Конституция латвийской республики. Сатверсме (Конституция) Латвийской Республики Сатверсме латвийской республики

Latvijas Republikas Satversme ) - основной закон Латвии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СССР уже восстановили в Латвии!

Субтитры

История

Конституция 1922 года провозглашала Латвию демократической республикой (статья 1), вводила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для граждан старше 21 года (статьи 7 и 8), наделяла Сейм правом принимать законы (статья 64), бюджет (статья 66), утверждать международные договоры (статья 68), министры должны были пользоваться доверием Сейма (статья 59).

15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом , действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР , которая была заменена на новую в 1978 году .

Структура

Преамбула.

Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).

Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 30 000 нотариально заверенных подписей, затем - организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма .

Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.

Принятые поправки

По состоянию на июнь 2016 года, были внесены следующие поправки:

  • 1933 - изменены правила проведения референдума.
  • 1994 - возрастной ценз на выборах Сейма снижен с 21 до 18 лет.
  • 1996 - введён институт Конституционного суда .
  • 1997 - срок полномочий Сейма и президента продлен с 3 до 4 лет.
  • 1998 - введен раздел о правах человека, в Конституцию внесено уже имевшееся в Законе о языках положение о статусе государственного для латышского языка , усложнённая процедура внесения поправок отнесена к большему числу статей Конституции.
  • 2002 - в ряде статей закреплены положения о роли государственного языка, уже имевшиеся в Законе о государственном языке и регламенте Сейма, от депутатов парламента требуется клятва или торжественно обещание (в частности, укреплять латышский язык как единственный государственный).
  • 2003 - введены положения о членстве в Европейском союзе .
  • 2004 - президенту предоставлено больше времени для принятия решения о подписании законов.
  • 2005 - внесено в Конституцию уже имевшееся в Гражданском законе положение об обязательной разнополости супругов.
  • 2007 - правительство лишено права издавать правила с силой закона в промежутке между сессиями парламента.
  • 2009 - введена возможность для избирателей инициировать референдум для досрочного роспуска парламента.
  • 2014 - конституция дополнена подробной преамбулой.
  • 2016 - иммунитет депутатов Сейма ограничен уголовными делами (ранее он распространялся и на административные взыскания).

Значимые непринятые поправки, текущие события

5 апреля 1922 года Учредительное собрание отклонило проект второй части Конституции (о правах человека).

Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис , совершил государственный переворот .

В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного , к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей . В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК . Поправки были отклонены Сеймом и переданы на .

Конституция Латвийской Республики

Неофициальный перевод

Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:

Глава 1

Общие положения

1. Латвия является независимой демократической республикой.

2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит народу Латвии.

3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале.

4. Государственным языком в Латвийской Республике является латышский язык. Государственный флаг Латвии - красный с белой полосой.

Глава 2

Сейм

5. Сейм состоит из ста представителей народа.

6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.

7. Латвия делится на отдельные избирательные округа, число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого округа.

8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые в день выборов достигли 18-летнего возраста.

9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнился двадцать один год.

10. Сейм избирается на четыре года.

11. Выборы в Сейм должны быть проведены в первую субботу октября месяца.

12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, тогда и прекращаются полномочия предыдущего Сейма.

13. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм проводятся в другое время года, то таковой Сейм собирается не позднее одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через три года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.

14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.

15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собраться в другом месте.

16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.

17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.

18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.

Полномочия члена Сейма получает лицо, избранное в Сейм, если оно на заседании Сейма дает следующую торжественную клятву:

"Я, принимая на себя обязанности депутата Сейма, перед лицом народа Латвии клянусь (торжественно обещаю) быть преданным Латвии, укреплять ее суверенитет и латышский язык, как единственный государственный язык, защищать Латвию как независимую и демократическую страну, добросовестно и сознательно выполнять свои обязанности. Я обязуюсь соблюдать Конституцию и законы Латвии.”

19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.

20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент государства, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.

21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает регламент. Рабочим языком Сейма является латышский язык.

22. Заседания Сейма являются открытыми. По требованию десяти членов Сейма, Президента государства, Президента министров или одного из министров, Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.

23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по меньшей мере половина членов Сейма.

24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных Конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.

25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать на свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.

26. Сейм обязан назначать в определенных случаях парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.

27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответы лично или через уполномоченное ими на то ответственное государственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и акты.

28. Член Сейма не может быть привлечен к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, даже и при исполнении своих обязанностей, распространяет:

1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения, или
2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.

29. Член Сейма не может быть арестован, у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если на то нет согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Об аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом для вынесения решения о дальнейшем содержании под арестом задержанного члена Сейма или о его освобождении. В перерыве между сессиями и до открытия сессии, решение о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом принимает президиум Сейма.

30. Без согласия Сейма против члена Сейма не может быть возбуждено уголовное преследование или наложен административный штраф.

31. Член Сейма вправе отказаться от дачи показаний:

1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения;
2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения;
3) о самих этих фактах или сведениях.

32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Положения настоящей статьи относятся к министрам, даже если они и не являются членами Сейма.

33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.

34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть предоставлены лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

Глава 3

Президент государства

35. Президент государства избирается Сеймом сроком на четыре года.

36. Президент государства избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

37. Президентом государства может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста сорока лет. Президентом государства не может быть избрано лицо, имеющее двойное гражданство.

38. Должность Президента государства несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное Президентом государства, является членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом государства более восьми лет подряд.

40. Президент государства, принимая на себя должностные обязанности, на заседании Сейма дает следующее торжественное обещание: "Я клянусь, что весь мой труд будет направлен на благо народа Латвии. Я буду делать все, что в моих силах, чтобы способствовать благосостоянию Латвийского государства и его населения. Я буду чтить и соблюдать Сатверсме Латвии и законы государства. Я буду ко всем относиться справедливо и осознанно буду выполнять свои обязанности наилучшим образом.”

41. Президент государства представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.

42. Президент государства является руководителем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.

43. Президент государства на основании постановления Сейма объявляет войну.

44. Президент государства вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападет на латвийские границы. Вместе с тем Президент государства незамедлительно созывает Сейм, который принимает решение об объявлении и начале войны.

45. Президенту государства принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вступил в законную силу. Объем и порядок использования этого права определяет особый закон. Амнистию дарует Сейм.

46. Президент государства имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания Кабинета министров, устанавливая повестку дня этих заседаний.

47. Президенту государства принадлежит право законодательной инициативы.

48. Президент государства вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. После этого должно состояться народное голосование. Если в ходе народного голосования больше половины его участников выскажется за роспуск Сейма, то Сейм считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позднее 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.

49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент государства таковое созывает. Повестку дня таких заседаний Сейма определяет Президент государства.

50. Если в ходе народного голосования более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент государства считается смещенным, и Сейм избирает нового Президента государства на остающийся срок полномочий смещенного Президента.

51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм на закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента государства. Вслед за таким постановлением Сейм незамедлительно избирает нового Президента государства.

52. Если Президент государства отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента государства, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Председатель Сейма также исполпяет обязанности Президента государства, если последний находится вне границ государства или имеет иные препятствия для исполнения своих обязанностей.

53. Президент государства за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента государства должны быть подписаны также Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.

54. Президент государства может быть привлечен к уголовной ответственности, только с согласия Сейма, большинством не менее двух третей голосов.

Глава 4

Кабинет министров

55. Кабинет министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.

56. Кабинет министров формирует лицо, призванное к этому Президентом государства.

57. Число министерств и объем их деятельности, а также взаимные отношения государственных учреждений, устанавливаются законом.

58. Кабинету министров подчинены органы государственного управления.

59. Для исполнения своих полномочий Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то в отставку уходит весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров должен пригласить другое лицо.

60. Заседания Кабинета министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.

61. Кабинет министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.

62. Если государству угрожает внешний враг, или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то Кабинет министров вправе ввести чрезвычайное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который незамедлительно докладывает Сейму о таком решении Кабинета министров.

6З. Министры, даже если они не являются членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

Глава 5

Законодательство

64. Право законодательной инициативы принадлежит Сейму, а также, в порядке и в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, народу.

65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент государства, Кабинет министров, комиссии Сейма, группы депутатов числом не менее пяти человек, а также, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.

66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, принимает бюджет доходов и расходов государства, проект которого вносится Кабинетом министров.

Если Сейм принимает постановление, которое связано с непредусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, за счет которых покрываются данные расходы.

По истечении бюджетного года Кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.

67. Сейм принимает решение о величине вооруженных сил государства в мирное время.

68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходимо утверждение Сеймом.

При заключении международных договоров Латвия может, с целью укрепления демократии, делегировать международным институциям часть компетенции государственных институций. Международные договоры, которыми международным институциям делегируется часть компетенции государственных институций, Сейм может утвердить на заседаниях, в которых принимают участие по меньшей мере две трети членов Сейма, и для утверждения необходимо большинство в две трети голосов присутствующих депутатов.

Решение об участии Латвии в Европейском Союзе принимается путем всенародного голосования, которое предлагает провести Сейм.

По требованию по меньшей мере половины членов Сейма, решение о существенных изменениях в условиях участия Латвии в Европейском Союзе принимается путем всенародного голосования.

69. Президент государства провозглашает принятые в Сейме законы не ранее, чем на десятый и не позднее, чем на двадцать первый день по их принятии. Закон вступает в силу спустя четырнадцать дней после опровозглашения, если законом не определен другой срок.

70. Президент республики провозглашает принятые законы следующим образом: "Сейм (или народ) принял и Президент республики провозглашает следующий закон: (текст закона) ".

71. В течение десяти дней, считая со дня принятия закона Сеймом, Президент республики в мотивированном письме на имя председателя Сейма может потребовать вторичного рассмотрения закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.

72. Президент государства вправе приостановить провозглашение закона на два месяца. Он обязан приостановить провозглашение закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение десяти дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Приостановленный таким образом закон передается на народное голосование, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеупомянутых двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование не проводится, если Сейм вторично голосует за этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

73. На народное голосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожных тарифах, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, введении и отмене чрезвычайного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с иностранными государствами.

74. Принятый Сеймом и приостановленный в установленном статьей семьдесят второй порядке закон может быть отменен в ходе народного голосования, если число голосовавших составляет не менее половины числа избирателей участвовавших в выборах последнего Сейма, и если большинство проголосовало за отмену закона.

(в редакции от 21 марта 1933г., публикация : Valdības Vēstnesis 74. , 31 марта 1933 года)

75. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент государства не может требовать вторичного пересмотра такого закона, такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее, чем на третий день со дня получения принятого закона Президентом.

76. Сейм может изменить Конституцию на заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.

77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью, шестую или семьдесят седьмую Конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть переданы на народное голосование.

78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту государства полностью разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проект без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.

Переданный на народное голосование законопроект, решение об участии Латвии в Европейском Союзе или о существенных изменениях в условиях этого участия считается принятым, если число голосовавших составило не менее половины числа участвовавших в выборах последнего Сейма избирателей и если большинство проголосовало за принятие законопроекта, решения об участии Латвии в Европейском Союзе или о существенных изменениях в условиях этого участия.

Глава 6

82. Суд в Латвии вершат районные (городские) суды, окружные суды и Верховный суд, а во время войны или чрезвычайного положения – также и военные суды.

83. Судьи независимы и подчиняются только закону.

84. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судью против его воли может отстранить от должности Сейм в предусмотренных законом случаях, на основании решения судейской дисциплинарной коллегии или решения суда по уголовному делу. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.

85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Сеймом закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

Глава 7

Государственный контроль

87. Государственный контроль является независимым коллегиальным учреждением.

88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются на должности в том же порядке, что и судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию Государственного контроля определяет особый закон.

Глава 8

Основные права человека

89. Государство признает и защищает основные права человека согласно настоящей Конституции, законам и обязывающим Латвию международным договорам.

90. Каждый имеет право знать свои права.

91. Все люди в Латвии равны перед законом и судом. Права человека реализуются без какой-либо дискриминации.

После обретения независимости в 1991 г. Латвия не пошла по пути сосед­них Литвы и Эстонии, принявших в 1992 г. новые конституции, авосстановила действие своей «старой» конституции, принятой в 1922 г.

Первая конституция Латвии, которая с изменениями и дополнениями ста­ла действовать после 1991 г. (и действовала до 1940 г.), была принята Учреди­тельным собранием Латвии 15 февраля 1922 года.

Конституция 1922 г. в сегодняшней редакции - сравнительно небольшой по объему документ. Она состоит из 88 статей и регулирует только вопросы организации государственной власти. Это существенный недостаток современ­ной латвийской конституции, посколькуза пределами конституционного регу­лирования осталась такая важная сфера, как права и свободы человека.

Это приводит к тому, что права и свободы человека, не «поднятые» на кон­ституционный уровень:

Во-первых, точно и минимально не определены в едином документе:

Во-вторых, могут стать объектом всевозможных манипуляций со стороны законодательной власти;

В-третьих, труднозащищаемы в суде, в том числе в европейских и междуна­родных судебных инстанциях.

Не исключено, что отсутствие конституционного закрепления прав и сво­бод повлияло на то, что в Латвии самая сложная ситуация с правами и свобода­ми человека, особенно с правами русскоязычного населения.

Почти половина населения, проживающего в Латвии, - этнические русские и другие представители славянских и иных этносов - до недавнего времени не имела гражданства Латвии, а значит, фактически никаких прав. Предусматривавшаяся законом о гражданстве чрезмерно сложная процедура его получения и крайне ограниченные лимиты (!) числа человек, которые могут получить в течение года гражданство, лишали шансов на гражданство большинство русскоязычных.

Более того, русскоязычное население не могло защищать свои права закон­ным путем, поскольку новый закон можно принять только через парламент, а русскоязычные не могли ни избираться депутатами, ни даже избирать его, и значит, повлиять на свою судьбу.

Принятый в 1998 г. новый закон о гражданстве несколько смягчил ситуацию, но не решил проблемы гражданства окончательно. По-прежнему неопределен­ной остается и проблема в целом прав и свобод человека (поскольку фактически права однозначно нигде не закреплены) как для русских, так и для латышей.

Конституция, главным образом, регулирует деятельность высших орга­нов государственной власти - Сейма (парламента), президента, правительства.

Парламентом Латвии является однопалатныйСейм, состоящий из 100 народ­ных представителей. Сейм Латвии избирается на 3 года по пропорциональной си­стеме в первое воскресенье ноября (и в субботу накануне) 3-го года полномочий.



Президент республики избирается Сеймом на 3-летний срок большинством в 51 голос членов Сейма и не более чем на 2 срока.

Правительством Латвии является избираемый Сеймом и подотчетный Сей­муКабинет министров, состоящий из президента министров и министров. Сейм может выразить недоверие Кабинету министров, что влечет его отставку, а также сместить с должности президента большинством в 2/3 голосов.

Президент имеет право распустить Сейм. В этом случае он назначает референдум о роспуске Сейма. Если большинство избирателей проголосуют за роспуск Сейма, то Сейм считается распущенным и проводятся новые выборы. Если большинство прого­лосует против роспуска Сейма, то Сейм продолжает работать, а президент считается смещенным с должности и Сейм немедленно избирает нового президента.

Особенности конституционного права Литвы.

Конституция Литвы была принята всенародным референдумом 25 октяб­ря 1992 года.Характерные черты конституции:

Закрепляет статус Литвы как независимой демократической республики:

Провозглашает принцип народного суверенитета;

Устанавливает, что государственную власть в Литве осуществляют Сейм, президент, правительство и суды, а также указывает, что «учреждения вла­сти служат людям»;

провозглашает семью основой общества и государства:

Устанавливает, что хозяйство Литвы основывается на праве частой собственнос­ти, на личной свободе хозяйственной деятельности и личной инициативе, а так­же подчеркивает, что хозяйственная деятельность должна служить общему благу;



Закрепляет большое количество экологических норм.

Конституция Литвы 1992 г. подробно регламентируетправовой статус личности. Права и свободы человека объявляются естественными. Среди наибо­лее важных конституция Литвы закрепляет:

Право на жизнь;

Право на свободу;

Право на неприкосновенность личности и неприкосновенность частной жизни;

Право на свободу убеждений;

Право на свободу мысли и свободу совести;

Равенство всех перед законом и судом;

Право на неприкосновенность собственности;

Право на свободу передвижения;

Право на свободу собраний;

активное и пассивное избирательное право;

Право на объединение;

Право национальных меньшинств на свой язык и культуру;

Право на социальное обеспечение;

Иные права.

Высшим законодательным органом Литвы являетсяоднопалатный пар­ламент - Сейм. Литовский Сейм избирается непосредственно народом на 4года и состоит из 141 депутата.

Руководителем государства, по конституции, являетсяпрезидент. Прези­дентом Литвы может быть:

Гражданин Литвы по рождению;

Достигший 40 лет;

Обладающий правом избрания в Сейм;

Проживающий в Литве не менее 3 последних лет.

Президент Литвы избирается путем всенародных выборов (причем Литва -единственная из прибалтийских государств, где президент избирается не­посредственно народом, а не парламентом). Конституция установила 5-летний срок полномочий президента, причем одно и то же лицо не может быть прези­дентом более чем 2 срока.

Система выборов президента Литвы имеет некоторые особенности:

если в 1-м туре приняли участие в голосовании более 50% зарегистрированных

избирателей, то для избрания необходимо собрать более 50% поданных голосов;

если в 1-м туре приняли участие менее 50% избирателей, то избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем другие кандидаты, но не менее 1/3 голосов всех зарегистрированных избирателей;

если в 1-м туре никто не набрал необходимого числа голосов, то через 2 недели проводится 2-й тур, в котором участвуют 2 лучших кандидата по результатам 1-го тура;

избранным из этих двух считается тот, кто наберет больше голосов.

Исполнительную власть в стране осуществляетправительство, состоя­щее из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается прези­дентом. Затем по представлению премьер-министра президент назначает мини­стров. Сформированное таким образом правительство должно представить свою программу Сейму и получить его вотум доверия.

Президент имеет право досрочно распустить Сейм в двух случаях:

Сейм 2 раза отклонит правительство, предложенное президентом:

Сейм выразит недоверие правительству, и президент предпочтет роспуск Сейма отставке правительства.

Сейм не может быть распущен в первые 6 месяцев после избрания и в последние 6 месяцев полномочий президента.

В случае досрочного роспуска Сейма в 3-месячный срок проводятся новые выборы.

Однако Сейм в данной ситуации может принять контрмеры против прези­дента. Сейм, избранный на внеочередных выборах в результате роспуска пре­зидентом предыдущего Сейма, имеет право большинством в 3/5 голосов назна­чить досрочные президентские выборы:

Если президент, отбывший на посту 3 года, будет на подобных выборах снова избран, то новый срок будет считаться его вторым сроком;

Если президент пробыл на посту меньше 3 лет, то в результате досрочных выборов он избирается на остаток своего срока;

Если идет уже 2-й срок полномочий, то президент избирается на остаток 2-го срока.

Таким образом, если президент досрочно распустит Сейм, он рискует «по­лучить» досрочные президентские выборы со стороны вновь избранного Сейма (то есть придется лишний раз подтверждать свою легитимность).

В результате и Сейм должен искать компромисс с президентом, и прези­дент - с Сеймом, поскольку каждый из них фактически может досрочно пре­кратить полномочия друг друга.

Судебную систему Литвы составляют:

Апилинковые (местные) суды;

Окружные суды;

Специализированные суды;

Апелляционный суд Литвы;

Верховный суд Литвы.

Вопросы конституционной юстиции в Литве решаетКонституционный суд, который состоит из 9 судей, назначаемых только на один 9-летний срок Сеймом по представлению президента (3 судей), председателя Сейма (3 судей) и председателя Верховного суда (3 судей).

Каждые 3 года состав Конституционного суда обновляется на треть: Сейм назначает 3 судей - по одному от президента, председателя Сейма и от предсе­дателя Верховного суда.

Судьями Конституционного суда могут быть граждане Литвы, обладающие безукоризненной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет.

Из состава судей КС президент республики по представлению Сейма назна­чает председателя Конституционного суда.

Отличительная черта литовской конституции заключается в том, что ее составной частью являются:

Конституционный акт «О неприсоединении Литовской Республики к пост­советским Восточным союзам» от 8 июля 1992 года.

Согласно конституционному акту «О неприсоединении Литовской Респуб­лики к постсоветским Восточным союзам» Литва не должна вступать ни в ка­кие экономические, политические, государственные, военные союзы, образо­ванные государствами - бывшими республиками СССР.

Действующая Конституция Латвии была принята Латвийским Учредительным Собранием 15 февраля 1922. В советский период не действовала, поскольку были приняты новые Конституции социалистического типа. С 1992 ее действие было возобновлено.

Государство характеризуется Конституцией как «независимая демократическая республика». О принципе разделения властей в тексте Конституции не упоминается, так же как в западноевропейских конституциях.

Форма правления Латвийского государства – парламентарная республика. Президент Республики избирается Сеймом. Кандидатом на должность Президента не может быть лицо, не достигшее 40 полных лет. Другие требования отсутствуют, законодатель полагается на благоразумие парламентариев. Срок полномочий Президента – 3 года. Президент не несет политической ответственности, его акты скрепляются подписью Президента министров (см. ст. 53). Сейм – однопалатный представительный орган, состоящий из 100 народных представителей. Срок его полномочий – 3 года. Кабинет Министров состоит из Президента Министров и «приглашенных им министров». Согласно ст. 56 Конституции Латвии «Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом Республики».

В Конституции не определяется система судебных органов. Указаны только принципы организации судебной власти и упоминается о существовании Конституционного суда и военных судов. Кроме того, Конституция устанавливает основы статуса государственных контролеров.

Правовой статус человека и гражданина и система местного самоуправления не получили в Конституции должного отражения. В начале века латвийский профессор В. Грибовский отмечал, что в проекте Конституции содержалась часть вторая «основные права и обязанности граждан», «но по французскому образцу было постановлено обеспечить в порядке обычного законодательства». В настоящее время в Латвии действует Конституционный закон 1992 г. «Права и обязанности человека и гражданина».

КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(Принята 15 февраля 1922 г., с изменениями и дополнениями от 21 марта 1933 г., 27января 1994 г., 5 июня 1996 г .)

Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:

I отдел. Общие постановления

1. Латвия есть независимая демократическая республика.

2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.

3. Территорию государства Латвии в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латтале, Курземе, Земгале.

4. Государственный флаг Латвии – красный с белой полосой.

II отдел. Сейм

5. Сейм состоит из ста народных представителей.

6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.

7. Латвия делится на отдельные избирательные округа, и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.

8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые в день выборов достигли 18-летнего возраста.

9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.

10. Сейм избирается на три года.

11. Выборы в Сейм должны быть произведены в первое воскресенье октября месяца и в субботу накануне.

12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.

13. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позже одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через два года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.

14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.

15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.

16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.

17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.

18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.

19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.

20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.

21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.

22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.

23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.

24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных Конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.

25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.

26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.

27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответ лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.

28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей, распространяет: 1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения;

2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.

29. Член Сейма не может быть арестован: у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.

30. За преступное деяние против члена Сейма нельзя начать судебного или административного преследования без согласия Сейма.

31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения;

3) о самих этих фактах или сведениях.

32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.

33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.

34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

III отдел. Президент республики

35. Президент республики избирается Сеймом сроком на три года.

36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

37. В Президенты республики не может быть избрано лицо, не достигшее полных сорока лет.

38. Должность Президента республики несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом республики более шести лет сряду.

40. В ближайшем после избрания заседании Сейма Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: «Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах, чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести».

41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.

42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.

43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.

44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.

45. Президенту республики принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Это право помилования не распространяется на случаи, в которых закон предусматривает другой порядок. Амнистию дарует Сейм.

46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания Кабинета Министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.

47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.

48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.

49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. Порядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.

51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президента республики.

52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно так же председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.

53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы 1 Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.

54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.

IV отдел. Кабинет министров

55. Кабинет Министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.

56. Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.

57. Число Министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.

58. Кабинету Министров подчинены органы государственного управления.

59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма, и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.

60. Заседания Кабинета Министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.

61. Кабинет Министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.

62. Если государству угрожает внешний враг или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то Кабинет Министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении Кабинета Министров немедленно докладывает Сейму.

63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

V отдел. Законодательство

64. Право законодательства принадлежит Сейму, а также, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей Конституцией, народу.

65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, Кабинет Министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.

66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится Кабинетом министров.

Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.

По истечении бюджетного года Кабинет Министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.

67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.

68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.

69. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок спустя четырнадцать дней по опубликовании.

70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: «Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: текст закона».

71. Президент республики может требовать в течение семи дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.

72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами.

74. Принятый Сеймом и приостановленный в установленном статьей семьдесят второй порядке закон может быть отменен в ходе народного голосования, если число голосовавших составляет не менее половины числа избирателей, участвовавших в выборах последнего Сейма и если большинство проголосовало за отмену закона.

75. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона; такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.

76. Сейм может изменить конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.

77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую Конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.

78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проекта без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.

79. Переданные на народное голосование изменения Конституции считаются принятыми, если с ними согласились не менее половины всех имеющих право голоса. Переданный на народное голосование проект закона считается принятым, если число голосовавших составило не менее половины числа участвовавших в выборах последнего Сейма избирателей и если большинство проголосовало за принятие проекта закона.

81. В промежутке между сессиями Сейма Кабинет Министров имеет право, если неотложная необходимость того требует, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии знаков государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.

VI Отдел. Суд

82. Перед законом и судом все граждане равны.

83. Судьи независимы и подчиняются только закону.

84. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности исключительно на основании постановления суда. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.

85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Сеймом закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

VII отдел. Государственный контроль

87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.

88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Человек, его жизнь, свобода, достоинства и права являются высшей основной ценностью Латвийского государства.

Каждый имеет право на действия, не запрещенные законом.

Обязанностью государства является защита человека, его жизни, свободы, безопасности, достоинства, прав и собственности.

ГРАЖДАНСТВО, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА

Гражданство Латвийской Республики является устойчивой политической правовой связью лица с Латвийской Республикой.

Все граждане, независимо от способа приобретения гражданства, равны в правах и обязанностях.

Гражданство Латвийской Республики можно приобрести, сохранить или утратить только в установленном законом порядке.

При приеме в гражданство Латвийской Республики не должно образовываться двойное гражданство.

Латвийская Республика не выдает своего гражданина иностранному государству.

Граждане Латвийской Республики в иностранных государствах находятся под защитой Латвийского государства.

Граждане участвуют в решении государственных и общественных дел непосредственно или при посредничестве свободно избранных представителей.

Граждане обладают равными правами занимать государственные должности.

Граждане имеют право создавать политические партии.

Только гражданам могут быть переданы в собственность или проданы земля и другие природные ресурсы, кроме случаев, когда заключенными Латвийской Республикой международными договорами установлен иной порядок.

Гражданин может свободно выбирать место жительства в любой части территории Латвии.

Граждане имеют право свободно выезжать из Латвии и возвращаться в нее.

Гражданин может быть верен Латвийской Республике, он имеет право и обязан защищать ее свободу, независимость и демократический парламентарный государственный строй.

Гражданин должен нести обязательную государственную службу и выполнять иные установленные законом обязательства перед государством.

Гражданин обладает правом иметь зарегистрированное оружие.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦА

Все люди в Латвии равны перед законом независимо от расы, национальности, пола, языка, партийной принадлежности, политических и религиозных убеждений, социального, имущественного и служебного положения и происхождения.

К смертной казни может приговорить суд только в исключительных случаях за особо тяжкие преступления.

Каждый имеет право всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами сопротивляться противоправному насилию.

Задержание, арест, обыск или иное ограничение свободы личности допускается только в установленном законом порядке.

Каждому гарантируется право приглашать адвоката с момента задержания.

Закон устанавливает максимальный срок задержания, ареста и предварительного следствия.

В течение трех суток с момента задержания судья должен принять постановление об аресте и содержании в заключении задержанного лица или же дать распоряжение о незамедлительном освобождении этого лица.

Пытки, другое жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение с лицом запрещаются.

Противоправное принудительное лечение, а также принудительное применение медицинских средств с целью добиться от лица дачи показаний, отказа от показаний или высказывания определенного мнения либо с целью ограничить свободу слова лица запрещаются.

Жилище лица является неприкосновенным.

Никто не имеет права войти в жилище без разрешения проживающих в нем или произвести обыск без постановления судьи, кроме случаев, когда лицо задерживается на месте преступления или когда жизнь других людей находится под угрозой.

Государство гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.

Это право может быть ограничено постановлением судьи при расследовании тяжких преступлений.

Каждый может защищать свои права и интересы в суде.

Каждый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в суде согласно закону.

Только суд в соответствии с действующим на момент деяния законом может признать лицо виновным в преступлении.

Каждый имеет право на справедливое, открытое рассмотрение его дела компетентным, независимым и объективным судом, образованным в соответствии с законом.

Каждый имеет право на помощь адвоката, а также имеет право не давать показаний против себя и членов своей семьи.

Уголовная ответственность может быть только индивидуальной.

Каждое незаконно арестованное или осужденное лицо имеет право на возмещение причиненного ему материального и морального ущерба.

Осужденный обладает всеми упомянутыми в настоящем Законе правами человека, кроме тех, которые ограничены законом или приговором суда.

Каждый осужденный должен работать в соответствии с его физическими и умственными способностями.

Осужденный не может быть лишен прав на оплачиваемый труд, а также отдых, охрану здоровья, пользование определенными культурными ценностями, образование и развитие личности.

Принудительный труд запрещается.

Принудительным трудом не считаются обязательная государственная служба, привлечение к ликвидации последствий катастроф и исправительные работы, определенные в соответствии с приговором суда.

Государство признает и защищает собственность и право ее наследования.

Лицу может принадлежать любая собственность, кроме собственности, на которую распространяются ограничения, установленные статьей 9.

Принудительное отчуждение собственности может осуществляться исключительно в установленном законом порядке по решению суда. При отчуждении собственности для осуществления общественных проектов собственнику полагается соответствующая компенсация.

Каждый имеет право на осуществление предпринимательской деятельности, не противоречащей закону.

Каждый имеет право на свободный выбор профессии, занятия и работодателя.

Каждый в соответствии с трудовым договором имеет право на оплату труда не ниже установленного государством минимума.

Максимальная продолжительность рабочей недели устанавливается законом.

Работающие имеют право на еженедельные выходные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск.

Работающие имеют право на забастовку в целях защиты своих экономических или профессиональных интересов.

Законом устанавливается ограничения этого права для гарантии деятельности необходимых обществу служб.

Каждый имеет право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, в случае потери кормильца.

Лицо имеет право на пособие по безработице, если оно не имеет иных средств к существованию и безработица наступила по не зависящим от него обстоятельствам.

Каждый имеет право свободно выезжать или эмигрировать в иностранные государства.

Это право не может быть ограничено по политическим или идеологическим мотивам.

Каждый имеет право свободно передвигаться по территории Латвии.

Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию, выражать свои взгляды и идеи в устной, письменной форме или любым иным способом. Осуществление этого права нельзя ограничивать цензурой.

Никого нельзя заставить высказывать свои политические, религиозные, этические и другие взгляды, а также разглашать свою партийную принадлежность.

Все имеют право свободно создавать общественные организации и участвовать в их работе, если цели и практическая деятельность этих организаций не противоречат закону.

Запрещается создавать тайные организации и вооруженные подразделения, не подчиненные органам государственной власти и управления Латвийской Республики

Государство гарантирует свободу предварительно заявленных мирных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Самоуправление может изменить место или время этих мероприятий, если этого требуют интересы общественной безопасности и порядка.

Государство гарантирует свободу творческого труда и защищает авторские права.

Каждый имеет право обращаться в органы государственной власти и управления с индивидуальными или коллективными заявлениями, предложениями и получать ответ в установленном законом порядке.

Государство отделено от церкви.

Государство гарантирует свободу религиозных убеждений.

Лица или их объединения имеют право отправлять религиозные ритуалы и церемонии.

Никого нельзя заставить принимать участие в религиозных ритуалах и церемониях, а также изучать Закон Божий.

Религиозные или идеологические мотивы никого не освобождают от обязанностей по отношению к государству и необходимости соблюдения законов.

Семья, брак, а также права матери и ребенка находятся под защитой государства.

Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, а также на их правовом равенстве.

Забота о детях и их воспитании является первостепенными правом и обязанностью родителей или опекунов.

Общество и государство заботятся о том, чтобы родители или опекуны имели возможность выполнять свои обязанности по отношению к детям.

Дети, рожденные в браке и вне брака, равны в своих правах.

Государство гарантирует особую помощь и защиту детям, оставшимся без попечения родителей.

Каждый имеет право на медицинское обслуживание.

Каждый обязан заботиться о своем здоровье, здоровье своих близких и народа.

Государство защищает здоровье жителей и гарантирует каждому установленный законом минимум медицинской помощи.

Каждый имеет право на образование.

Государство гарантирует возможность получения обязательного образования бесплатно, а также обеспечивает дальнейшее образование в соответствии со способностями каждого.

Обязанностью родителей является обеспечение образования детей в соответствии с их способностями и требованиями обязательного образования.

Лица и их объединения имеют право создавать учебные заведения различного уровня с любым языком обучения. Получение образования в таких школах находится под надзором государства.

Обязанностью каждого является соблюдение законов Латвийской Республики, уважение традиций и обычаев латышского народа и проживающих в Латвии национальных и этнических групп, а также уважение национального достоинства других лиц.

Каждый участвует в покрытии расходов государства и самоуправлений, уплачивая в установленном законом порядке налоги и пошлины.

Охрана природы, культурной среды, ландшафтов, исторических и архитектурных памятников и среды является обязанностью каждого лица, всего общества и государства.

Законом могут быть установлены необходимые ограничения прав и свобод человека для:

1) защиты прав, достоинства, здоровья и нравственности других лиц;

2) гарантии государственной безопасности, общественного порядка.

РИГА, 7 мар — Sputnik, Андрей Солопенко. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) признала законопроект, предусматривающий введение автономии школ нацменьшинств не полностью разработанным и в проведении референдума. Что теперь будут делать защитники русских школ.

Партия "Русский союз Латвии" (РСЛ) 22 января передала в ЦИК законопроект "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии", который на основании закона, действующего во время Первой республики, был призван защищать школы нацменьшинств и позволял обучать детей на родном для них языке.

По нынешнему законодательству ЦИК должен был в течение 45 дней организовать оценку этого законопроекта и проголосовать о его передаче на сбор подписей. Но, опираясь на полученные отрицательные заключения от Бюро омбудсмена, Юридического бюро Сейма, а также министерств юстиции и образования, ЦИК пришел к выводу, что законопроект противоречит нормам Конституции и не может быть вынесен на референдум.

Однако, по мнению заявителей, возражения, по сути, были не юридические, а политические, что прямо говорит о явной ангажированности всех вышеперечисленных инстанций.

В рамках закона

В первые годы с момента образования Латвии было принято несколько документов, в соответствии с которыми, проживающие в стране нацменьшинства могли обучаться в школах на своих языках. Но после восстановления независимости Латвии действие закона об устройстве школ национальных меньшинств не было возобновлено.

Авторы законопроекта о защите русских школ в Латвии считают, что нынешние нормативные документы более не гарантируют существования школ нацменьшинств и использования их языков в учебном процессе, и поэтому необходимо принятие нового закона, обеспечивающего их защиту.

"Латвийская Республика с момента ее основания признавала право людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, использовать свой язык в качестве языка обучения в учебных заведениях", — говорится в законопроекте защитников русских школ, который предполагает, что языки преподавания в школах нацменьшинств будет определять совет каждой конкретной школы.

Также документ предлагает создать школы нацменьшинств, потоки или отдельные классы, если собраны подписи определенного количества родителей учащихся. Кроме того, согласно законопроекту, при министерстве образования должен быть создан департамент по делам нацменьшинств, в обязанности которого будет входить работа с нелатышскими учебными заведениями.

Согласно аннотации к законопроекту, он "реализует права человека, закрепленные в статье 114 Конституции Латвийской Республики". Кроме того, документ соответствует и международным обязательствам, поскольку Латвия присоединилась к Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Рамочной конвенции о защите нацменьшинств, 14-я статья которой прямо предусматривает обязанность использования языка нацменьшинства в учебном процессе.

Ценности Конституции

В то же время различные учреждения отметили, что законопроект противоречит ценностям, принципам и нормам Конституции. Так, Бюро омбудсмена указало, что он не направлен на продвижение латышского языка, как общего языка для всего общества, о чем говорится в преамбуле к Конституции.

"Латышский язык в преамбуле к Конституции называется основой демократического участия и сплочения общества, под чем понимается, что именно он является объединяющим для людей разного происхождения в Латвии", — сказано в письме омбудсмена.

Похожих взглядов придерживается и министерство юстиции, указавшее, что законопроект противоречит не только преамбуле, но и статье 4 Конституции, по которой единственный государственный язык — латышский. Также министерство указывает, что латышский язык до сих пор находится под угрозой и обязанность Латвии — это обеспечить его эффективное изучение.

Сотрудники Юридического бюро Сейма также отметили, что определенные нормы законопроекта не соответствуют некоторым статьям Конституции Латвии.

По их мнению, статья 9 законопроекта, предусматривающая, что директора департамента должны избрать депутаты Сейма, у которых в личных данных указана национальность иная, чем "латыш", противоречит статье 24 Конституции, где сказано, что Сейм "выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов". Также эта статья не соответствует статьям 1 и 58 Конституции.

Юристы Сейма считают, что у парламента нет права назначать на руководящие посты в учреждения, которые находятся в подчинении кабмина.

ЦИК заявил, что вышеупомянутых противоречий вполне достаточно для того, чтобы признать законопроект "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии" не соответствующим Конституции и отказать в его дальнейшем продвижении. Решение членов ЦИК было принято единогласно, однако оно еще может быть обжаловано в суде, чего не исключают активисты Русского союза Латвии, не согласные с действиями ЦИК.

Политический отказ

Ссылка омбудсмена на преамбулу к Конституции совершенно не обоснована, так как она не является правовой нормой. Как считают многие юристы, правовые нормы Конституции — это только ее статьи. Преамбула показывает, каким будет развитие государства, однако она не меняет правовых норм и их интерпретацию. То есть через преамбулу нельзя изменить содержание статей Конституции.

Юрист Александр Кузьмин, являющийся одним из подателей законопроекта, подчеркнул, что аргументы о несоответствии конкретных статей также не выдерживают критики.

"Выбор директора департамента отдельными депутатами Сейма — это совсем не то же самое, что постановление Сейма, так что здесь нет противоречия статье 24 Конституции. Также у нас имеются многие государственные учреждения, например, тот же ЦИК, который не подчиняется кабинету министров, а создан специальным законом", — сказал юрист.

Кроме этого, Кузьмин заметил, что аналогичный закон о школьной автономии действовал в Латвии с 1919 по 1934 год, когда латышский язык тоже был единственным государственным языком, как и сейчас. Поэтому и ссылка на противоречие статье 4 латвийской Конституции не имеет под собой оснований.

"Возражения против нашего законопроекта, по сути, не юридические, а политические", — подчеркнул Кузьмин.

Как заявить о себе

Как считает, европарламентарий Мирослав Митрофанов (Русский союз Латвии), подобные действия не случайны, а являются продолжением линии, направленной на развал демократических институтов, в отношении прав меньшинств.

"Латвия полностью отказалась от диалога в юридической плоскости, запретив сбор подписей под петицией на Manabalss.lv, отклонив петицию о сохранении билингвального образования и не дав дальнейшего хода нашему законопроекту", — отметил он.

У несогласных с такой политикой остался лишь один способ напомнить о своих правах — это принимать участие в различных митингах и шествиях.

"Раз государство не хочет нас слышать, то мы должны заявить о себе", — сказал Митрофанов и призвал всех прийти в ближайшую субботу в 12 часов к французскому посольству на бульвар Райниса.



Просмотров