Состав российской федерации, особенности статуса субъектов рф. Субъекты российской федерации и их статус

Субъекты РФ и их правовой статус

1.2 Виды субъектов Российской Федерации и их правовой статус

Федеративные государства могут строиться на двух основных принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, определяется правовой статус ее субъекта.

Территориальный принцип предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграниченные независимо от национальной принадлежности проживающего там населения.

Национальный принцип построения федерации предусматривает наличие на данной территории титульной национальности, дающей название субъекту.

Российская Федерация - это федерация смешанного типа, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку. Три вида субъектов РФ организованы по национальному признаку. Это - республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область. Другие три вида - края, области и города федерального значения - сформированы по территориальному признаку.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ построен на основе ряда конституционных принципов, предопределяющих его сущность и содержание. К ним относятся: Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. и со вступит. статьей Б.Н. Топорнина. - М.: Юристь. 2006. С. 112-114

Ограниченность статуса субъектов РФ государственным суверенитетом России;

Равноправием субъектов РФ;

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

Государственная целостность и единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Правовой статус субъектов РФ устанавливается федеральными и региональными учредительными актами. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующих субъектов. Субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и принимают свои конституции (уставы). Конституции (уставы) не требуют утверждения со стороны федеральных органов государственной власти.

Несмотря на то, что субъекты РФ несуверенны по своему статусу, они обладают общими основными элементами государственности, к которым относятся:

1. Наличие территории субъекта РФ, каждый субъект РФ обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч.1 ст.67 Конституции РФ).

На территории субъекта РФ распространяется государственный суверенитет РФ, верховенство Конституции РФ и федеральных законов.

Границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч.3 ст.67 Конституции РФ). Изменение границ между субъектами РФ утверждает Совет Федерации Федерального Собрания РФ (ч.1 п. «а» ст.102 Конституции РФ). Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 238-239, 20.12.2001. образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдум заинтересованных субъектов РФ.

2. Наличие собственной правовой базы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы государственной власти принимают собственные законы и иные нормативные правовые акты. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние в полном объеме осуществляют собственное правовое регулирование (ч.4 ст.76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их ведения, обладают верховенством на территории субъекта и обязательны к исполнению всеми физическими и юридическими лицами.

Конституция РФ в ч.5 и 6 ст.76 устанавливает гарантии верховенства федеральных законов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, действует нормативный акт субъекта РФ.

3. Наличие предметов ведения и полномочий. Каждый субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В ст.73 Конституции РФ закрепляется принципы полноты власти субъекта РФ в пределах установленных полномочий, который заключается в том, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

4. Право устанавливать систему и структуру собственных органов государственной власти и определять их компетенцию. В соответствии со ст.11 Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система этих органов устанавливается субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.77 Конституции РФ). В настоящее время принципы организации государственной власти в субъектах РФ определены в Федеральном законе от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации». Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

5. Наличие государственных символов и столицы (административного центра). Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. Эти государственные символы отражают исторические, культурные, национальные и иные особенности субъекта РФ.

В соответствии с Федеральными конституционными законами «О государственном гербе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 года № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5021. и «О государственном флаге Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 года № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5020. гербы и флаги субъектов РФ не могут быть идентичны Государственному гербу РФ и Государственному флагу РФ. Последние не могут быть использованы в качестве геральдической основы для гербов и флагов субъектов РФ.

6. Право на наименование. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно решить вопрос о его наименовании. В случае изменения его новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ (ч.2 ст.137 Конституции РФ). Согласно Постановлению Конституционного Суда от 28.11.1995 года № 15-П новое наименование субъекта РФ включается в текст российской Конституции указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.

До определения процедуры внесения изменений в ст.65 Конституции РФ свое наименование изменили следующие республики: Республика Горный Алтай была переименована в республику Алтай, Марийская Республика - в Республику Марий Эл, Чувашская республика - в Чаваш республику, Якутская Республика - в Республику Саха (Якутия). После 28.11.1995 года в ст.65 Конституции РФ было включено новое наименование трех субъектов РФ: Ингушская Республика стала Республикой Ингушетия, Республика Северная Осетия - Республикой Северная Осетия-Алания, республика Калмыкия - Хальмг Тангч приобрела наименование Республика Калмыкия, в 2001 году - изменила свое название Чувашия, а в 2003 году - Ханты-Мансийский автономный округ.

Субъекты РФ различаются по юридической природе и по особенностям конституционно-правового статуса. По этим критериям выделяют три группы субъектов.

Первую группу образуют 21 республика в составе Российской Федерации. Республики значительно отличаются друг от друга размером территории, численностью населения, уровнем социально-экономического развития. Например, территория республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км. А Северная Осетия имеет территорию размером 8 тыс. кв. км., что в 44 раза меньше. Население Республики Башкортостан более чем в пять раз превышает население Кабардино-Балкарской республики и в 16 раз население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния на конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации, который определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

В соответствии с конституционными нормами статус российских республик характеризуется следующими чертами:

1) наличие собственной территории, которая может быть очерчена внутренней границей, отделяющей республику от других субъектов РФ, и внешней границей, отделяющей ее от иностранных государств. При этом внешняя граница одновременно является Государственной границей РФ. Согласно ст.67 Конституции РФ границы между субъектами могут быть изменены только с их согласия;

2) наличие собственной правовой системы, которая состоит из конституции республики, республиканских законов и других нормативных правовых актов, принятых в пределах ее компетенции, а также из договоров и соглашений республики с Российской Федерацией и другими субъектами РФ;

3) наличие собственных органов государственной власти, система которых определяется в соответствии с основами конституционного строя РФ, нормами Федерального закона от «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и законодательством республики;

4) наличие республиканской собственности, включающей в себя землю, е недра, леса, воды, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния;

5) обладание международной правосубъектностью, т.е. республики вправе выступать участниками международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций;

6) наличие своих государственных языков, государственной символики и столицы республики;

7) наличие полномочий в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметов, относящихся к исключительному ведению республики.

Вторую группу субъектов РФ составляют края, области и города федерального значения (г. Москва и г. Санкт - Петербург), Статус этих субъектов РФ определяется Конституцией РФ, федеральными законами и уставами соответствующих субъектов. К характеристикам конституционно-правового статуса этой группы субъектов можно отнести: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2007. С. 143-145

1) наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без их согласия;

2) наличие собственных органов государственной власти;

3) наличие собственной правовой системы, включающей устав, законы регионального уровня и иные нормативные правовые акты;

4) наличие собственности;

5) данные субъекты являются участниками международных и внешнеэкономических связей;

6) наличие государственной символики и административного центра;

7) наличие полномочий в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметов, относящихся к исключительному ведению края, области, города федерального значения.

Третью группу субъектов РФ образуют автономная область и автономные округа. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является факт их вхождения в состав края или области.

Автономный округ - национальное государственной образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Особенностью автономных округов является большая территория при небольшой численности населения.

В настоящее время в составе Читинской области находятся Агинский Бурятский автономный округ, Архангельской области - Ненецкий автономный округ, Тюменской области - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Статус автономных округов до заключения Федеративного договора и включения его положений в текст Конституции РФ регулировался Законом РСФСР от 20.11.1980 «Об автономных округах РСФСР». Статья 1 данного Закона не определяла, какие из автономных округов входят в состав краев и областей, т.е. носила императивный характер. Закон РСФСР от 15.12.1990 № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» предусмотрел, что «автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область». Таким образом, конституционная норма приобрела диспозитивный характер. Это конституционное положение послужило основанием для принятия Закона РФ от 17.06.1992 № 3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации».

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.05.1993 года № 9-П по делу о проверке конституционного данного Закона, Конституционный Суд РФ отметил, что развитие федеративных отношений в России «осуществляется на основе перераспределения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов в соответствии с Федеративным договором и характеризуется повышением конституционного статуса субъектов Федерации».

Характеристики элементов конституционно-правового статуса автономных округов и автономной области совпадают с характеристиками статуса краев, областей и городов федерального значения. Усанов Конституционное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М.: ООО «Издательство «Элит». 2009. С. 215-217.

Российская Федерация - яркий пример ассиметричной федерации. Субъектный состав Российского государства не только один из самых многочисленных в мире, но и самый разнообразный по видам. Исходя из этого, задачей конституционно-правового регулирования выступает процесс перевода ассиметричной федерации в так называемую плоскую федерацию, которая характеризуется наличием однопорядковых в правовом и экономическом плане субъектов Российской Федерации.

Статус субъектов федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (территориальный или национальный).

Территориальный принцип - субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип - предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.

Субъект федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим критериям:

Не обладают суверенитетом;

Не имеют права на отделение или сецессию;

Граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ;

Закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ;

Перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

РФ - федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область = 32 национально-государственных образования ; 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения = 57 государственно-территориальных образований ) = 89 субъектов РФ .

Виды субъектов РФ:

1. Республики в составе РФ - могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);

2. Края, области, города федерального значения в составе РФ - принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа;

3. Автономные округа и автономная область в составе РФ - по их представлению может быть принят ФЗ об автономной области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» - и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.

Изменение состава РФ может происходить вследствие :

1) Принятия в РФ нового субъекта (иностранного государства или его части);

2) Образования в ее составе нового субъекта в результате:

объединения существующих субъектов;

вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;

перехода из одного вида субъектов в другой;

изменения конституционно-правового статуса субъекта

Образование в составе РФ нового субъекта состоит из ряда этапов:

1. заинтересованные субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образовании в составе РФ нового субъекта;

2. вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ.

3. В случае положительного решения на референдумах проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом РФ в Госдуму, где за его принятие должны проголосовать 2/3 депутатов, затем данный закон рассматривает Совет Федерации, который должен одобрить его ¾ голосов его членов.

4. После подписания закона президентом РФ вносятся изменения в части 1 Статьи 65 Конституции РФ.

В настоящее время Указами Президента РФ в статье 65 Конституции РФ произведены следующие изменения:

    наименование «Ингушская Республика» заменено на «Республика Ингушетия»;

    наименование «Республика Северная Осетия» заменено на «Республика Северная Осетия - Алания» (Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152);

    наименование «Республика Калмыкия - Хальмг Тангч» заменено на «Республика Калмыкия» (Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173//СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 676);

    наименование «Чувашская Республика - Чаваш республика» заменено на «Чувашская Республика - Чувашия»;

    ФКЗ от 25.03.2004 установлено, что с 1 декабря 2005 года образуется новый субъект РФ - Пермский край - в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (статья 1), которые прекращают свое существование в качестве субъектов РФ с 1 декабря 2005 года (статья 4).

Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус (дополнение)

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство , а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство . Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти . Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) Республики . Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения . Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

3) Автономная область, автономные округа . Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области . В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Разделение властей является основополагающим принципом демократического правового федеративного государства. Данный принцип закреплен в Конституции РФ 1993 г. в качестве основы конституционного строя России .

Значимость данного принципа и его реализации связана с непрерывным процессом развития федеративных отношений в Российской Федерации, необходимым для поддержания стабильности в обществе и государстве.

Формирование гражданского общества и становление правового государства в нашей стране способствовали демократизации ряда институтов конституционного права России, в том числе и в механизме государственной власти.

Профессор М. В. Баглай отмечает, что в 20 веке в России сменилось два типа конституционного права: дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 г. - февраль 1917 г.), а затем к парламентской республике (февраль - октябрь 1917 г.); тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 1980-х гг.). Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина .

Впервые Конституция 1978 года установила, что российское государство является суверенным. В тот период начался процесс демократизации всех сторон жизни общества .

Принцип разделения властей был воспринят конституционным правом России в 1992 г. в связи с внесением изменений и дополнений в Конституцию 1978 г.

М. Н. Марченко полагает, что существуют три относительно самостоятельных периода становления и развития теории разделения властей. Первый период - апрель 1985 г. - сентябрь 1993 г. характеризуется не только формально-юридическим закреплением принципа разделения властей в Конституции и других нормативно-правовых актах, но и реальным воплощением в жизнь, о чем свидетельствуют многочисленные научные статьи, газетные материалы, различные нормативно-правовые акты. В самом начале этого периода по инерции продолжало доминировать восприятии государственной власти в лице Советов как явления единого и неделимого. Традиционно считалось, что делению подлежат не сами ветви власти, а лишь властные функции .

В конце 80-х - начале 90-х годов в отношении к принципу наметился резкий поворот. Это проявилось не только в теории, но и на практике. Так, в частности, учрежденный в 1991 г. институт Президентства в России и образование Конституционного суда свидетельствовали о реальном выделении и укреплении в механизме государственной власти России наряду с законодательной - исполнительной и судебной ветвей .

Закрепление в Конституции России в 1992 г. положения о том, что «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей», свидетельствовала об официальном признании этой теории .

Второй период охватывает промежуток времени с сентября 1993 г. и до декабря этого же года. В этот период было покончено, как отмечали эксперты, с принципом разделения властей.

С принятием Конституции России 12 декабря 1993 года в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране начался новый, третий период, который продолжается вплоть до настоящего времени.

Следует отметить, что триада в виде законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти является классической формулой теории конституционализма.

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание-парламент РФ, исполнительную - Правительство РФ, судебную - суды РФ (статья 10 Конституции РФ) ; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют судебную систему Российской Федерации .

Функции единой государственной власти осуществляются различными органами, каждый из которых может выполнять, и в практике российского конституционализма действительно выполняет отдельные полномочия, входящие в компетенцию других органов .

Разделение властей обязательно не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в субъектах РФ .

Таким образом, Российская Федерация и ее субъекты призваны реализовывать и обеспечивать государственную власть, которая осуществляется на основе принципа разделения властей.

По мнению профессора В. В. Лазарева, следует учитывать трансформацию содержания разделения властей в процессе исторического развития этой доктрины и практики ее конституционного воплощения. В частности, Президент РФ, являясь главой государства, не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Принцип разделения властей, как он закреплен в Конституции, не препятствует существованию так называемой «избирательной власти», осуществляемой ЦИК России и иными избирательными комиссиями, а также прокуратуры РФ, наделенной широкими полномочиями .

Принцип разделения властей конкретизируется в последующих главах и статьях Конституции, определяющих полномочия и характер взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ и его палат, Правительства РФ и судов РФ, а также разграничение предметов ведения и полномочий Российской федерации ее субъектов, в федеральных конституционных и федеральных законах, законах субъектов РФ. В связи с этим правоприменители должны исходить не из абстрактной формулы разделения властей, выработанной конституционно-правовой доктриной, а основывать свои решения на том видении этого принципа, которое выражено в Конституции, как это установлено в решениях КС РФ, в которых он опирался на ст. 10 Конституции.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда от 11.12.1998 № 28-П, провозглашенная в преамбуле Конституции Российской Федерации цель утверждения гражданского мира и согласия обусловливает и необходимость согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, которое обеспечивается Президентом Российской Федерации .

Согласно Конституции РФ Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, и что в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, а также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти .

В условиях разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную важно не допускать их противоборства, которое не согласуется с тем, что единственным источником, из которого они проистекают, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации (статья 3 Конституции РФ) . По мнению Суда, иное не будет отвечать конституционному предназначению государственной власти и поставит под угрозу стабильность конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства .

С. В. Бородин, В. Н. Кудрявцев считают, что взаимодействие трех властей - это сложный и ответственный процесс, который выражается в согласовании различных вопросов, а также в определенном влиянии ветвей власти друг на друга. Как исполнительная, так и судебная власти действуют лишь на основе норм права, принимаемых законодателями. Но последние вырабатывают эти нормы не в отрыве, а тесной связи и на базе проектов и предложений, исходящих преимущественно от органов исполнительной власти, прежде всего - правительства

Механизм, обеспечивающий взаимодействие властей, принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятыенормы, содержащиеся в Конституции РФ и в различных нормативно-правовых актах и регулирующие порядок взаимодействия трех ветвей власти.

По мнению автора, только надежный и эффективный механизм, основанный на принципах законности и децентрализации, может обеспечить компромисс между ветвями власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, и сохранить единство власти и территориальной целостности российского государства.

Таким образом, главная цель разделения властей -это не допустить сосредоточение власти в рамках одного органа или одной ветви власти, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека и гражданина.

Принцип разделение властей является основанием функционирования российского конституционализма, который в конечном итоге призван обеспечить тот баланс интересов, который сделает государственную власть единой и неделимой.

Президент России - единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.

Правовой статус президента России закреплён в статьях 11,78,80-93,107-109,111-117,125,128,134Конституции Российской Федерации .

Наряду с полномочиями главы государства Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органамиисполнительной власти.

В отличие от конституции Пятой французской республики, гдеполитикугосударства определяет и проводит правительство, а президент почти всегда председательствует на его заседаниях, президент РФ самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции РФ) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции РФ). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводитполитику, определенную президентом в его указах.

Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации, являются подзаконными актами. Формально правительство - «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность). Ввиду такой двухступенчатости власти термин «глава исполнительной власти» (председатель правительства не является таковым, так как властными полномочиями обладает президент и правительство), в Конституции РФ (и Франции) отсутствует:

«На основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.» «Если акты правительства противоречат Конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом.» (статья 115 Конституции РФ).

«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).

«Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации» (статья 117 Конституции РФ).

Таким образом, выборы президента РФ с его программой можно назвать «выборами исполнительной власти» федерального уровня.

По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определенных законов).

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил, назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия«личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.).

Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешенияпрезидента от должности «на основании выдвинутогоГосударственной думойобвинения вгосударственной изменеили совершении иного особо тяжкого преступления <…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной охране» , в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

Положение Президента РФ в системе органов государственной власти

Понятие главы государства. Пост. главы государства существует при всех формах правления В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках –

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 388

выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и I конфликтов между органами государственной власти.

При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции, главы государства номинальны, в других – они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т.е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия – например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.), например, глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят как только представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или стоять как бы вне основных властей.

Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей – законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательст-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 389

ва он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

Другое дело – взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти – ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках президентского типа – это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиальный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер (явление частой смены правительств, характерное для парламентской формы правления с многопартийностью, получило название «министерская чехарда»). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства – напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка

Конституционный статус Президента Российской Федерации. В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы госу-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 390

дарства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например предлагать парламенту кандидатуру на пост. главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т.д.).

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.

В советский период в России фактически отсутствовал пост. главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган – Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.

Пост. Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. и в том же году (12 июня) на этот пост. всенародным голосованием был избран Борис Николаевич. Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996 г.). Однако с 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.

По Конституции РФ 1993 г. Президент является, главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 391

власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном – с исполнительной властью.

Совершенно неосновательны поэтому расхожие упреки некоторых политических деятелей в смене конституционной формулы как стремлении наделить Президента РФ некими «диктаторскими полномочиями». Опыт почти четырех десятилетий аналогичного положения Президента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не существует. То же подтверждается и опытом первого президентства в Российской Федерации.

Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т.д. Со временем, вероятно, будет признан и его иммунитет против гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 392

Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции, нынешняя Конституция РФ не предусматривает пост. вице-президента. В президентских республиках этот пост. иногда существует (США), а иногда его нет (Франция). В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 году явилось следствием политической борьбы Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах выполняет вице-президент.

Указом Президента РФ от 5 августа 1996 г. в качестве символов президентской власти установлены также Знак Президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ. Установлен порядок применения этих символов при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ.

Основные функции Президента РФ. Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ. Президент Российской Федерации:

1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина,

2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,

3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства,

4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляются

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 393

или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть, неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т.д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но в наш век, полный непредсказуемых событий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 394

быстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый, кому дороги интересы России, должен признать, что грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует своей конституционной функции, хотя и сформулированной в весьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма.

Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают).

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления -кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание. Взаимоотношения Президента и парламента в данном процессе – самый болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возмож-

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 395

ностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т.д. в большей мере под силу Президенту. В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Конституционные функции Президента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы, общество – его материальные и духовные ценности, государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются Законом просто субъектами безопасности.

Вся эта конструкция кажется теперь весьма надуманной и мало что добавляет к пониманию взаимоотношений гражданина и государства. Конституция РФ решила этот вопрос намного яснее и четче, а потому следует считать, что Закон в значительной степени утратил силу. Однако в нем есть положения, которые сохраняют свое действие, и это, в частности, закрепление некоторых функций и полномочий Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Следовательно, именно Президент РФ напрямую (т.е. минуя Председателя Правительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасности: Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, службой обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службой, службой ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формированиями гражданской обороны, пограничными войсками, внутренними войсками, службой

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 396

обеспечения безопасности средств связи и информации, таможней и др. Практически все эти силы управляются самостоятельными министерствами и ведомствами, руководители которых подчинены Президенту РФ (Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба внешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.).

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

Полномочия в области внешней политики .

Согласно п.«а» ст.86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

Президенту непосредственно подчинено Министерство иностранных дел. Он возглавляет Совет Безопасности, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, Президент имеет непосредственные контакты с главами иностранных государств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты и др. Свое видение внешнеполитических интересов России Президент формирует в ежегодных посланиях о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Пункты «б», «в» и «г» 86 статьи конкретизируют полномочия Президента во внешнеполитической сфере: ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Наглядно процедура принятия верительной грамоты описывается Г.В.Дегтевым: «эта процедура нередко сопровождается обменом мнений по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе России. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям подлежит «верить». При вручении грамот обычно присутствует министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту РФ и кратко представляет своих ближайших сотрудников. После вручения грамот Президент имеет краткую беседу с новым послом».

Все исследователи единодушны во мнении, что один Президент не может решать все вопросы внешних сношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с Парламентом и Правительством РФ. Международные договоры, заключенные Президентом, подлежат ратификации, которая осуществляется парламентом - Федеральным Собранием. Принимаемая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом.

Все это в целом способствует разработке стратегии внешнеполитической деятельности страны, основные ее направления, которые, в конечном итоге влияют на положение каждого гражданина. Президент непосредственно руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует.

Согласно п. «м» ст.83 Конституции РФ, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Дипломатические представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций.

Для сравнения приведем примеры того, как регулируются полномочия президента во внешней политике в других странах. Так, Конституция Франции весьма детально регулирует внешнеполитические полномочия президента. В латиноамериканских странах они лишь упоминаются в общих чертах. В США президент обладает значительными полномочиями, которые основываются не столько на тексте Конституции, сколько на решениях Верховного суд, доктрине «внешнего суверенитета»

Федера́льное собра́ние - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации). Названия для палат (Государственная дума иГосударственный совет ) были выбраны ещё Всероссийским учредительным собранием в 1917 году для парламента так и несостоявшегося тогдагосударства [ источник не указан 32 дня ] .

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Российская Федерация состоит из

республик,

областей,

городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург),

автономной области,

автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации. Хотя Шахрай сказал, что нет.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается

Конституцией России,

Федеральными законами,

Другими правовыми актами.

Основные вопросы статуса урегулированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Правовой статус субъектов Российской Федерации

Этот статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменения гл. 3 - которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Полномочия .

Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ :

1) по предметам ведения субъектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА субъекта РФ;

2) по предметам совместного ведения - Конституцией РФ, ФЗ, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3) предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними НПА Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ никакие законы и подзаконные акты федерального, регионального и местного уровня не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ.

Не могут быть НПА или иные соглашения, если принятие указанных актов ведет к

Изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ,

Ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина,

Нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской Федерации.

1. Наименование .

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

2. Равноправие .

Равное представительство всех субъектов в Совете Федерации (по 1 от законодательной и исполнительной власти).

Равенство в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Равенство в порядке распределения предметов ведения.

Равенство основных законов субъектов по юридической силе

3. Субъекты РФ имеют свою правовую систему - конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно, но надо, чтобы были в соответствии с федеральными актами. Конституции и уставы принимаются:

На референдуме;

Специально образованным органом;

Законодательным представительным органом субъекта;

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности.

Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

4. Территория . Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

5. Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.

6. Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом должны соблюдать.

Соответствие основам конституционного строя - разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Построение на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. 7. Право осуществления международных и внешнеэкономических связи. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер.

Не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании,

Открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д.

Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации.

(Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 года)

(Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации») .

7. Право представительства в СФ.

8. У законодательных органов – право зак. инициативы в ФС РФ.

9. Право защиты в КС РФ.

10. Разграничение предметов ведения.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различия:

Республики .

Республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Но и власть в республиках не суверенна, право сецессии не закреплено, республики не вправе нарушать единство системы государственной власти в РФ. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Республики вправе иметь свой государственный язык, другие субъекты – нет.

Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законодательными собраниями.

Автономии .

Автономные округа могут входить в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями.

Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

ГФЗ – столица .

Для проведения государственных мероприятий – аренда зданий и сооружений

Центр власти, тут – многие государственные органы.

Финансирование государственных мероприятий из федерального бюджета.

Особенности правового статуса автономий

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и десять автономных округов.

Автономия как способ защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития нашла отражение в Федеральном законе «О национально-культурной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 г.). Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия имеет право :

Получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

Обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

Создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

Сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

Следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

Создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

Устанавливать на основании законодательства и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан РФ, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.

В Законе четко зафиксировано, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей.

Введение…………………………………………………………………….…..…3

1. Правовой статус субъектов Российской Федерации……………………......6

1.1 Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации……………………………………………………………….………...6

1.2 Правосубъектность Российской Федерации: современное положение и проблемы…………………………………………………………………………15

2. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации………21

2.1 Особенности правового статуса Республик…………..……….…………...21

2.2 Констуционно-правовой статус областей, краев, городов федерального значения……………………………………………………………..……………25

Заключение……………………………………………………………………....28

Библиографический список…………………………………………………….30

Приложение


Введение

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская республика являлась унитарным государством. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права нации на самоопределение активизировали тенденцию, к распаду России возникшую еще до Октября, когда усилилось национально - освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 года.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятия III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 года, провозгласила Россию Федерацией.

Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительств ее составных частей.

Принятая в июле 1917 года Конституция Российской Социалистической Федеральной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. РСФСР должна была стать федеративным государством автономными образованиями.

Новая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равно правы во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года Федеративным договором от 31марта 1992 года.

Таким образом, Российская Федерация состоит из субъектов. Субъекты Российской Федерации – государственно–правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть субъектов Российской Федерации – республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти.

Однако в государственно-правовом статусе субъектов РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерации и ее отдельными субъектами.

Процесс развития Федерации: объединение субъектов РФ в настоящее время продолжается быть активно, но не без проблем.

Большое количество публикаций на эту тему говорит о ее актуальности. Вопросы правосубъективности составляющих Федерацию интересны не только с юридической точки зрения. Правильное правовое решение этих вопросов влияет ан жизнь каждого человека нашей страны. Именно это было главным при выборе темы курсовой работы, цель которой – дать анализ правового статуса субъектного состава Российской Федерации.

Используя источники, учебную и научную литературу, периодические издания необходимо решить следующие задачи:

1) дать понятия и общую характеристику правового статуса субъектов РФ;

2) охарактеризовать современные положения субъектного состава РФ;

3) показать особенности правового статуса субъектов РФ;

Исходя из решения задач курсовая работа включает в себе: введения, Главы 1 и 2, заключения и библиографической литературы.


1. Правовой статус субъектов Российской Федерации

1.1 Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправные этих субъектов Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституция РФ).

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы. Основные вопросы статуса урегулированы федеральным Законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. от 7 июля 2003 г.) полностью вступил в действие с 1 января 2005 года .

Этот статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменение глав 3-8, которой, в конечном счете, возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:

1. полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются Конституцией (уставом), законодательными правовыми актами субъекта РФ;

2. полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3. полномочия, осуществляемые по предметам ведения Российской Федерацией определяются федеральными законами, издаваемые в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Последние должны устанавливать права, обязанность и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям закона.

В соответствии с принципом верховенство Конституции РФ федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ. Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционного статуса субъекта РФ, улучшению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской федерации.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежат включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим точным перечислением наименований всех субъектов РФ в Конституции РФ подчеркивается добровольностью вхождения каждого субъекта в Российской Федерации и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Однако правовой статус субъектов все же не во всем одинаков. Так республики объявляют государствами, а все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законодательными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими края и областями. Такое положение субъектов РФ имеет повод говорить о асимметричности российской федерализма.

Равноправие субъектов РФ проявляется, в общем, для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71,72,73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе – всех субъектов Федераций. Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решение вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения.

Такое решение разграничение предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопросы относятся к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исполнительную компетенцию органов власти субъектов Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственные правовые регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции субъектам Федерации представляется важная гарантия: поскольку законы и нормативные акты субъектов, изданных по вопросам ведения Федерации и совместного ведения должны соответствовать федеральным законом и, в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода вопросам исключительно ведения субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативным правовым актам. Отсюда следует, что федеральный закон не может вторгаться в сферу деятельности субъектов РФ.



Просмотров