Иностранный работник на территории рф. Как принять на работу иностранца. Оформление иностранного работника

1. Что такое статус иностранного гражданина и как он влияет на оформление трудовых отношений.

3. Где найти и как заполнить документы, связанные с оформлением трудовых мигрантов.

Российские работодатели нанимают иностранных работников по самым разным причинам: от желания сэкономить на заработной плате до потребности в высококвалифицированных кадрах из-за рубежа. Однако физически пересечь границу и оказаться в другой стране гораздо проще, чем «документально», так как любое государство, в том числе и Россия, борется с нелегальными мигрантами, устанавливая определенные требования и ограничения в отношении иностранцев. Особенно контролю со стороны государства подвержены иностранные граждане, цель визита которых в РФ – осуществление трудовой деятельности, при этом соблюдать установленные законодательством требования должны не только сами граждане, но и их работодатели. Именно поэтому большинство бухгалтеров и кадровых работников, мягко говоря, не испытывают радости, узнав о предстоящем приеме на работу иностранцев: сразу возникают ассоциации с «бумажной волокитой» и «хождением по инстанциям». Как же разобраться в законодательных нюансах трудовых отношений с иностранными гражданами? Выясним в этой статье.

Прежде, чем , нужно определить его правовой статус и основания нахождения на территории РФ – от этого зависит дальнейший порядок оформления трудовых отношений с таким работником. Основным документом, регулирующим вопросы нахождения иностранных граждан на территории нашей страны, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно этому закону иностранцы в РФ могут иметь один из следующих статусов:

  • постоянно проживающий в РФ – иностранный гражданин, получивший вид на жительство;
  • временно проживающий в РФ — иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающий в РФ — иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В зависимости от того, какой из перечисленных статусов имеет иностранный работник, работодатель определяет:

  • какие документы нужно запросить у иностранного гражданина при его трудоустройстве в подтверждение законности нахождения в РФ, законности привлечения его к труду по определенной специальности, в определенном субъекте РФ;
  • какие действия требуются от самого работодателя до приема иностранца (оформление приглашения на въезд в РФ, получение разрешений и т.д.) и в процессе трудовых отношений с ним (уведомление ФМС, службы занятости, налоговой и т.д.).

Предлагаю подробнее рассмотреть порядок оформления трудовых отношений в зависимости от статуса (категории) иностранного работника.

Статус иностранного работника — постоянно проживающий на территории РФ

Порядок оформления трудовых отношений с иностранцами, постоянно проживающими в РФ, фактически такой же, как и с российскими гражданами: никаких специальных разрешений не требуется ни работнику, ни работодателю. Кроме того, постоянно проживающие в России иностранцы свободны в выборе субъекта РФ для осуществления своей трудовой деятельности.

Вид на жительство (срок действия 5 лет, может продлеваться неоднократно)
(п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ)
Не требуется
Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Не требуется
Не требуется
Нет

Статус иностранного работника — временно проживающий на территории РФ

Иностранцы, временно проживающие в РФ, также могут осуществлять трудовую деятельность без получения специальных разрешений, однако, в отличие от постоянно проживающих, работать они имею право только в том субъекте РФ, в котором им разрешено временное проживание.

Основания нахождения на территории РФ Разрешение на временное проживание (срок действия 3 года, не продлевается)
(п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется
Уведомление работодателем налогового органа Не требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, где разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н)

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с безвизовым режимом (например, граждане стран СНГ, за исключением Грузии и Туркменистана, граждане Израиля)

Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ в порядке, не требующем получение визы, должны получать разрешение на работу в РФ (с 2015 года разрешение заменено на патент). Оформляться на работу временно пребывающие иностранцы вправе только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в разрешении. Работодателям же получать разрешение на привлечение «безвизовых» иностранцев не нужно, однако уведомить контролирующие органы все-таки придется.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ не должен превышать 90 дней суммарно в течение 180 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
(абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ
(с 2015 года — патент)
Требуется
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ

Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с визовым режимом

Пожалуй, самым сложным является процесс оформления на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ в порядке, требующем получения визы. Во-первых, работодателю необходимо подготовить приглашение на работу иностранного гражданина, на основании которого ему выдается рабочая виза. Кроме того, работодатель должен получить разрешение на работу для иностранного работника, а также получить разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается органами ФМС России при наличии заключения органа государственной службы занятости населения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). С этой целью работодатель ежемесячно предоставляет в центр занятости сведения о потребности в работниках и наличии вакантных должностей, а также подает заявку о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг).

В ст. 13 Закона № 115-ФЗ установлены исключения, когда работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, например, при привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов, иностранцев, обучающихся в РФ по очной форме обучения.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта и рабочая виза (срок действия до 3 месяцев, возможно продление). Выдается по приглашению принимающей стороны (работодателя) (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Требуется
(п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Не требуется по законодательству, желательно уточнить в территориальных органах
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

Независимо от правового статуса иностранного работника (проживающий или пребывающий в РФ) для некоторых категорий иностранцев действуют особые правила пребывания и трудоустройства в РФ. Так, «облегченные» правила приеме на работу установлены для граждан Белоруссии и Казахстана, а также для граждан, имеющих статус беженца или получивших временное убежище в РФ.

Граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан

В отношении граждан указанных государств действует упрощенный порядок оформления трудовых отношений, установленный Соглашением «О правовом статусе трудящихся-мигрантов» от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Кроме того, в отношении граждан Белоруссии и Казахстана действует более благоприятные правила миграционного учета: им разрешается встать на учет в течение 30 дней с момента въезда в РФ (для большинства иностранных граждан этот срок составляет 7 дней).

Беженцы и граждане, получившие временное убежище на территории РФ

Иностранные граждане, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории РФ, также принимаются на работу в упрощенном порядке, практически аналогичном приему российских граждан. Обратите внимание, что для таких иностранцев документом, удостоверяющим личность, является удостоверение беженца либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Главное, что должен проверить работодатель – подлинность и срок действия этих документов.

Основания нахождения на территории РФ Действующее удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ Не требуется
(пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости
Уведомление работодателем налогового органа Законодательно вопрос не урегулирован, желательно уточнить в территориальных органах
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Нет

В связи с событиями, происходящими в 2014 году на Украине, граждан этой страны я выделила в отдельную категорию, хотя, с точки зрения оформления трудовых отношений с ними, оснований для этого нет.

Граждане Украины, временно пребывающие на территории РФ (не являющиеся беженцами или гражданами, получившими временное убежище на территории РФ)

Граждане Украины могут находиться в РФ в порядке, не требующем получения визы, и срок такого пребывания в РФ продлен для граждан этой страны до 270 суток. Однако никаких дополнительных преимуществ или послаблений при трудоустройстве на территории РФ для украинцев, не являющихся беженцами или получившими временное убежище, не предусмотрено: порядок такой же, как и для всех остальных временно пребывающих иностранцев.

Обратите внимание: при приеме на работу граждан Украины необходимо уточнить, являются они беженцами (или получившими временное убежище в РФ) или нет. От этого зависит порядок их оформления.

Основания нахождения на территории РФ Миграционная карта (срок пребывания в РФ украинских граждан не должен превышать 270 суток, может быть продлен на общий срок не более 1 года)
Разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы Не требуется
(пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)
Разрешение для иностранного гражданина на работу в РФ (с 2015 года — патент) Требуется
(п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ)
Уведомление работодателем ФМС, службы занятости Требуется
Уведомление работодателем налогового органа Требуется
Ограничения для иностранного гражданина трудовой деятельности в РФ Только в том субъекте РФ, в котором выдано разрешение на работу (исключения установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н);
Только по профессии, указанной в разрешении.
(п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

! Обратите внимание:

На официальном Вы можете:

  • ознакомиться с подробным порядком подготовки документов для оформления трудовых отношений с временно пребывающими в РФ иностранными гражданами;
  • скачать бесплатную программу «Трудовая миграция Extended Lite» , которая позволяет сформировать заявления, уведомления и другие документы, необходимые при привлечении иностранных работников, как в бумажном, так и в электронном виде;
  • проверить действительность разрешений на работу потенциальных работников из других стран.

Итак, мы рассмотрели особенности оформления трудовых отношений с гражданами других стран. О порядке , а также о читайте в следующих статьях.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»

С этими, а также многими другими полезными документами можно ознакомиться на : http://www.fms.gov.ru/

КонсультантПлюс: примечание.

Национальный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню , утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются - 13.7

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.

4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации Международного конкурса имени П.И. Чайковского, и внесении изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4.13. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин обучается;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

11. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (далее также - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина), данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший разрешение на работу, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

(см. текст в предыдущей редакции)

Awara is a Russian accoutning company that offers a full range of bookkeeping and financial administration services for foreign companies who start business in Russia. Although we a local accounting firm we follow the best international practices to provide you with the best client support. Make your accounting safe, sound, and efficient with Awara.

Legal Services

We are a Russian legal company working under international standards. We offer services that cover most possible matter that companies may face while doing business in Russia. We state that the function of the commercial lawyer is not to “tell what the law says,” but to deliver winning arguments and real solutions.

IT Solutions

Awara IT Solutions is proud to provide its clients with IT-services meeting the requirements of Russian law without changing clients’ existing processes. This unique combination of a strong background in system integration, law and taxation makes us a reliable and efficient partner for new-comers onto the Russian market. Our team has implemented multiple projects with Microsoft Dynamics NAV, Microsoft Dynamics AX, CRM and 1C.

Audit Services

We focus on providing audit services resulting in a clear understanding of financial records, accurate risk assessment and recommendations for areas of improvement and tightening of internal controls. Our services include Russian statutory audit, tax audit, internal audit and audit in accordance with international standards (IFRS, US GAAP).

Direct Search & Recruitment

As an internet and social media based recruitment leader, we really offer a competitive edge in finding the best and most motivated people in Russia and the CIS. We provide headhunting and recruitment services with 19% success fee only and no retainers. If no candidate is hired, no fee applies.

Corporate Trainings and Seminars

We understand that every business and organization is different and pre-packaged training programs don’t work for everyone. Our client-focused approach allows us to design training programs that are customized to deliver the results you need. At our hands-on practical training sessions professionals in fields such as business, sales, marketing, HR, finance and law improve their skills and abilities to solve the problems of tomorrow.

Мы продолжаем говорить о тонкостях кадрового администрирования иностранных работников [см. также ] и сегодня разберем порядок оформления документов и процедуры уведомления государственных органов при их трудоустройстве.

Порядок оформления

Для трудоустройства иностранного гражданина требуется тот же комплект документов, что и для гражданина РФ, за исключения некоторых особенностей :

  1. Иностранные граждане не являются военнообязанными на территории Российской Федерации, поэтому они не должны предоставлять при трудоустройстве военный билет.
  2. Временно пребывающие высококвалифицированные специалисты не отчисляют страховые взносы в ФСС, поэтому они не имеют СНИЛС.
  3. В зависимости от статуса и гражданства иностранные работники должны предоставить разрешение на работу/патент. Осуществлять трудовую деятельность они могут только в том регионе и только в той должности, которые указаны в разрешении. В случае нарушения правила предусмотрен штраф от 50 000 до 800 000 рублей (пункт 1 статьи 18.15 КОАП РФ).

При оформлении трудового договора с иностранным работником следует также обратить внимание на требование статьи 327.2 ТК РФ. Помимо обязательных условий трудового договора, отраженных в 57 статье ТК РФ, в договоре с иностранным работником необходимо указывать сведения о:

  • разрешении на работу или патенте, а также условиях оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора. Следует также указывать реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг, заключенного работодателем с медицинской организацией.

Что касается заключения трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, следует указывать информацию о:

  • разрешении на временное проживание в Российской Федерации при заключении трудового договора с временно проживающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • виде на жительство при заключении трудового договора с постоянно проживающими в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Заключать срочный трудовой договор или бессрочный – ответ на этот вопрос для каждого работодателя свой. С одной стороны, в 59 статье Трудового Кодекса среди перечня причин заключения срочного трудового договора нет условия о заключении трудового договора на время действия разрешения на работу. С другой же стороны, Федеральная миграционная служба (ФМС) требует заключать срочный трудовой договор на время действия разрешения на работу. Как выходить из этого парадокса каждый работодатель решает для себя сам, но, как правило, большинство все-таки оформляет срочный трудовой договор, следуя простой логике, что штрафы со стороны УФМС значительно выше, чем со стороны Трудовой инспекции.

А государство в курсе?

После заключения трудового договора необходимо в трехдневный срок подготовить уведомление в ФМС о приеме сотрудника. Эту же процедуру необходимо соблюсти и в случае увольнения иностранного работника. С 2015 года закон 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», особенно его статьи о трудовой деятельности иностранцев, изменился достаточно сильно. В частности статью 13, которая в целом регулирует трудовую деятельность иностранных граждан, дополнили пунктом 8, который звучит так:

«Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина , обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.»

Как вы видите, использован термин «иностранный гражданин», а не какая-либо отдельная категория иностранных граждан. То есть по смыслу формулировки речь идет о всех гражданах, не имеющих гражданства Российской Федерации – не важно, приехал иностранный гражданин из страны, входящей в Евразийский экономический союз, есть ли у него разрешение на временное проживание, вид на жительство или временное убежище – уведомление в Управление ФМС России в трехдневный срок необходимо направлять всегда при приеме на работу или увольнении.

Кстати, в случае неуведомления или нарушения установленного порядка (или) формы уведомления частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность. На граждан – в размере от 2 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц – от 35 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 400 до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. А для Санкт-Петербурга и Москвы штраф установлен в размере миллиона рублей (!) и может быть наложен по каждому факту нарушения.

Что же касается уведомления службы занятости и налоговой службы, то теперь эта обязанность с работодателя снята тем же пунктом 8 статьи 13 закона 115-ФЗ:

«Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.»

То есть ФМС, судя по формулировке, должна сама извещать службу занятости и налоговую обо всех заключенных и прекращенных договорах с работниками-иностранцами. К тому же, утратил силу подпункт 4 пункта 8 статьи 18 указанного закона, который как раз и предписывал работодателям уведомлять налоговую обо всех договорах с безвизовыми иностранцами.

Помимо уведомления ФМС о приеме на работу/увольнении ВКС, необходимо также ежеквартально до конца месяца, следующего за отчетным периодом, готовить и отправлять уведомления об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения). Это уведомление, также как и уведомление о приеме/увольнении может быть подано на бумажном носителе непосредственно в ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо подано в электронной форме с «использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Кроме всего этого, если компания выступила для работника принимающей стороной, то вне зависимости от гражданства работника, в семидневный срок (для граждан стран ЕАЭС – в течение 30 дней), работодатель обязан поставить временно пребывающего иностранца на миграционный учет. Но не стоит вздыхать с облегчением, если при трудоустройстве вам сообщили, что он уже встал на учет по месту пребывания самостоятельно. Следует обязательно проверить совпадает ли регион, указанный в отрывной части уведомления о постановке на миграционный учет, с регионом, указанном в патенте. Если нет, то на работодателя автоматически накладывается обязанность по постановке этого работника на миграционный учет.

* * *

Мы рассмотрели основные нюансы оформления на работу иностранных сотрудников. Как вы видите, их не так мало. При этом за их несоблюдение предусмотрены колоссальные штрафы. Поэтому очень важно соблюсти все требования законодательства, если ваша компания решила трудоустроить иностранного гражданина.

Если же вы не уверены в своих силах, то услугу по документальному обеспечению трудоустройства иностранных граждан можно поручить компании-партнеру, которая имеет в своем штате квалифицированных специалистов, которые могут взять на себя все работы по проверке, оформлению и своевременному уведомлению государственных органов.

Если у вас возникли вопросы, или вы хотите получить консультацию наших экспертов по данной теме, то пишите на [email protected] или оставьте запрос на сайте www.ucmsgroup.ru

Мы обязательно вам поможем!

Мы в социальных сетях Популярные статьи Наиболее популярные в этой категории Наиболее популярные Сообщения с этим тегом

Извините. Нет данных до сих пор.

Популярные статьи

Аутсорсинг расчета заработной платы за 30 минут

Электронная книга будет полезна всем тем, кто хочет разобраться во всех тонкостях аутсорсинга расчета зарплаты, но не имеет времени собирать информацию в интернете по крупицам.

Законное оформление иностранцев — это головная боль, и многие ищут пути попроще, вплоть до найма нелегалов. Это небезопасно для бизнеса, фирме могут грозить большие штрафы . О том, что у вас работает неоформленный иностранец, до контролёров может донести кто угодно: от налоговой до раздражённого покупателя. Да и сама миграционная служба часто устраивает проверки по выявлению нелегальных иностранных граждан. поможет вести ваших иностранных сотрудников и сдавать за них отчетность точно в срок.

Определяем статус иностранца

Порядок оформления на работу зависит от статуса иностранного гражданина. Статусов — три:

  • временно пребывающие — работают по визе или миграционной карте;
  • временно проживающие — уже имеют разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающие — самые «обрусевшие» иностранцы с видом на жительство;

А теперь расскажем про каждый статус поподробнее, а также вы узнаете, что нужно проверить и как оформлять иностранных граждан к себе на работу.

Документы для оформления трудового договора

Иностранные граждане подлежат миграционному учету. Вам как работодателю необходимо уведомить управление МВД по вопросам миграции об их прибытии. Это нужно сделать не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца. Уведомление заполняется на каждого иностранца по специальной .

При приеме на работу иностранные граждане должны предоставить практически те же документы, что и российские. Для оформления трудового договора запросите документы с работника:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (разрешение на временное проживание, вид на жительство и иные);
  • миграционная карта, виза, разрешение на работу или патент (для временно пребывающих иностранцев);
  • трудовая книжка, если нет — оформите её;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
    Если это первое место работы у иностранца, то вы, как работодатель, должны оформить страховое свидетельство;
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (для временно пребывающих иностранцев). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Документы воинского учета у иностранных граждан не требуются. Для договора ГПХ запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки.

О заключении и прекращении трудовых договоров и договоров ГПХ с иностранными гражданами необходимо уведомить МВД не позднее трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора. Формы уведомлений утверждены приказом МВД от 10.01.2018 № 11.

Налоги и взносы с зарплаты иностранного сотрудника

Страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам начисляются в соответствии с их статусом. поможет вести иностранных сотрудников, рассчитает налоги и страховые взносы, а также напомнит о сроках сдачи отчетности за ваших иностранцев.

  • Зарплата постоянно проживающих и временно проживающих иностранцев облагается взносами на пенсионное, медицинское и социальное страхование в общем порядке по тарифу организации.
  • С выплат временно пребывающим иностранцам исчисляются взносы только на пенсионное страхование по тарифу организации и на временную нетрудоспособность по тарифу 1,8%. Взносы на медицинское страхование не начисляются и не уплачиваются. Исключение — граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Страховые взносы за них отчисляются так же, как и за российских сотрудников по общим тарифам организации.

Для того чтобы определить размер НДФЛ, необходимо определить является иностранец налоговым резидентом или нерезидентом РФ. Если в течение 12 месяцев подряд иностранец пробыл в России 183 дня и больше, то он является налоговым резидентом. С его зарплаты удержите НДФЛ в размере 13%. Если пробыл меньше 183 дней — 30%.

Для граждан республики Беларусь, Казахстана, Армении и Киргизии предусмотрены иные правила определения ставки НДФЛ: налог с зарплаты необходимо удерживать по ставке 13% начиная с первого дня работы на территории РФ.

Эльба автоматически будет рассчитывать налоги и страховые взносы с ваших иностранных работников !

Что проверяем при приеме на работу иностранца

Чаще всего на работу принимаются иностранцы из стран СНГ и иностранцы, проживающие в РФ временно или постоянно. Они устраиваются на работу так же, как и граждане РФ. Для их оформления вам не нужно получать никаких разрешительных документов.

  • При приеме на работу постоянно проживающего иностранца запросите вид на жительство и проверьте срок действия. Этот документ выдается на 5 лет, а затем может быть продлен. Иностранцы с ним могут работать на всей территории России.
  • Временно проживающие иностранцы могут работать без разрешения на работу или патента. Однако, трудовую деятельность можно осуществлять только в том регионе , где они получили разрешение на временное проживание. Это разрешение выдается сроком на 3 года и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, или в виде отдельного документа. Когда срок действия разрешения заканчивается, иностранец получает вид на жительство или покидает страну. Оформление иностранных работников, временно проживающих в РФ, принесет не больше забот, чем оформление обычного гражданина РФ.

После того как разрешение на привлечение вами иностранных сотрудников будут получены, нужно оформить приглашение на въезд в Россию для получения визы и разрешение на работу сотруднику. Это оформляется миграционной службой при подаче документов:

  • ходатайство на русском языке;
  • документ, удостоверяющий личность работодателя (приглашающей стороны);
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в России;
  • документы для оформления разрешения на работу. Пакет таких документов подается в отношении каждого иностранного работника одновременно с ходатайством о выдаче приглашения на въезд. Список документов перечислен в п. 27 Административного регламента . Для получения разрешения необходимо заплатить госпошлину 3500 рублей.

Размер госпошлины за оформление приглашения на въезд для иностранного гражданина, вне зависимости от типа приглашения, составляет 800 руб.

Вы получите приглашение и разрешение на работу иностранца или уведомление об отказе в течение 20 рабочих дней со дня подачи ходатайства.

По общему правилу рабочая виза оформляется сотруднику на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора, но не более чем на один год.
После выполнения этих формальностей вы можете заключать договоры с иностранными гражданами и оформлять их на работу. Итак, оформление временно пребывающего на основании визы иностранца займет больше двух месяцев, вам придется потратить как минимум 10 тысяч рублей на госпошлину и несколько раз посетить миграционную службу.



Просмотров