Какая скорость разрешена во дворах жилых домов. Дорога на прилегающей территории. Правила движения в жилых зонах

При изучении правил дорожного движения будущие автомобилисты стараются познавать все тонкости вождения на оживленных улицах, но отдельное внимание рекомендуем обращать на движение в жилой зоне. За превышение скорости налагается штраф, а также запрещается сквозное движение и некоторые другие маневры. Как избежать штрафов при въезде в жилые зоны и чем они отличаются от дворовых территория?

Разница между жилой зоной и дворовой территорией

Многие водители не осознают разницы между двумя разными понятиями – жилой зоной и дворовой территорией. В действительности это совершенно разные участки дороги, на которых действуют свои правила дорожного движения. Согласно ПДД РФ на движение по дворовым территориям распространяются те же правила, действующие в жилой зоне. Более того, в современных правилах движения вообще не расшифровывается понятие дворовой территории.

Несмотря на это, каждому водителю следует знать, что знак, обозначающий начало и завершение жилой зоны, никогда не ставят на дворовых территориях. При этом часть жилой зоны иногда совпадает с частью двора, и наоборот. Получается, что во избежание путаницы и нарушения ПДД при въезде в жилые дворы лучше всегда придерживаться правил, регламентируемых наличием знака, обозначающего жилую зону.

ПДД в жилых зонах

Движение транспортных средств в жилой зоне регламентировано 17-м разделом в книге правил дорожного движения России. Ключевыми пунктами в этом разделе являются следующие:

  • 17.1 – в жилой зоне, а именно на территориях, перед которыми устанавливаются знаки 5.21 и 5.22, передвижение пешеходов разрешено по тротуарам и проезжей части. В жилых зонах у пешеходов есть преимущество, но они не должны создавать необоснованных помех для транспортных средств.
  • 17.2 – в жилых зонах запрещено сквозное движение, стоянка с работающим мотором и учебная езда. Запрещена и стоянка грузового транспорта, масса которых превышает 3.5 тонн, если для этого нет специально выделенных мест, обозначаемых разметкой или знаками.
  • 17.3 – при выезде из жилой зоны необходимо уступать дорогу другим транспортным средствам.
  • 17.4 – все требования 17-го раздела ПДД применимы и к дворовым территориям.

Также в жилой зоне действует ограничение скорости – 20 км/ч.

О чем должны знать водители при движении в жилой зоне?

При проезде под знак, обозначающий жилую зону, водитель должен понимать, что он въезжает на территорию, на которой действуют несколько отличающиеся правила дорожного движения.

При въезде в жилую или дворовую зоны водитель не может стоять с работающим мотором. Для оставления автомобиля нужно припарковаться и заглушить двигатель. Также отметим, что вы нарушите правила дорожного движения, если автомобиль будет стоять на одном месте более пяти минут, а вы не будете производить погрузку/разгрузку пассажиров или грузов.

Категорически запрещено въезжать в жилые зоны и оставлять на долгое время грузовые транспортные средства. Дело в том, что в жилых зонах пространство обычно планируется так, что остановившийся грузовик сделает невозможным движение других транспортных средств и пешеходов. Это касается всех ТС с разрешенной максимальной массой свыше 3.5 тонн. Отметим, что в отдельных жилых зонах предусмотрены места, позволяющие оставлять грузовые машины, но для этого должен быть установлен специальный знак.

У всех этих правил есть один минус. Заключается он в невозможности прогрева двигателя зимой, так как он не должен работать дольше пяти минут согласно ПДД. в реальности сотрудники ГИБДД не обращают на это внимание и не считают минуты вашего прогрева двигателя, но вот недовольные жильцы могут к этому придраться.

Еще один немаловажный момент связан с правилами парковки в жилой зоне или дворовой территории. Водителя не могут оставлять свои транспортные средства в непредназначенных для этого местах, например, на газонах, которые часто занимают автомобилисты. Если решите загнать машину на газон, несколько раз подумаете, готовы ли вы испортить его вид и подвергнуть себя штрафу.

Правила движения в жилых зонах

Мы уже рассмотрели основные правила, действующие для автомобилистов в жилых зонах и дворовых территориях, но существуют некоторые частные случаи. Движение автомобилей во дворах и жилых зонах должно соответствовать следующим правилам:

  • На территории жилой зоны, обозначенной соответствующим дорожным знаком, пешеходы могут двигаться по тротуарам и проезжей части. Более того, именно у пешехода в данном случае преимущества, хотя он не должен намеренно создавать помехи для транспортных средств.
  • У велосипедистов в жилых зонах тоже есть дополнительные преимущества. Даже если перед въездом на территорию нет соответствующего дорожного знака, водителям при движении по дворовым территориям следует уступать дорогу велосипедистам.
  • При въезде в жилую зону или дворовую территорию водитель обязан притормозить до 20 км/ч, пропускать пешеходов и велосипедистов. Если превысите скоростной режим и будете двигаться со скоростью более 80 км/ч, вас лишат водительского удостоверения. Так разогнаться в жилой зоне зачастую практически невозможно, однако некоторые нарушители умудряются это сделать.
  • В жилой зоне запрещена учебная езда и сквозной проезд через жилую зону.
  • При выезде с жилой зоны на обычную дорогу водителю нужно пропустить все остальные транспортные средства.

Что касается грузовых автомобилей, им разрешено въезжать в жилую зону или дворовую территорию, если с их помощью обслуживаются какие-либо учреждения. Например, если во дворе расположен магазин, то подъехать на нем можно даже на грузовике и заняться разгрузкой кузова. Также во двор есть право заезжать на рабочей технике: ассенизаторы, мусоровозы и эвакуаторы.

Больший приоритет имеют также инвалиды, которым разрешено въезжать в жилую зону на любом транспорте, если это не создаст пробку во дворе и не помешает другим транспортным средствам. При этом на автомобиле водителя с инвалидностью должна быть соответствующая наклейка, которая говорит об инвалидности водителя.

О сквозном движении

Многие не знают, что такое сквозное движение в жилой зоне и как за это штрафуют, поэтому мы поможем разобраться в данной теме. Сквозным оно будет считаться при двух условиях:

  • въезд и выезд водитель совершает через разные точки;
  • у водителя не было конкретного пункта назначения с посадкой или высадкой пассажиров, разгрузкой грузов, походом в магазин или чего-нибудь еще, то есть он просто проехал через жилую зону в целях сократить расстояние.

За сквозной проезд нарушителей штрафуют по первой части из статьи 12.28 в КоАП. Штраф составляет 1.500 рублей.

Как избежать штрафа?

Если вас остановил сотрудник ГИБДД и пытается привлечь к ответственности за сквозной проезд через жилую зону, вы можете попытаться избежать ответственности. В первом случае, если вы заехали в один въезд, а выехали через другую точку, отвертеться от наказания будет непросто, особенно если это будет зафиксировано на камеру ГИБДД.

В случае, если водитель проезжает в обратном направлении, сотрудники ДПС вменяют движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Часть 3 статьи 12.16 Коап за данное правонарушение предусматривает ответственность в виде лишения права управления на срок от 4-6 месяцев или штраф 5000 рублей.

Статья 12.16.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Конечно, на прилегающей к дороге территории нет дороги. В ПДД чётко указано, что есть дорога, есть прилегающая к ней территория, остальное домыслы и фантазии заинтересованных лиц.

"Прилегающая территория " — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

В тексте статьи использую только выдержки из ПДД и Коап РФ.

Одно из ошибочных мнений состоит в том, что на прилегающей территории есть проезжая часть, а соответственно и дорога, ведь проезжая часть это элемент дороги.

"Проезжая часть " — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Приходят к этому мнению анализируя следующие пункты и определения ПДД:

17.1. 5.21 и 5.22 , движение пешеходов разрешается как по тротуарам , так и по проезжей части . В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории .

"Прилегающая территория " — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы , жилые массивы , автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, в жилой зоне есть проезжая часть и тротуары, и, следовательно, есть дорога. Требования 17 раздела ПДД распространяются также на дворовые территории (дворы). В свою очередь дворы (дворовые территории) и жилые зоны упоминаются в определении прилегающей территорий и далее всё это распространяется на остальные прилегающие территории (парковки, АЗС и т.п.).

Казалось бы, всё логично и правильно, но это не так. Раздел 17 ПДД содержит признаки жилых зон (наличие знаков 5.21 , 5.22 , тротуары, проезжая часть) и требования, предъявляемые к движению в жилых зонах:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22 , движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.2 . В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Пункт 17.4 ПДД указывает, что требования 17 раздела ПДД распространяются и на дворовые территории (дворы). Всё верно, требования распространяются, но признаки жилых зон не распространяются — нет во дворах проезжей части.

Вот, собственно, и весь ответ на поставленный вопрос. На прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), нет проезжих частей, тротуаров, и, соответственно, дорог. Следовательно, привлекать водителей за движение во встречном направление по дороге с односторонним движением на прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), неправомерно.

В случае, если вы въехали на прилегающую территорию (за исключением жилых зон) в нарушение требований знака 3.1 и вас остановил инспектор ДПС, то справедливо привлечёт вас по части 1 статьи 12.16 Коап.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.

На основании вышеизложенного делаем следующие выводы в контексте данной статьи:

1. Прилегающие территории делятся на два типа:

а) жилые массивы (жилые зоны), обозначенные знаками 5.21 и 5.22 , дворы (дворовые территории);

б) АЗС, парковки и т.п.

2. Проезжая часть и тротуары имеются только в жилых массивах (зонах);

3. Требования раздела 17 ПДД (запрещены сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест, при выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения) распространяются только на жилые зоны и дворовые территории;

4. Привлечь к ответственности по части 4 статьи 12.15 или части 3 статьи 12.16 можно только в жилых зонах.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Также стоит отметить тот факт, что в соответствии с Федеральным Законом N 257 от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» каждая дорога должна быть внесена в Единый государственный реестр автомобильных дорог. В том числе и частные дороги.

Статья 10. Единый государственный реестр автомобильных дорог

1. Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее также — реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.

Получить выписку из единого государственного реестра автомобильных дорог можно на портале госуслуг , оплатив государственную пошлину 200 рублей.

Постановление Верховного Суда N 57-АД12-3 от 4 июля 2012 г.

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи, влечет административное наказание.

В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; полоса движения представляет собой любую из продольных полос проезжей части, обозначенную или не обозначенную разметкой и имеющую ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд; прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что административная ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае, если движение во встречном направлении было осуществлено на дороге, но не на прилегающей к ней территории .

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, водитель Плехов В.В. в нарушение требования дорожного знака 4.2.1 "Объезд препятствия справа" допустил движение во встречном направлении на прилегающей территории (во дворе дома).

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи и другими статьями главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируется по части 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 4 статьи 12.15 данного Кодекса.

Что такое «жилая зона» (далее - ЖЗ)? ПДД не определяет понятия ЖЗ в чистом виде. Но водитель может самостоятельно – в рамках толкования права – дать понятие этому участку. Так, п.17.1 ПДД гласит, что жилая зона – это территория, которая на своем въезде имеет установленный знак «Жилая зона» (5.21), а на выездах – знак «Конец жилой зоны» (5.22).

Таким образом, ЖЗ – это не застроенная территория с компактным проживанием и высокой плотностью населения. Это участок, на въезде в который стоит одноименной знак. Соответственно, конец ЖЗ – это место установки одноименного же знака. Очень часто оба указанных знака размещаются на одной опоре, устанавливаясь изображениями в противоположные друг другу стороны.

ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДВИЖЕНИЮ В ЖИЛОЙ ЗОНЕ

Раздел 17 ПДД всецело посвящен движению ТС в жилых зонах. Какие требования предъявляются водителю при движении по таким участкам?

1. Максимально допустимая скорость в жилой – 20 км/ч.
Мотивация такого ограничения понятна: в жилой зоне интенсивное движение пешеходов (особенно, малолетних). Высокая скорость здесь – это предпосылка наезда на пешеходов.

2. Пешеходы в жилой зоне могут двигаться не только по тротуарам или обочинам, но и по всей ширине проезжей части.
Данное требование обосновывается тем, что ЖЗ – это фактически «спальный район», поэтому пешеходы здесь – распространенное явление.

3. В ЖЗ преимущество в движении – у пешеходов, а водители ТС обязаны уступать им дорогу.
Все логично, но, правда, здесь есть единственное исключение. Пешеходы не имеют права создавать транспортным средствам необоснованные помехи.

К примеру, если дети рисуют мелом на асфальте, то при приближении машины они должны предоставить водителю возможность проезда.

ЧТО ЗАПРЕЩЕНО В ЖИЛОЙ ЗОНЕ?

В ЖЗ вводится ряд ограничений и запретов. Это делается для обеспечения максимальной безопасности (особенно, пешеходов).

1. В ЖИЛОЙ ЗОНЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СКВОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ

К сожалению, ПДД не определяют понятия сквозного движения. Но, применяя принципы толкования права, можно сказать, что оно есть движение сквозь ЖЗ без остановки и без намерения иметь цель движения именно в ЖЗ. Чаще всего цель сквозного движения - это желание сократить маршрут, нежелание участвовать в пробке или заторе и т.п.

2. В ЖЗ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНА УЧЕБНАЯ ЕЗДА.

Мотив и здесь понятен: малоопытный водитель (даже еще и не водитель, согласно ПДД) в жилой зоне может вовремя не сориентироваться и причинить вред как пешеходам, и плотно стоящим на дворовых парковках транспортным средствам.

3. В ЖЗ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СТОЯНКА С ЗАВЕДЕННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ.

Это существенный момент, связанный с экологией. Благоприятная среда обитания человека нарушается запахом гари, ГСМ и пр. Поэтому законодатель ограничил стоянку.

Вопрос. Скоро зима и водители столкнутся с проблемой необходимости прогрева двигателя на сильном морозе. Как быть, если стоянка с запущенным двигателем запрещена? Каким образом совместить две необходимости:

  1. Не загубить силовой агрегат, который после начала движения без прогрева может «застучать».
  2. Не нарушить ПДД.

Все просто. Правилами запрещается СТОЯНКА ТС, а не остановка. Поэтому, для прогрева мотора водитель имеет, как минимум, 5 минут форы, чтобы довести температуру мотора до рабочей температуры и затем начать движение.

4. В ЖЗ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СТОЯНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С РАЗРЕШЕННЫМ МАКСИМАЛЬНЫМ ВЕСОМ БОЛЕЕ 3500 КГ ВНЕ МЕСТ, ОБОЗНАЧЕННЫХ ЗНАКАМИ И/ИЛИ РАЗМЕТКОЙ.

Это ограничение относится к стоянке грузовых автомобилей категории С. Требование объясняется:

  • с одной стороны, большими габаритами таких ТС;
  • с другой, - ограниченностью пространства в ЖЗ, которого недостаточно даже для многочисленных легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, проживающим в жилой зоне.

Следовательно, для стоянки большегрузов жилая зона оборудуется спецплощадкой, оснащенной разметкой или знаками.

ПРИНЦИПЫ ПРИОРИТЕТА ПРИ ВЫЕЗДЕ ИЗ ЖЗ

Всегда, выезжая из ЖЗ, водитель должен понимать, что он собирается начать движение по дороге. А для этого необходимо предварительно, убедившись в безопасности грядущего маневра, уступить дорогу иным участникам движения.

Наличие или отсутствие знаков «STOP» или «Уступите дорогу» не меняет ситуации: водитель должен уступить дорогу не только ТС, но и пешеходам, траекторию движения которых он пересекает.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЖИЛАЯ ЗОНА ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ?

Вопрос принципиален, так как в подобном случае регулирующие функции ПДД в жилой зоне существенно расширяются. Правила не дают прямого ответа на такой вопрос. Однако, применяя аналогию права и принципы толкования правовых норм, можно прийти к выводу, что ЖЗ – типичная прилегающая территория.

Каковы аргументы в пользу такой позиции?

  1. Прилегающую территорию Правила определяют так: это территория, которая примыкает к дороге, и не предназначается для сквозного движения. ЖЗ имеет такое же ограничение.
  2. Выезжая с прилегающей территории (раздел 8 ПДД), водитель обязан уступать дорогу иным участникам движения. Указанное требование полностью повторяет требования, предъявляемые к выезду из ЖЗ.
  3. Правила дают примеры прилегающей территории: автостоянки, АЗС, дворы, жилые комплексы и т.п.). На таких участках действуют практически все требования, отписываемые ЖЗ. Кроме того, к категории прилегающей территории относятся жилые комплексы.

Следовательно, можно с большой долей вероятности сказать, что данная юридическая коллизия решается в рамках толкования права.

ЖИЛАЯ ЗОНА И ДВОРОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ

А как быть с дворовой территорией?

Она – такая же жилая зона, на которой так же работают ПДД.

На дворовой территории пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги, а водители должны уступать им дорогу.

Здесь запрещено (отметим еще раз):

  • сквозное движение;
  • стоянка с запущенным силовым агрегатом;
  • учебная езда;
  • стоянка «настоящих» грузовых ТС вне спецплощадки, обозначенной разметкой/знаками.

Кроме того, выезжая из двора, водитель уступает дорогу тем ТС, которые уже двигаются по этой дороге.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД В ЖЗ

КоАП РФ специально не выделяет наказания за неправильные действия в жилой зоне (особенно, сквозное движение). Но, согласно кодексу, предусматривается наказание в виде административного штрафа в 500 рублей.

Для напоминания водителям о правилах движения в границах территорий, заселенных гражданами, устанавливается знак жилая зона, призывающий соблюдать порядок перемещения на авто вблизи строений. Нарушение положений, прописанных в 17-м разделе ПДД, касающемся жилой зоны, может привести к штрафам и ликвидации водительских прав.

Понятие «жилая зона»

В широком смысле жилая зона представляет собой территорию, используемую для размещения домов, а также объектов коммунального, социального назначения, стоянок транспортных средств, объектов здравоохранения, образования, гаражей и прочих строений, связанных с обитанием граждан. Сюда же относятся дворовые площади, включающие детские площадки, насаждения растительности и прочие объекты.

Что касается Правил Дорожного Движения, здесь жилая зона трактуется как особым образом устроенная территория, чьи границы обозначены соответствующими знаками. В частности, указателем «Жилая зона» 5.21, отмечающим въезд в ее пределы и 5.22, что означает выезд за черту зоны.

В городах установка знака «Жилая зона» осуществляется довольно редко, поэтому по умолчанию границы такой территории принято относить к зонам жилых строений и их дворов, включая проезды к домам, детским садам, школам.

Порядок движения вблизи объектов, предназначенных для обитания людей, строго регламентирован разделом ПДД № 17. Глава освещает правила, обязательные к соблюдению водителем каждого транспортного средства.

Правила движения в жилой зоне

Преимуществом в передвижениях по жилой зоне обладают пешеходы, которым разрешено свободно перемещаться не только по тротуарам, но и по всей проезжей части, расположенной в границах обозначенной территории. В этом случае водитель не имеет права создавать какие-либо помехи гражданам. Аналогичное правило распространяется и на велосипедистов, которым владельцы средств передвижения обязаны уступать проезд. В свою очередь, граждане не имеют права намеренно задерживать транспорт, например, расположившись на проезжей части для того, чтобы выкурить сигарету или поговорить по телефону.

Кроме того, для водителей существует свод некоторых ограничений. В жилой зоне запрещается:

  1. Стоянка авто с двигателем, включенным более 5 минут.
  2. Сквозное движение. Иными словами нельзя проезжать через жилую зону напрямик, если же водитель остановится на 2-3 минуты, нарушения не последует.
  3. Маневрирование. Развороты, проезд задним ходом допустимы в крайних ситуациях, например, при въезде в тупик.
  4. Стоянка грузовых средств передвижения с максимальной массой допустимого груза более 3,5 тонн, исключая специально подготовленные для этого места. При этом правило не распространяется на авто аварийных и коммунальных служб, а также транспорт со специальной табличкой.
  5. Учебная езда.

Кроме того, автовладельцы обязаны соблюдать следующие нормы:

  • скорость перемещения не должна превышать порог 20 км/ч;
  • на въезде либо выезде за черту жилой зоны, водитель авто обязан остановиться и предоставить дорогу иным участникам движения – автомобилям, проезжающим по основной дороге, пешеходам, велосипедистам, мотоциклистам;
  • при выезде недопустимо пересекать сплошную линию, если таковая имеется и поворот можно осуществлять только вправо.

Наиболее часто встречающимся нарушением считается стоянка авто на газонах, клумбах, в пределах детских площадок, что также запрещено. Средства передвижения следует размещать в специально обустроенных для этого местах.

Формы наказания за несоблюдение правил в жилой зоне

В случае нарушения норм передвижения транспорта в жилой зоне, на автовладельца могут быть наложены следующие санкции:

  1. Штраф. Наказание предусмотрено в случае несоблюдения правил выезда и въезда, при игнорировании пешеходов, стоянке с включенным двигателем, размещении авто на газоне или детской площадке. Штраф варьируется в зависимости от региона происшествия. Например, для Москвы и Санкт-Петербурга сумма может составить 1500 или 3000 рублей.
  2. Ликвидация водительского удостоверения. В ситуации превышения порога скорости больше чем на 80 км/ч у водителя изымаются права на срок 12 месяцев.

В случае если автовладелец допустил увеличение скорости на 20-60 км/ч, на него также налагаются штрафные санкции.

На видео о движении в жилых зонах

Знак «Жилая зона» играет роль предупреждения для водителя, напоминающего о наличии определенного режима движения на территории дворов и жилых строений. Автовладельцам следует с удвоенным вниманием перемещаться в границах придомовых площадей, уступать дорогу пешеходам и в целом тщательно соблюдать установленный порядок. Игнорирование норм ПДД может привести не только к наложению санкций на водителя, но и значительно увеличить риск для пешеходов, в том числе для детей.

Особенного внимания от водителя требует проезд в жилой зоне. Ведь именно там чаще всего происходят ДТП. Как правильно проезжать на территории действия знака «Жилая зона», ПДД, которые действуют здесь, узнайте из нашей статьи.

Читайте в этой статье

Обозначение жилой зоны знаком

Территория, на которой располагаются предназначенные для жилья строения, здания бытового назначения, школы, больницы, иные непромышленные объекты, называется жилой зоной. От других участков населенного пункта она отделяется символом 5.21. О том, что эта территория закончилась, свидетельствует табличка 5.22.

Знак «Жилая зона» в ПДД есть потому, что здесь работают особые правила движения. Они записаны в пункте 17 правового документа и не только в этом разделе.

Особенности проезда

Территорию, ограниченную символами 5.21 и 5.22, нельзя использовать как обычную дорогу. В правилах сказано, что сквозное движение через нее запрещено. Это отнюдь не означает, что попавший туда автомобилист не сможет выбраться обратно на трассу. Просто проезд жилой зоны по ПДД имеет свои особенности:

  • при необходимости пересечь ее следует на короткое время остановиться, а затем следовать дальше, тогда повода наказать водителя не возникнет;
  • скорость ТС должна быть безопасной не только для автомобилиста, но и других участников движения, которые могут оказаться на этой территории;
  • приоритет машины, пересекающей жилую зону, полностью утрачивается на выезде с нее.

В больших городах водители нередко используют путь через дворы во избежание попадания в затор на дороге. Это противоречит правилам, ведь в таком случае осуществляется сквозной проезд. Но если выполнить его с соблюдением перечисленных условий, возможно, удастся избежать наказания.

В движении по жилой зоне нельзя участвовать тем, кто занимается в автошколе, стремясь получить водительские права. Учебная езда по этой территории запрещена.

Скорость движения

Движение в жилых зонах ПДД делают скорее исключением, чем обычным действием. Все же эта территория предназначена в основном не для автомобилей и иных видов транспорта. Правила здесь устанавливаются такие, чтобы удобство для людей сохранялось на максимально возможном уровне. Поэтому скорость в жилой зоне ПДД требуют снижать до безопасного значения. Условие содержится в пункте 10.2 Правил:

В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

При таком режиме автомобиль сможет быстро затормозить, если появится такая необходимость.

Парковка, стоянка

Особые условия в жилой и дворовой зонах существуют при необходимости оставить там машину на продолжительное время. Знак 5.21 охраняет прежде всего права и удобства обитателей находящихся рядом домов или посетителей учреждений. Но правила не лишают их и автомобилистов. Парковка в жилой зоне ПДД разрешается с соблюдением следующих принципов:

  • машина не должна блокировать подъезд к входным дверям, в том числе аварийному выходу, для людей и автомобилей экстренных служб, принадлежащего учреждениям транспорта;
  • ее нельзя ставить на тротуаре и газоне;
  • расстояние от припаркованного авто до мусорного бака должно быть не меньше 5 м;
  • машина не может препятствовать въезду и выезду с территории других авто, а также мешать покинуть ее пешеходам;
  • нельзя парковаться близко к окнам здания.

Стоянка в жилой зоне ПДД разрешается, только если речь о легковых автомобилях или грузовиках массой до 3,5 т. Более тяжелые машины оставлять здесь нельзя, если нет соответствующей разметки или специально отведенных для них мест на парковке, разграниченных знаком.

Еще один существенный запрет касается включения во время стоянки двигателя. Сам термин означает, что машина прекратила движение более чем на 5 минут, при этом действие выполняется не ради высадки или посадки людей, погрузки (разгрузки) имущества. Так что если водитель прогревает двигатель во дворе или под знаком 5.21 дольше указанного времени, он нарушает ПДД.

Пешеход в дворовой зоне

Территория, ограниченная знаками 5.21 и 5.22, организована прежде всего для жителей домов или посетителей учреждений, находящихся на ней. Пешеход в жилой зоне ПДД наделяется преимуществом. Оно записано в пункте 17.1 и состоит в том, что люди могут ходить здесь не только по тротуарам, но и по проезжей части. А водители всех видов транспорта обязаны пропускать их, уступая дорогу.

Правда, и для пешеходов есть некоторые ограничения. ПДД в жилых зонах и дворах требуют от них не становиться необоснованным препятствием для автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Если люди решили постоять на узком проезде, чтобы побеседовать, они нарушают правила, будучи помехой транспорту.

Выезд и проезд по жилой зоне

Свои особенности имеет такое действие, как оставление автомобилем территории, выделяемой знаками 5.21, 5.22. В ПДД выезд из жилой зоны регламентируется подразделом 17.3. В соответствии с ним автомобиль, покидающий ее, должен пропустить все другие ТС. При этом неважно, едут ли они по обычной дороге (не подпадающей под влияние символа 5.21) мимо или направляются на территорию, с которой машина выезжает.

Вид транспорта, имеющего в данном случае приоритет, тоже не имеет значения. Это может быть велосипед или гужевая повозка, все равно у них есть преимущество. Пешеходы, входящие в жилую зону или пересекающие выезд из нее, тоже могут пройти первыми. Покидающий территорию автомобиль обязан им уступить.

Разница между жилой и дворовой зонами

В правилах термин «дворовая территория» не разъясняется. Но он упоминается в подразделе 17.4 правового документа. Там сказано, что все требования к действиям участников движения в области влияния знаков 5.21. и 5.22 распространяются и на дворы. Хотя там эти символы обычно не устанавливают.

Вообще знаки 5.21 и 5.22 можно увидеть достаточно редко. А необходимость соблюдать правила пункта 17 возникает на каждом шагу. Потому что для ПДД жилая зона, дворовая не имеют существенных различий.

Штрафы

У нарушившего правила во дворе есть шанс быть наказанным по нескольким статьям КоАП:

  • За превышение скорости по 12.9. Размер штрафа – от 500 р. до 5000 р. в зависимости от того, на сколько она была больше. Можно также лишиться прав на год.
  • За парковку на газоне по части 1 статьи 12.19. Здесь придется отдать 500 р.
  • За парковку на тротуаре по пункту 3 того же закона. Штраф уже 1000 р.
  • За неправильную стоянку на проезжей части, создающую помехи другим ТС, по части 4 статьи 12.19. Придется отдать 2000 р.
  • За то, что не уступил проезд при выезде с территории, по части 3 статьи 12.14. Штраф составит 500 р.
  • За игнорирование приоритета велосипедиста или пешехода по статье 12.18. Нарушитель лишится 1500-2500 р.

Сотрудники ГИБДД во дворах обычно не дежурят. Но нарушение могут зафиксировать жильцы дома и пожаловаться в инспекцию на автомобилиста.

Жилая зона в ПДД выделяется таким образом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность ее постоянным обитателям или посетителям. И эти правила нередко становятся причиной конфликтов, так как не все водители выполняют их. Штрафы за большинство нарушений невелики. Но если игнорирование ПДД станет причиной аварии, водителя назовут виновным в ней с вероятностью в 99,9%.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о правилах проезда по жилой зоне:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:



Просмотров