Лон фуллер мораль права краткое содержание. Понятие права и его материальные цели. Общая характеристика работы

Предметом настоящей диссертации является концепция права Л. Фуллера, как отдельная и относительно самостоятельная часть общих социально-гуманитарных взглядов ученого, которые помимо собственно философско-правовой проблематики также были обращены в сторону догмы права и междисциплинарного исследования, включающего как

117 Fuller L.L. Mediation: Its Forms and Functions // Southern California Law Review. 1971. Vol.44. PP. 331-334.

основополагающий элемент социологию права (составляющего суть «евномики»). Принципиальным для понимания правовой концепции Л. Фуллера является его отход от аналитической традиции в юриспруденции. В отличие от «позитивистов» XX века, в частности Г. Харта, ученый не занимался исследованием того, что может быть охарактеризовано как понятия (концепты) и связь между ними. Право необходимо изучать как реальный феномен социальной жизни. Слова и их употребление, а также «интеллектуальные баталии» по поводу какого-либо единого определения права не занимали значимого места в работах ученого и, более того, могли, по его мнению, быть вредны для социальных целей юриспруденции. А цели данной науки, заключаются в том, чтобы сориентировать юристов, которые выступают в роли «архитекторов социальных структур». Ранние попытки диссертанта сформулировать «рабочее определение права по Л. Фуллеру», выраженные в его публикации «Лон Фуллер и соотношение права и морали», а также в дипломной работе (бакалавриат) и магистерской диссертации, допустимы как вариант аналитического исследования.

Вместе с тем, поскольку Л. Фуллер не был сторонником аналитической юриспруденции во всем, что касалось определений, подобный подход является неполным, и данная диссертация, в том числе, призвана устранить этот пробел. Термин «право» часто используется в различных смыслах. Так, он может означать различные нормы или принципы, связываться с правовой системой в целом или обозначать процессы, такие как судопроизводство или законодательная деятельность. Соответственно, и американский ученый употреблял данное слово в различных контекстах, используя различные значения. Поэтому для всеохватывающего исследования было бы не совсем верно пытаться найти некое «среднее арифметическое» денотатов слова «право» в трудах Л. Фуллера. На данном этапе исследования более целесообразным будет выявлять те или иные положения концепции права ученого, выявляя то

значение, в котором данное слово используется в соответствующем контексте. Часто Л. Фуллер использовал слово «право» в смысле «правовая система». В некоторых случаях он применял данный термин для обозначения системы правил. Есть и иные случаи использования термина «право» в трудах Л. Фуллера.

В западной истории философии права концепция права Л. Фуллера была наиболее полно исследована Р. Саммерсом, биографом ученого. Причем он исследовал творчество Л. Фуллера именно как юрист. К. Уинстон, который выступал в роли «литературного душеприказчика» американского юриста и, в частности, опубликовал ряд разрозненных работ Л. Фуллера, связанных с предметом евномики, под общим заголовком «Принципы социального порядка», в большей степени является политологом, и его интересовал иной аспект творчества автора. В работе Р. Саммерса «Лон Л. Фуллер» приводится наиболее полный на сегодняшний день анализ концепции права ученого. С работой такого масштаба нельзя не считаться в диссертационном исследовании на тему концепции права Л. Фуллера. В настоящем исследовании выводы биографа ученого были взяты за отправную точку для анализа обоснованности и критики. В некоторых случаях выводы диссертанта и Р. Саммерса совпадают, в других - представлен вариант критического переосмысления выводов самого Р. Саммерса.

В тексте своей работы Р. Саммерс рассматривает направления мысли Л. Фуллера в следующем порядке: (1) целеположенность и «ценностная нагрузка» права; (2) моральность и «имморальность» права; (3) различение

права и не права; (4) естественное право и роль разума. Нет особого смысла в том, чтобы повторять уже проделанную работу и предлагать альтернативные варианты структурирования творчества Л. Фуллера, поскольку любой из них, по сути, и сведется к анализу взглядов ученого на цель и ценности в праве, соотношение права и морали, право в контексте

118 Summers R.S. Lon L. Fuller. P. 16, 32, 42, 62.

иных социальных регуляторов и спор юснатурализма с позитивизмом. В некоторых случаях, однако, необходимо предложить новое прочтение трудов классика американской юриспруденции, что будет обозначено особо. Рассмотрим аспекты правовой концепции Л. Фуллера по порядку, дополняя уже сложившиеся в науке представления о ней новыми примерами, связями и выводами.

В американском праве он известен своим творчеством в области договорного права . Его дискуссия с Г.Л.А. Хартом в Harvard Law Review (Т. 71) была чрезвычайно важной для оформления современных противоречий между правовым позитивизмом и естественным правом . Фуллер существенно повлиял на Рональда Дворкина , который в то время был студентом юридического факультета Гарвардского университета .

Лон Льюис Фуллер
Дата рождения 15 июня (1902-06-15 )
Место рождения
  • Техас , США
Дата смерти 8 апреля (1978-04-08 ) (75 лет)
Место смерти
  • Мюнхен , ФРГ
Страна
Место работы
  • Гарвардский университет

Восемь способов оказаться несостоятельным законодателем

  1. Недостаточность законодательного регулирования, что приводит к бессистемному судопроизводству и самосуду.
  2. Необнародование норм права.
  3. Неясность, непонятность законодательства.
  4. Обратное действие норм права.
  5. Противоречивость правовых норм.
  6. Требования, которые являются невыполнимыми для субъекта или/и правителя.
  7. Нестабильность законодательства (например, ежедневное внесение изменений в законы).
  8. Противоречия между применением законов и требованиями самих законов.

Фуллер описывает эти проблемы в своей книге «Мораль права» на примере истории о воображаемом короле по имени Рекс, который пытался править как следует, и постоянно сталкивался с упомянутыми препятствиями. Фуллер утверждает, что право является деятельностью, которая заключается в «попытке покорить поведение людей правилам». Каждый из восьми упомянутых недостатков формирует отдельный принцип: избежание соответствующего недостатка при нормотворчестве. Если хоть один из этих восьми принципов нарушен, система регулирования не является правовой. Чем ближе система приближается к указанным принципам, тем ближе она становится к идеалу, хотя на практике всегда возникает необходимость компромиссов. Эти принципы, замечает Фуллер, составляют «внутреннюю мораль права», а их соблюдение ведет к в целом к формированию справедливого права - подальше от права плохого. «Внутренняя мораль» права относится к «морали стремление» - требований, соблюдение которых не является и не может быть обязательным, но которое служит достижению идеала - в противовес «морали долга», совокупности минимальных требований к деятельности, нарушение которых влечет за собой ответственность. «Внешнюю мораль права» составляют, по Фуллером, требования справедливости самих норм права по сути, принадлежности предмета регулирования и т. д.

Лон Льюис Фуллер (1902 - 8 апреля 1978) - выдающийся философ права, автор «Морали права» (1964). Фуллер в течение длительного времени был профессором права Гарвардского университета, в американском праве он известен своим творчеством в области договорного права. Его дискуссия с Г.Л.А. Хартом в Harvard Law Review (Т. 71) была чрезвычайно важной для оформления современных противоречий между правовым позитивизмом и естественным правовым. Фуллер существенно повлиял на Рональда Дворкина, который в то время был студентом юридического факультета Гарвардского университета.

Восемь способов оказаться несостоятельным законодателем

  1. Недостаточность законодательного регулирования, что приводит к бессистемному судопроизводству и самосуду.
  2. Необнародование норм права.
  3. Неясность, непонятность законодательства.
  4. Обратное действие норм права.
  5. Противоречивость правовых норм.
  6. Требования, которые являются невыполнимыми для субъекта или/и правителя.
  7. Нестабильность законодательства (например, ежедневное внесение изменений в законы).
  8. Противоречия между применением законов и требованиями самих законов.

Фуллер описывает эти проблемы в своей книге «Мораль права» на примере истории о воображаемом короле по имени Рекс, который пытался править как следует, и постоянно сталкивался с упомянутыми препятствиями. Фуллер утверждает, что право является деятельностью, которая заключается в «попытке покорить поведение людей правилам». Каждая из восьми упомянутых недостатков формирует отдельный принцип: избежание соответствующего недостатка при нормотворчестве. Если хоть один из этих восьми принципов возбуждено, система регулирования не является правовым. Чем ближе система приближается к ним, то ближе он становится к идеалу, хотя на практике всегда возникает необходимость компромиссов. Эти принципы, замечает Фуллер, составляют «внутреннюю мораль права», а их соблюдение ведет к в целом справедливого права - подальше от права плохого. «Внутренняя мораль» права относится к «морали стремление» - требований, соблюдение которых не является и не может быть обязательным, но которое служит достижению идеала - в противовес «морали долга», совокупности минимальных требований к деятельности, нарушение которых влечет за собой ответственность. «Внешнюю мораль права» составляют, по Фуллером, требования справедливости самих норм права по сути, принадлежности предмета регулирования и т. д.

Диссертация

Архипов, Владислав Владимирович

Ученая cтепень:

Кандидат юридических наук

Место защиты диссертации:

Санкт-Петербург

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Теория и история права и государства; история правовых учений

Количество cтраниц:

Глава 1. Идейные истоки взглядов Лона Л. Фуллера .

1.1. Биография Лона Л. Фуллера.

1.2. Философия права в США.

1.3. «Американизм » концепции права Лона Л. Фуллера.

Глава 2. Методология Лона Л. Фуллера.

2.1. Научный статус взглядов Лона Л. Фуллера о праве.

2.2. Юридические фикции и языковые игры.

2.3. Факты, ценности и цели.

2.4. Аксиологические посылки концепции права Лона Л. Фуллера.

2.5. «Евномика » и институциональное проектирование.

Глава 3. Концепция права Лона Л. Фуллера.

3.1. Концепция права Лона Л. Фуллера как предмет исследования.

3.2. Право: цели и ценности.

3.3. Моральность права.

3.4. Различение права и не права.

3.5. Естественное право и разум.

3.6. Критика концепции права Лона Л. Фуллера.

3.7. Лон Л. Фуллер и современная западная наука.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Концепция права Лона Л. Фуллера"

Актуальность исследования. Современная российская юриспруденция испытывает стремительно возрастающий интерес к классике американской философии права, долгое время остававшейся вне поля зрения отечественных исследователей. В советский период таким авторам, как, например, Оливер Уэнделл Холмс мл. (1841-1935), Натан Роско Паунд (1870 - 1964), Карл Никерсон Ллевеллин (1893 - 1962) не уделялось достаточного внимания, а их научные достижения оставались по большей части неизвестными. В то же время, американская юриспруденция первой половины и середины XX века была весьма плодотворна как в области отвлеченного от конкретной социально-политической проблематики дискурса социально-гуманитарных дисциплин, так и в области научного анализа различных ценностей и институтов, составляющих основу современной либерально-демократической модели (свобода , гражданское общество и т.п.). Кроме того, в современной философии права актуализируются проблемы, связанные с таким феноменом как глобализация. В работах американских ученых нашли отражение тенденции, сопутствующие глобализации, что представляет собой дополнительный аргумент в пользу их актуальности.1 Восполнение пробела , связанного с недостаточной изученностью американской философии права поможет не только дополнить картину истории правовой мысли, но и значительно повысить методологический потенциал отечественного правоведения .

Видный представитель гарвардской школы права Лон Лувуа Фуллер (1902 - 1978) занимает особое место не только среди американских, но и

1 В контексте настоящей диссертации см., напр.: Appelbaum R. P., Felstiner W.L.F., Gessner V. Rules and Networks: The Legal Culture of Global Business Transactions. Oxford - Portland Oregon: Hart Publishing, 2001. P. 105-111. Авторы данной монографии рассматривают JI. Фуллера как теоретика глобализации, поскольку его концепция права позволяет обосновать модификацию классических принципов правления права (rule of law) в условиях «высокоскоростной » глобализирующейся экономики. среди англоязычных ученых-правоведов в целом. Исследования JL Фуллера имели огромное значение для западной юриспруденции первой половины и середины XX века. В частности, его дискуссия с британским коллегой Гербертом Л. А. Хартом (1907-1992) вывела англоязычную юриспруденцию из тупика, в котором она оказалась к 1940-м годам.3 Данная дискуссия представляет собой один из наиболее интересных правовых текстов, известных англо-американской юриспруденции. Спор Л. Фуллера и Г. Харта - это спор между позитивизмом и естественным правом, двумя магистральными направлениями правовой мысли. Но актуальность вклада Л. Фуллера в развитие юридической науки не исчерпывается критикой позитивизма. Американский ученый является автором оригинальной правовой концепции «процедурного естественного права », в рамках которой приводится новое обоснование соотношения моральных принципов и правовой системы. Более того, концепция права Л. Фуллера относится к постклассическому типу научной рациональности, и она весьма актуальна в контексте развития методологии юридической науки. В частности, американский юрист развивал идею, согласно которой ученый, изучая социальную реальность, в то же время участвует в процессе ее конструирования. Практическая ориентированность концепции права, разработанной Л. Фуллером (что, в целом, является отличительной чертой американской юриспруденции как таковой), подтверждает ее актуальность и в контексте анализа практических аспектов, будь то проблемы совершенствования законодательства или вопросы разработки кодексов профессиональной этики.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование и реконструкция основных идей концепции права Л. Фуллера.

2 См.: HartH. L. A. The Positivism and the Separation of Law and Morals//Harvard Law Review. 1958. Vol. 71. P. 593-629; Fuller L. L. Positivism and Fidelity to Law - A Reply to Professor Hart // Harvard Law Review. 1958. Vol. 71. P. 630-672.

3 Summers R.S. Lon L. Fuller. Stanford (Calif.), 1984. P. vii.

Диссертация не предполагает обоснование какого-либо из современных вариантов правопонимания на основе концепции права JI. Фуллера, поскольку в силу объема работы данная цель требует отдельного исследования. Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:

Проанализировать работы JI. Фуллера на языке оригинала (большинство из работ ученого не переведены на русский язык), а также оригинальные тексты иных англоязычных юристов , которые потребовалось изучить в связи с диссертационным исследованием;

Перевести необходимые в целях диссертационного исследования тексты с английского на русский язык;

Определить степень влияния интеллектуальной культуры Европы и США на развитие представлений JI. Фуллера, выявить основные сходства и различия в научных подходах американского ученого и его современников;

Определить и обосновать научный статус взглядов JI. Фуллера на право (составляют ли они концепцию, теорию или нечто иное);

Воссоздать методологические предпосылки и ценностные предпочтения, лежащие в основе концепции права J1. Фуллера;

Исследовать основные составляющие содержания правовой концепции JL Фуллера;

Проанализировать, переосмыслить и дополнить критику концепции права J1. Фуллера;

Определить значение концепции права Л. Фуллера для современной юридической науки.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные и специальные методы познания, в частности методы системного анализа и синтеза, сравнительный и описательный методы, метод интерпретации.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных теоретиков права и ученых, предметом изучения которых является история политических и правовых учений: С.С. Алексеева , А.Б. Венгерова, В.Г. Графского, Ю.И. Гревцова , М.А. Капустиной, И.Ю. Козлихина, В.В. Лапаевой , В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской , С.И. Максимова, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца , А.В. Полякова, Р.А. Ромашова, Л.И. Спиридонова , Е.В. Тимошиной, В.А. Четвернина, И.Л. Честнова , Л.С. Явича и др.; зарубежных правоведов и мыслителей: И. Бентама, Б. Бикса, Л. Витгенштейна, Р. Дворкина, У. Джеймса, Г. Зиммеля,

Р. Иеринга , Б. Кардозо, А. Кожибски, Г. Кельзена , К. Ллевеллина, Н. МакКормика, Дж. Остина, Б. Рассела, Р. Паунда, Г. Радбруха , Р. Саммерса, Дж. Фрэнка, М. Фримена, Г. Харта, О. Холмса и др.

Источниковую базу диссертации составляют преимущественно не переведенные на русский язык научные работы Л. Фуллера, критические исследования его творчества, а также иные работы, позволяющие более полно и объективно рассмотреть контекст и значение разработанной мыслителем концепции права.

Степень разработанности темы. На сегодняшний день в российском правоведении отсутствует какое-либо комплексное логически завершенное монографическое исследование концепции права Л. Фуллера. Отдельные авторы сравнительно недавно начали проявлять интерес к философско-правовым взглядам американского юриста . Представление об основных составляющих концепции права Л. Фуллера впервые в отечественном правоведении было дано в статье д.ю.н., проф. И.Ю. Козлихина в 1990 г.4 К текущему моменту концепция права Л. Фуллера стала предметом изучения ряда ученых, среди которых следует отметить С.А. Дробышевского , В.П. Макаренко, С.В. Моисеева и А.В. Полякова. На уровне публикаций анализ

4 См.: Козлихин И.Ю. Процессуальная концепция права Лона Фуллера // Правоведение . 1993. № 2. С. 53-58. данных авторов ограничен объемом части статьи , объемом параграфа или раздела учебника (курса лекций). Диссертантом были проведены исследования концепции права JI. Фуллера на уровне дипломной работы (бакалавриат) и магистерской диссертации, а также по теме диссертации было сделано несколько публикаций.5 В 2007 г. вышел перевод на русский язык основного текста JI. Фуллера - книги "The Morality of Law" (пер. с англ. Т. Даниловой под редакцией А. Куряева). Данный перевод не имеет научного комментария и содержит ряд спорных стилистических решений.

В западной юридической науке единственным комплексным исследованием концепции права JI. Фуллера является книга Р.С. Саммерса «Лон Л. Фуллер» (данная работа не переведена на русский язык). Между тем, взгляды американского юриста часто становятся предметом рассмотрения в учебниках по общей юриспруденции, что выражается в общих обзорных статьях (Р. Познер, М. Фримен и др.). В научных комментариях К. Уинстона к работам Л. Фуллера исследуются преимущественно политологические и социолого-правовые аспекты исследований Л. Фуллера. Также данные аспекты раскрываются авторами изданного в 1999 г. в Амстердаме сборника под редакцией У. Виттевина и У. ван дер Бурга, в число которых входят: Д. Аллен, Д. Вайнинг, Д. Дизенхаус, К. Золтан, П. Клитер, Д. Лубан, Р. Макдоналд, Ф. Мутц III, Ф. Селзник, Г. Постема, П. Тичаут, П. Уэстерман, М. Хертог, Ф. Шауэр и Д. Эллисон. Отдельным выводам Л. Фуллера посвящены исследования англоязычных исследователей Б. Бикса, Д. Бойла, К. Бриджмена, Э. Брунета, Л. Грин, Р. Джели, Д. Джонсон, П. Карона, Д. Кеннеди, Д. Кинга, Р. Красуэлла, Б. Маклеод-Каллинейна, А. Мармора, К. Менкель-Мидоу, Ж. Нолан-Хейли, Р. Пауэлла, О. Рабана, П. Смита, Т. Страхана, Э. Фокс-Дисент, а также испаноязычных исследователей Ф. Аркоса Рамиреса, С. Архоны, и

5 См., напр.: Архипов В. В. Лон Фуллер о соотношении права и морали // Правоведение. 2004. № 6. С. 145-152; Архипов В.В. Медиация - предмет изучения теоретико-правовых дисциплин // Третейский суд. 2009. № 1. С. 54-57.

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что диссертационная работа представляет собой первое в отечественной литературе комплексное, логически завершенное монографическое исследование концепции права JI. Фуллера. Некоторые из выводов, сделанных диссертантом, являются новыми как для отечественной, так и для зарубежной науки.

Кроме того, автором выполнен первый научный перевод с английского языка на русский ключевой для англоязычной юридической науки полемики между JI. Фуллером и Г. Хартом.6 Перевод статей JI. Фуллера и Г. Харта, написанных учеными в рамках данной полемики, также является первым в отечественном правоведении опубликованным переводом трудов американского юриста на русский язык.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы допустимо использовать в дальнейших научных разработках по теории и философии права, истории политических и правовых учений. Выводы, сделанные диссертантом, в значительной степени восполняют пробел в российской юридической науке, который был связан с отсутствием научного анализа концепции права JI. Фуллера. Выводы диссертационного исследования могут использоваться при разработке учебных пособий и преподавании курсов истории политических и правовых учений, теории государства и права, философии права, современных проблем юридической науки и др. Развитию отечественной юриспруденции могут способствовать переведенные диссертантом тексты

6 См.: Харт Г.Л.А. Позитивизм и разграничение права и морали / пер. с англ. В.В. Архипова // Правоведение. 2005. № 5. С. 102-136; Фуллер JI. JI. Позитивизм и верность праву - ответ профессору Харту / пер. с англ. В. В. Архипова // Правоведение. 2005. № 6. С. 124-159. англоязычных философов права, а также введенная в научный оборот англоязычная литература.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются научные положения, разработанные Л. Фуллером. Предмет исследования составляет комплекс тех идей американского ученого, в которых рассматривается философско-правовая проблематика.

Основные положения, выносимые на защиту. Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы, выносимые на защиту:

1. Концепция права Л. Фуллера формировалась под влиянием господствовавшей в США философии прагматизма (Ч. Пирс, Д. Дьюи, У. Джеймс), а также двух влиятельных движений американской юридической науки, вдохновленных идеями О. Холмса, - правового реализма (К. Ллевеллин, Д. Фрэнк) и социологической юриспруденции (Р. Паунд). Прагматизм задал практическую ориентированность концепции права Л. Фуллера. Одно из положений прагматизма можно сформулировать так: «Истинно то, что полезно (целесообразно) ». Л. Фуллер полагал, что юриспруденция в такой же степени изучает социальную реальность, в которой и конструирует ее. Поэтому ученый должен развивать научную концепцию в таком ключе, который будет служить цели повышения качества общественных отношений. С этим связан тот факт, что Л. Фуллер неявно противопоставляет «плохому человеку » американских правовых реалистов (в терминологии О. Холмса) образ «хорошего человека ». В свою очередь, Р. Паунд полагал, что право - разновидность «социальной инженерии », а, по мнению Л. Фуллера, юрист (в том числе, и ученый) -архитектор социальной реальности.

2. Концепция права Л. Фуллера была разработана ученым в результате применения метода, в значительной степени опирающегося на дедуктивные умозаключения, что является одной из отличительных черт естественно-правовых концепций. При интерпретации и критике концепции права JI. Фуллера необходимо учитывать аксиологические посылки, такие как: приоритет свободы как условия справедливости, приоритет «горизонтальных » отношений над «вертикальными », коммуникация как способ самой жизни, приоритет «греческой » этики и представление о «социальной миссии » науки. Ценностные предпочтения J1. Фуллера отсылают к состоящему в оппозиции «плохому человеку » О. Холмса образу «хорошего человека » как разумного социального деятеля, наделенного свободой и ответственностью. Без такого представления о человеке многие положения концепции права JI. Фуллера не будут иметь смысл, а внимание, которое ученый уделял данному представлению, обусловлен идеей о том, что наука права как изучает, так и конструирует объект изучения.

3. Одна из основных методологических предпосылок концепции права JT. Фуллера - представление о том, что в случае с объектами, конструируемыми человеком, «сущее » и «должное » составляют две грани одной и той же реальности, по крайней мере, на уровне научного анализа. Правильное понимание взглядов ученого предполагает реконструкцию его идей о фактах и артефактах. В отличие от фактов, артефакты (т.е. искусственные факты) создаются человеком. При этом они создаются для того, чтобы использоваться с определенной целью. Набор деталей есть парогенератор (сущее) только в том случае, если он способен служить цели генерировать пар (должное). Точно так же и с социальными феноменами, которые суть артефакты: социальное взаимодействие есть право только в том случае, если оно способно служить цели приведения поведения людей в согласие с общими нормами.

4. Ключевое понятие концепции права JL Фуллера - «внутренняя моральность » права. Данное понятие включает такие требования как общий характер правовых норм, их ясность, непротиворечивость и т.п. При этом требования «внутренней моральности права » применяются к людям, а не к социальным феноменам. Право - это особый артефакт, который принадлежит к социальному миру. В отличие от «обычных » артефактов таких как, пользуясь примером JI. Фуллера, парогенератор), право создается и поддерживается в ходе взаимодействия между разумными социальными агентами, наделенными свободой и ответственностью. Вступая во взаимодействие по поводу права люди должны соотносить свое поведение с поведением других и следовать определенным этическим стандартам. Право в понимании JL Фуллера - это, прежде всего деятельность профессионалов в области социального конструирования реальности, а поскольку такая деятельность основана на взаимодействии и затрагивает ценности других людей, она неразрывно связана с моралью.

5. Концепцию права Л. Фуллера следует рассматривать как вариант естественно-правовой концепции, относящейся к постклассическому типу научной рациональности, постольку, поскольку данная концепция развивалась с учетом таких положений, как включенность субъекта научного познания в объект и др. Несмотря на определенные интегративные тенденции, содержание концепции в значительной степени задается аксиологическим представлением о «хорошем человеке » как разумном социальном деятеле, наделенном свободой и ответственностью, в сочетании с представлением о конструировании социальной реальности юридической наукой. Поскольку содержание концепции права Л. Фуллера обусловлено аксиологической посылкой, и данная концепция нацелена на воплощение идеала в реальной правовой практике, ее следует расценивать как разновидность естественно-правового подхода. В то же время, ученый рассматривал свою концепцию как комплементарную к альтернативным подходам, в связи с чем следует сделать вывод об интегративности методологии Л. Фуллера.

6. Критика взглядов Л. Фуллера безосновательно исходила из того, что ученый анализировал исключительно «сущее », и не учитывала того, что замыслом американского юриста было создать такую концепцию, которая могла бы быть ориентиром для юристов и законодателей (а не описанием «того, что есть »). Концепция права Л. Фуллера обладает своеобразным иммунитетом» против критики, нацеленной на содержание, в силу представления о «хорошем человеке » и идее о конструировании правовой реальности наукой. В действительности, критика концепции права JI. Фуллера должна сосредоточить внимание на вопросе о том, удалось ли ученому достичь поставленной цели создать ориентиры для «архитекторов социальной реальности ». Но в таком случае следует заключить, что концепция обладает неполнотой в части проблем создания «вторичных правил » (в терминологии Г. Харта), принуждения , а также соотношения общих норм и индивидуальных предписаний , однако это не лишает данную концепцию принципиальной ценности.

Заключение диссертации по теме "Теория и история права и государства; история правовых учений", Архипов, Владислав Владимирович

Заключение

Нет сомнений в том, что взгляды JI. Фуллера имели большое значение для развития социально-гуманитарного дискурса, прежде всего философии права и различных междисциплинарных исследований, включавших в себя социологический подход. По словам современника ученого Альберта

М. Сакса, на каждом юридическом факультете есть несколько человек,

225 Techout P.R. "Uncreated Conscience": Civilizing Force of Fuller"s Jurisprudence // Rediscovering Fuller. P. 229-254.

226 Winston K.I. Three Models for the Study of Law // Rediscovering Fuller. P. 51-77.

227 Westerman P. Means and Ends // Rediscovering Fuller. P. 145-168.

228 Hertogh M. The Conscientious Watermaster: Rediscovering the Interactional Concept of Law// Rediscovering Fuller. P. 364-386.

229 Schauer F. Fuller on the Ontological Status of Law// Rediscovering Fuller. P. 124-144.

230 Allison J.W.F. Legal Culture in Fuller"s Analysis of Adjudication // Rediscovering Fuller. P. 346-363.

231 Dean and Dane Professor of Law, Harvard Law School. которые оказали намного большее, чем это обычно удается, влияние на

239 коллег и на само учебное заведение. ~ «Во многом он [Л. Фуллер] обязан своим успехом неординарному таланту - обращаться к абстрактным, сложным и запутанным проблемам и уметь их донести, придумывая серию

233 удивительных гипотез», - пишет А. Сакс. Метафоры и аллегории изящно вплетались в речь JI. Фуллера и служили более наглядному пояснению его идей, а через призму его мировоззрения JI. Фуллера преломился широкий круг философских и правовых концепций, синтезированных в новый целостный подход. «Лону Фуллеру было недостаточно просто следовать существующим школам философии, - пишет А. Сакс, - хотя его взгляды довольно хорошо ложатся в русло естественно-правовых представлений. Однако он не основал и своей школы, к которой могли бы примкнуть другие философы. Более всего он был заинтересован в выработке своих

О"Х А. собственных идей». Даже тесное общение с Роско Паундом, его прямым предшественником в Гарварде, не повлияло на степень самостоятельности мысли Л. Фуллера. Это касается как учебной деятельности, о чем пишет Эрвин Н. Гризволд, так и философско-правовых идей, в пользу чего свидетельствует реконструкция его взглядов.

Работая над своей философско-правовой концепцией, Л. Фуллер был ориентирован на исследование социальных феноменов, а не на анализ концептов и связей между ними (аналитическая юриспруденция ). Проблема понятия права не занимает значимого места в работах ученого. Данный термин он использовал в нескольких смыслах: правовая норма, правовая система или разновидности юридических процедур (судопроизводство , медиация, согласование условий договора и т.п.). По мнению ученого, право

232 Sacks A.M. Lon Luvois Fuller // Harvard Law Review. 1978. Vol. 92. P. 349.

234 Ibid. P. 349-350.

235 Dean and Langdell Professor of Law, Emeritus, Harvard Law School; Griswold E. N. Lon Luvois Fuller - 1902-1978 // Harvard Law Review. 1978. Vol. 92. P. 351. пронизывают цели и ценности. Как право в целом, так и отдельные правовые нормы сущностно целеположены. Л. Фуллер различал «имплицитное » и созданное право, указывая, что целевой и ценностный аспекты присущи каждому из видов права. При этом, по мнению американского юриста , правопорядок в значительной степени зависит от «права, создаваемого в частном порядке », т.е. от структуры правовых отношений, которая создается и модифицируется без вмешательства «официальных » лиц путем заключения договоров, образования корпораций, написания завещаний и т.п. Цели важны для интерпретации права, поскольку благодаря им можно уяснить такое значение правовой нормы, которое будет адекватным в данном социальном контексте. Различая факты и артефакты, Л. Фуллер считал, что право является артефактом, причем процесс создания и поддержания права неотделим от процесса коммуникации между членами социума.

Одним из научных достижений Л. Фуллера является идея, согласно которой право имеет не только ценностный, но и моральный аспект. Ученый выявляет «внутреннюю моральность права »: соблюдение минимальных требований легальности даже в рамках правовой системы, содержание которой является морально предосудительным, предоставляет гражданину (подданному) возможность определять свою позицию и выбирать между подчинением или сопротивлением. Предоставление такой возможности составляет морально одобряемый поступок. Кроме того, в праве принцип построения отношений может быть сформулирован как «человек - артефакт - человек», поэтому процесс создания и поддержания правовой системы, в отличие от работы с другими артефактами имеет социально-коммуникативное измерение. Поскольку взаимодействие между людьми неотделимо от создания и поддержания правовой системы, люди должны действовать так, чтобы поступать этично по отношению к своим «партнерам » в «предприятии по подчинению поведения людей руководству и контролю со стороны общих норм». Принципы «внутренней моральности права » - это также и принципы профессиональной этики. Данные принципы могут быть обращены не только к правовой системе или нормам права, но еще и к самим участникам правовой интеракции. Согласно ранее приведенной цитате JI. Фуллера, эффективное функционирование правовой системы требует определенного элемента моральной самоотдачи в работе. Потому, согласно мнению ученого, соблюдение требований профессиональной этики представителями юридической профессии и «официальными » лицами служит своеобразной лакмусовой бумажкой для проверки наличия и качества правовой системы.

JI. Фуллер был одним из наиболее примечательных критиков позитивизма в XX веке. Он считал, что основным стремлением современного ему позитивизма является стремление провести четкую «демаркационную линию » между правом «как оно есть » и правом, «каким оно должно быть ». По мнению ученого, данное стремление не только обречено на провал, но еще и нежелательно. Наука ценностно нагружена и изменяет правовую реальность, поскольку право - это продукт человеческого взаимодействия, а ученые участвуют в формировании «представления о социальных феноменах », т.е. в формировании самих социальных феноменов. Представление о том, что право не связано с не правом затруднит процесс применения права (интерпретация должна учитывать цели), правотворческий процесс, откроет лазейки для формализма, который даст возможность, прикрываясь формулой «закон есть закон », совершать аморальные поступки. Свою концепцию JI. Фуллер считал естественно-правовой, поскольку, по его мнению, наиболее фундаментальной характеристикой естественно-правовых учений было признание роли разума в праве, а именно из этого и исходил Л. Фуллер. Право - это разумность, проявляющаяся в человеческих отношениях. Кроме того, концепция права Л. Фуллера - это концепция не столько того, что представляет собой право, сколько концепция того, как мы должны рассматривать право, созданная с учетом представления о ценностной нагрузке и социальной роли науки. Концепция права JL Фуллера может быть рассмотрена как естественно-правовая еще и по этой причине. В центре данной концепции - представление о человеке как об ответственном деятеле, представление о «хорошем человеке », противостоящее образу «плохого человека » О. Холмса.

JI. Фуллер был во многом не понят современниками, и его концепция стала предметом для критики многих представителей юридической науки. Так, критики проигнорировали два момента, в свете которых должна рассматриваться концепция права JI. Фуллера, иначе представления американского юриста будут искажены. Во-первых, право должно рассматриваться в социально-коммуникативном аспекте, и именно в этом ключе нужно рассматривать «моральность права » - изначально особо нелюбимое критиками понятие. Во-вторых, цель науки - не только исследовать «то, что есть », но и заложить правильное понимание «того, что должно быть », а потому в концепции права J1. Фуллера есть некий «внутренний иммунитет » против критики, игнорирующей этот аспект. Можно, однако, подвергать сомнению успехи JL Фуллера в создании должной картины права. В этом смысле, на наш взгляд, американский ученый не полностью исследовал «патологию права » (правовая система может функционировать с нарушениями, если не установлены надлежащие институты для создания, толкования и применения права - здесь есть связь со «вторичными правилами », о которых писал Г. Харт) и роль принуждения в праве. Меньшее значение имеет отсутствие в его концепции проработанной части, посвященной общему характеру правовых норм.

В современной отечественной философии права постепенно растет интерес к концепции права JI. Фуллера. Первая в России публикация, в которой была проанализирована концепция права американского ученого, принадлежит д.ю.н., проф. И.Ю. Козлихину. Концепция права JI. Фуллера

236 См.: Козлихин И.Ю. Процессуальная концепция права Лона Фуллера // Правоведение . 1993. № 2. С. 53-58. рассматривается в курсе лекций С.В. Моисеева и учебнике д.ю.н., проф. С.А. Дробышевского. Значительное внимание уделяет концепции права

JI. Фуллера и д.ю.н., проф. А.В. Поляков . Так, на страницах посвященного ему параграфа в учебном пособии, А.В. Поляков исследует концепцию права американского юриста, и, в контексте проблематики интегрального правопонимания , отмечает: «Фуллера чаще всего относят к представителям естественно-правовой мысли. Однако есть основания полагать, что его правовое учение в большей мере соответствует интегральным представлениям о праве, чем естественно-правовому подходу. Ведь то, что Фуллер относит в своем учении к естественно-правовой традиции является важной, но лишь составной частью. Взятая же в своей целостности, его концепция, по нашему мнению, вполне соответствует коммуникативному варианту интегрального правопонимания». Позволим себе отметить, что вопрос о том, может ли концепция права JL Фуллера рассматриваться как коммуникативный вариант интегрального правопонимания, заслуживает отдельного диссертационного исследования, в том числе и потому, что проблематика интегрального правопонимания имеет дискуссионный характер.240 Вместе с тем, нельзя не согласиться с утверждением, согласно которому в концепции права J1. Фуллера нашли свое отражение определенные тенденции, относящиеся к эпохе глобализации, и связанные с

237 См.: Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций [Текст] / С.В. Моисеев. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2004. С. 54 и 57; Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: Основные классические идеи: Учебное пособие / С.А. Дробышевский. -М.: Юристь , 2003.

238 См.: Поляков А.В. (§2, Гл. 10, Раздел V) // Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. Учебник. - СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. Ун-та, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007. С. 479 - 499.

239 Там же. С. 479-480.

240 См., напр.: Козлихин И.Ю. О нетрадиционных подходах к праву // Правоведение. 2006. № 1. С. 31 - 40 и Хохлов Е.Б. Юридические химеры как проблема российской правовой науки // Правоведение. 2004. № 1. С. 4 - 14. актуальными проблемами юридической науки. Объем работы позволяет остановиться лишь на одном примере.

Авторы книги «Правила и сети: правовая культура глобальных деловых операций » рассматривают JI. Фуллера ряд идей, связанных с соотношением права и экономики, которые, по их мнению, должны учитываться в развитии дискурса о глобализации. Так, авторы отмечают: «Фуллер также мыслил в русле основного направления современного либерализма, когда он настаивал на том, что определенные формы экономической активности «не могут и не должны осуществляться в соответствии с чем-либо, представляющим внутреннюю моральность права». Операции фирмы основаны на «одном общем принципе - получении максимальной отдачи от ограниченных ресурсов», и этот принцип вступает в фундаментальное противоречие с духом, который подразумевается во «внутренней моральности права ». Экономические решения корпоративного менеджера должны с необходимостью отменяться или изменяться по мере появления новых обстоятельств, в то время как «судья . действует на основании тех фактов, которые будут расценены как значимые заранее. Его решение не просто направляет ресурсы и энергию; оно объявляет права, а права могут иметь смысл только при наличии определенной стабильности среди изменчивых обстоятельств».241 Для современной экономической глобализации, в которой имеет место «компрессия пространства и времени »,242 требующая быстрого принятия и изменения решений, актуально обоснование ограничения или модификации ориентированных на стабильность принципов правления права (rule of law) в контексте быстро меняющейся международной экономики, которое содержится в исследованиях JI. Фуллера на «пограничной территории » между философией и социологией права.

241 Appelbaum R. P., Felstiner W.L.F., Gessner V. Rules and Networks: The Legal Culture of Global Business Transactions. P. 106.

242 Ibid. P. 103.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Архипов, Владислав Владимирович, 2009 год

1. Аристотель. Никомахова этика / пер. Н. Брагинской // Философский портал "Philosophy.ru", URL: http://www.philosophv.ru/library/aristotle/nic ethic.html (27.03.2009).

2. Архипов B.B. Медиация - предмет изучения теоретико-правовых дисциплин // Третейский суд. 2009. № 1. С. 54-57.

3. Архипов В.В. «Мораль права » Лона Фуллера: к выходу в свет русского перевода книги // Правоведение . 2008. №5. С. 113-121.

4. Архипов В. В. Лон Фуллер о соотношении права и морали // Правоведение. 2004. № 6. С. 145-152.

5. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН , д.ю.н., проф. B.C. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство НОРМА, 2003. 944 с.

6. Ю.Козлихин И.Ю. О нетрадиционных подходах к праву // Правоведение. 2006. № 1.С. 31-40.

7. И.Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство иправо. 2000. №3. С. 5-11. 12.Козлихин И.Ю. Процессуальная концепция права Лона Фуллера //

8. Правоведение. 1993. № 2. С. 53 58. И.Козлихин И. Ю., Поляков А. В., ТимошинаЕ. В. История политических и правовых учений. Учебник. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007. 856 с.

9. Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций Текст. / С.В. Моисеев. - 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2004. 262 с.

10. Поляков А. В. Тимошина Е.В. Общая теория права: Учебник. СПб.,2005. 472 с.

11. Поляков А. В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. 864 с.

12. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. -М.: ИНФРА-М, 2005. 731 с.

13. Фуллер Л.Л. Мораль права. М.: ИРИСЭН, 2007. 308 с.

14. Фуллер JI. JI. Позитивизм и верность праву - ответ профессору Харту / пер. с англ. В. В. Архипова // Правоведение. 2005. № 6. С. 124-159.

15. Харт Г.Л.А. Позитивизм и разграничение права и морали / пер. с англ. В.В. Архипова // Правоведение. 2005. № 5. С. 102-136.

16. Хохлов Е.Б. Юридические химеры как проблема российской правовой науки // Правоведение. 2004. № 1. С. 4 14.

17. Allan J. Lon Fuller"s "The Case of the Speluncean Explorers" // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 411 424.

18. Appelbaum R. P., Felstiner W.L.F., Gessner V. Rules and Networks: The Legal Culture of Global Business Transactions. Oxford Portland Oregon: Hart Publishing, 2001. 432 p.

19. Arcos Ramirez F. Una Defensa de la Moral Interna del Derecho // Universidad Carlos III de Madrid, URL: http://e-archivo.uc3m.es/dspace/bitstream/10016/1394/l/DvL-2000-V-9-Arcos.pdf (29.03.2009).

20. Arjona C. Medios, Fines у Pluralidad de Procesos en Pensamiento de Lon Fuller // Biblioteca Virtual Miguel de Cervantez, URL: http://www.cervantesvirtual.com/servlet/SirveObras/23 5840610914818516 65679/doxa25 24.pdf (29.03.2009).

21. Bix B.H. Contract Rights and Remedies, and the Divergence Between Law and Morality // Selected Works Website, URL: http://works.bcpress.com/cgi/viewcontent.cgi?article^l000&context^:brianbix (29.03.2009).

22. Bix B.H. Legal Philosophy in America. Legal Studies Research Paper Series. Research Paper No. 08-14 // Social Science Research Network, URL: http://ssrn.com/abstract= 1096207 (25.02.2009).

23. Bix B.H. Natural Law - The Modern Tradition // Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract id=l99928 (29.03.2009).

24. Boyle J. Legal Realism and the Social Contract // Duke University Website, URL: http://www.law.duke.edu/bovlesite/fuller.htm (18.03.2009).

25. Bridgeman C. Default Rules, Penalty Default Rules and New Formalism // Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL:http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract id=903352 (29.03.2009).

26. Brunet E., Johnson D. Substantive Fairness in Securities Arbitration // Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL: http://ssm.com/abstraclF388547 (29.03.2009).

27. Cardozo B. The Nature of the Judicial Process. The Storrs Lectures Delivered at Yale University // American Studies at the University of Virginia Website, URL: http://xroads.virginia.edu/~HYPER/CARDOZO/CarNat.html (29.08.2009).

28. Cliteur P. Fuller"s Faith // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 100-123.

29. Craswell R. Against Fuller and Perdue // Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL: http://papers.ssrn.com/paper.taf7abstract id=l84951 (29.03.2009).

30. Dewey J. Logical Method and Law // TEMPUS Programme: Foreign Languages in the Field of Law Website, URL: http://flifl.pravo.hr/fileadmin/FLIFL/Documents/EU/Dewey.pdf (20.03.2009).

31. Dworkin R.M. Law as Interpretation // Texas Law Review. 1982. Vol. 60. P. 527-550.

32. Dyzenhaus D. Fuller"s Novelty // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 78-99.

33. Eisenberg M. A., Fuller L.L. Basic Contract Law. West Publishing Company, 8th ed, 2006. 1152 p.

34. Flores I. El Porvenir de la Siencia Juridica. Reflexion de la Ciencia у el Derecho // Bibilioteca Juridica Virtual, URL: http://www.bibli0iuridica.0rg/libr0s/l/l 14Z26.pdf (29.03.2009).

35. Fox-Decent E. Is the Rule of Law Really Indifferent to Human Rights? // Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL:http://ssrn.com/abstract=l090533 (29.03.2009).

36. Frank J. Law and the Modern Mind. New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 2009.fh .

37. Freeman M.D.A. Lloyd"s Introduction to Jurisprudence (7 Ed.). London: Sweet & Maxwell Ltd, 2001. 1566 p.

38. Fuller L.L. Afterword: Science and the Judicial Process // Harvard Law Review. 1966. Vol. 79. P. 1604-1628.

39. Fuller L.L. American Legal Philosophy at Mid-Century // Journal of Legal Education. 1954. Vol. 6. P. 457-485.

40. Fuller L.L. American Legal Realism // University of Pennsylvania Law Review. 1934. Vol. 82. P. 429-462.

41. Fuller L.L. Anatomy of the Law. New York: Praeger, 1968. 122 p.

42. Fuller L.L. The Case Against Freedom // The Principles of Social Order. (Selected Essays of Lon L. Fuller; Edited with the Introduction by Kenneth I. Winston). Oxford Portland Oregon: Hart Publishing, 2001. P. 315-330.

43. Fuller L.L. The Case of the Speluncean Explorers // Harvard Law Review. 1949. Vol. 62. P. 616-645.

44. Fuller L.L. Human Purpose and Natural Law // Journal of Philosophy. 1958. Vol. 53. P. 68-76.

45. Fuller L.L. The Implicit Laws of Lawmaking // The Principles of Social Order. (Selected Essays of Lon L. Fuller; Edited with the Introduction by Kenneth I. Winston). Oxford Portland Oregon: Hart Publishing, 2001. P. 175-185.

46. Fuller L.L. Law as an Instrument of Social Control and Law as a Facilitation of Human Interaction // Brigham Young University Law Review. 1975. Vol. 89. P. 89-96.

47. Fuller L.L. The Law in Quest of Itself. Beacon Press. Boston, 1966. 150 p.

48. Fuller L.L. The Lawyer as an Architect of Social Structures // The Principles of Social Order (Selected Essays of Lon L. Fuller; Edited with the Introduction by Kenneth I. Winston). Oxford Portland Oregon: Hart Publishing, 2001. P. 285-292.

49. Fuller L.L. Legal Fictions // Illinois Law Review. 1930-1931. Vol. 25. P. 363-399,513-546, 877-910.

50. Fuller L.L. Legal Fictions. Stanford (Calif.): Stanford University Press, 1967. 158 p.

51. Fuller. L.L. Means and Ends // The Principles of Social Order. (Selected Essays of Lon L. Fuller; Edited with the Introduction by Kenneth I. Winston). Oxford Portland Oregon: Hart Publishing, 2001. P. 61-80.

52. Fuller L.L. Mediation: Its Forms and Functions // Southern California Law Review. 1971. Vol. 44. P.305-338.

53. Fuller L.L. My Philosophy of Law // My Philosophy of Law: Credos of Sixteen American Scholars. Boston: Boston Book Co., 1941. 321 p.

54. Fuller L.L. The Morality of Law. New Haven and London: Yale University Press, 1964. 202 p.

55. Fuller L.L. Pashukanis and Vyshinsky: A Study in the Development of Marxian Legal Theory // Michigan Law Review. 1949. Vol. 47. P. 11571166.

56. Fuller L.L. Philosophy for the Practicing Lawyer // The Principles of Social Order. (Selected Essays of Lon L. Fuller; Edited with the Introduction by Kenneth I. Winston). Oxford - Portland Oregon: Hart Publishing, 2001. P. 305-314.

57. Fuller L.L. The Place and Uses of Jurisprudence in the Law School Curriculum // Journal of Legal Education. 1949, Vol. 1. P. 495-507.

58. Fuller L.L. The Problems of Jurisprudence. Temporary ed., Brooklyn, N.Y.: Foundation Press, 1949. 743 p.

59. Fuller L.L. Positivism and Fidelity to Law A Reply to Professor Hart// Harvard Law Review. 1958. Vol. 71. P. 630-672.

60. Fuller L.L. Reason and Fiat in Case Law // Harvard Law Review. 1946. Vol. 59. P. 376-395.

61. Fuller L.L. A Rejoinder to Professor Nagel // Natural Law Forum. 1958 Vol. 3.P. 83-104.

62. Fuller L.L. Some Reflections on Legal and Economic Freedoms A review of Robert L. Hale"s "Freedom through law" // Columbia Law Review. 1954. Vol. 54. P. 70-82.

63. Fuller L.L. A Reply to Professors Cohen and Dworkin // Villanova Law Review. 1965. Vol. 10 P. 655-666.

64. Green L. Positivism and Inseparability of Law and Morals // Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL: http://ssrn.com/abstract=l 136374 (29.03.2009).

65. Griswold E. N. Lon Luvois Fuller 1902-1978 // Harvard Law Review. 1978. Vol. 92. P. 351-352.

66. Hagerstrom A. Inquiries into the Nature of Law and Morals (Translated by C.D. Broad). Uppsala: Almqvist & Wiksells boktr., 1953. 377 p.

67. Hart H.L.A. The Concept of Law. Oxford. 1963. 263 p.

68. HartH.L.A. The Positivism and the Separation of Law and Morals // Harvard Law Review. 1958. Vol. 71. P. 593-629.

69. The Hart-Fuller Debate and Student-Edited Law Review // "Volokh Conspiracy" Website, URL: http://volokh.eom/posts/l 155511746.shtml (29.03.09).

70. Holmes O. W. Jr. Common Law // Medical and Public Health Law Site Presented by Professor Edward P. Richards J.D., M.P.H., URL: http://biotech.law.lsu.edu/books/holmes/claw03.htm (25.02.2009).

71. King J. Pervasiveness of Polycentrity // Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL: http://ssrn.com/abstract=l 027625 (29.03.2009).

72. Llewellyn K. Some Realism about Realism Responding to Dean Pound // Harvard Law Review. 1931. Vol. 44. P. 1222-1264.

73. Lochner v. New York, 198 U.S. 45 (1905) // Enfacto (Legal Research Database), URL: http://www.enfacto.com/case/U.S./198/45/ (28.03.2009).

74. Luban D. Rediscovering Fuller"s Legal Ethics // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 193-228.

75. Lundstedt A.V. Legal Thinking Revised. My Views on Law. Stockholm: Almqvist & Wiksell (Stockholm), 1956. 420 p.

76. Macdonald R.A. Legislation and Governance // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 279-311.

77. Macleod-Cullinane B. Lon L. Fuller and the Enterprise of Law // The Libertarian Alliance, London, Website, URL: http://www.libertarian.co.uk/lapubs/legan/legan022.pdfr29.03.2009).

78. Marmor A. Rule of Law and Its Limits // Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL: http://ssm.com/abstract=424613 (29.03.2009).

79. Memorial Resolution. Joseph W. Bingham (1878-1973). // Stanford University URL: http://histsoc.stanford.edu/pdfmem/BinghamJ.pdf (05.12.2006).

80. Menkel-Meadow C. Peace and Justice: Notes on Evolution and Purposes of Legal Processes // Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract id=901262 (29.03.2009).

81. Mutz III F.J. Natural Law and the Cultivation of Legal Rethoric // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 425-452.

82. Nolan-Haley J. The Merger of Law and Mediation: Lessons from Equity Jurisprudence and Roscoe Pound // Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract id=747645.

83. Olivecrona K. Law as Fact. London: Oxford University Press, 1939. 220 p.

84. Postema G.J. Implicit Law // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 225-278.

85. Pound R. Jurisprudence. St. Paul, Minn.: West Publishing Co., 1959. 31491. P

86. Raban O. Book Review: Law as Means to an End: Threat to the Rule of Law, by Brian Tamanaha (Cambridge University Press, 2006) // Social Science Research Network Electronic Paper Collection. URL: http://ssrn.com/abstracts=l009267 (29.03.2009).

87. Ross A. On Law and Justice. Berkeley: University of California Press, 1959. 383 p.

88. Sacks A.M. Lon Luvois Fuller // Harvard Law Review. 1978. Vol. 92. P. 349-350.

89. Schauer F. Fuller on the Ontological Status of Law // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 124-144.

90. Soltan K. A Social Science That Does Not Exist // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 387-410.

91. Strahan Т. The Natural Law Philosophy of Lon L. Fuller in Contrast to Roe v. Wade and Its Progeny // University Faculty for Life Website, URL: http://www.uffl.org/voll 1/strahanll.pdf (29.03.2009).

92. Summers R.S. Lon L. Fuller. Stanford (Calif.), 1984. 188 p.

93. Summers R. S. Professor Fuller"s Jurisprudence and America"s Dominant Philosophy of Law // Harvard Law Review. 1978. Vol. 92. P. 433-449.

94. Summers R.S. Professor Fuller on Morality and Law // More Essays on Legal Philosophy. University of California Press. Berkeley and Los Angeles, California, 1971. P. 101-130.

95. Tsai R. L. Fire, Metaphor, and Constitutional Myth-Making // University of Oregon URL: www.law.uoregon.edu/faculty/rtsai/docs/firemetaphor.pdf (05.12.06)

96. Veihinger H. Philosophie des Als Ob. Meiner (Leipzig), 1923. 366 p.

97. Vining J. Fuller and Language // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 453-478.

98. Westerman P. Means and Ends // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 145-168.

99. Winston K.I. Three Models for the Study of Law // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 51-77.

100. Witteveen W.J. Laws of Lawmaking // Rediscovering Fuller. Essays on Implicit Law and Institutional Design (Edited by Willem J. Witteveeen and Wibren van der Burg). Amsterdam University Press, Amsterdam, 1999. P. 312-345.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.




Просмотров