Обжалование предписания трудовой инспекции в какой суд. Обжалование постановления гит об административном правонарушении. Право на обжалование

1. Не согласны с решением ГИТ? Обжалуйте его в административном или судебном порядке

2. Не пропустите срок обжалования, иначе суд не рассмотрит вашу жалобу и вернет документы обратно

3. Не пытайтесь оспорить предписание или постановление по формальным признакам

4. Если инспекция провела проверку с нарушениями, суд признает незаконной и саму проверку, и выданное по ее результатам предписание 5. В приложении к статье найдете пример жалобы в инспекцию

Если работодатель не согласен с итогами контрольных мероприятий, он может оспорить и саму проверку, и предписание или постановление.

Обжаловать действия и решения трудовых инспекторов можно:

Обратите внимание

Не обращайтесь одновременно и в суд, и к соответствующему руководителю инспектора по подчиненности - в этом случае жалобу все равно будет рассматривать только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

1. В административном порядке - вышестоящему должностному лицу или в Роструд. Решения главного государственного инспектора труда России можно обжаловать только в суд. Возражения подают в письменной форме, можно и в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. К заявлению можно приложить документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

2. В судебном порядке. Предписания и постановления обжалуют по-разному. Порядок обжалования проверок и предписаний установлен ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 и п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), а постановлений - ст. 361 ТК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

В какой срок обжаловать
Сроки обжалования предписаний государственной инспекции труда приведены в таблице.

Документ, который обжалуют Срок обжалования в слудебном порядке в административном порядке

Предписание 10 дней с момента получения предписания (ч. 2 ст. 357 ТК РФ) 15 дней с момента получения предписания (ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ)

Постановление 10 дней с момента получения постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ РФ) 10 дней с момента получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ)

Если жалобы и документы поданы после того, как истек процессуальный срок, и не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд их не рассмотрит и вернет обратно (ч. 2 ст. 94 КоАП РФ).

В какой суд обжаловать предписание и постановление

Обратите внимание

Если инспектор вынес постановление по результатам проверки филиала, подсудность определяют по месту государственной регистрации филиала. Предписание оспаривают в судах общей юрисдикции (п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подают в районный суд по местонахождению государственной инспекции труда.

Если суд установит, что контрольные мероприятия ГИТ провела с нарушениями, он признает незаконной не только проверку, но и выданное по ее результатам предписание. Если же проверку оспорить не получится, останется шанс обжаловать предписание.

Порядок обжалования постановлений предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Ошибка - подавать жалобу в суд по местонахождению трудовой инспекции. Жалобу на постановление подают в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Жалобу на постановление ГИТ, вынесенное в отношении организации или ее генерального директора, подают в суд, к территориальной подсудности которого относится этот адрес.

Дополнительно к теме

Представлять интересы организации в суде может адвокат или человек с высшим юридическим образованием. В суде он должен предъявить документ об образовании (ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Как обжаловать предписание

В первую очередь в своем заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания. Сам факт оспаривания предписания в суде не является основанием для приостановления срока его исполнения. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу может только суд. Если суд удовлетворит вашу просьбу, он вынесет соответствующее определение.

Не пытайтесь обжаловать предписание по формальным признакам. Суд не признает незначительные нарушения во время проверки основанием для отмены предписания. Другое дело - грубые нарушения. Если инспектор допустил одно из нарушений, указанных в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ, то суд отменит результаты проверки.

Если работник параллельно с жалобой в инспекцию обратился и в суд, укажите это в своем заявлении. Если инспектор выдал предписание (он мог не знать о факте обращения работника в суд), напишите это в заявлении. Доказательством могут послужить копии полученного от работника искового заявления с отметкой канцелярии суда о принятии или решения суда. Такое обращение - основание для вынесения судом решения о признании предписания (или его отдельных пунктов) незаконным.

Как обжаловать постановление

Обжаловать постановление по формальным признакам не получится. Ваша задача - привести суду доказательства того, что этот документ или вся проверка в целом незаконны.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении суд может оставить без изменений, отправить на новое рассмотрение или отменить. Принятое решение доводят до организации в течение трех календарных дней с момента вынесения. Копию решения могут вручить лично представителю организации или направить по почте. Это указано в ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ.

Если нет оснований, чтобы оспорить постановление, можете включить в жалобу просьбу о снижении размера штрафа до минимального уровня, предусмотренного ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ.

На что можно сослаться в жалобе?

1. Административный орган грубо нарушил правила организации и проведения проверки. Перечень грубых нарушений проверки приведен в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

2. Инспектор неправильно составил протокол. Протокол и содержащиеся в нем объяснения и сведения - это основные доказательства по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Если инспектор нарушил установленную процедуру его составления, протокол нельзя рассматривать в качестве доказательства (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

3. Инспектор нарушил срок давности. Сейчас этот срок составляет один год с момента совершения нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому если инспектор оштрафовал вас за прошлогоднее нарушение, то это говорит о незаконности наказания. Исключение - длящиеся нарушения, при которых сроки давности исчисляют с момента их выявления инспектором.

4. Инспектор по труду не известил всех участвующих в процессе лиц (в т. ч. и работника) о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по результатам проверки. Эта обязанность установлена п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

5. К ответственности привлекли не то должностное лицо. Например, если директор не является должностным лицом в совершенном правонарушении, об этом также стоит указать в жалобе. Скорее всего, суд примет эти доводы и освободит директора от наказания по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

6. Инспектор квалифицировал нарушение неправильно. Если суд установит этот факт, он признает постановление незаконным.

Как вернуть уплаченный штраф

На оспаривание штрафа может уйти много времени, за которое постановление вступит в силу. Если постановление о наложении штрафа суд признает незаконным, а штраф вы уже уплатили, деньги можно вернуть. Для этого обратитесь с письменным заявлением в трудовую инспекцию. Она является администратором доходов бюджета и принимает решения о возврате уплаченных, но обжалованных штрафов (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).

В заявлении попросите ГИТ принять решение о возврате денежных средств и представить поручения в орган Федерального казначейства. Без этих поручений вернуть деньги не получится. В самом заявлении не забудьте указать реквизиты счета для перечисления вам денег. Заявление составьте в свободной форме.

К заявлению приложите:

* постановление о назначении штрафа;

* платежное поручение, подтверждающее уплату штрафа, с отметкой банка о принятии;

* решение суда, который признал постановление незаконным, с отметкой о вступлении в законную силу.

Сроки рассмотрения подобных заявлений законом не установлены. Поэтому подготовьте копии заявлений и попросите канцелярию ГИТ поставить на них отметки о принятии. Можно направить документы и заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении - у вас останется подтверждение, что инспекция получила документы. Отслеживать ход заявления вы можете по входящим номерам.
___________________________
Грубые нарушения Закона № 294-ФЗ, которые позволят отменить результаты проверки надзорного органа

Плановая проверка проведена ранее чем через три

года после проведения последней проверки Часть 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Плановая проверка проведена в отсутствие

ежегодного плана, разработанного органом

государственного контроля (надзора) или органом

муниципального контроля в соответствии

с их полномочиями Часть 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Орган государственного контроля уведомил

организацию (или предпринимателя) о проведении

плановой проверки в течение трех рабочих дней

до начала ее проведения, хотя такое уведомление

должно быть произведено не позднее трех дней.

Орган государственного контроля должен

направить копии распоряжения или приказа

муниципального контроля о начале проведения

плановой проверки заказным почтовым

отправлением с уведомлением о вручении или

иным доступным способом Часть 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Юридическое лицо (или предприниматель)

уведомлено органом государственного контроля

(надзора) или органом муниципального контроля

о проведении внеплановой выездной проверки

менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Исключение составляет внеплановая выездная

проверка, основания проведения которой указаны

в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Часть 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

К проведению мероприятий по контролю

привлечен неаккредитованный гражданин или

организация Пункт 7 ст. 2 Закона № 294-ФЗ Пункт 1.1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Отсутствие оснований для проверки Пункт 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Грубое нарушение Что нарушено Основание для признания результатов проверки недействительными

Обращение или заявление не позволяет установить

лицо, обратившееся в орган государственного

контроля (надзора), орган муниципального

контроля Часть 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Обращение или заявление не содержит сведений

о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Часть 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Внеплановая выездная проверка юридического

лица или индивидуального предпринимателя

не была согласована с органом прокуратуры

по месту осуществления деятельности такого

юридического лица или индивидуального

предпринимателя Часть 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

В отношении одного субъекта малого

предпринимательства общий срок проведения

плановых выездных проверок превысил

определенное количество часов в год. Для малого

предприятия это 50 часов, для

микропредприятия - 15 часов в год Часть 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ Пункт 3 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Проверка проведена без распоряжения или приказа

руководителя, заместителя руководителя органа

государственного контроля (надзора), органа

муниципального контроля Часть 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ Пункт 4 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Орган государственного контроля затребовал

документы, не относящиеся к предмету проверки Пункт 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ Пункт 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Установленные сроки проверки превышены Пункт 6 ст. 15 Закона № 294-ФЗ Пункт 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Орган государственного контроля не представил

акт проверки Часть 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ Пункт 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Проведена плановая проверка, которая не была

включена в ежегодный план проведения плановых

проверок Часть 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 7 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

В проведении проверки участвует эксперт

(экспертная организация), состоящий в гражданско-

правовых или трудовых отношениях

с юридическим лицом (предпринимателем),

в отношении которого проводится проверка Часть 6 ст. 12 Закона № 294-ФЗ Пункт 8 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ Примечание. Закон № 294-ФЗ - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

© Материал из КСС «Система Кадры»

Работодатель, который по результатам проверки Государственной инспекции труда (ГИТ) получил предписание об устранении выявленных нарушений, вправе обжаловать данное предписание в установленном порядке. В статье разберем, как обжаловать предписание трудовой инспекции, куда подавать жалобу на действия ГИТ, каков срок обжалования предписания трудового инспектора.

Предписание трудовой инспекции

В соответствие с нормами действующих законодательных актов, ГИТ регулярно осуществляет проверки работодателей (как юрлиц, так и ИП) на предмет соблюдения ними норм трудового права.

ГИТ проводит проверки как в плановом порядке, в соответствие с утвержденным графиком, так и внепланово, на основании жалоб, поступивших от работников, а также в связи с истечением срока выданных ранее предписаний.

В случае если в результате проверки трудовым инспектором установлено, что работодатель ведет деятельность с нарушением норм трудового законодательства, то по окончанию проверки ГИТ, вместе с актом проверки, выдает работодателю предписание. В тексте документа содержится информация о нарушениях, выявленных инспектором, указаны требуемые меры по их устранению, а также установлен срок предоставления ответа на предписание ГИТ.

За работодателем закреплено право на обжалование предписаний, выданный инспектором ГИТ, при наличии одного из следующих оснований:

  1. Информация о выявленных нарушениях недостоверна . Работодатель имеет право не согласиться с информацией о выявленных нарушениях, указанных в предписании. Для обжалования представителю организации необходимо располагать фактами и документами, подтверждающими, что инспектор указал в предписании недостоверную информацию, исказил факты, а, следовательно, какие-либо нарушения норм ТК РФ на предприятии места не имеют.
  2. Проверка ГИТ проведена с несоблюдением установленных норм . Организация вправе обратиться с жалобой на предписание ГИТ в случае, если проверка, предшествующая выдаче предписания, была проведена с нарушениями. К таким нарушениям, в частности, относится отказ ГИТ в ознакомлении с актом проверки, распоряжение имуществом и документами организации в период проверки без согласования с работодателем, т.п. Указанные нарушения ГИТ, зафиксированные работодателем в ходе проверки, должны быть подтверждены документально.

Работодатель вправе обратиться с жалобой на предписание ГИТ не позже 10-дневного срока от момента ознакомления с таким предписанием.

На основании статьи 361 ТК РФ действия ГИТ могут быть обжалованы в порядке подчиненности либо через суд. Ниже мы подробно рассмотрим порядок действий работодателя при обжаловании предписания ГИТ каждым из способов.

Жалоба на предписание ГИТ в порядке подчиненности

В случае если руководитель организации получил предписание ГИТ, но не согласен с его содержанием в силу объективных причин и обстоятельств, то первоначально работодателю рекомендуется подать жалобу в соответствие с порядком подчиненности, а именно Главному государственному инспектору по труду. Инструкция по подготовке и подаче жалобы представлена ниже.

Шаг-1. Подготовка документов

Прежде чем обращаться к Главному трудовому инспектору с жалобой, работодателю следует позаботиться о подготовке документов, которые послужат основанием для последующего обжалования действий инспектора, выдавшего предписание.

Если, по мнению работодателя, предписание содержит недостоверную информацию, то руководству компании необходимо подготовить документы, данную информацию опровергающие. Таким документами могут выступать:

  • копии локальных нормативных актов;
  • ведомости начисления заработной платы;
  • приказы, распоряжения;
  • журналы о прохождении инструктажей, т.п.

В случае если суть жалобы – нарушение инспектором порядка проведения проверки, то в данный факт можно подтвердить:

  • отсутствием уведомления о внеплановой проверке (в случае если данный вид проверки предусматривает уведомление);
  • наличием акта проверки без подписи работодателя, что подтверждает факт неознакомления инспектора с результатами такой проверки;
  • отсутствием письменных запросов на предоставление документов (в случае если суть жалобы – бесконтрольные действия инспектора в части распоряжения документами и имуществом работодателя на период проверки).

Перечень, требуемый для подготовки жалобы, является строго индивидуальными и полностью зависит от особенностей и обстоятельств конкретной ситуации.

Шаг-2. Составление жалобы

Бланк, в соответствие с которым работодатель должен оформлять жалобы на предписание ГИТ, законом не утвержден, поэтому документ может быть составлен в свободной форме, с указанием обязательных реквизитов:

  • полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба;
  • информация о заявителе (наименование организации, адрес);
  • данные представителя работодателя (должность, ФИО);
  • дата составления документа.

В тексте жалобы заявителю следует указать:

  • реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дата предписания);
  • обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, подкрепленными ссылками на нормативные документы и локальные акты;
  • требования заявителя, коими могут быть отмена действия выданного предписания либо признание действий (бездействия) инспектора, его выдавшего, незаконными либо не соответствующими нормативным требованиям.

Жалобы на предписание трудовой инспекции (ФИТ), называемые в настоящее время административными исковыми заявлениями, - эффективный метод защиты интересов участников трудовых правоотношений. В силу ч.1 ст.357 ТК РФ, п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, ст.218 КАС РФ предписания ФИТ выдаются работодателям в случае выявления допущенных ими нарушений норм трудового права.
Предписаниями руководящие органы хозяйствующих субъектов обязываются устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки.

Таким образом, предписания представляют собой распорядительную документацию, возлагающую на работодателя обязанность принятия конкретных мер. По итогам проверки, они порождают комплекс правовых последствий, а, следовательно, подлежат обжалованию. На это прямо указывают ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н.

Физические лица оспорить предписание инспектора ФИТ, затрагивающее его интересы, могут, подав жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу ФИТ, вплоть до главного инспектора труда России
  • в райсуд

Такие же адресаты согласно ст.17 КАС РФ имеют жалобы, направляемые юридическими лицами. Ст.24 КАС РФ закреплена подсудность в соответствии с выбором истца. Согласно данному доводу, административные истцы могут выбирать райсуд (по месту нахождения ФИТ либо по месту пребывания заявителя).

Юристы-практики рекомендуют при обжаловании предписаний сразу обращаться в суд. Подобная позиция объясняется тем, что факт предъявления жалобы вышестоящему должностному лицу ФИТ не является основанием для приостановки течения 3-месячного срока, отведенного на обращение в судебную инстанцию (ч.1 ст.219 КАС РФ). Пропустив этот срок, заявитель существенно ограничивает собственные возможности по защите своих интересов.

Необходимо помнить, что в настоящее время продолжает действовать ст.357 ТК РФ, в соответствии с которой предписания подлежат обжалованию в суд в течение 10 суток с момента их получения. В данном случае важно также учитывать ст. 19.5 КоАП, предусматривающую необходимость выполнения предписания в четко обозначенный срок. Анализ перечисленных статей в совокупности свидетельствует о том, что более безопасно оспорить предписание ФИТ в 10-дневный срок.

Оспаривание предписаний у вышестоящих должностных лиц ФИТ не предполагает возможности приостановки их действия, в то время как суды располагают таким правом и могут применять его по собственной инициативе (ст.223 КАС РФ). В целях приостановки действия предписаний заинтересованным лицам требуется на любой стадии рассмотрения жалобы обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Жалобы на предписание необходимо оформлять в 2-х экземплярах. Один из них направляется вышестоящим должностным лицам ФИТ (либо в суд), второй - с отметкой о принятии - остается у заявителя. При формировании данных обращений заявителям необходимо обеспечить указание в них:

  • реквизитов судебной инстанции либо личных данных должностного лица, которому обжалуется предписание ФИТ
  • реквизитов ФИТ, вынесшей обжалуемое предписание
  • личных данных либо реквизитов заявителя
  • даты и номера обжалуемого предписания ФИТ
  • обоснования требований заявителя с подробным разъяснением причин, по которым заявитель считает обжалуемое предписание незаконным;
  • требований заявителя, нацеленных на признание предписания, вынесенного ФИТ, незаконным.

Важное положение содержится в ч.4 ст.218 КАС РФ, в соответствии с которой административные исковые заявления об оспаривании предписаний ФИТ в защиту интересов участников трудовых правоотношений в суд могут предъявляться:

  • органами государственной власти;
  • прокурором;
  • уполномоченным по правам человека в России;
  • уполномоченным по правам человека в регионе.

Задайте вопрос юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Недавно оказал посредническую услугу как физическое лицо. Но все пошло не так. Я пытался вернуть свои деньги, но меня обвинили в мошенничестве, и теперь грозят подать иск в суд или в прокуратуру. Как мне быть в данной ситуации?

Ларионов Роман , юрисконсульт компании «Гарант»

Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

Протокол об административном правонарушении

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Цитируем закон

Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федерации
об административных

Правонарушениях

Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Определяем подведомственность

Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Что касается подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, то данный вопрос до сих пор вызывает немало споров. Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако при поступлении такой жалобы арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора, ссылаясь при этом на разъяснение Конституционного Суда РФ*****. Дело в том, что, по мнению высшей судебной инстанции, указанная норма закона (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности. Если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. И поскольку предметом спора при обжаловании постановлений являются выводы о том, что работодателем допущены нарушения в сфере трудовых отношений, то указанный спор, действительно, не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.

Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Цитируем закон

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Федерации об административных

Правонарушениях

* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

*** Утвержденной приказом Роструда № 47.

**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Обжалование решений государственных инспекторов труда

В ходе осуществления проверки или по ее завершении инспектор Федеральной службы по труду и занятости РФ (далее — Роструд) может принимать решения (в том числе предписания, постановления), с которыми работодатель оказывается не согласен. Для таких случаев закон предоставляет последнему право оспорить данное решение.

Правила обжалования решений государственных инспекторов труда (далее — ИТ) установлены ст. 361 Трудового кодекса РФ (далее — ТК), разд. V административного регламента, принятого приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, а также разд. V административного регламента, принятого приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 № 1065н (в зависимости от того, на какой предмет проводилась проверка).

У заявителя жалобы есть несколько вариантов, куда он может направить жалобу:

  • вышестоящему инспектору труда;
  • главному государственному инспектору труда РФ (далее — ГГИТ);
  • в суд общей юрисдикции.

Вместе с тем в некоторых случаях жалоба должна быть направлена в конкретную инстанцию — суд. К ним относятся:

  • оспаривание действий или актов ГГИТ;
  • оспаривание акта о назначении такой санкции, как временное прекращение деятельности организации или ИП.

Период, в течение которого может быть подана жалоба на решение ИТ его вышестоящему руководителю или ГГИТ, в законодательстве не предусмотрен. В отличие от подачи жалобы в суд, на осуществление данного действия дается 10 дней (ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС).

Дополнительно о сроках обращения работодателя в суд с жалобой по трудовым спорам рассказывается в статье Восстановление срока исковой давности по трудовым спорам .

Жалоба на решение инспектора труда

С учетом данных положений в жалобе обычно указываются:

  • название лица или органа — получателя жалобы;
  • Ф. И. О. инспектора труда, принявшего оспариваемое решение, его должность;
  • информация о работодателе (Ф. И. О., адрес проживания для ИП или название, адрес нахождения для организации), контактные данные, адрес (электронный и почтовый), на который он хочет получить ответ;
  • информация об оспариваемом решении (номер, дата, место принятия, суть);
  • аргументы, в соответствии с которыми работодатель оспаривает решение ИТ (в том числе нормативные акты, которые нарушаются вынесенным решением);
  • требования заявителя;
  • приложения к жалобе (в том числе копия оспариваемого решения);
  • дата подачи жалобы, подпись заявителя или его представителя.

Дополнительно в жалобе, подаваемой в суд, отмечаются:

  • информация об отсутствии документов, предусмотренных ч. 1 ст. 126 КАС, или копии ответа вышестоящего ИТ или ГГИТ и требующиеся ходатайства;
  • информация о направлении жалобы в Роструд и при ее наличии дата представления, итоги рассмотрения.

Передать жалобу в Роструд можно:

  • лично на приеме;
  • через почтовую службу;
  • через официальный сайт Роструда в интернете;
  • с помощью портала госуслуг;
  • на портале государственной системы досудебного обжалования через интернет.

Таким образом, право на обжалование предписаний трудовой инспекции и других решений инспекторов труда реализуется посредством направления работодателем жалобы на выбор вышестоящему инспектору, главному государственному инспектору труда или в суд. Отдельные категории жалоб (на решение ГГИТ или постановление о приостановлении деятельности) подлежат подаче только в суд.



Просмотров