«Безопасность в доме». Развлечение для детей по образовательной области «Безопасность. Сказочная безопасность. Как обучить ребенка правилам безопасности по народным сказкам

© unsplash.com

Детские сказки – это просто кладезь намеков и прямых, и тонких. Главное, умело повернуть их в нужную сторону в разговорах с детьми. Журналист Наталья Калашникова расспросила детского психолога и специалиста по детской безопасности Ольгу Бочкову о том, как увидеть известные сказки в нужном ракурсе и расшифровать имеющиеся в них послания.

«Волшебник Изумрудного города», Александр Волков

Правило №1: Игнорировать правила безопасности – это безрассудство!

«"Буря, идёт страшная буря! – закричал он. – Прячьтесь скорее в погреб, а я побегу, загоню скот в сарай!" Анна бросилась к погребу, откинула крышку. – "Элли, Элли! Скорей сюда! " – кричала она. Но Тотошка, перепуганный рёвом бури и беспрестанными раскатами грома, убежал в домик и спрятался там под кровать, в самый дальний угол. Элли не захотела оставлять своего любимца одного и бросилась за ним в фургон. "Я вычитала в своей волшебной книге, что домик всегда пустует в бурю…" Элли смущённо ответила: "Это правда, сударыня, во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой…" – "Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть!"»

Если во время бури надо прятаться в погребе, так и делайте, неоправданный риск может иметь очень серьезные и опасные последствия. К сожалению, даже волшебники не могут предусмотреть подобные безрассудства.

Правило №2: Бесплатный сыр бывает только в мышеловке

«Вдруг Элли заметила впереди столб и на нём доску с надписью: "Путник, торопись! За поворотом дороги исполнятся все твои желания!!!" Элли прочитала надпись и удивилась. – "Что это? Я попаду отсюда прямо в Канзас, к маме и папе?" Элли обрадовалась, забыла обо всём на свете и бросилась вперёд. Тотошка следовал за ней с весёлым лаем».

Если вам предлагают исполнить все желания где-то за поворотом, остановитесь и подумайте: а проверенный ли это источник, и с чего бы ему исполнять желания всех незнакомых ему людей? Чем больше обещания, тем больше разочарование, да еще и с опасностью для жизни, как и вышло у Элли.

Правило №3: Никогда не отходи далеко от родителей, если находишься в незнакомом месте

«Железный Дровосек и Страшила, увлечённые всё тем же интересным спором, что лучше – сердце или мозги, не заметили, что Элли убежала, и мирно шли по дороге. Внезапно они услышали крик девочки и злобный лай Тотошки».

Этот отрывок хорошо подходит для родителей – иногда детям требуются секунды, чтобы попасть в переделку, будьте внимательны и не отпускайте ребенка ни на шаг. А еще лучше – учите его правилам безопасности!

Правило №4: Только трус нападает на беззащитных и слабых

«Эта мирная беседа была прервана громовым рычанием. На дорогу выскочил огромный лев. Одним ударом он подбросил Страшилу в воздух; тот полетел кувырком и упал на краю дороги, распластавшись, как тряпка. Лев ударил Железного Дровосека лапой, но когти заскрипели по железу, а Дровосек от толчка сел, и воронка слетела у него с головы. Крохотный Тотошка смело бросился на врага. Громадный зверь разинул пасть, чтобы проглотить собачку, но Элли смело выбежала вперёд и загородила собой Тотошку. – "Стой! Не смей трогать Тотошку!" – гневно закричала она. Лев замер в изумлении. – "Простите, – оправдывался Лев. – Но я ведь не съел его…" – "Однако ты пытался. Как тебе не стыдно обижать слабых! Ты просто трус!" – "А… а как вы узнали, что я трус? – спросил ошеломлённый Лев. – Вам кто-нибудь сказал?.."».

Трус, чтобы казаться смелым, лезет в драку первым, рассчитывая напугать врага, которого он очень сильно боится сам. Если кто-то запугивает или задирает тебя, держись уверенно, не пугайся и не давай себя в обиду. А лучше – уйди от обидчика.

«Маша и Медведь», русская народная сказка

Правило №5: Отправляясь в лес, подготовься

«Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась».

Правила сбора в лес самые простые:

Яркая одежда, заряженный телефон, компас, свисток;

отходить друг от друга можно максимум на два метра.

А если заблудились:

Остановиться, осмотреться и позвать на помощь;

уходить со своего места, тем более искать наугад дорогу - крайне опасно и неизвестно, куда может привести!

«Гадкий утенок», Ганс Христиан Андерсен

Правило №6: Не стоит терпеть пустую критику и грубое обращение

«"Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймет! Ты, видно, хочешь быть умнее кота и нашей госпожи, не говоря уже обо мне! Не дури и будь благодарен за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, ты попал в такое общество, в котором можешь кое-чему научиться. Но ты пустая голова, и разговаривать с тобой не стоит. Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя. Так всегда поступают истинные друзья. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да сыпать искрами!" – "Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят!" – сказал утёнок».

Тут вывод очевиден: если кто-то попробует сказать вам подобное тому, что сказала курица гадкому утенку, непременно сделайте так же, как этот мудрый парень! Идите подальше от этого места и этого человека!

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Александр Пушкин

Правило №7: Отправляясь на прогулку, предупреди родителей.

«Делать нечего. Она, / Чёрной зависти полна, / Бросив зеркальце под лавку, / Позвала к себе Чернавку, / И наказывает ей / Сенной девушке своей/ Весть царевну в глушь лесную / И, связав её, живую / Под сосной оставить там/ На съедение волкам. / Чёрт ли сладит с бабой гневной? / Спорить нечего. С царевной / Вот Чернавка в лес пошла / И в такую даль свела, / Что царевна догадалась / И до смерти испугалась»

Если вы собираетесь погулять, даже с кем-то знакомым, предупредите близких о том, с кем и куда вы идете. В случае с царевной ее отец знал бы, к кому первому идти с вопросом - что стало с дочкой.

Чернавка, хоть и по-доброму относилась к Царевне, выполняя приказ, была готова ее убить. Очень редко, но в жизни такое бывает, что человек, знающий вас и относящийся к вам с симпатией, может сделать зло. Мы не можем подозревать всех, но можем научиться соблюдать правило – если тебя кто-то куда-то зовет «сначала уточни у близких, можно ли пойти».

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин — подосиновики.
Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.
Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?
Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.
На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно — толстое мясистое, похожее на морковь корневище.
Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.
Но склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!
А теперь давайте поговорим об опасных грибах.
Какие ядовитые грибы вы знаете?
Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.
Один из самых ядовитых грибов — бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки — зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.
Очень ядовитый гриб — ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба.
А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.
Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.
Послушайте сказку.

Советы лесной Мышки

Летом Настя гостила у бабушки в деревне. Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
— Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.
О Какой совет вы могли бы дать девочке?
— Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
— Ой, кто это? — удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
— Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, е темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.
— Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
— Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить.
Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка. — Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.
— Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.
— Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
— Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.
— Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
— Что ото за ягоды? - спросила Настя у мышки.
— Это семена ландыша.
— Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
— Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
— А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.
— Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.
— Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
— А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
— Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
— Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них. Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода. Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
— Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?
— Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.

Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?
— А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.
Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.
— Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.
— Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.

ВОПРОСЫ
Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?

Не собирайте незнакомые грибы.
Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
Не храните необработанные грибы более суток.
К ядовитым грибам относятся:
бледная поганка,
мухомор,
ложный опенок,
сатанинский гриб.

ПРАВИЛА

Осторожно - ядовитые Грибы и ягоды!
Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.

Сказки

«ХИТРЫЙ ОГОНЬ И ВОДА»

Жил да был Огонь – неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую – нибудь проделку – сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает прочие проказы.

И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь, ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не прикрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном из домов, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка испугалась его, отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой. Вода расплескалась и затушила пламя.

Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел – люди прикрыли свой очаг заслонкой.

Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения – на праздниках, которые проходят ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали танцевать вокруг него. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было ни реки, ни озера. И Огонь был рад- радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул, даже не дождь, а ливень, который затушил пламя.

После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард.

«ПОЖАРЫЧ»

Жил – был старичок-лесовичок, звали его Пожарыч. Любил он поиграть со спичками: то траву подожжет, то куст запалит. Несладко приходилось всему лесу и его жителям. Зато стоял тот лес на берегу синего моря, из которого время от времени выходили 33 пожарных богатыря. Каждое утро начиналось с того, что старичок Пожарыч лес поджигал, а они его тушили. Однажды поджег он травку да не рассчитал: занялась землянка бабки с дедкой. Бабка тут завелась: «Говорила тебе, старый, что нужен нам в хоромы огнетушитель, ведь с каким соседом рядом живем! Ступай в ЖЭК, поклонись рыбке и выпроси у нее средства тушения пожара».

И тут такой переполох случился: богатыри из пожарной части имени Черномора лес тушат, дед в ЖЭК побрел, бабка воду в корыте таскает, а лесовик так перепугался, что второпях спрятался в волчьем логове. К вечеру 33 богатыря, черные и усталые, отправились к себе на дно отмываться да отдохнуть. Землянка все-таки сгорела, и остались дед с бабкой возле мокрого корыта и с огнетушителем. Вернулся лесовик-хулиган к своей избе, а на том месте лишь куча головешек. Увидев печальные последствия своих игр, зарыдал Пожарыч горькими слезами и выбросил, наконец, коробок спичек. А звери и птицы собрались на главную поляну леса думать, что им делать с поджигателем. Поставили лесовичка посередине и начали его ругать и укорять, пока Пожарыч не выдержал: «Понял я, что виноват, простите меня, никогда больше не буду с огнем забавляться, ведь у меня тоже дом сгорел! »

И зажил лес по-новому, в безопасности. На каждой опушке отныне висит аппарат телефонный, соединенный спутниковой связью с русалкой – диспетчером пожарной части синего моря. И в наше, далекое от сказочного, время тоже есть телефоны (правда, не на каждой «опушке», по которым можно позвонить в случае пожара, и приедут богатыри. Только разъезжают они теперь на красных машинах с сиренами. Так что при пожаре вызывайте их скорее по телефону «01». Такой простой номер, чтобы не забыть, а то кто-нибудь запутается в справочнике, да и сгорит вместе с ним.

«СКАЗКА – БЫЛЬ ОБ ОГНЕННОМ ЗМЕЕ»

Эта история произошла в Новый год. Дети весело кружились вокруг елки в компании со Снегурочкой и Дедом Морозом. Баба Яга и Леший всех заразили своим зажигательным плясом. На праздник прибывали все новые и новые гости, и никто не заметил, как в зал потихоньку прокрался Огненный Змей. Он сразу стал пробираться к елке, по пути слизывая языком разный новогодний мусор. В зале потянуло дымком, но все продолжали веселиться. Вот длинный язык хитрого Змея уже дотянулся до проводки электрической гирлянды и затерялся среди разноцветных огоньков. Но больше всего он хотел достичь верхушки елки, где сверкала звезда.

Но коварный Огненный Змей рано торжествовал победу. Он не знал, что в зале дежурят юные пожарные, и они заранее спрятали под елкой плотную Ткань, Песок и Огнетушитель. Первыми почувствовав запах дыма и заметив среди веток огненный язык, юные пожарные смело вступили в бой со зловредным Змеем, используя припрятанные средства огнетушения. Особенно помог Огнетушитель, который так усердно плевался пеной в Огненного Змея, что тот от бессилия и злобы зашипел и стал медленно отступать. Не отступали и Ткань с Песком: они накидывались на Змея со всех сторон. Песок лез ему в глаза, забивал ноздри и уши. Неудачливый злодей чихал и кашлял, извивался и изворачивался, но, к радости присутствующих, становился все меньше и меньше. На помощь юным огнеборцам поспешили и гости: Бабушка Метелица махала длинными рукавами, Снежная Королева дышала на него холодом, и Змей из последних сил прошипел от злости и исчез. Осталась лишь маленькая кучка золы и облачко дыма. А обрадованные Дед Мороз и Снегурочка подарили юным пожарным за смелость и находчивость лучшие подарки из своего мешка. Так благополучно закончилась эта история.

Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.

Задачи:

Образовательные:

— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме, закреплять умение соблюдать осторожность.

— Формировать более точное понимание того, кто является «своим», «чужим».

— Закрепить знания о пожароопасных ситуациях.

— Закреплять умение пользоваться телефонами службы спасения.

Развивающие:

Развивать внимание, речь.

— Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

— Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.

— Помочь обрести уверенность в себе, уметь найти выход из опасных ситуаций.

Ход развлечения:

Воспитатель: Сегодня мы с вами ребята будем говорить о «Безопасности в доме».

Звучит музыка, в зал входят Незнайка, Буратино.

Незнайка: Это о какой безопасности вы говорите!

Буратино: Да ещё в доме!

Незнайка: Это чего же опасного может быть дома?

Буратино: Придут ребята – озорники домой, а там опасность.

Незнайка: Отец с ремнём!

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, в доме есть опасные предметы? (В доме много полезных предметов, но если с ними неправильно обращаться, то они могут быть опасными.)

Незнайка: А что это за такие предметы?

Воспитатель: А вы оставайтесь у нас и узнаете.

Буратино: Ну что останемся?

Незнайка: Давай, останемся, послушаем, что это за такие опасности.

Воспитатель: Об опасных предметов нас предупреждали ещё в старых сказках. Помните, в одной из сказок принцесса уколола палец веретеном. (Спящая красавица.) Иногда бывает так, что опасными предметами являются те, которыми мы чаще всего пользуемся. Посмотрите, какая история произошла с одним «гостем».

Инсценировка детьми стихотворения «К нам пришёл сегодня гость».

(Реквизит: макеты – гвоздь, кнопка, спица, топор, нож, пила).

К нам пришёл сегодня гость

И случайно сел на гвоздь

Гость смертельно побледнел,

Встал со стула робко

И на кресло пересел

(Где лежала кнопка).

Бедный гость из-за стола

Вылетел, как птица…

А внизу его ждала бабушкина спица.

С полки вдруг упал топор,

Нож, пила и гвозди…

Гость несчастный с этих пор

К нам не ходит в гости!

Воспитатель: Ребята как вы думаете, а почему гость больше не хочет ходить в гости в этот дом? Какие правила безопасности поведения не соблюдали хозяева? (Ответы рассуждения детей).

Дидактическая игра: «Опасные предметы».

Перед детьми на магнитную доску выставляются картинки «Как избежать неприятностей» (игровой дидактический материал по основе безопасности жизнедеятельности). Воспитатель задаёт вопросы, дети, опираясь на картинки, дают развёрнутые ответы.

1. Можно ли детям играть с острыми предметами: вилками, ножами, ножницами?

2. Можно ли прикасаться руками к кастрюле, чайнику, если они находятся на газовой плите.

3. Можно ли совать в нос, уши мелкие предметы – булавки, гайки, гвоздики.

4. Можно ли без разрешения взрослых брать молоток, плоскогубцы, рубанок и другие предметы для работ по дому.

5. Можно ли шпильку, гвоздь, спицу совать в розетку?

6. Можно ли без разрешения взрослых включать электроприборы (утюг, пылесос, телевизор, компьютер и другие электроприборы).

Незнайка: Спасибо ребята, теперь мы с Буратино знаем, какие предметы в доме могут быть опасными и что нужно делать, чтобы избежать неприятностей.

Буратино: А я теперь больше никуда не буду совать свой длинный нос, особенно в розетку.

Воспитатель: Да Буратино, электричество – это большой друг человека, если только с ним правильно обращаться, но не осторожное обращение с ним может привести к беде. От неправильного обращения с электричеством может случиться такая беда как пожар. Ребята, давайте вспомним, от чего может возникнуть пожар? (От спички, от непотушенного окурка, не выключенные газовая плита, утюг и другие электроприборы.)

Незнайка: А у меня самая любимая игра «Зажги спичку». Я не знал, что в неё опасно играть.

Воспитатель: Ребята давайте расскажем нашим гостям, к чему могут привести игры со спичками.

Инсценировка стихотворения. (Реквизит: большая коробка спичек, спичка).

Мать на рынок уходила

Дочке Лене говорила:

— Спички, Леночка, не тронь,

— Жжется, Леночка, огонь.

Мама уходит. Лена берёт большую коробку со спичками и зажигает спичку.

Воспитатель: Лена маму не послушала. Как вы думаете, ребята, что произошло потом? (Ответы рассуждения детей).

Буратино: Кто же теперь спасёт Леночку и дом!

Дети: Пожарные.

Незнайка: А это кто?

Игра «Ответь на вопрос, собери картинку»

Дидактическую картинку с изображенными пожарными во время тушения пожара разрезают на шесть фрагментов. На другой стороне каждого фрагмента пишется вопрос. Дети отвечают на вопросы и складывают картинку.

1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные).

2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома).

3. Какая у них работа? (Трудная, интересная, тяжёлая, но нужная людям).

4. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закалёнными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными).

5. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне дыму).

6. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении).

Буратино: А по какому номеру телефона можно вызвать пожарных?

Дети: 01.

Воспитатель: Если ж вдруг пожар случиться,

Нужно вам поторопиться,

К телефону ты беги

И по 01 звони.

Мчится огненной стрелой,

Пожарная машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина.

Подвижная игра «Огонь и вода». (Атрибуты: ленточки – красные, синие)

Дети делятся на две команды. Дети с красными ленточками — это огонь. Дети с синими ленточками – это вода. Ленточки прикрепляются на поясе. Дети с голубыми ленточками должны собрать все красные, изображающие огонь, то есть «потушить огонь».

Воспитатель: Но это ещё не все опасности поджидающие нас дома. Вот в этих красивых пузырьках тоже прячется опасность. (Воспитатель показывает пузырьки, коробочки от различных лекарств).

Буратино: А что в них?

Незнайка: Да это, наверное, вкусные сиропы и конфетки. Вы всё придумываете, что они опасны, наверное, просто делиться с нами не хотите.

Воспитатель: Нет, это не конфетки!

Буратино: А что это?

Дети: Лекарства.

Незнайка: А почему лекарства опасные?

Буратино: Они даже очень полезные. Вот, например, заболел ты ангиной, выпил пузырёк микстуры, 2-3 упаковки таблеток съел и здоров. Красота!

(Незнайка берёт лекарства и начинает складывать их в карман, воспитатель забирает их у него и складывает в аптечку).

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашим гостям, где и как надо хранить лекарства и почему их нельзя брать детям. (Рассказы детей).

Буратино: Ну что же надо делать, если сильно заболел?

Дети: Обратиться к врачу или вызвать скорую помощь по телефону 01.

Инсценировка «Врачи». (Белые халаты, медицинская аптечка с медицинскими инструментами).

Ребёнок: Всем понятно, что лекарство

Без врача давать опасно.

Если ж болен ты,

Набери скорей 03.

(Звучит сирена «скорой помощи», входят два ребёнка одетые в костюмы врача и медсестры).

Медсестра: Пилюльки и таблетки

Нельзя тайком глотать!

Об этом все ребята обязаны узнать.

Вот если заболеете,

Врача вам позовут,

То взрослые таблетку

Вам сам принесут.

Врач: Но если не больны вы.

Таблетки есть нельзя:

Глотать их без причины

Опасно вам, друзья.

Ведь отравиться можно:

В таких таблетках – вред!!!

Так будьте осторожны –

Живите много лет!!!

Воспитатель: Но в жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка.

Буратино: Мой папа Карло много работает, и я часто бываю дома один. А если ко мне приходят гости, я отрываю дверь и говорю:

— Проходите гости дорогие!

Дети: Так нельзя делать, за дверью может оказаться преступник.

Воспитатель: Бывают разные ситуации, преступник может переодеться врачом, сантехником или сказать что он знакомый вашей мамы или папы. Но вы должны помнить, что незнакомым людям дверь открывать нельзя.

Инсценировка. (Атрибуты: дверь, стол, телефон).

Если позвонил звонок,

Посмотри сперва в глазок

В гости кто пришел, узнай,

Но чужим – не открывай!

Если нет глазка, тогда:

«Кто же там?» — спроси всегда,

А не станут отвечать –

Дверь не надо отвечать!

Если телефон звонит.

Кто – то в трубку говорит:

— И куда же я попал?

Номер я куда набрал?

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?-

Ничего не отвечай,

Просто маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания!» — скажи

Быстро трубку положи!

Игра «Свой – чужой».

Детям показываются картинки с изображением людей в профессиональной одежде.

Воспитатель: Кому из этих людей вы бы открыли дверь?

Дети: Никому. (Объяснения детей).

Воспитатель: А если чужой человек долго не уходит от вашей двери или пытается открыть её, что надо делать?

Дети: Вызвать полицию по телефону 02.

Буратино: А кому же можно открывать дверь?

Дети: Своим родным и близким.

Незнайка: Я всё понял! Двери чужим открывать нельзя об этом даже предупреждают в сказках. Ребята, а вы помните эти сказки?

— «Волк и семеро козлят».

— «Три поросёнка».

-«Красная Шапочка».

-«Петушок золотой гребешок».

Воспитатель: Вот и подходит к концу наша встреча, но чтобы вы друзья ещё раз повторили опасные ситуации, давайте сыграем в игру.

Игра с мячом «Опасно – не опасно».

Дети встают в круг, воспитатель просит определить опасность для жизни и здоровья в предлагаемой ситуации, которая может возникнуть дома. Если ситуация опасна – ребёнок отбрасывает мяч, если не опасна – ловит.

Примерные ситуации: Открывать крышку горячей кастрюли; сушить вещи над газовой плитой; помогать маме по дому; разговаривать с незнакомым человеком по телефону; поджигать бумагу; смотреть с папой футбол по телевизору; совать в розетку ножницы, рисовать картину с бабушкой.

Незнайка и Буратино прощаются с ребятами. Воспитатель приглашает их на следующие развлечения.

Список использованной литературы:

1. Т.П.Гарнышева « ОБЖ для дошкольников», Санкт Петербург, детство –пресс, 2012г.

2. Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, «Безопасность», Санкт Петербург, детство –пресс, 2012г

3. ОБЖ безопасное общение «Беседы с ребёнком», издательский дом «Карапуз», 2013г.

Надежда Вострецова
Сценарий сказки по пожарной безопасности

ЭЛЛИНЫ НЕПРИЯТНОСТИ.

ЦЕЛЬ: Формирование опыта безопасного обращения с огнём детей дошкольного возраста и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

БАБОЧКА и ПТИЧКА:

Сказка ложь,

да в ней намек -

добрым молодцам - урок.

Пусть намеков в сказке много,

Не судите ее строго.

Сказка учит всех людей

Быть мудрее и добрей.

Сказка - не обман, а тайна,

Не напутайте случайно.

Сказка – кладезь, ясный свет,

На любой вопрос ответ.

Добрый молодец, давай,

Книгу сказок открывай!

Ты получишь наслажденье

За волшебным этим чтеньем!

РАССКАЗЧИК: Жила одна маленькая девочка. Звали её Элли. Ее родители очень часто уезжали, и в это время она оставалась у бабушки. Бабушка любила готовить для Элли всякие вкусности.

(Бабушка у газовой плиты готовит еду. Помешивая поварешкой в кастрюле. Напевает песню. Подходит Элли заглядывает в кастрюлю.)

ЭЛЛИ: Бабушка, как вкусно пахнет. Я тоже хочу приготовить вкусную, превкусную кашу для своих кукол. Можно?

БАБУШКА: Конечно, внученька. Вот тебе кастрюлька, вот поварёшка. Готовь кашку для куколок.

ЭЛЛИ: Бабушка, я хочу сварить настоящую кашу. Дай мне молочка, и немного манки, и хотя бы одну спичечку, ну хоть половинку. Как я буду варить кашу без огня.

БАБУШКА: Запомни, Элли.

Можно играть с ягненком,

Можно играть с поросенком,

С ветром – в пятнашки,

В прятки с дождем,

Но не надо играть с огнем!

Элли, внученька моя дорогая, запомни, что брать детям спички нельзя, потому что в коробке может оказаться страшное оранжево-красное чудовище.

(Элли повесила голову и с обиженным видом отошла в сторону. Бабушка накрыла на стол, а сама пошла в магазин.)

РАССКАЗЧИК: Но вот Элли увидела на столе большую вазу с конфетами. Она хотела взять одну, пока бабушки нет дома. Рядом с вазочкой лежала маленькая, аккуратная коробочка с яркой картинкой. Девочка тут же взяла коробочку и стала рассматривать:

ЭЛЛИ: Какая симпатичная коробочка! Да это же спички! Какие они красивые, одинаковые, светленькие с чёрными головками. Теперь я смогу сварить вкусную-превкусную кашу!

(Элли взяла одну спичку, чиркнула по коробку, в этот же миг случилось что-то страшное: из под спички выскочила маленькая искорка и начала плясать по кухни,(звучит музыка) поджигая всё вокруг и раздался ужасный голос:)

ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ: Спасибо тебе добрая девочка! Ты сняла волшебное заклятье наложенное на меня добрым волшебником Меридоном много тысяч лет назад. Он заточил меня в этой спичке и сказал что освободиться я смогу только тогда когда какой-нибудь ребёнок чиркнет спичкой по коробку и появится искра. Но все дети знают, что спички в руки брать нельзя. Поэтому долгие годы я томилась в темнице. Наконец-то мне попалась ты, замечательная непослушная девочка Элли.

ЭЛЛИ: Тебя заколдовал добрый волшебник? Значит ты злая?

ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ: Да, я злая колдунья Огнинда! Теперь я смогу доделать самое важное моё дело!

ЭЛЛИ: А какое у тебя дело?

ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ: Я должна сжечь всю землю, чтобы не осталось ни кустика, ни травинки, ни листочка, ни домика, ни человечка!

ЭЛЛИ: Как? А что же тогда останется?

ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ : Огромный костёр,(ответила Огнинда и начала колдовать)

Силы злые, ко мне,

Солнце скройся в огне!

Крени, вени, ламя!

Разгорайся пламя!

Крени, вени, раз, два, три!

Всё вокруг меня гори!

ТАНЕЦ ОГНЯ (музыка Escala Palladio)

(Тут Элли не выдержала и бросилась бежать. Она выскочила из дома и увидела как Огнинда машет ей рукой:)

ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ: - Никуда ты от меня не спрячешься! Я всё равно найду тебя и съем!

(Элли идёт по зелёной полянке и плачет.)

ЭЛЛИ: Что я наделала! Зачем я взяла спички? Ведь говорила мне бабушка, что нельзя их трогать!

(Вдруг она увидела маленькую бабочку.)

БАБОЧКА: Здравствуй девочка! Почему ты плачешь?

ЭЛЛИ: Я освободила Огнинду, и не знаю как теперь всё исправить.

БАБОЧКА: Какой ужас…Это очень сложно. Тебе сможет помочь только добрый волшебник Меридон. Он один может победить Огнинду.

ЭЛЛИ: Но я не знаю где найти Меридона.

БАБОЧКА: Я покажу тебе дорогу к Меридону. (В её лапках появилась тоненькая волшебная палочка)

Тирли-дирли-велеса!

Начинаю чудеса!

Уменьшайся, уменьшайся!

В бабочку ты превращайся!

ЭЛЛИ: А зачем ты превратила меня в бабочку?

БАБОЧКА: Мы летим в волшебную страну, где живёт добрый волшебник Меридон. Туда простым людям нельзя.

ТАНЕЦ БАБОЧЕК.

ПТИЧКА: Привет! А что это от тебя гарью пахнет?

ЭЛЛИ: Я освободила Огнинду.

ПТИЧКА: Какой ужас! Как же это случилось? Ведь все знают, что Огнинда может освободиться, только если ребёнок возьмёт в руки спички. Или… нет, не может быть! Ты брала спички?

ЭЛЛИ: Да! – кивнула Элли. – Теперь я хочу всё исправить.

ПТИЧКА: Тебе нужен Меридон. … Вот он… иди к нему…

(Едва Элли вошла в зал, где сидел волшебник, как сгустились сумерки. Меридон нахмурился. Он посмотрел на Элли и воскликнул:)

МЕРИДОН: Как ты могла взять в руки спички? Ведь детям запрещено их трогать. надо торопиться!

(Волшебник ищет свиток с заклинанием. Не нужные отбрасывает.)

МЕРИДОН: Это не то. Не то, опять не то.

Вот – это оно! Скорее у нас совсем не осталось времени!

(Волшебник накрыл девочку своим белым плащом, хлопнул в ладоши и быстро проговорил:)

День и ночь,

Горы прочь!

Расступись леса – поля,

Повернись скорей земля!

На летающем ковре

Да у Элли во дворе!

(Сначала девочка не узнала куда она попала. Всё вокруг выгорело, было чёрным, а на пепелище плясала Огнинда.)

Меридон взмахнул волшебной палочкой и прокричал:

В стакане вода!

В доме беда!

В клетке птица!

Огнинда в темнице!

(С неба хлынул серебряный дождь. Злая волшебница завыла. Добрый волшебник взмахнул палочкой и повторил заклинание. Огнинда заметалась из угла в угол.)

МЕРИДОН: Ах, как плохо! Элли, своим непослушанием ты сделала её сильной и мне одному не справиться. Помогай мне.

(Элли вместе с волшебником повторяла заклинание. Огнинда исчезла. Элли посмотрела на сгоревший дом и заплакала.)

ЭЛЛИ: Никогда больше не буду брать в руки спички. Такая маленькая спичинка, а такая огромная беда.

МЕРИДОН: Не плачь! – погладил её по голове Меридон. – это хорошо что ты всё поняла. Я же волшебник. Я могу вернуть всё обратно.

(Он начал водить в воздухе волшебной палочкой и что-то шептать. Девочка зажмурилась, а когда открыла глаза, то увидела, что от пожара не осталось и следа. Она оглянулась вокруг, Меридона нигде не было.)

А тут и бабушка вернулась. Элли подбежала к ней и прошептала:

ЭЛЛИ: Бабушка, бабушка я всё поняла. Я больше никогда не буду так делать.

БАБУШКА: Как ты не будешь делать?

ЭЛЛИ: Можно играть с ягненком,

Можно играть с поросенком,

С ветром – в пятнашки,

В прятки с дождем,

Но не надо играть с огнем!

ВМЕСТЕ: Даже с волчком – пожалуйста,

Даже с тигренком – пожалуйста!

Но, коли ты вздумал играть с огнем,

То уж потом не жалуйся!

РАССКАЗЧИК: Вот и сказки конец. И я молодец. Сколько знал – столько рассказал!

Публикации по теме:

Сценарий физкультурного развлечения по пожарной безопасности «Юные пожарные» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Надежда» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Конспект занятия по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Основные правила пожарной безопасности» Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Задачи: Обучающие – донести до сознания детей необходимости осторожного обращения.

Конспект НОД по правилам пожарной безопасности «Основные правила пожарной безопасности» Занятия для выпускной группы по правилам пожарной безопасности Тема: «Основные правила пожарной безопасности». Программное содержание:.

Сценарий выступления агитбригады в подготовительной группе «Соблюдай правила пожарной безопасности» Цели: 1. Пропагандировать знания по противопожарной безопасности. 2. Способствовать развитию творческого потенциала при подготовке и выступлении.



Просмотров