Дети разные важны занятие по праву. Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Права ребенка". Давайте вспомним, что такое дееспособность

МОУ Коляновская СОШ

Конспект урок на тему

«Права ребенка»

Борисова Елена Витальевна

учитель начальных классов

2012г.

Тема: «Права ребенка»

Цель : познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения

На доске тема занятий и эпиграф:

Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе

Надо делать хорошо и не надо плохо”.

Слайд№1 1.-Сегодня наша встреча посвящена теме "Права ребенка ".Мы узнаем, что означает понятие «право», в каких документах оно закреплено, узнаем о правах и обязанностях школьников.
- Что же такое «право?»
Слайд№2 И давным-давно тысячи лет назад, когда на земле появились люди.Слайд № 3 стали возникать и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах, с помощью разных решений, путём международных переговоров Закрыть проектор
- О детях заботятся не только родители и семья, но и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций).Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.
-Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
-Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. . В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появился документ Всеобщая Декларация прав человека. Её создала и приняла ООН 10 декабря 1948 года.
Слайд № 4
2. Сейчас мы ознакомимся с основными правами человека, записанными в Декларации Слайд №5- 6
Вывод. Слайд № 7 3.- А есть ли какие-нибудь права у детей? Правильно, есть. И они записаны в декларации прав ребёнка, которую создала и приняла ООН.
Слайд № 8
4 .Познакомимся с основными правами ребёнка:Слайды № 9–15
(Учитель читает права, дети читают стихи и комментируют условные знаки)
Посмотри на этот знак:Человек здесь поднял флаг.Слушать мнение ребёнкаРазрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенкаСтрого запрещается.
С мамой дети должны жить,Ей цветы всегда дарить -Это разрешается.
Рисовать и петь, учиться,Если заболел - лечиться.Это разрешается.
Этот трудится ребенок,Мало у него силенок,Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работаЗапрещается.
Этот слабый горбит спину,Пред сильным преклоняется.Быть рабом у господинаСтрого запрещается.
Вместе дружно в мире жить,С разными детьми дружить -Это разрешается.
4. - Сейчас, друзья, я предлагаю вам побывать в качестве Правознаек и установить, какие нарушения прав ребёнка допущены в сюжетах известных нам сказок, а попасть в сказку нам поможет “солнечный зайчик”.
Трениг: Представьте, что он заглянул вам в глаза. - Закройте их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями на лбу, носу, губах, щеках. Вы должны поглаживать зайчика аккуратно, чтобы не спугнуть его.
Погладьте голову - ой, зайчик забрался за шиворот - погладьте его там. Он не озорник, он любит ребят, а значит не нарушает ваши права и свои обязанности.

1. Слайд №16 В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).2. Слайд №17 В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)3. Слайд №18 В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)4. Слайд №19 В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)5. Слайд №20 Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)

5.- Все права граждан России записаны в основном законе нашей страны, который называется Конституция. Её приняли 12 декабря 1993 года. Слайд № 21
Во 2 главе Конституции записаны основные права и обязанности граждан.И как сказал К.Маркс Слайд № 22
6. -Какие обязанности у вас школьников?Слайд № 23 Учащиеся читают права цепочкой.
Слайд№24
Закрыть проектор
7. -Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.
На уроке будь старательным,Будь спокойным и... (внимательным).
Все пиши, не отставая,Слушай... (не перебивая).
Говорите четко, внятно,Чтобы было все... (понятно).
Если хочешь отвечать,Надо руку... (поднимать).
На математике считают,На перемене... (отдыхают).
Будь прилежен на уроке.Не болтай: ты не... (сорока).
Если друг стал отвечать,Не спеши... (перебивать).
А помочь захочешь другу -Подними спокойно... (руку).
Знай: закончился урок,Коль услышал ты... (звонок).
Когда звонок раздался снова,К уроку будь всегда... (готовым).
Чтоб не тревожились врачи.На переменах не... (кричи)
8. Проведем тест. Слайд № 25
– Как называется документ, в котором записаны права человека? (Декларация прав человека)– Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? (Декларация прав ребёнка)– В каком документе записаны права и обязанности граждан России? (Конституция)
9. Памятка школьникуДорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Слайд№26 10. -Для чего мы должны изучать и знать свои права и обязанности
Вывод:
Права ребёнка надо знать,Не только знать,Но соблюдать,Тогда легко нам будет жить,Играть, дружить и не тужить.
11.Исполнение песни «Права детей»12. Просмотр мультфильма «Права в сказках»

Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «Маленьким детям - большие права»

Наталья Володина
Конспект занятия для детей старшей группы по правовому воспитанию «
Маленьким детям - большие права »

Цель : Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции, правовой и нравственной
культуры обучающихся
дошкольников.

Задачи: Образовательные :

    Обобщить начальные правовые знания у детей .

    Воспитывать правовую грамотность

    Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав и обязанностей

    Активизировать словарь по теме.

Развивающие :

    Развивать коммуникативные навыки.

    развивать правовое мировоззрение ; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей

    Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни

Воспитательные :

    Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, ф ормировать уважительное отношение друг к другу .

    Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Оборудование : слайдовая презентация, раздаточный материал для оформления «правовых островов», ключ (разрезная картинка с изображением места, где спрятан клад), сладкие угощения (в качестве сокровища).

П редполагаемый результат:

Ребёнок становится более свободным, уважает себя и других людей, понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей;

Владеет терминологией по правовому воспитанию;

Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы;

У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше;

Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами;

Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов;

Активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.

Содержание организованной деятельности .

Зал красиво украшен, на стенах висят шары, плакаты с рисунками ребят, где изображены права детей

Организационный момент :

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами

(слайд 1)

Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!

(слайд №2)

- Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы :

На что имеют право и на что не имеют ?

Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека » , в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

(слайд №3)

А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка ».

Чтобы стать полноправным членом общества , нужно знать свои права .

Теперь рассмотрим, какие есть у вас права .

-А для этого мы отправимся в путешествие!

Давайте поделимся на две команды и попробуем посоревноваться в наших знаниях о правах ребёнка. За каждый правильный ответ командам будет вручаться часть «Ключа» (разрезная картинка, изображающая место расположения спрятанного сокровища). В конце путешествия мы соберём картинку воедино и нас ожидает сюрприз!

Теперь выберем капитана и дадим название командам (предложить названия: 1-« », 2-« »).

Ребята, смотрите что я нашла сегодня в почтовом ящике! Теперь у нас есть маршрутный лист! (вручить каждой команде карту, в которой отражены пункты назначения).

Все готовы к приключениям?

Дети: -«Да!»).

Ну что ж, теперь можно отправляться в путешествие по островам! Поплыли!

1.Остров: «Право на жизнь здоровое развитие»

Давайте посмотрим что есть на этом острове? (ребёнок (пупсик в коляске), полезная еда в тарелочках (муляжи), элементы спортивного инвентаря).И попробуем отгадать к какому праву ребёнка это относится?

Верно, ребята! Важнейшее право , которое имеют все дети на планете - право на жизнь и здоровое развитие .

2. Остров: «Право на имя и гражданство»

А тут что мы видим? (копия свидетельства на рождение)

Дети: - «Документ, свидетельство на рождение»

Молодцы, ребята! Теперь давайте разберёмся для чего нужно нам свидетельство о рождении!

Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет?

Дети : Благодаря родителям.

- Правильно !

Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое.

На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении (показать ребятам документ).

Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?

Дети : Паспорт.

-Верно! Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя .

А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество. Называем по очереди.

Ответы детей.

Смотрим на нашу карту и плывём к следующему острову!

    Остров: « Право на семью,

любовь и понимание со стороны родителей, семьи»

Команды, что вы видите на этом острове (семейная фотография) ?

Ответы детей.

А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?

Дети : с мамой, с папой.

Да, с родителями;

А как одним словом можно назвать вас и ваших родителей?

Дети : Семья.

в книге прав ребенка записано , что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи. Вот как, ребята!

    Остров: « Право на дом»

Команды, что же мы видим на этом, 4-м острове (детский рисунок с изображением дома)?

Ответы детей.

- У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.

Люди даже сочинили пословицы о доме:

Без хозяина дом - сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

Да, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.

(слайд №6)

Ребята, из какой сказки эти герои?

(ответы детей) .

Ребята, посмотрите на слайд кто здесь не прав .

Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права .

Ребята, давайте немного отдохнём.

Встаем все рассыпную.

Физкультминутка:

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый!

Смотрим в нашу карту. Плывём дальше?

5.Остров: «Право на образование (обучение)»

Команды, посмотрите, что вы видите на этом острове (книга)?

Ответы детей

Молодцы, ребята! Это книга! Все дети имеют право , на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами страны и приносить пользу государству.

Кто знает как называется наша страна?

Ответы детей.

А какую пользу мы с вами, ребята, можем принести родной стране?

Ответы детей (с помощью воспитателя).

Какие же вы все молодцы, ребята! Двигаемся дальше! Что нам говорит наша карта?

6.Остров: « Право

Команды, что же мы видим на этом острове?

(слайд с изображением двух поссорившихся мальчиков)

Ответы детей

Верно, ребята! Давайте посмотрим в нашу КИГУ О ПРАВАХ РЕБЁНКА.В ней говорится о том, что: «Дети имеют право на защиту от жестокого обращения» .

Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других. (Три поросенка, Золушка) .

Что хотел сделать волк с поросятами?

Как обижали Золушку?

Ответы детей

А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.

Почему?

(ответы детей)

Плывём к следующему острову!

7. Остров: « право на бесплатную медицинскую помощь»

Ребята, посмотрите, что это такое (игрушечная аптечка, муляжи лекарств, игрушечный автомобиль скорой медицинской помощи) ?

Ответы детей

В КНИГЕ О ПРАВАХ РЕБЁНКА указано, что в нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

(слайд с изображением доктора Айболита)

Скажите, пожалуйста, из какой сказки этот герой

(ответы) .

Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?

(ответы) .

Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью : одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи скорей лечиться

И корова и волчица

И жучок, и червячок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

(слайд с изображением доктора Айболита со счастливыми, здоровыми зверушками)

Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!

8.Остров № “Права сказочных героев”.

Я совсем запуталась, ребята…Команды, давайте попробуем разобраться вместе:


Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на дом, на неприкосновенность жилища?

(слайд с иллюстрацией к сказке“Ледяная избушка”).


В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, имеет право на бесплатную медицинскую помощь? (слайд с иллюстрацией из произведения К.И.Чуковского“Айболит”).


В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался? (Слайд с изображением Буратино, продающего азбуку)

Верно, ребята! Это Буратино, он не воспользовался своим правом на образование

Маугли в рассказе Д.Р. Киплинга живет в лесу вместе с дикими зверями. Можно ли считать его ребенком, имеющим равные со всеми права

Верно, каждый ребёнок имеет право на дом, на семью.

В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка)

9.Остров: «Волшебный сундучок»

Смотрите, ребята! Это волшебный сундучок!

Давайте вместе поиграем с ним!

Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя Ст.1).

Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

Книга - О каком праве напомнил вам книга? (О праве на образование).

Игрушечная семейка (мама и ребёнок) - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

Остров № 10: "Музыкальный"

Ещё потренируемся, ребятки? Капитан какой команды вперёд отгадает о каких правах говорится в наших любимых песенках, той команде и достанется последняя часть элемента заветного ключа

Звучат отрывки из детских песен, ребята танцуют под музыку и угадывают о каких правах говорится в песне.

    "Песенка мамонтенка" (право ребенка не разлучаться с матерью);

    "Чунга-чанга" (право на отдых);

    "Учат в школе" (Право на образование);

    "Песенка львенка и черепахи" (Право на отдых);

    "Танец маленьких утят" (Право на досуг)

Остров № 11 «Таинственный»

Ой, ребята. Смотрите! Ещё один ребус для нас! Попробуем разобраться?

Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека (подобрать парные картинки и таблички с помощью воспитателя):

Что я делал(а) сегодня? Как это связано с правами человека (какие права я реализовал)

1. Ночью спал (+картинка со спящим малышом);

2. Завтракал, обедал (+ картинка завтрака, обеда в детском саду, дома);

3. Смотрел телевизор (+картинка с изображением телевизора);

4. Читал книгу (+ картинка книги, читающего ребёнка);

Таблички:

1.Право на образование

2.Право на отдых и здоровье

3.Право на здоровье

4.Право на доступ к информации и СМИ

Ребята, теперь у нас ключ! Давайте посмотрим что у нас получилось?

Собирается пазл.

Команды находят свои сокровища.

Итог занятия :

Воспитатель : Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали ? (ответы) .

Вывод : Каждый человек имеет не только права , но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей

СПАСИБО, РЕБЯТА!!!

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: "Права ребенка". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы при знакомстве детей с Конвенцией о правах ребенка. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание у детей представления об их праве на: имя, жилище, бесплатную медицинскую помощь, образование, любовь и заботу.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Права ребенка".

Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы".

Цель : дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о правах детей (из книги "Конвенция о правах детей").

Развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление.

Речевые: развивать связную речь, обогатить словарь детей: очаг, лубяная избушка, собственность, неприкосновенность, школьные принадлежности.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации изображающие дом человека, жилище древнего человека, станцию скорой медицинской помощи, школу.

Раздаточный материал:

Жетоны с изображением: школьных принадлежностей, жилища, скорой помощи, цветка.

Методические приемы: игровая ситуация с домоправительницей мадмуазель Фрекен Бок (ФБ), беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель . Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется "Конвенция о правах ребенка". Эта книга расскажет вам о правах детей. (Неожиданно появляется ФБ и начинает пылесосить ковер, напевая песню. Воспитатель выключает пылесос).

ФБ : Что такое? В чем дело? (продолжает пылесосить).

Воспитатель : Что вы здесь шумите, вы нам мешаете! И вообще кто вы?

ФБ: Матильда, ты слышала? Они не знают, кто я такая. Я - домомучительница, ой простите, домоправительница, мадмуазель Фрекен Бок, я занимаюсь тем, что воспитываю детей.

Воспитатель : А детей - то вы любите?

ФБ: Что вы? Конечно, конечно! Я очень люблю детей, но если они воспитанные.

Воспитатель: Наши дети очень воспитанные и мы сейчас знакомимся с книгой, которая расскажет нам о правах детей.

ФБ : Малы вы еще права изучать. А эту книгу я сама прочитаю...(забирает книгу и уходит)

Воспитатель : Ну и Фрекен Бок забрала книгу и была такова...

Что же нам теперь делать?А давайте с вами сядем в поезд и отправимся в путешествие (дети садятся в импровизированный поезд, звучит аудиозапись). Наша первая остановка. (выходит переодетый ребенок).

Ребенок : Здравствуйте, Я Ваше Имя.

Воспитатель: Дети, имена - это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. Древние считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении. Дети даю вам задание: попросите маму и папу показать вам свидетельство. Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя.А давайте вспомним какие у вас прекрасные имена.

Дидактическая игра "Назови ласково".

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие (звучит аудиозапись).Наша следующая остановка. У человека дом был всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. (показ иллюстрации). Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилище из камня и дерева. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете? (дети отвечают)

Без хозяина дом - сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

(Неожиданно вбегают дети, переодетые в зайца и лису)

Заяц : Помогите! Помогите же кто-нибудь. Ребята со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала (плачет).

Лиса: А что, я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что подумаешь какой? Другой дом себе найдешь.

Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность(плачет).Не имеешь права меня выгонять.

Лиса: Я в лесу хозяйка. На все имею право.

Воспитатель: Подожди лиса, успокойся Ты знаешь, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища. Ты не имеешь право выгонять зайца из его собственного дома. Теперь ты поняла, что ты не права?

Лиса : Ну, хорошо я больше не буду, пойдем заинька поиграем.

Воспитатель : Ребята, из какой сказки эти герои? (ответы детей). Каждый ребенок имеет право на свой дом (показ иллюстраций).

А теперь давайте поиграем в игру "Кому, какой дом?"

Медведю -берлога

Белке - ...

Птице - ...

Пчеле - ...

Собаке - ...

Воспитатель : В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь (показ иллюстраций).

Ребенок: (читает)

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи скорей лечиться

И корова и волчица

И жучок, и червячок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Воспитатель:

Из какой сказки этот герой?(ответы)

Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?(ответы)

Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (ответы)

Физкультминутка

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый!

Воспитатель : продолжаем путешествие (звучит аудиозапись).

В книге о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (показ иллюстраций)

Как вы думаете ребята, зачем дети ходят в школу? (ответы)

В какое время года начинают учиться? (ответы)

Как называют детей, которые ходят в школу? (ответы)

Как называются книги, по которым учатся дети? (ответы)

А какие вы знаете пословицы, связанные с учением? (ответы)

Век живи - век учись.

Учение свет - неученее тьма.

Учиться - всегда пригодится.

Дети, давайте вспомним, по какой причине Буратино попадал в неприятные истории? (ответы)

Правильно, он не хотел учиться и считал себя самым умным.

А теперь послушайте загадку:

То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей-ка

Можешь и нарисовать

Называюсь я...(тетрадь)

Ребята, в школе вам понадобятся школьные принадлежности: ручки, тетради, линейки...

Дидактическая игра "Один - много"

альбом - альбомы

фломастер - ...

рюкзак - ...

карандаш - ...

(Снова неожиданно появляется Фрекен Бок)

ФБ : Ну что приехали? Сейчас я займусь вашим воспитанием.

Воспитатель : Мы приехали, чтобы забрать свою книгу, которую вы у нас взяли.

ФБ: Вы на эту книгу никаких прав не имеете, да и на все права, которые в этой книге записаны. На это могут рассчитывать только те дети, которые не едят сладкого и которые чувствуют твердую руку.

Воспитатель : Фрекен Бок вы не правы. Наши дети воспитанные и любят ласку. Верните нам пожалуйста книгу и мы будем знакомиться с другими правами детей.

ФБ : А вот меня никто не любит.

Воспитатель: Ребята, мне, почему то стало жалко Фрекен Бок. Может она потому такие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится. А вот все дети имеют право на любовь и заботу. Я предлагаю Фрекен Бок подарить цветы (дети дарят цветы).

ФБ: Прелестно, прелестно просто замечательно. До свидания, дети.

Воспитатель:

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Детство только раз бывает

У ребят любой страны

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали? (ответы). Мы еще раз встретимся с этой книгой, и она познакомит нас с другими правами.

Литовченко Марина Константиновна
Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе

Цель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний . Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка » .

Задачи :

Образовательные : познакомить детей с понятием «право » в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях , рассмотреть права сказочных героев в сказках.

Развивающие : развивать правовое мировоззрение , умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные : воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

Демонстрационный материал : иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа

Беседа «Зачем человеку имя?»

Последовательность работы

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка » . В этой книге говорится о правах детей . Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права .

А что такое право ? (Высказывания детей) .

Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.

Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,

Он имеет право жить , развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом,

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любим.

Он на свете не один!

О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей) .

Каждый ребенок при рождении имеет право на имя , право жить в семье , право учиться , отдыхать, право на получение медицинской помощи и право на безопасные условия жизни.

Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться , а также соблюдать права других детей .

Дети имеют право на имя , которое дается им при рождении.

У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей) .

Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка » записано, что все дети при рождении имеют право на имя . Никто никогда не может забрать у вас имя.

У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково» . Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами) .

Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.

Воспитатель.

Дети имеют право на воспитание в семье.

В Конвенции записано : «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица гласит : «В дружной семье и в холод тепло» . Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Дерево держится корнями, а человек семьей.

На что и клад, когда в семье лад.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.

Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей) .

Воспитатель. Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.

Дети имеют право на медицинскую помощь.

Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение , чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.

Также все дети имеют право на отдых . Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом . Как вы отдыхаете? (Ответы детей) .

Физкультминутка

Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за воспитателем) .

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Молодцы, ребята!

Воспитатель. Дети имеют право на бесплатное образование.

Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.

Для чего всем надо учиться? (Ответы детей) .

Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила» . Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.

В школе дети получают необходимые знания. Затем учебу можно продолжить в техникуме, институте, университете. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.

Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об учении?

Век живи – век учись.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Учиться никогда не поздно.

Учиться всегда пригодиться.

А теперь, ребята, давайте мы с вами попробуем определить права детей в сказках . (Воспитатель, называя сказки, показывает иллюстрации к ним.)

Какие права нарушил волк , когда съел Красную Шапочку? (Право на жизнь ) .

Какое право нарушено в сказке Ш . Перро «Золушка» ? (Право на отдых ) .

В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право нарушается ? (Право на медицинское обслуживание) .

Вспомните сказку А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» . Какое право Буратино нарушается ? (Право на образование ) .

Воспитатель. Дети имеют право на безопасные условия жизни. Право на безопасные условия жизни означает, что никто не может без разрешения входить в чужой дом. Также нельзя брать без разрешения чужие игрушки и вещи. Это право на имущество .

(Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» (слова Л. Ошанина, музыка Ф. Островского) .

Ребята, надо знать свои права . Такие же права есть у всех детей , нельзя нарушать права других детей .

Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе

Цель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка».

Образовательные: познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках.

Развивающие: развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа

Беседа «Зачем человеку имя?»

Последовательность работы

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». В этой книге говорится о правах детей. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права.

А что такое право? (Высказывания детей).

Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.

Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом,

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любим.

Он на свете не один!

О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей).

Каждый ребенок при рождении имеет право на имя, право жить в семье, право учиться, отдыхать, право на получение медицинской помощи и право на безопасные условия жизни.

Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей.

Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении.

У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей).

Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя.

У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами).

Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.

Воспитатель.

Дети имеют право на воспитание в семье.

В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица гласит: «В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Дерево держится корнями, а человек семьей.

На что и клад, когда в семье лад.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.

Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.

Дети имеют право на медицинскую помощь.

Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.

Физкультминутка

Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за воспитателем).

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Молодцы, ребята!

Воспитатель. Дети имеют право на бесплатное образование.

Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.

Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).

Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.



Просмотров