Ремонт спиннинга своими руками, возможный в некоторых случаях. Ремонт спиннинга своими руками: замена и починка разных деталей

Вероятно, каждый помнит продолжение этой народной мудрости, которой мы стараемся следовать в большинстве жизненных ситуаций. Едва ли, к примеру, кому-то придет в голову крамольная мысль вскрыть корпус неожиданно отказавшего мобильного телефона или CD-плеера - подобные действия может выполнить только квалифицированный специалист, к услугам которого мы обычно прибегаем.

Достаточно разумную аккуратность мы проявляем и при пользовании другими разнообразными и полезными устройствами, наводнившими нашу повседневную жизнь. И вряд ли кто-то станет проверять рабочие свойства, скажем, кофемолки, засыпав в нее гравий.

Только вот удивительное дело: на рыболовные принадлежности, в частности, на катушку (невзирая на ее “навороченность” и стоимость) и любые удилища эта разумность в обращении почему-то не распространяется. Так уж получается, что через мои руки проходит довольно много сломанных удилищ и “убитых” катушек разного ранга.

В подавляющем большинстве случаев эти важнейшие элементы практически любой рыболовной снасти пришли в негодность вследствие неаккуратного обращения с ними или в результате превышения предельно допустимой для них нагрузки.

Конструктивные же недостатки этих изделий и возможный производственный брак при их изготовлении составляет всего лишь 0,7 % и легко выявляется во время проверки (как удилищ, так и катушек) в момент покупки непосредственно у прилавка магазина. И приходится иногда только диву даваться, как можно угробить вполне надежное и качественное, зачастую изготовленное солидной фирмой изделие в суперкороткий срок.

Мне не хочется верить в то, что приобретенное удилище или катушку кто-то целенаправленно будет уродовать (хотя и такое порой случается), и остается только надеяться, что все поломки происходят от неумелого обращения со снастями, особенно в момент, когда адреналин, что называется, хлещет из ушей, если на том конце лески беснуется сильная рыбина, отчаянно сражающаяся за свою жизнь.

Неумение обращаться с удилищем или катушкой вообще и на рыбалке в частности основано, как мне видится, на отсутствии элементарной информации о свойствах этих изделий и материалов, из которых они, собственно, изготовлены. Знание же этих свойств поможет иметь представление о реальных возможностях тех или иных моделей удилищ и катушек на практической рыбалке.

Многоликий углерод. Большинство современных удилищ для разных способов ловли рыбы сделаны из углепластика -слоистого композита, почти полностью вытеснившего стеклопластик, или, как его еще называли, фиберглас (от fiber -волокно и glass - стекло), хотя последний в несколько модифицированном виде продолжает использоваться в производстве удилищ.

Углепластик представляет собой чрезвычайно легкий, имеющий высокий модуль упругости материал, состоящий из тончайших углеродных волокон, ориентированных по длине, и связующего - полимерных смол (как правило, эпоксидных, хотя были опыты применять и другие - как полиэфирные, так и на основе фенола).

Углеродное или карбоновое волокно не имеет ничего общего с графитом, кроме химической формулы С - физические свойства этих материалов и строение абсолютно различны, а посему называть углепластиковые удилища “графитовыми” никак нельзя.

Карбоновое волокно довольно плохо смачивается и идеальной адгезии связующих его смол добиться весьма трудно (то есть связующее не проникает глубоко в нити углерода), и его скорее можно представить некоей “упаковкой", формирующей общую форму изделия из композита. Количество связующего в большей степени влияет на свойства удилища, чем модульность самого углеволокна.

У большинства современных удилищ оно колеблется от 7 до 12 %. Чем больше связующего, тем мягче (более гибкое, или “медленное” по строю) и тяжелее удилище, зато оно сгибается чуть ли не в колесо и допускает резкопеременные нагрузки, что важно при вываживании рыбы накоротке. С уменьшением количества связующего при тех же конусности и наполнителе, то бишь углеволокне, удилище становится более жестким (“быстрым") и снижается его масса.

Это особенно заметно у длинных штекерных удилищ, предназначенных для поплавочной ловли с укороченной оснасткой. Технология производства бланков или отдельных колен такова, что практически исключает образование непроклеев и пузырей в стенках изделий, причем выжимаемое при опрессовке под большим давлением связующее образует на поверхности глянцевитое покрытие с характерными спиральными бороздками.

Еще недавно после опрессовки и полимеризации связующего бланк или отдельное колено проходили шлифовку, и на этой стадии иногда стенки истончались, что приводило к браку. Сейчас технология производства значительно улучшилась, и необходимость в шлифовке отпала.

Внешняя поверхность удилища покрывается полимерным лаком (обычно имеющим в своем составе несколько больший процент пластификатора), предотвращающим образование сколов и царапин при внешнем механическом воздействии и устойчивым к УФ-излучению. Покрывные лаки могут быть бесцветными, прозрачными цветными или глухими, с пигментом-наполнителем.

Их задача - предохранить углеволокно от повреждений и проникновения воды. Последнее достаточно важно, поскольку даже при значительной опрессовке бланка теоретически нельзя исключить, что обнаженный участок углеволокна (а оно обладает некоторым капиллярным эффектом) не будет впитывать воду.

При поверхностном повреждении лакокрасочного покрытия до “угля” его прочность на изгиб значительно понижается, и даже при небольшом превышении нагрузки может произойти излом в месте повреждения.

  • возьмите себе за правило внимательно осматривать удилища (особенно те, которые предназначены для махового заброса оснастки или приманки - спиннинговые, нахлыстовые, поплавочные, фидерные) до и после рыбалки, тем более если она была связана с передвижением по кустам, каменистым берегам или с длительной транспортировкой собранного (в рабочем положении) удилища в лодке.

Физика и механика. Очень многие рыболовы-любители, еще в детстве привыкшие размахивать шлангоподобными “телескопами” из стеклопластиков отечественного производства (а они подчас допускали очень вольное обращение), но по каким-либо причинам сделавшие длительный перерыв на рыболовной стезе или желая приобщить к рыбалке любимое чадо, приобретают современное “углевое" удилище, предполагая, что это новое, “продвинутое"", сдюжит абсолютно все.

И очень удивляются и негодуют, когда вдруг дорогое удилище с треском ломается на несколько частей от резкого взмаха хвоста поднятого над водой окуня или карпенка массой едва ли больше полкило. У чада - слезы, у папаши - брань, а у продавца в магазине - головная боль, потому как не может он (и не обязан!) всем и каждому объяснить физикомеханические свойства углекомпозитов и тем паче научить грамотно пользоваться удилищем.

Или такая ситуация. Приходит разгневанный покупатель и тычет в нос продавцу карбоновый “телескоп” или лайтовую спиннинговую “палочку” с отломанным “тюльпаном” на кусочке вершинки длиной в 1,5-2 см. И со святой невинной улыбкой объясняет (и довольно складно), что сломал-де при забросе или на подсечке, чего быть никак не может!

А виноват во всем "уголь", вернее, его физикомеханические свойства, о которых не имел ни малейшего представления незадачливый рыбачок. Дело в том, что углекомпозиты (особенно с малым количеством связующего) не имеют пластической деформации, как, скажем, металл, а обладают упругой, то есть стремятся занять первоначальное положение под нагрузкой - внешняя сторона согнутого луком хлыста растягивается, тогда как внутренняя сжимается.

При этом чем больше связующего, тем сильнее оно деформируется, тем самым предохраняя волокно “угля” от разрушения. Именно поэтому “медленные” по строю “палки” более живучи. С увеличением нагрузки на изгиб до критической “суховатые” (с малым количеством связующего) удилища без предупредительного потрескивания буквально лопаются, на “отдаче” разлетаясь на три и даже более частей (не долевых!).

Чтобы представить, что происходит с удилищем, давайте разберем два приведенных выше примера поломки. В первом случае у нас традиционный маховый 7-метровый “телескоп” с глухой оснасткой, равной по длине удилищу. На подсечке и в начальной стадии вываживания рыбы в полкило мы равномерно нагружали все удилище, и леска в 0,14 мм при этом не оборвалась.

Это означает, что нагрузка на “телескоп" составила явно менее 2,2 кг (такова средняя прочность на разрыв мононити указанного диаметра), ориентировочно -около 0,7 кг, поскольку рыба весит в воде порядка 10 % от собственной массы и развивает тягу, примерно равную ей, плюс некоторое сопротивление воды.

В заключительной стадии вываживания, когда удилище направлено почти вертикально вверх, но рыба еще в воде, максимальную нагрузку испытывает не вершинка (хлыстик), как полагают многие. Эта самая тонкая часть удилища работает только на растяжение, почти в одну прямую вытянувшись с леской, и ее практически нельзя сломать.

А вот верхняя часть следующего за вершинкой колена начинает подвергаться критическим нагрузкам, поскольку оно не может упруго деформироваться дальше, ибо стенки его для облегчения удилища сделаны довольно тонкими. И вот, наконец, рыбу поднимают удилищем над водой. Нагрузка уменьшается до 0,5 кг (масса рыбы), но удилище уже находится в вертикальном положении, и верхние колена чрезмерно напряжены.

Тут карпенок или окунь делает резкий взмах хвостом и удилище ломается в 10-15 см от верхнего конца следующего за вершинкой колена. Почему увечилась нагрузка? Попробуйте встать на бытовые напольные весы. Допустим, ваша масса -70 кг. Если резко присесть или сделать мах одной ногой, диск весов прыгнет до отметки 95-100 кг, то есть на 35-42 % больше вашей массы. Именно это и произошло в нашем случае.

  • подобная нагрузка на любое, тем более длинное, удилище, когда оно находится в вертикальном положении, гарантирует поломку его верхних колен;
  • поднимать рыбу, даже небольшую, над водой нельзя. Это чревато обрывом лески, а в худшем случае - поломкой удилища;
  • при ловле с длинными удилищами используйте и подсачек с длинной ручкой;
  • комель удилища при вываживании должен занимать положение не более 60° к горизонту (примерно на 11 часов по циферблату - фото 1);
  • на последней стадии вываживания следите за тем, чтобы длина лески от рыбы до вершинки не была значительно меньше, чем вся длина удилища. В противном случае вы рискуете сломать удилище при приеме рыбы рукой или в подсачек.

Теперь рассмотрим второй случай. Строго говоря, “тюльпан” вместе с коротким, в 0,5-1 см, кусочком бланка может отломаться и на забросе, но для этого леска должна “намертво” захлестнуться за концевое кольцо (фото 2), что иногда действительно происходит при ловле спиннингом на “вертушки” с толстой мононитью или жесткой “плетенкой”. Ну уж в этом ни изготовитель удилища, ни тем более продавец не виноваты.

  • если вы ловите на вращающиеся блесны, да еще на течении, будьте внимательны и не делайте заброс, пока не убедитесь, что леска свободно проходит сквозь все кольца. Для этого достаточно просто слегка потянуть ее указательным пальцем руки, удерживающей удилище у катушки.

Довольно часто подобная поломка происходит и при проводке искусственной приманки с опущенным к воде удилищем, когда на высокой скорости подмотки спиннингист не замечает, как вертлюжок оснастки (чаще на стальном поводке) со всего маху “влетает” в “тюльпан”. Такая ситуация возникает обычно при ловле в сумерках или просто по ротозейству, особенно когда долго не было поклевок и рыболов отвлекся, заглядевшись на пролетающую мимо чайку или купающуюся неподалеку младую деву.

  • на последних метрах проводки приманки лучше чуть замедлить скорость подмотки и немного приподнять удилище вверх. Так можно избежать не только удара по “тюльпану", но и досадного зацепа;
  • бесклевье - не повод для невнимательности. Если захотелось понаблюдать за природой или за чем-либо еще - отложите снасть в сторону, оперев удилище на рюкзак (фото 3), подставки или стульчик;

  • не кладите удилище на землю, тем более на песок. Попавшие в стыки грязь и песчинки безвозвратно испортят его, а случайный, невесть откуда взявшийся прохожий или коллега может наступить на удилище.

Весьма часто ломают вершинку удилища, как, впрочем, и его комлевую часть или колено (особенно это касается спиннингистов и поплавочников, которые переходят с места на место в поисках рыбы) при транспортировке. Причем как в рабочем, так и в сложенном для перевозки положении. Углепластик боится резких ударов о твердые предметы (камень, части металлической или другой жесткой лодки) и случайных силовых перегибов на коротком участке бланка.

Очень распространенное явление - излом верхнего колена спиннингового удилища в месте его контакта (даже в мягком чехле!) с рамкой входного, ближнего к катушке, пропускного кольца. Обычно это повреждение не замечают, и на первом же забросе удилище ломается.

  • у переходя с места на место по берегу, разберите удилище, если это возможно. В крайнем случае переносите его в рабочем состоянии только комлем вперед - так меньше шансов воткнуть вершинку в землю или в дерево (фото 4);

  • места возможного контакта с пропускными кольцами других колен удилища полезно дополнительно проложить чем-нибудь мягким; при перевозке удилищ в лодке располагайте их комлевой частью вперед к носу лодки, а лучше разберите;
  • не пытайтесь сами и не позволяйте другим "испытывать на прочность” вершинку любого удилища из “угля”, изгибая ее на коротком участке, - ее можно сломать, как спичку;
  • для транспортировки удилищ лучше всего использовать жесткий тубус в сочетании с мягким чехлом, чтобы колена не терлись друг о друга (фото 5);

  • не прислоняйте удилища или их части к автомашине с открытой дверью. Случайный порыв ветра может его захлопнуть, и тогда с рыбалкой придется распрощаться (фото 6).

Спокойствие, только спокойствие. Добрая половина всех поломок удилищ происходит в момент вываживания рыбы, причем ее размер, а соответственно и оказываемое сопротивление, как ни странно, не имеют решающего значения. Если рыба попалась небольшая, что обычно заметно сразу же после подсечки, большинство рыболовов напропалую тянут ее к себе, в азарте перенося удилище назад за спину и чрезмерно напрягая его при этом (фото 7).

Даже некрупная рыба на умеренном и тем более сильном течении способна согнуть удилище в таком положении больше, чем оно может выдержать, и тогда вероятность поломки почти неминуема. Подобное развитие событий подчас просто не берут в расчет, когда эмоции хлещут через край, а хладнокровие отдыхает где-то в уголке сознания. Но, как говорится, “Александр Македонский был великий полководец, но зачем же табуретки ломать?”

При вываживании крупной рыбы многие рыболовы действуют значительно осмотрительнее, поскольку желание возыметь солидный трофей и представить его коллегам или домашним преобладает над желанием форсировать события. Но на заключительном этапе борьбы, когда упрямая рыбина уже бьет хвостом на поверхности воды, совсем рядом с бортом лодки или берегом, эмоции затмевают все и вся, и лишь одна мысль мечется под панамой рыболова: “Только бы леска (карабин, крючок, поводок...) выдержала!”

Про удилище в этой ситуации почему-то напрочь забывают (как, впрочем, и о том, что нужно ослабить фрикционный тормоз, если ловят с катушкой), лишь перехватывая его просто за бланк, чтобы легче было дотянуться до рыбы рукой или подсачком. “Медленные” удилища могут выдержать такое обращение, а вот “быстрые" далеко не всегда.

Потому как бланк рассчитан на нагрузку по всей его длине и, перехватывая удилище ближе к вершинке, мы излишне напрягаем его, что чревато поломкой, особенно при использовании мощной “плетенки”, которая, как известно, очень мало растяжима и не амортизирует, гася рывки рыбы. Точно такие же действия допускают рыболовы и при зацепе, частенько этим грешат спиннингисты-береговики (фото 8), которым приходится ловить отнюдь не в идеальных условиях.

Кстати, о “мертвых” зацепах. Я еще не видел ни одного спиннингиста, который бы, почувствовав зацеп приманки за подводное препятствие (а он на современном удилище довольно четко ощущается, хотя бывают и приятные исключения в виде сома или судака-переростка), не начал недоуменно дергать удилищем вправо и влево.

И я, грешным делом, делаю пару рывков, только после которых соображаю, что это не рыба, а "мертвяк”. Алгоритм дальнейших манипуляций по спасению приманки неоднократно описан в рыболовной литературе, и, казалось бы, известен всем и каждому, но... Попытка “выдрать” блесну или другую приманку резкими рывками ни в чём не повинного удилища, очевидно, бессмертна, как сицилийская мафия.

Надеюсь, излишне напоминать, что такие действия способны вывести из строя не только удилище, но и катушку. Впрочем, если вы не дорожите своими снастями и относитесь к ним как к расходному материалу для отправления своего удовольствия, можете не читать резюме этой части статьи.

  • не форсируйте без надобности вываживание рыбы, если ваша снасть на это не рассчитана;
  • уменьшайте усилие срабатывания фрикционного тормоза, если ловите с катушкой на последнем этапе вываживания крупной рыбы;
  • старайтесь не превышать указанную на удилище максимально допустимую разрывную нагрузку применяемой лески. Если она не указана, справьтесь об этом у продавца-консультанта или опытных коллег;
  • нельзя при вываживании или на “мертвом” зацепе излишне напрягать удилище, перенося его назад за вертикаль, тем более если оно “быстрое”.

Еще один казус подстерегает рыболова при обращении с удилищем. Это заклинивание колен, причем оно может произойти как при штекерном их соединении, так и при телескопическом. Основные причины заклинивания - загрязнение стыка и чрезмерное усилие, прикладываемое при сборке удилища для приведения его в рабочее положение.

Случайной песчинке или загрязнению органического происхождения (чешуей рыбы, остатками насадки и прикормки, частичками водорослей), попавшим с водой или при транспортировке, не придают значения, приступают к сборке и намертво “засаживают" колена.

После рыбалки, получив неразборное удилище и пытаясь его разобрать, большинство рыболовов начинают с пристрастием крутить заклинившие колена, продавливая тонкие стенки "телескопа” или штекера и “скручивая” до трещины (а часто и полного излома) бланк нижнего, как правило, колена спиннингового или матчевого удилища в месте стыка.

Единственно правильный способ разборки штекерного соединения колен в такой ситуации: плотно обхватив колена руками (удобно при этом использовать резиновые или подобные перчатки, чтобы руки не скользили) и помогая усилием обеих ног, можно разнять даже сильно заклинивший стык. Примерно так же, но только взявшись руками изнутри коленей, можно сложить заупрямившийся “телескоп”.

  • до и после рыбалки тщательно протирайте удилище в местах стыка чистой тряпицей. Для промывки используйте только чистую воду с небольшим количеством какого-либо средства для мытья посуды; не пытайтесь расстыковать заклинившие колена, проворачивая их.

Такие действия - верный путь к поломке; при перевозке удилищ со штекерным соединением, подобных спиннинговым, вставьте в ответную полую часть стыка пробку из губчатой резины или поролона (см. фото 5). Этим вы предохраните стыки от песка и грязи;

  • не применяйте органические растворители (тем более - автомобильную “химию”) при попытке расстыковать заклинившие колена - лак на удилище может частично раствориться и навечно склеить место стыка;
  • для облегчения сборки и разборки любого удилища используйте только фирменные специальные составы на основе силикона. Их можно приобрести в солидных рыболовных магазинах.

В заключение хотел бы посоветовать всем коллегам по страстному увлечению, коей является рыбалка, относиться к удилищу, как к любимому охотничьему ружью - с пониманием и заботой. Тогда оно вас никогда не подведет и будет надежным помощником и верным товарищем.

Каждый рыболов хотя бы раз в жизни сталкивался с поломкой своего удилища. Это происходило при разных обстоятельствах. Естественно, возникает вопрос, как произвести ремонт спиннинга своими руками: сломался кончик, нужно заменить тюльпан, испортилась рукоятка или перестал работать катушкодержатель. Что делать?

Слишком серьезные поломки удочки приводят к полной утрате ее работоспособности. Восстановить ее практически нереально. Однако чаще дефект оказывается незначительным и подлежит устранению. В результате отремонтированным спиннингом можно рыбачить дальше.

Починить удилище можно у мастеров, которые специализируются на ремонте рыболовных снастей. Работа таких профи стоит денег, но в результате получаем спиннинг, который не потерял своих первоначальных характеристик, остался таким же прочным и надежным.

Совсем мелкие поломки можно устранить самостоятельно, особенно те, где не требуется применять специализированные приспособления, материалы и инструменты. У всех в школе были уроки по труду, поэтому справиться с незначительным повреждением сможет каждый.

Сразу после покупки рыболов обращается с удилищем очень аккуратно, даже чрезмерно осторожно. В итоге спиннинг не «раскрывается» целиком и, кажется, будто покупка не соответствует ожиданиям. Такое поведение присуще новичкам, для которых эта удочка является первым или вторым серьезным приобретением.

Со временем рыболов привыкает к спиннингу, начинает вести себя смелее и в каких-то ситуациях теряет бдительность. Такая небрежность чаще всего и приводит к поломкам удилища. В процессе нахождения на берегу, по дороге на водоем или при хранении в домашних условиях могут произойти следующие неприятности:

  • Можно нечаянно наступить на свое удилище либо «прут» коллеги. Такое бывает, если неосмотрительно положить спиннинг на землю. Поэтому нужно всегда ставить удочку вертикально, прислоняя к надежной опоре.
  • При сборке или разборке удилища некоторые забываются и облокачивают спиннинг на дверцу машины или на открытый багажник. Случайный порыв ветра или прикосновение к двери может с легкостью ее захлопнуть, сломав при этом удочку.
  • При ловле с плавсредства при забросе, проводке либо вываживании можно случайно ударить бланком об борт лодки. Чаще это не сразу приводит к поломке, но на спиннинге появляется трещина, которая снижает его прочность и ведет к поломке при следующей нагрузке, близкой к критичной.
  • Опытные любители ходовой рыбалки хорошо знают, что нести удочку вперед кончиком категорически не рекомендуется. Малейшая потеря концентрации ведет к тому, что он может воткнуться в землю или «упереться» в ближайшее дерево или кусты. Всегда спиннинг нужно переносить рукояткой вперед.
  • Каждый спиннинг имеет свой запас прочности. Одним из характеристик, показывающих его мощь, является тест по приманкам. Иногда возникают ситуации, когда требуется превысить верхний предел удилища. Однако не все удочки допускают это. В результате имеем поломку, которая, к сожалению, чаще происходит в районе рукоятки. Такая «палка» уже не полежит ремонту. Разве что из верхнего колена можно сделать себе «инструмент» для зимнего блеснения.

Совет! Многие японские удилища не допускают превышение теста. «Американцы», наоборот, обладают необычайным запасом прочности. Китайские изделия нужно испытывать в процессе рыбалки, постепенно подбираясь к верхней границе.

  • У неопытных рыбаков часто спиннинг ломается при неправильном вываживании. Причем бланк может «сложиться» не только от трофейных экземпляров. Самой частой ошибкой у новичков бывает желание быстрее вытащить хищника на берег, и он тянет его напролом или пытается выбросить на сушу с помощью удочки. Также, пытаясь взять рыбу рукой, удилище чрезмерно уводится назад за голову. В результате между леской и бланком образовывается угол меньше 90 градусов, что грозит неприятностями при резком неожиданном рывке.

Дефекты, возникающие в процессе изготовления бланка и сборки удилища, проявляются намного реже, чем из-за халатности спиннингистов. Если сравнить поломки связанные с заводским браком и неправильным обращением рыболова, то счет будет 1:9 в пользу второго фактора.

Чтобы избежать поломок спиннинга, нужно всегда быть аккуратным и сосредоточенным. Следует соблюдать элементарные правила обращения со снастями. Транспортировать удилища на рыбалку следует в сложенном виде в твердом чехле либо .

Как можно отремонтировать удилище своими руками?

Не все поломки можно исправить своими руками. Но все же, некоторые «лечатся» довольно успешно, а при определенном опыте подобных работ заметить, что удилище ремонтировалось почти невозможно. Основные дефекты, которые можно устранить самостоятельно, это:

  • поломка кончика удилища;
  • замена тюльпана;
  • замена кольца;
  • устранение дефектов пробковой рукоятки.

Рассмотрим каждый случай отдельно.

Ремонт кончика спиннинга

Из перечисленных выше этот дефект является самым сложным. Для ремонта кончика потребуется подобрать внутренний стержень подходящего диаметра. Например, можно взять швейную иглу. Она имеет приличный запас прочности, и одновременно ее упругость почти никак не скажется на рабочих параметрах спиннинга.

  1. Оба конца поломанного бланка зачищаются и обезжириваются.
  2. Стержень смазывается эпоксидным клеем и вставляется в бланк.
  3. Даем высохнуть клею.
  4. Для надежности место стыка можно покрыть бесцветным лаком или наложить на него бандаж.

Все, ремонт вершинки для спиннинга окончен, можно отправляться на водоем.

Фото 1. Вместо обломанного кончика красного цвета вклеен новый синий.

Замена тюльпана

Необходимость замены тюльпана может возникнуть в таких ситуациях:

  • образование сколов и прочих дефектов на вставке;
  • небрежное обращение, которое привело к изменению формы оправы тюльпана;
  • поломка незначительного отрезка цельного кончика спиннинга.

Во всех случаях рыболову необходимо подобрать подходящий тюльпан. Для этого следует замерить диаметр кончика и в каталоге производителей спиннинговой фурнитуры подобрать нужную модель изделия.


Важно! Нужно стараться не перегреть бланк, иначе это приведет к его хрупкости и снижению прочности.

  • Посадочное место зачищаем мелким наждаком и обезжириваем спиртом.

Фото 3. Зачищаем кончик на глубину тюльпана.

  • Затем наносим эпоксидный клей на кончик.
  • Надеваем тюльпан, соблюдая соосность с другими пропускными кольцами.
  • Ждем, когда клей застынет.

Все, тюльпан заменен, спиннинг выглядит как новый.

Замена кольца

Алгоритм замены этого элемента подобен установке нового тюльпана:

  1. Приобретаем новое пропускное кольцо, выбирая его по внутреннему диаметру вставки.
  2. Снимаем старое, нагревая место крепления и удаляя оплетку.
  3. Устанавливаем новое кольцо, проклеивая его эпоксидным клеем и накладывая поверх бандаж из прочной капроновой нитки.
  4. Клею даем высохнуть. Сверху место установки кольца покрываем бесцветным лаком.

Фото 4. Примотанное нитками с покрытием черным лаком кольцо.

В процессе установки нового пропускного кольца следим, чтобы не нарушалась соосность. Это чревато снижением дальности заброса и необходимостью проводить ремонт заново.

Ремонт пробковой рукоятки

Со временем на ручке из пробки появляются сколы и прочие дефекты. Это оказывает определенный дискомфорт при ловле и не эстетично выглядит. Эту неприятность можно легко отреставрировать. Для этого понадобится клей и пробковый материал, в качестве которого можно взять обычную крышку от шампанского или вина:

  1. Пробку натираем на терке.
  2. Полученную стружку смешиваем с клеем ПВА.
  3. Этой массой замазываем имеющиеся дефекты.
  4. Даем клею высохнуть.
  5. Зачищаем рукоятку мелкой наждачной бумагой.

В результате получаем отремонтированную рукоятку, которая выглядит как новая.

Самый отвратительный звук для рыболова – это звук ломающегося спиннинга. Рыбная ловля бывает испорчена, а потом остро возникает вопрос: как восстановить любимую снасть? В этой теме мы поговорим о ремонте сломанного спиннинга своими руками.

Я давно занимаюсь исправлением рыболовных снастей. За это время мне пришлось увидать разнообразные виды ремонта, начиная от бандажей из титановых трубок, изготовленных очевидно на оборонном заводе, и завершая вклеенными суперклеем в бланк гвоздями в надежде, что такая конструкция хоть немножко прослужит. А ведь сделать абсолютно высококачественный ремонт снасти не так трудно и совершенно по силам большему числу рыболовов. Для этого не потребуются дефицитные материалы или инструменты. Естественно, восстановленное удилище уже не будет тешить безупречностью строя или хорошим дизайном, но может послужить еще многие годы, к примеру в качестве запасного. Заниматься ремонтом стеклопластикового спиннинга вряд ли имеет смысл – легче приобрести новый. Но если вы все же приняли решение его починить, потребуются самые обыкновенные материалы: «эпоксидка» и стеклоткань. А вот повозиться с дорогим углепластиковым удилищем стоит.

Характерная поломка спиннинга

Практически у 80% нуждающихся в исправлении штекерных спиннинговых удилищ случается сломано верхнее колено, ближе к тонкой части. В случае если поломка случилась на участке от «тюльпана» до первого пропускного кольца, то самый обычный метод ремонта – переставить «тюльпан» немножко ниже. Нередко подходит свой «тюльпан», а в случае если нет, нужно выбрать подходящий к посадочному месту. Нужно учесть, что после переделки удилище будет жестче, а его тест – уже из-за увеличения нижнего диапазона забрасываемого груза, верхний же тест не поменяется. Кроме того, неизбежно уменьшится расстояние заброса, так как удилище будет короче, а еще утратится лучший строй. Неисправность ниже второго кольца потребует полного ремонта – наложения бандажа с дальнейшей отделкой. Наверное, самый непростой случай – это поломка спиннинга в соединительном узле. Произвести полный и хороший бандаж в этом случае очень трудно. Впрочем если ремонт все же получился, то это почти не отразится на рабочих свойствах удилища. При поломке верхнего колена, которое надевается на нижнее, потребуется сделать оправку, иначе почти гарантирована несоосность после ремонта, и спиннинг просто станет кривым, а из-за попадания смолы вовнутрь верхнее колено не сможет правильно состыковаться с нижним. Временную оправку можно выточить на токарном станке из металла, твердого дерева или из подходящего колена спиннинга. Конечную подгонку изготовляют ручной притиркой. Геометрические размеры оправки должны полностью подходить ответной (внутренней) заходной части спиннинга. Чтобы оправка не приклеилась намертво, ее нужно плотно, без складок и пузырей, обернуть скотчем. Потом на ремонтируемый участок наложить бандаж по технологии, описанной ниже. После совершенной полимеризации смолы внутреннюю оправку необходимо удалить. Если случилась поломка внутренней части стыковочного узла, то понадобится вклеить внутрь плотно подогнанный углепластиковый монолитный стержень.

Наложение бандажа

В случае если поломка, что называется, как ножом отрезало, то обстановка упрощается. При наличии длинных продольных трещин, от 30 мм и более, их можно подрезать надфилем (все работы с угле- и стеклопластиками производятся исключительно алмазными шлифующими инструментами), иначе они затруднят дальнейшую работу. Потом подбирают оправку для вклеивания внутрь неисправного участка. В безупречном случае это углепластиковая трубочка от сломанного удилища, но абсолютно подойдет и стеклопластиковая, длина которой должна перекрывать поломанный участок на три-пять диаметров колена в месте поломки. Главная роль оправки – придать соосность и объединить все раздробленные кусочки в месте слома. Нагрузка на нее ложится только в ограниченной части, поэтому оправку можно незначительно сточить, одновременно подогнав по внутренней поверхности ремонтируемого колена. Само колено в месте слома для наилучшей адгезии смолы нужно зашкурить с внутренней стороны свернутой в трубочку наждачной бумагой. После чего все детали обезжиривают растворителем, смазывают разведенной эпоксидной смолой и соединяют на оправке, достигая совпадения осей пропускных колец и наибольшей соосности, поскольку как приклеится удилище на оправке, таким оно и останется. Если раздробленный участок длинный, можно наложить на него подобие временной шины, закрепив ее узким скотчем. После абсолютной полимеризации смолы через сутки снаружи колено может смотреться как новое, только ни в коем случае нельзя к нему прилагать даже не очень большую нагрузку – оно гарантированно сломается, а следующий ремонт будет куда проблематичнее. Затем бланк удилища в области поломки аккуратненько чистят шкуркой от лака, краски и выступившего после вклейки оправки клея на длину, немножко превышающую длину оправки.

По этому размеру делают трапециевидную выкройку из стекло- или углеткани с таким расчетом, чтоб толщина готового бандажа приблизительно в 1,5-2 раза превосходила толщину стенки удилищав месте ремонта. Судя по опыту, это достигается четырьмя-шестью оборотами выкройки вокруг бланка. Таким образом рассчитывается длина выкройки. Если чинят комлевое колено, то число оборотов нужно увеличить до восьми-десяти, тогда будет гарантирована нужная прочность. Верхняя (узкая) часть выкройки – приблизительно вполовину меньше ширины. Ориентировать ткань для выкройки нужно таким образом, чтоб наибольшее количество волокон находилось вдоль бланка удилища. В случае если применяется стеклоткань, то выкройку нужно прожечь, чтоб удалить парафиновую пропитку и загрязнения, которые не дадут полноценно пропитать ткань смолой. Эту операцию совершают путем нагревания на открытом пламени или на электроплите по всей площади выкройки до явления характерного парафинового дымка, как от свечи. Затем ожидает особенно нечистая часть работы, поэтому стоит заблаговременно приготовить марлевый тампон, пропитанный растворителем, которым потребуется устранять подтеки смолы с бланка и рук. Место ремонта обезжиривают растворителем, потом наносят разведенную эпоксидную смолу и, стараясь правильно уложить волокна, оборачивают вокруг него выкройку. Поверх бандажа дополнительно наносят «эпоксидку» для исключения непроклеенных участков. Для того чтобы смола одинаково пропитала выкройку, а также для создания эффекта опрессовки стараясь уплотнить застывший композит бандаж обматывают особой лентой. Отыскать такую очень тяжело, а вот приобрести моток узкого скотча можно в каждом магазине канцтоваров. Наклеивающей стороной наружу, закрывая каждый виток примерно на 2/3, им плотно обкручивают бандаж. Убирают потеки клея с бланка и оставляют его на сутки-двое. Когда смола абсолютно застынет, снимают скотч. Ремонт закончен, и удилищем можно пользоваться. Но если хочется придать лоск на отремонтированное место, его зачищают наждачной бумагой, вначале с крупной зернистостью, потом со средней, а конечную обработку производят с самой мелкой. Место ремонта покрывают цветным лаком или краской в тон удилища и окончательно лакируют.

Материалы для ремонта спиннинга

Стеклоткань можно купить в магазинах «Сделай сам» или в всевозможных комплектах для авторемонта, к примеру глушителей. В автомагазине же можно купить растворитель и высококачественную наждачную шкурку. Но гораздо более надежный источник – авиамодельные клубы или магазины такого же профиля. Здесь можно найти и отрезки углеткани, и качественную эпоксидную смолу. Однако, ничуть не уступает ей наша «эпоксидка» Дзержинского завода, тем более что выигрыш в цене оказывается солидным. Не советую применять автомобильные составы для быстрого ремонта, так как они содержат много пластификатора, потому застывшая смола не обладает нужной крепостью и жесткостью. Работать с эпоксидными составами и растворителями надлежит в хорошо проветриваемых помещениях, а резать стекло- или углеткань и зашлифовывать композитные материалы – в респираторе. Естественно, сразу достичь отличного качества ремонта невозможно, для этого нужна основательная практика, но если все делать аккуратно, то восстановить любимый спиннинг вполне можно С уважением


Поломки спиннингов бывают разные. Именно от степени и места поломки зависит, есть ли смысл производить ремонт удилища , или нет. Также, в немалой степени целесообразность ремонта зависит от цены удилища. Иногда проще купить новое, если спиннинг не дорогой, чем “мараться” с его ремонтом

Так, нет никаких проблем с ремонтом спиннига , если обломился самый кончик у основания тюльпана, или, например, повредилось пропускное кольцо. Понятно, что если сломалась вершинка у тюльпана , аккуратно обрабатываем место слома и подобрав чуть больший тюльпан, подходящий по диаметру – вклеиваем его на вершинку. Случается, что и прежний тюльпан вполне можно присобачить на сломанную вершинку. Для этого нагреваем трубочку тюльпана спиннинга, вынимаем обломок вершинки, немного подтачиваем напильничком или наждачкой кончик. И если подходит по диаметру, то сажаем тюльпан на место, предварительно капнув клей (суперклей, “Момент”, “Суперцемент” и т.п.) в трубочку тюльпана.

Да, спиннинг станет немного не с тем тестом, тест чуть повысится (например, был 3-15г, станет примерно 4-16г…), но в целом, продолжать ловить можно, без проблем!

Если сломалось пропускное кольцо спиннинга , например треснул вкладыш, то просто удаляем обмотку (расплавляем зажигалкой покрытие и удаляем оплетку). Аккуратно, чтобы не перегреть и механически не повредить бланк спиннинга. Ищем в продаже аналогичное по размерам кольцо и устанавливаем вместо сломанного. Также приматываем кольцо к спиннингу при помощи прочного шнура, проклеиваем обмотку, можно еще сверху пару витков изоленты наложить, для надежности.

Бывают и куда более фатальные поломки спиннингов … Может сломаться одно из колен. Так, если удилище дорогое, от серьезной фирмы, то следует выяснить, не предоставляется ли услуга продажи одного колена вместо сломанного, за относительно небольшие деньги. Знаю, многие серьезные производители спиннингов предоставляют такую услугу.

Существуют также специалисты, мастера по ремонту удилищ. Поинтересуйтесь в крупных рыболовных торговых точках вашего города, там должны знать их координаты. Ну или спросить на эту тему у опытных коллег-спиннингистов.

В крайности, если отдать на ремонт снасть некуда, то можно и самому по-колдовать… Например подобрать некий стеклопластиковый или углепластиковый стержень, кусок еще одного старого сломанного удилища и произвести ремонт самому, как показано на картинках.

Аккуратно обрезаем место слома. Вставляем подходящую вставку на клею. Обматываем снаружи изолентой или чем-то подобным. Можно попробовать снаружи установить что-то типа муфты, кожуха в виде медной трубочки подходящего диаметра. Тут все зависит от вашей фантазии и материалов, имеющихся в наличии.

Понятно, что строй спиннинга пострадает, но если вам прямо не до покупки нового спиннинга – часть сезона можно помучаться и с таким отремонтированным…

Как вариант, если сломалось нижнее, толстое колено, а верхнее колено осталось целым, то можно его перепрофилировать. Из верхнего колена спиннинга можно сделать прекрасную бортовую удочку для ловли с лодки в отвес… Убираем нижнее кольцо на колене и монтируем прут в некую рукоять, например, от старого поломанного удилища, или даже от того же самого, включив мозги, отпилив обломок нижнего колена и сделав какие-то уплотнители…

Ну и наконец, самое веселое, если поломка удилища такова, что ремонту оно не подлежит , грубо говоря - брак и поломка в нескольких местах, к тому же – спиннинг не дорогой… Тут можно либо просто выбросить остатки удилища, либо закинуть куда-то в чулан, чтобы собирать пыль, либо использовать части спиннинга совсем в других областях…

Так, если отвлечься от спиннингов, а вспомнить о поломках телескопических, довольно длинных удочек, то я прекрасно делал из их остатков складные ручки для подсачка. Можно сделать палку-отцепляйку для спасения приманок, засевших в корягах, при ловле на малых речках. Еще можно приспособить достаточно длинный обломок телескопической удочки для сбивания яблок и груш в саду… Или даже увенчать такую складную палку специальной снималкой для этих же плодов…

Также стоит трижды подумать, прежде чем тупо выбросить сломанный спиннинг… Не помешает, как минимум, снять кольца, а вдруг пригодятся для ремонта какого-то спиннинга в будущем… И, возможно отпилить рукоятку, в расчете на те же бортовые удильники…

Ну и совсем оригинальные применения остатков сломанных спиннингов.

Как-то у маминого зонтика накрылась рукоятка… Я помозговал. Взял рукоятку от старого сломанного спиннинга и отпилил кусочек комля. Замечательно на клею посадил новую ручку на зонт! Помимо возврата зонта в строй, рукоять из пробки оказалась куда удобнее и приятнее на ощупь, чем родная.


Еще был момент. Летом открываю форточку и постоянно ее закрывает сквозняком… Меня это долго бесило. Но я нашел решение, опять же, применив обломок того же спиннинга. Я отрезал кусок верхнего колена, с несколькими кольцами. У колец удалил вкладыши и остались чисто тонкие железные основания. Кольцо вставлял в щель на стыке полу-рам форточки, а конец палочки упирал в раму окна. Все замечательно. Теперь у меня самопроизвольно не закрывается форточка. К тому же, можно регулировать степень открытия окна, вставляя в щель то дальнее кольцо, то среднее.



Просмотров