нормативных установок, опирающаяся на идеи человеческой свободы и справедливости, закреплённая большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Признаки :

¾ право исходит от государства;

¾ закрепляется в официальных актах государства – нормативно-правовых актах;

¾ выражает волю и интересы либо большинства, либо некоторой части населения (элиты находящейся у власти);

¾ характеризуется принудительностью;

¾ регулирует широкий круг общественных отношений.

Свойства :

¾ нормативность;

¾ формальная определённость;

¾ системность;

¾ принудительность;

¾ волевой характер права;

¾ динамизм права.

3. Теория государства и права это теоретическая наука, которая изучает государственно-правовые явления и процессы общественной жизни и складывающиеся между ними связи и отношения .

Как наука она изучает – общие (основные) закономерности возникновения, становления,

функционирования и развития государства и права и связанных с ними явлений и процессов.

4. Государственная власть разновидность публичной и политической власти, обладающая монопольным правом изъявления своей воли и силы, принимающая общеобязательные для субъектов веления в виде юридических установлений и предписаний, опирающаяся на специальный аппарат управления и государственное принуждение с целью обеспечения и поддержания стабильности и порядка в обществе.

5. Форма государства это единство трёх основных элементов формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

6. Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними ;

7. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями; между центральными и местными органами государственной власти.


8. Политический (государственный) режим это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

9. Монархия это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично (царь, король, шах) и передаётся, как правило, по наследству.

10. Республика это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми народом на определённый срок.

11. Федерация (объединение, союз) – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.

12. Унитарное государство – это единое (цельное) независимое государство территориальные образования которого не обладают суверенитетом.

13. Конфедерация это временный юридический союз суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определённых целей (военных, экономических, внешнеполитических и др.)

14. Функции государства это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и методах.

15. Механизм (аппарат) государства это целостная, иерархическая система государственных органов и учреждений осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

16. Орган государства это составная часть (элемент) механизма государства, участвующая в осуществлении задач и функций государства и наделённая для этого властными полномочиями.

17. Типология (типы) государства это учение о типах государства (это группировка государств по типам).

В результате типологии определяется - тип государства.

Тип государства это общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности или группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

18.Политическая система общества это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определённые политические функции в соответствии с правовыми и иными социальными нормами либо вопреки им.

19.Партия это общность людей объединённых организационно и идеологически, имеющая целью в результате выборов или иными путями (переворот, восстание) взять в свои руки управление государственными делами для того, чтобы использовать государственную власть для защиты выражаемых ею социально-классовых, религиозных, национальных и иных интересов.

20.Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества компетентного органа (лица), имеющий официальный (государственно-властный) характер, письменную форму выражения, содержащий в себе норму права и регулирующий общественные отношения.

21. Закон – это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий в себе первичные (изначальные) юридические нормы и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

22. Подзаконные акты - это изданные на основе законов акты, содержащие правовые нормы и участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

23. Систематизация законов - это упорядочение действующих законов и других нормативно-правовых актов, приведение их в стройную согласованную систему.

24. Кодификация это вид систематизации права, при котором изменяется содержание правовых предписаний, принимаются новые и отменяются устаревшие нормы, создаётся единый нормативно-правовой акт.

25. Инкорпорация это вид систематизации, при которой действующие нормативно-правовые акты упорядочиваются внешне без изменения и переработки их содержания.

26. Система права это его внутреннее строение (структура), которая выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделением права на отдельные самостоятельные части (отрасли; институты права).

27. Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений, поведения субъектов с помощью норм права и других правовых средств (договоров; актов правоприменения).

28. Механизм правового регулирования это взятые в единстве и во взаимодействии все правовые средства (элементы) с помощью которых осуществляется правовое регулирование (нормы права; правоотношение, акты реализации прав и обязанностей; применение и акты применения права; правосознание).

29. Социальные нормы это установленные обществом общеобязательные правила поведения, определяющие устойчивость взаимоотношений людей в различных сферах их жизнедеятельности.

30. Норма права (юридическая норма) это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующая общественные отношения.

31. Гипотеза нормы это часть нормы права, описывающая определенные условия (обстоятельства) , в результате которых у субъектов возникают предусмотренные нормой юридические права и обязанности.

32. Диспозиция нормы это часть нормы права, указывающая каким может быть или должно быть поведение субъектов при наличии условий (обстоятельств) предусмотренных гипотезой.

33. Санкция нормы это часть нормы права, в которой определяются те неблагоприятные последствия , которые должны наступить в случае нарушения диспозиции.

34. Институт права это часть отрасли права, состоящая из норм регулирующих определённый вид (сторону) однородных общественных отношений.

35. Отрасль права это часть системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений, своим особым методом.

36. Подотрасль права совокупность родственных правовых институтов .

37. Правотворчество это специфический вид государственной деятельности направленный на выработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.

38. Правотворческий процесс это творческая технология издания нормативно-правовых актов и доведения их до адресатов.

39. Юридическая (законодательная) техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки , оформления , публикации и систематизации нормативно-правовых актов , обеспечивающих их совершенство и эффективное использование.

40. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение субъектов к праву и правовым явлениям общественной жизни.

41. Правовая культура общества – это совокупность прогрессивных ценностей созданных в сфере права в процессе исторического развития человечества.

42. Правовая культура личности – это степень и характер прогрессивного развития личности, обеспечивающий правомерное поведение этой личности.

43. Правоотношения это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники (субъекты) которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.

44. Объект правоотношения это материальные и нематериальные блага, ценности на которые направлены действия субъектов правоотношения (это то по поводу чего субъекты вступают между собой в правовые связи).

45. Субъекты правоотношения это индивиды и организации (физические и юридические лица), которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

46. Субъективное право это вид и мера возможного (дозволенного) его поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

47. Юридическая обязанность это предписанная обязанному субъекту мера должного (необходимого) поведения.

48. Правоспособность это предусмотренная нормами права (законом) способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

49. Дееспособность - это предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.

50. Юридические факты это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

51. Фактический состав это совокупность юридических фактов необходимых для наступления правовых последствий предусмотренных нормой права.

52. Толкование норм права это интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смыла и содержания применяемых правовых норм, для более правильной их реализации.

53. Способы толкования - это специальные приёмы, правила, средства познания смысла юридических норм используемые субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.

54. Акты официального толкования (интерпретационные акты ) – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результаты официального толкования.

55. Реализация права это претворение правовых предписаний и установлений в жизнь, т.е. в поведение и деятельность субъектов (граждан; организаций).

56. Применение права это осуществляемая компетентными государственными органами, должностными лицами или негосударственными органами государственно-властная, организующая, протекающая в процедурно-процессуальной форме деятельность, состоящая в вынесении на основе норм права и соответствующих фактических обстоятельств дела индивидуально-конкретного правового предписания в форме акта применения права .

57. Аналогия закона это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) применяет к конкретным общественным отношениям нормы, регулирующие сходные (аналогичные) отношения к рассматриваемому делу.

58. Аналогия права это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) при рассмотрении конкретного дела исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства.

59. Акт применения права это изданный компетентными государственными органами (негосударственными органами), должностными лицами правовой акт , содержащий в себе индивидуальное, т.е. персонально-определеное правовое предписание и имеющий определенную специфическую форму.

60. Законность это режим общественно-политической жизни основанный на строгом и неукоснительном исполнении и соблюдении всеми субъектами политической и правовой систем требований норм права .

61. Правопорядок это состояние упорядочения общественных отношений основанное на праве и законности.

62. Правомерное поведение это поведение, соответствующее предписаниям норм права .

63. Правонарушение это осознанное, волевое, противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное деликтоспособным субъектом, нарушающего норму права, наносящее вред (ущерб) общественным отношениям и влекущего за собой юридическую ответственность.

64. Правовая система это совокупность взаимосвязанных, согласованных, взаимодействующих правовых средств , регулирующих общественные отношения, а также совокупность правовых элементов характеризующих уровень развития той или иной страны.

65. Правовые системы «семьи» это совокупность национальных правовых систем , объединённых :

¾ общностью исторического формирования,

¾ структуры и источников,

¾ ведущих отраслей и правовых институтов,

¾ правоприменения,

¾ методов и способов развития.

66. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти , которой свойственны :

¾ демократический режим конституционного правления и законности;

¾ развитая прогрессивная правовая система;

¾ разделение властей и их взаимоконтроль;

¾ признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

¾ взаимная ответственность государства и личности;

¾ демократическое гражданское общество.

67. Гражданское общество это система общественных отношений, в которых находятся между собой субъекты, обладающие реальными правами и свободами и находящиеся под покровительством государства.

Составил: Савватеев А.И.

После сдачи ТГП у меня началось то, что лучше всего описывается двумя словами: синдром бога. И/или, возможно, последствия огромного стресса, коим был прошлый экзамен. Я думал - все, жизнь удалась, я сдал ТГП, да не просто сдал, а сдал на 5. До следующего экзамена было 6 дней. В первый же день после этого мне пришлось ехать в военкомат по повестке и вежливо намекать, что у меня ГОСы и что пока мне не до них. И после этого я смог начать готовиться. Парням на заметку: так можно и к ответственности за это вас не привлекут, как бы они не грозились (если будет интересно, расскажу, как дружить с военкоматом - что можете вы и они).

Особенностью первого экзамена было то, что он огромен по объему, достаточно жесток в структуре ответа, но наполнение этой структуры могло быть достаточно свободным, если вы можете обосновать свое мнение. И это сделать действительно возможно.

Второй Экзамен

Уголовное право - это предмет без чувства юмора, где одна запятая может решить судьбу человека (казнить нельзя помиловать). Т.е. в ответе нельзя забыть даже одно слово и структура значительно жестче. В то же время объем материала значительно меньше, и если вы не судья Верховного Суда или доктор юридических наук, своих рассуждений от вас не потребуют. По крайней мере, пока не закончат с основной программой.

Соответственно, не требуется читать много, нужно просто запомнить и понять одну единственную книжку - Уголовный кодекс РФ. Единственное, что можно прочитать сверх - это постановления Пленума Верховного Суда, в которых суд разъясняет некоторые положения УК. Но их объем также не велик.

Уголовное право я помнил довольно хорошо со второго и третьего курсов, когда мы сдавали экзамены по этому предмету. Поэтому основной деятельностью было повторение, которое состояло в перечитывании УК и необходимых пленумов.

Экзамен состоит из двух вопросов по общей и особенной части. В общей части закреплены, как понятно из названия, общие положения (понятия преступления и наказания, виды, сроки, порядок его назначения и т.д.), а в особенной - конкретные составы преступлений (убийство, мошенничество, бандитизм и др.). Так как формат ответа на второй вопрос закреплен очень жестко (есть четыре элемента, через которые раскрываются все преступления), я решил составить таблицу, в которой разбил все перечисленные в билетах преступления на эти четыре элемента. Такая работа требует хорошего понимания материала и позволяет уже подготовиться к ответу на экзамене.

Далее я использовал схемы моей мамы, которая среди прочих предметов преподает и уголовное право. Пару дней я изучал их, проговаривая ответы и составляя конструкции у себя в голове. После чего перешел к этапу обсуждения. И в течение двух дней по вечерам по 5-6 часов без перерывов отвечал маме все вопросы без подготовки. Надо сказать, милая вещь, после которой мысли вообще не складываются в хоть сколько-нибудь связные предложения. Увы, по всем вопросам мы пройтись не успели.

На уголовном праве я волновался уже меньше, но все равно проделал ту же процедуру: прежде чем начал отвечать на вопрос, пару минут потратил на то что бы успокоиться с помощью дыхательных техник, и лишь затем приступил к ответу на вопрос.

Этот экзамен я, наверное, не забуду никогда. Все началось с того, что одного из студентов поймали на списывании и, пригласив сотрудника деканата, выгнали с выставлением двойки. Затем другому студенту приспичило в туалет, и просьба выйти каким-либо образом (со сменой билета или под присмотром) вызвала бурю негодования в комиссии с приглашением все того же сотрудника из деканата, который тоже добавил свои пять копеек. Завершилось все тем, что последний зашедший студент вытянул вопросы, которых не было в предварительном перечне и ему пришлось 4 раза перетягивать билет и гонять председателя комиссии для выяснения причины того, почему у студентов оказались не те вопросы.

Пока все это кипело вокруг, нам нужно было готовиться, не обращая ни на что внимания. Но чертовски сложно сохранять самообладание, когда вокруг тебя постоянно что-то происходит. Так что умения сосредотачиваться и контролировать свое эмоциональное состояние оказываются крайне полезными навыками на ГОС экзамене.

Отвечал я быстро и уверенно, но во втором вопросе допустил ошибку в описании государственной измены. Описал ее по редакции, в которую недавно внесли изменения. Самое веселое здесь то, что я никогда эту редакцию не читал, т.е. вспомнил то, чего никогда не знал (прям как в том анекдоте).
Мой ответ оценили на четверку, что меня хоть и расстроило, но не особо удивило. Что из этого я извлек, и как следовало действовать для получения пятерки? Технология показала себя отлично. Слабым местом оказался я, так что для решения этой проблемы существует два варианта: повышать работоспособность заранее или иметь большее количество дней на подготовку.

Защита диплома

Следующим этапом была защита дипломной работы. Те, кто читает меня уже долго, знают, что диплом я писал сам, и даже видел мою статью о том, как написать диплом за неделю. После написания той статьи и диплома было еще много встреч с научным руководителем, было внесено достаточно дополнений, правок, ссылок и прочего. Над ним кипела работа и за его защиту я, в целом, мог не волновался. Если бы только на момент начала ГОСов моему научному руководителю не пришла в голову мысль о том, что в одном из параграфов не хватает примеров и их пришлось срочно искать и вставлять в текст. С другой стороны, несколько моих коллег на ГОСах полностью переписывали части диплома, так что все познается в сравнении.

Основную трудность во всей подготовке составляло оформление ссылок и сносок по правилам ГОСТа и требованиям организации. Полный бред, надо сказать, но требования есть требования.

Закончив со всем оформлением, я отправил диплом на рецензирование своему будущему научному руководителю. Рецензию я получил в двух вариантах: сначала профессор прошелся по моему русскому языку. Моему удивлению не было предела. 70 страниц текста он умудрился просмотреть за пару дней не просто его прочитав, но найдя все опечатки и не совсем корректные формулировки. Это на самом деле круто, я тоже так хочу уметь.

Зато вторую рецензию (содержательную) я получил в ночь перед защитой диплома, что заставило немного понервничать. Но рецензия оказалось положительной, а заданные вопросы не были для меня новыми, и я быстро составил речь на защиту, согласовал ее с научным руководителем и спокойно пошел спать.

После таких приготовлений и объема выполненной работы, защита прошла как по маслу, со всеми заданными вопросами я справился отлично, получил свою пятерку, и мы всей кафедрой пошли отмечать защиту дипломов чаем с тортиком.

Третий Экзамен

Последним экзаменом был Английский язык. Экзаменационные задания были известны -

1) письменный перевод текста в размере 1800 знаков на юридическую тему с английского на русский язык (проверка навыков перевода)
2) устный перевод с русского на английский язык небольшого текста (проверка навыков перевода)
3) диалог на тему дипломной работы (проверка коммуникативных навыков).

Т.е. на экзамене было то, что либо есть, либо нет, за несколько дней это не создашь. Поэтому вся моя подготовка заключалась в создании и погружении в атмосферу английского языка с помощью 10 часов просмотра Игры престолов на английском языке и нескольких выступлений с TED корейцев и других участников, для которых английский не являлся родным языком. И в первом, и во втором случае мне приходилось прикладывать усилия, чтобы различать акценты, особенности произношения тех или иных слов. Такие усилия натренировали меня достаточно, чтобы я вспомнил язык и мог спокойно понимать кого угодно и когда угодно.

К началу третьего экзамена мне было уже вообще все равно. Казалось, что шел на беседу, не более. Все выгорело. Текст попался мне не очень знакомый, но в общем понятный и если бы не пришлось писать перевод от руки, справился бы гораздо быстрее. С написанием перевода вручную, кстати говоря, проблема возникла почти у всей группы - скорость письма была низкой.

С устным текстом почти не возникло проблем, в одном месте я допустил неточность в переводе, а так все прошло замечательно.

Беседа на тему диплома, который я полностью написал сам, в том числе на основе иностранных источников прошла быстро, я даже разогнаться не успел, а мне с улыбкой: «все достаточно, спасибо». Получил я, соответственно, пятерку.

В следующей (последней) части я сведу всю информацию и обобщу ее чтобы сформировать некоторые закономерности и привести мой опыт в четкую систему полученных знаний, не пропустите!

П.С. Дорогие читатели, в последнее время мои статьи выходят не так регулярно как раньше, но не переживайте, со мной все хорошо и блог я оставлять не собираюсь! Чтобы не пропустить обновления подписывайтесь и добавляйтесь в друзья в ВК (

Теория государства и права представляет собой одну из основополагающих юридических дисциплин, предмет которой составляют общие закономерности различных правовых систем, а также возникновения, становления и развития форм государственного устройства. Не менее важным элементом этой науки является изучение особенностей и методов функционирования государственных и правовых институтов. Такое определение обуславливает структуру теории государства и права как науки.

Структура

Конструкция этой науки базируется на существовании двух крупных блоков. Каждый из них подразделяется на более мелкие элементы, а основные, это: теория государства и теория права.

Эти блоки являются взаимодополняющими, в них обнаруживаются общие закономерности и проблемы (например, происхождение и эволюция государственных и правовых норм, методология их изучения).

При разборе сущностных элементов теории права необходимо учитывать конкретное содержание получаемого знания. С этой точки зрения в нем можно выделить следующие элементы:

  • философия права, которая по мнению некоторых исследователей (С. С. Алексеев, В. С. Нерсесянц) представляет собой изучение и осмысление самой сути права, его соответствие основным философским категориям и понятиям;
  • социология права, то есть его применимость в реальной жизни. Этот элемент включает в себя проблемы эффективности правовых норм, их границы, а также изучение причин возникновения правонарушений в различных обществах;
  • позитивная теория права, занимающаяся вопросами создания и претворения в жизнь правовых норм, их трактования и механизмами действия.

Версии происхождения государства

На разных этапах своего развития человечество пыталось осмыслить, каким образом возникли те или иные руководящие их жизнью правовые нормы. Не меньший интерес для мыслителей представлял вопрос о происхождении государственного строя, в котором они живут. Оперируя современными понятиями и представлениями, философы древности, Средневековья и нового времени сформулировали ряд теорий происхождения государства и права.

Философия томизма

Известный христианский мыслитель Фома Аквинский, давший свое имя философской школе томизма, разработал на базе трудов Аристотеля и Святого Августина теологическую теорию. Суть ее состоит в том, что государство создано людьми по воле Бога. Это не исключает возможность, что власть может быть захвачена злодеями и тиранами, примеры чего можно найти в Священном писании, но в этом случае Бог лишает деспота своей поддержки, и его ожидает неминуемое падение. Такая точка зрения не случайно сформировалась в XIII веке - эпохе централизации в Западной Европе. Теория Фомы Аквинского придавала государству авторитет, соединяя высокие духовные идеалы с практикой отправления власти.

Органические теории

Несколькими веками позже с развитием философии появился корпус происхождения государства и права, базировавшихся на представлении о том, что любой феномен можно уподобить живому организму. Подобно тому, как сердце и мозг выполняют более важные функции в сравнении с другими органами, так и государи со своими советниками имеют более высокий статус в сравнении с крестьянами и купцами. Более совершенный организм имеет право и возможности поработить и даже уничтожить слабые образования, как сильнейшие государства завоевывают слабейшие.

Государство как насилие

Из органических теорий выросла концепция насильственного происхождения государства. Знать, обладающая достаточными ресурсами, подчиняла себе бедных соплеменников, а затем обрушивалась на соседние племена. Из этого следовало, что государство появилось не в результате эволюции внутренних форм организации, а в силу завоевания, подчинения и принуждения. Но эта теория практически сразу была отвергнута, поскольку, учитывая лишь политические факторы, она совершенно игнорировала социально-экономические.

Марксистский подход

Этот недостаток был устранен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Все виды и формы конфликтов как в древних, так и современных обществах они свели к теории классовой борьбы. Ее базисом является развитие производительных сил и производственных отношений, в то время как политическая сфера жизни общества представляет собой соответствующую надстройку. Факт подчинения слабых соплеменников, а за ними слабых племен или государственных образований с точки зрения марксизма детерминирован борьбой угнетенных и угнетаемых за средства производства.

Современная наука не признает главенства какой-то конкретной теории, используя комплексный подход: из концепций каждой философской школы берутся наиболее значимые достижения. Представляется, что государственные системы древности действительно были построены на угнетении, и существование рабовладельческих обществ в Египте или Греции не подвергается сомнению. Но при этом учитываются и недостатки теорий, вроде характерного для марксизма преувеличения роли социально-экономических отношений при игнорировании нематериальной сферы жизни. Несмотря на обилие мнений и взглядов, вопрос о происхождении государственно-правовых институтов представляет собой одну из проблем теории государства и права.

Методология теории

Каждая научная концепция обладает своей методологией анализа, позволяющей приобретать новые знания и углублять уже имеющиеся. Теория государства и права в этом отношении не исключение. Поскольку эта научная дисциплина занимается изучением общих государственно-правовых закономерностей в динамике и статике, конечным итогом ее анализа является выделение понятийного аппарата юридической науки, как-то: право (а также его источники и отрасли), государственный институт, законность, механизм правового регулирования и так далее. Используемые для этого теорией государства и права методы можно разделить на всеобщие, общенаучные, частнонаучные и частноправовые.

Всеобщие методы

Всеобщие методы разрабатываются философской наукой и выражают единые для всех областей знания категории. Наиболее существенными приемами в этой группе являются метафизика и диалектика. Если для первой характерен подход к государству и праву, как к вечным и неизменным категориям, связанным друг с другом в незначительной степени, то диалектика исходит из их движения и изменения, противоречий как внутренних, так и с другими явлениями социальной сферы жизни общества.

Общенаучные методы

К общенаучным методам, в первую очередь, относятся анализ (то есть выделение составных элементов какого-либо крупного явления или процесса и последующее их изучение) и синтез (объединение составных частей и их рассмотрение в совокупности). На разных этапах исследования могут применяться системный и а для проверки полученных ими сведений - метод социального эксперимента.

Частнонаучные методы

Существование частнонаучных методов обусловлено развитием теории государства и права в связи с другими науками. Особое значение играет социологический метод, суть которого состоит в накоплении посредством анкетирования или наблюдения конкретных сведений о поведении государственно-правовых субъектов, их функционировании и оценки обществом. Социологическая информация обрабатывается при помощи статистических, кибернетических и математических методов. Это позволяет определить дальнейшие направления исследования, выявить противоречия теории и практики, обосновать, в зависимости от ситуации, возможные пути дальнейшего развития или амортизации последствий апробированной теории.

Частноправовые методы

Частноправовые методы представляют собой непосредственно юридические процедуры. К таковым, например, относится формально-юридический метод. Он позволяет уяснить существующую систему правовых норм, определить границы ее интерпретации и способы применения. Суть сравнительно-правового метода состоит в изучении сходств и различий, существующих в разных обществах на различных этапах их развития, правовых систем с целью выявления возможностей применения элементов чуждых законодательных норм в данном обществе.

Функции теории государства и права

Существование любой отрасли научного знания предполагает использование ее достижений обществом. Это позволяет говорить о конкретных функциях теории государства и права, в числе которых наиболее значимыми являются:

  • объяснение базовых закономерностей в государственно-правовой жизни общества (объяснительная функция);
  • прогнозирование вариантов развития государственно-правовых норм ;
  • углубление существующих знаний о государстве и праве, а также приобретение новых (эвристическая функция);
  • формирование других наук, в частности, юридических (методологическая функция);
  • вырабатывание новых идей с целью позитивного преобразования существующих форм государственного устройства и правовых систем (идеологическая функция);
  • позитивное воздействие теоретических разработок на политическую практику государства (политическая функция).

Правовое государство

Поиск наиболее оптимальной формы политико-правовой организации общества является одной из наиболее важных задач теории государства и права. Правовое государство на данный момент представляется в этом отношении главным достижением научной мысли, что подтверждается очевидными практическими выгодами от реализации его идей:

  1. Власть должна быть ограничена неотчуждаемыми правами и свободами человека.
  2. Безусловное верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  3. Зафиксированное в Конституции разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
  4. Существование взаимной ответственности государства и гражданина.
  5. Соответствие законодательной базы конкретного государства принципам международного права.

Значение теории

Итак, как следует из самого предмета теории государства и права, - эта наука, в отличие от других юридических дисциплин, ориентирована на изучение существующих систем законодательных норм в самом абстрактном виде. Получаемые методами этой дисциплины знания ложатся в основу правовых кодексов, формируют представление о функционировании законов, намечают пути дальнейшего развития общества. Это и многое другое позволяет с уверенностью говорить о центральном положении теории государства и права в общей системе юридического знания и более того, играть в ней объединяющую роль в силу взаимосвязи с другими гуманитарными науками.

1 Предмет теории государства и права: место теории государства и права в системе юридических и общественных наук

1 Предмет теории государства и права: место теории государства и права в системе юридических и общественных наук.

Понятие «ТГП» рассм. в 2 знач.: широком и узком. В шир. - это все учение о гос-ве и праве в целом, В узком - как один из видов юр- науки, представ. совок. знаний о наиболее общих закономерностях возникн., развития и функцион. гос-тва и права. ТГП важное место в системе правоведения. Как юрид. наука она предст. собой систему объективных, обобщенных знаний о госуд.-полит. и правовой деятельности. ТГП как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теорет. базу всего правоведения. ТГП изучает общие закономер. возник., развития и функцион. госуд.и права. Эти законом. составляют ее предмет. Она изучает гос-во и право в целом, а не отдельные их части. Связана с общеисторическими наук. о гос. и праве (ист. госуд. и права, ист. полит. и прав. учений); - отраслевыми юридич. наук (констит. права, админист. права, граждан. права, угол. права и других); - спец. юрид. наук (криминалистики, судебной медицины, судебной психиатрии и других). В системе юр наук ТГП - общетеоретическая, методол. наука. Она обобщает данные и выводы юридич. наук, исследует основ. закон. развития гос-ва и права в целом. Выраб. общ. понятия, на которые опираются другие теорет. науки.

2 Методология теории государства и права

Методология - это учение о методах. Метод - совокуп. принципов, правил, приемов науч. деятельности, применяемых для получения знаний. Методологической основой ТГП, служат общие, частные и специальные методы. К общенаучным -материалистический, познавательный, диалектический, фор­мально-логический и понятийный. 2 группу методов образуют сравнительного изучения, конкретно-социологический, статистический и другие. Материал-кий метод - это метод, при котором признается ре­альное существ. гос-ва и права в обществе Познават-ый метод означает, что гос-во и право, как социал. явления, познаваемы наукой. Познание этих явлений происходит путем исследования их такими, какие они есть в действит-ти, осмысления их. Диалектич-ий метод означает формы и методы изучения наукой гос. и права (объективность исследования, всесто­ронность и полнота изучения). Формально-логический метод выражается в анализе и изучении от­дельных норм права, их взаимной связи, возможных противоречий в нормах права. Понятийный метод исслед. заключается в использ. наукой ТГП различных определений, понятий, научных категорий при изучении госуд. и права. Частнонаучный метод сравнительного изучения применяется в виде сопоставления различных государ. и правовых систем. Конкретно-социологический и статистический методы позволяю по­лучить характер-ки и количеств. оценки реального действия того или иного конкретного государ.-правового явления. Метод объективности научных исследований права и государства за­ключается в непредвзятости оценки выявленных обстоятельств.Эвристический метод познания это творческое исследование государственно-правовых явлений путем мыслительного процесса, Синергетическнй метод выражается в исследов-ии вопросов госуд. и права, анализе отдельных юридич. дисциплини отраслей права, вычленении их общих проблем и их совместного ис­следования. Логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.

3 Функции теории государства и права. Ее значение для профессиональной подготовки юристов.

Функ. ТГП связаны в основном с проблемами юр науки, решением главных стратегич. задач в сфере государственно-правовой политики. К функциям ТГП относятся: 1. Познавательная- в познании и объяснении явлений и процессов государст. правовой жизни общества. ТГП не только изучает еще она объясняет объективные процессы развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание. 2. Эвристическая - она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества. 3. Прогностическая- не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений, конструирует научные гипотезы дальнейшего развития гос-ва и права. Особенность функций ТГП состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, при помощи которого логическим путем выявляет причинные и функц. связи государ.-правовых явлений, и общие законом. их развития.

4 Общие закономерности и формы возникновения государства

Одним из основных моментов возник. гос. и права является развитии производства Появление ранних земледельческих общин в регионах, а также резкое увеличение численности населения в этих регионах. Земледельческие общины постоянно разрастались, что приводило к отделению новых семейно-клановых групп. Этот процесс сопровождался укрупнением поселений. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Начался этап становления товарн. производства, который привел к выделению еще группы населения, торговцы или купцы. Происходят изменения и в межобщинных отношениях. Образуются надобщинных структуры, племя, которое имело свою территорию, имя, язык, свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков. На раннем этапе племенной совет решал только вопросы, выходящие за пределы интересов рода. Со временем в его ведение перешли все обществ. вопросы. Важным этапом стало формирование новых основ управления обществом. Одним из важн. факторов создания государства являлись войны(вооруженные силы). Первопричиной создания госуд. явилось возник. производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества. На первоначальном этапе это были клановые сегменты: класс производ. (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); класс торгового люда (купцы, менялы); класс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); класс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).

5. Государство как особая разновидность социальной власти. Множественность подходов к понятию государства.

Соц вл в об-ве в широком смысле-способность, возможность осущ. свою волю, навязывать ее в случае необх-ти другим. Разновидности соц вл: Патриархальная (семейная, самый др вид, с первобытного об-ва) Экономическа я (господство эконом развит класса, эксплуататорские типы обществ: рабовладельч, феодальн, буржуазное), Религиозная власть (инквизиция, мусульм мир, религия выше гос. вл ИРАН) Партийная вл (коммунистич партия в СССР), Корпоративная вл.(значим негос организац, профсоюзы) Гос власть (осущ-ся гос органами_) Гос вл-особти в способах осуществления власти: 1)экономич ср-ва (налог политика, устан нал льгот, финансирование меропр из гос бюджета).

2) организационные (мероп по учрежд органов, структур гос власти; 3)правовые средства (правотв. власть, законы, подзак акты, прокурорск надзор, контроль, конституц суды РФ и субъектов); 4) идеологические ср-ва воздействие на сознание народных масс с помощью СМИ; 5) Авторитет гос власти в данное время уделяется оч большое значение

Подходы к понятию гос-ва: 1) классический: гос-во содержит 3 элемента: территорию, власть и насление; территория (суверенитет, на полит карте мира), власть (возможность издавать и принимать НПА общие и для конкретных адресатов) население (власть обращена к населению на конкр тер-и); 2) этно-юридич подход: гос-во- юридич персонификация нации, этнической группы (любой этнос стремится к политич самовыражению, через сосздание гос-ва или гос структур (народ Палестины); 3) Социологический акцент на социал. роли гос. и на его назначение в обществе-организация управления обществом (всеми процессами, демографическими, экономическими); -разрешением соц споров, конфликтов, выступает как социальный арбитр.; -легализованное принуждение; Вывод: соврем ученые пытаются интегрировать подходы (объединить самое лучшее из3х). Гос-во политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, экономически господствующего класса, или всего народа, делающая свои веления обязательными для всех.

6 Множественность теорий происхождения государства (характеристика наиболее распространенных из них)

Сущест. множество учений. Теологическая теория- объясняла возникн. государ. и права в результате божествен. воли. Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф. Учение о божеств. сотворении мира получило название креационизм. Ее представ. утвержд., что Земля и все сущее на ней было создано Богом 10000 лет назад. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина). Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается с вопросом о существ. Бога, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры. Патриархальная теория . Возникла в древности. Аристотель, Смысл закл. в том, что государ. возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи с- глава государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца. Органическая теория. Теория возн. в древн. и оконч. сформиров. в XIX в. Ее представ. были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. Платон сравнивал структуру и функции госуд. со сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государ. во многих отношениях напоминает живой человеч. организм. Общество и государ. представляют собой единый организм. Г. Спенсер рассматр. государ. в сравнении с живым организмом, т.е. как обществ. организм, состоящий из отдельных людей (частей). Он считал, что гос. образуется одноврем. со своими составными частями (людьми). Поэтому оно будет существовать до тех пор, пока существ. человеч. общество. Теория насилия. Принадлежит к числу новых теорий. Как самостоят. учение она возникла в XIX в. Ее представит. были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Насилие рассматр. не как некое ограниченное и локальное, а как глобал. и естествен. явление. Оно влечет за собой не только противост. сторон, но и порождает определен. социально-экономич. последствия (порождение рабства, возникновение част. собств., изменение государ. строя). Психологическая теория. Представ. этой теории, возник. в середине XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий. Они объясняли появл. госуд. и права через свойства человеч. психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматрив. как пассивная инертная масса, ищущая подчинения. Общество и государ. они рассматривали как сумму психических взаимодейс. людей и их различных объединений. Теория общественного договора (Договорная теория). Эта теория объясняет происхожд. государ. посредством заключения обществен. договора, Основой теории обществ. договора является положение о том, что этапу возникн. государ. предшествовал период естеств. состояния человека. Сторонники теории естеств. права считают возникн. государ. как результат принятия юридич. акта - обществен. договора. Власть в госуд. должна разделяться на: законодательную - она должна быть «верховной» по отношению к другим; исполнительную - носит постоянный характер с целью обеспечения непрерывного исполнения законов а также обесп. вопросов безоп. внутри гос.; федеративную - определяет хар-тер внешних сношений от имени гос. с учетом внешнеполит. интересов общества. Ирригационная теория. Ее представ. является соврем. немец. ученый К. Виттфогель. Возникн. госуд. он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Материалистическая (классовая) теория. Осн. Пол. этой теории изложены в работах Ф. Энгельса и К. Маркса. Она характер. двумя аспектами. 1 - государ. возникает как продукт непримиримости, классов. борьбы, как орудие подавления господств. классом других классов. 2 - в резул. эконом. развития усложняется само общество, его производит. и распределител. сфера. Мат. теория выделяет 3 осн. формы возникн. госуд.: - афинская - государ. возникает непосредст. и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества; - римская - родовое общество постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолиров. от многочис. и бесправной плебейской массы; германская - государ. возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существ. догосударственном строе не представлялось возможным.

7 Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Власть и производство были общественными, коллективн., орудия труда-примитивными, собственность-общей.

Осн институт -общее собрание взрослых членов рода, (взрослый когда прошел инициацию, экзамен в кот проверялся уровень интеллекта(через знание обычаев, правил, мифов преданий,) уровень силы (перенос тяжестей, ловкость, в стрельбе из лука) Производный институт - старейшина (в мирное время) и вождь (в военное) они избирались и переизбирались, власть демократическая (нет расслоения общества на классы) Наказание следовало за соверш. проступки, и оно могло быть достаточно жестким - смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания. Зато род как один человек вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести - ни обидчик, ни его родичи. На ран. стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. Социальные нормы (3 вида) обычаи -правила поведения вошедшие в привычку людей в результате постоянного повторения, мораль- нормы на основе представления людей о нравственных ценностях (что такое хорошо, справедливо, правда) религиозные нормы- языческие религии, тотемные нормы, жертвоприношения. Два пути формирования права: 1. санкционирование гос. обычаев и др норм социальн норм первобыт общества, офиц. признание, узаконивание, придание им общеобязательной силы (в индии корова- священное животное); 2. Разработка гос. Принцип. новых норм- правил поведения (раньше не было аналогов, нормы по защите права собственности).

8 Типология государства. Формационный, цивилизационный и другие подходы

Тип-гия - осущест. посредством аналит. процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкр. типы (классы). Тип госуд. и права - это целостная совокуп. наиболее сущест. признаков, свойств конкретному этапу в развитии определенного общества. Существ. признаками правовой и полит. системы являются: - принадлежность государ. власти; - целенаправленность гос. власти; - порядок осуществ. (режим) гос. власти; - государственно-правовые и бытовые традиции. Выделяют 2 основ. подхода к типологии : формационный и цивилизационный . 1 подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историч. типом государ. и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экон. формации. Согласно марксис. типол. государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства охватываются един. понятием эксплуататорского государства. Другим совр. подходом является цивилизационный. В н. время в нем преобладает так называемое технолог-кое направление. Оно связывает тип государ. со стадией научно-техническ. прогресса и жизненного уровня населения. Одной из наиболее распростран. и характ-ных для этого направления цивил. подхода является теория стадий экономич. роста, автор которой - известный амер. социолог и политич. деятель Уолт Ростоу. Согл. этой теории, все общества по экономич. развитию можно отнести к одной из 5 стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором заклад-тся основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее выс. уровня народного потребления. Представ. другого направления цивилизационного подхода является англ. историк А. Тойнби. Он сформулир. концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и лок-ное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. Различаются 5 общественно-эконом. формаций, но 4 типа политико-правовых систем; рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Примеры: рабовладельческая формация в Древности, феодальная - в Средневековье, капиталистическая и социалистическая - в Новое время.

9 Типология права. Основные правовые системы мира.

Типол. права соответ. Типол. государства. Однако можно выделить и иные варианты его классификации. Так, используя формационный критерий, различают 4 типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Рабовл. право. Считается, что римляне трижды покоряли мир - легионами, христианством и правом. Поэтому рабовлад. тип права целесообразно рассм. на примере этого права: - разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остал. вещи; - жена, как и все домочадцы, была во власти своего мужа, - строго карались посягател. на чужую собственность; - имущественные споры (виндикация - истребование вещи из чужого владения); Феодальное право. было правом правителей. Оно закреп. классовое и сословное неравенство людей. Предст. госп. класса не считали себя связанными нормами права, так как всегда могли опереться на силу. Капиталистическое право. С совершенств. обществ. отнош. и государств. институтов продолжился процесс совершен. права. Стали обособляться отрасли права. Получило свое развитие социальное законодат-во. Конституционное право. Конституции стали появляться только в XIX в. - Тенденция системы буржуазного права заключалась в том, что оно шло по пути приспособления старого феодального права к новым буржуазным отношениям. - Во Франции был принят гражданский кодекс, - свое большое развитие получ. право собств. (владеть, пользоваться и распоряжаться). Основные правовые семьи: Романо-германская; англо-саксонская; религиозная; социалистическая. Правовая семья - совокупность неск. национ. правовых систем выделенная на основе общностей. Романо-германская особ.: 1.осн. источник права-закон; 2.имеются специализированные органы констит. контроля (конст.суды); 3)суд присяжных встреч. очень редко.Англосаксонкая особен.: 1. Основ. Источником является судебный прецедент; 2.постепенно возрастает роль законов; 3. Отсутствие конституционных судов; 4. Полная состязательность уголовного процесса. 4. Адвокат имеет шир. права.

10 Функции государства: понятие, классификация. Изменение функциональной роли государств в ХХ-ХХ I веке.

Функции государства - это основные направ. его деят-ти по управлению обществом, отражающие его цели и социал. назначение. В юр. науке сущ. следующие критерии классификации функций государства, а именно: 1. В зависимости от направлен-ти решаемых гос. целей и задач (внутренние и внешние); 2. По продолжит. их существ. и деятел. (постоянные и временные); 3. По важности и соц. значимости тех или иных направл. государств. Деятельн. (основные и не основные); 4. По принципу разделения властей (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные); 5. В завис. от соц. значимости (выражающие интересы правящих классов, слоев или групп); 6. От сфер их приложения и осуществ. (политические, идеологические, социальные, экономические); 7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные); 8. На основании террит-ого масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов федерации); Изменение функцион роли: происходило после 2ой мир войны. 2 системы гос-в капитал. буржуазные (англия германия франция США) и социалист. (китай, вьетнам, сев корея, куба) Конкуренция мд двумя системами по экономич. политич. и соц вопросам, в конце 20века социалистич система начинается рушиться. В бурж-ных госх-х функции ориентируются на 1) оказание соц-ных услуг населению (здравоохр, досуг, образование, пенсии, пособия 20-25% бюджета в сша) 2)борьба за колонии, раньше шла с оружием теперь эконом-кими методами, переросло в неоколонизм. В социалистич гос-х изменение функции обороноспособности страны, экономич функция помощи братским государствам, ранее оч развитая сейчас уменьшение.

11 Внутренние и внешние функции современного Российского государства

Внут. функции госуд. предст. собой осн. Напр. внут-ней деят-ти гос-ва, обусл-ные необх-тью решения стоящих перед ним внутр. задач. Они разнообразны и охват. практ-ски все сферы общества и государства. Экономическая функция - обеспеч. норм. функционир. и разв-тия экономики. Они регулируются гос. именно эконом-кими методами, прежде всего посредством выработки долгосрочной гос. программы по развитию экономики. Гл. в этой прогр. являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика. Социальная функция - это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществ. мер по удовлетвор. социал. потребностей людей, поддержанию необх. уровня жизни населения, обесп. необх. условий труда, его оплаты, быта и т.д. Гл. назначение этой функции - обесп. общест. благополучие. Под норм-ми усл-ями жизни людей подраз-тся: возм-сть трудоустройства; без-ный для здоровья труд и адекватная его оплата; соц. страх-ние и помощь. Правоохранительная функция , - это деятельн. гос. по обеспечению точного и полного выпол. своих предписаний всеми гражданами, организациями, государств. органами. Она включает в себя обеспечение общ-ного и правового порядка, защиту и охрану прав и интер. граж. и орган-ций, защиту конст. строя и государства от противоправных посягательств. Внешние функции предст. собой осн. направл. деятельн. гос-ва, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на межд. арене целей и задач. Они зависят от ряда факторов: харак-ра сущ. в стране пол. режима и типов государств; этапов разв. одного и того же гос.; Одновр-но внешние функции гос. являются логич-ким продолжением его внутренней деятельн-ти, Оборонная функция - одно из напр-ний деят-ти гос., имеющее выпол-ние комплекса мероприятий (военных, эконом., правовых, идеологич., организац. и иных) по защите его суверенитета, мирного труда и территориальной целостности. Обор. функция любого государства составляет важное направление его деятельности. В соответствии с зак-вом РФ она базируется на военной доктрине и осущ. по след. напр.: - укрепл. оборон. мощи страны; - пост. совершенств. воор-ных сил и повыш. их боеготовности. Функция сотр-ва с другими государствами. З аложены интересы каждого государства. Функция содруж. с другими странами развивается по следующим напр-ям: 1. Сотруд-во с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предп. деят-ть по сох. мира, предотв. войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. 2. Эконом., торгово-финансовое сотруд-во. Совр. уровень развития общ-ва требует более шир-го участия гос. в межд-но-эконом-комсотрудничестве. 3. Культурное и научно-техн. Сотр… 4. Межд. охрана окр. среды.

12 Формы и методы осуществления функций государства

Функции госуд. осущ-ся в опред-ных формах и опред-ми методами. Формы осущ. функций хар-ют связь гос. с правом как одним из осн-ных средств властвования. Через право гос. проводит в жизнь свои функции, решает свои экон., полит., идеологич. задачи. В одних случаях гос. издает юридич. нормы, в других - орган-ет их исполнение, в третьих - обеспеч-ет, охраняет их. В завис-ти от этого и различают 3 осн. формы осущ. функций: 1. Правотворческая - гос. Деят-сть, выраж-ся в разработке и принятии юридич. норм, в которых закреп-ся программы деят-ти людей. Она закл-тся в издании нормат. актов, т.е. актов, которые устанав. новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоохранительная - гос. деят-сть, выражающаяся гл. образом в контроле и надзоре за соблюд. и исполн. норм, а также в применении принуд. мер к их нарушителям. В процессе осущ. данной функции решаются юридич. дела, связанные с применением юридич. санкций, спорами между отдел-ми лицами и т.д. 3. Правообеспечительная - гос. деят-ность, выраж. в принятии мер по исполн. норм права. Она состоит гл. образом в издании властных индивид-ных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, инд-ный случай (напр., издание разового планового акта по строительству, назн. гражданина на должность).

13 Форма государства. Факторы, влияющие на выбор формы государства.

3 элемента: форма правления (республика власть осущ. выборными органами, избираемые на опред-ный срок. В республике главой гос. является президент: президентская США, парламентская Германия, Австрия, смешанная Франция Украина, монархия: абсолютная Кувейт, конституционная Япония, дуалистическая россия с 1906 по1917, парламентская Великобритания. Политический режим (демократический- высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществл. его прав, позволяющим ему оказывать влияние на гос., либеральный, авторитарный- не огранич. законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регул-мых гос. общ-ных сфер, тоталитарный полный контроль). Форма государственного устройства(унитарное Япония, федеративное РФ)

Факторы влияющие на выбор формы гос-ва: 1)расстановка клас-вых сил в обществе на переходном периоде (где какой класс сильнее то и получилось, в Англии монарх уступил часть полномочий, в России уступили и учереждена манифестом гос дума) Во Франции революции и провозглашена Республика; 2) обычаи, традиции (в Англии жизнь немыслима без монархии); 3) экономически политич зависимые гос-ва от бывших метрополий (колонии Великобритании: Австралия Индия, Канада) в Африке и Азии учреждены правит-ва и опред гос органы с назнач ставленниками) 4) Острота межнациональных противоречий (её степень, по мнению Маркса федерацию с небольшими автономиями там где национальная непримиримость Балканы, Россия

14 Романо-германская правовая семья (континентальное право): общая характеристика

Романо-герм. пр. семья, являясь самой древней зап-ной пр-вой системой, имеет ряд отлич-ных родовых особенностей: - содержит многие атрибуты римского частного права (институты, концепции, приемы, лексика, структура материального права...); - кодифицированность осн-ных отраслей мат-ного и проц-ного права; - разделяет мат. право на частное и публичное, - осн. источ. права признается нормотворчество гос., а судебный прецедент рассматр. лишь как вспомогат. источник; - наряду с соблюд. принципа верховенства закона действует и принцип этатизма - признание и усиление ведущей роли госв обществе; - в государствах, относящихся к этой правовой системе, имеется несколько видов судов высшего звена - действует система административного контроля министерства юстиции над судами (аттестация судей, контроль за кадровой политикой судов, осуществление программ по повышению квалификации судей...); - структура юридич. профессии предполагает деление на 8 горизонтальных ветвей: судья, адвокат, юрисконсульт, частнопрактикующий юридич. советник, прокурор и подчиненные ему следователи, ученые и преподаватели. Начало романо-германской пр. семьи юристы-исследователи и историки ведут с XIII в. Согласно романо-германской доктрине обычные законы подразд-тся на кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Во всех странах системы закреплены принципы приоритета конституционных законов над обычными. Кроме законов в странах романо-германской системы прин-тся множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права, который выступает в качестве дополнения к закону. Кроме того, обычай выполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости законодат. решений. Сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права. Страны, относящиеся к этой правовой семье, объединены единой концепцией, согласно которой первостепенная роль принадлежит закону. Тем не менее между правовыми системами этих стран наблюдаются и сущ. различия, которые касаются таких аспектов, как конституционный контроль, кодификация, различная роль регламента и толкования закона.

15 Семья общего права (англо-американское право)

В англосаксонской пр. семье различ. группу англ-ого и амер-ого права. В группу англ. права входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др. Англ. право, в отличие от континентального, развивалось не в унив-тах, не учеными-юристами, а юристами-практиками. Это «право судебной практики», когда в решениях судов не только применяются, но и создаются нормы права. Структура права в англ. пр. семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юр. язык совершенно иные, чем в романо-германской пр. семье. В англ. праве отсутствует деление на публичное и частное, безусловный приоритет отводится процедур-му праву, а не материальному. Англия не имеет писаной конституции, ее заменяют акты парламента. Парламент делегирует исполнит. органу власти подзаконное нормотворчество. Законод-во как источник права находится в менее выгодном положении, так как акт парламента требует суд. толкований, которые сами становятся суд-ми прецедентами. Что касается делегир-го закон-ва, то суд офиц-но имеет право его отмены. Другим источником англ. права является закон. Он появился позднее прецедента, но постепенно приобрел одн



Просмотров