Предпринимательское право включает в себя институты. Тесты. Методы правового регулирования
Тема 1
1. Российское предпринимательское право является:
а) базовой отраслью права;
б) комплексной отраслью права;
в) специальной отраслью права.
2. Российское предпринимательское право регулирует:
а) общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;
б) гражданско-правовые, налоговые, трудовые и административно-правовые отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
в) общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
3. Закон, в котором дается определение предпринимательской деятельности:
б) "О предприятиях и предпринимательской деятельности";
в) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
4. Российское предпринимательское право включает в себя институты:
а) конституционного и гражданского права;
б) административного и гражданского права;
в) гражданского и финансового права.
5. В российском предпринимательском праве применяются следующие методы правового регулирования:
б) метод автономных решений (метод согласования);
в) все перечисленные.
1. Источником российского предпринимательского права не является:
а) обычай делового оборота;
б) международный договор РФ;
в) судебный прецедент.
2. Обычай делового оборота применяется:
а) в целях преодоления пробела в законодательстве;
б) в случаях, когда стороны договорятся о его применении;
в) в случаях, прямо указанных в законодательстве.
3. Какой нормативный правовой акт закрепляет основные принципы осуществления предпринимательской деятельности:
а) Конституция РФ;
в) Закон РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности"?
4. Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
а) абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
б) абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства;
в) абсолютные вещные правоотношения; хозяйственные обязательства.
5. Правоотношения, которые складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. называются:
а) хозяйственные обязательства;
б) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
в) неимущественные предпринимательские правоотношения.
1. Подразделение коммерческой организации получает наибольшую самостоятельность в хозяйственном обороте, если оно образовано как:
а) представительство;
б) филиал;
в) отделение.
2. Филиалом является:
а) обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства;
б) обособленное подразделение юридического лица, представляющее интересы юридического лица, осуществляющее их защиту, а также выполняющее иные функции некоммерческого характера;
в) юридическое лицо, имеющее в хозяйственном ведении обособленное имущество, отвечающее по своим обязательствам этим имуществом, расположенное вне места нахождения своего учредителя и являющееся его дочерней организацией.
3. Товарная биржа является субъектом:
а) специальной компетенции;
б) ограниченной компетенции;
в) исключительной компетенции.
4. В уставном капитале малого предприятия доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций не может превышать:
5. К организационно-правовым формам юридических лиц, согласно российскому гражданскому законодательству, относятся:
а) филиал;
б) холдинг;
в) унитарное предприятие.
1. Государственное унитарное предприятие является субъектом
б) специальной компетенции;
в) ограниченной компетенции.
2. Два индивидуальных предпринимателя вправе создать:
а) любые виды хозяйственных товариществ и обществ;
б) любые виды хозяйственных товариществ и обществ, а также производственный кооператив;
в) полное товарищество, любые виды хозяйственных обществ.
3. Учредители юридического лица несут субсидиарную ответственность по его обязательствам:
а) в производственном кооперативе;
в) во всех перечисленных формах.
4. К числу хозяйственных объединений относятся:
а) полное товарищество;
б) простое товарищество;
в) нет правильного ответа.
5. Четверо граждан вправе создать:
а) производственный кооператив, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество;
б) любой вид хозяйственных обществ;
в) любой вид хозяйственных товариществ.
6. К числу учредительных документов общества с дополнительной ответственностью относят:
б) учредительный договор;
в) устав и учредительный договор.
7. Наименование какой коммерческой организации должно указывать на характер ее деятельности:
а) производственного кооператива;
б) государственного или муниципального унитарного предприятия;
в) всех перечисленных.
8. Уставный фонд формируется:
а)в производственном кооперативе;
б) в обществе с дополнительной ответственностью;
в) в государственном или муниципальном унитарном предприятии.
9. Граждане, ограниченные в дееспособности, заниматься предпринимательской деятельностью:
а) вправе с согласия попечителя;
б) вправе с разрешения регистрирующего органа;
в) не вправе.
1. Унитарные предприятия создаются на основе:
а) учредительного способа;
б) учредительно-распорядительного способа;
в) дозволительно-учредительного способа.
2. В настоящее время государственная регистрация индивидуальных предпринимателей производится:
а) в администрациях муниципальных образований;
б) в регистрационной палате;
в) в налоговых органах.
3. Вправе ли государственный орган отказать в государственной регистрации финансово- промышленной группы в связи с нецелесообразностью ее создания:
в) нет, за исключением случаев, когда это необходимо для защиты интересов государства и общества.
4. В течение какого времени регистрирующий орган обязан зарегистрировать вновь создаваемое юридическое лицо:
а) 5 рабочих дней;
б) 7 рабочих дней;
в) 10 дней?
5. Государственной регистрации не подлежит:
а) прекращение предпринимательской деятельности гражданина;
б) изменение характера деятельности индивидуального предпринимателя;
в) внесение изменений в учредительные документы юридических лиц.
1. Получение разрешения антимонопольного органа является необходимым условием при реорганизации, проводимой путем:
а) слияния;
б) преобразования;
в) выделения.
2. При какой форме реорганизации не возникает нового юридического лица?
а) преобразование;
б) присоединение;
в) слияние.
3. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться:
а) в полное или коммандитное товарищество;
б) в акционерное общество или производственный кооператив;
в) в государственное или муниципальное унитарное предприятие.
4. Прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам происходит:
а) при реорганизации;
б) при ликвидации;
в) при реорганизации, ликвидации.
5. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны:
а) уведомить об этом решении кредиторов реорганизуемого юридического лица;
б) получить согласие на это решение кредиторов реорганизуемого юридического лица;
в) предварительно погасить кредиторскую задолженность.
1. Федеральный закон 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает:
а) три процедуры банкротства;
б) четыре процедуры банкротства;
в) пять процедур банкротства.
2. Для определения наличия признаков банкротства должника не учитываются:
а) размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;
б) убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства;
в) размер обязательных платежей без учета установленных законодательством штрафов, пеней и иных финансовых санкций.
3. Объявить должника банкротом вправе:
а) сам должник;
б) конкурсные кредиторы;
в) арбитражный суд.
4. Выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражного управляющего относится к полномочиям:
а) собрания кредиторов;
б) конкурсных кредиторов;
в) должника.
5. Содействие повышению уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих относится к функциям:
а) образовательных учреждений;
б) саморегулируемых организаций;
в) арбитражного суда.
6. Одним из признаков банкротства организаций является:
а) неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение двух месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
б) неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
в) неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
7. Заявление о признании предприятия банкротом в арбитражный суд вправе подать:
а) конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, прокурор;
б) конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, должник;
в) кредиторы, уполномоченные органы, должник.
8. Организация стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего относится к полномочиям:
а) арбитражного суда;
б) саморегулируемой организации;
в) уполномоченного органа государственной власти.
9. Арбитражный управляющий назначается:
а) должником;
б) собранием кредиторов;
в) арбитражным судом.
10. Действие Федерального закона 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" распространяется на:
а) физические и юридические лица;
б) физические и юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций;
в) физические и юридические лица, за исключением казенных предприятий.
11. К числу требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, относится наличие:
а) непрерывного стажа руководящей работы до двух лет;
б) непрерывного стажа руководящей работы свыше двух лет;
в) стажа руководящей работы свыше двух лет в совокупности.
Первое собрание кредиторов созывается по итогам проведения:
а) наблюдения;
б) финансового оздоровления;
в) внешнего управления.
В случае отстранения руководителя должника от должности на стадии наблюдения полномочия по управлению должником переходят:
а) ко временному управляющему;
б) к арбитражному управляющему;
в) к лицу, представленному в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей должника или собственника должника.
Наблюдение должно быть завершено не позднее:
а) 3 месяцев;
б) 6 месяцев;
в) 7 месяцев.
4. Для проведения наблюдения арбитражный суд назначает:
а) административного управляющего;
б) временного управляющего;
в) внешнего управляющего.
1. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом сроком:
а) до 2 лет;
б) до 18 месяцев;
в) свыше 2 лет.
2. Для введения финансового оздоровления необходимо:
а) только соответствующее решение собрания кредиторов;
б) соответствующее ходатайство учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьих лиц;
в) только соответствующее решение арбитражного суда.
3. В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств при проведении процедуры финансового оздоровления могут выступать:
б) задаток;
в) имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности.
4. При проведении финансового оздоровления размер обеспечения исполнения обязательств должника должен превышать размер обязательств должника не менее чем на:
б) 20%; в) 30%.
5. Арбитражный суд может ввести процедуру финансового оздоровления вопреки решению Собрания кредиторов в случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств должника:
а) государственной или муниципальной гарантии;
б) банковской гарантии;
в) задатка.
6. Финансовое оздоровление и внешнее управление могут длиться:
а) до 2,5 лет каждое;
б) до 2 лет в совокупности;
в) до 2,5 лет в совокупности.
7. Для проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный суд назначает:
а) внешнего управляющего;
б) административного управляющего;
в) временного управляющего.
1. Переход полномочий по управлению должником к арбитражному управляющему является одним из последствий введения:
а) финансового оздоровления;
б) внешнего управления;
в) мирового соглашения.
2. Внешнее управление вводится на срок не более:
б) 18 месяцев;
в) 2,5 лет.
3. Арбитражный суд может ввести процедуру внешнего управления вопреки решению собрания кредиторов в случае:
а) предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств должника государственной или муниципальной гарантии;
б) наличия достаточных оснований полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
в) соответствующего ходатайства трудового коллектива должника.
4. Одним из полномочий внешнего управляющего является:
а) закрытие реестра требований кредиторов;
б) контроль за соблюдением графика погашения задолженности;
в) ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности.
5. Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов - одно из последствий введения:
а) наблюдения;
б) внешнего управления;
в) конкурсного производства.
6. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не требования:
а) кредиторов первой и второй очереди;
б) кредиторов третьей очереди;
в) виндикационные требования, подтвержденные вступившим в введения внешнего управления решением суда.
7. План внешнего управления утверждается:
а) внешним управляющим;
б) собранием кредиторов;
в) арбитражным судом.
8. Внешнее управление не проводится в отношении:
а) стратегических предприятий;
б) индивидуальных предпринимателей;
в) крестьянского (фермерского) хозяйства.
1. Процедура, в результате проведения которой прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина, - это:
а) мировое соглашение;
б) конкурсное производство;
в) внешнее управление.
2. Основанием открытия конкурсного производства является:
а) признание должника банкротом по решению арбитражного суда;
б) решение собрания кредиторов;
в) решение внешнего управляющего.
3. Срок исполнения возникших до введения этой процедуры денежных обязательств и уплаты обязательных платежей считается наступившим с момента введения:
а) финансового оздоровления;
б) внешнего управления;
в) конкурсного производства.
4. Порядок удовлетворения требований кредиторов в процессе конкурсного производства осуществляется в соответствии:
а) с ГК РФ;
б) с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";
в) с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", если это не противоречит ГК РФ.
5. Реестр требований кредиторов закрывается:
а) по истечении двухмесячного срока со дня публикации объявления о признании должника банкротом;
б) по истечении двухмесячного срока со дня публикации объявления о введении процедуры наблюдения;
в) по истечении месячного срока со дня публикации объявления о признании должника банкротом.
6. В конкурсную массу включается:
а) социально значимые объекты;
б) имущество, принадлежащее должнику на праве собственности;
в) имущественные права, связанные с личностью должника.
7. Расходы на вознаграждение конкурсного управляющего относятся:
а) к требованиям кредиторов первой очереди;
б) к внеочередным требованиям;
в) к требованиям кредиторов второй очереди.
1. Мировое соглашение может заключаться:
а) на любой стадии банкротства, кроме конкурсного производства;
б) на любой стадии банкротства, кроме наблюдения;
в) на любой стадии банкротства.
2. Мировое соглашение заключается:
а) в устной форме;
б) в письменной форме;
в) в письменной нотариально удостоверенной форме.
3. Какая процедура банкротства не предусмотрена в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)":
а) досудебная санация;
б) конкурсное производство;
в) мировое соглашение?
4. Условия мирового соглашения не могут предусматривать замену денежного долга неденежным обязательством в отношении:
а) требований кредиторов, обеспеченных залогом;
б) внеочередных требований кредиторов;
в) обязательных платежей.
5. Мировое соглашение, утвержденное арбитражным судом, вступает в силу для должника и конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в его заключении:
а) с момента вынесения судом соответствующего определения;
б) с момента его заключения;
в) с момента принятия соответствующего решения собранием кредиторов.
1. К первоначальным способам приобретения права собственности на имущество предпринимателя относится:
а) приобретение права собственности юридическим лицом путем внесения его учредителями имущественных взносов (паев) в уставный (складочный) капитал, паевой фонд;
б) правопреемство в результате реорганизации юридического лица;
в) приобретательная давность.
2. Государственные и муниципальные казенные предприятия имеют имущество на праве:
а) хозяйственного ведения;
б) оперативного управления;
в) внутрихозяйственного ведения.
3. Амортизация представляет собой:
а) процесс постепенного перенесения стоимости производимого продукта по мере его физического и морального износа на средства труда;
б) процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт;
в) стоимость воспроизводства основных средств.
4. Положением по бухгалтерскому учету основных средств и методическими указаниями определены следующие способы амортизации:
а) линейный и ускоренный;
б) линейный, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);
в) линейный и нелинейный.
5. При создании государственных и муниципальных предприятий формируется:
а) уставный капитал;
б) уставный фонд;
в) паевой фонд.
1. Ежегодное утверждение прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год относится к полномочиям:
а) Правительства РФ;
2. Заключение договоров купли-продажи федерального имущества относится к полномочиям:
а) Правительства РФ;
б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
в) Российский фонд федерального имущества.
3. К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" относится:
а) государственный и муниципальный жилищный фонд;
б) государственный резерв;
в) имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий.
4. В соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" в настоящее время приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется:
а) на возмездной основе;
б) на безвозмездной основе;
в) как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
5. Издание нормативных правовых актов по вопросам приватизации относится к полномочиям:
а) Правительства РФ;
б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
в) Российский фонд федерального имущества.
1. Перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества, закрепленный в Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" является:
а) исчерпывающим;
б) не исчерпывающим;
в) может быть дополнен федеральными законами.
2. Выполнение определенных в договоре условий является обязательным требованием для участия в приватизации государственного и муниципального имущества посредством такого способа приватизации, как:
а) аукцион;
б) конкурс;
в) продажа без объявления цены.
3. В случае, когда аукцион по продаже государственного или муниципального имущества был признан несостоявшимся, приватизация указанного имущества осуществляется:
а) путем продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
б) путем продажи государственного или муниципального имущества посредством конкурса;
в) путем продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены.
4. Условия конкурса по продаже государственного или муниципального имущества не могут предусматривать:
а) сохранение определенного числа рабочих мест;
б) ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;
в) запрет на использование такого имущества в предпринимательской деятельности.
5. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется:
а) если продажа этого имущества посредством аукциона не состоялась;
б) если продажа этого имущества иными способами не состоялась;
в) если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
1. Экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов, - это:
а) прямые методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
б) косвенные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
в) налоговые льготы.
2. Плановое мероприятие по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) может быть проведено:
а) не более чем один раз в год;
б) не более чем один раз в два года;
в) не реже чем один раз в два года.
3. Цена, складывающаяся на товарном рынке без государственного воздействия на нее, называется:
а) регулируемая цена;
б) свободная (рыночная) цена;
в) демпинговая цена.
4. В перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, входят:
а) продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
б) газ, реализуемый населению;
в) социальные услуги.
5. В перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, включены:
а) перевозки железнодорожным транспортом;
б) наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
в) торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
1. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий:
а) 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов;
б) 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов;
в) одного месяца со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
2. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия:
а) не продлевается;
б) продлевается;
в) продлевается по специальному решению лицензирующего органа.
3. Лицензия не теряет юридическую силу в случае:
а) ликвидации юридического лица;
б) прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования;
в) прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
4. В случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно:
а) после получения новой лицензии в соответствующем субъекте РФ;
б) после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ;
в) без каких-либо специальных действий.
5. Лицензия выдается на срок:
а) не более пяти лет;
б) не менее пяти лет;
в) не более трех лет.
Определение понятия "конкуренция" дается в следующем нормативном правовом акте:
а) в ГК РФ;
б) в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
в) в Федеральном законе "О естественных монополиях".
Противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров, - это:
а) монополистическая деятельность;
б) недобросовестная конкуренция;
в) монополия.
Одним из видов монополистической деятельности является:
а) создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
б) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
в) введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара.
Одной из форм недобросовестной конкуренции является:
а) создание дискриминирующих условий деятельности для отдельных субъектов;
б) создание благоприятствующих условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов путем предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара;
в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
В настоящее время федеральный антимонопольный орган называется:
а) Министерством по антимонопольной политике РФ;
б) Государственным антимонопольным комитетом РФ;
в) ФАС России.
а) недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, скрытая реклама;
б) недобросовестная, недостоверная, неэстетичная реклама, заведомо ложная реклама, скрытая реклама;
в) недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама, заведомо ложная реклама, скрытая реклама, контрреклама.
а) заведомо ложной;
б) недостоверной;
а) недостоверной;
б) неэтичной;
в) скрытой;
а) Министерство по антимонопольной политике РФ;
в) ФАС России.
1. Аудиторские организации являются субъектами:
а) исключительной компетенции;
б) специальной компетенции;
в) ограниченной компетенции.
2. Целью аудита является:
а) независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей;
б) выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ;
в) соблюдение налогового законодательства РФ.
3. Право на подачу в уполномоченный федеральный орган заявления о своей аккредитации имеет профессиональное аудиторское объединение, членами которого являются:
а) не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций;
б) не менее 1000 аттестованных аудиторов и не менее 100 аудиторских организаций;
в) не менее 500 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.
4. В случаях непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации, а также выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица составляется:
а) условно положительное аудиторское заключение;
б) отрицательное аудиторское заключение;
в) аудиторское заключение, содержащее отказ от выражения мнения.
5. Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет:
а) Министерство финансов РФ;
в) ФСФР России.
1. Государственное регулирование оценочной деятельности осуществляет:
а) Министерство финансов РФ;
б) Федеральное казначейство РФ;
в) ФСФР России.
2. Правовое положение оценщика закреплено:
а) в Конституции РФ;
б) в Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
в) в Положении об оценочной деятельности.
3. Договор между оценщиком и заказчиком заключается:
а) в письменной нотариально удостоверенной форме;
б) в письменной форме;
в) в устной или письменной форме.
4. Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло:
а) не более года;
б) не более шести месяцев;
в) не более трех месяцев.
5. В случае если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит:
а) рыночная стоимость данного объекта оценки;
б) специальная стоимость данного объекта оценки;
в) ликвидационная стоимость данного объекта оценки.
1. Понятия "охрана прав" и "защита прав" предпринимателей соотносятся следующим образом:
а) эти понятия являются синонимами;
б) "охрана прав" уже понятия "защита прав" предпринимателей;
в) "защита прав" уже понятия "охрана прав" предпринимателей.
2. Способы защиты прав предпринимателей делятся:
а) на материальные, процессуальные и пресекательные;
б) на материально-правовые и процессуальные;
в) на материально-правовые, штрафные и пресекательные.
3. Формы защиты прав предпринимателей делятся на:
а) материальные и процессуальные;
б) судебные и внесудебные;
в) письменные и устные;
4. К внесудебной защите прав и интересов предпринимателей следует отнести: а) нотариальную защиту;
б) третейское разбирательство;
в) все перечисленное и досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
5. В соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей должностные лица органов государственного контроля (надзора):
а) вправе осуществлять мероприятия по контролю;
б) не вправе осуществлять плановые проверки;
в) вправе осуществлять мероприятия по контролю (надзору) с разрешения руководителя соответствующего государственного органа.
1. Субъектом, осуществляющим вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бумаги с целью получения прибыли и иного положительного экономического результата является:
а) эмитент;
б) инвестор;
2. Субъектом, выпускающим в обращение ценные бумаги и несущим от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими, является:
а) эмитент;
б) инвестор;
в) профессиональный участник рынка ценных бумаг.
3. В настоящее время государственное регулирование на рынке ценных бумаг осуществляет:
а) ФСФР России;
б) Минфин России;
в) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
4. К эмиссионным ценным бумагам относится:
а) банковский сертификат;
в) опцион;
5. Эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный ею срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента заранее определенной цене, - это:
а) облигация;
б) варрант;
в) опцион;
6. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" депозитарием признается:
а) юридическое лицо, осуществляющее деятельность по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги;
б) юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, включая сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг;
в) юридическое лицо, осуществляющее деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.
7. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом, называется:
б) брокер;
в) управляющий.
8. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" листингом называется:
а) процедура выпуска эмиссионных ценных бумаг;
б) включение фондовой биржей ценных бумаг в котировальный список;
в) процедура государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг.
9. К фидуциарным сделкам относятся:
а) дистрибьюторский договор;
б) договор поручения;
в) договор комиссии.
б) оферта, направленная одновременно двум контрагентам;
в) публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества.
2. К договорам, которые могут быть заключены только между предпринимателями, не относится:
а) договор коммерческой концессии;
б) договор энергоснабжения;
в) договор складского хранения.
3. Простым товариществом признается:
а) договор, по которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону, цели;
б) коммерческая организация, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут солидарно субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом;
в) коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
4. Предпринимательские договоры по своей юридической природе:
а) являются разновидностью гражданско-правового договора;
б) имеют аналогию с гражданско-правовым договором;
в) имеют принципиальное отличие от гражданско-правового договора.
5. Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение:
а) любым способом, о котором стороны условились, исходя из принципа свободы договора;
б) хотя бы по одному существенному условию договора;
в) по всем существенным условиям договора.
6. Какие существенные условия необходимы для заключения гражданско-правового договора:
а) прямо названные в нормативных правовых актах как существенные для данного вида договоров;
б) о предмете договора; условия, названные в нормативных правовых актах как существенные; все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
в) о предмете договора, об ответственности сторон, о моменте вступления договора в силу; условия, прямо названные в нормативных правовых актах как существенные.
7. С какой целью приобретаются товары по договору поставки:
а) для использования товаров в предпринимательской деятельности;
б) для использования товаров в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
в) цель приобретения товаров не имеет значения для договора поставки.
8. Права на товарный знак, знак обслуживания предприниматель вправе передать по договорам:
а) поставки, дистрибьюторскому;
б) агентскому;
в) коммерческой концессии.
9. Консигнация является разновидностью:
а) дистрибьюторского договора;
б) агентского договора;
в) договора комиссии.
10. Агентский договор может строиться по модели:
а) договора поручения;
б) договора поставки;
в) договора комиссии.
11. Принципал - это одна из сторон в договоре:
а) комиссии;
б) дистрибьюторском;
в) агентском.
12. Обязательство одной из сторон договора не заключать аналогичных договоров с другими субъектами на определенной в договоре территории может быть предусмотрено:
а) договором комиссии;
б) дистрибьюторским договором;
в) агентским договором.
Структурно-логические схемы Схема 1. Источники российского предпринимательского права
Источники российского предпринимательского права
V |
V |
Нормативный правовой акт |
Обычай
– внутренняя дифференциация правовых норм и их группировка по различным институтам. Структура системы предпринимательского права включает в себя отрасль права и правовой институт. Отрасль права – наиболее крупное (главное) структурное подразделение системы права, регулирующее однородные или комплексные общественные отношения. Правовой институт – комплекс правовых норм, регулирующих относительно однородные группы отношений, составляющих в совокупности отрасль права. Можно выделить институт банкротства, институт приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. Система предпринимательского права – логическое расположение норм и институтов предпринимательского права. Система предпринимательского права характеризует его структуру как отрасль права, отрасль законодательства, научную и учебную дисциплину. Предпринимательское право подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть предпринимательского права включает в себя: 1) понятие предпринимательского права; 2) методы предпринимательского права; 3) систему предпринимательского права; 4) предпринимательские правоотношения; 5) основные принципы предпринимательского права; 6) государственное регулирование предпринимательской деятельности; 7) юридическую ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности; 8) защиту имущественных прав и интересов предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, гарантии участников предпринимательского права. Особенная часть рассматривает правовое регулирование: 1) несостоятельности (банкротства) предприятия; 2) конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности; 3) товарного рынка (качества продукции, работ и услуг); 4) ценообразования; 5) банковских услуг; 6) инвестиционной деятельности; 7) внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства. Предмет правового регулирования – относительно самостоятельный круг общественных отношений, регулируемый данной отраслью права. ВОПРОС 4. ПРИНЦИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Предпринимательская деятельность в России осуществляется в соответствии с определенными принципами, закрепленными в Конституции РФ и в Гражданском кодексе РФ. Принципы предпринимательского права – его основополагающие начала. Основные принципы: 1) Свобода предпринимательской деятельности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Но эта свобода не безгранична, она может быть ограничена федеральными законами в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности. 2) Юридическое равенство различных форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все виды и формы собственности. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. 3) Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Соблюдение данного принципа – необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции и в борьбе с недобросовестными формами ее проявления монополистической деятельностью отводится Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». 4) Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности . Это основной стимул и главный побудительный мотив предпринимательства. Прибыль – разница между полученным доходом и произведенными расходами. 5) Государственное регулирование предпринимательской деятельности . Это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. 6) Законность в предпринимательской деятельности . Это основа построения правового государства. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. 7) Единое экономическое пространство . На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. ВОПРОС 5. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Признаки предпринимательской деятельности : 1) Систематичность и постоянство . 2) Самостоятельность, свобода в выборе направлений и методов работы, независимое принятие решений без вмешательства со стороны государственных органов . Но это не исключает общего регулирования со стороны государства. Предприниматель действует по своему усмотрению и в своих интересах. Он свободен и автономен в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора, в установлении на его основе своих прав и обязанностей. 3) Предпринимательский риск – деятельность предпринимателя на рынке в ситуации неопределенности относительно возможного получения прибыли или убытков, когда принимающий решение, будучи не в состоянии однозначно предвидеть, добьется ли он прибыли или понесет убытки, оказывается перед выбором какого-либо из альтернативных вариантов решения. 4) Нацеленность на систематическое получение прибыли . В зависимости от основной цели деятельности предпринимателя различаются коммерческие и некоммерческие организации. Не являются предпринимательской деятельностью : 1) нотариальная деятельность; 2) адвокатская деятельность; 3) деятельность по реализации гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства; 4) деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг населению, предприятиям, государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Предпринимательская деятельность – вид экономической деятельности, связанной с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, новаторством, использованием научных достижений. Предпринимательская деятельность – составная часть экономической деятельности, которая тесно связана с рынком и товарно-денежными отношениями. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещено. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица (прежде всего коммерческие организации), так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. Предметом предпринимательского права являются общественные отношения , урегулированнные нормами предпринимательского права. Методы правового регулированияМетод — это способ воздействия на общественные отношения. В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:
Основы предпринимательской деятельностиВ любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. Однако только в рыночной экономике предприятие (фирма) выступает как самостоятельно независимо действующий субъект. Предпринимательская деятельность может быть определена как деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя. Предпринимательская деятельность — это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение и осуществляемая от своего имени или от имени . Из понятия "предпринимательская деятельность" вытекают следующие особенности:
Субъекты предпринимательской деятельности:
Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или . осуществляется гражданином — индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию. Цели и интересы конкретного предпринимателя могут быть самыми разными:
Однако в микроэкономике принято полагать основным мотивом предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли (подобно тому, как при анализе потребительского поведения мы исходили из стремления последнего к максимизации удовлетворения (полезности) от потребления доступных ему благ). Среди наиболее серьезных аргументов в пользу максимизации прибыли как основной цели бизнеса можно выделить следующие:
Выбор формы организации предпринимательской деятельностиОрганизационно-правовая формаОрганизационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу от всех остальных. По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы. Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: , хозяйственных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах. Принципы предпринимательского праваПредпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с принципами закрепленными Конституцией РФ и статьей 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование предпринимательских отношений строится на основе других принципов, а именно:
Предпринимательское право как учебная дисциплинаИзучение предпринимательского права как учебной дисциплины состоит в обучении основам правового механизма регулирования предпринимательской деятельности как комплекса имущественных отношений: ее субъектами, объектами, основаниям возникновения, осуществлению прав; договорным обязательствам в предпринимательской деятельности; защите прав и др., а также в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, возникающих в деятельности предпринимателей. Предпринимательское право как учебная дисциплина отражает основные аспекты правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей. Понятие законодательства о предпринимательской деятельностиЗаконодательство о предпринимательской деятельности — это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты государственных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ. Виды актов, содержащих нормы предпринимательского праваЗакон — нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации. Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в РФ. Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам. Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации. К актам федеральных органов государственного управления относятся указы президента и постановления правительства. Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации. Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика». Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения. Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору. Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора. |