Система «коллективной безопасности. Коллективная безопасность: универсальная и региональные системы. Условия деятельности международной организации в сфере поддержания мира

Проблема обеспечения мирного сосуществования различных государств до сегодняшнего дня остается самой глобальной. Первые попытки создания организаций для защиты от внешней агрессии появились после окончания Первой мировой войны. Каждое военное вторжение приводило к наступлению плачевных последствий для жизни и здоровья различных национальностей, а также для экономики государств. Система коллективной безопасности была создана для устранения угрозы миру в планетарном масштабе. Впервые вопрос о создании такой системы был вынесен на обсуждение в ходе переговоров СССР и Франции.

Создание комплекса коллективной безопасности предусматривает принятие всеобъемлющих мер, которые внедряются различными государствами на универсальном или региональном уровнях. Целью создания такого защитного комплекса является устранение угрозы мирному сосуществованию, подавление актов внешней агрессии, а также создание необходимого уровня глобальной безопасности. На сегодняшний день в практике под комплексом коллективной безопасности понимается совокупность форм и методов борьбы стран мира с проявляемой агрессией.

Как развивалась система безопасности на межгосударственном уровне?

Как уже говорилось, первые попытки создания в Европе системы коллективной безопасности были предприняты в 1933 году. Между Советским Союзом и Францией был заключен договор о предоставлении взаимопомощи. Впоследствии этот документ получил название Восточный пакт. Далее проводились многосторонние переговоры, в которых участвовали, помимо указанных стран, США, Китай, Япония и ряд других государств. В результате была достигнута договоренность о заключении тихоокеанского пакта.

Тихоокеанский пакт так и не был заключен из-за воздействия Германии и ее требований о равноправии в сфере вооружения. Из-за проявления агрессии с германской стороны, Советский Союз заключил ряд договоров о военной взаимопомощи с европейскими странами. Это были первые шаги на пути становления соединенной схемы безопасности.

Исторические факты указывают на то, что СССР выполнялись действия, направленные на подписание мирных соглашений и пактов о ненападении.

После 1935 года вопросы обеспечения международной защиты стали предметом неоднократного обсуждения в Совете Лиги Наций. Предполагалось расширить состав стран-участниц таких переговоров. Однако Великобритания воздержалась от подписания каких-либо соглашений. Многочисленные попытки Советского Союза по созданию общественной системы международной безопасности в межвоенный период оказались напрасными. После Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, которая документально утвердила соглашение о коллективной безопасности.

Элементный состав и классификация систем общественной безопасности

Объединенная защита прав и интересов всего населения на межгосударственном уровне включает в себя ряд компонентов:

  • Соблюдение принципов международного права;
  • Соблюдение суверенности и неприкосновенности границ;
  • Невмешательство во внутриполитические дела страны;
  • Принятие общих мер, направленных на борьбу с агрессией и устранение угрозы мировому сообществу;
  • Ограничение и сокращение вооружений.

Основой создания такого масштабного комплекса стал принцип неделимости мира. Общепринято выделять два основных вида систем общественной безопасности:

  • Универсальный;
  • Региональный.

На видео – о системе коллективной безопасности в Европе:

На сегодняшний день Организация Объединенных Наций является гарантом соблюдения норм международного права и принципов мирного сосуществования. Коллективные мероприятия, которые выполняются для поддержания мира, закреплены в Уставе ООН. Уставным документом предусмотрены следующие положения:

  • Перечень запретных мер (угроза силой или ее применение в межгосударственных отношениях);
  • Меры мирного урегулирования спорных вопросов;
  • Перечень мер по разоружению держав;
  • Создание и функционирование региональных защитных организаций;
  • Принудительные меры реагирования без использования вооружения.

Поддержание мира в планетарном масштабе осуществляется Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей. К задачам, поставленным перед международной организацией в рамках универсальной системы, относятся:

  • Расследование случаев и инцидентов, угрожающих миру;
  • Проведение дипломатических переговоров;
  • Проверка выполнения соглашений о прекращении огня или военном вторжении;
  • Поддержание законности и правового порядка государств-участников организации;
  • Гуманитарная помощь нуждающимся субъектам;
  • Контроль над сложившейся ситуацией.

Региональные системы безопасности представлены в виде организаций или соглашений, которые регулируют мирное сосуществование в отдельном регионе либо континенте. В региональные комплексы может входить несколько участников. Компетенция такой организации распространяется исключительно на страны, которые подписали соответствующее соглашение.

На видео – речь В.В. Путина на пленарном заседании Совета коллективной безопасности:

Условия деятельности международной организации в сфере поддержания мира

С момента создания ООН и до сегодняшнего дня, в случае возникновения военных ситуаций или внешнего вторжения, организация может выполнять миротворческие операции. Условиями проведения таких операций являются:

  • Обязательное согласие обеих сторон конфликта на выполнение каких-либо регулирующих действий;
  • Прекращение ведения огня и гарантия обеспечения защиты и безопасности миротворческим подразделениям;
  • Принятие Советом Безопасности соответствующего решения по проведению операций, контроль над которыми осуществляет лично Генеральный Секретарь;
  • Согласованная деятельность всех сформированных воинских подразделений, которые направлены на урегулирование конфликта;
  • Беспристрастность и невмешательство во внутриполитические дела миротворческих организаций и подразделений;
  • Финансирование деятельности регулирующих международных органов посредством финансовой помощи и специальных взносов.

Принципы построения и функционирования общественного комплекса защиты

Среди принципов построения коллективной системы охраны и ее функционирования выделяют следующие:

  • Разработку определенных подходов, документов, концепций, взглядов на возникающие проблемы мирного сосуществования;
  • Обеспечение национальной (внутригосударственной) и мировой безопасности;
  • Военное строительство, формирование штабов и подготовку квалифицированных военных кадров;
  • Разработку нормативных документов в государстве, которые соответствуют нормам международного права в области обороны и обеспечения мира;
  • Двустороннее или многостороннее сотрудничество государств в содружествах;
  • Совместное мирное использование составных элементов военизированной инфраструктуры, водного и воздушного пространств.

Создание мирного пространства в СНГ

В 1991 году Россия, Украина и Беларусь подписали соглашение о формировании Содружества Независимых Государств. Позже к данному Союзу присоединились другие страны постсоветского пространства (например, Азербайджан, Армения, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан). Определяющим направлением деятельности СНГ является поддержание мира и создание безопасных условий жизни для населения.

В рамках СНГ выделяют два основных механизма регулирования.

На видео – о сотрудничестве России и Казахстана:

Первый механизм предусмотрен Уставом. В случае возникновения угрозы конституционному строю или внешнего вмешательства, страны-участницы обязательно консультируются друг с другом и принимают меры по мирному урегулированию спорных вопросов. При необходимости может выполняться миротворческая миссия с использованием вооруженных подразделений. При этом действие вооруженных сил должно быть четко согласованным между всеми участниками.

Второй механизм был закреплен в договоре об обеспечении общей безопасности. Этот документальный акт был принят в 1992 году. Договор предусматривает отказ стран от принятия участия в проявлении агрессии со стороны какого-либо государства. Особенностью заключенного соглашения является то, что если одно из государств проявит агрессивные действия, то это будет расценено как проявление агрессии в отношении всего Содружества. Государству, которое подвергнется агрессии, будет оказана любая необходимая помощь, в том числе и военная. В указанных документах механизм управления и регулирования обеспечения мира четко не закреплен и может содержаться в других международных документах. Вышеуказанный Устав и Договор имеют отсылочный характер на другие нормативные акты СНГ.

Много лет мы проектируем и строим системы коллективного приема телевидения (СКПТ). Они бывают очень разные, как по размеру, так и по назначению: от коллективной антенны на две-три квартиры до кабельной сети на город, от эфирной системы прямого усиления до матричной спутниковой системы. В последнее время все более популярны системы интерактивного IP-телевидения. Раньше это было очень дорогое решение, которое могли позволить себе только крупные операторы связи и Интернет-провайдеры. Сейчас можно построить полнофункциональную сеть IPTV для жилого комплекса или гостиницы, по стоимости сравнимую с качественной аналоговой СКПТ.

Чем коллективная система лучше индивидуальной?

  • Стоимость. Цена коллективной системы в пересчете на одного абонента меньше, чем цена индивидуальной системы с такими же возможностями. Это естественно, поскольку часть оборудования используется всеми абонентами совместно и покупается «вскладчину».
  • Качество. Прием телевидения в современном городе - не такая уж простая задача. В общем случае, для качественного приема необходимо серьезное оборудование, слишком дорогое для одного пользователя. Жильцы многоквартирного дома могут позволить себе установить хорошее оборудование и заплатить за качественный монтаж.
  • Обслуживание. Поддержание индивидуальной системы в рабочем состоянии - забота только ее владельца. Такие системы либо вообще не обслуживаются, либо у каждого жильца есть свой «мастер», который следит только за «своей» системой. В результате в одном доме сосуществуют несколько систем, построенных разными фирмами, на разном оборудовании и в разное время. Как правило, какая-либо документация и маркировка отсутствуют. Каждый «мастер», впервые придя в дом, вынужден разбираться с мешаниной кабелей в слаботочных щитках. Коллективная система монтируется по заказу ТСЖ, управляющей компании или компании-застройщика, по утвержденной проектной документации, и в дальнейшем обслуживается квалифицированным персоналом.
  • Внешний вид здания. Разнокалиберные, установленные в разных местах и разным способом индивидуальные антенны портят внешний вид здания. Очень часто управляющая компания или правление ТСЖ запрещают жильцам устанавливать какие-либо антенны на наружных стенах. Да это и не всегда возможно технически - например, на стеклянном фасаде или на стене, закрытой сайдингом. Бывает, что все окна квартиры выходят на северную сторону, где спутниковые антенны не могут работать в принципе. Конечно, можно установить индивидуальные антенны на крыше, но там место, как правило, ограничено. Кроме того, от каждой индивидуальной антенны должен спускаться в квартиру абонента как минимум один кабель. В современных жилых домах в одном подъезде может быть 100 и более квартир - такое количество кабелей не вместит ни один кабельный «стояк». С коллективной системой все проще: место для одной-двух тарелок найдется всегда, а общих, «магистральных» кабелей в вертикальных кабельных каналах нужно будет проложить от 1 до 9 (в зависимости от выбранной технологии и количества принимаемых спутников) - это уже вполне реально.
  • Отсутствие дополнительных кабелей. Пользователь индивидуальной антенны обычно прокладывает от своих антенн отдельные кабели. Если антенна смонтирована за окнами квартиры, для кабелей нужно сверлить наружную стену. Через дырку снаружи попадает холодный воздух и пыль, а если она просверлена неграмотно, во время дождя из нее может вытекать вода. В коллективной системе в квартиру абонента заходит единственный кабель, по которому доставляются сигналы и спутникового, и обычного телевидения. Он прокладывается по «штатному» пути - от слаботочного этажного щитка на лестничной площадке. В подавляющем большинстве случаев к коллективной системе можно подключить уже существующую квартирную разводку, доработав ее по минимуму, без прокладки новых кабелей (только заменив абонентские розетки и делители). То есть, для подключения к коллективной системе в квартире не нужно проводить «грязные» монтажные работы и нарушать существующую отделку.
  • Возможности модернизации. Коллективные системы легко масштабируются. Например, в коллективную систему для приема обычного телевидения и НТВ Плюс можно добавить спутниковые каналы высокой четкости (например, пакет «Платформа HD»). Для этого достаточно установить одну дополнительную тарелку, и каналы с добавленного спутника автоматически станут доступными всем абонентам системы. С индивидуальными системами так не получится - дополнительную антенну придется устанавливать у каждого абонента. Коллективную систему легко расширить и по охвату. Например, если система смонтирована на один подъезд жилого дома, можно подключить к ней другие подъезды, просто проведя в них кабели. Современные технологии позволяют доставить сигналы от спутниковых антенн по волоконно-оптическим кабелям даже в соседние дома. Эта технология особенно актуальна для дачных и коттеджных поселков. В таких поселках здания невысокие, и зачастую спутники закрыты близко расположенным лесом. Коллективная система позволит установить один антенный пост на весь поселок и «оптикой» подключить к нему отдельные дома. Один и тот же волоконно-оптический кабель можно использовать для подключения телевидения, телефонов и высокоскоростного Интернета.

Системы коллективного приема эфирных программ (MATV)

Коллективная антенна с общим усилителем

Система представляет собой аналог традиционной системы «антенна на подъезд» и состоит из комплекса эфирных антенн, специального многовходового усилителя и распределительной сети.

Комплекс антенн обеспечивает качественный прием городских телепрограмм. В современных городах эфирное телевидение транслируется в разных частотных диапазонах и зачастую с нескольких разных направлений, поэтому одной всеволновой антенны, как правило, недостаточно. Например, в эфире города Екатеринбурга 20 телевизионных каналов, которые передаются с трех разных телебашен в трех частотных диапазонах (МВ-I, МВ-III, ДМВ) и с разной поляризацией излучения (горизонтальной и вертикальной). Поэтому для качественного приема всех городских программ в центре города необходим комплекс из пяти эфирных антенн.

Многовходовый усилитель (Multiband) нужен для корректного сложения сигналов от антенн разных диапазонов. На телецентрах используются передатчики разной мощности, а антенны разных диапазонов имеют неодинаковое усиление, в результате уровни телевизионных сигналов на выходах антенн могут существенно отличаться. Например, в центре Екатеринбурга сигнал «Первого канала» в метровом диапазоне может быть сильнее сигналов дециметровых каналов в несколько тысяч раз (на 30-40 dB). Чтобы раздать телевизионные сигналы от одного антенного комплекса на множество телевизоров, их обязательно нужно усилить. Но сигналы разных телевизионных диапазонов нужно усиливать по-разному, иначе либо каналы с маленькими уровнями окажутся на входе телевизоров слишком слабыми, «зашумленными», либо каналы с высокими уровнями перегрузят усилитель, что еще хуже - на всех каналах появятся «перекрестные» помехи. Усилители Multiband имеют несколько входов (как правило, от 3 до 5) для подключения антенн разных диапазонов, с раздельной регулировкой усиления по каждому входу. Бывают мощные усилители Multiband для большого числа абонентов (многоквартирный дом, подъезд высотного дома) и относительно слабые для небольших систем (частный дом или несколько соседних квартир).

Распределительная сеть состоит из кабелей и делителей. Ее назначение - доставить сигналы с выхода усилителя до телевизоров абонентов. Выходная мощность усилителя должна распределяться между всеми абонентами по возможности поровну, только при этом условии усилитель используется максимально эффективно, а уровни сигналов на всех абонентских розетках находятся в допустимых пределах. Однако реальные распределительные сети строятся обычно по «линейной» схеме, где одни абоненты находятся рядом с усилителем, а другие - далеко. Поэтому в сети используются два типа делителей мощности - на равные части (разветвители, splitters) и на неравные (ответвители, couplers).

Достоинства:

  • система недорогая, компактная и простая в эксплуатации. При необходимости на ее базе можно построить более сложную систему: эфирную СКПТ с головной станцией или систему для коллективного приема эфирных и спутниковых программ.

Недостатки:

  • система применима только для небольшого количества абонентов (один подъезд или небольшой многоквартирный дом, офис, коттедж). Усилитель Multiband позволяет раздельно регулировать усиление по частотным диапазонам, однако выровнять с его помощью уровни разных каналов внутри одного диапазона нельзя. Поэтому система корректно работает, только если усилитель в ней - единственный.

Эфирная СКПТ с головной станцией прямого усиления.

Это более сложная система, в ней телевизионные сигналы каждого канала обрабатываются отдельно. Основа системы - головная станция прямого усиления. Это модульная конструкция, состоящая из базового блока или шасси, на которое устанавливаются модули канальных усилителей - по одному на каждый канал. Такая схема позволяет выровнять уровни всех телевизионных каналов, «подстричь их под одну гребенку». Такой «подстриженный» групповой сигнал можно раздавать большому количеству абонентов, многократно усиливая его, если необходимо.

Поканальная обработка позволяет устранить проблемы с приемом отдельных каналов: дополнительно усилить слабые, возможно, ослабить слишком сильные.

Достоинства:

  • система позволяет получить на абонентских розетках качественные сигналы всех городских телеканалов, даже при сложных условиях приема. СКПТ с головной станцией может обслуживать большой многоквартирный дом или даже несколько домов, микрорайон. Ее можно интегрировать с коллективной спутниковой системой, можно добавить в нее собственные каналы - например, раздать на телевизоры абонентов изображение с камер видеонаблюдения.

Недостатки:

  • стоимость СКПТ с головной станцией несколько выше, чем системы с общим усилителем. На каждый телевизионный канал необходим отдельный модуль канального усилителя, поэтому, если в городе появляются новые каналы, головную станцию необходимо модернизировать.

Системы коллективного приема эфирных и спутниковых программ (SMATV)

Все предлагаемые нами коллективные спутниковые системы предполагают одновременный прием спутниковых и эфирных (обычных) телепрограмм. Сигналы спутникового и эфирного телевидения доставляются в квартиры абонентов по одному кабелю. Для одновременного подключения телевизора и спутникового приемника используются специальные абонентские розетки с двумя раздельными выходами (TV/SAT) или внешние фильтры-разделители.

Матричные системы (Star Distribution)

Эти коллективные спутниковые системы обладают максимальными возможностями и наиболее удобны в эксплуатации. Однако, они самые дорогие и довольно громоздкие, поэтому используются в основном для небольшого количества абонентов - за редкими исключениями, для одного жилого или офисного здания.

Основу их составляют матричные антенные переключатели - мультисвитчи. В общем случае мультисвитч имеет несколько входов для подключения спутниковых антенн (как правило, 4, 8 или 16), один вход для подключения обычной телевизионной антенны (или сигнала местного кабельного ТВ) и несколько абонентских выходов (обычно 4, 6, 8, 10, 12 или 16). В зависимости от управляющего сигнала, поступающего от ресивера абонента, абонентский выход подключается к тому или иному спутниковому входу. Сигнал обычного телевидения всегда присутствует на всех абонентских выходах. Таким образом, каждый абонент получает доступ к любым каналам со всех спутниковых антенн в системе, независимо от других абонентов.

В силу некоторых причин технического характера для подключения к матричной системе одной спутниковой антенны иногда необходимо использовать не один, а несколько спутниковых входов: 2, 3 или 4. Это зависит от выбранного спутника, точнее, от используемого частотного диапазона и поляризации излучения. Например, для коллективного приема программ НТВ Плюс и «Триколор» (спутник Eutelsat W4/W7) необходимо использовать 2 спутниковых входа, для приема популярных европейских спутников HotBird - 4, а для приема телевидения высокой четкости (пакет «Платформа HD» и др.) со спутника Eurobird-9 достаточно одного входа.


Для увеличения емкости матричных систем выпускаются каскадируемые мультисвитчи - кроме абонентских выходов они имеют «проходные» или «магистральные» выходы, на которых повторяются входные сигналы спутникового и обычного телевидения. К этим выходам подключается следующий мультисвитч - оконечный или другой каскадируемый. По такой схеме строятся матричные системы с линейной топологией - например, для одного подъезда многоэтажного дома.

«Линейная» матричная система для приема 3-х спутников на 20 абонентов (один подъезд)

Другая схема, используемая для расширения емкости - радиальная. Сигналы от телевизионной антенны и спутниковых и антенн делятся с помощью разветвителей и направляются на несколько мультисвитчей. Такая схема может быть использована, например, в матричной системе на несколько подъездов, если в доме немного этажей.

В более крупных системах используются комбинации линейной и радиальной схем: сигналы от источников делятся радиально и подаются на входы нескольких линейных цепочек из мультисвитчей, включенных каскадно.


«Линейно-радиальная» матричная система для приема НТВ Плюс (Триколор-ТВ) на 30 абонентов (жилой дом 3 подъезда, 5 этажей, 2 квартиры на этаже)

Мультисвитчи бывают активными и пассивными. Пассивные просто делят входной сигнал между абонентскими и магистральными выходами, активные еще и усиливают его, чтобы компенсировать потери мощности при делении и затухание сигналов в кабелях. Производители предлагают широчайший набор мультисвитчей и вспомогательных устройств (многоканальные усилители, многоканальные ответвители, блоки питания и т.п.), на основе которых можно строить коллективные системы разной сложности и размера.

Достоинства:

  • Можно коллективно принимать сигналы нескольких спутников
  • Абонент может принимать любые каналы со всех спутниковых антенн, подключенных к системе
  • Система «прозрачна» для ресивера абонента: настройка и пользование ресивером происходит точно так же, как если бы абонент использовал собственную индивидуальную антенну (антенны)
  • Прием платных спутниковых программ осуществляется абсолютно легально, так же, как и через индивидуальные системы

Недостатки:

  • В системе используется «многокабельная» магистральная разводка. Это несколько осложняет монтаж, особенно в старых зданиях
  • Довольно дорогое оборудование

«Однокабельные» коллективные системы

«Магистральная» разводка таких коллективных систем выполняется одним кабелем, а вместо дорогих и сложных матричных переключателей используются компактные и дешевые делители, поэтому система получается недорогой и простой в монтаже. Однако возможности «однокабельных» систем сильно ограничены.

В спутниковом телевидении используются разные частотные диапазоны и разные поляризации излучения радиоволн. В индивидуальной приемной системе выбор диапазона и поляризации происходит в конвертере - электронной «головке» антенны, и в кабель к абоненту поступают сигналы не всех каналов спутника, а только из одного диапазона и одной поляризации - именно тех, которые нужны в данный момент абоненту. В коллективной системе необходимо одновременно принимать все сигналы спутника. Просто сложить их, чтобы подать в один кабель, нельзя - они перекрываются по частоте и будут мешать друг другу.

«Однокабельные» коллективные системы строятся по одной из трех схем:

«Однокабельная» система без частотного уплотнения

Система позволяет коллективно принимать программы только одного спутника, но не все, а только часть их - в одном частотном диапазоне и только с одной поляризацией излучения. Типичный пример - популярный спутник Ямал-201 90,0Е, у которого наиболее интересные телеканалы передаются в С-диапазоне с левосторонней вращательной поляризацией (LZ).

Спутниковая антенна и конвертер используются обычные, как для индивидуального приема. Спутниковый усилитель необходим, чтобы компенсировать потери сигнала при делении между абонентами и затухание в кабелях. Обычные телевизионные делители не подойдут - они работоспособны только в диапазоне частот обычного телевидения (5…1000 МГц), а нужны широкополосные, с поддержкой спутникового диапазона (до 2150 МГц).

Пример простейшей «однокабельной» коллективной спутниковой системы (прием пакета «Континент-ТВ» в одном подъезде)

Достоинства:

  • система очень простая и дешевая

Недостатки:

  • сильно ограниченное применение. Можно принимать сигналы только одного спутника, например:
  • платный пакет «Радуга-ТВ» со спутника ABS-1 75,0E
  • платный пакет «Континет-ТВ» со спутника Intelsat-15 85,2E
  • платный пакет «Триколор-ТВ» со спутника Eutelsat W4/W7 36,0E
  • платный пакет «Триколор-Сибирь» или «НТВ Плюс-Восток» со спутника Бонум-1 56,0Е (но только один на выбор, не одновременно)
  • пакет высокой четкости «Платформа HD» со спутника Eurobird-9 9,0Е

«Однокабельная» система со специальным конвертером Single Cable Solution

«Однокабельная» система коллективного приема «НТВ Плюс» на подъезд с использованием устройства частотного уплотнения SUP-575

Система не намного сложнее и дороже систем без уплотнения, но для нее требуется «экзотическое» оборудование. Это либо специальный конвертер с встроенным устройством частотного уплотнения двух сигналов разной поляризации (Single Cable Solution), либо внешнее устройство уплотнения.

Системы Single Cable Solution применимы только в отдельных частных случаях, когда все нужные каналы спутника расположены на близких частотах. Типичный пример использования - коллективный прием пакетов «НТВ Плюс» и «Триколор-ТВ» со спутника Eutelsat W4/W7 36,0E или «НТВ Плюс-Восток» и «Триколор-Сибирь» со спутника Бонум-1 56,0Е.

Достоинства:

  • система простая и дешевая
  • систему можно легко интегрировать с существующей эфирной системой «антенна на подъезд», заменив обычные делители сигнала на широкополосные

Недостатки:

  • сильно ограниченное применение - можно использовать только для коллективного приема «НТВ Плюс» и «Триколор-ТВ»
  • система «не прозрачна» для абонентских ресиверов. Настройки ресивера для работы в коллективной системе Single Solution отличаются от настроек в индивидуальной системе. Автоматическая настройка не поддерживается, каналы нужно «прописывать» вручную

«Однокабельная» система с головной станцией спутниковых конвертеров (IF-IF Processing)


«Однокабельная» система со станцией спутниковых конвертеров «ПЧ в ПЧ» на два подъезда для приема НТВ Плюс, Триколор-ТВ и Континент-ТВ

Это более сложная система, требующая более дорогого оборудования, но с ее помощью можно принимать программы разных спутников (правда, общее число каналов ограничено).

Распределительная сеть остается точно такой же, с одним «магистральным» кабелем и широкополосными делителями. Между распределительной сетью и спутниковыми антеннами устанавливается головная станция - набор модулей-конвертеров, каждый из которых обрабатывает сигнал на одной несущей частоте (один «транспондер»). С их помощью можно собрать в один кабель сигналы разных каналов с разных спутников, работающих в разных частотных диапазонах и с разной поляризацией. Таким образом, головная станция эмулирует один «виртуальный спутник», на котором собраны все интересующие абонента программы.

Достоинства:

Недостатки:

  • требуется довольно дорогое оборудование головной станции
  • количество каналов, доступных абоненту, ограничено числом модулей головной станции. Если на спутнике появился новый телевизионный пакет, то, чтобы он стал доступен, на головной станции необходимо установить дополнительный модуль.
  • система «не прозрачна» для абонентских ресиверов. Настройки ресивера для работы в коллективной системе с головной станцией IF-IF Processing отличаются от настроек в индивидуальной системе. Автоматическая настройка не поддерживается, каналы нужно «прописывать» вручную

В принципе, это технология сетей кабельного телевидения, но в упрощенном варианте она успешно используется и в коллективных спутниковых системах. Например, если абоненты находятся на значительных расстояниях друг от друга (коттеджный поселок), или если нужно организовать коллективный прием спутниковых программ в существующей обычной кабельной сети, непригодной для работы в спутниковом диапазоне.

Сигналы спутникового телевидения поступают на вход головной станции, состоящей из модулей трансмодуляторов, которые преобразуют сигналы цифрового спутникового телевидения (DVB-S, DVB-S2) в сигналы кабельного цифрового телевидения (DVB-C). Кабельные цифровые каналы формируются в диапазоне обычного телевидения, на метровых или дециметровых волнах, поэтому их можно доставлять абонентам через классические кабельные сети, коаксиальные или оптико-коаксиальные. В телевизионном диапазоне потери в кабелях намного меньше, чем на спутниковых частотах. Это позволяет строить очень большие коллективные системы, до микрорайона, поселка и даже города. Правда, для приема спутниковых программ абоненту нужен специфический кабельный цифровой ресивер - он немного отличается от спутникового и стоит несколько дороже.

Достоинства:

  • систему можно использовать для коллективного приема программ нескольких разных спутников
  • систему можно использовать для коллективного приема программ нескольких разных спутников
  • можно строить протяженные системы с очень большим количеством абонентов
  • можно легко интегрировать систему в существующую распределительную сеть для обычного (эфирного или кабельного) телевидения. При этом сама сеть не требует никакой переделки, не нужны даже специальные абонентские розетки.

Недостатки:

  • количество каналов, доступных абоненту, ограничено числом модулей головной станции. для просмотра спутниковых программ абоненту необходим специальный кабельный цифровой приемник

Системы кабельного телевидения (CATV)

Традиционно системы кабельного телевидения - это коллективные системы с очень большим количеством абонентов, от большого дома до целого города, и строят их, как правило, не конечные пользователи, а кабельные операторы, не для собственных нужд, а для предоставления услуг кабельного ТВ населению. Хотя, конечно, бывают исключения.

Система кабельного телевидения (СКТВ, CATV) состоит из трех частей: источники сигналов, головная станция, распределительная сеть.

Источниками сигналов могут быть: эфирные антенны (местные городские программы), спутниковые антенны (спутниковые программы), а также собственная телестудия, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер и т.п. (собственные программы).

Головная станция - это модульное устройство, которое состоит из базового блока (шасси) и набора функциональных модулей. В зависимости от используемых источников сигналов это могут быть модули канальных усилителей или конвертеров (эфирное ТВ), спутниковых приемников (спутниковое ТВ), или модуляторов (сигналы от собственных источников). Головная станция принимает сигналы телевизионных программ от разных источников, в разных частотных диапазонах (телевизионный, спутниковый, немодулированные сигналы аудио/видео) в разном формате (аналоговый, цифровой) и преобразует их в стандартные сигналы аналогового вещательного телевидения в диапазоне метровых и дециметровых волн. Таким образом, с точки зрения абонента СКТВ эфирные, спутниковые и собственные программы оператора ничем не отличаются - для их приема достаточно обычного телевизора.

Распределительная сеть представляет собой систему из кабелей, усилителей и делителей (ответвителей и разветвителей). Ее назначение - доставить сигнал головной станции до каждой абонентской розетки, при этом компенсировав потери на деление и на затухание в кабелях и, по возможности, сохранив качество сигнала. Уже много лет все более или менее крупные СКТВ строятся с использованием волоконно-оптических кабелей, в основном по технологии «волокно до здания» (Fiber to the Building, FTTB). Оптические кабели вносят в сотни раз меньшее затухание, имеют почти идеальную амплитудно-частотную характеристику, не боятся сырости, грозы, наведенных индустриальных помех, и служат в несколько раз дольше медных. Электрический сигнал с выхода головной станции преобразуется в световой поток, усиливается, если необходимо, разветвляется специальными оптическими делителями и доставляется в каждый дом, подключенный к СКТВ. В доме устанавливается оптический приемник, он преобразует оптический сигнал обратно в электрический, чтобы можно было его подать на входы обычных телевизоров. Домовая распределительная сеть строится на обычных коаксиальных кабелях и делителях.

Достоинства:

  • СКТВ может охватывать огромное количество абонентов - микрорайон, поселок, город
  • абоненту СКТВ не требуется никакого дополнительного оборудования, кабельные каналы принимаются на обычный телевизор

Недостатки:

  • оборудование современной СКТВ - сложное и дорогое, поэтому технология применима только для относительно большого количества абонентов (от нескольких сотен)
  • количество каналов, доступных абоненту, ограничено числом модулей головной станции (обычно не более 50…60)

Цифровое вещание в СКТВ

Сегодня многие кабельные операторы не только предоставляют услуги традиционного аналогового телевидения, но предлагают несколько цифровых пакетов, в том числе с программами высокой четкости (HDTV). Можно подать в кабельную сеть цифровые пакеты со спутников, используя трансмодуляторы. Однако, кабельным операторам вряд ли интересно ретранслировать спутниковые каналы без изменений - ведь тогда абоненты будут платить за просмотр платного ТВ спутниковому оператору, а кабельщикам выгодно продавать собственные услуги.

Поэтому в «цифровых» головных станциях используется более сложное оборудование. Спутниковые сигналы демодулируются - преобразуются в цифровые потоки. Платные, кодированные программы, принимаемые со спутников, дешифруются - делаются открытыми. Затем из разных спутниковых каналов кабельный оператор формирует собственные цифровые пакеты, в соответствии со своей маркетинговой стратегией. Сформированные цифровые потоки вновь кодируются - но уже собственной системой кодирования кабельного оператора, которая позволяет ему управлять доступом абонентов к программам и собирать плату за просмотр. Потом цифровые потоки переносятся на частоты метрового и дециметрового диапазонов и вместе с аналоговыми каналами отправляются в распределительную сеть.

Для просмотра аналоговых каналов абоненту достаточно обычного телевизора, а для приема цифровых программ нужен кабельный цифровой ресивер, и, как правило, специфический - с поддержкой той системы кодирования, которую использует кабельный оператор. Обычно кабельные операторы и продают абонентам эти ресиверы или выдают в аренду.

Технология СКТВ рассчитана на большой охват абонентов - от нескольких сотен до нескольких тысяч. Кабельный оператор вынужден рассчитывать на среднюю платежеспособность населения. Поэтому «чисто цифровых» СКТВ в нашей стране нет (по крайней мере, пока) и цифровое вещание позиционируется, как дополнительная услуга.

Системы IP-телевидения (IPTV)

Это совсем новая, но стремительно развивающаяся технология.

В системах IPTV телевизионные программы доставляются абонентам через компьютерные сети с использованием протокола Интернета (IP). Следует различать интернет-телевидение (телевизионное вещание в Интернете, онлайн-вещание) и IP-телевидение. Хотя используется, в принципе, одна и та же технология, это совершенно разные по сути услуги.

В первом случае вещание осуществляется в публичной сети Интернет, без каких-либо ограничений по территории, как правило, бесплатно. Соответственно, никаких гарантий качества (как и самой возможности приема) не существует - все зависит от того, как подключен к Интернету каждый конкретный «телезритель», какую скорость предполагает его подключение и насколько оно надежно. Для просмотра телепрограмм используется ПК. По большому счету, телевещание в Интернете - это один из многочисленных сервисов Интернета.

Система IP-телевидения строится специально для предоставления населению услуг платного телевидения. Вещание локализовано в кабельной

сети одного оператора - как правило, это сеть Ethernet или ADSL. В этой сети используются различные механизмы, гарантирующие качество доставки видео. Для просмотра программ используется телевизор, который подключается к компьютерной сети через специальную приставку - IP-Set Top Box (IP STB).

Системы IPTV - больше, чем просто системы коллективного приема. Есть несколько принципиальных отличий систем IP телевидения от любых других СКПТ:

  • В сетях кабельного телевидения используется аналоговый транспорт. Даже цифровые телевизионные программы DVB передаются по сети в виде аналогового радиочастотного сигнала. От головной станции до абонентской розетки сигнал подвергается многократному пассивному делению и усилению, что неизбежно приводит к снижению его качества (увеличению отношения «сигнал-шум»). В системах IPTV используются только цифровые сигналы, каждое активное устройство распределительной сети обеспечивает регенерацию (восстановление) сигнала. Поэтому в системах IPTV можно доставлять программы телевидения любому количеству абонентов на любые расстояния, сохраняя исходное качество изображения и звука.
  • В «классических» кабельных сетях на каждой абонентской розетке одновременно присутствуют сигналы всех телепрограмм, которые транслируются в системе. Поэтому количество телеканалов (и других услуг) ограничено полосой пропускания сети. В IPTV на абонентскую розетку поступает сигнал только одной телепрограммы - той, которую абонент просматривает в данный момент. Поэтому пропускная способность участка сети определяется не количеством доступных услуг, а количеством подключенных к этому участку абонентов. В результате при правильном структурировании сети количество доступных услуг систем IPTV практически не ограничено.
  • В IPTV в качестве транспорта изначально используется двунаправленный симметричный канал связи - компьютерная сеть. Это позволяет легко реализовать интерактивные услуги. Т.е. услуги, на содержание которых может оперативно влиять сам абонент: прежде всего, услуги «по запросу», а также управление своей подпиской, «онлайновые» покупки, электронные голосования, тотализаторы, сетевые игры, электронную почту и доступ в Интернет (без компьютера, с помощью телевизора и STB).
  • Все интеллектуальные устройства «классических» кабельных сетей (например, спутниковые приемники головной станции или абонентские кабельные цифровые ресиверы) - это электронные автоматы, работающие по жесткой программе. В системах IPTV как головное оборудование, так и абонентский Set-Top-Box, -это компьютеры, работающие под управлением «обычных» операционных систем. Весь функционал IPTV реализуется программно. Одна и та же аппаратная платформа позволяет разработчику, и даже более того - пользователю, придумать, написать и внедрить программное обеспечение для самых разных услуг. Другими словами, IPTV - «открытая» система, в ней можно реализовать любые услуги, которые можно реализовать в Интернете, с той разницей, что в системе IPTV они будут предоставляться с гарантированным качеством.

В состав головной станции IPTV обычно входят:

  • Стримеры. Это устройства, которые обеспечивают «онлайновые» услуги - прием телевидения и радио. Они преобразуют сигналы телевизионных каналов (спутниковых, эфирных или от собственных источников, цифровых или аналоговых) в IP-пакеты, которые затем транслируются в сеть методом групповой передачи (multicast).
  • Серверы услуг «по запросу». Они обеспечивают «оффлайновые» услуги. На дисковых накопителях серверов хранятся фильмы и музыка. Каждый абонент может в любое время воспроизвести на своем телевизоре фильм или песню по своему выбору. При этом сервер на головной станции выполняет функции удаленного DVD-проигрывателя. Передача пакетов в сеть производится одному конкретному абоненту, методом unicast.
  • Серверы «отложенного просмотра» позволяют не только воспроизводить, но и записывать «онлайновый» контент, то есть выполняют функции удаленного видеомагнитофона. Абонент может запрограммировать запись интересной ему передачи и посмотреть ее в любое удобное время. Еще интереснее услуга «смотреть сначала»: сервер записывает все передачи определенного телеканала и хранит архив за какое-то время, скажем, за три часа. Если абонент включил этот канал на середине передачи, он может начать просмотр с ее начала, со сдвигом по времени.
  • Система условного доступа (CAS) разрешает просмотр платного контента только авторизованным абонентам
  • Система клиентского самообслуживания - Middleware. По сути, это программа, основная задача которой - сформировать на экранах телевизоров интуитивно-понятный клиентский интерфейс, систему меню, с помощью которых абонент выбирает нужную ему услугу и управляет просмотром.

Функции распределительной сети в системах IPTV выполняет компьютерная сеть передачи данных (СПД). Как правило, одна и та же СПД используется одновременно для IPTV, для доступа в Интернет и для телефонии. Грубо говоря, в квартиру к абоненту приходит одна «витая пара». Услуги разделяются не физически, а логически (например, с помощью механизма виртуальных локальных сетей VLAN).

Абонентским устройством системы IPTV является телевизор и STB, которые фактически превращаются в домашний мультимедийный центр: выполняют одновременно функции обычного телевизора, медиаплеера (сетевого аналога видеомагнитофона или DVD плеера/рекордера), игровой приставки и компьютера для доступа в Интернет.

Современные IP STB поддерживают телевидение высокой четкости (HDTV) и могут подключаться к HD телевизорам через цифровой интерфейс HDMI. STB имеет «на борту» высокопроизводительный процессор и полупроводниковый «жесткий диск» объемом в несколько Гбайт. Это позволяет реализовать существенную часть функционала IPTV прямо в приставке, средствами ее программного обеспечения, не обращаясь лишний раз к серверам головной станции и не загружая сеть лишним трафиком. Благодаря такой возможности удалось избавиться от основного недостатка ранних систем IPTV - «медленной» реакции на команды пользователя.

Пока системы IPTV мало распространены, в основном из-за сравнительно высокой стоимости STB - от $150 для телевидения обычного разрешения и от $200 для телевидения высокой четкости. Как правило, IP телевидение предлагается действующими компаниями-провайдерами Интернета в качестве дополнительной услуги.

http://www.satcomservice.ru/kols.html#s321

Системы коллективной работы

Системы коллективной (групповой) работы - общий термин для ИС, которые дают группе людей возможность осуществлять совместную деятельность следующего содержания: подготавливать и принимать решения, производить экспертную оценку новых идей, управлять подразделениями компаний, процессами, проектами и персоналом, создавать ПО для компьютеров, писать отчеты по реализации проектов, взаимодействовать с внешней средой.

Для этого подобные системы должны решать задачи: сбор и обработку информации, необходимой для подготовки принятия решений; формирование и воспроизводство знания - от поиска необходимых источников до обсуждения результатов и публикации работ.

Для решения данных задач системы групповой работы должны выполнять следующие функции: организовывать и записывать диалог при «мозговом штурме» некоторой задачи, поддерживать технологии проведения телеконференций, осуществлять совместное создание электронной документации, выполнять перспективное планирование, вести БД коллективного пользования, организовывать контакты менеджеров и исполнителей с применением средств мультимедиа.

В 1970-х годах появились два наиболее широко используемых компонента ПО коллективного пользования - электронная почта и телеконференции. В 1980-х годах появились и вошли в постоянное использование основные термины и идеи в сфере совместной работы на базе компьютеров: ПО коллективного пользования, коллективные системы поддержки принятия решений, совместная работа на базе компьютеров. В настоящее время системы поддержки работы групп и электронные системы организации совещаний считаются наиболее важными составляющими систем поддержки принятия решений и управления деятельностью предприятий.

Рассмотрим наиболее распространенные ИТ, поддерживающие групповую работу.

Коллективное оформление текстовой документации и графических материалов. Групповая разработка документации - это создание комплекта документации одновременно группой сотрудников, часть из которых может совместно работать над одним документом. Использование системы для коллективного оформления документации позволяет каждому члену рабочей группы создавать и редактировать свои собственные разделы документов, в которые могут входить текст, графика, электронные таблицы и т.п. Аппаратное обеспечение для этой системы включает в себя файловый сервер с БД, который является одним из узлов локальной сети и с которым соединены ПК рабочей группы. На нем сосредоточена вся документация группы, текстовые редакторы и графические пакеты (если взаимодействие построено по схеме «клиент-сервер»).

Кроме того, используется специализированное ПО, позволяющее определять местоположение документов, находить их, отслеживать пути перемещения, обеспечивать сохранность и адекватность, а также осуществлять конфигурационный и версионный контроль сложных многостраничных документов, содержащих текст, таблицы и графику.

Системы автоматизации делопроизводства и документооборота . Эти системы охватывают все виды вопросов, связанных с деятельностью в офисе, которые должны быть изучены и приняты к исполнению, а также требуют утверждения со стороны иерархии менеджеров. Современные системы управления документационным обеспечением имеют развитые средства создания и рассылки документов в автоматизированном режиме, позволяя отслеживать маршруты и правильность заполнения документа на всех этапах его создания или обработки.

На российском рынке представлены десятки доступных программных продуктов российских и зарубежных фирм в широком ценовом диапазоне, в Интернете можно скачать различные варианты Open Source продуктов для управления офисной деятельностью.

Планирование деятельности рабочих групп . Эти системы упрощают процесс планирования ежедневной, еженедельной и долгосрочной деятельности рабочих групп. Работая с БД коллективного пользования и программами-планировщиками, организация может свести к минимуму накладки в расписании членов группы. Такие модули типа Outlook в настоящее время встраиваются практически во все офисные программы, а для быстрого планирования и надежного контроля исполнения используются программные пакеты типа MS Project и Primavera.

Системы текстовых БД для открытых рабочих групп. Использование текстовых БД поддерживает доступ к неструктурированным текстовым данным, хранящим разнообразные материалы организации, например, текстовые данные, полученные из электронных сообщений, электронных досок объявлений и коллективных ресурсов свободного доступа. Это важный корпоративный ресурс, который может использоваться при решении внутренних задач, в работе с клиентами и во многих других случаях.

При хранении текстовых данных эффективным способом систематизации больших объемов информации является применение технологии ссылок и гипертекста. Использование гипертекста обеспечивает пользователям быстрый и удобный доступ к информации, содержащейся в больших документах. Коллективное использование гипертекста позволяет людям проводить сеанс распределенной работы в режиме реального времени, например, одновременно просматривать и редактировать различные участки текста. Действия пользователя немедленно отображаются на дисплеях всех участников, выбравших для работы режим взаимодействия с сильной связью. Если пользователь выбирает режим взаимодействия со слабой связью, он может предпринимать какие-либо действия, которые не будут сразу видны остальным, однако система отслеживания версий документа обязательно зафиксирует и сохранит все сделанные изменения.

В 1980-е и 1990-е г.г. лидером среди недорогих программных продуктов, реализующих коллективную работу с открытыми БД в локальной сети организации, долгое время был продукт компании Lotus Notes/Domino. Этот продукт имеет массу важных особенностей. БД Lotus Notes хранят документы, которые содержат графические данные, электронные таблицы, текстовую информацию в форме одной записи. Более того, это ПО совместимо со многими популярными текстовыми редакторами, программами для работы с электронными таблицами и графическими пакетами для ПК. Lotus Notes может работать из-под различных ОС и с различным аппаратным обеспечением. Оно может быть использовано при работе на любых компьютерах с ОС Windows или Unix, а также некоторыми популярными сетевыми ОС, включая Novell, Banyan и IBM. Такая совместимость упрощает процесс пользования общей информацией и совместную работу пользователей в крупных распределенных системах.

СУБД для рабочих групп . Размещение, хранение, обеспечение безопасности и выдача информации по запросам являются фундаментальными функциями ИС. СУБД предоставляет пользователю запрашиваемые данные, скрывая технологии их размещения, хранения и обслуживания. СУБД для рабочих групп - это ПО для управления (ввода, обновления, систематизации, осуществления запросов, создания отчетов и т.д.) БД. Такие популярные СУБД, как Microsoft Access, Progress, MySQL, могут использоваться как одним человеком, так и группой исполнителей. Различие между СУБД для рабочих групп и индивидуальных СУБД состоит в том, что первые контролируют доступ и совместное использование данных и обеспечивают их целостность при коллективной работе.

Современные СУБД, реализуемые, например, технологиями и инструментальными средствами Microsoft и Oracle, предоставляют множество гибких функций для осуществления коллективной работы с комплексными и распределенными БД. Отметим, что сейчас доступно достаточно много свободно распространяемых продуктов, таких как Web-серверы Apache, БД MySQL или PostreSQL.

Системы поддержки подготовки и принятия решения . С середины 1980-х годов, когда фокус применения ИС стал смещаться от подготовки отчетов к использованию ИС для поддержки реализации бизнеса, стали развиваться и все шире использоваться системы, позволяющее группам специалистов эффективно заниматься подготовкой принятия деловых решений. Такая система для коллективной работы является интерактивной автоматизированной системой, которая способствует облегчению принятия решений лицами, работающими сообща и представляющими собой группу.

Каждый из членов такой группы имеет ПК или рабочую станцию, которая соединена в локальной или Интернет-сети с компьютерами других членов группы, а также с одним или несколькими большими экранами или электронными досками общего пользования для того, чтобы каждый из участников группы мог видеть информацию, вводимую другими.

ПО для групповых систем обеспечения принятия решений должно поддерживать специализированные функции, такие как анонимный ввод идей и комментарии пользователя, составление перечня информации, вводимой пользователями, голосование, ранжирование альтернативных решений и их вывод на экран. Человеческая составляющая включает в себя одного или несколько экспертов, аналитиков, представителей заинтересованных проектных команд и модератора, который проводит сессию и является посредником между группой и компьютерной системой. Задачи группы: налаживание личностных коммуникаций, обсуждение и системный анализ проблем, решение возникающих вопросов, переговоры, разрешение конфликтов, проектирование вариантов решения, подготовка документов и совместное их использование.

Основанное на применении ИТ программно-аппаратное окружение, включающее аудио- и видеотехнику, процедуры, методики, вспомогательные средства и данные, необходимые для работы, обеспечивает поддержку групповых совещаний, которые могут быть распределены как по времени, так и в пространстве. Программные продукты коллективного пользования объединяют в себе все большее количество Интернет-протоколов. К таким продуктам относятся, например, Domino от Lotus Notes или Microsoft Exchange.

В настоящее время речь уже не идет об обеспечении отдельных сфер деятельности коллективной работы. На рынке имеется много продуктов от ведущих зарубежных производителей ПО - Microsoft, IBM, Intel, Sun Microsystems, Borland, Novell, некоторых российских компаний, которые реализуют полнофункциональную среду (ИТ-инфраструктуру) управления деятельностью компании и эффективного ИТ-сопровождения этой деятельности для решения основных бизнес-задач.


Заключение

Значимость ИТ для общества стремительно растет. Потенциальные эффекты применения ИТ затрагивают различные сферы его деятельности:

1) Управление: сокращение количества уровней управления и высвобождение работников среднего звена управления, упразднение ряда функций; снижение административных расходов; освобождение персонала от большой части рутинной работы, высвобождение времени для интеллектуальной деятельности; рационализация решения управленческих задач за счет внедрения математических методов обработки данных и систем искусственного интеллекта; создание современной динамичной организационной структуры, повышение гибкости и управляемости организации; экономия времени на планирование деятельности и принятие решений; повышение квалификации и информационной грамотности управленцев; увеличение конкурентного преимущества.

2) Информационная среда: совершенствование структуры потоков информации; эффективность координации корпоративной деятельности; обеспечение пользователей достоверной информацией; прямой доступ к информационному продукту; реализация информационных систем общего и специального назначений на базе новейших программно-аппаратных вычислительных и телекоммуникационных средств и методов; интеграция информационных модулей для многопрофильных предприятий; надежная защита информации.

3) Финансы и документы: оптимальное планирование денежных ресурсов; автоматизация обработки планово-финансовых документов и производства транзакций; эффективный документооборот; увеличение выручки, уменьшение издержек - увеличение прибыли.

4) Производство: сокращение времени на проектирование и развертывание производства; расширение полезных свойств продукта и сферы возможного применения; предоставление потребителю уникальных, в том числе и информационных услуг; совершенствование системы качества предприятия, качества продуктов и услуг; уменьшение совокупных затрат на производство продукта, услуги; повышение производительности труда; рационализация материально-технического снабжения, сокращение запасов; уменьшение времени, затрат и количества труда на приемку, обработку и выполнение заказов.

5) Маркетинг: создание новых возможностей по получению и распределению информации (наглядность, скорость передачи сообщений, достоверность); информационная поддержка изучения рынка и поиска новых ниш; более эффективное взаимодействие с потребителем - возможность идентификации и изучения потребителей конкретного продукта или услуги; повышение способности гибко реагировать на спрос и оперативно удовлетворять новые желания потребителей.


Список литературы

1. Черников, Б.В. Информационные технологии в вопросах и ответах: учеб. пособие / Б.В. Черников. – М., 2005. - 319 с.

2. Арсеньев, Ю.Н. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес: учеб. пособие / Ю.Н. Арсеньев, Шелобаев С.И., Давыдова Т.Ю. – М., 2006. - 447 с.

3. Голицына, О. Л. Информационные системы: учеб. пособие / О.Л. Голицына, Максимов Н.В., Попов И.И. – М., 2007. - 495 с.

4. Романова, Ю.Д. Информатика и информационные технологии: учеб. пособие / Ю.Д. Романова, В.М. Артюшенко, В.Ф. Макаров. - 2-е изд. – М., 2007. - 544 с.

5. Черников, Б.В. Офисные информационные технологии: практикум: учеб. пособие / Б.В. Черников. – М., 2007. - 399 с.

6. Алешин, Л.И. Информационные технологии: учеб. пособие / Л.И. Алешин. – М., 2008. - 383 с.

7. Логинов, В.Н. Информационные технологии управления: учеб. пособие / В.Н. Логинов. – М., 2008. - 239 с.

8. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: учеб. / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. - 350 с.

9. Граничин О., Кияев В. Информационные технологии в управлении предприятием. – www.intuit.ru/studies/courses/13833/1230/info.


ИИ называют еще предметной областью

В более сложных случаях, когда сканер распознает и цвета, кодирование выполняется p-битовым двоичным кодом, причем p=log 2 K, где K – количество распознаваемых сканером цветовых оттенков.

Coder (англ.) - кодировщик

Router (англ.) - маршрутизатор

CASE - Computer Aided Software Engineering

Технология в переводе с греческого языка – искусство, мастерство, умение, т.е. то, что имеет непосредственное отношение к процессам, которые представляют собой определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.

Шлюзы - это программы, обеспечивающие взаимодействие сервера с серверами других протоколов, например FTР, или с распределенными на сети серверами Oracle.

WAP - Wireless Application Protocol

САПР – система автоматизации проектирования

Буквально - перетащить (мышью) и бросить, т.е. отпустить левую клавишу

Аутентификация – метод независимого от источника информации установления его подлинности (тот, кем назвался)

Общая заинтересованность государств в деле сохранения международного правопорядка способствовала созданию систе­мы коллективной безопасности.

Коллективная безопасность представляет систему со­вместных действий государств, установленную Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Коллективная безопасность как система совместных дей­ствий государств включает следующие элементы:

1) общепри­знанные принципы современного международного права, важ­нейшими из которых являются принцип неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной це­лостности, невмешательства во внутренние дела;

2) коллектив­ные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии;

3) коллективные меры по ограничению и сокра­щению вооружений, вплоть до полного разоружения.

Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безо­пасности - это действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые группой государств или региональ­ными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безо­пасности.

В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на лю­бые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.

В международном праве различают два вида системы кол­лективной безопасности: универсальную и региональную.

Универсальная система коллективной безопасности

Она была основана на нормах Устава ООН и предусматри­вает действия государств в соответствии с решениями этой ор­ганизации. Начало универсальной системе коллективной безо­пасности было положено союзом государств антигитлеровской коалиции, с принятием Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 г. Направленная против блока агрессивных стран, коалиция представляла пример возможности широкого сотруд­ничества государств с различными социально-экономическими системами и идеологическими взглядами. К моменту разгрома гитлеровской Германии (1945 г.) коалиция объединяла 47 госу­дарств.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме Организации Объединен­ных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы "из­бавить грядущие поколения от бедствий войны". Система кол­лективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, ох­ватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее примене­ния в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); меры мир­ного разрешения международных споров (гл. VI); меры разору­жения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопас­ности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их ис­пользованием (ст. 42).

Поддержание международного мира и безопасности стро­ится на базе общепризнанных принципов и норм международ­ного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Сове­том Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

Особого внимания заслуживают операции ООН по поддер­жанию мира. Их задача сводится к следующему: а) расследова­ние инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения; б) проверка соблюдения договоренности о прекращении огня; в) содействие поддержа­нию законности и правопорядка; г) предоставление гуманитар­ной помощи местному населению; д) наблюдение за ситуацией.

В зависимости от предстоящей задачи операции ООН мо­гут представлять собой миссии военных наблюдений или ввода ограниченного контингента войск.

Во всех случаях операции строго должны выдерживать принципы: 1) принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;

2) добровольность предоставления воинских контингентов госу­дарствами-членами, приемлемыми для сторон; 3) финансиро­вание международным сообществом; 4) командование Генераль­ного секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного СБ; 5) беспристрастность сил и све­дение к минимуму применения военной силы (только для само­обороны).

Региональные системы коллективной безопасности

Они представлены соглашениями и организациями, обес­печивающими безопасность на отдельных континентах и в ре­гионах. Их значение отнюдь не умаляется тем, что современ­ные средства ведения войны приобрели глобальный характер. Возможность предотвращения любого локального конфликта, который может перерасти в полномасштабную войну, застав­ляет государства объединяться на различных уровнях. Это по­ложение закреплено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных соглашений или органов "при ус­ловии, что такие соглашения или органы и их деятельность со­вместимы с целями и принципами Организации". Эффектив­ные региональные системы коллективной безопасности требу­ют участия в них всех государств данного региона, независимо от их общественного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безо­пасности, - поддержание международного мира и безопасно­сти. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универсальной системе коллективной безопасности. Во-пер­вых, региональные организации не правомочны принимать ка­кие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регио­нального соглашения вправе решать только такие вопросы, ко­торые касаются региональных действий, затрагивают интере­сы государств соответствующей группы.

К компетенции региональных организаций относится пре­жде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН, члены этих организа­ций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения- местных споров в рамках своих организаций до передачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою оче­редь должен поощрять такой метод разрешения споров.

Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприя­тий, осуществляемых группой государств для разрешения во­проса, подходящего для региональных действий. Такое поло­жение дает основание говорить о сложившейся модели отноше­ний между региональными организациями и ООН и о формаль­ном "разделении труда" по поддержанию мира.

Совет Безопасности может использовать региональные ор­ганизации для осуществления под своим руководством прину­дительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без раз­решения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.

Другая важная задача региональных организаций состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения и в пер­вую очередь оружия массового уничтожения.

Созданию региональных систем коллективной безопасно­сти в практической деятельности государств уделяется значи­тельное внимание. На Европейском континенте до второй миро­вой войны, несмотря на усилия Советского Союза, создать сис­тему коллективной безопасности на удалось. В послевоенный период международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух "мировых систем". Западные стра­ны в 1949 г. заключили Североатлантический договор (НАТО). Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Варшавского Договора.

В текстах обоих договоров содержались конкретные обяза­тельства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздер­живаться от угрозы силой или ее применения, разрешать меж­дународные споры мирным путем. Но речь шла о данных обя­зательствах только в отношении государств - участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии "холодной войны". Нельзя не отметить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение основных условий заключения региональных соглашений безо­пасности, зафиксированных в гл. VII Устава ООН "Региональ­ные соглашения": в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.

В соответствии с договором целью НАТО является объеди­нение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не согла­суются меры по созданию мощной военной структуры.

Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нарушении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглаше­ние государств, а не принятие по их личному заявлению. Само расширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении военной машины за счет новых членов, что не способствует ев­ропейской безопасности «Трансформация» НАТО, о которой за­являют ее руководители, также не соответствует ее целям. Про­ведение миротворческих операций и реализации программы "Партнерство во имя мира" не предусмотрена Договором 1949 г. Роль, которую на себя возлагает НАТО на Европейском конти­ненте, также выходит за пределы ее компетенции.

Варшавский Договор был заключен в строгом соответствии с Уставом ООН и отличительной особенностью его как оборони­тельной организации являлось стремление к созданию системы коллективной безопасности всех государств Европы. В ст. 11 Договора указывалось: "В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Обще­европейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, на­стоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в дейст­вие Общеевропейского Договора".

Процессы, происшедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы с середины 80-х годов, повлекшие ликвидацию "мировой системы социализма", предопределили судьбу Организации Варшавского Договора. В 1991 г. ОВД перестала существовать.

Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В подписанном в Хельсинки Заключительном акте (1975 г.) содержится свод принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, намечены конкретные меры в области разоружения, в том числе меры доверия в военной области, указаны практические шаги по обеспечению европейской безо­пасности. Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заклю­чается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.

За время, прошедшее со дня подписания Заключительного акта СБСЕ (1975 г.), нормы, обеспечивающие стабильность безо­пасности в Европе, были приняты в последующих докумен­тах СБСЕ. Особого внимания заслуживают пакеты решений, принятых на встречах глав государств и правительств госу­дарств - участников СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. и в Будапеште 5-6 декабря 1994 г. В числе актов Будапештской встречи - Кодекс поведения, касающийся военно-политиче­ских аспектов безопасности. Заслуживает внимания тезис, со­гласно которому демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безо­пасности, разведывательными службами и полицией расцени­вается как незаменимый элемент стабильности и безопасности.

Принятые в рамках СБСЕ-ОБСЕ документы способствова­ли созданию новой формы отношений между европейскими го­сударствами, основанной на совместных подходах к вопросам создания системы безопасности. Существенным итогом в этом процессе явилось подписание в марте 1995 года в Париже Пак­та о стабильности в Европе, который позже был передан Евро­пейским Союзом в ОБСЕ для доработки и проведения в жизнь в тесном сотрудничестве с Советом Европы.

Практике деятельности региональных организаций, в до­кументах которых содержатся положения о коллективных ме­рах в случае вооруженного нападения против какого-либо из членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), известны случаи использования сил по поддержанию мира (например, создание в 1981 г. Организа­цией африканского единства межафриканских сил по стабили­зации положения в Чаде).

Коллективная безопасность в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ)

Государства -- участники СНГ в соответствии с Уставом СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную по­литику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве.

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасно­сти и территориальной целостности одного или нескольких го­сударств-членов либо международному миру и безопасности государства приводят в действие механизм взаимных консуль­таций с целью координации позиций и принятия мер для уст­ранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости на основании реше­ния Совета глав государств Содружества вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.

Все конкретные вопросы военно-политического сотрудни­чества государств - членов СНГ регулируются специальными соглашениями, важнейшим из которых является Договор о кол­лективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договором предусмотрено обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных от­ношениях. Государства-участники обязуются решать все раз­ногласия между собой и с другими государствами мирными сред­ствами (ст. 1). Принято обязательство не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках го­сударств, а также действиях, направленных против другого го­сударства-участника, уважать независимость и суверенитет друг друга, консультироваться по всем важным вопросам междуна­родной безопасности, затрагивающим их интересы.

Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН (коллективная самооборона). Исходя из этого, До­говор содержит и соответствующий механизм взаимной помо­щи на случай агрессии. Он включает оказание военной помощи, а также взаимную поддержку. Использование вооруженных сил в целях отражения агрессии принимается исключительно гла­вами государств - участников СНГ. Использование вооружен­ных сил за пределами территории государств-участников мо­жет осуществляться только в интересах международной безо­пасности в строгом соответствии с Уставом ООН и законода­тельством государств - участников настоящего Договора. Договор не затрагивает право государств-участников на индиви­дуальную и коллективную оборону от агрессии.

Договор носит сугубо оборонительный характер. Он открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разде­ляющих его цели и принципы. Более того, он предусматривает стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе и Азии, от которой будет зависеть внесение необходи­мых изменений в настоящий Договор.

Решение о проведении операций по поддержанию мира в рамках СНГ принимается Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враж­дебных действий.

Группы по поддержанию мира в рамках СНГ комплекту­ются в каждом конкретном случае на добровольной основе го­сударствами - участниками Соглашения, за исключением кон­фликтующих сторон.

Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Согла­шением от 20 марта 1992 г. незамедлительно информировать Совет Безопасности ООН и Совет СБСЕ (ныне - ОБСЕ) о ре­шении проводить миротворческую операцию.

Коллективная безопасность - это система совместных мероприятий госу­дарств всего мира (универсальная) или определенного географического рай­она (региональная), предпринимаемых для предотвращения и устранения уг­розы миру и подавления актов агрессии или других нарушений международ­ного мира и безопасности.

Система коллективной безопасности юридически оформляется дого­ворами и часто предполагает создание организации коллективной безо­пасности. Обычно в содержание таких договоров включаются следующие обя­зательства:

1) не прибегать к силе или к угрозе силой;

2) разрешать споры между собой исключительно мирным способом;

3) активно сотрудничать в деле устранения любой опасности междуна­родному миру, оздоровления международной обстановки;

4) проводить совместные мероприятия и оказывать взаимопомощь в во­енных вопросах.

Современная система коллективной безопасности делится на универсаль­ную (в основе лежит организация коллективной безопасности - ООН) и ре­гиональные (в основах лежат региональные договоры и организации).

Организация Объеденных Наций является, как уже отмечалось, универ­сальной организацией коллективной безопасности. Статья 1 Устава ООН в качестве цели деятельности организации устанавливает поддержание между­народного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллек­тивных мер. Средства безопасности, которыми располагает ООН:

Меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

Меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

Меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

Меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

Меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

Временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

Принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

Принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42).

Как видно, Устав ООН не только допускает создание региональных сис­тем коллективной безопасности, но и использует их для достижения всеобъ­емлющей безопасности. К соглашениям о региональной коллективной безо­пасности предъявляется ряд требований:

Мероприятия и действия этих систем не должны распространяться за пределы данного района;

Они не могут противоречить действиям ООН и должны быть совмести­мы с целями и принципами Устава ООН;

Необходимо информировать Совет Безопасности ООН о планируемых и предпринятых действиях.

Имеется несколько региональных систем коллективной безопасности:

1. Организация американских государств (ОАГ). В рамках организации были приняты Договор о взаимной помощи 1947 г. и Договор о мирном раз­решении споров 1948 г.

2. Организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО пред­ставляет собой организацию, которая предлагает и политические, и воен­ные инструменты сотрудничества. В настоящее время в организации уча­ствуют 26 государств.

3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Об­разована из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Участ­вуют 56 государств Европы, Северной Америки и Центральной Азии. В ос­новном нацелена на использование мирных средств обеспечения междуна­родной безопасности.

4. Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Создана в 1992 г. В настоящее время входят 7 государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Военно-политическимй союз.

НАТО. Высшим политическим органом НАТО является Североатлан­тический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов. Заседания Совета проходят два раза в год. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Со­вета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, где также представлены все государства-члены.

Высшим военно-политическим органом организации является Комитет воен­ного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны. В период между сессиями функции Комитета военного пла­нирования выполняет Постоянный комитет военного планирования.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил. Собирается не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командова­ние в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда - амери­канским генералом).

В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Централь­ноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны.

НАТО сотрудничает с РФ. Так, с мая 2002 г. создан Совет «Россия - НА­ТО». В его рамках функционирует ряд рабочих групп по следующим направ­лениям сотрудничества:

В воздушном пространстве;

В области тыла и материально-технического обеспечения;

В области противоракетной обороны.

В 2003 г. министром обороны России и Генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия - НАТО» по спасению экипажей аварийных подводных лодок. С 2004 г. Россия участвует в совместных учениях и проводит совместные с НАТО миротворческие операции.

ОБСЕ. Основные средства направления обеспечения безопасности в рамках ОБСЕ:

Контроль над распространением вооружений;

Дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

Меры по построению доверительных отношений и безопасности;

Защита прав человека;

Развитие демократических институтов;

Мониторинг выборов;

Экономическая и экологическая безопасность.

Именно благодаря ОБСЕ появилось так называемое человеческое измере­ние безопасности. Центральное место в работе ОБСЕ занимает комплексная система мирного разрешения споров. Эта система состоит из двух частей:

Общей системы (на основе главы VI Устава ООН);

Специальной системы (примирительно-арбитражная процедура); состоит из двух этапов - сначала используется примирение, а затем спор разрешается в постоянно действующем арбитраже.

Деятельность ОБСЕ направлена на предупреждение конфликтов. В ре­зультате появилась концепция «раннего предупреждения». Также широко ис­пользуются в ОБСЕ миссии специальных докладчиков и миссии установле­ния фактов, миссии военных наблюдателей. Возможно и применение воору­женной силы, но исключительно с миротворческой целью (контроль за пре­кращением огня и выводом войск, создание буферных зон между конфлик­тующими, охранные функции при получении гуманитарной помощи и т. д.).

ОДКБ. В первую очередь это военная организация, с помощью которой Россия пытается укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии, государства которой имеют в том числе и иностранные военные базы (амери­канская в Киргизии, французская в Таджикистане).

В рамках ОДКБ осуществляется военное сотрудничество. В частности, созданы коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона (10 батальонов, около 4 тыс. человек). Планируются совместные уче­ния и операции. Высказывалось предложение участвовать в миротворческой операции в Афганистане. Узбекистан при вступлении в ОДКБ высказал пред­ложение об использовании коллективных сил для поддержания внутренней

безопасности. В частности, даже предложил разработать в рамках организа­ции разведывательные и контрразведывательные структуры.

В рамках организации проводятся совместные учения, планируются об­щие военные операции, осуществляется военно-техническая помощь государ- ствам-участникам.

Высшим органом является Совет коллективной безопасности, в состав ко­торого входят главы государств-членов. Также созданы:

1) Совет министров иностранных дел - консультативный и исполнитель­ный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в об­ласти внешней политики;

2) Совет министров обороны - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества;

3) Комитет секретарей советов безопасности - консультативный и испол­нительный орган по вопросам координации взаимодействия государств- членов в области обеспечения их национальной безопасности;

Высшим административным должностным лицом является Генеральный секретарь.

В рамках организации постоянно действует Объединенный штаб, отве­чающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной со­ставляющей ОДКБ. Также на него возложены задачи, выполняемые командо­ванием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.



Просмотров