Требования к хранению и транспортированию материалов. Требования безопасности к организации строительной площадки, участков работ и рабочих мест

Краткое содержание:

Оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (ОДПУ) продолжается уже в течение 5 лет, но до сих пор из-за особенностей ее проведения между жильцами МКД, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями возникают непонимание и споры. Нередко поставщики и исполнители коммунальных услуг пользуются незнанием громоздкой законодательной базы по ЖКХ и обсчитывают граждан в части несения расходов на установку счетчиков и при переходе от начисления оплаты за услуги по нормативам к начислению оплаты по показаниям ОДПУ.

Правовая инструкция сайт расскажет о правилах установки общедомовых счетчиков, особенностях оплаты ЖКУ по ним и спорах, возникающих между жильцами и коммунальщиками.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета?

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны в обязательном порядке устанавливаться в МКД с 1 января 2013 года, в Республике Крым и городе Севастополь - с 2019 и 2021 гг. соответственно (ч.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении...»).

Обязанность по оснащению домов ОДПУ до 1 января 2013 года была возложена на всех собственников помещений в МКД. Если это требование не было выполнено по инициативе собственников, то исполнители комуслуг (управляющая компания, ТСЖ) должны обеспечить допуск ресурсоснабжающим организациям к местам установки приборов учета. Это не касается домов, признанных аварийными, подлежащих сносу или капремонту до указанной даты. Также коллективные счетчики можно не ставить в домах, где мощность потребления электроэнергии не превышает 5 киловатт, газ потребляется в объеме не более 2 кубометров в час (ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении...») и там, где нет технической возможности для установки счетчиков (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627). Прибор учета должен соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Порядок установки ОДПУ определен ч.ч. 9-11 ст. 13 Закона. Их установку, замену и эксплуатацию на договорной основе осуществляют ресурсоснабжающие организации (РСО), ответственные за подачу в дом воды, газа, тепла и электричества. Согласно Приказу Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178, эти организации обязаны предлагать установку счетчиков и не вправе отказать в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета. Цена договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства РСО уплачивают потребителю за каждый день неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но в сумме не больше, чем цена работ.

Заказчиком по договору об установке коллективных приборов учета может быть лицо, ответственное за содержание общего имущества в доме, либо представитель интересов собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149). Расходы по договору несут собственники помещений. Также они могут обратиться с предложением к исполнителю услуг заключить такой договор. Субъект РФ или МО вправе частично оплатить расходы собственников за счет бюджетных средств, уменьшив объем расходов собственников (ч.12 ст.13). Если не выражено намерение оплатить всю сумму сразу или за период менее 5 лет, в договор должно быть включено условие об оплате цены равными долями в течение 5 лет.

Когда могут установить общедомовые счетчики без согласования с жильцами?

Исполнители коммунальных услуг (УК, ТСЖ) в домах, где счетчики не были установлены на 1 января 2013 года, вправе сами обеспечить установку и ввод в эксплуатацию счетчиков с привлечением ресурсоснабжающих организаций (п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Между РСО и УК заключается агентский договор, по которому УК, действуя в интересах РСО, взыскивает эти расходы с собственников (Письмо Минстроя России от 28.07.2017 N 26902-ДБ/04). Расходы на установку приборов учета включаются в счета по квартплате в размере, который для каждого собственника определяется в зависимости от его доли в праве общей собственности на общее имущество. Состав возможных расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов указан в Письме Минстроя от 09.04.2014 N 5792-МС/04:

  • стоимость прибора учета;
  • расходы на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пусконаладочные работы;
  • расходы по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку;
  • расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки.

При недостижении соглашения по взысканию расходов между УК и РСО, РСО вправе подать иск в суд к УК и взыскать с УК эти расходы. Управляющая компания признается надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления домом (Определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС 15-912 по делу N А 14-13747/2013). Собственники могут и сами решить вопрос установки ОДПУ на общем собрании, решив вопрос о размере расходов на установку и включении этих расходов в плату за содержание жилого помещения (ст.ст. 36, 44 ЖК РФ). С момента принятия такого решения УК должна в течение 3 месяцев обеспечить установку и ввод счетчика в эксплуатацию.

Как изменяется порядок начисления оплаты за коммунальные услуги после установки счетчика?

Ввод в эксплуатацию прибора учета осуществляется в течение месяца с даты установки. После ввода, с 1-го числа следующего месяца, исполнитель услуг (УК, ТСЖ) обязан рассчитывать размер платы за коммунальную услугу исходя из показаний введенного в эксплуатацию счетчика (п. 81 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Если есть техническая возможность установки коллективного прибора учета тепловой энергии, но он не установлен, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей компанией. К потребителям в этом случае повышающий коэффициент не применяется.

Если общедомовой счетчик установлен, но не все квартиры и нежилые помещения оборудованы индивидуальными счетчиками, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к Постановлению N 354, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии (Письмо Минстроя России от 02.06.2017 N 19506-00/04).

Какие судебные споры возникают в связи с установкой ОДПУ?

В судебной практике встречаются следующие споры, связанные с установкой общедомовых приборов учета:

  • споры по искам собственников по вопросу правомерности установки ОДПУ (Апелляционное определение Амурского областного суда от 03.05.2017 по делу N 33 АП-2233/2017);
  • споры по искам прокурора о понуждении установить ОДПУ (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 09.09.2015 по делу N 33-5802/2015);
  • споры, связанные с возложением на собственника обязанности оплаты установки ОДПУ
  • (Постановление Президиума Архангельского областного суда от 22.06.2016 N 44 г-0029/2016);
  • споры, связанные с оспариванием исполнителем услуг предписаний контролирующих органов по вопросу правомерности расчетов по показаниям ОДПУ, а не нормативам (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф 02-6640/2016 по делу N А 69-196/2016);
  • споры в связи с требованиями собственников делать расчеты по нормативам, а не по показаниям ОДПУ, установленных с нарушением законодательства или неисправных (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 20.11.2017 по делу N 33-4590/2017).

После вступления в силу разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды (ОДН), независимо от порядка управления многоквартирными домами, жильцы отдельно оплачивают коммунальные услуги и отдельно - услуги на ОДН. Однако при наличии общедомового прибора учета горячей и холодной воды жильцы оплачивают ОДН по показаниям общего счётчика, причём никаких начислений сверх указанного объёма производиться не должно.

К заявленным преимуществам установки общедомового водосчётчика относят следующие:

  • в случае потери части водоресурсов на магистралях и при появлении утечек тепло- и водоснабжения, жители домов не должны возмещать убытки из своего кармана,
  • обслуживание придомовой территории (например, полив газонов) тоже переходит под контроль жителей.

Однако этими преимуществами не снимается главное возражение: если разные потребители расходуют разное количество общих ресурсов, то почему все должны платить одинаковую среднеарифметическую сумму, и можно ли избежать такого «неравноправия», не нарушая законодательства. Не менее частый вопрос: кто должен платить за приобретение общедомовых водосчётчиков.

Законодательные требования: разъяснения

Федеральный закон (№261-ФЗ) «Об энергосбережении » в ч. 5 с. 13 предполагает обязательную установку общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, возлагая обязанности по приобретению и монтажу на управляющие организации и собственников. Ответственность за сохранность и функциональность тоже возлагается на них. Статья 158 «Жилищного кодекса РФ» закрепляет обязанности жильцов в отношении компенсации затрат на обслуживание общей территории.

При этом различают 2 вида собственников:

  1. Владельцы жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах – приватизировавшие квартиры хозяева со свидетельством о праве собственности.
  2. Муниципалитеты, как обладатели права собственности многоквартирных домов. Управление муниципального имущества, осуществляющее управление этими домами, путём заключения договоров, делегирует право:
    • управляющим компаниям,
    • непосредственно владельцам квартир (в зависимости от выбранной формы управления).

Поскольку собственником многоквартирного дома считается муниципалитет, то предполагается, что им и должно финансироваться приобретение и монтаж общедомовых водосчётчиков. Причём, если во время собрания жильцов отказаться от предложения управляющей компании или ТСЖ на установку, то они по закону всё равно должны установить водосчётчик, но за свой счёт. Таким образом, в этой трактовке, закон не запрещает владельцам квартир принять консолидированное решение и профинансировать покупку водосчётчика, но не требует этого.

Однако значительная часть сетевых юристов и представителей управления муниципального имущества понимают под «собственниками» владельцев квартир в многоквартирных домах. Соответственно в своих разъяснениях обязанности по финансированию тоже возлагают на них.

В такой трактовке, сумма за установку разделяется между жильцами пропорционально в соответствии с размером площади жилых помещений.

При этом Закон №261-ФЗ сохраняет за владельцами квартир право на рассрочку. В этом случае платёж делится на пять лет, начиная с момента установки и получения квитанции на оплату. Погашение рассрочки осуществляется равными долями. Однако помимо непосредственной оплаты, собственник должен будет внести ещё проценты за рассрочку. Их размер соответствует ставке рефинансирования Центрального банка РФ, которая действует на день начисления платежа. В эту сумму процентов входит:

  • расходы, связанные с переводом денег,
  • расходы, направленные на содержание информационных систем (к ним относятся ресурсы, обеспечивающие обработку данных о текущих платежах и их хранение),
  • стоимость рассылки корреспонденции и платёжных документов в течение всего срока рассрочки.

Общедомовые приборы учёта воды по закону входят в состав общедомового имущества и, начиная с момента монтажа, расход ресурсов начинает рассчитываться пропорционально площадям квартир многоквартирного дома. Оплату за муниципальное жильё осуществляет муниципалитет, за приватизированную квартиру – её владелец. При этом в случае наличия нежилого помещения (например, магазин на первом этаже) ОДН распределяются и на эту площадь. Правомерность пропорционального разделения услуг на ОДН закреплена решением ВС РФ № АКПИ12-1277.

Установка счётчика и порядок цен

Стоимость установки зависит:

  • от количества собственников жилья и наличия коммерческих организаций в доме,
  • наличия/отсутствия отдельной магистрали для холодного и горячего гидропотока, что предполагает необходимость,
  • диаметра ввода,
  • сложности оборудования и монтажных работ,
  • износа трубопровода других факторов.

Для общедомового прибора учёта холодной и горячей воды средняя цена покупки и монтажа составляет порядка 100-150 тыс. рублей, причём суммы могут варьироваться от 60 до 300 тыс. руб.

Установка общедомового прибора учета холодной и горячей воды проводится с соблюдением процедурных правил и возможностей:

  • Поскольку управляющая компания без ведома жильцом не имеет права установить счётчик, все они должны быть максимально полно проинформированы о целесообразности этой процедуры. Как правило, это происходит на общем собрании, где, кроме разъяснений о порядке монтажных работ и особенностях водосчётчика, предлагаются варианты подрядчиков.
  • В ТСЖ при голосовании решение считается принятым большинством голосов, при этом противники решения всё равно становятся участниками сбора денежных средств.
  • Собственники могут самостоятельно выбрать компанию, предлагающую наиболее выгодные условия работы. Чаще всего, такая компания просит предоставить подписанные заявления на установку и приёмку устройств учёта гидропотоков.
  • Представители домоуправления могут предложить варианты оплаты:
    • путём прямого сбора средств,
    • выделением средств из фонда капитального ремонта (самый распространённый способ),
    • путём заключения договора с ресурсообеспечивающей компанией о приобретении и обслуживании счётчика с рассрочкой выплат.
  • Договор на поставку ресурсов можно заключить как напрямую с поставщиком, так и через председателя ТСЖ или управляющую компанию.

В случае полного отказа от приобретения общедомового счётчика, организация, инициирующая процесс, может направить в суд исковое заявление. В большинстве таких случаев суд накладывает на истца штрафные санкций и постановляет приобрести общедомовой счётчик. Штрафные санкции грозят и управляющей компании, если она не оповестила собственников о необходимости приобретения учётного устройства.

Виды популярных общедомовых счётчиков

В многоэтажных домах чаще всего устанавливаются турбинные водосчётчики на фланцевых соединениях с диаметром условным (ДУ) 40-150 мм. Чаще выбирают сухоходные модели, в которых счётный механизм изолирован от контакта с протекающей водой и не повреждается гидропотоком с мусором и примесями. Большинство таких устройств выпускаются в двух модификациях для холодной и для горячей воды, при этом на цену счётчика влияет и допустимый предел температур.

Особенности, на которые следует обращать внимание:

  • ширина диапазонов расхода,
  • возможность осуществлять изъятие герметичного механизма без опустошения трубопровода,
  • возможность монтажа на вертикальный, горизонтальный и наклонный трубопровод,
  • поворотный механизм для удобства снятия показаний,
  • наличие внешней регулировки для снятия метрологических параметров,
  • наличие и количество импульсных выходов, и их приспособленность к комплектации с различными датчиками.

Общая тенденция иллюстрирует рост интереса к общедомовым приборам с термодатчиками, которые фиксируют как объём потока, так и количество тепловой энергии. При настраивании такой прибор может осуществить расчёт с различными коэффициентами в зависимости от температуры гидропотока. Например:

  • поток +50 С и выше будет учитываться с коэффициентом 1,
  • +45-49 С – 0,9;
  • +40-44 С – 0,7;
  • до +40 С – расход не учитывается, поскольку такой ресурс не соответствует заданным нормам.

При пропорциональном долевом участии всех владельцев квартир в оплате счетов, жители быстро учатся экономить, начиная с покупки различных модифицированных экономителей (например, http://water-save.com/ ) и заканчивая отказом от некоторых расточительных бытовых привычек.

Многие российские граждане дотошно вникают в систему начисления коммунальных платежей и расчета ОДПУ. Стараясь минимизировать расходы, население устанавливает в жилищах собственные приборы учета потребляемых природных ресурсов. Нужны ли в многоквартирных домах ОДПУ и что это такое?

Как расшифровывается ОДПУ

Аббревиатура ОДПУ читается как общедомовые приборы учета. Представляют собой они счетчики, фиксирующие суммарное количество израсходованных ресурсов.

Зачастую ОДПУ является распределительным прибором в здании многоквартирного дома.

Какие бывают приборы учета ОДПУ

Необходимость монтажа общедомовых приборов учета закреплена в законодательстве.

Устанавливаются , тепла, электроэнергии в подсобных помещениях, подвалах, технических комнатах. Доступ к ним со стороны жильцов блокируется с целью предотвращения кражи, порчи.

Для разных видов ресурсов используются специфические приборы учета:

  • Тепло

ОДПУ по отоплению делятся на тахометрические, электромагнитные, вихревые и ультразвуковые. Они позволяют существенно экономить ваши финансы, благодаря ОДПУ тепловой энергии.

  • Электроэнергия

Могут быть однотарифные, многотарифные. ОДПУ многотарифный позволяет снизить расходы. Суть работы этих приборов такова. Ночью действует минимальный тариф, а днем он намного выше. Кроме того, тариф увеличивается в так называемые пиковые часы, например, с 7 до 10 утра, с 17 до 21 часа вечером.

  • Вода горячая и холодная

ОДПУ воды контролирует расход исходя из всех реально проживающих людей, а не только зарегистрированных в квартирах. Возможен отдельный учет горячей и холодной воды, благодаря ОДВУ горячей воды и ОДПУ холодной воды.

Общедомовые приборы учета жители российских многоквартирных домов иметь обязаны с целью оптимизации энергосбережения. Это прописано в федеральном законе № 261-ФЗ. Законодатель установил предельный срок для обеспечения всех домов такими устройствами 30 июня 2012 года. Однако, и сегодня в некоторых домах они отсутствуют.

С 2015 года для повышения мотивации населения к установке ОДПУ для домов, в которых монтаж приборов технически возможен, но не выполнен, устанавливаются специальные повышающие коэффициенты, достигающие 60% от базовых нормативов .

Требуя обеспечения многоэтажных домов ОДПУ, государство заботится о сохранении природных ресурсов. Зачастую если в квартире зарегистрирован один человек, с учетом этого рассчитывается плата, к примеру, за воду. На самом деле в этой квартире фактически проживает пять человек, происходит существенный перерасход воды. В масштабах всей страны выходят внушительные цифры.

Сопоставление показателей индивидуальных счетчиков, установленных в квартирах, со значениями общедомовых приборов непременно выявит перерасход. Так проходит мониторинг потребления природных ресурсов.

Стоимость установки

Положения статьи 13 федерального закона № 261-ФЗ обязывают владельцев помещений финансировать монтаж общедомовых приборов учета. Те, кто в установленный срок самостоятельно не снабдили дома такими устройствами, должны возместить поставщикам ресурсов расходы на монтаж. Разрешено вносить такие платежи ежемесячно на протяжении пяти лет после установки счетчиков.

Размер компенсационного платы за ОДПУ рассчитывается с учетом доли в праве собственности на общее имущество дома. Выясняется доля конкретной квартиры и относящихся к ней нежилых помещений в площади всего здания. Полученный результат перемножается с ценой прибора. Далее получившаяся цифра делится на 60 одинаковых ежемесячных взносов.

Величина каждого компенсационного платежа зависит от габаритов квартиры и относящихся к ней нежилых помещений, а не от количества квартир в здании. Так решил законодатель, закрепив норму в статье 37 Жилищного кодекса РФ, Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г. за № 491.

Стоимость приборов ОДПУ и их монтаж могут варьироваться в зависимости от технических характеристик дома и специфики установки, а также вида ресурса.

Сумма компенсационного платежа включает в себя ряд мероприятий, учитывая предоставление рассрочки на 60 месяцев:

  1. Предварительные консультации и осмотр.
  2. Составление проекта.
  3. Утверждение проектной документации.
  4. Укомплектование и поставка.
  5. Установка.
  6. Наладка и запуск в работу.
  7. Техническое обслуживание ОДПУ по гарантии на протяжении 60 месяцев.

На каждый жилой дом размер затрат по монтажу счетчика ОДПУ рассчитывается индивидуально и фиксируется в акте приема-передачи и договоре.

Сроки проверки ОДПУ

Общедомовой прибор учета является сложным механизмом, требует технического обслуживания, контроля, починки и при определенных условиях замены. Сроки поверки зависят от характеристик устройства и контролируемого ресурса.

Ответственность за бесперебойную качественную работу прибора несут все жильцы без исключения. Делают они это не каждый по отдельности, как кому захочется, а централизованно, поручив заботу о приборе управляющей компании. Она наделяется правом выбора профильных компаний и специалистов, способных поддерживать технические характеристики ОДПУ на должном уровне.

К приглашаемым сторонним организациям предъявляются единые требования:

  1. Наличие сертификата, позволяющего проводить обслуживание счетчиков.
  2. Наличие особого допуска к проведению поверок, ремонту и установке приборов учета.

Оптимальным вариантом считается заключение долгосрочного договора с таким исполнителем работ с обязательным составлением и двусторонним подписанием актов.

ОДПУ в квитанции за квартплату

Ежемесячное возмещение затрат на установку ОДПУ входит в общую . Это правильно, поскольку нет необходимости нести дополнительные расходы на создание еще одного платежного документа, а также переплачивать банковскую комиссию за осуществление платежа. Ведь эти расходы несут собственники квартир.

Величина коммунальных платежей за ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме, исчисляется согласно действующим тарифам и потребленным объемам.

Несмотря на то, что на установку ОДПУ нужно потратиться, польза от их работы неоспорима. Важно относиться к ним по-хозяйски бережно и разумно и оплата за ОДПУ окупится со временем в разы.


Установка газового счетчика в квартире: что нужно знать

Каждый владелец жилплощади сталкивается с необходимостью оплаты коммунальных услуг. Чтобы в квартире были вода, газ, электричество, тепло и другие удобства, ежемесячно приходится раскошелиться на значительную сумму. Многие жильцы стараются максимально снизить выплаты, установив индивидуальные счетчики, фиксирующие потребление воды и газа в конкретной квартире. Но судя по всему, родное государство не планирует облегчать жизнь гражданам.

Доказательство тому – законодательное закрепление обязанности оплатить установку единого счетчика учета тепловой энергии в своем доме. Что это такое, для чего он нужен, можно ли отказаться от его установки и кому он полезен? В статье содержатся ответы на все вопросы.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Почему нас обязывают установить приборы учета тепла

Для многих непонятно, зачем тратить деньги на установку дорогостоящего оборудования фиксации объемов потребления, если практически в каждой квартире есть индивидуальные приборы. По словам коммунальщиков, данная мера выгодна жильцам многоквартирных домов:

  1. Позволяет учитывать расход ресурсов в конкретном доме и равномерно распределять его между всеми жильцами.
    Сразу возникает вопрос, а чем же так плох был индивидуальный счетчик? Один человек расходует пятьдесят кубометров воды, а другой довольствуется пятью. Почему в результате второй должен кроме себя платить еще за кого-то.
  2. В период отключения горячей воды прибор позволяет высчитывать показатели только по затратам холодной, следовательно, плата за горячее водоснабжение в этот период снижается.
  3. Так как фиксируется потребление в конкретном доме, в случае потери части ресурсов на магистралях по вине обеспечивающих компаний, у граждан нет необходимости возмещать убытки из своего кармана.
  4. Счетчик выявит утечки водо- и теплоснабжения.
  5. Позволит контролировать соответствие поставляемых ресурсов установленным нормативам.

Не стоит забывать и том, что все ресурсные затраты на обслуживание придомовой территории, например, полив газонов, будут также фиксироваться новым оборудованием и включаться в квитанции об оплате.

Можно ли отказаться от установки общедомового прибора учета тепла

У людей возникает закономерный вопрос, имеют ли они в сложившейся ситуации право отказаться от нововведения. Закон на этот счет категоричен: установка должна быть произведена. Положения на этот счет содержатся в нормативно-правовых актах:

  • Федеральный закон «Об энергосбережении» . Согласно ч. 5 ст. 13, собственники обязаны за счет собственных средств обеспечить установку специальных средств учета потребления ресурсов. А также нести ответственность за их нормальное функционирование. Так, если будет доказано, что по вине пользователей счетчик вышел из строя, они должны будут оплатить его ремонт либо приобретение нового.
  • Жилищный кодекс Российской Федерации. Статья 158 закрепляет обязанность жильцов компенсировать затраты на обслуживание жилого помещения (квартиры), а также общей территории, то есть всего дома.

Важно, чтобы установка оборудования была произведена с соблюдением всех необходимых процедур:

  1. Жители дома, члены товарищества собственников жилья должны быть приглашены на общее собрание управляющей компанией либо организацией, обеспечивающей подачу ресурсов.
  2. Граждан информируют о необходимости установки счетчика, о его преимуществах и недостатках, разъясняют порядок монтажных работ.
  3. Предлагаются на выбор компании, занимающиеся установкой прибора учета, финансовые условия.

Если после соблюдения всех процедур жители отказываются от установки, организация-инициатор имеет право направить в суд исковое заявление.

В свою очередь, жильцы могут обжаловать самовольную установку счетчика, без согласования с ними.

Сколько стоит установка общедомового узла учета тепловой энергии

В среднем, установка для жильцов 100-квартирного дома обойдется в 60-300 тысяч рублей. Такой разброс связан с тем, что цена складывается не только из стоимости самого оборудования, но и монтажных работ.

Многое зависит от состояния труб. Может понадобиться удаление части коммуникаций для правильной установки. Кроме этого, если холодная и горячая вода имеют отдельные магистрали, ставить придется два аппарата, что существенно увеличит итоговую сумму в квитанциях.


Варианты оплаты установки счетчика

Способы заключения договора с ресурсообеспечивающей компанией на монтаж прибора и его оплаты зависят от того, кто именно стал инициатором этого процесса:

  1. Иногда сами жильцы выступают с предложением установить оборудование, понимая, что по закону выбора у них нет. Чаще всего так случается в ТСЖ. Председатель собирает членов товарищества и предлагает проголосовать за или против установки. Решение считается принятым по большинству голосов. Если вынесен положительный вердикт, то даже те, кто был против, обязаны участвовать в сборе денежных средств. Если на счету дома есть определенная финансовая база, то средства могут быть взяты оттуда. Если же нет, граждане осуществляют дополнительный сбор необходимой суммы. Заключить договор на установку и обслуживание средства учета могут как сами члены ТСЖ, так и поручить это управляющей компании.
  2. Работники домоуправления оповещают жильцов о необходимости оснастить дом новым оборудованием. Они предоставляют сведения о компании, занимающейся установкой и о предстоящих финансовых затратах. Предлагаются варианты оплаты. Самый распространенный вариант – из фонда на обслуживание и капитальный ремонт. Если этого недостаточно, будет предложено дополнительно оплатить стоимость монтажных работ и самого аппарата.
  3. Организация, занимающаяся ресурсным обеспечением, предлагает приобрести у них прибор учета и заключить договор на его обслуживание. Этот вариант особенно удобен в том случае, когда у жильцов нет возможности сразу оплатить проведение работ в полном объеме. В таком случае им может быть предоставлена рассрочка выплаты на несколько лет.

Почему счетчики такие дорогие

Как уже упоминалось ранее, в стоимость установки включена не только цена прибора, но и монтажные работы. Что касается самого оборудования, то сэкономить можно, самостоятельно поискав организацию, предлагающую его продажу по наиболее выгодной цене.

Касательно монтажных работ, проконтролировать, соответствуют ли произведенные затраты выставленному счету, сложнее.

К сожалению, в Законе не указано, в какую сумму должны уложиться коммунальные службы при установке, поэтому итоговая стоимость может быть неожиданно высокой.

Меры наказания за отсутствие счетчиков

Закрепляя обязанность, законодательство предусматривает и ответственность за невыполнение требований по оснащению домов приборами учета:

  1. Так, если ТСЖ, Управляющая компания не оповестили граждан о необходимости приобретения счетчика, им грозит наказание в виде штрафных санкций (согласно п. 6 ст. 9.16 Кодекса «Об административных правонарушениях» Российской Федерации).
  2. Если ресурсная организация без достаточных на то причин отказала в установке либо обслуживании оборудования, на нее так же будет наложен штраф (п. 12 ст. 9.16 КоАП РФ).
  3. Жильцы дома после получения информации о требовании закона установить средство учета отказались это сделать. В таком случае вопрос будет рассматриваться в судебном порядке. Наиболее вероятным решением будет применение штрафных санкций, необходимость возмещения судебных издержек истцу и необходимость приобрести счетчик.


Итак, что следует помнить собственникам касательно общедомового прибора учета затраты ресурсов:

  1. Установка оборудования – обязательна, закреплена на законодательном уровне. При невыполнении требований Закона к ответственным лицам будут применены меры наказания.
  2. Решение о приобретении и монтаже принимается коллегиально, все жильцы должны быть проинформированы об этой необходимости.
  3. Управляющая компания не имеет права без ведома жильцов установить счетчик, в этом случае она может быть привлечена к ответственности за самовольные действия.
  4. Договор с ресурсной компанией можно заключить как непосредственно, так и через управляющую компанию либо председателя ТСЖ.
  5. С организацией, занимающейся установкой и обслуживанием оборудования, можно договориться о рассрочке оплаты произведенных работ.
  6. В целях экономии можно самостоятельно найти контору, занимающуюся продажей приборов учета по наиболее выгодным ценам.

Сокращения и термины, используемые в тексте:

ООО «Тюменская Энергосервисная Компания», далее - ООО «ТЭК»;

Общедомовой прибор учета тепловой энергии, далее - ОДПУ ТЭ;

Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения, далее - ОДПУ ХВС;

1. На каком основании в МКД установлены ОДПУ. Кем выполнена работа по установке ОДПУ.

На основании Федерального закона РФ №261-ФЗ от 23.11.2009 ст.13 п.5 и п.7 Закона об энергосбережении собственник обязан за счёт собственных средств приобретать приборы учета, устанавливать их и осуществлять надлежащую эксплуатацию, а по истечении срока эксплуатации заменять их.

Пункт 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ устанавливает, что в случае неисполнения собственниками помещений в МКД обязанности по обеспечению дома ОДПУ, эта обязанность переходит к РСО.

В связи с тем, что собственники не исполнили указанную обязанность, в соответствии с законодательством она перешла к РСО. Следовательно, приборы учета установили ОАО «Тюмень Водоканал» и "Тепло Тюмени"- филиал ПАО "СУЭНКО".

2. Что такое «поверка ОДПУ».

Поверка приборов учета тепловой энергии - обязательная процедура в процессе их эксплуатации. Цель поверки приборов - подтверждение соответствия средств измерения всем установленным техническим требованиям. Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учёта заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своём распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).

3. Кто обязан проводить работы по поверке ОДПУ.

Согласно подпункту «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 собственники помещений в МКД обязаны уведомить УК о предстоящей поверке и определить её исполнителя.

Однако собственники не инициировали решение этого вопроса. В рамках договора управления МКД УК предлагает собственникам помещений в МКД провести работы по поверке ОДПУ силами ООО «ТЭК» на основании действующего договора между УК и ООО «ТЭК», в котором предусмотрены данные виды услуг.

ООО «ТЭК» - это одна из специализированных компаний на рынке, имеющая допуск СРО для оказания данного вида услуг, квалифицированный персонал и выполняющая техническое обслуживание ОДПУ в МКД, находящихся в управлении ООО «УК «ЗАПАД».

4. Как определяются сроки проведения поверки ОДПУ.

Основанием для проведения поверки ОДПУ в срок, указанный в протоколе общего собрания собственников помещений в МКД, являются технические паспорта приборов, входящих в состав ОДПУ. Срок эксплуатации приборов согласно техническим паспортам составляет 12 лет, периодичность метрологической поверки - 1 раз в 4 года от даты выпуска прибора, указанной в техническом паспорте, а не от даты ввода в эксплуатацию.

При установке прибора учета в МКД силами РСО было смонтировано то оборудование, которое имелось на момент проведения работ по установке, т.е. год ввода ОДПУ в эксплуатацию не соответствовал году выпуска прибора по техническому паспорту.

А так же следует иметь в виду, что установленные приборы, входящие в состав ОДПУ могут быть разных годов выпуска.

5. Почему собственникам предлагается одновременная поверка всех приборов учета, входящих в состав ОДПУ, не смотря на разные годы выпуска приборов.

В состав ОДПУ входят: тепловычислитель, два расходомера и термопара. ОДПУ могут поверяться отдельными узлами, входящими в его состав - в зависимости от года их выпуска.

Но мы предлагаем провести одновременную поверку всех приборов учета, входящих в состав ОДПУ, не смотря, на разные годы их выпуска, что позволит:

Сэкономить средства потребителей, т.к. собственники произведут оплату всех работ, связанных с поверкой по демонтажу, монтажу и пуско-наладке единожды.

Выровнять межповерочный период и производить последующие поверки ОДПУ в синхронном порядке.

6. Кто обязан нести расходы, связанные с работами по поверке ОДПУ.

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учёта, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны включаться в состав общего имущества собственников помещений в МКД, утверждаемый общим собранием собственников помещений в МКД (п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Согласно подпункту "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

7. Почему стоимость поверки не учтена в расходах по техническому обслуживанию ОДПУ.

Работы по обеспечению работоспособности, регулировке и техническому обслуживанию ОДПУ включены в минимальный ПЕРЕЧЕНЬ услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013г. (раздел II п.18), а работы по ПОВЕРКЕ ОДПУ не включены в данный ПЕРЕЧЕНЬ.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в МКД утверждена компания (ООО «ТЭК»), осуществляющая техническое обслуживание ОДПУ, а также утверждён тариф за данную услугу. Согласно договору между ООО «УК «ЗАПАД» и ООО «ТЭК» поверка не входит тариф по техническому обслуживанию и оплачивается по дополнительному соглашению к договору за счет средств собственников.

8. Как определяется стоимость поверки и почему собственникам не предоставляется смета на поверку ОДПУ?

Специалистами ООО «ТЭК» был составлен укрупненный сметный расчет по диаметрам трубопроводов в многоквартирных домах для определения стоимости своих услуг. Данная смета собственниками МКД не была заказана и не была оплачена, следовательно, предоставлять её по запросу собственников, прилагая к протоколу, ООО «ТЭК» не обязано (см. ст.128 ГК РФ).

Расшифровка укрупненного сметного расчета по поверке и связанных с ней работ (демонтаж, поверка, монтаж и пуско-наладочные работы), предоставляется собственникам многоквартирных домов при обращении - в приёмные дни: четверг с 15:00 до 17:00, по адресу: ул.Затюменская, д.5, ТЭК, каб.38.

9. Каким документом будет подтверждено выполнение работ по поверке.

Документальным подтверждением выполнения работ по поверке ОДПУ и связанных с ней работ является акт выполненных работ (КС-2) с отраженными в нем фактическими затратами произведенных работ. А так же, акт передачи выполненных работ за подписью исполнителя и председателя совета дома.

10. Могут ли собственники помещений в МКД решением общего собрания отказаться от поверки ОДПУ, либо перенести её срок.

Эксплуатация не поверенного прибора учёта запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учёта со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Поверка приборов учета тепловой энергии является обязательной процедурой в процессе их эксплуатации.

Перенос срока поверки ОДПУ не возможен. Периодичность поверки указана в техническом паспорте на прибор учёта. Межповерочный интервал приборов учёта тепловой энергии и горячей воды - 4 года, а прибора учета холодной воды - 6 лет. С даты окончания поверочного периода, обозначенного в техническом паспорте, прекращается использование прибора, как коммерческого. Поэтому оплата за потребление тепловой энергии будет производиться на основании п.59 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», т.е. не по фактическим показаниям приборов учета.

Примечание.

Между УК и собственниками помещений в МКД заключен договор управления МКД, по которому УК вправе привлекать специализированные организации (третьих лиц) для надлежащего исполнения обязательств по договору. В связи с этим между УК и ООО «ТЭК» действует договор на обслуживание приборов учета, установленных в МКД. А собственниками помещений в МКД подписан протокол общего собрания на обслуживание ОДПУ специализированной компанией ООО «ТЭК» с указанием в нем стоимости данной услуги.

Договор между УК и ООО «ТЭК» связан с коммерческой деятельностью компании и определяет обязательства между сторонами по договору. Следовательно, требования собственников о предоставлении договора не являются правомерными, но ознакомиться с договором можно в ООО «УК «ЗАПАД» в приёмные часы по четвергам с 15:00 до 17:00.



Просмотров