Нужно ли хорошо учиться? Нужно ли хорошо учиться в школе


Как мне кажется, получать высшее образование стоит. Все равно хоть что-то оно дает в плане расширения кругозора (если, конечно, учиться, а не бухать с утра до ночи). Сегодня высшее образование - это просто галочка, помогающая преодолеть один из множества фильтров при устройстве на работу (без высшего образования на работу берут очень неохотно, либо вообще не берут). Высшее образование ничего не дает в плане трудоустройства, никаких преимуществ, ничего не гарантирует. Зачастую его наличие требуют даже там, где оно вообще не нужно (при работе дворником, например, когда очень много желающих и их нужно как-то фильтровать). С другой стороны - тратить 5 лет на то, чтобы просто стать немного более эрудированным, даже если учиться на бюджете и не платить за обучение? Сомнительная перспектива. А если еще и платить за обучение - так вообще. Уж проще тогда купить диплом и не париться (что и сделала большая часть наших Госдумы, Совета Федерации и пр.). Лично мне ВУЗ вообще мало что дал - программа на 95% состояла из всякого фуфла, впихнутого не глядя, чтобы хоть как-то забить эти 5 лет обучения. А все, что реально понадобилось в работе, пришлось уже получать самостоятельно из книг, интернета и пр. Причем у меня еще и красный диплом (а в итоге - польза от его получения - ноль, а сил и времени пришлось приложить очень много, так теперь работодатели вообще боятся брать на работу краснодипломников - им кто-то внушил, что эти люди шаблонно мыслят, не умеют думать и вообще ни к черту не годятся именно потому, что у них красные дипломы). Короче, если бы я сегодня стоят перед выбором, то не задумываясь бы купил диплом и не тратил бы 5 лет жизни непонятно на что (точнее, понятно, на что - на пустышку бесполезную). Многие мои знакомые шли в ВУЗ с одной единственной целью - получить высшее образование. А какое - инженер или специалист по удобрениям - не важно вообще. Все они понимали, что работать по специальности не будут никогда. Кто-то считает, что учеба в ВУЗе - это приобретение нужных связей. Но это не так. Потому как туда, где приобретаются хорошие связи, вас не пустят даже близко. И находятся эти заведения где-то в районе Гарварда или Оксфорда, в Швейцарии, Лондоне, еще где-то, но уж точно не в России. А учитывая то, что большая часть страны в силу ограниченного бюджета и низкой мобильности вынуждена учиться во всяких Мухосранских Государственных Университетах Дружбы Народов Кавказа с Уклоном на Фортепиано, то никаких связей не наладит в процессе учебы вообще (те, что со связями, там не учатся). Плюс еще один очень важный момент - если бы мы говорили про СССР, я бы еще подумал. Потому как образование в СССР было одним из лучших в мире. Сегодня качество образования в РФ упало ниже плинтуса, поэтому я не готов его получать даже бесплатно, даже если мне за это будут платить стипендию. Поэтому я и не получил второго высшего образования, потому как понимаю, что это мне не даст ровным счетом ничего, но сил и денег отнимет - будь здоров. ВУЗ для женщин - это вообще отдельная тема, потому что это Выйти Удачно Замуж. Они вообще туда не учиться ходят.
Резюмирую сей несвязный поток мыслей - современное высшее образование вообще ни к черту не годится. Сил и денег нужно потратить очень много, минимум 5 лет жизни, а вот будете ли вы после всего этого работать по специальности - это ООООчень большой вопрос. Игра не стоит свеч.

Приступая к учебе в вузе, абитуриенты порой находятся в растерянности. Хочется быть отличником и при этом наслаждаться жизнью. Студенты считают, что красный диплом может решить вопрос с будущим трудоустройством - именно поэтому многие учащиеся и хотят получать отметки «отлично». Но так ли важен красный диплом на самом деле?

Нужен ли красный диплом?

Приступая к учебе, нужно настраиваться на получение красного диплома только в том случае, если это важно самому студенту. Потому что работодателям нет дела до оценок выпускника. Работодатели чаще всего даже не смотрят на приложение к «корочкам». Им важен только серийный номер диплома.

Сам факт наличия диплома дает преимущества, а вот оценки ничего выпускнику не дадут. Конечно, если студент перфекционист, то ему стоит напрячься. Красный диплом также пригодится студенту, который планирует сделать карьеру в сфере науки.

Как стать отличником?

Чтобы стать отличником в , совсем не обязательно в течение врего срока обучения терзать себя зубрежкой. Можно поступить иначе. Красные дипломы чаще получают старосты групп и активисты-общественники, а также спортсмены, которые выступают за команду университета. Это актуально не всегда, но в большинстве вузов такой принцип работает безотказно.

На студента работает зачетка

Если студент не может похвастаться спортивными достижениями и не относится к числу общественников, то это не значит, что ему надо становиться отшельником и погружаться в учебу с головой. Известен принцип: сначала студент работает на зачетку, а потом зачетка - на студента. В первые два года можно постараться. Если в зачетке будут только пятерки, то в дальнейшем преподаватели будут ориентироваться на эти отметки, как на стандарт.

Стоит ли становиться отшельником?

Студенту стоит задуматься, так ли важен ему красный диплом, чтобы жертвовать радостями жизни. Студенчество - та пора, когда молодые люди наслаждаются юностью. Эти годы навсегда остаются в памяти. Возможно, стоит получать твердые четверки, чтобы не потерять стипендию, а в свободное время жить в свое удовольствие.

Отличные отметки - всего лишь формальность. Получить красный диплом можно позже, например, поступив на второе высшее. В более зрелом возрасте студенту будет легче решить, что для него важнее. Отмечено также, что учащиеся, перешагнувшие 30-летний возрастной рубеж, более усидчивы, они меньше страдают, сидя за учебниками. Не стоит тратить лучшие годы на то, что все равно не оценит работодатель.

Обычно родители гордятся тем, что их ребенок – отличник, что побеждает на всех олимпиадах, получает грамоты, что учителя им гордятся и ставят в пример. Но так ли это хорошо для самого ребенка? Отличник – это ведь не просто успевающий ученик, это - особое психологическое состояние, и школьник, который всегда готовится к урокам, старательно относится ко всем заданиям, получает самые высокие оценки, почему-то не всегда выглядит успешным. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться.

«Синдром шахматной королевы»

Однажды я услышала обрывок диалога между двумя мальчишками.

Как идти домой, не знаю. Меня теперь дома заругают за четверку по контрольной. Накажут, наверное.

Вот это да! Меня бы за четверку захвалили.

В этом разговоре четко прослеживается отношение к учебе в семьях обоих мальчиков. Для среднего ученика отличная оценка – это то, к чему он стремится, но и просто хорошим результатам он и его родители рады. Для же получение пятерки ничего не значит, это норма, а вот получение более низкой оценки – позор, достойный порицания. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

В каком психологическом состоянии находится такой ученик? В довольно напряженном. Нужно постоянно готовиться к урокам, выполнять все задания. При этом родители и педагоги воспринимают старательность ребенка как должное и реагирует только тогда, когда ученик становится менее старательным. Снижение успеваемости моментально замечается всеми.

В начальных классах быть отличником просто. Первые успехи не требуют от детей больших усилий, и многое зависит от того, насколько подготовлен ребенок к школе. Хорошо развитая мелкая моторика, правильная школьная мотивация, пытливый ум,- и вот пятерки становятся частыми «гостями» или постоянными «жителями» детских тетрадей.

Со временем простота исчезает: задания становятся сложнее, стараний требуется больше, но при этом пятерка перестают быть чем-то выдающимся. Сначала ребенка хвалили за отличные оценки, а затем стали ругать за хорошие.

Успехи в школе проецируются на отношения в семье. Отличные оценки вначале радовали родителей, а потом стали восприниматься как норма. Зато все остальное вызывает негодование.

Здесь срабатывает правило шахматной королевы: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» (Л.Кэрролл «Алиса в зазеркалье»). Бежать быстрее себя самого сложно, а порой невозможно. Когда пятерок становится недостаточно, ребенок начинает выигрывать конкурсы и олимпиады. Но и это вскоре становится обыденностью.

Человеческие возможности небезграничны, и когда стремление к победам перестает приводить к ним, . У него появляется неудовлетворенность собой, развиваются комплексы, жизнь теряет смыслы. Кроме того, постоянные умственные нагрузки приводят к эмоциональному истощению и нервным срывам. Нередко помочь ребенку в такой ситуации может только специалист.

Однако любую болезнь, как известно, легче предотвратить, чем излечить. Чтобы не доводить ребенка до комплекса отличника, родителям нужно понимать, из-за чего он развивается и каких ошибок нельзя допускать в своем желании воспитать лучшего из лучших.

Причины появления комплекса отличника:

    Покупка любви. Родители часто «оплачивают» детские успехи проявлениями своей любви. За первые пятерки ребенка «залюбливают», а при неудачах проявляют равнодушие или порицают.

    Неправильно расставленные приоритеты. Взрослые не умеют расставлять приоритеты и не учат этому детей. В результате отличные оценки бывают важнее общечеловеческих ценностей, развлечений, хобби, важнее общения с друзьями и всего того, без чего трудно представить жизнь обычного ребенка.

    Неумение принимать чужие победы. Нельзя быть первым во всем. Нужно признавать чужое превосходство и уметь проигрывать. Проигрыш – это всегда опыт, но, к сожалению, не все родители и уж тем более не все дети это понимают.

    Неуважение к другим. Часто дети-отличники признают только себе подобных. По этой причине они становятся непризнанными своими сверстниками. У них просто нет возможности «сойти с пьедестала». Любая неудача будет радовать окружающих и больно ударять по самооценке ребенка.

Как помочь ребенку с комплексом отличника?

Ребенку-отличнику нужна помощь взрослого. В противном случае это может перерасти в очень серьезные проблемы. Если вы заметили, что ваш ребенок начинает приобретать комплекс отличника, то воспользуйтесь следующими советами:

    Поощряйте любые успехи ребенка, даже самые незначительные.

    Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач.

    Учите ребенка уважать всех окружающих, независимо от их успехов в школе. Поощряйте общение с одноклассниками.

    Не ругайте ребенка за ошибки и плохие оценки, а учите детей их исправлять.

    Учите детей радоваться повседневным делам, независимо от того, приносят они успех или нет (играть с собакой или плавать в бассейне – это ведь тоже интересно).

    Берегите здоровье ребенка. Не перегружайте его нервную систему.

Важно, чтобы ребенок четко понимал, что важнее всего он сам, а не его успехи. Успехи – временны, а личность – бесценна.

И постскриптум, никто не спорит о важности хорошей успеваемости в школе. Но гораздо важнее воспитать настоящего человека, чем научить отличника. Посмотрите на успешность окружающих вас людей через призму школьной успеваемости. Поверьте, вы обнаружите много интересного.

Светлана Садова

Сегодня решил посвятить публикацию такой вот интересной и весьма неоднозначной теме: нужно ли учиться в институте, что дает обучение в ВУЗе? Причем, как вы уже наверное догадались, я буду рассматривать этот вопрос с точки зрения тематики сайта Финансовый гений: как учеба в институте повлияет на личный бюджет человека, сразу и в перспективе.

В советские времена на вопрос “нужно ли учиться в институте?” можно было со всех сторон услышать однозначное “да!”. После окончания ВУЗа человек получал востребованную специальность и гарантированное трудоустройство. И тот активный доход, который он зарабатывал, вполне мог обеспечить его жизнь. Подавляющее большинство людей стремилось хорошо учиться в школе, чтобы поступить в институт, и хорошо учиться в институте, чтобы получить хорошую работу. Работа же воспринималась, как единственный возможный источник пополнения личного или семейного бюджета, нечто безальтернативное и жизненно-необходимое. Подавляющее большинство людей с радостью шло на работу, реально стараясь обеспечить высокую производительность труда и воспринимая свои рабочие обязанности чуть ли не главным жизненным приоритетом. Человек, не имеющий работы, подвергался осуждению со стороны общества.

Да, что немаловажно, поступить в ВУЗ и выучиться в нем можно было совершенно бесплатно, при этом получая от государства весьма неплохую (в сравнении с нынешней) стипендию. А после трудоустройства у человека еще были все шансы получить государственную бесплатную квартиру!

В советские времена тот, кто хорошо учился, получал хорошую работу, что обеспечивало ему активный заработок, достаточный для жизни.

Нужно ли учиться в ВУЗе сейчас? В нынешнее время ситуация изменилась очень существенно. Во-первых, обучение в институте влетит в реальную копеечку. Все стало платным, и обучение тоже. Общая сумма оплаты обучения за 5 лет составит как минимум тысячи, а возможно – даже десятки тысяч долларов! Причем условно бесплатное, бюджетное обучение фактически может оказаться дороже коммерческого, я думаю, вы прекрасно это понимаете. Вы только представьте, какая это нагрузка на семейный бюджет ваших родителей или же ваш личный бюджет!

Далее: что дает обучение в ВУЗе сейчас? Хорошую высокооплачиваемую работу? Разве что в исключительных, единичных случаях. Рынок труда перенасыщен специалистами, их гораздо больше, чем требует нынешняя экономическая ситуация в стране. И экономика уже рыночная, а не планово-распределительная, как это было в СССР. Поэтому работодатели-коммерческие структуры нацелены на максимилизацию прибыли и будут стараться платить сотрудникам (а тем более – без опыта) минимальные зарплаты, при этом заставляя их работать в фактически . А работодатели-государственные, бюджетные структуры в принципе не могут платить большую зарплату, так как средств в бюджете и на маленькие еле хватает. Подавляющее большинство выпускников устраивается работать вообще не по специальности. Таким образом, на то, чтобы просто “отработать” деньги, затраченные на обучение (включая проживание, питание, проезды и пр.), уходит, как минимум, несколько лет!

А что же происходит с теми людьми, которые не поступают после школы в институт? Они начинают работать и зарабатывать деньги, в то время, как студенты их тратят. Причем, надо сказать, работа человека без образования и человека с образованием сейчас очень часто мало чем отличается в плане доходности и весьма часто можно видеть, как человек без образования зарабатывает намного больше дипломированного специалиста. А многие из тех, кто не пошел учиться, открывают предпринимательство и начинают свой бизнес, и к тому времени, как студент получает диплом, уже имеют несколько точек ведения бизнеса и неплохой . В результате часто получается так, что человек, окончивший ВУЗ, устраивается на работу к предпринимателю, не имеющему образования, и работает на него, зарабатывая деньги в первую очередь ему, а не себе! Так нужно ли учиться в ВУЗе?

Сейчас обучение в институте требует колоссальных для среднестатистической семьи финансовых затрат и при этом совсем не гарантирует трудоустройство и, тем более, хороший, достаточный заработок, как это было во времена СССР. Огромное количество выпускников высших учебных заведений не может найти работу или работает не по специальности. Люди без образования имеют все шансы зарабатывать не меньше или даже больше чем выпускники ВУЗов.

Еще следует остановиться на том, нужно ли учиться в институте с точки зрения получения знаний. Предлагаю спросить у любого человека, закончившего ВУЗ, скажем, 10 лет назад, что он помнит из того, чему его учили, и как полученные знания пригодились ему в жизни. Уверен, что подавляющее большинство ответит, что ничего не помнит, и полученные знания нигде не использовал. А такие формы обучения, как заочная, в принципе вряд ли могут дать какие-то нужные знания. Да и чего уж таить, далеко не малый процент студентов учится только ради того, чтобы получить диплом. Не особо понимая при этом, зачем он им нужен – так решили родители. Вот такую “политику” обучения я уж точно не одобряю: если вам так нужна эта корочка – не проще ли ее купить? Это сейчас сделать не сложно, да и дешевле гораздо, чем 5 лет обучения.

Я постарался объективно описать нынешние жизненные реалии. Я хочу, чтобы каждый сам решил, нужно ли учиться в институте конкретно ему, но при этом решение было принято исходя из сегодняшних реалий. В очередной раз настоятельно рекомендую не жить по советским принципам в духе “труд украшает человека” – сейчас они уже не работают, нравится вам это или нет. Ну и, конечно же, раз я поднял эту тему, я просто обязан высказать свою личную точку зрения по данному вопросу.

Итак, нужно ли учиться в ВУЗе с моей точки зрения? Отвечаю: да! НО! Не для того, чтобы получить знания (почти наверняка они вам не пригодятся). И не потому, что это необходимого для того, чтобы устроиться на хорошую работу (хорошей работы сейчас просто нет, да и работа – это совсем не то, к чему, на мой взгляд, нужно стремиться).

Учиться в институте нужно для того, чтобы научиться учиться! Вот такая тройная тавтология, которой я специально хочу подчеркнуть важность самого этого понятия: учиться! Вот, что дает обучение в ВУЗе. Да, в институте нас учат учиться. Нас ставят в разные условия, из которых мы вынуждены искать пути выхода. Таким образом, мы учимся приспосабливаться к различным внешним факторам, быстро адаптироваться и находить оптимальные способы решения проблем. И этот приобретенный опыт действительно будет иметь очень высокую ценность для дальнейшей жизнедеятельности, если, конечно, вы будете реально учиться, а не просиживать штаны.

Я хочу, чтобы вы понимали, что учиться нужно для себя. Не для будущих работодателей, не для государства и, конечно же, не для родителей. Если вы хотите научиться учиться – поступайте в институт. Если вы просто считаете, что вам нужен диплом, потому что “так лучше” – в вашем случае учиться бессмысленно: начните сразу зарабатывать и добьетесь гораздо большего эффекта.

Что касается меня, то я свои 5 лет отучился очно, получив два красных диплома по специальности “Финансы”, сразу после окончания ВУЗа устроился на работу в банке, о которой мечтал и которая на тот момент была весьма престижной и высокооплачиваемой в сравнении с другими. Однако, несмотря на красные дипломы, полученные в институте знания мне нигде не пригодились, а работа оказалась лишь способом собрать необходимый личный капитал и сбережения. Зато я теперь могу легко адаптироваться к любой ситуации и искать более эффективные на сегодняшний день источники дохода, чем работа, чего и вам всем желаю.

Еще раз повторюсь, что каждый должен сам осознать, что дает обучение в ВУЗе и нужно ли учиться в институте в его случае. Я лишь хочу, чтобы вы реально, объективно оценивали нынешние условия жизни, поэтому постарался обрисовать их такими, какие они есть.

Свои мысли по поводу происходящего вокруг нас, так или иначе затрагивающего сферу личных финансов, в частности свои принципы управления личными финансами я стараюсь доступно излагать на этом сайте . Надеюсь, что вы почерпнете здесь что-то полезное, что позволит улучшить и ваше финансовое состояние.

Большинство в нашем мире живёт стереотипами. И работают эти установки во всех сферах жизни, включая и образование: т.е. сначала ребёнок должен посещать детский сад, затем школу, потом обязательно поступить в институт. А дальше что? Потом, кому повезёт больше, устроятся на хорошо оплачиваемую должность и будут работать до пенсии, во время которой заслуженно отдохнут, отдав государству свой честный гражданский долг. Этот шаблон закладывают с самого детства настолько глубоко, что, когда уже взрослым говоришь, что вообще-то есть альтернатива такой жизни, на тебя начинают смотреть косо. Давайте же попробуем сломать некоторые стереотипы.

Интересно было бы посмотреть на статистику: сколько из имеющих дипломы работают по специальности? И ещё сколько желающих при возможности заниматься чем-то другим, к чему лежит душа, но вынужденных сидеть не на своём месте? К сожалению, шаблонное мышление и устаревшая система образования не располагают к раскрытию талантов и развитию, совершенствованию человека. Поэтому если сам ребенок и его родители не будут в этом заинтересованы, то он будет вынужден следовать стереотипам, получит «корочку», устроится на работу, как все, но будет ли счастлив при этом?

В каждом из нас заложен огромный потенциал, который мы не всегда используем. Не бывает людей, лишённых таланта, просто надо его найти. И для того, чтобы реализовать его, совсем необязательно иметь стандартное образование или диплом. По крайней мере, не во всех областях он бывает необходим. А подтвердить это могут примеры знаменитостей, которые учились дома и занимались самообразованием . Поскольку их действительно очень много, и в одной статье обо всех не расскажешь, остановимся лишь на некоторых.

Вы, наверное, удивитесь, но самый богатый в мире человек за всю историю Джон Рокфеллер окончил всего лишь трёхмесячные бухгалтерские курсы. Он начал свою карьеру с помощника бухгалтера и стал крупнейшим бизнесменом в истории. Рокфеллер говорил: «...Диплом создаёт иллюзию, что у тебя вообще нет проблем. Внушая тебе ложное чувство превосходства над людьми без высшего образования и лишая чувства реальности. Начинает казаться, что всё получается, что завтра ты пойдёшь в гору и сможешь решить любую проблему, но это только иллюзия».

Генри Форд , к примеру, не имел никакого диплома, учился лишь в церковной школе, но это не помешало ему основать одну из крупнейших компаний Ford Motor Company с автомобильными заводами по всему миру и стать автором 161 патента. «Самая трудная вещь на свете - это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются» , - говорил он.

Стив Джобс , один из богатейших людей современности, также не имел высшего образования, бросил учёбу в университете, считая дальнейшее обучение в нём бессмысленным и впоследствии ни разу не пожалел об этом.

Получил домашнее образование изобретатель Томас Эдисон , который просто не смог вписаться в школьную систему, его там признали «необучаемым». Он не учился ни в колледже, ни в университете. И во многом добился успеха благодаря своей матери: «Меня сделала моя мать. Она была так тверда, так искренне верила в меня, что я чувствовал, у меня есть ради кого жить и я не должен ее разочаровывать». А сколько людей у нас учатся в ВУЗах ради «корочки», только лишь для того, чтобы оправдать надежды своих родителей?

Среди наших соотечественников тоже немало тех, которые учились дома. Один из известнейших хоумскулеров - Лев Николаевич Толстой . Он считал, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 16 лет он поступил в Казанский университет, но его не окончил, а занялся самообразованием в Ясной поляне. «Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы я не нашёл цели для моей жизни - цели общей и полезной» , - писал Л.Н.Толстой.

Обучался дома и Фёдор Иванович Тютчев - известный русский поэт, дипломат, публицист, член-корреспондент петербургской Академии Наук. Родители очень поддерживали его таланты и помогали ему творчески раскрыться. Уже в 14 лет он стал вольным слушателем в Московском университете, через год стал студентом, в 17 лет сдал последний экзамен и получил кандидатскую степень!

Получил домашнее образование знаменитый пианист Святослав Рихтер . С 11 до 14 лет он учился в школе, и это время он называл самой ужасной порой в его жизни: «Школу я ненавидел, и даже сейчас при одном воспоминании о ней меня бьёт дрожь. Всё в ней меня отвращало, и прежде всего то, что она была обязательна». В 22 года он поступил в консерваторию, но ему разрешили учиться вне программы и государственным экзаменом Рихтеру засчитали один из его концертов.

Сергей Павлович Королёв - основоположник практической космонавтики, одна из величайших фигур ХХ века, в школе тоже не учился. Но поступил в строительную профессиональную школу и занимался во многих кружках. В 17 лет стал автором проекта безмоторного самолёта К-5, который был официально защищён перед комиссией и рекомендован к постройке. Позже с блеском окончил МВТУ имени Н.Э.Баумана. Сергей Королёв - один из тех, кто сделал СССР передовой державой.

Как видите, обучение в школе - это не показатель успешности, получение диплома о высшем образовании - далеко не всегда путёвка в достойную жизнь. Каждый человек по-своему уникален, и поэтому задача родителей - не загрузить его школой, множеством кружков и любыми путями дать высшее образование. А их задача - увидеть талант ребёнка и помочь ему раскрыться, дать направление. Только в этом случае человек сможет найти своё призвание, которое сделает его счастливым и успешным.



Просмотров