А в теория государства и. Теория государства и права учебное пособие. Виды политических систем

Достаточно интересным оружием с точки зрения области тактического применения являются снайперские винтовки. Данные модели оружия предназначены для прицельного поражения мишени одним-единственным выстрелом на дистанции, зачастую недоступной для прицельного огня с помощью других типов оружия.

Специально для того, чтобы выстрел получался максимально мощным и точным, в комплекте со снайперскими винтовками используются специальные патроны с огромной массой пули и порохового заряда. Баланс пули при этом тщательно выверен - размер возможных отклонений от траектории не оставляет цели, попавшей в прицел, ни единого шанса на спасение.

Именно для оснащения одной из самых производительных отечественных винтовок, созданных специально под оптический прицел, был разработан глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете для пополнения личной коллекции. Снайперская винтовка конструкции Драгунова, по праву считающаяся одной из лучших в мире, может быть эффективно дополнена этим специальным средством для тихой и беспламенной стрельбы.

Где применяется глушитель ТГП-В 2 Шелест?

Где применяется ТГП-В 2 Шелест? Данное изделие, наименование которого расшифровывается как «тактический глушитель-пламегаситель», с момента своего создания было предназначено исключительно для нужд отрядов специального назначения - выпускников школы снайперов, получавших наиболее важные и ответственные задания государственной важности.

Макет ТГП-В 2 Шелест по своим тактико-техническим характеристикам не отличается от оригинала, благодаря чему его покупка является мечтой многих истинных ценителей, коллекционирующих раритетное оружие в виде охолощенных и деактивированных экземпляров.

Купить ТГП-В 2 Шелест - значит, приобрести устройство, не единожды участвовавшее в реальных сражениях и доказавшее свою ценность. Звук выстрела мощного патрона 7.62х54 мм, разумеется, это изделие погасить полностью не в состоянии, однако основной демаскирующий фактор - вспышку форса пламени - с помощью этого изделия устраняется практически в ста процентах случаев.

Глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете у нас, использовался в ходе проведения всех кавказских войн, в том числе - и в Афганистане. Многие специалисты подтверждают достаточно высокий уровень данного изделия - хоть оно и не является пределом мечтаний для профессионального снайпера.

Как работает глушитель ТГП-В 2 Шелест?

Как работает глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете с помощью наших услуг? Это изделие, как и все остальные агрегаты данного типа, воздействует на выходящие из ствольного канала пороховые газы, создавая эффект дисперсии, снижая их скорость на выходе из камеры глушителя и позволяя им остыть ниже критической температуры, при которой их расширение производит сильный акустический эффект.

В отличие от многих других тактических глушителей, ТГП-В 2 Шелест устанавливается не на ствол, а непосредственно на штатный цилиндрический пламегаситель снайперской винтовки Драгунова. Благодаря этому эффект его работы только усиливается.

Если изучить макет ТГП-В 2 Шелест внимательным образом, то можно понять, что встроенный в камеру сепаратор может быть как прямым (пластины сепаратора перпендикулярны боковой поверхности камеры), так и коническим (с выгибанием пластин сепаратора в сторону выхода пули). Какой из них более надежен и обладает лучшими свойствами погашения звука и форса пламени - сможет рассказать разве что профессиональный снайпер, использовавший снайперскую винтовку конструкции Драгунова в комплекте с каждым из описанных типов тактического глушителя-пламегасителя.

Почему ТГП-В 2 Шелест считается не лучшим вариантом?

Стоит отдельно заметить, что эксперты не готовы отдать пальму первенства по степени качества ТГП-В 2 Шелест. Почему это изделие считается не самым лучшим вариантом? Об этом стоит рассказать подробнее.

Во-первых, применение тактического глушителя в тандеме со снайперской винтовкой не может дать стопроцентной эффективности его действия. Звук выстрела все равно будет хорошо слышим на большом расстоянии - хоть и направление к его источнику и будет определить значительно сложнее. Глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете в целях коллекционирования, не является действительно идеальным выбором по той причине, что снайперская винтовка по умолчанию использует патрон, придающий пуле на выходе из ствольного канала начальную скорость, в несколько раз превышающую скорость звука. Чем больше скорость пули - тем лучше настильность траектории и тем меньшие поправки потребуется брать стрелку для успешного поражения мишени. Ослаблять снайперский патрон до дозвуковой скорости полета пули - значит, сделать возможным бесшумное ведение огня, однако лишь с учетом огромной потерей в точности.

Во-вторых, макет ТГП-В 2 Шелест, устанавливаемый на штатный пламегаситель, сбивает прицел снайперской винтовки - и перед непосредственной эксплуатацией ее необходимо заново пристреливать, настраивая прицел. Ситуация примерно та же, как и с винтовкой Мосина, которую пристреливали исключительно с примкнутым штыком. ТГП-В 2 Шелест весит больше килограмма, из-за чего существенно смещает центр тяжести вперед и становится причиной возникновения достаточно мощных рывков ствола вверх и вбок из-за изменившегося вектора отдачи.

Настоящие профессионалы, которым доводилось использовать все самые передовые оружейные разработки СССР и РФ, заявляют, что в арсенале нашей армии есть куда более удобное бесшумное оружие с оптическим прицелом. Специальная снайперская винтовка (ВСС) под кодовым названием «Винторез» включает в свою конструкцию интегрированный в ствол глушитель, огромная производительность которого позволяет сделать стрельбу действительно бесшумной - причем, без потери точности.

Купить ТГП-В 2 Шелест можно у нас!

Если вы по-настоящему интересуетесь специальными армейскими средствами, использовавшимися вооруженными силами России и Советского Союза для усовершенствования и модификации штатного оружия, то данное изделие наверняка способно привлечь ваше пристальное внимание. Купить ТГП-В 2 Шелест в целях коллекционирования и для личного пользования можно у нас - и эта возможность может считаться действительно редкой и выдающейся.

Обнаружить в продаже настоящий ТГП-В 2 Шелест крайне нелегко, поскольку изделия данного типа редко попадают на рынок охолощенного и деактивированного оружия. Экземпляры, выставленные бывшими владельцами в продажу, быстро находят себе новых хозяев, оседая в частных коллекциях. Если вы желаете приобрести качественный макет ТГП-В 2 Шелест, ничем не отличающийся от оригинала, то вам стоит поторопиться. Вполне вероятно и предсказуемо, что данное изделие не задержится в продаже надолго - желающих приобрести его больше, чем вам может показаться на первый взгляд. Отличное качество изготовления, высокий уровень эстетической и исторической ценности, а также - идеальное эксплуатационное состояние изделия быстро привлекут к себе внимание. Глушитель ТГП-В 2 Шелест купить лучше прямо сейчас, пока вас не опередили конкуренты!

2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001 . - 776 с.

В Курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные действующей программой по теории государства и права, а также ряд новых проблем. Книга отражает современное состояние юридической науки и практики, конституционное и текущее законодательство, происходящие в России процессы. Во второе издание Курса включены дополнительные, актуальные темы (правовая политика, льготы и поощрения, ошибки в праве и др.). Некоторые темы расширены, переработаны, изложены с учетом новейших российских реалий и тенденций.

Для студентов юридических вузов, слушателей школ и институтов МВД, других высших и средних учебных заведений, в которых преподаются основы государственно-правовых знаний.

Формат: doc / zip

Размер: 890 Кб

/ Download файл

Оглавление
Предисловие (Н.И. Матузов) 5
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (М.И. Байтин) 13
1. Предмет теории государства и права 13
2. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками 19
3. Метод изучения теории государства и права 22
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (В.Л. Кулапов) 29
1. Плюрализм теорий происхождения государства 29
2. Возникновение государства 31
3. Возникновение права 37
Тема 3. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 42
1. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть 42
2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Понятие государства 47
3. Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества 51
4. Типы государства 53
Тема 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВАМИ. Байтин, И.Н. Сенякин) 60
1. Понятие и классификация функций государства " (М.И. Байтин) 60
2. Основные внутренние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 64
3. Основные внешние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 71
4. Формы осуществления функций государства (М.И. Байтин) 75
Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА (В.Л. Кулапов, 0.0. Миронов) 79
1. Понятие формы государства (В.Л. Кулапов) 79
2. формы правления (В.Л. Кулапов) 80
3. Формы государственного устройства (0.0. Миронов) 86
4. Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов 93
Тема 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 97
1. Орган государства: понятие, признаки, виды 97
2. Понятие механизма государства 100
3. Принципы организации и деятельности механизма государства 102
4. Структура механизма государства 106
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО (А.И. Демидов) 114
1. Системный подход к анализу политической жизни 114
2. Понятие, структура и функции политической системы 116
3. Место и роль государства в политической системе 121
4. Основные субъекты политической системы 123
5. Политический режим 125
Тема 8. СУЩНОСТЬ ПРАВА (М.И. Байтин) 130
1. Основные направления учения о праве 130
2. Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 137
3. О широком понимании права 145
4. Принципы права 151
5. функции права 156
Тема 9. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА, ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ (В.Л. Кулапов) 162
Тема 10. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (Н.И. Матузов, В.Н. Синюков) 178
1. Понятие и структура правовой системы (Н.И. Матузов) 178
2. Классификация правовых систем (В.Н. Синюков) 186
3. Основные правовые семьи народов мира (В.Н. Синюков) 190
Тема 11. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО (Н.И. Матузов, Б.С. Эбзеев) 200
1. Гражданское общество (Н.И. Матузов) 200
2. О принципе «не запрещенное законом, дозволено» (Н.И. Матузов 214
3. Государство и право в их соотношении (Н.И. Матузов) 235
4. Соблюдение и защита прав человека - обязанность государства (Б.С. Эбзеев) 244
Тема 12. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (А.В. Малько) 247
1. Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли 247
2. Понятие правового государства 252
3. Принципы правового государства 254
Тема 13. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ (Н.И. Матузов, А.С. Мордовец) 263
1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды (Н.И. Матузов) 263
2. Право как мера свободы и ответственности личности (Н.И. Матузов) 269
3. О праве в объективном и субъективном смысле. Гносеологический аспект ^Н.И. Матузов) 281
4. Основные права личности (Н.И. Матузов) 289
5. Теория и практика прав личности (Н.И. Матузов) 299
6. Юридические обязанности личности (Н.И. Матузов) 306
7. Гарантии прав личности: понятие и классификация (А.С. Мордовец) 311
Тема 14. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (Н.И. Матузов) 320
1. Социальные и технические нормы 320
2. Понятие и классификация социальных норм 323
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия 326
4. Право и другие социальные нормы 342
5. Правовые презумпции и аксиомы 351
Тема 15. НОРМЫ ПРАВА (М. И. Байтин) 357
1. Понятие и признаки правовой нормы 357
2. Структура юридической нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта 361
3. Классификация правовых норм 368
Тема 16. ФОРМЫ ПРАВА (В.Л. Кулапов) 374
1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права 374
2. Виды форм права 377
3. Система нормативных актов в Российской Федерации 381
4. Понятие и виды законов. Краткая характеристика основных стадий законотворческой деятельности 382
5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 390
Тема 17. СИСТЕМА ПРАВА (Н.И. Матузов) 394
1. Понятие и структурные элементы системы права 394
2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты 399
3. Частное и публичное право 403
4. Общая характеристика отраслей российского права 406
Тема 18. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (И.Н. Сенякин) 412
1. Правотворчество: понятие, принципы, виды 412
2. Стадии законотворческого процесса 415
3. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь 418
4. Систематизация законодательства 421
5. Тенденции развития современного российского законодательства 425
6. Специализация и унификация российского законодательства как основные тенденции его развития 429
Тема 19. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (И.М. Зайцев, А.С. Мордовец) 440
1. Понятие и содержание юридического процесса (И.М. Зайцев 440
2. Стадии юридического процесса (И.М. Зайцев) 442
3. Основные начала юридического процесса (И.М. Зайцев) 444
4. Правовые процедуры и судебные процессы (И.М. Зайцев) 445
5. Демократия, право, процедура (А.С. Мордовец) 448
Тема 20. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 453
1. формы реализации права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов). 453
2. Применение права как особая форма его реализации (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 454
3. Стадии правоприменительного процесса (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 457
4. Акты применения права: понятие и виды (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 460
5. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 463
6. Юридические коллизии и способы их разрешения (Н.И. Матузов 465
Тема 21. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА (А.В. Осипов, Б.С. Эбзеев) 478
1. Понятие и необходимость толкования права (А.В. Осипов) 478
2. Виды толкования права по субъектам^А.В. Осипов) 480
3. Способы толкования права (А.В. Осипов) 483
4. Толкование права по объему (А.В. Осипов) 485
5. Акты толкования права: понятие и виды (А. В. Осипов) 487
6. Толкование Конституции и иных законов Российской Федерации Конституционным Судом (Б.С. Эбзеев) 488
Тема 22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В.Н. Карташов) 496
1. Понятие юридической практики 496
2. Структура юридической практики 498
3. Виды юридической практики 501
4. Функции юридической практики 502
5. Пути совершенствования юридической практики 505
Тема 23. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Н.И. Матузов) 510
1. Понятие правоотношений как особого вида обществен-то ных отношении 510
2. Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений. Взаимосвязь нормы права и правоотношения 515
3. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность 517
4. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения 525
5. Объекты правоотношений: понятие и виды 528
6. Юридические факты и их классификация 530
7. Общерегулятивные правоотношения и их специфика 532
Тема 24. ЗАКОННОСТЬ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ (А.Б. Лисюткин) 546
1. Понятие и принципы законности 546
2. Гарантии законности 555
3. Ошибки в праве 557
Тема 25. ПРАВОПОРЯДОК (В.В. Борисов) 562
1. Правовой порядок: понятие, общая характеристика 562
2. Структура правопорядка 567
3. Уровни упорядоченности и функции правопорядка 571
4. Право, законность, правопорядок 574
Тема 26. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ (В.Л. Кулапов) 579
1. Понятие и основные виды правомерного поведения 579
2. Понятие и основные признаки правонарушения 582
3. Юридический состав правонарушения 584
4. Виды правонарушений 589
5. Причины правонарушений и пути их устранения 591
Тема 27. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (И.Н. Сенякин, Е.В. Черных) 595
1. Социальная ответственность и ее виды (И.Н. Сенякин) 595
2. Понятие, признаки и виды юридической ответственности (И.Н. Сенякин) 597
3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность (И.Н. Сенякин) 601
4. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности (И.Н. Сенякин) 603
5. Юридическая ответственность и государственное принуждение (Е.В. Черных) 605
Тема 28. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ (Т.В. Синюкова) 611
1. Понятие, структура и виды правосознания 611
2. Взаимосвязь права и правосознания 620
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 623
Тема 29. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (В.П. Сальников) 626
1. Понятие и общая характеристика 626
2. Структура и функции правовой культуры 631
Тема 30. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА (Н.И. Матузов) 639
1. Общая характеристика политики 639
2. Сущность и основные принципы правовой политики 647
3. Современные приоритеты российской правовой политики 666
Тема 31. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ (Н.И. Матузов) 683
1. Нигилизм как общесоциальное явление 683
2. Понятие и источники правового нигилизма 689
3. Формы выражения правового нигилизма 695
4. Правовой идеализм и его причины 712
Тема 32. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (А.В. Малько) 722
1. Правовые средства: понятие и виды 722
2. Правовое регулирование и правовое воздействие 724
3. Понятие механизма правового регулирования 725
4. Структура механизма правового регулирования 727
5. Эффективность механизма правового регулирования 732
Тема 33. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В Малько) 734
1. Информационно-психологический аспект действия права 734
2. Понятие и виды правовых стимулов 737
3. Понятие и виды правовых ограничений 739
4. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории 742
5. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах 744
Тема 34. ЛЬГОТЫ И ПООЩРЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В. Малько) 746
1. Понятие, признаки и функции правовых льгот 746
2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений 755
3. Поощрительные санкции 761

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Из серии: Завтра экзамен!

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права (А. В. Попова, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Тема 2. Происхождение государства и права

2.1. Причины и формы возникновения государства у разных народов

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, поскольку этнографическая и историческая наука предоставляют новые факты, позволяющие по-новому взглянуть на причины происхождения этого института. Причины и генезис объясняются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознание); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т. д.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. В теории государства и права выделяют два пути: восточный и западный.

Восточный путь происхождения государства

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.), были доклассовыми, так как основной их функцией было одновременное управление сельскими общинами, объединенными в государство-полис, и организация общественных работ на ирригационных сооружениях. В таких государствах наибольшее распространение получил «азиатский способ производства». Основные причины появления государства здесь тесно связаны с сельским хозяйством: требовались масштабные ирригационные работы в связи с засушливым климатом и развитием поливного земледелия; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого, централизованного руководства ими. Так называемая «знать» как высшее сословие возникает из родоплеменной знати, постепенно превращаясь в обособленную социальную группу, осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные интересы, не совпадающие с общественными.

Таким образом, этот (восточный или азиатский) путь возникновения государства отличается прежде всего тем, что политическое господство основывалось не на богатстве, а на отправлении какой-либо общественной функции, занимаемой должности. Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность, однако она не оказывала существенного влияния на экономику – решающий вклад в общественное производство вносил труд «свободных» общинников.

Восточное государство возникло до появления сословий. Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного бюрократическо-чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом. Все восточные государства имели много общего в главном: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.

Западный путь возникновения государств

По другому историческому пути шел процесс в европейских странах.

Афинское рабовладельческое государство возникает без внутреннего и внешнего насилия в результате появления частной собственности и раскола общества на сословия. С развитием частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям. Конфликт между наследственной аристократией и массами сопровождался борьбой за власть группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В результате богатейшие собственники стали занимать ответственные государственные должности, и господство родовой знати было ликвидировано.

В главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что в Греции. Так же, как в Греции, экономически сильная группа постепенно захватывает власть, формирует выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения – плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, обладали богатством, полученным в результате развития торговли и ремесла. Экономическое могущество плебеев возрастало. Их длительная борьба против патрициев – родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором образования государства.

Несколько иным путем шло формирование государства на Руси и во Франкском государстве. Этот путь получил наименование синтезного. Ранее в научной литературе он не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути. При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к протофеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Наблюдается активное заимствование государственности у других народов (Русь – Византия, Германия – Рим).

Европейский путь возникновения государства характеризуется следующими чертами: родовая знать оттесняется от власти богатой аристократией, военным, насильственным путем; основой государства является частная собственность; классы определяются по отношению к собственности; политическое господство определяется количеством богатства; административная структура складывается после появления частной собственности.

2.2. Происхождение права

Причины и условия, ставшие основанием для возникновения права, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Мононормы были едиными, нерасчлененными специфическими нормами, содержавшими в себе нормы морали, религии, права. Они носили универсальный характер, то есть подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного.

С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм: нормы-запреты (табу) – обеспечивались страхом перед божественной карой; нормы-ожидания – формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов, норм морали. В первобытном обществе существовали также и проторелигиозные нормы, связанные с поклонением первобытным богам.

Наиболее ценные из мононорм в дальнейшем были санкционированы государством и стали важным источником права – обычным правом.

Признаки социальных норм , сложившихся в догосударственный период:

Отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (то есть исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

Существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

Обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами общественного убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

Ведущим способом регулирования выступал запрет (система табу);

Выражали интересы всех членов рода и племени.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они взаимосвязаны, и именно поэтому обеспечивается эффективное их воздействие друг на друга. Согласно либертарно-юридической концепции, право и государство возникают и действуют как две взаимосвязанные сословные части единой по своей сущности формы и порядка бытия признания, выражения и осуществления свободы людей в социальной жизни. Так же, как и государство, право имеет два пути происхождения .

Восточный путь происхождения права характерен для стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник правовых норм – сборники нравственно-религиозных положений (поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии и т. п.). Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Западный путь происхождения права присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников. Нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определенности. Очень хорошо развито гражданское право. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Правовые нормы устанавливались преимущественно тремя основными путями: перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их силой государства; правотворчество государства , которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы – нормативных актов (законов, указов и др.); прецедентное право , представляющее собой конкретные решения (принимаемые судебными или административными органами и приобретающие характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

2.3. Основные теории происхождения государства

Рассмотрим наиболее известные теории происхождения государства.

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория получила распространение в трудах Аврелия Августина, Тертуллиана, в Средневековье – Фомы Аквинского, в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителей данной теории, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с ним необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это в конечном счете вопрос веры.

Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Платона, Конфуция, Филмера и др. Они обосновывают свою теорию тем, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном итоге к образованию государства. Отсюда власть государя – продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства возникла в XVII–XVIII вв. и в наиболее логически завершенном виде представлена в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Л. де Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Н. Радищева, Т. Джефферсона и др. Согласно данной теории государство возникает как результат сознательного творчества – договора. Люди находились вначале в «естественном, первобытном состоянии», которое характеризовалось наличием у каждого индивида одинакового набора прав и свобод. Но в результате появления частной собственности в общество проникают конфликты, в результате чего индивид перестает чувствовать себя защищенным от посягательств на его правовой статус. Индивиды заключают между собой общественный договор, в результате которого и возникает государство. Таким образом, государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, власти государ ству.

В большинство концепций входит идея «естественного права», то есть наличия у каждого человека неотъемлемых прав, полученных от Бога или Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права.

Теория насилия

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство возникает на основе насилия, которое подразделяется на два вида: внутреннее (Э. Дюринг, К. Каутский) и внешнее (Л. Гумплович). По мнению представителей данной теории, государство представляет собой возникшую путем насилия организацию властвования одного племени над другим, при этом насилие и подчинение являются основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

Органическая теория происхождения государства

Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально еще древнегреческими мыслителями: Платоном, Аристотелем. Широкое распространение они получили во второй половине XIX в. и изложены в трудах Г. Спенсера, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то и клетки его функционируют нормально. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.

Материалистическая теория происхождения государства

Представителем данной теории является М. Вебер. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и при появлении государственности разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий дали толчок росту производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном итоге и привел к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной. Важнейшим последствием появления частной собственности является выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

Марксистко-ленинская теория происхождения государства

К представителям материалистической теории обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами, так же как и материалистическая теория. Однако главной причиной возникновения государства является раскол общества на имущих и неимущих, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Властная роль переходит к богатым людям, становящимися в процессе развития государства управляющим сословием. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое прежде всего служит инструментом реализации их воли. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма. То есть государство – это машина для подавления одного класса другим. Авторы, основываясь на исторических факторах, выделяли следующую логическую последовательность в становлении государства: оно появляется на базе постепенно усложняющегося и укрепляющегося общинного и родового самоуправления как аппарат, способный разрешать классовые и экономические противоречия.

Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. Петражицкого, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики – потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других – подчинять, быть образцом для подражания. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др., их магической силе, особой психической энергии. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют агрессивные намерения, инстинкты.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных намерений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными принимать ответственные решения, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.

Кроме рассмотренных выше теорий существует ряд менее распространенных. Среди них:

а) психоаналитическая . Автором является З. Фрейд, который утверждал, что необходимость создания государства исходит из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавления (сдерживания) в дальнейшем агрессивных комплексов человека;

в) патримониальная . Галлер считал, что государство возникло из права собственника на землю (патримониум). Право владения землей подразумевало власть над проживающими на ней людьми. Историки полагают, что именно в этом заключаются причины возникновения феодального сюзеренитета;

г) ирригационная . Возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы. Таким образом, государство выступало как организатор масштабных работ;

д) юридическая . Авторы Н. Коркунов, Н. Трубецкой рассматривали происхождение государства исключительно с правовой точки зрения, как «юридическое олицетворение нации» (признаки государства, отличающие его от догосударственных форм социальной организации; отличие государственной власти от общественной власти родового строя; государственная власть как особая разновидность социальной власти).

В учебнике рассматриваются предмет, методы, основные тенденции развития науки о государстве и праве, ее современное состояние и преследуемые ею цели, а также пути их достижения. Раскрываются основные понятия и категории этой фундаментальной юридической науки. Подробно рассказывается о происхождении государства, его сущности, содержании, формах, политической системе общества, о нормах и источниках права, о системе права и системе законодательства, юридической ответственности. Излагаются концепции правосознания и правовой культуры в современном обществе

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств и проч. Множественность таких теорий связана не только со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность прямо затрагивает интересы различных социальных классов и групп. Связано это и с разнообразием идеологических позиций и философских подходов различных авторов.

    Следует отметить, что до недавнего времени в нашей науке безраздельно господствовала одна марксистско-ленинская теория государства, основанная на классовом подходе, а все другие концепции отвергались как буржуазные, без их всестороннего анализа, без попыток хотя бы найти в них рациональное зерно. Сейчас отношение к ним существенно изменилось: признается, что любая теория опирается на какие-то фактические данные, на обстоятельства, имеющиеся в реальной жизни. Учет этих обстоятельств и теоретических обобщений дает возможность более широко и всесторонне анализировать изучаемые явления и процессы. Относится это и к рассматриваемым далее теориям государства.

    Существующие теории государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях и задачах, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития. Поскольку различные авторы, рассматривая в своих работах проблемы, связанные с государством, так или иначе обращаются ко всем указанным вопросам, то теории, относящиеся к разным группам, взаимодействуют между собой, образуют различные сочетания.

    Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.

    Теория элит . Теория элит сформировалась в начале XX в. (работы В. Парето, Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и др.). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и проч.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

    Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение населения от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депутатов, работников государственного аппарата и проч. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой.

    Технократическая теория . Эта теория возникла в 20х гг. нашего столетия и получила значительное распространение в 6070х гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в других теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.

    Теория плюралистической демократии . Эта теория появилась также в XX в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др. Теория отражает политические взгляды как социалдемократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов и проч. Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления.

    Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, отметим теорию «государства всеобщего благоденствия ». Она возникла после Второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений (теория «государства ночного сторожа »). Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом в 30х гг. и получили развитие в работах Д. Мюрдаля, А. Пигу, К. Боулдинга, В. Мунда и др.

    Суть теории состоит в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее недостаток умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

    Теория правового государства освещает вопросы как целей государственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории в том, что она направлена на демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех государственных органов. Недостаток в том, что она позволяет вуалировать несоответствие ряда социальных ценностей праву.

    К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести теорию «технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в освоении и использовании технических средств, в том числе радиоэлектроники. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит поновому решать многие вопросы государственного управления: например, можно будет проводить опросы граждан и даже голосование (референдум) с использованием радиотелевизионной техники, компьютеры дадут возможность принимать независимые от воли отдельных лиц и поэтому справедливые и оптимальные решения и т.п.

    Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, отметим теорию конвергенции, которая появилась в 5060х гг. XX в. (работы Д. Гэлбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и др.). Эта теория рассматривала взаимное влияние государств двух систем: западных США, Англия и других с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Делался вывод о том, что происходит «обмен» между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и проч. Это должно привести к тому, что через какоето время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия». Определенные положения этой теории находят несомненное подтверждение в современный период.

    Особое место среди указанных теорий занимает историко материалистическая концепци я государства, которая рассматривает все аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса. Его особенности определяются, прежде всего, экономикой общества на определенной стадии его исторического развития. Цель построение социалистического, а затем и коммунистического общества, а конечная судьба государства его отмирание по мере построения коммунистического общества. Положения данной теории будут более подробно рассматриваться в дальнейшем.



Просмотров