Автономное учреждение (порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации). Методические рекомендации по созданию муниципальных организаций и передаче им муниципального имущества Как создать государственное автономное учреждение

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

2. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3. Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.

4. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

5. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

6. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

7. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

8. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

9. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

10. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.

11. Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Автономное учреждение предоставляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

13. Автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

1) устав автономного учреждения, в том числе внесенные в него изменения;

2) свидетельство о государственной регистрации автономного учреждения;

3) решение учредителя о создании автономного учреждения;

4) решение учредителя о назначении руководителя автономного учреждения;

5) положения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

6) документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;

7) план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

8) годовая бухгалтерская отчетность автономного учреждения;

9) аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения.

1. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

2. Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.

3. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

4. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

5. Условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

6. Кроме указанных в части 2 настоящей статьи заданий учредителя и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

7. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе.

Создание автономного учреждения

Создание автономного учреждения

1. Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

2. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

3. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.

4. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни.

5. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия для принятия решения о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения. Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования могут определяться перечни государственных или муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению.

6. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее государственное или муниципальное учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Данное предложение подготавливается таким органом по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.

7. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, представленное в предусмотренной Правительством Российской Федерации форме, должно содержать:

1) обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг;

2) сведения об одобрении изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения при наличии такого органа;

3) сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении соответствующего государственного или муниципального учреждения;

4) сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения;

5) иные сведения.

8. Порядок рассмотрения предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных или муниципальных учреждений определяется Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.

9. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать:

1) сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения;

2) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;

3) перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.

10. Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

11. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением.

12. Созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному учреждению, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и переоформление иных разрешительных документов.

13. В случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

14. Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.

Автономное учреждение может быть реорганизовано в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме:

1) слияния двух или нескольких автономных учреждений;

2) присоединения к автономному учреждению одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;

3) разделения автономного учреждения на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности;

4) выделения из автономного учреждения одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.

3. Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника.

4. Автономное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни.

5. Бюджетное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом:

1) Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Ликвидация автономного учреждения

1. Автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Требования кредиторов ликвидируемого автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть обращено взыскание.

3. Имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения.

мероприятий по созданию муниципального автономного учреждения культуры

путем изменения типа существующего муниципального учреждения культуры

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель за осуществление мероприятия

Срок реализации мероприятия

Результат реализации мероприятия

2.Предложение муниципального учреждения культуры «Сельский дом культуры «Подмосковье» о целесообразности создания муниципального автономного учреждения культуры «Сельский дом культуры «Подмосковье» путем изменения типа существующего муниципального учреждения культуры «Сельский дом культуры «Подмосковье»

3. Подготовка трехлетнего плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения

декабрь 2009г

декабрь 2009г.

1.Письмо руководителя муниципального учреждения в адрес учредителя о согласии осуществить изменение типа учреждения в форму муниципального автономного учреждения

2. выписка из протокола коллективного собрания о согласии осуществить изменение типа

3. Трехлетний план финансово-хозяйственной деятельности учреждений

Заполнение формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001г. № 000«Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»)

Управление социальной политики

декабрь 2009 г.

Сведения согласно форме предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения

Определение перечня особо ценного движимого имущества , передаваемого муниципальному автономному учреждению

(Передача муниципальному автономному учреждению особо ценного имущества (КУИ) – сверить перечень в балансе и в КУИ)

1.Руководитель действующего муниципального учреждения;

2. Управление социальной политики

3. Комитет по управлению имуществом городского поселения Пироговский

декабрь 2009г.

Перечень особо ценного движимого имущества, передаваемого муниципальному автономному учреждению

Рассмотрение вопроса о возможности создания автономного учреждения (решение)

Управление социальной политики

В 3х-дневный срок

Письмо о возможности (об отказе) перевода в муниципальное автономное учреждение

Подготовка предложения о создании муниципального автономного учреждения

Управление социальной политики

в течение двух недель с момента поступления письма от муниципального учреждения о возможности создания муниципального автономного учреждения

Предложение о создании автономного учреждения

1. Разработка проекта Постановления администрации городского поселения Пироговский о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения,

2.Постановление администрации городского поселения Пироговский о создании муниципального автономного учреждения «Сельский дом культуры «Подмосковье»

3. Решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества и закреплении указанного имущества за МАУ

Управление социальной политики

В течение 10 рабочих дней после принятия решения

За 2 месяца до регистрации муниципального автономного учреждения культуры

Постановление администрации городского поселения Пироговский о создании автономного учреждения

Закрепление особо ценного движимого имущества

Уведомление об изменения типа существующего муниципального учреждения культуры «сельский дом культуры «Подмосковье» в СМИ («Вестник»)

Руководитель муниципального учреждения

После подписания Постановления о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения

Дважды с периодичностью один раз в месяц помещать в средствах массовой информации уведомление об изменения типа существующего муниципального учреждения культуры

Публикация

Подготовка новой редакции Устава муниципального автономного учреждения культуры «Сельский дом культуры «Подмосковье» (внесение изменения)

Руководитель муниципального учреждения

декабрь 2009г.

управление правового обеспечения деятельности Администрации и муниципальной службы городского поселения Пироговский

декабрь 2009г.

Трудовой договор

Регистрация изменения в Уставе учреждения в налоговом органе

Руководитель муниципального учреждения

Регистрация Устава

Подача заявления на УСНО (упрощенная система налогообложения)

Руководитель муниципального учреждения

Передача документов в регистрационную палату для изменения свидетельства о регистрации права

Оплата госпошлины Подача заявления форма № 000, заверенная нотариально устав постановление Бланк сообщения из СМИ

Руководитель муниципального учреждения

При наличии договора оперативного управления , акта о передаче имущества в муниципальное учреждение и дополнительного соглашения КУИ с учреждением измененного типа

Изменение кодов в статистике

Руководитель муниципального учреждения

Открытие счета в банке

Руководитель муниципального учреждения

3 ноября 2006 г. приняты Федеральные законы, регламентирующие вопросы создания и функционирования автономных учреждений:

Федеральный закон N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ);

Федеральный закон N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных (бюджетных) учреждений" (далее - Закон N 175-ФЗ).

Согласно Закону N 174-ФЗ , созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником.

Автономное учреждение распоряжается с согласия собственника недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником. Остальным своим имуществом (в том числе недвижимым) автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества. Субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения собственник имущества не несет.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности автономного учреждения. Автономные учреждения являются хозяйственно самостоятельными, в отличие от бюджетных, у которых доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ).

Автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов как бюджетное учреждение. Оно будет получать задание учредителя и осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ). Финансируется такая деятельность из соответствующего бюджета в форме субсидий, субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом.

Из анализа положений Закона можно сделать вывод, что автономное учреждение представляет собой сложную конструкцию - это не новая организационно-правовая форма, а новый тип юридического лица. Автономное учреждение, как и бюджетное, выполняет социально значимые функции (образование, наука, культура и др.), но в то же время наделяется по сравнению с бюджетным учреждением гораздо более широкой финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью. Это своего рода "гибрид", сочетающий в себе признаки некоммерческой и коммерческой организаций.

С чего начать?

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного либо муниципального учреждения. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативно-правовым актом Президента РФ. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования. Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

Учредителями автономного учреждения являются: Российская Федерация - в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; субъект РФ - в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; муниципальное образование - в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Автономное учреждение может иметь только одного учредителя.

В случае если иное не установлено федеральными законами или нормативно-правовым актом Президента РФ, функции и полномочия учредителя автономного учреждения, предусмотренные Законом N 174-ФЗ, осуществляются:

Федеральным органом исполнительной власти - в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом Правительством РФ;

Исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

Органом местного самоуправления - в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией.

Устав автономного учреждения

Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем. Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения: наименование автономного учреждения, включающее в себя слова "автономное учреждение" и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества; место нахождения автономного учреждения; сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения; предмет и цели деятельности автономного учреждения; исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения; структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов; иные предусмотренные федеральными законами сведения.

Документы для создания АУ

Документы, которые должны представить учредители при создании автономного учреждения:

Решение об инициативе учреждения автономного учреждения;

Перечень основных видов деятельности;

Количественный и кадровый состав специалистов и работников учреждения;

Трехлетний финансовый план учреждения;

Обоснование потребностей в дополнительном имуществе или средствах на его приобретение (создание);

План развития учреждения не менее чем на ближайшие три года.

Финансирование автономных учреждений

Автономные учреждения финансируются в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ: финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. В ст. 2 Закона N 174-ФЗ определено, что автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.

Как видно из приведенных статей Закона N 174-ФЗ, автономные учреждения (АУ) обладают существенно большей экономической и финансовой самостоятельностью по сравнению с бюджетными учреждениями. Для обеспечения финансовой стабильности работы образовательного учреждения при повышении его самостоятельности предполагается ежегодная разработка трехлетнего финансового плана (сквозное финансовое планирование).

Подготовку проекта трехлетнего финансового плана образовательного учреждения должна осуществлять планово-финансовая служба (ПФС). ПФС обобщает полученную информацию и представляет в установленный срок проект трехлетнего финансового плана финансовому директору, который последовательно направляет его на рассмотрение всем органам автономного учреждения, отвечающим за финансовую политику АУ, включая наблюдательный совет. Проект финансового плана подлежит одобрению на каждой стадии согласования. В случае наличия замечаний проект финансового плана должен возвращаться на доработку ПФС вместе с протоколом разногласий. После окончательного одобрения проекта финансового плана он направляется учредителю автономного учреждения. Финансовый план на первый год из трех плановых лет рассматривается как годовой финансовый план. В процессе ежегодного трехлетнего финансового планирования осуществляется корректировка плановых показателей на второй и третий годы предыдущего плана.

Возможные риски

Главный риск - риск "новизны": автономное учреждение является новой разновидностью юридических лиц, поэтому правовое регулирование его статуса в настоящий момент характеризуется рядом пробелов и противоречий. Например, практически отсутствует практика применения норм Закона об автономных учреждениях. Необходима детальная проработка вопросов финансирования, и сегодня федеральные министерства готовят методики формирования задания учредителя для автономного учреждения. Неясны до конца статус автономного учреждения в бюджетных правоотношениях, правовое положение его имущества и ряд других вопросов. Существует и риск утраты гарантированного бюджетно-сметного финансирования, заключающийся в том, что государство, по сути, предлагает автономным учреждениям попробовать себя "в свободном плавании" в рыночных условиях, конкурентной среде при сохранении минимального финансирования "по заказу" на основе задания учредителя. Основные опасения связаны с тем, что стержневой идеей такого преобразования является снятие с государства обязанности гарантированного финансирования автономных учреждений на основе сметы доходов и расходов и субсидиарной ответственности государства по их обязательствам. Это может, например, привести к реальному ухудшению ситуации с предоставлением доступных и качественных образовательных услуг, гарантированных Конституцией РФ, а также к нарушениям прав работников и обучающихся.

При применении Закона N 174-ФЗ необходимо иметь в виду, что создаваемые в системе образования государственные и муниципальные автономные образовательные учреждения с учетом ряда особенностей полностью будут подпадать под действие отраслевого законодательства, то есть законодательства РФ в области образования, а на работников и обучающихся этих учреждений должны распространяться те же социальные льготы и гарантии, что и на работников и обучающихся существующих государственных и муниципальных учреждений. Однако при этом не исключено, что на практике возможно возникновение проблем с реализацией этих льгот и гарантий в автономных учреждениях по различным причинам.

К числу обязательных требований к содержанию предложения о создании автономного учреждения отнесены, в частности: обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг.

Итоги и выводы

Итак, автономное учреждение - новый тип учреждений, введенный в законодательство в соответствии с Законом N 174-ФЗ. Автономное учреждение, как и бюджетное, остается государственным или муниципальным, то есть его форма собственности не изменяется. В то же время автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов, как бюджетное. Оно будет получать задание учредителя и осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ). Финансируется такая деятельность из соответствующего бюджета в форме субсидий, субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом.

ПО СОЗДАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И ПЕРЕДАЧЕ ИМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

научный центр государственного и муниципального управления »)

1. Создание муниципальных организаций, основанных на праве хозяйственного ведения

2. Создание муниципальных организаций, основанных на праве оперативного управления

2.2. Муниципальное бюджетное учреждение

2.3. Муниципальное автономное учреждение

1. Создание муниципальных организаций, основанных на праве хозяйственного ведения

При создании муниципальных организаций, основанных на праве хозяйственного ведения (см. подраздел «Муниципальное имущество») сразу же проявляются особенности участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях и распоряжения публичной собственностью: на праве хозяйственного ведения создаются только унитарные предприятия , а в форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Поэтому, рассматривая вопрос о таком способе распоряжения муниципальным имуществом, как передача его в хозяйственное ведение, мы, в сущности, говорим о создании муниципальных предприятий и должны оценить целесообразность их создания с точки зрения эффективности этого способа распоряжения муниципальным имуществом.

Надо иметь в виду, что после создания муниципального унитарного предприятия и закрепления за ним имущества на праве хозяйственного ведения, органы местного самоуправления утрачивают право распоряжения таким имуществом, хотя и само муниципальное предприятие распорядиться закрепленным имуществом без согласия органов местного самоуправления не может. «Возвращение» органам местного самоуправления права распоряжения имуществом, ранее закрепленным на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием, возможно лишь в случае принятия решения о реорганизации или ликвидации предприятия , но это уже другая проблема.

Вообще говоря, право хозяйственного ведения – очень специфическое право, поскольку ни собственник имущества (муниципальное образование) ни фактический его владелец (муниципальное предприятие) самостоятельно распоряжаться закрепленным на этом праве имуществом не могут, даже если в этом есть необходимость, а достижение между ними согласия далеко не всегда возможно. Это еще раз говорит о том, что к вопросу о создании муниципальных предприятий надо подходить очень внимательно.

Основные положения об унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, содержатся непосредственно в Гражданском кодексе. Выделим из них те, которые имеют отношение к нашей теме.

Прежде всего, унитарное предприятие, как и всякое другое предприятие, является коммерческой организацией , то есть имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Эта цель, очевидно, не может служить целью деятельности органов местного самоуправления, однако, во-первых, часть прибыли может изыматься в доход местного бюджета ; во-вторых, и это главное, органы местного самоуправления несут ответственность не только за предоставление бюджетных услуг, но и за организацию предоставления населению ряда услуг и производство работ по коммерческим ценам (тарифам), в состав которых включается и прибыль, причем с учетом инвестиционной составляющей. Последнее весьма существенно, так как муниципальное образование всегда нуждается в инвестициях в инфраструктуру жизнеобеспечения. К таким услугам можно отнести жилищные и коммунальные услуги , работы по строительству и содержанию дорог и ряд других.

Следовательно, в некоторых случаях создание муниципальных предприятий и закрепление за ними муниципального имущества в хозяйственное ведение могут быть целесообразными и эффективными, но с учетом большого количества негативных сторон такого способа распоряжения муниципальным имуществом создавать муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения имеет смысл только тогда, когда соответствующий сектор рынка не развит.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Это положительный момент, способствующий сохранению имущества в муниципальной собственности . В принципе это и есть суть термина «унитарное предприятие»: один собственник (создатель, учредитель предприятия), неделимое публичное имущество.

Руководитель (директор) унитарного предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом (то есть, органом местного самоуправления) и им подотчетен. Назначение руководителя унитарного предприятия собственником можно отнести к положительным сторонам, но, в общем, оно и очевидно. А подотчетность руководителя муниципального предприятия органам местного самоуправления, на самом деле, не так однозначна. Он является наемным работником и в достаточной мере защищен нормами трудового законодательства. Права на выдачу производственных заданий муниципальному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, у органов местного самоуправления не имеется. Органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль только за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. То есть, для реальной подотчетности руководителя унитарного предприятия назначившему его органу местного самоуправления необходимо заключать с этим руководителем контракт, содержащий подробное описание того, за что несет ответственность руководитель унитарного предприятия и каковы последствия этой ответственности (санкции).

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Более того, хотя собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, в случае если несостоятельность предприятия вызвана собственником имущества (из-за данных собственником указаний или иным образом определившим действия предприятия, которые привели к несостоятельности), на собственника при недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия. Иными словами, имеется большой риск потери муниципального имущества, как закрепленного за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, так и другого, особенно в случаях банкротств муниципальных предприятий, которые в настоящее время достаточно распространены.

Гражданский кодекс, как указано выше, содержит основные положения об унитарных предприятиях. Детальное регулирование соответствующих вопросов отнесено Гражданским кодексом к специальному закону. Таким законом является Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон). Рассмотрим некоторые положения этого Федерального закона.

В соответствии с ним государственное или муниципальное предприятие может быть создано в следующих случаях:

1) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

2) необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

3) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

4) необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

5) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

6) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Проанализируем эти случаи применительно к муниципальным предприятиям в той же последовательности, что и в Федеральном законе.

Имущество, приватизация которого запрещена, может находиться в муниципальной собственности, поэтому при наличии такого имущества можно рассматривать вопрос о создании муниципального предприятия, хотя имущество может быть использовано и другим способом. Например, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, для исполнения отдельных государственных полномочий, для оказания бюджетных услуг и т. п., и, соответственно, может оставаться в муниципальной казне, закрепляться на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями.

Создание муниципальных предприятий для осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам) весьма сомнительно, так как (мы уже отмечали это) предприятие – организация коммерческая. Может быть, это относится к предоставлению коммунальных услуг по минимальным ценам, но тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и так устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления вне зависимости от формы собственности. Организации и проведение закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства к вопросам местного значения отношения не имеют;

Деятельность по пунктам 3 – 6 муниципальными предприятиями осуществляться не может.

Итак, определяя возможные направления деятельности унитарных предприятий (список «закрыт»), Федеральный закон почти не оставляет возможности для создания муниципальных предприятий, точнее, эта возможность предельно мала и требует серьезных обоснований при принятии решения о создании муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Данный Федеральный закон уточняет и права собственника имущества унитарного предприятия, устанавливая, кроме указанного нами ранее, что собственник:

Дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

Определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

Утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

Формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

Заключает, изменяет и прекращает трудовой договор с руководителем предприятия в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами ;

Согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

Согласовывает прием на работу главного бухгалтера предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

Утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

Дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом предприятия, на совершение иных сделок;

Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;

Утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение;

Дает согласие на создание филиалов и открытие представительств предприятия;

Дает согласие на участие предприятия в иных юридических лицах;

Дает согласие в случаях, предусмотренных федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

Принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

Изымает у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

Доводит до предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

Утверждает смету доходов и расходов предприятия;

Вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законом.

Вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Сопоставим сильные и слабые стороны (преимущества и недостатки) передачи муниципального имущества в оперативное управление создаваемому муниципальному казенному предприятию в табличной форме (табл. 2).

Таблица 2.

Преимущества и недостатки передачи муниципального имущества

в оперативное управление муниципальному казенному предприятию

Преимущества

Недостатки

Право определения предмета и целей деятельности предприятия

Допускаемые законом цели создания муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, очень ограничены

Право утверждения устава предприятия

Невозможность внесения положений об участии представителя собственника в управлении предприятием

Право назначения директора (руководителя) предприятия

Право заключения, изменения и прекращения трудового договора с директором (руководителем) предприятия

Право согласования приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора

Право осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества

Право на определение порядка распределения доходов предприятия

Право утверждения сметы доходов и расходов предприятия

Невозможность распоряжения имуществом, находящимся в оперативном управлении, без согласия собственника

Право изъятия у предприятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества

Невозможность участия предприятия в иных юридических лицах без согласия собственника

Отсутствие права собственника на дачу указаний об участии предприятия в иных юридических лицах

Право определения порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Неясность в применении санкций собственником в случае недостижения показателей или неутверждения собственником отчетов и бухгалтерской отчетности. Видимо, только в судебном порядке (см. о заключении трудовых договоров с директором и главным бухгалтером)

Право утверждения показателей экономической эффективности деятельности предприятия и контроля их выполнения

Право утверждения бухгалтерской отчетности и отчетов предприятия

Право доведения до предприятия обязательных для исполнения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд

Невозможность совершения предприятием крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и других сделок в случаях, предусмотренных федеральным законом, без согласия собственника

Невозможность участия собственника в принятии решений в отношении других сделок

Право принятия решений о проведении аудиторских проверок предприятия

Неясность в применений санкций собственником. Видимо, только в судебном порядке

Право обращения в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законом

Прямо указан только судебный порядок. Прямых прав собственника в части отмены сделки не имеется.

Право истребования имущества предприятия из чужого незаконного владения

Неясность процедуры. Видимо, только в судебном порядке.

Как видно из таблицы, создание муниципального казенного предприятия и закрепление за ним имущества в оперативном управлении, с позиций собственника, имеет больше преимуществ и меньше недостатков, чем создание муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, но, как мы уже сказали, возможные случаи создания муниципальных казенных предприятий еще более ограничены, чем для муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

2.2. Муниципальное бюджетное учреждение

Согласно Гражданскому кодексу «учреждением признается некоммерческая организация , созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера». Более подробно цели деятельности некоммерческих организаций определены специальным Федеральным законом: «Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ».

Статус, цели создания учреждений, очевидно, наиболее близки целям, направлениям и характеру деятельности органов местного самоуправления, осуществляемым ими функциям.

Применительно к бюджетным учреждениям, собственник имущества находящегося в оперативном управлении этих учреждений:

Решает вопросы создания учреждения, определения предмета и целей их деятельности, их реорганизации и ликвидации;

Определяет назначение имущества;

Дает задания учреждениям;

Вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на приобретение этого имущества;

Вправе распорядиться изъятым имуществом по своему усмотрению.

Бюджетные учреждения, в свою очередь, не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества.

На имущество, закрепленное за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, а также не имущество, приобретенное им за счет средств, выделенных по смете, не может быть обращено взыскание . Взыскание может быть обращено только на денежные средства бюджетного учреждения, при недостаточности которых субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником и осуществляют операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.

Специального федерального закона, регулирующего вопросы создания, деятельности реорганизации и ликвидации бюджетных учреждений не имеется. В их отношении могут применяться отдельные нормы Федерального закона от 01.01.2001 г. «О некоммерческих организациях», касающиеся всех форм таких организаций. Исходя из этих норм, иногда по их контексту, учредитель (собственник имущества бюджетного учреждения):

Принимает решение о создании учреждения;

в) имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом);

г) средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

д) доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно;

11) финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения;

12) учредитель вправе устанавливать ограничения на отдельные виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности общеобразовательного учреждения.

С учетом всего сказанного (имея в виду и прямо установленные в отношении бюджетных учреждений положения законодательства и вытекающие из других положений), составим таблицу преимуществ и недостатков закрепления муниципального имущества в оперативном управлении за бюджетными учреждениями (табл. 3).

Таблица 3.

Преимущества и недостатки

передачи муниципального имущества

в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению

Преимущества

Недостатки

Право определения предмета и целей деятельности учреждения

Право регулирования отношений между собственником и учредителем, не урегулированных уставом, договором

Право назначения руководителя учреждения или определения иного порядка его назначения

Возможности внесения необходимых собственнику условий трудовых договоров ограничены трудовым законодательством

Право заключения, изменения и прекращения трудового договора с руководителем учреждения

Право определения назначения имущества учреждения

Право осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего учреждению имущества

Отсутствие у учреждения права распоряжения имуществом

Отсутствие у учреждения права совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за ним, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению его собственником

Право изъятия у учреждения излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества

Право собственника на распоряжение изъятым у учреждения имуществом по собственному усмотрению

Невозможность участия учреждения в иных юридических лицах без согласия собственника

Невозможность обращения взысканий на имущество учреждения

Субсидиарная ответственность собственника по обязательствам учреждения при недостаточности у последнего собственных средств

Право дачи заданий учреждению

Финансирование деятельности учреждения собственником в соответствии с договором

Полное или частичное финансирование учреждения собственником

Право установления нормативов финансирования учреждения

Право утверждения сметы доходов и расходов учреждения

Возможность финансирования деятельности учреждения из других источников (кроме бюджета)

Итак, основным недостатком закрепления муниципального имущества на праве оперативного управления за создаваемыми муниципальными бюджетными учреждениями, является необходимость их полного или частичного финансирования за счет средств местного бюджета. Однако цели и направления деятельности муниципальных бюджетных учреждений в наибольшей мере соответствуют целям и направлениям деятельности органов местного самоуправления, исполняемым этими органами функциям, а возможности влияния на деятельность бюджетных учреждений по сравнению с возможностями влияния на деятельность муниципальных унитарных предприятий максимально широки.

2.3. Муниципальное автономное учреждение

Законодательное закрепление автономных учреждений, как особой формы учреждений произошло сравнительно недавно (в 2006 г.) и на практике эти учреждения не получили еще распространения, в том числе и по причинам наличия пробелов в законодательстве, без устранения которых они не могли быть созданы.

К особенностям автономного учреждения относится то, что оно «отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества , закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения». Особо ценным движимым имуществом является то имущество, без которого осуществление автономным учреждением уставной деятельности будет существенно затруднено, а порядок отнесения движимого имущества к особо ценному устанавливается Правительством Российской Федерации. Отсутствие в течение длительного времени названного порядка и послужило препятствием для создания автономных учреждений.

Вопросы создания и деятельности автономных учреждений регулируются специальным Федеральным законом от 01.01.2001 г. «Об автономных учреждениях». Выделим положения названного Федерального закона, касающиеся оценки целесообразности создания муниципальных автономных учреждений с точки зрения эффективности такого способа распоряжения муниципальным имуществом, как передача его в оперативное управление этим учреждениям.

Согласно Федеральному закону автономное учреждение создается муниципальным образованием «для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий … органов местного самоуправления в сферах … образования, здравоохранения, культуры, … физической культуры и спорта, а также в иных сферах». Как видно из приведенного положения, цели и направления деятельности муниципального автономного учреждения совпадают с целями и направлениями деятельности органов местного самоуправления.

Предмет и цели деятельности муниципального автономного учреждения определяются федеральными законами и уставом, который утверждается учредителем – уполномоченным органом местного самоуправления.

Деятельность муниципального автономного учреждения является максимально открытой, так как оно обязано ежегодно опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества, а также обеспечивать открытость и доступность следующих документов:

Устав автономного учреждения, в том числе внесенные в него изменения;

Свидетельство о государственной регистрации автономного учреждения;

Решение учредителя о создании автономного учреждения;

Решение учредителя о назначении руководителя автономного учреждения;

Положения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

Документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;

План финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

Годовая бухгалтерская отчетность автономного учреждения;

Аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения.

Муниципальное автономное учреждение может выступать учредителем (участником) других юридических лиц только с согласия собственника.

Орган местного самоуправления, являющийся учредителем муниципального автономного учреждения, вправе устанавливать задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и обязан финансировать выполнение задания на условиях и в порядке, определенными местной администрацией, а также финансировать развитие учреждения в рамках утвержденных программ. При этом в случае сдачи в аренду (с согласия учредителя) недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных учредителем на приобретение такого имущества средств, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Кроме заданий учредителя и других обязательств, муниципальное автономное учреждение вправе по своему усмотрению выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату. Доходы муниципального автономного учреждения от его деятельности поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения уставных целей; собственник имущества не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за учреждением имущества.

Создание муниципального автономного учреждения также имеет свои особенности. Оно может быть создано в обычном порядке – путем его учреждения на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, но может быть создано и путем изменения типа существующего муниципального учреждения. В последнем случае решение принимается по инициативе либо с согласия муниципального учреждения (т. е., в любом случае с согласия сторон), но не должно повлечь ограничения конституционных прав граждан (на получение бесплатного образования, на участие в культурной жизни и т. п.). Это означает, что виды деятельности муниципальных автономных учреждений ограничены сферами, где услуги предоставляются на платной основе. Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией могут определяться перечни муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению. Создание муниципального автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения не является его реорганизацией, следовательно, не имеется необходимости проведения реорганизационных процедур.

Немаловажным обстоятельством при принятии решения о создании муниципального автономного учреждения, является то, каким образом осуществляется управление этим учреждением. Вопросы управления автономным учреждением урегулированы в главе 3 Федерального закона. В соответствии с ней:

Структура, компетенция, порядок формирования, сроки полномочий и порядок деятельности органов муниципального автономного учреждения определяются уставом учреждения; то есть, фактически, учредителем (органом местного самоуправления);

В структуру органов автономного учреждения входят наблюдательный совет, руководитель и иные предусмотренные федеральными законами и уставом органы (общее собрание (конференция) работников учреждения, художественный совет и т. п.); в составе ряда этих органов, очевидно, могут быть представители учредителя, например в составе наблюдательного совета;

Создание и ликвидация филиалов автономного учреждения, открытие и закрытие его представительств не могут осуществляться без одобрения (согласия) учредителя;

Назначение руководителя муниципального автономного учреждения и прекращение его полномочий, заключение и прекращение с ним трудового договора осуществляется учредителем-органом местного самоуправления (если для организаций соответствующей сферы деятельности не предусмотрен иной порядок);

В состав наблюдательного совета автономного учреждения включаются представители общественности;

Крупные сделки совершаются с одобрения наблюдательного совета автономного учреждения;

Крупная сделка, совершенная с нарушением требования, отмеченного в предыдущем абзаце, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя;

Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки, совершенной с нарушением указанного выше требования;

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с одобрения наблюдательного совета учреждения или (в установленных случаях) учредителем;

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением указанного в предыдущем абзаце требования, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя;

Заинтересованное лицо, нарушившее указанное выше требование, несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность; такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся заинтересованным лицом, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.

Суммируем вышесказанное и представим его в табличной форме (табл. 4), выделив, как и в предыдущих случаях, преимущества и недостатки создания муниципальных автономных учреждений и закрепления за ними имущества как способа распоряжения муниципальным имуществом.

Таблица 4.

Преимущества и недостатки

передачи муниципального имущества в оперативное

управление муниципальному автономному учреждению

Преимущества

Недостатки

Право определения предмета и целей деятельности учреждения, полное соответствие предмета и целей деятельности целям и направлениям деятельности органов местного самоуправления

Деятельность может осуществляться только в тех сферах, где не затрагиваются конституционные права граждан на получение бесплатных услуг

Право установления ограничений на предпринимательскую и иную, приносящую доход, деятельность учреждения

Право утверждения устава учреждения

Открытость деятельности учреждения для всех заинтересованных лиц, доступность и открытость основных документов

Право назначения руководителя учреждения и прекращения его полномочий (если для данной сферы деятельности законодательством не предусмотрен другой порядок), заключения и прекращения с ним трудового договора

Возможности внесения необходимых собственнику условий трудовых договоров ограничены трудовым законодательством

Право определения структуры, компетенции, порядка формирования, порядка деятельности органов учреждения

Право включения в состав органов учреждения представителей органов местного самоуправления

Право включения в состав органов учреждения представителей общественности

Невозможность создания и ликвидации филиалов учреждения, открытия и закрытия его представительств без согласия учредителя

Невозможность заключения крупных сделок без одобрения наблюдательного совета

Возможность признания крупной сделки, совершенной без одобрения наблюдательного совета, недействительной

Конкретная финансовая ответственность руководителя учреждения за убытки, понесенные в результате совершения крупной сделки, совершенной без одобрения наблюдательного совета

Невозможность совершения сделки, в которой имеется заинтересованность, без одобрения наблюдательного совета или учредителя

Возможность признания сделки, в которой имеется заинтересованность и заключенной без одобрения наблюдательного совета, недействительной

Осуществляется только в судебном порядке

Конкретная финансовая ответственность заинтересованного лица или руководителя учреждения за убытки, понесенные в результате совершения сделки, в которой имеется заинтересованность, совершенной без одобрения наблюдательного совета

Право дачи задания учреждению

Отсутствие необходимости финансировать деятельность учреждения, за исключением деятельности по исполнению задания учредителя и программ развития учреждения

Необходимость финансирования исполнения заданий учредителя, программ развития учреждения, отсутствие права собственника на получение доходов от деятельности учреждения и использования закрепленного за ним имущества

Отсутствие необходимости финансирования содержания имущества, сдаваемого в аренду

Необходимость финансирования содержания имущества, используемого для исполнения заданий учредителя

Невозможность для учреждения сдачи в аренду недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, без согласия учредителя

Отсутствие ответственности по обязательствам учреждения

Невозможность обращения взыскания на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные учредителем или приобретенные учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества

Ответственность учреждения по обязательствам всем остальным принадлежащим ему имуществом

Отсутствие возможности у учреждения распоряжения недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленных за ним учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества

Право учреждения самостоятельно распоряжаться всем остальным имуществом

Право принятия решения об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества

Только в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Невозможность для учреждения выступать учредителем (участником) в других юридических лицах без согласия учредителя

Отсутствие у собственника права на дачу указаний об участии учреждения в иных юридических лицах

В целом можно сказать, что основными преимуществами создания муниципальных автономных учреждений являются отсутствие необходимости финансировать значительную часть их деятельности и возможность органов местного самоуправления в определенных формах непосредственно участвовать в управлении этими учреждениями, а также обеспечивать гарантии сохранности и отдельных видов движимого имущества. Основной недостаток – некоторое ограничение сфер деятельности автономных учреждений. В тех же сферах, где могут осуществлять свою деятельность муниципальные автономные учреждения, у них имеется больше преимуществ, чем у бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий.

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 01.01.2001 г. , ст. 113

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 01.01.2001 г. , ст. ст. 113, 114

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 01.01.2001 г. , ст. 50

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 01.01.2001 г. , ст. 56

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 8

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 17

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст. 20

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О некоммерческих организациях», ст. 2

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 01.01.2001 г. , ст. 296

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.01.2001 г. № 45

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 01.01.2001 г. , ст. 120

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 01.01.2001 г. , ст. 120

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 01.01.2001 г. , ст. 161

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О некоммерческих организациях», ст. 13

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О некоммерческих организациях», ст. 14

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «О некоммерческих организациях», ст. 13.1

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 01.01.2001 г. , ст. 120

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 01.01.2001 г. , ст. 120

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «Об автономных учреждениях», ст. 3

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «Об автономных учреждениях», ст. 2

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «Об автономных учреждениях», ст. 7

Федеральный закон от 01.01.2001 г. «Об автономных учреждениях», ст. 2

1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

2. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3. Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства.

3.2. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке , установленном Федеральным казначейством.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

3.4. Проведение кассовых операций со средствами автономных учреждений, которым открыты лицевые счета в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, осуществляется от имени и по поручению указанных учреждений территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в порядке , установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в пределах остатка средств, отраженных на соответствующем лицевом счете.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.5. Счета, открываемые территориальным органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, поступающими автономным учреждениям, обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации, кредитными организациями без взимания платы.

3.6. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.7. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитываются на открытых им в соответствии с частью 3 настоящей статьи счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи , или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетного кодекса Российской Федерации, после проверки документов, подтверждающих подлежащие возмещению кассовые расходы, в порядке , установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи .

(см. текст в предыдущей редакции)

3.8. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3.9. Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также средства, поступающие этим учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, учитываемые на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований соответственно.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.10. Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, соответствия требованиям, установленным частью 3.11-1 настоящей статьи, и соответствия содержания данных операций целям предоставления субсидий и бюджетных инвестиций в порядке , установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.11-1. Автономные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

3.12. Автономные учреждения осуществляют в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

3.13. Финансовое обеспечение осуществления автономными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

3.14. Операции со средствами, осуществляемые автономными учреждениями в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами местной администрации муниципального образования, от имени и по поручению соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, и операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств.

3.15. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении автономным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными автономными учреждениями, автономными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными автономными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.16. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, поступающих автономному учреждению в рамках обязательного медицинского страхования, используются в очередном финансовом году на те же цели.

3.17. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.18. Остатки средств, предусмотренные частью 3.17 настоящей статьи, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.19. Обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" для бюджетных учреждений.

3.19-1. Установить, что остатки средств федеральных автономных учреждений, автономных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, на счетах территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов указанных субъектов Российской Федерации, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами данных автономных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации с их возвратом на счета, с которых они были ранее перечислены в соответствии с настоящей частью, в том числе в целях исполнения расчетных документов, представленных автономными учреждениями, указанными в настоящей части, в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы указанных субъектов Российской Федерации в сроки, предусмотренные частью 3.21 настоящей статьи, в порядке, установленном соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами указанных субъектов Российской Федерации.

3.20. Установить, что остатки средств автономных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, за исключением остатков средств автономных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации и указанных в части 3.19-1 настоящей статьи, на счетах территориальных органов Федерального казначейства (открытых в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи), финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами автономных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации с их возвратом на счета, с которых они были ранее перечислены в соответствии с настоящей частью, в целях исполнения расчетных документов, представленных автономными учреждениями, указанными в настоящей части, в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы указанных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сроки, предусмотренные



Просмотров