Paper, Please: прохождение и варианты концовок. Рецензия на Papers, Please

Время от времени на игровых системах появляются уникальные проекты, игровой процесс которых кажется монотонным, иногда скучным, да и нацелен он далеко не на массовую аудиторию. И вот, одна из таких игр добралась до портативной системы PlayStation Vita - симулятор государственного служащего на новом КПП тоталитарного государства Арстотцка, Papers, Please . Казалось бы, чем может захватывать роль сотрудника контрольно-пропускного пограничного пункта в типичной атмосфере антиутопии и давления? Тем не менее, эта игра вышла одним из самых захватывающих мобильных проектов.


Мы берём на себя роль обычного человека, поступившего на государственную службу благодаря победе в октябрьской лотерее рабочих мест. На дворе 1982 год, холодный октябрь, который оставит вечный след на жизни нашего героя и его семьи, причём то, каким этот след будет, полностью зависит от нашей с вами внимательности. В первую очередь от неё. Как и в любом тоталитарном государстве реального мира, если человек грамотно и своевременно выполняет поставленные перед ним инструкции, он не столкнутся с проблемами. Разве что не сможет ежедневно оплачивать отопление, еду, лекарства…

Потому что мы по жизни победители, правда, друзья?


Игровой процесс Papers, Please очень минималистический, но Лукас Поуп, разработчик игры, сумел сделать его невероятно насыщенным, чему способствует ежедневное усложнение, появление новых проверочных процедур, правил и условий. Сперва нам нужно просто проверять паспорта людей, желающих пересечь границу и ступить на землю великой Арстотцки. Для пересечения они предъявляют свои документы, а наша с вами задача - проверить и определить их подлинность. Нужно свериться со сводом инструкций, проверить место выдачи паспорта, пол, фотографию, срок действия. Вначале всё просто, в первый день пропускаем только граждан Арстотцки, остальных отправляя вон.

На следующий день задача усложняется, Министерство Въезда позволяет пропускать иностранцев, но только после тщательной проверки их данных. Нужно удостовериться, что паспорт подлинный, фотография и пол соответствуют тому человеку, которого мы видим в окошке, а место выдачи паспорта не противоречит стране его получения. Третий день привносит новую трудность - Арстотцка усилила режим контроля и теперь у иностранцев должен быть дополнительный пропуск, в котором указана цель пребывания на территории нашего великого государства, время этого пребывания, имя и фамилия гражданина, серия его паспорта и срок действия.

Джорджи - это один из самых забавных персонажей в игре. Да, некоторые герои будут возвращаться на КПП по разным причинам. А некоторые и взрывать себя. Арстотцка то и дело подвергается атакам террористов, спонтанным или спланированным.


Теперь выявлять недобросовестных шпиёнов и прочих потенциальных врагов режима стало одновременно и сложнее, и интереснее. А в чём-то даже проще. В силу вступают новая механика - возможность указать на несоответствие с правилами и обратиться напрямую к гражданину. Это нужно в случае, если иностранец подаёт нам только паспорт или только пропуск, тогда мы указываем на правило в уставе и на пустой стол, а затем нажимаем на микрофон. Помню, когда проходил проект на iPhone, первое время постоянно путался во всех этих сверках при помощи специального режима проверки данных, но затем привык. Главное помните, что, переключившись в него (красный значок со знаком восклицания (!) в правом нижнем углу), вы можете выделять едва ли не каждую надпись и объект в документах, окошко с гражданином и стол. При этом каждое следующее выделение становится основным. То есть, нельзя, скажем, выбрать дату рождения и потом прыгать вторым концом «сравнительной цепочки» по разным позициям. Нужно выбирать две конкретных позиции, которые вы хотите сравнить, последовательно, одну за другой.


Забавно вышло, когда я проходил проект на PlayStation Vita, то успел забыть про один важный параметр, требующий внимательности, и получил выговор (без штрафа) - рост. В четвёртый день Министерство Въезда ужесточает правила пересечения границы и требует от граждан Арстотцки иметь при себе специальное удостоверение, помимо основного паспорта. В этом удостоверении фигурирует параметр «рост» - чтобы его проверить, нужно посмотреть на окошко с гражданином, позади него расположена сетка роста (в метрах, с шагом в 0.1). Что ещё интересно, подлинность фото стоит определять по чертам лица, в первую очередь, а уже потом по причёске. Иногда у девушки за окном могут быть волосы чуть длиннее, чем на фото, или собраны забавный помпон на голове, которого нет на фото. Случаи редки, но имеют место быть.


Как уже говорил, с каждым днём правила пропуска становятся всё сложнее, а игра нам преподносит дополнительные сюрпризы и выборы. Так, на границе мы можем встретить семью, в которой у жены нет пропуска, только паспорт. Но её муж совершенно чист и просит нас отнестись с пониманием, поскольку они с женой являются политическими беженцами из своего государства. В случае возвращения их ждут свинцовые подарки. Мы можем нарушить устав и пропустить женщину, или не нарушать. Наше право. Два нарушения в день позволяются Министерством Въезда, но третье и каждое последующее будет не просто письменным предупреждением, а штрафом.

Штрафы - это то, чего совершенно нельзя допускать в этой игре, иначе вы очень быстро завершите жизнь на пропускном пункте. Вы не сможете оплачивать счета, кормить семью, обеспечивать тепло в доме и необходимые лекарства. Особенно болезненный у нашего героя сын, который 100% всегда болеет, если хоть раз не оплатить тепло или провизию. Иногда он заболевает даже когда всё оплачено, мелкий засранец.


В начале каждого рабочего дня мы читаем газету, в которой может промелькнуть очень ценная информация. То некий подозреваемый в убийстве Винс убежал и пытается покинуть пределы своей страны, то ещё какая беда случилась. А если мы сделаем что-то важное, то в газете напишут и о нас - например, о задержании группы работорговцев по наводке одной из девушек, проходивших через КПП. Время от времени проходящие могут давать игроку взятки, мы можем принимать их и немного улучшить благосостояние своей семьи, но это может аукнуться в будущем. Взятки обычно начинают предлагать контрабандисты, которые появляются то ли с седьмого, то ли с восьмого дня - тогда же на КПП устанавливают сканер. Мы можем, в случае указа в уставе или несоответствия в документах, провести сканирование человека и обнаружить на его теле инородные предметы - оружие, наркотики, еду или что угодно.

Указав на это - переходим в режим поиска, выбираем объект контрабанды и строку в уставе о ней же - перед нами появляется кнопка ареста. Мы можем сразу вызвать конвой, или же поговорить с гражданином, прозрачно намекнув, что нам ништяки под его бедром тоже приглянулись. Словом, большинство решений на КПП зависит от внимательности и корыстности игрока, а также его расчётливости. Например, рано или поздно можно прийти к выводу, что кормить семью ежедневно не так чтобы важно, потому что чем дальше, тем более сложными становятся проверки, и тем меньше людей мы успеваем обслужить за рабочую смену. Прошедшие после 18:00 не оплачиваются, а жить-то как-то нужно! Вот такие реалии… Да. Весьма жизненные, до определённого предела.

Уже в который раз в начале рецензии приходится извиняться за неформат и оффтопик, но мимо такой игры, как Papers, please я пройти не смог. И сегодняшняя рецензия будет посвящена именно этому инди-шедевру, созданному одним-единственным человеком.

Помнится, в начале своего топа, посвященного , я долго перечислял некоторые достоинства этого жанра и его преимущества перед кинематографом. Однако один весомый плюс я всё-таки упустил. Дело в том, что компьютерные игры зачастую заставляют тебя попробовать нечто новое, вжиться в совершенно нестандартную роль и заняться непривычным делом. В Papers, Please успех формирует именно этот пункт – данная игрушка наверняка заставит геймеров пересмотреть своё отношение к доблестному труду разнообразных вахтёров, контролёров, таможенников, паспортисток и прочих мелких чинуш и бюрократов.

Но обо всём по порядку.

Действие игры разворачивается в ноябре-декабре 1982 года в пограничном городе Грестин, который (аки послевоенный Берлин) разделён между двумя странами с непроизносимыми названиями Арстоцка и Колечия. Место действия – некая альтернативная Европа, над которой незримо витает дух антиутопии имени Джорджа Оруэлла: всюду тлен и безнадёга, недавно отгремела «горячая» война, а сейчас полным ходом шурует «холодная». Страны застыли в изматывающем состоянии перманентного кризиса, всюду голод, холод, тоталитаризм, сопротивление, террористы, национализм, паранойя, депрессия, шпионы, пропаганда, контрабанда, расстрелы, нарушения прав человека, коммунизм и т.д.

И на этом празднике жизни мы играем вовсе не за супершпиона или борца с системой, а за безымянного контролёра иммиграционной службы, который целыми днями заживо гниёт в крошечной конторке контрольно-пропускного пункта и ставит визы в паспорта.

Сперва геймплей может показаться бессмысленным и примитивным, знай себе – шлёпай мокрые печати согласно инструкции и не парься. Накроет тебя через несколько дней (внутриигровых), когда ты начнёшь проникаться заботами этого затюканного клерка, который хоть и получил кусочек власти и право вершить судьбы, но всё равно остаётся лишь винтиком бездушной политической машины.

Моральных выборов в игре – вагон. Вот тебя слёзно умоляет пропустить через границу политическая беженка с просроченным паспортом – в родной стране девушку ждёт смертный приговор. Пропустить бедняжку? А вдруг это лишь проверка на благонадёжность? За человека, пропущенного безо всех положенных бумаг, можно схлопотать талон от начальства и вскоре остаться без зарплаты. Тогда уже твоя собственная семья начнёт голодать.

Вот семейная пара иммигрантов. У мужа паспорт в порядке, а у жены не хватает какой-то печати. Поставишь ли ты разрешительные визы обоим, или будешь действовать согласно устава и разрушишь семью во имя нелепых инструкций?

Перечислять все моральные капканы и нестандартные ситуации, подстерегающие беднягу-таможенника, можно очень долго. Поддельные паспорта, усложнение иммиграционных законов, террористические акты прямо на рабочем месте, просьбы друзей, приказы начальства, заманчивые взятки, сомнительные предложения и много-много разрушенных судеб, рождённых красным штампиком «DENIED» в паспорте.

В таком бешеном режиме нам нужно протянуть целый месяц, сражаясь с бумажками, временем и собственной совестью. Решения нужно принимать быстро, потому что от скорости работы зависит зарплата. Без денег семья героя долго не протянет – перемрут от холода и голода…

Твою работу периодически усложняет правительство, постоянно перетряхивающее собственную бюрократическую систему. В начале мы мониторим одни только паспорта, но вскоре к ним добавляются дипломатические удостоверения, id-карты, разрешения на въезд, карты прививок, сертификаты беженца… Число бумажек множится день ото дня, и всю эту макулатуру нужно проверять на подлинность, чтобы случайно не пропустить в страну очередного террориста, который с криком Аллах акбар взорвёт себя рядом с КПП.

Возможности персонажа тоже постоянно расширяются. После нескольких инцидентов к тебе в будку выводят кнопку вызова охраны, устанавливают сканер для поиска контрабанды и контрольные весы. А после очередного взрыва на кордоне бедному клерку и вовсе выдают табельное оружие, так что нарушителей пограничного контроля можно будет отстреливать самостоятельно. Вскоре с тобой связываются «борцы с режимом», которые начинают подкидывать задания в стиле «Проведи нашего человека через границу» или «поставь разрешительную визу вот в этот паспорт» . Помогать им или нет – решать только тебе.

Короче, дурдом множится, и через пару часов игры ты реально чувствуешь себя охреневшим от нагрузки бюрократом и даже рассуждать начинаешь также, как он. Игра всячески помогает тебе входить в роль – своё рабочее место ты контролируешь полностью, от и до. И когда перед началом рабочего дня ловишь себя на мысли, что невольно раскладываешь бумажки так, как тебе удобно – вот тут-то игра и хватает за шкирку, чтобы не отпустить до самого финала.

Концовок в игре много – целых 20 штук. Три четверти из них негативные, что лишь нагнетает БЗСХДНСТЬ. Можно попасть в тюрьму за взятки, за долги, за сотрудничество с подпольем, за неправомерные действия или просто за непослушание начальству. В тяжелых случаях отправляемся сразу на расстрел. Также можно свалить жить в другую страну (одному или с семьёй) или же остаться верной сторожевой собачкой на поводке у режима. Каждый решает сам, что ему ближе. Но самый простой способ пройти игру – это как раз безучастие. Не связываться с подпольем, не совать нос в чужие драмы, а просто следовать инструкциям из толстой книги. Любая другая линия поведения – это балансирование над пропастью, подкрепленное немалым шансом попасть в застенки местного НКВД и никогда оттуда не выйти.

Атмосфера в игре – сильнейшая, несмотря на примитивную графику, заставляющую вспомнить игры начала 90-х годов. Но даже этот визуальный минимализм выглядит как нужно, ибо создаёт совершенно особое настроение.

Ну что тут скажешь – игра роскошная и удивительная, подлинный инди-шедевр. И хотя голый игровой процесс представляет собой чистейшую головоломку на концентрацию внимания, однако подобный геймплей заставляет мозги работать на полную катушку и не надоедает благодаря постоянному изменению правил игры.

Нет, ну кто же знал, что проверять паспорта может быть так интересно? И, держа руку на тревожной кнопке, осторожно интересоваться у хмурого усача из далёкого Обристана насчет сомнительной печати в его паспорте. Сэр, а давайте-ка мы снимем отпечатки пальчиков и пробьём их по базе?

Не хочешь?

Охрана! Фас!

После того, как подозрительный усач получает прикладом в лицо, ты как ни в чем не бывало подзываешь следующего человека из очереди и произносишь сакраментальное:

«Papers, Please!»

Просто великолепно, я впечатлен. Геймдизайнер Лукас Поуп выдал настоящий независимый хит. После этой игры ты уже никогда не будешь воспринимать бюрократов так, как раньше. Ведь в Papers, Please! ты сам был одним из них, и теперь знаешь какая это собачья работа…

Рецензент: Мейн Хаус

P.S. Если кому понравилась Papers, Please, то рекомендую поиграть в ещё одну крошечную игру от Лукаса Поупа – Republia Times . Действие разворачивается в том же сеттинге, только в соседнем государстве, где мы примеряем на себя роль главного редактора местной газеты и формируем общественное мнение путём наглой пропаганды и подтасовки новостей на передовице.

__________________________________________________

Ну а на сайте sand-show.ru вы можете полюбоваться на красивейшую песочную анимацию, так называемое Песочное шоу Sand-Show – посмотреть видео, как люди рисуют потрясающие картины, используя один лишь песок.

Давайте сразу о главном. Papers, Please! — это не симулятор засевшего в туалете мужчины, выкрикивающего титульный призыв, если вы решили судить об игре по ее названию. И даже не симулятор работы паспортно-визового отдела, если прочитали ее описание. Это одновременно «Аэропорт» Артура Хэйли, все эти многочисленные истории русских классиков про «маленького человека», антибюрократическая псевдосатира Франца Кафки. Это, наконец, наш, игровой, роман-антиутопия «1984» Джорджа Оруэлла, рассказанный с помощью старенькой пиксельной графики, одноклеточной механики и большого таланта.

Ваши документики

Системные требования

Win Xp 32

CPU 1.4 Ghz

GeForce 210/Radeon X600 Series

1 GB RAM

1 GB HDD

Рекомендуемые требования

Win Xp 32

Dual-Core CPU 1.6 GHz

GeForce GT 230/Radeon HD 6550D

2 GB RAM

1 GB HDD

Однако главным источником вдохновения для Лукаса Поупа, единственного автора игры, явно была история с разделением Германии на две страны и перебежками через Берлинскую стену, чтобы воссоединиться с семьей или просто сбежать из «социалистического рая» в «капиталистический ад». Действие Papers, Please! разворачивается в стране победившего коммунизма под названием Арстоцка (Arstotzka), которая 6 лет воевала с соседней Колечией, а потом ровно пополам разделила с ней приграничный город Греспин. Мы играем за инспектора паспортно-визового отдела местной «берлинской стены», который все время сидит в своей каморке, копается в документах и решает, кому давать разрешение на въезд в Арстоцку, а кому нет.

То есть это такой интерактивный «производственный роман». Процесс одновременно прост и где-то даже утомителен: всю игру на одном и том же экране мы принимаем бумаги у людей и сверяем правильность данных. Поначалу все вроде бы легко: если в паспорте в графе «пол» указано «женщина», а в окошке напротив улыбается короткостриженный мужчина с двухнедельной щетиной, то тут явно что-то не так. Равно, как и в том случае, если срок действия паспорта истек. Потом становится все сложнее и сложнее: у иностранцев нужно требовать разрешение на въезд, затем разрешение на работу, у граждан Арстоцки — идентификационные карточки, у дипломатов — соответствующие «мидовские» бумаги.

А там — цифры, цифры, цифры, эмблемы, города и даже килограммы. Если белокурая девушка приехала из той же Колечии, но города, где вроде бы выдавали паспорт, в этой стране нет (а таких стран и городов много, нужно их все запомнить или постоянно сверяться с памяткой!), значит, мы имеем дело с подделкой. А если мужчина, местный житель, почему-то весит на 5 кг больше, чем должен, согласно его идентификационной карточке, то, возможно, он перевозит контрабанду, оружие или бомбу. Так появляются дополнительные заботы: мы должны сверять отпечатки пальцев, сканировать, задавать неприятные вопросы и даже задерживать подозрительных.

И все же основа игры — цифры, бумаги, сверки, подчеркнутая, ежедневная рутина, оправдываемая в собственных глазах лишь осознанием того факта, что она позволяет выживать тебе и твоей семье. Коммунистический строй Арстоцки в деле оплаты труда своих граждан исповедует строго капиталистические принципы: чем лучше и быстрее работаешь, тем больше получаешь. За каждого правильно пропущенного (или не пропущенного) через границу человека нам платят деньги, за каждую ошибку — сначала предупреждают, а потом штрафуют. И в конце каждого рабочего дня мы нервно подводим дебет с кредитом, гадая, хватит ли грошей, чтобы не только внести квартирную плату, но и оплатить отопление, накормить сына, маму, жену и дядю. Если семья останется без еды и тепла, то вскоре родные начнут болеть и вам придется платить за лекарства. Или не платить, но в этом случае все они быстро умрут.

Поэтому, в отличие от советских (да и российских, чего уж там!) паспортисток, здесь приходится работать быстро и в поте лица, стараясь обслужить как можно больше людей, без обедов, перекуров, чаепитий и всех этих «она вышла, сказала на пять минут, а уже полчаса как нет».

Мультипаспорт

Похожая игра уже была, называлась она , и тоже была посвящена «маленьким людям», акакиям акакиевичам, запертым в футляре серых будней, работы, семьи и нужды. Но Papers, Please! берет выше и постепенно из созерцательного «производственного романа» превращается в настоящий роман-антиутопию в духе «1984» Джорджа Оруэлла. Благо главный герой там тоже работал с бумагами.

Арстоцка ведь — это не просто парафраз ГДР, это еще и типичное «оруэлловское» тоталитарное государство, с очень похожим на эмблему Ingsoc гербом и точно такой же властью разнообразных министерств, которые за всем следят и все контролируют. Здесь есть типичные черты коммунистических (да и вообще всех тоталитарных) режимов вроде повального доносительства и охоты на «врагов народа», но нет ни намека на социализм. Заплатили за еду и медикаменты для семьи, но остались с долгами — конец игры, вы арестованы до уплаты по счету, потому что нищие этому обществу не нужны. Долгов нет, но родные умерли — опять же game over, вы уволены, потому что министерству труда нужны здоровые рабочие семьи и их крепкие руки.

Здесь нельзя даже иметь на рабочем месте фотографию сына или его детские рисунки. То есть маленький человек тут еще меньше, он приравнен к бессловесному скоту, который может только работать, дрожать, считать гроши да мечтать о том, чтобы переехать из домов 8-го класса в такие же внешне, но более просторные серые коробки 7-го класса.

И все же люди здесь не оболванены окончательно, не лишены разума, фантазий и желаний. Отсюда — огромный поток желающих покинуть доблестную Арстоцку и частые террористические атаки на границе, которые поначалу очень сильно нам мешают работать и зарабатывать: ведь из-за них сокращается рабочий день на родном КПП.

Glory to Arstotzka!

Неумолимый счетчик, отсчитывающий время до конца дня, умирающие от голода и болезней родные, штрафы, жалкие гроши, получаемые за каждого «клиента» — Лукас Поуп с очевидным злорадством превращает нас в тех забитых обстоятельствами и режимом людей, которые на все вызовы отвечают: «Моя хата с краю, дайте мне просто сидеть, починять свой примус и выживать».

А потом, продолжая свой эксперимент, автор дает нам выбор. Как и каждое произведение в жанре антиутопии, в Papers, Please! можно порвать с режимом, восстать и вырваться из его власти. Вопрос в том, захотите ли вы это сделать. Даже при том, что в отличие, например, от «пожарника», сжигавшего книги в «451 градус по Фаренгейту», мы изначально никаких иллюзий по поводу режима не испытываем.

Начинается все с каких-то мелких уколов в совесть, чтобы проверить, не зачерствела ли она совсем. Нам подводят смешного старичка, откровенно и безыскусно, чуть ли не на картонке подделывающего паспорт. Или женщину, которая слезно просит пропустить ее, потому что там за границей ее больной сын. И как бы спрашивают — ну, что сжалишься, нарушишь строгие директивы, рискнешь головой и безопасностью своей семьи?

Затем в каморку заявляются представители местного «подполья» (куда же без него в антиутопии?), просят посодействовать, что-то кому-то передать или, наоборот, не отдавать, обещают денег, помощь семье. И при желании вы можете помочь или хотя бы не выдавать их, когда с проверкой придет начальство и со значением посмотрит вам прямо в глаза. Далее начинаются и вовсе какие-то страсти с возможностью предотвратить или, наоборот, не предотвратить теракт на нашем КПП и даже убить или не убить человека. В зависимости от принятых решений появится шанс вступить в ряды «революционеров», сбежать с родней в другую страну и даже пожертвовать собой ради семьи.

Но все это — большой риск. Большинство решений, открывающих один из 20 финалов игры, ведут к преждевременному геймоверу, разорению, аресту и увольнению. И только один считается каноническим, открывающим доступ к премиальному «бесконечному» режиму игры. Вы уже догадались? Пройти игру проще, если ничего не делать, не рисковать, никуда не лезть, не нарываться на штрафы и продолжать починять свой примус, выбросив на свалку совесть и стараясь не смотреть в глаза женщине, рассказывающей про больного сына. Glory to Arstotzka!

Скажите, не хотелось ли вам когда-нибудь пожить в тоталитарном обществе? Да-да, типа Союза или, например, Третьего Рейха? Насладиться, так сказать, социализмом и милитаризацией. Хотелось? Тогда эту игру вам пропускать совершенно никак нельзя.

Казалось бы, чего такого особенного? Какая-то даже и вся идея дурацкая. Проверка документов. Ну что за бред? Согласитесь. Ни геймплея, ни сюжета. Одна нуднота. Таким и на работе часто приходится заниматься, а игра ведь должна отдых давать!

Но есть один маленький нюансик. С самых первых моментов он хватает непривычного геймера в объятия и не отпускает до последнего. Вы ведь уже догадались? Атмосфера.

Даже просто музыкальная тема в меню (с которой всё знакомство и начинается) уже внедряет стойкое желание выпрямиться и преданно взглянуть на портрет Вождя на стене. Как?! У вас нет портрета?! Быстро вешайте, а то проверяющий влепит нагоняй! Или соседи накатают жалобу! Вы что, как же так можно?!

Но, простите, я отвлекаюсь. Даже начало здесь весьма нестандартно: протагонисту просто сообщают о выигранной в "Октябрьской Лотерее Труда" должности инспектора иммиграционной комиссии на свежеоткрытой границе в неком Грештине. И сразу после ещё пары скупых сообщений нам демонстрируют приглашение отправиться на работу. Вот так вот. Краткость, говорят, - сестра таланта.

Атмосфера тоталитарной антиутопии накатывает с новой силой ровнёхонько в тот момент, когда вы понимаете, что никакого туториала не будет. Махонький бюллетень да книжечка с правилами - вся забота правительства заканчивается на них. Вертись как хочешь, а работу делай. И ещё скажи спасибо, что позволено две ошибки без штрафов.

Деньги в играют весьма значимую роль: ими вам платят за каждого обслуженного человека, их же приходится отдавать в конце дня, чтобы как-то сводить концы с концами. Арендная плата, еда для всей семьи (а вы как думали? Нужно же обеспечивать семью!), отопление, лекарства, прочие мелкие расходы... Не хватает? Легко исправимо: работайте лучше. Старайтесь. А не сможете - невелика проблема, выгонят с работы и найдут кого-то более удобного. Игрока в "Документах" (именно так переводится название - "Документы, пожалуйста") ни в грош не ставят, как и подобает настоящему коммунистическому строю. Но, вопреки всей парадоксальности этого, ваши поступки по-прежнему остаются значимыми, даже без привычных в современном игропроме подбадриваний со всех сторон и демонстраций огромной важности каждого чиха персонажа.

Какой путь вы выберете? Оставаться верным Родному Правительству, делать, что велят, "не пущать" подозрительных личностей и вообще скрупулёзно зарабатывать свои копейки, или всё же пожертвовать заработком в чью-то ещё пользу? Атмосфера ведь не заканчивается на суровой социалистической действительности. Игрок, в конце концов, не дворник какой-то, а инспектор на границе, с печатями пропуска и отказа в руках. И только от личных моральных убеждений зависит, опустится ли на визу законно положенная. Ведь визы тут - совсем не безликие бумажки. Их приносят совершенно разные люди. Проститутки, сутенёры-работорговцы, головорезы, революционеры, "подмазанные" начальством наглецы, контрабандисты и, наконец, самые обычные честные граждане - вот (притом неполный) список тех, кому придётся "отшлёпывать" паспорт.

Разумеется, бандиту с поддельными документами без раздумий нужно "ЗАПРЕТИТЬ". А что вы скажете насчёт матери-одиночки, спешащей к больному ребёнку и забывшей карточку гражданки дома? А если она покажет фотографию дитяти и будет слезно упрашивать, предлагая последние деньги?.. В такие моменты геймеру приходится ощутить на себе весь безумный вес той самой жестокой бюрократической машины, которую он, винтик, держит на своих плечах. И следовать правилам в книжечке - самый, конечно, банальный и простой, но далеко не обязательно верный выход.

Хоть большинство решений не влияют вообще ни на что, кроме количества денег в кармане и (иногда) ачивок, среди них бывают и весьма значимые. Благодаря последним можно получить ни много ни мало два десятка концовок! Хоть около половины из них и являются копиями друг друга с минимальными редакциями, число всё равно внушительно, согласитесь.

Вообще, - игра вовсе не о сюжете, концовках, экшне и прочей подобной дребедени. Вместо того главные козыри тут - уже расхваленная мной атмосфера и те самые морально тяжёлые "развилки", часто ничего не значащие в глобальной перспективе, но легко могущие оказаться очень даже важными лично для вас. Проставлением печатей и взятками они далеко не исчерпываются, кстати - это вам в деталях предстоит увидеть уж самим.

Кроме сюжетного режима имеется также бесконечный, к большому моему удивлению грациозно вписанный в тот самый сюжет. Открыть его можно, достигнув одного из удачных финалов (ну, или нагуглив нужный код, кому как больше нравится). Есть и тут три варианта + четыре разных набора правил, что в сумме даёт 12 разных комбинаций. Неплохо, совсем не плохо.

Но. Главный минус "бесконечности" вылезает очень быстро. Как ни парадоксально, абсолютно идентичный сюжетному, но сюжета лишённый, геймплей мгновенно превращается в как раз ту нудную рутину, о которой я говорил в самом начале. Да и атмосфера улетучивается, когда вы замечаете однообразие реплик (это может начаться ещё в кампании, но там далеко не так заметно в силу разнообразных интересных личностей).

В результате имеем "игру на один раз". Ну ладно, на 20 раз. Всё равно когда-нибудь надоест, а бесконечный режим привлечёт далеко не каждого. Тем не менее, "Документы" - опыт очень интересный, и испытать его стоит если не каждому, то как минимум всем, интересующимся тоталитарной эстетикой и любящим ощущение власти на кончиках пальцев.

А теперь, разобравшись с главным, давайте кратко пройдёмся по классическому набору мелочей.

Графика - ну, кому как. Вся игра ограничена одной-единственной будкой проверяющего и видом на очередь сверху, исполненными в отличном пикселарте. Анимации богаты и естественны, документы выглядят вполне неплохо, лица просителей разнообразны и реалистичны. Единственная моя, пожалуй, проблема - недостача народу моложе 30-ти в рядах клиентов. Хотя, может, так и надо - чего молодые забыли в коммунистической Арстоцке?

Звук - отлично. Хоть музыка и ограничена тремя треками (серьёзно, их там ровно три штуки), а разговоры - невнятным однообразным бормотанием, вместе всё звучит очень даже правдоподобно и в соответствии с предлагаемой игрой действительностью, удачно дополняя атмосферу. А чего ещё вам надо от звука, кроме атмосферы? И да, главная тема. Я только уж за неё готов поставить 11/10!

Система сохранений весьма оригинальна. Сюжет проходит в течении 31-го дня и записывается в соответствующем меню в виде эдакого хронологического дерева. Каждый пройденный день можно выбрать и начать с него новую ветку игры, или удалить все ветки, вырастающие из него в будущем. Так (при знании всех нюансов и умелом планировании) все 20 концовок укладываются во всего две основные ветки, например. Но есть своё ведро дёгтя и в такой, казалось бы, оригинальной и удобной системе: дерево прокручивается только зажиманием мышкой и перетаскиванием. Учитывая его длину (четыре экрана), это неслабо так начинает бесить при необходимости добраться от начала куда-нибудь ближе к концу или наоборот.

Что ещё... А, знаю, давайте поговорим о переводе. Видите ли, "из коробки" имеет кучу встроенных языков, среди которых и русский. Перевод всеохватывающий , от диалогов до спрайтов. Страны, города, однобуквенные обозначения в документах, подписи на печатях - всё это будет на русском, стоит вам только кликнуть соответствующим пунктом в меню. Единственное, что остаётся латиницей - имена, просто потому, что их в базе игры слишком много.

Но такая скрупулёзность далеко не всегда делает перевод хорошим. Почему? Потому что он откровенно неудачно передаёт многие нюансы. Хотите примеров? Пожалуйста:
"Walk to work" ("Пойти на работу"), надпись под газетой в начале каждого дня. Русский аналог - "Пора на работу". Казалось бы, вполне достойный перевод. И всё же, обратите внимание: оригинал говорит "пойти", то есть ясно указывает, что транспорта у героя никакого нет и путешествует он пешком.
"Don"t cause trouble" ("Не натворите ничего"), фраза, которой наш Инспектор прощается со всеми пропущенными не-Арстотчанами. Официальный русский вариант - "Это было просто". Простите, чего? Как эти две фразы вообще друг с другом связаны? Ну ладно уж, продолжим анализ. Оригинал просто сквозит эдаким снисходительно-флегматичным недоверием, перевод - какой-то детской радостью и самодовольством. Совсем разные впечатления вышли.
Наконец, само "Papers, Please" ("Документы, пожалуйста"), фраза, которую слышит от нас каждый вошедший в первую очередь. Перевод - "Ваши документы!". Да, с восклицательным знаком. Абсолютно аналогично предыдущему замечанию: в исходном варианте флегматичную фразу человека-которому-всё-это-уже-сто-лет-как-надоело заменили на полный энтузиазма выкрик свежего комсомольца.

Нет, я не спорю, возможно переводчики именно за таким эффектом (напр. комсомолец) и гнались, но тогда стоило придерживаться начатого вообще везде, а у них получались и вполне точно переданные реплики. В любом случае за исключением вот таких нюансов придраться не к чему: русский вариант весьма хорош. Более того, я настоятельно рекомендую пройти игру разок на английском (чтобы получить впечатление эдакой Оруэлловской Океании), на русском (привет, СССР!) и на немецком (Рейх же) для атмосферного ознакомления со всей плеядой известных тоталитарных режимов. Ценители могут также добавить в список итальянский и японский.

Заключение

Из тех инди-игр, что сделали имя всем своим товаркам. Она оригинальна, атмосферна, затягивает и оставляет неизгладимые впечатления, притом будучи простой, как арбуз, и вообще в размере не переваливая за 50 МиБ. Правда, в неё не получится играть долго: ради такого разработчику пришлось бы сделать дикий финт ушами и добавить процедурную генерацию правдоподобных диалогов для бесконечного режима. А потом переводчикам - ещё один не менее дикий финт, чтобы эту генерацию транслировать в другие языки. Так что надеяться не стоит, такого не будет.

В остальном же - шедеврально.


RANDOM_PHOBOSIS

Проконтролировать, сверить, уточнить, утвердить. Казалось бы, нет ничего скучнее монотонной работы с документами. Но за каждой бумажкой — чья-то судьба, а это значит, что вопросы жизни и смерти придётся решать обычному пограничнику.

Бюрокрафт

1982 год. Закончилась война между двумя вымышленными государствами — Арстотцкой и Колечией, а в городе, разделённом границей пополам, открыли контрольно-пропускной пункт. Тут нам и предстоит провести тридцать дней. Огромная очередь выстроилась к прекрасно нарисованной пиксельной будке инспектора: туристы, иммигранты, возвращающиеся домой сограждане, и где-то среди них — контрабандисты, шпионы, революционеры и террористы.

«Документы, пожалуйста!» — жутковато рявкает громкоговоритель. В окошко суют бумаги, задача игрока — разрешить либо запретить въезд в страну, поставив нужный штамп. Проверка в происходит согласно протоколу: трудовые мигранты обязаны представить разрешение на работу, дипломаты — соответствующую лицензию, в порядке должны быть все данные, сроки действия и печати.

Вслед за изменениями во внешней и внутренней политике родины, которые мы отслеживаем по газетным заголовкам, добавляются и правила. К примеру, обязательной становится справка о прививках, или несколько бумаг, наоборот, могут объединить в одну. Не стоит забывать и о мерах безопасности: если у гражданина вес не совпадает с указанным (или он просто из Колечии, там никому доверять нельзя), надо его просканировать — наверняка прячет наркотики или оружие. Любопытно, что иногда тайные директивы от начальства напрямую противоречат формальностям: как ни поступи, всё равно влепят штраф — и это в лучшем случае.

Из-за постоянной смены условий и разнообразия нарушений методичная бумажная работа не только не надоедает, но и загадочным образом затягивает, благо управление на удивление логично и интуитивно. И всё же игровая механика — не основное развлечение, а лишь фон, на котором разворачивается драма.

Читая документы между строк, мы изучаем мир и его обитателей, да и сами персонажи нередко делятся обрывками своих историй. Навязчивого «центрального» сюжета тут нет, вместо этого игрок по кусочкам собирает картину происходящего.

Как и в предыдущей тоталитарной антиутопии Лукаса Поупа (Lucas Pope) , бесплатной Republia Times , в главный рычаг давления на безымянного героя — тоже его семья. Подчас жалкой зарплаты не хватает даже на еду, но если не оплатить отопление, замёрзшие домочадцы могут тяжело заболеть, и тогда деньги понадобятся уже на лекарства. Это в гибель членов экипажа была событием забавным и комичным, здесь же экран подсчёта расходов ежедневно погружает игрока в пучину безысходности бытового ужаса.

Игра постоянно терзает нас мучительным выбором. Вот какой-то тип предлагает целых десять долларов за то, что мы закроем глаза на нестыковку в бумагах. Сумма серьёзная, правда, шедшая перед ним девушка успела шепнуть, что это сутенёр, продающий людей в рабство. А вот милая семейная пара, спасающаяся от репрессий. Мужа мы только что пропустили, но у жены не оказалось разрешения на пребывание. Отослать обратно? Наплевать на служебные обязанности? А семью кормить на что? А ещё ходят слухи о подпольщиках. Может быть, они и смогут помочь, однако связаться с ними — значит привлечь внимание спецслужб…

Никакого «чёрного» и «белого» — вопрос лишь в том, чем вы пожертвуете в решающую минуту. Непобедимому Шепарду, хвалящемуся ответственностью за всё человечество, такой тяжкий выбор и не снился, а ведь от игрока всего-то требуется поставить штамп — зелёный или красный.

Упрекнуть четырёхчасовую игру можно разве что за краткость, хотя ради иной концовки (их тут два десятка) прохождение не жаль и повторить. С другой стороны, гораздо больше хочется узнать, что было дальше.

Незабываемое погружение в атмосферу бюрократического кошмара.

80

Просмотров