Почему родион раскольников убил старуху процентщицу. Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы

Роман «Преступление и наказание», краткое содержание которого здесь приведено, Ф. М. Достоевский написал в 60-х годах 19-го столетия. С тех пор прошло много лет, а у читателей он по-прежнему вызывает жгучий интерес. События, описанные в нем, актуальны и в наше время.

Знакомство с Родионом Раскольниковым

Родион Раскольников - бывший студент, живущий на чердаке одного старого дома. Денег у него нет, хозяйке дома он за все должен. Одет он скверно. В таких лохмотьях постеснялся бы выйти на улицу даже бродяга. В данное время живет тем, что закладывает свои немногочисленные ценные вещи старухе-процентщице. Настал день, когда ему пришлось отнести ей свое последнее сокровище. Родион задумывает убить старуху. По дороге к ней он размышляет о том, как было бы хорошо избавить мир от этой «старой и злой вдовицы». Заложив свои серебрянные часы, бывший студент идет домой, а по пути заходит в трактир, где знакомится с Мармеладовым, спившимся чиновником. Тот рассказывает Родиону о своей горькой жизни, о том, что его жена Катерина Ивановна заставляет его дочь Соню пойти на панель, чтобы справиться с нищетой. С описания условий жизни и наружности главного героя начинается роман «Преступление и наказание». Содержание его кратко приведено в этой статье.

Убийство старухи-процентщицы

Знакомство с Мармеладовым производит на Раскольникова большое впечатление. Особенно его потрясла история Сонечки, которая вынуждена стать проституткой, чтобы спасти себя и свою семью от нищеты. Наутро он получает письмо от своей матери, в котором она пишет о своем приезде к нему с его сестрой Дуней, которая собралась замуж. В женихи ей выискался некто Лужин - человек расчетливый и лживый. Мать Родиона надеется на то, что жених дочери даст средства для восстановления в учебе ее сына. Размышляя о жертвах Сонечки и Дуни, Родион еще более укрепляется в своем желании убить старуху-процентщицу, чтобы избавить этот мир от такого гнусного человека, который наживается на несчастии других людей. Настал день, когда он выполняет задуманное. Однако все пошло не так, как он ожидал. Когда он зарубил топором старуху, в квартиру вернулась ее сестра Лизавета. Чтобы избавиться от свидетеля, Раскольников убивает и ее. Затем он крадет ценные вещи из квартиры убитых и скрывается с места преступления. Украденное он прячет и не решается им воспользоваться. Цепочка обстоятельств, приведших главного героя к мысли о злодеянии, легко прослеживается в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание не позволяет передать все подробности данного преступления.

Родиона подозревают в преступлении

После совершенного убийства Раскольников чувствует себя больным и разбитым. От окружающих его людей не укрылось его лихорадочное состояние. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его страшной тайне. Родион идет к следователю Порфирию Петровичу затем, чтобы якобы узнать судьбу его ценных вещей, заложенных у старухи. На самом деле он надеется отвести подозрение от себя. Опытный следователь быстро догадывается о том, что перед ним сейчас убийца старушек, но доказать ничего не может. Осмысление главным героем своего ужасного поступка красочно передано автором в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание не позволяет полностью передать терзания и душевные мучения Родиона Раскольникова.

Смерть Мармеладова и знакомство Раскольникова с Соней и Катериной Ивановной

Бродя по Петербургу, наш герой размышляет о том, правильно ли он сделал, что совершил убийство. В это время на проезжей дороге происходит трагедия - карета переезжает человека, который получает страшные травмы. Ним оказывается Мармеладов. Родион спешит на помощь и отдает свои последние деньги на доктора для спившегося чиновника. Однако это уже не может помочь Мармеладову, и вскоре он умирает. В доме бывшего чиновника он знакомится с его дочерью Сонечкой и женой Катериной Ивановной. Упадок нравственных и семейных ценностей прослеживается в романе «Преступление и наказание», герои которого отвержены обществом. Знакомство главного героя с Соней - это надежда его на светлое будущее, на понимание с ее стороны и примирение его с окружающими людьми.

Раскольников признается Соне в убийстве

Родион чувствует себя одиноким среди людей. Его душа жаждет понимания. В надежде на это он сближается с Ему кажется, что именно она, преступившая, как и он, закон и поправшая моральные человеческие принципы, способна его понять. Раскольников признается ей в убийстве старушек. Соня уверяет его в том, что ему необходимо сдаться и понести наказание во искупление этого тяжкого греха. Ведь в данном убийстве сознался невиновный человек - маляр Миколка. Однако молодой человек не согласен с нею. Он надеется еще «побороться». Придя к себе домой, он находит там Порфирия Петровича, который пришел, чтобы убедить преступника явиться в полицию с повинной. Прежде чем пойти на это, Родион прощается с родными и Сонечкой. В полиции он делает официальное заявление. Раскольникова отправляют на каторгу в Сибирь. Соня селится рядом с ним. Постепенно убийца убеждается в том, что преступление - великий грех, и его нужно искупить. Родион берет в руки Евангелие.

Основная причина – это удостоверится, что Раскольников «особенный», а в придачу и проверка теории, насколько правильно он её выдумал. Есть еще один момент, но о нем чуть пониже.

Теория Родиона конкретно обозначает, что тот, кто владеет великой идеей, не должен останавливаться перед злодеяниями. Нужны деньги, нужен сразу весь капитал? Возьми их у того, кого считаешь ты лишним в этом мире. Важно только то, что это убийство не должно сказаться на психическом здоровье «преступника», не может возникнуть никакой «болезни». Ибо для великих преступление (в обывательском сознании) не является преступлением.

Итак, Раскольников идет удостовериться, что он «особенный». Мысль такая: «коли убью и, здоровье моё будет нормальным, это дело никак не отразится на душе моей, значит, я особенный, теория верна». Но получилось по-иному, убить старуху без вреда для себя самого не получилось у Родиона, так ведь еще и сестру её заколол не по убеждению, а из-за страха, она — свидетель его ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Тут-то Романович и понял, что никакой он не «особенный» (но в эту мысль он долго не хотел верить). И встает резонный вопрос: «коли я обыватель, муравей, то как это я выдумал такую теорию? Ведь не может же букашка думать выше человека! Теория – обман, дым!»

Надо отметить, что не убить старуху Раскольников также не мог. Написанная статья и такая необычная жизнь породило в Раскольникове мысль, что он далеко не такой как все. Приехал из «деревни», поступил в петербургский университет, где был одним из лучших! А по окончанию учебного заведения, должен был стать юристом, профессия в то время редкая, но крайне нужная. А отчислили за неимение денег для продолжения учебы. Где же справедливость? Вот и пошел Родион думать думы о пути осуществления справедливости в обществе.

Сидеть целый месяц взаперти, обдумывая свою жизнь, свой путь, обкусывая в это время локти от нищеты и несправедливости. Выйти из его положения можно было легко и просто: заняться репетиторством, пойти к Разумихину, узнать, что тот хотел ему предложить, заняться с ним издательством книг и переводов. Но нет, такой путь не для таких, как Раскольников, его жизнь слишком дорога, чтобы он разбрасывал свои минуты на этакую пустоту, да и не подобает таким как он, заниматься чёрт знает чем.

Сидение в своей комнате – это тоже трата времени. Теория начинает принимать более-менее конкретные формы. Заметим также, что данная теория – полет фантазии и бездонный океан тщеславия Раскольникова – главное детище Родиона, он с ней всё время жил, шел рядом с ней. И в этот месяц сидения она явилась перед ним понятой и логичной, опрятной и очень справедливой. А данная теория предлагает, да и Романович не видит другого пути, кроме как убить. Отказаться от этого, значит, отказаться от всей осмысленной жизни. Как понимаем, выбор очевиден. Колебания есть, но страх, о бессмысленности прожитых лет, пугал Родиона больше.

Итак, Родион, идя на убийство, решил удостовериться в том, что: теория верна, он «особенный». Не пойти, значит, доказать, что жизнь его была бессмысленной.

Действительно, у Раскольникова были свои личные причины совершить преступление.

Конечно, ни одна из причин не может являться оправданием убийству, которое он совершил.

Раскольников подслушал разговор в трактир е, в котором шла речь об убийстве старухи-процентщицы Раскольников получил письмо матери. где говорилось о будущей свадьбе Дуни с Лужиным и ее унижении в семье Свидригайловых Раскольников случайно услышал, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома в определенное время Комната-шкаф Раскольникова очень угнетала его и наталкивала на мрачные мысли Раскольников разочаровался в жизни и не видел возможности честно заработать на жизнь, чтобы выбраться из нищеты

Раскольников пошел на убийство не из-за нищеты и безнадежного положения. Да, Раскольников хотел решить все свои проблемы разом – разбогатеть и помочь матери с сестрой выбраться из бедности.

Но главной причиной была теория Раскольникова. Он хотел проверить свою теорию и доказать себе, что он – “Наполеон”, что он может убить старуху ради счастливого будущего.

люди гениальные люди обычные, то есть “материал”

Раскольников надеялся доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, а “Наполеон”, который может переступить через убийство ради светлого будущего.

Но теория Раскольникова потерпела крах, так как была обречена на провал с самого начала.

Раскольников не хотел, чтобы его сестра Дуня выходила замуж за Лужина, чтобы мать (Пульхерия Александровна) портила глаза за копеечной работой и т. д.

Но он не мог помочь своей семье сейчас и сразу, зарабатывая понемногу честным путем.

Поэтому задумал решить эти проблемы с помощью убийства. Однако бедность не была первопричиной убийства.

Почему Раскольников решил убить именно старуху-процентщицу?

Убийство старухи казалось Раскольникову небольшой платой за “светлое будущее” его семьи и, например, Лизаветы (сестры старухи).

Раскольников считал старуху-процентщицу “вошью”, недостойной жить. Свои планы на убийство Раскольников оправдывал тем, что старуха-процентщица:

была злой и жадной одинокой старухой наживалась на чужой беде, давая клиентам малые деньги под высокие проценты использовала свою слабоумную сестру Лизавету как рабыню и била ее написала завещание, по которому ее сестре Лизавете не оставалось ничего – все предназначалось какому-то монастырю

Раскольников отчасти оправдывал свои планы на убийство этими “благородными” намерениями. Конечно, пришел он к такому выводу из-за большой нужды и некоторого помутнения сознания

В результате, Раскольников не только не “освободил” Лизавету от издевательств сестры, но и убил ее как случайного свидетеля. Кроме того, он и себя не сделал богатым и счастливым.

Идя на преступление, Раскольников представлял себе свою жизнь после убийства совсем не так, как вышло.

Физическая и психологическая слабость, отчаяние из-за бедности и пессимизм помешали ему трезво оценить ситуацию и избежать трагедии.

Раскольников не учел того, что он не подходит на роль хладнокровного убийцы. Он понял, что “старуха была ошибкой”. Он осознал, что больше не сможет жить спокойно и счастливо после страшного преступления. Раскольников догадывался об этом, но все-таки пошел на убийство.

В результате, он сам в своих глазах оказался “вошью”, потому что струсил своего поступка, потому что не воспользовался ограбленным, не использовал эту “добычу” на построение своего будущего.

Парадоксально, но Раскольников не потратил ни одного украденного рубля (деньги начали гнить под камнем, где Раскольников спрятал “добычу”).

Наказание настигло Раскольникова не на каторге, а его сразу же после преступления. Его главным наказанием стали душевные терзания, которые “съедали” его с самого начала.

Сразу после преступления Раскольников понял, что больше не сможет жить прежней жизнью после того, что он сделал. Он осознал, что не должен был совершать этого убийства. Но не потому, что ему стало жалко старуху или Лизавету, а потому что он оказался слаб, чтобы быть преступником.

Но, к сожалению, уже ничего нельзя было изменить.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем – нравствен­ные идеи, которые определяют его композиционные особеннос­ти. Роман состоит...
  2. Преступление и наказание. Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским на каторге “в тяжелую минуту грусти и саморазложения”....
  3. Переход к трагическим сюжетам был в те года судьбой не только Шекспира. На английской сцене появляется много пасмурных, будто “встревоженных”...
  4. Рассказ “Старуха Изергиль” относится к раннему романтическому периоду творчества М. Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к...

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Так почему все-таки Раскольников убил старуху?

    Раскольников таким образом, если можно так сказать самоутверждался. Согласно его бредовой теории, есть люди, способные переступить через определнные нормы морали, а есть, которым это не дано. Таким образом Раскольников, как оказалось, сам себя наказал.

    Раскольников долго вынашивал план убийства, выверял каждую деталь. Он считал, что такая мелкая вошь, как старуха-процентщица, недостойна жить на этой земле, и он не тварь дрожащая, не могущая совершить такой поступок, а право имеет, при этом не будет мучиться угрызениями совести. Таким образом, Раскольников проверял на практике свою теорию, но в результате муки совести привели его на перекресток, где он признался всем, что он убил.

    Раскольников проверял себя. свою теорию, относительно которой он, убив старушку, не должен испытывать никаких переживаний вроде раскаяния, мук совести. Теория Раскольникова оправдывала любое преступление, если оно совершено на благо человечества. Более того, он считал, что ни одно открытие, не могут обойтись без жертв. Вот и старуха-процентщица жертва передовых идей не совсем здорового студента..

    Раскольников проверял свою теорию. Он считал, что убив человека, он не будет испытывать никаких чувств. Старуха-ростовщица по его мнению не заслуживала жизни, так как наживалась на горе других людей. Вот убивать девушку, которая оказалась невольной свидетельницей его преступления он не планировал. Так что его эксперимент не удался. Он так и не понял, будет ли он переживать, если убьет человека, который, по его мнению, заслуживал смерти.

    Раскольников раскаялся за содеянное и понес наказание. Остается открытым вопрос:

    Если бы он убил только старуху, которая, по его мнению, не имела права жить, его теория подтвердилась бы или нет...

    Скорей всего он совершил такое преступление, чтобы наказать старуху и ее сестру за то, что пытались обогатится на чужом горе. Так как они занимались незаконными денежными махинациями и заставляли людей платить им за услуги, используя их безвыходное положение. Раскольников своим поступком пытался самоутвердиться, но в итоге, получил не то, чего хотел и уже ничто не смогло залечить его душевных ран и чувства вины.

    Потому что желание сделать во благо за счет других оказалось сильнее. Самим пожертвовать не хватило душевных сил, а тут старуха, обирающая таких как он, все совпало. Но оказалось, благо, достигнутое таким путем не имеет ничего общего с истинным благом

    у него была собственная теория. Людей делил на право имеющих и тварей дрожащих. Он хотел проверить свою теорию. Он считал себя право имеющим, но теория его разбилась о собственное раскаяние.



Просмотров