А. Храпков, О государственной политике в теплоснабжении. Актуальные законодательные изменения. Кто должен платить - собственник помещения или его пользователь

Обязанность по оплате теплоэнергии лежит на собственнике помещения, а не на том, кто пользуется им на безвозмездной основе. К такому выводу пришла экономколлегия Верховного суда , отменив решение кассационной инстанции, которая сочла, что оплачивать коммунальный ресурс должен его фактический потребитель.

"Магаданэнерго" в сентябре 2015 года обратилось в АС Магаданской области с иском к городской общественной организации инвалидов (МГООИ) о взыскании с нее 59 852 руб. задолженности за теплоэнергию, потребленную с 1 мая по 30 июля 2015 года, и процентов за пользование чужими деньгами (дело № А37-1715/2015). В январе 2016 года арбитраж по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве соответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом Магадана (КУМИ). При этом "Магаданэнерго" отказалось от своих требований к МГООИ и стало настаивать на взыскании всей суммы долга без учета процентов - 58 372 руб. - с комитета.

Согласно материалам дела, КУМИ и МГООИ в мае 2003 года заключили договор безвозмездного пользования нежилым помещением площадью 216,1 кв. м в Магадане, который является собственностью муниципалитета. Срок действия договора истекал в мае 2006 года. Затем он дважды продлевался, последний раз - до 2008 года. После этого организация продолжила пользоваться помещением, а значит, в силу норм ГК договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, указал суд. В 2008 году истец направил в МГООИ проект договора на теплоснабжение, который организация получила, но не подписала и истцу не вернула. Несмотря на то, что она уклонилась от заключения этого договора, "Магаданэнерго" в спорный период поставлял в помещение теплоэнергию, поскольку оно было подключено к теплосетям ресурсоснабжающей организации.

Кто должен платить - собственник помещения или его пользователь?

Суд в своем решении указал, что из-за отсутствия договора, заключенного между ссудополучателем помещения (МГООИ) и теплоснабжающей организацией, обязанность по оплате поданной теплонергии должен нести собственник этого помещения (ссудодатель). Понесенные же им расходы впоследствии должны распределяться между сторонами договора безвозмездного пользования. А ввиду отсутствия и этого договора МГООИ является ненадлежащим ответчиком по иску, отметил АС и предписал взыскать с города в лице КУМИ Магадана всю сумму долга. Апелляция - 6-й ААС - впоследствии засилила это решение.

Однако АС Дальневосточного округа не согласился с выводами нижестоящих инстанций. Он исходил из того, что фактическим потребителем поставленной теплоэнергии была организация инвалидов, которой и направлялись счета-фактуры на оплату, а ранее - проект договора на теплоснабжение. Суд округа на основании положений п. 3 ст. 438 ГК пришел к выводу о сложившихся фактических договорных отношениях между "Магаданэнерго" и МГООИ, в связи с чем счел, что отсутствие договора не влияет на квалификацию этих отношений и не освобождает организацию от обязанности оплачивать потребленную энергию. Он отменил решения первой инстанции и апелляции и принял новый акт, которым отказал "Магаданэнерго" в исковых требованиях к муниципалитету в лице КУМИ Магадана.

ВС, в свою очередь, указал: суд округа не учел тот факт, что в силу п. 3 ст. 308 ГК обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). "Обязанность ссудополучателя (МГООИ) нести расходы по коммунальному обслуживанию помещения, предусмотренная условиями заключенного с комитетом договора безвозмездного пользования, установлена в отношениях с комитетом, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной указанного договора", - пояснил ВС. А в отсутствие договора между пользователем помещения и ресурсоснабжающей организацией обязанность по оплате теплоэнергии лежит на собственнике этого помещения, подчеркнул ВС. Он отменил постановление кассации и оставил в силе определение суда апелляционной инстанции.

И неоднократно указывали на незаконность применения такого коэффициента.

Однако, вышеназванное постановление, гласит:

"Установить, что если оплата за отопление населением произ¬
водилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м), то объем тепловой энер¬
гии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня
вступления в силу настоящего постановления, определенный с учетом
иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7."

Последствия такого "узаконения" нетрудно предугадать.

Коэффициент 12/7, увеличивает месячный норматив расхода тепловой энергии в 12/7 раз с 0,016Гкал/кв.м. до 0,027 Гкал/кв.м., то есть на 59%

В то время, как Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857) с изменениями и дополнениями от:10 сентября 2013 г. уже утверждена методика расчета с коэффициентом 7/12:

1. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.

2. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в следующем порядке:

а) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по следующей формуле 1:

Общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения;

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

К - коэффициент периодичности платежа, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил;

Тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

То есть это коэффициент 7/12, а не 12/7!

В то время, как в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг уже внесены изменения(утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. N 344)

1.В Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской

Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст. 2338; 2012, N 15, ст. 1783):

дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

3.1.При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле 5 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

с 2017 года - 1,6.

Жилищные объединения Москвы о признании П , которым узаконен повышающий коэффициент 12/7, противоречащим действующему федеральному законодательству.

10 июля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление №30-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах

Конституционный Суд РФ закрепил право граждан экономить тепловую энергию. Слушание дела о проверке конституционности Жилищного кодекса РФ, абзацев 3 и 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов состоялось 14 июня 2018 года. Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Деминца Сергея Николаевича.

История вопроса
Сергей Деминец проживает в многоквартирном доме в Московской области. При вводе в эксплуатацию здание было оснащено коллективным прибором учета тепловой энергии, а также все жилые и нежилые помещения были оборудованы индивидуальными приборами учета. Со временем некоторые владельцы квартир демонтировали свои индивидуальные счетчики, в связи с этим к началу отопительного сезона в 2016 году управляющая компания произвела перерасчет за отопление. Собственники квартир стали платить за теплоэнергию по показаниям общедомового прибора учета - путем распределения потребленной всем домом теплоэнергии пропорционально площади помещений. Показания исправных счетчиков гр-на Деминца к расчету не принимались, и его коммунальные расходы возросли.
Требование заявителя произвести перерасчет начислений по отоплению с учетом переданных им показаний суды общей юрисдикции отклонили.

Позиция заявителя
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют . Они ставят права и законные интересы всех собственников дома в зависимость от поведения недобросовестных владельцев помещений, не обеспечивших сохранность индивидуального прибора учета тепла. Это позволяет одной части собственников, чрезмерно расходующих тепло, обогащаться за счет соседей. Гр-н Деминец полагает, что таким образом причиняются убытки добросовестным и законопослушным собственникам помещений, которые лишаются возможности самостоятельно определять способ справедливого распределения платы за коммунальные услуги.

Позиция Суда
Эксплуатация многоквартирного дома связана с расходом энергетических ресурсов, направленных как на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей помещений, так и на общедомовые нужды. В целях защиты экологии и экономии расходов некоторые затраты можно снизить энергосбережением и в доме в целом, и в его отдельных помещениях. Для этого Правительство РФ приняло Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ, направленную на стимулирование развития систем учета коммунальных ресурсов (в частности, счетчиков) и утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Приоритетное значение приобрело правовое регулирование, учитывающее потребление тепла в отдельных помещениях. Однако некоторые положения данных Правил фактически привели к поощрению недобросовестного поведения части потребителей, а также повлекли за собой рост потребления тепла, его перепроизводство и негативное воздействие на окружающую среду. Отсутствие экономических стимулов к обеспечению сохранности счетчиков является препятствием к достижению приоритетных целей и задач государства по энергосбережению. Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла. Это нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов. Соответственно, оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ.

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом для конкретных помещений, в которых соответствующие приборы неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.

Дело заявителя в судах первой инстанции подлежит пересмотру.

Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич

Судья-докладчик РУДКИН Юрий Дмитриевич

Итог:

Начиная с 10 июля 2018 года граждане, проживающие в МКД, в которых установлены исправно работающие коллективные приборы учета тепла, и в квартирах которых (даже в одной квартире) установлены исправно работающие счетчики тепла, вычислители тепла с исчислением потребления тепла в кВтч, ГДж, Гкал или распределители тепла с вычислением потребления тепла в УЕ при их установке не менее чем в 50% помещений МКД, должны рассчитываться УО, ТСЖ, ЖСК и РСО только по показаниям счетчиков тепла, вычислителей тепла или распределителей тепла по формуле 3 (3) приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг по Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 №354.

Остальные граждане в МКД, не имеющие счетчики тепла, должны платить за тепло по нормативам.

Несоблюдение указанного порядка определения платы за коммунальную услугу по отоплению образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, санкция по которой влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; юридических лиц - от 250 тысяч до 300 тысяч рублей (

Тепло / Счетчики и учет тепла

Квартира оборудована счетчиком тепла, такие же приборы учета вроде бы стоят во всех других жилых и не жилых помещениях многоэтажки. Однако коммунальщики переводят дом на оплату по «среднему », показания счетчиков не принимают.

Причина? - Ну, например, в нескольких квартирах счетчики тепла не прошли поверку. Законно ли это?

До сих пор суды считали, что «да », именно таково требование действующего законодательства. Однако ситуация выглядит слишком несправедливой. Почему размер платежей за отопление всех жильцов дома ставится в зависимость от того, как содержит свой прибор учета тепла хозяин одной квартиры? Так быть не должно!

Что и подтвердил 10 июля 2018 года Конституционный суд РФ. Он удовлетворил жалобу собственника квартиры, оборудованной исправным счетчиком тепла, показания которого коммунальщики отказываются принимать для расчета платы за отопление.

Как рассчитывается плата за отопление?

Плата за отопление, как правило, самая «дорогая » строчка в платежках за жилищно-коммунальные услуги, которые получает собственник квартиры в многоэтажке. При этом, в отличие от платы за воду или электроэнергию, на отоплении сегодня сэкономить невозможно.

Дело в том, что в подавляющем большинстве случае плата за тепло в квартире многоквартирного дома начисляется

— либо, исходя показаний общедомового прибора учета тепла (общий объем потребления делится затем между квартирами пропорционально их площади).

— либо, если общедомового счетчика тепла нет, исходя из нормативов потребления тепла для данного типа многоквартирного дома.

Подробнее о том, как рассчитывается плата за отопление .

А как же счетчики тепла в квартирах? Ведь, казалось бы, чего проще? В квартире установлен счетчик тепла, выставляешь с помощью регулятора нужную температуру батарей, фиксируешь с помощью счетчика расход тепла… Но в России сегодня это не работает.

Дело в том, что действующее законодательство разрешает расчет платы за тепло по показаниям квартирных приборов учета лишь в том случае, если счетчиками оснащены все (т .е. 100%) жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (норма эта прописана в Правилах предоставления коммунальных услуг , п.42.1).

Таких домов сегодня в российских городах считанные проценты от общего числа. Но даже здесь с оплатой тепла по счетчику возникают проблемы.

Что происходит, если часть счетчиков тепла в многоэтажке выходит из строя?

Наибольшее раздражение у собственников квартир вызывают ситуации, когда в доме, где все квартиры вроде бы оборудованы счетчиками тепла, по каким-то причинам несколько приборов учета не пригодны к использованию.

Например, когда собственники нескольких квартир не успевают провести обязательную поверку своих счетчиков тепла. Или же, когда застройщик счетчики во всех квартирах поставил, а вот хозяева нескольких помещений приборы учета в эксплуатацию не ввели.

Результат: у всего дома приборы учета тепла в квартирах стоят, однако плата за отопление рассчитывается в «среднем », то есть исходя из показаний общедомового прибора учета и пропорционально площадям квартир.

Такое положение дел людей возмущает, кто-то готов судиться. Но суды, руководствуясь все тем же пунктом 42.1 «Правил предоставления коммунальных услуг», собственникам отказывают. Вот, к примеру, одно из последних такого рода дел .

Житель Московской области Сергей Деминец стал первым, кто, пройдя весь этот путь по инстанциям, добрался до Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ). И, как это не удивительно, высший суд России встал на его сторону.

Отказ начислять плату за отопление квартире, оборудованной исправным счетчиком тепла, исходя из его (счетчика ) показаний, КС признал не соответствующим российской конституции.

Плата за отопление по квартирному счетчику: дело дошло до Конституционного суда

Как следует из материалов суда, Сергей Деминец проживает в многоквартирном доме в Московской области. При вводе в эксплуатацию его дом был оснащен коллективным прибором учета теплоэнергии, а все жилые и нежилые помещения были оборудованы индивидуальными (квартирными ) приборами учета. Таким образом, жильцы дома, в полном соответствии с действующим законодательством имели право платить за тепло исходя из показаний своих квартирных счетчиков.

Однако со временем некоторые владельцы квартир демонтировали свои индивидуальные счетчики. В связи с этим к началу отопительного сезона в 2016 году управляющая компания произвела перерасчет за отопление. Собственники квартир стали платить за тепло по показаниям общедомового счетчика, стоимость потребленной в доме тепловой энергии распределялась между квартирами пропорционально их площади.

В квартире Сергея Деминца счетчики были исправны. Однако к расчету платы за отопление их показания коммунальщики принимать отказались. Расходы Деминца на оплату коммунальных услуг заметно выросли. Собственник квартиры попробовал добиться права платить по счетчику в судебном порядке. Однако суды отказались удовлетворить его требования. В конечном итоге Сергей Деминец обратился в Конституционный Суд.

В своей жалобе Деминец указал, что отказ рассчитывать плату за отопление по счетчику по причине того, что, мол, приборы учета работают не во всех квартирах, нарушает требования российской Конституции. По мнению Деминца, таким образом, законные права и интересы всех собственников дома ставятся в зависимость от недобросовестных владельцев помещений, не обеспечивших исправность приборов учета тепла в своих квартирах.

В результате часть собственников, чрезмерно расходующих тепло, обогащается за счет соседей. Деминец полагает, что таким образом причиняются убытки добросовестным и законопослушным собственникам помещений, которые «лишаются возможности самостоятельно определять способ справедливого распределения платы за коммунальные услуги».

Запрет на расчет платы за тепло по исправному квартирному счетчику - не законен!

Суд эту позицию поддержал. Как говорится в сообщении КС , «некоторые положения Правил [представления коммунальных услуг] фактически привели к поощрению недобросовестного поведения части потребителей». Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла.

Это, говорится в решении суда, нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов. Соответственно, оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ.

До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг. То есть, исходя из показаний индивидуальных (квартирных ) приборов учета тепла.

При этом для конкретных помещений, в которых счетчики тепла неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.

Что же касается случая Сергея Деминца, то Конституционный суд потребовал пересмотра его дела.

Решение КС по квартирным счетчикам тепла: последствия

Что дальше? Можно ожидать, что благодаря решению по «делу Деминца», суды будут вынуждены удовлетворить и другие схожие требования. Таким образом, по крайней мере, в домах, где счетчики тепла были в свое время установлены застройщиком во всех квартирах, оплачивать лишь реальный расход тепловой энергии станет проще.

Что же касается решения вопроса с квартирными счетчиками в целом, то здесь стоит ждать соответствующих поправок в «Правила предоставления коммунальных услуг». Их Министерство строительства и ЖКХ обещает уже несколько лет. В последней версии документа плату за тепло по счетчику чиновники готовы разрешить, если приборами учета оснащено не менее 50% жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

О том, что постановление правительства на этот счет практически готово зам. министра Андрей Чибис заявлял не далее как в конце мая 2018 года. Но когда оно будет подписано, остается лишь гадать. Позиция Конституционного суда, по идее, процесс принятие этих решений должна ускорить.



Просмотров