Кто такой гуманитарий и чем он отличается от технаря? Кто ты - технарь или гуманитарий

На самом деле гуманитарий - не тот, кто любит читать хорошие книжки. Любить читать должен каждый нормальный человек, обладающий воображением. Великий физик Альберт Эйнштейн восхищался Достоевским. Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев регулярно перечитывал «Войну и мир» и знал наизусть многие стихи Есенина. Но это не сделало их гуманитариями.

Бывает и хуже: последние годы «гуманитариями» корректно называют тех, кто, отсидев 10 лет в школе, не может посчитать площадь квадрата и не помнит таблицу умножения. Как правило, это обычные лентяи. Но слово «лентяй» обидное, а «гуманитарий» – нет.

Конечно, гуманитарные науки отличаются от точных. Но совсем не так, как кажется многим. Дело в том, что естественные (точные) науки стремятся к построению объективной картины мира. Гуманитарные же имеют дело с человеческим сознанием. А оно, во-первых, всегда нелинейно, во-вторых, тяжело поддается формализации, а в-третьих, очень субъективно. Психологи говорят, что у любого явления есть как минимум семь объяснений, а в любой ситуации – семь способов действия. Поэтому главная задача гуманитария – увидеть многозначность и сложность явлений, их принципиальную незамкнутость.

Например, литературный текст для гуманитария – это способ познания мира. Мы можем познавать себя с помощью текста. Можем анализировать взаимоотношения героев. Можем рассматривать, как и из чего текст сделан. Изучать, каким образом человек (в данном случае автор) составляет модель, которая начинает жить собственной жизнью. Если человеку интересно смотреть на эту многозначность и вертеть ее, как калейдоскоп, – он гуманитарий. Если хочется просто восхищаться – он хороший человек. Но это не имеет отношения к гуманитарным профессиям.

Вы думаете, филологи – это те, кто любит литературу? О нет! Филологи литературу изучают и препарируют. Они уже не могут любить книги наивной трепетной любовью. А тот, кто остается в таком первозданном состоянии, обычно не особо котируется как специалист.

«Гуманитариями» иногда называют себя и люди искусства – те, кто идет во ВГИК, Щепкинское или Суриковское училища. Увы, искусство и гуманитарные дисциплины – это разные вещи. Искусство апеллирует к чувствам, а гуманитарные науки – к разуму. Да, в Средневековой Европе гуманитарные науки назывались свободными искусствами (кстати, в их число входила и арифметика), но со времен Средневековья много воды утекло.

Тому, кто хочет поступить в творческий вуз, нужно учиться думать и анализировать. И в этом может помочь изучение литературы. Опыт людей, лишь вступающих во взрослую жизнь, обычно достаточно ограничен. А литература дает множество моделей восприятия массы душевных оттенков и жизненных коллизий. Так что если человек в 16-17 лет не прочитал определенного количества текстов и не пропустил их через себя, значит почти наверняка работа его души не налажена.

Формально для поступления в большинство творческих вузов хватает 55-60 баллов по литературе. Но на самом деле, чтобы стать артистом, режиссером, музыкантом, художником, мало «изучить» программные произведения по кратким пересказам. Их надо пропустить и через сердце, и через разум.
Так что быть гуманитарием непросто. Гуманитариями не рождаются – этому надо учиться.

«Любой человек должен уметь менять пеленки, планировать вторжения, резать свиней, конструировать здания, управлять кораблями, писать сонеты, вести бухгалтерию, возводить стены, вправлять кости, облегчать смерть, исполнять приказы, отдавать приказы, сотрудничать, действовать самостоятельно, решать уравнения, анализировать новые проблемы, бросать навоз, программировать компьютеры, вкусно готовить, хорошо сражаться, достойно умирать. Специализация - удел насекомых»
Роберт Хайлайн

Прежде, чем пуститься во все тяжкие, договоримся о терминологии.

Гуманитарий - человек, чья работа связана с обществом, культурой, людьми.
Технарь - человек, чья работа связана с техникой, проектированием, вычислениями.

В этих определениях используется слово «работа», потому что это едва ли не единственный объективный источник обратной связи, который позволяет определить адекватность избранной в социуме роли.

Так, вчерашний продавец и недели не просидит на стуле разработчика, если на деле не докажет свои навыки технаря. Потому что в сфере, где нет места, чтобы «лить воду», плести интриги и строить глазки, чужака можно вычислить быстро - по отсутствию исчислимого результата. С другой стороны, технарь с подвешенным языком сможет чуть дольше оставаться нераскрытым в какой-нибудь гуманитарной профессии. Но и он рискует тем, что его таки вычислят и потопят - надо было дружить с «нужными» людьми, плести интриги и знать, что, кому и как сказать в курилке.

То есть успешное выполнение своих функций на занимаемой должности позволяет более-менее объективно определить себя в условную категорию технарей или гуманитариев (другой вопрос - зачем это нужно?). Образование же вторично. Ещё с советских времен немало людей поступало в технические вузы и даже заканчивали их по какой угодно причине, но только не потому, что они любили физику и математику: одобрение общества, наличие военной кафедры, невозможность поступить на «блатную» гуманитарную специальность, единственный способ вырваться в город и так далее.

Всё дело в мотивации

Одной из причин обращения в одну из двух противоборствующих религий выступает мотивация. Она может быть внутренней или внешней, питаться отзывами от окружающих или обратной связью от самого себя. Мотивация может кончаться (об этом недавно рассказывал С. Немчинский). И вполне может быть, что ребёнок в детстве не «дотянул» до эталонного технаря лишь из-за того, что ему было чуть труднее, чем другим, окружающие его не хвалили, учителя гнобили и когда мотивация закончилась, он решил, что точные науки - не его. И поскольку дальше всё шло по накатанной, так и получился гуманитарий. Хотя, если б мозг получал достаточные дозы гормона удовольствия, то мог бы быть и технарь. И наоборот!

Родители тоже принимают активное участие в навешивании условных ярлыков. Если у сынка всё клеится с алгеброй, но проблемы с английским, кто-нибудь из родителей тут же подхватит тенденцию и скажет - «Да он весь в меня! Технарюга». И будет «курировать» его, заставляя за завтраком озвучивать желаемую величину куска омлета в радианах. И наоборот - если доця ненавидит математику, а с языками у неё все отлично, то восторженная мамаша подхватит - у неё мои способности к языкам! И будет тут и там сорить английскими словечками. Родители очень хотят, чтобы их дети были похожи на них. Так хотят, что усиливают этот искусственный раскол, после чего ребенок выбирает одно направление и уже никуда не сворачивает, забывая, что так было не всегда и что деление на физиков/лириков возникло относительно недавно, вместе с возросшей специализацией труда.

Философы (по-нашему - гуманитарии) древней Греции не ограничивали себя надуманными рамками. Поэтому занимались не только различными науками - астрономией, математикой, медициной, географией, но и борьбой и гимнастикой. Есть даже версия, что «Платон» - это не имя, а прозвище (от греческого слова «plato» - широта), которое дал философу Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Знали люди толк в эрудированности!

Физики и лирики

Но мы живём не в древней Греции - у нас всё заточено на узкую специализацию. Причем не только профессиональную, но и мозговую. Поэтому в народе всё еще живут мифы про «правополушарных» и «левополушарных» людей, гуманитариев и технарей.

Имидж гуманитариев в нашей стране изрядно подпортило не столько слабое образование, сколько наличие немалого числа его носителей, которые своим поведением создают поводы для недоразумений.

Один из примеров: если в ИНЯЗе на одну группу из 30 человек придется пару мальчиков - это ещё не самый скверный вариант. Большинство гуманитариев - девушки. Понятия вроде «блондинка» или «женская логика» - одна из ловушек их восприятия. Когда никто не смотрит, они могут тут же выключить «дурочку» и общаться на удивление прагматично и даже практично. Но образ «милой глупышки» мужскому обществу показывают чаще - отсюда и взялись стереотипы о блондинках. Наивные хлопцы воспринимают эту игру за чистую монету, ищут причины «недалёкости», идут в Linkedin смотреть, какой она окончила универ, и делают скоропалительные, неверные выводы. А она уже посчитала в уме стоимость всей одежды, которая на вас, оценила степень её изношенности, прикинула вашу зарплату и перспективы карьерного роста. Недурно как для «гуманитария»!

При этом один из аргументов в пользу крутости технарей звучит так: технарь может освоить любую гуманитарную профессию, а вот гуманитарий технарём не станет как бы ни старался.

Но мало ли кто кем может стать! Главное кто чем занимается и какой результат производит. Здесь гуманитариям приходится нелегко, потому что результат их деятельности бывает трудно измерить (и они этим иногда злоупотребляют).

Кто больше повлиял на общество - инженер, придумавший датчик крена судна или философ, написавший книгу о смысле бытия? Ньютон или Гомер? Разработчик, создавший новый фреймворк или журналист, написавший у себя в Facebook: «Встречаемся в 22:30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей»?

Рано радоваться

В Японии сокращают гуманитарные направления. И кто теперь будет продавать поделки технарей? Кто нарисует презентации? Или может, раз технари такие умные, то станут менеджерами, аналитиками, финансистами и юристами? Конечно, нет. Как говорил китайский миллиардер Ма Юнь, самый богатый человек Китая, создатель Alibaba: «Нужно заниматься не тем, чем можешь, а тем, чем должен» (согласно представления о своей роли в социуме). То есть наличие результатов в определенном деле ещё не говорит о том, что нужно закрыть глаза на всё остальное и только этому и посвящать всю жизнь. С таким подходом не видали бы мы романа Энди Уира «Марсианин»!

Гуманитарии и технари - это как инь и ян: одни придумывают смыслы, другие подгоняют под них физический мир. Одни вдохновляют, другие воплощают. Философ спрашивает «зачем», инженер «как». Но это всё сферические кони в вакууме. В реальной жизни намного чаще встречаются два в одном, но в разных пропорциях. Например 60% технарь, 40% гуманитарий. Вот только некоторым почему-то стыдно признаться в этой своей дуальности. Но это и не останавливает их в том, чтобы прямо в резюме расписаться в своей гуманитарности - «Excellent communicator», «Passionate about UI and UX», «Interfacing well with clients and colleagues», «Proficient in English, German, French» и так далее.

Если вам трудно выучить иностранный язык, то это не значит, что вы типичный технарь, которому трудно даются гуманитарные науки. Вы всего лишь не умеете (или не хотите) его учить. Доказательство? Вы уже знаете два языка - русский и украинский, не считая языков программирования. Это намного больше, чем один!

Аналогичные примеры можно придумать и про «гуманитариев». Например, современный литературный критик, вполне вероятно, знает математику лучше, чем его коллега сто лет назад. Стандарты за десятилетия поднялись, вот он и выучился в школе тому, чему раньше учили в университетах. Бывает!

«Технарскость» или «гуманитарность» - это очень условное деление даже для Кремниевой долины, где техническое образование есть лишь у половины стартаперов .

STEM - это акроним для Science, Technology, Engineering and Math

Это значит, что даже в святой святых всех стартапов мира, не обязательно быть убежденным гиком! Зато там ценятся другие качества - активность, желание изменить мир.

Бывают случаи, когда прожженный технарь начинает понимать, что кодом сыт не будешь и идет учить гуманитарщину. Так поступил Дэймон Хоровитц, исследователь AI, окончивший Массачусетский технологический институт. Он бросил высокооплачиваемую работу в IT, чтобы получить PhD по философии. После подобного опыта Дэймон «больше не пытается решить все задачи с помощью техники» и не считает, что лучше знает о том, что нужно пользователю. То есть спустился с небес.

Конечно, это не значит, что технари должны всё бросить и повально поступать на философию, социологию, рисование и прочую дартаньянщину. Нет, кесарю кесарево. В конце концов, научившись хорошо делать что-то одно, можно обеспечить себе сытое, в меру спокойное существование. Но только не удивляйтесь потом, что в такой зашоренной жизни зрелищ и воспоминаний будет не больше, чем при езде в тоннеле - потолок, дорога, стены. Впереди свет - вот она и пролетела.

Увы, многие верят в такое деление всех людей. Мы часто слышим:
- «Мой ребенок гуманитарий, математика не для него».
- «Гуманитарный или технический склад ума - это то, что природой заложено. Способности или есть или их нет…»

Примечательно, что «естественники» (люди, с естественнонаучным мировоззрением - биологи, палеонтологи, геологи, медики) вообще остаются за бортом истории. Куда их отнести в этой «однобокой» классификации?

«Откуда дровишки?»

Разберемся, откуда возникло мнение, даже стереотип, что люди делятся на «технарей» и «гуманитариев»? Можно говорить про «бытовое» и «научное» разграничение.

Бытовое Научное
Того, кто больше интересуется «техническими» предметами (математика, физика) и лучше успевает по ним, любит что-то конструировать, создавать причисляют к «технарям». Если же с большей охотой рассуждает о кораблях, бороздящих просторы Вселенной, пишет стихи - значит, «гуманитарий». Прежде ученые считали, что существует некая «карта мозга»: чем лучше развит участок, «отвечающий за определенные способность», тем они выше. На слуху и доказательства генетической предрасположенности к конкретным способностям, и повлиять на ситуацию можно только, если развивать желаемую способность в критически важный период раннего детства.

Куда бы ни уходили корнями наши заблуждения о двуполярном мире, противостоянии гуманитариев и технарей, стереотип очень популярен. Соотнести себя (или своего ребенка) с одной из двух «понятных» групп - это просто! Неудивительно, что забавные картинки-противопоставления в виде репостов разлетаются по соцсетям, как горячие пирожки:

Кто выглядит более наивным?

Кто выглядит умнее?

У кого лучше получается найти подход к ребенку?

Источник иллюстраций: AdMe.ru

Границы мешают развиваться - пора развенчивать мифы!

Бытовое деление на гуманитариев и технарей не выдерживает критики:

  • Любые свойства личности, например, эмоциональность, практичность, могут быть присущи любому человеку. На их выраженность влияет множество факторов.
  • Успешность ребенка в предметах и интерес к ним часто предопределены не способностями, а личностью и талантом педагога, любознательностью ребенка, поддержкой родителей или «заразительным» примером.
  • Людей с естественно-научным мировоззрением и интересами даже с натяжкой не отнесешь ни к гуманитариям, ни к технарям.
  • Довольно много людей успешны и в гуманитарной, и в технической сферах. Так, для изучения иностранных языков, социологии, обществознания, для успешного предпринимательства нужно быть и технарем, и гуманитарием.

Михаил Ломоносов был выдающимся физиком и химиком, и при этом писал оды и стихи, высоко оцененные современниками.

Льюис Кэрролл , преподававший логику и написавший всемирно известную детскую книгу, - гуманитарий или технарь? :)

ЛогикЛайк - за осознанный отказ от привычного бытового деления. Правильная жизненная позиция родителей - первый шаг к созданию условий для разностороннего развития ребенка.

Все дети способны расширить свои «базовые границы» и получать пользу от изучения каждого предмета и направления развития.

А есть научное подтверждение, что любой может стать «любым»?

Научное восприятие гуманитариев vs. технарей неоднократно опровергнуто:

  • В 60-х годах прошлого века американские ученые сумели доказать , что мозг, как мышцу, можно накачать. Они назвали эту человеческую особенность нейропластичностью - способностью мозга формировать новые нейронные связи в зависимости от активности человека: действий и сопровождающих их мыслительных процессов.
  • Исследователи не остановились на достигнутом и , что человек обладает еще одной суперспособностью - нейрогенезом, т.е. может буквально «вырастить» и сформировать в своем мозге нейроны нужного свойства и качества. Хотите успевать по математике или стать полиглотом - чаще решайте задачи или заучивайте иностранные слова. Даже если есть ощущение, что технические науки или иностранные языки - «не ваше».
  • Ученые доказали, что математика помогает преуспевать в гуманитарных науках, решать жизненные задачи, а музыка (куда вы, кстати, отнесете ее?) развивает математические способности.
  • Исследователи из Стэнфорда доказали , что в долгосрочной перспективе, если ребенок не сдается, и на нем не ставят клеймо «не способный к математике», со временем он добивается больших успехов и лучшего понимания математики, чем тот, кто когда-то быстро считал в уме.

Как стереотипы влияют на наших детей

Исследователи и педагоги настаивают, что необходимо правильно понимать и оценивать способности к математике (как и способности к другим техническим предметам). На самом деле они есть у всех: речь не только о таланте или навыке вычитать или умножать, но и обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать и принимать решения. К сожалению, традиционно ребенка считают одаренным по математике, если решения приходят ему в голову быстро. Фактически же скорость прихода к решению - это врожденный показатель (вроде темперамента), а на способности к решению в принципе он не влияет.

Принципиальная разница между «технарями» и «гуманитариями» не в том, на что эти люди способны (ибо способны практически на все и оба!). Различие в том, к чему люди стремятся, что им ближе, что дается с меньшими усилиями, от какой деятельности они получают больше удовольствия и удовлетворения.

Увы, классификация «гуманитарий-технарь» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, зачастую «не дано» = «не захотел потратить достаточно времени и сил».

Успевать по школьной математике могут все

Когда ребенок делает первые шаги или пытается заговорить, он раз за разом падает, коверкает слова и смыслы. Но мы не считаем, что «не дано». Аналогичный принцип должен применяться по отношению к любому роду занятий и навыку, который стремится освоить человек.

Математика - один из «языков» современного мира, овладение которым стоит того, чтобы вкладывать время и силы. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но - аналогично изучению иностранных языков - не дается «с лету» почти никому.

Не нужно «технического» склада ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах, инвестировании, считать причитающиеся премии и бонусы на работе, помогать ребенку с домашними заданиями по техническим предметам. Достаточно понимания математики, а также основ математического мышления и законов логики.

Если вы действительно захотите, то обязательно научитесь думать как математик , и сможете научить этому своего ребенка.

На стыке дисциплин

Есть профессии, которые невозможно по умолчанию отнести к «техническим» или «гуманитарным». Яркий пример - программист. Еще более яркий - профессия будущего: дизайнер виртуальной реальности, виртуальных миров и пространств. С каждым десятилетием примеров все больше, и даже привычные, «древние» профессии, вроде бухгалтера, библиотекаря и врача, становятся все более «междисциплинарными».

Социолог и журналист Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал «правило 10 000 часов». Именно это количество часов практики способно сделать любого человека «технарем» (или «гуманитарием»). Исследователь утверждает, что так называемая «гениальность», «одаренность» может и повлиять, и не повлиять на результаты и успешность в любом занятии. Но упорство влияет положительно всегда. И снова подтверждается банальный, но верный вывод: 1% успеха - способности, 99% - труд. Цифры эти условные и приведены для наглядности, в жизни все гораздо сложнее.

Так к чему готовить ребенка?

Учите его думать! А именно - рассуждать, анализировать, сравнивать, искать не шаблонные решения. В общем, здравствуйте, занимательные задачи!
Для начала можно просто познакомиться с классическими развивающими заданиями и занимательными головоломками ЛогикЛайк.
Но для достижения заметного результата нужны упорство, дисциплина и регулярность.

Когда в очередной раз у вас появится ощущение, что точные или гуманитарные науки «не даны» вашему ребенку, помните:

  • Не вешайте ярлыки (особенно в присутствии ребенка - дети очень внушаемые).
  • Не торопите ребенка, ответ о способностях и склонностях может прийти не сразу (и прийти совсем не таким, как вы ожидали - «междисциплинарным»).
  • Помните про нейропластичность - стремитесь создать новые связи в мозге ребенка. Постоянно предлагайте ему решать разные виды задач и проблем.

При этом обязательно верьте в него и всячески поддерживайте, а

Еще сидя на школьной скамье, многие молодые люди задумываются над своим будущим, планируют карьеру, мечтают о достижении каких-то высот. Но еще больше переживают их родители, не зная, что посоветовать своему чаду. В некоторых случаях определиться с будущей профессией помогает тип мышления (в том случае, если он четко выражен). Педагоги, хорошо знающие способности ученика, без проблем могут определить, технарь он или гуманитарий. Что это значит, понимают многие.

Существует определенный стереотип - если нравится математика и физика, человек разбирается в технике, значит, он технарь, а вот если наблюдается расположенность к литературе, языкам, истории, нравится писать сочинения - 100% гуманитарий. Но все не так просто, существуют и смешанные типы, поэтому в выборе профессии всегда нужно прислушиваться к своей интуиции.

Кто такие гуманитарии?

Что-то кому-то доказывать, делать новые открытия в области науки и техники, вписывая свое имя в историю, - это задача технарей. Гуманитарий - это человек, привыкший созерцать окружающий мир, не вмешиваясь в происходящее, если нет такой необходимости. Он не стремится сделать нечто экстраординарное, выделиться, войти в историю, он сам изучает эту историю, работы других ученых, при этом оперируя знаниями, собиравшимися по крупицам на протяжении многих веков. Гуманитарии, в отличие от технарей, прекрасно понимают, что их мнение не является единственно верным. Им может не нравиться мышление других людей, но при этом они понимают, что иное понимание ситуации существует, и никогда не навязывают свои доводы. Гуманитарии - хорошие коммуникаторы, они легко находят общий язык даже с незнакомцами, подбирают нужные слова в любой ситуации.

Гуманитарный тип мышления

Иногда люди ошибочно причисляют себя к тому или иному типу. Например, если человек любит читать литературу, интересуется живописью, музыкой, кинематографом, то он уже гуманитарий. На самом деле это совершенно не так, потому как увлечения не всегда могут соответствовать складу ума. Также не стоит забывать о смешанных типах, которым в равной степени даются все науки. Кто такой гуманитарий? Это человек, осознающий существование другой интерпретации, опыта, смысла, мышления, мировоззрения и т. д. При этом ему не обязательно соглашаться с этим, он не обязан толерантно относиться к людям с противоположным мнением. Главное - понимать, что его слово не является законом, последней инстанцией.

Красивая речь - главное оружие

Гуманитарии - отличные коммуникаторы, из них получаются превосходные ораторы, преподаватели, психологи. Они легко устанавливают контакт с малознакомым человеком, способны поддержать любую беседу, даже если тема им не интересна. Вражда тоже является способом коммуникации, хотя те, кто в нее ввязан, заведомо отодвигают себя на самый край гуманитарного мира. Гуманитарии в большинстве случаев признают несовершенство своих мыслей, зависимость от различных обстоятельств извне.

Каким бывает гуманитарное образование?

Существует две совершенно разные «гуманитаристики». Одна не акцентирует внимание на теоретизации бытия, а реально его преображает. Из-за этого человек начинает совершенно новую жизнь. Другая, наоборот, музеефицирует старые знания, изучает многовековые труды. Именно такую гуманитаристику преподают в большинстве вузов. Соответствующее образование условно можно разделить на три типа. Первое подходит для «исследовательских» специальностей. Преподаватели основываются на концепции уча студентов так, словно те в будущем станут великими учеными. Второй тип подходит для массовых профессий, которые может себе выбрать гуманитарий. Что это за специальности? Сюда стоит отнести учителей, библиотекарей, пиарщиков, журналистов и т. д. Третий тип гуманитарного образования представляет собой различные курсы, рассчитанные на технарей.

Профессии для гуманитариев

К общественным наукам относятся история, журналистика, филология, психология, лингвистика, политология, юриспруденция. Гуманитарии хорошо в них разбираются, потому как особый позволяет им свободно владеть языком букв и слов. Люди, хорошо чувствующие себя в социальной среде, могут выбирать Большой популярностью пользуется психология. Люди на протяжении многих веков изучали биологическую природу человека, историю, обычаи, происхождение. Все это формировалось в определенные психологические закономерности, позволяющие лучше разбираться в медицине, преподавании, науке, торговле и других сферах деятельности.

Если вы - гуманитарий, то вам подойдет деятельность, связанная с культурологическими, философскими, религиоведческими, политологическими знаниями. Если нравится копаться в прошлом, можно стать историком. Власть и деньги привлекают многих, поэтому люди с гуманитарным складом ума занимаются политической деятельностью, организовывают партии, ведут переговоры, собирают митинги. Нравится писать, первым узнавать о разных происшествиях, вести расследования? Подойдет профессия журналиста. Сегодня много печатных и интернет-изданий нуждаются в квалифицированных кадрах.

Различия между технарем и гуманитарием

В некоторых случаях определить склад ума очень тяжело, потому как конкретные способности слабо выражены. Понять, человек технарь или гуманитарий, можно не по оценкам, получаемым в школе, а по мировоззрению, мышлению. Очень часто успеваемость по конкретной дисциплине зависит вовсе не от способностей ученика, а от каких-то других факторов, например умения учителя заинтересовать предметом.

Гуманитарии красиво разговаривают, очень эмоциональны, ранимы, любят изучать языки, писать сочинения и даже стихи. Они немного неуверены в себе, у таких людей развито и воображение. Технари энергичные, самоуверенные, целеустремленные. Мысли в их голове проносятся со скоростью света, такие люди хорошо разбираются в технике, любимыми их предметами являются физика и математика. Они малообщительные, не любят разговаривать ни о чем.

Логика карьеры

Ничего экстраординарного от жизни не требует гуманитарий. Что это такое - жить на сущие копейки - прекрасно знают педагоги, работники архивов, библиотекари. Технарь всегда стремится построить блистательную карьеру, показать, какой он умный и незаменимый. У историков, психологов, журналистов нет завышенных рыночных ожиданий, зато хорошим образованием, формирующим элитную идентичность, может похвастаться каждый гуманитарий. Что это такое - зарабатывать умением думать, знают многие люди с гуманитарным складом ума. Они прекрасно осведомлены о низкой рыночной востребованности, поэтому начинают зарабатывать на жизнь уже с 3-4 курса университета. К сожалению, сегодня социум живет по законам рынка, молодые люди выбирают профессию в зависимости от уровня зарплат, престижности. Хотя нужно опираться на собственную интуицию и строить карьеру по зову сердца.



Просмотров