Государственное право шире чем конституционное. Что такое конституционное право России? Вопросы и задания

Воспитательные традиции народов, исповедующих буддизм

Буддизм в России был официально признан и распространён от Кавказа до Сахалина после указа Елизаветы Петровны в 1741 г. Сегодня это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи. В России представлена лишь ваджраяна («алмазная колесница»), известная под именем ламаизма.

Первичной ячейкой социальной организации бурят, по мнению Кукушина В.С., была испокон веков семья . Обычно она состояла из главы семьи – мужа, его жены, детей, иногда – родителей. В большие семьи, которые не являлись редкостью, входили семьи родных братьев, дедушка, бабушка, прародители. Такие семьи возглавлялись старшим братом или отцом, и они обычно образовывали селение хуторского типа в составе улуса.

Глава семьи обладал неограниченной властью. Положение женщины в семье и обществе не было приниженным; она имела свои права и защиту, но в силу религиозных традиций соблюдала различные запреты. Характерными чертами быта и нравов бурят были тесные родственные связи, оказание помощи в нужде и беде, содержание общиной бедных, сирот и вдов.

Их отличали почитание старших, любовь к домашнему очагу и гостеприимство.

В семейно-брачной системе важную роль играла экзогамия .

Историческую основу бурятской культуры составляет комплекс материальных и духовных ценностей, относящихся в целом к культуре монгольского суперэтноса, деформированный христианским и буддийским влиянием после вхождения Бурятии в состав России.

Пение и музицирование – важная часть духовной жизни бурят. Наряду с популярными народными танцами и играми у бурят существовал особый вид музыкально-драматического искусства – шаманские и буддийские ритуальные действия, мистерии.

У большинства бурят существовали три обязательных тайлагана (праздника) – весенний, летний и осенний.

С утверждением буддизма появились ламаистские праздники:

– майдари и цам в летнее время,

– цаган cap (белый месяц), означавший начало Нового года.

По мнению Кукушина В.С. педагогика калмыков сложилась на базе буд-дийской религии. Человек соизмерял свое поведение с Богом, который был для него высшим мерилом совестливости, идеалом справедливости. В основе нравственного учения буддизма – этика воздержания от восьми неправедных по-ступков: нельзя лишить жизни живое существо, воровать, лгать, злословить, быть грубым, завистливым, злонамеренным, нарушать запреты нравственного поведения. Им противостоят шесть добродетелей и, соответственно, десять черт характера мужчины: трудолюбие, здоровье, ум, дружба, целомудрие, честность. Согласно представлениям калмыков, настоящий мужчина (йоста залу кюн), «всесторонне совершенен», а это значит, что он мужественный, проявляет в нужный момент силу воли, презрение к смерти, воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитает заветы дружбы, обладает чувством собственного достоинства, самолюбив и горд, бережет честь семьи, рода, племени.

Идеалу женщины соответствуют трудолюбие, скромность, терпение, почитание родни мужа.

Кочевой образ жизни калмыков наложил специфический отпечаток на характер воспитания подрастающего поколения. Свою главную задачу родители видели в том, чтобы их дети с раннего возраста усвоили обычаи своего народа и овладели необходимыми для жизни среди своих соплеменников знаниями, умениями и навыками.

Жизнь кочевника-калмыка проходила в постоянном общении с природой, неповторимой степной ковыльной красотой. Она давала ему жизнь, уверенность в благополучном будущем. Жизнь кочевника постоянно сопровождали смертельные опасности, он полностью зависел от стихий природы. У детей с раннего возраста воспитывали бережное отношение к природе.

Экологическая мудрость является замечательной особенностью национального характера калмыков. Существовала целая система правил-запретов. Главное среди них: «Не делай зла ни траве, ни дереву, ни человеку». Экологическое воспитание было сутью педагогики этого этноса. Важное направление этого воспитания – приручение и уход за животными, определение растений, используемых в народной медицине, посильная трудовая деятельность с раннего возраста.

Средоточием всех воспитательных начал и родительского счастья у калмыков была семья с ее прочным укладом, традициями, обычаями, своими праздниками и обрядами. Созидательница и хранительница семьи – женщина – сопоставлялась с образом Матери-Земли. Культ матери был безграничен, ее почитали как священную сокровищницу – «Чиндамани Эрдни», приносящую благополучие. Женщина-мать должна обладать всеми добродетелями: «быть светла и чиста душой и телом», в делах мастерицей, в супружестве опорой мужу, уважительной к его родне, почтительной к старшим, она должна оберегать себя от пяти скверен: «не соблазнять мужчин», «не завидовать другим», «не поддаваться бурным помыслам», «не быть жадной», «не заниматься пустым делом». У калмыков говорят: «Хорош ли ребёнок узнают по матери».

В особый культ возводилось отношение к родителям, старшим. Считалось, что залог настоящего и будущего счастья входящего в жизнь человека – в его крепкой связи с матерью и отцом, способности воспринимать и принимать их наставления и заботы, разделять их тревоги. Характерны в этой связи такие калмыцкие пословицы: « Человек в беде спешит к родителям, как птица – к гнезду».

У калмыков издавна культивировалось благоговейное отношение к предкам. Родоплеменная связь при кочевом образе жизни, полном опасностей, способствовала сплоченности. Перемещались с места на место и выбирали новые пастбища сразу целыми родами и племенами. Семейно-родственное начало составляло главное основание для группировки кибиток в поселение – хотон. Был широко распространен обычай принимать в хотон под общую опеку сироту. В этом случае он давал клятву-присягу на родство, в том, что он и его дети, их потомки будут следовать обычаям хотона и родства.

Исстари повелось, что каждый должен знать своих предков до седьмого, а то и девятого колена, историю семьи, рода и племени, осознавать свою роль и ответственность как звена в этой цепи, стараться, чтобы она не порвалась, стремиться прославить свой род добрыми делами. Ребенка с малых лет сперва учат знать имена предков по меньшей мере до седьмого колена. На следующей ступени обучения он должен запомнить, где родились его предки, как жили, сколько имели близких родственников и чем они занимались. Так, семейно-родственные отношения, домашний очаг, родной дом становились высшими нравственными ценностями.

Рождение ребенка всегда было у калмыков желанным и радостным событием. Многодетность считается одним из главных критериев семейного счастья. Такие супружеские пары пользовались большим уважением и поддержкой односельчан.



Рождение мальчика встречалось с особым ликованием. Мать радовалась, что упрочивалось ее собственное положение в семье, ведь отец видел в лице сына, прежде всего, хранителя семейных традиций.

Повседневное общение взрослых с детьми и подростками происходило, прежде всего, в трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности. Родители первым делом учили малолеток садиться на коня, пасти домашний скот, ухаживать за животными. Вместе с тем они становились настоящими участниками многих игр, которые были своеобразным аналогом, воспроизведением отдельных трудовых операций. Кроме умения ездить верхом, пасти стадо, дети в обязательном порядке приучались собирать в степи архен (сухой навоз), растапливать очаг, присматривать за младшими, выполнять другие посильные поручения. По достижении семи лет их начинали обучать более сложным хозяйственным работам, причем дальнейшее воспитание девочек и мальчиков шло раздельно. Всеми жизненно необходимыми навыками хозяйственного труда они должны были овладеть ко времени половой зрелости, и с этого периода уже считались взрослыми. В народе особо поощрялись те дети, которые знают и умеют все, что делают их родители и соседи. Личный пример родителей, старших – это самое главное. С раннего возраста прививалось почтительное отношение к старшим, беспрекословное послушание. Приучали к правилам традиционного этикета: нельзя громко говорить, беспричинно смеяться в присутствии старших, вмешиваться в разговор взрослых, при посторонних или гостях следовало держаться особняком. Так постепенно подрастающее поколение включалось в жизнь взрослых.

Большую воспитательную нагрузку несли свадебные ритуалы. Выбор невесты согласовывался с рекомендациями зурхачи. Брачная церемония предписывала пять поездок родственников жениха к родителям невесты, что сопровождалось подношениями и застольями. Между сватовством и брачными церемониями проходило немало времени. Смотрины жениха и невесты проходили в атмосфере радостного ожидания, предвосхищения близкого счастья. Невесту, ставшую законной женой, наряжали в костюм женщины, расплетали девичью косу, изменяли данное при рождении имя.

Религиозные праздники буддистов немногочисленны – их всего 6. Первый из них – Новый год. По лунному календарю его встречают в феврале.

В апреле верующие собираются в дацаны на молебен Дойнхор, который продолжается в течение трех дней. В мае буддисты отмечают день рождения Будды. Во время богослужения ламы славят великого учителя, верующие получают благословение. В июле проводится большой и красочный праздник Майдари в честь грядущего преемника Будды.

В октябре в храмах проходят коллективные моления, посвященные возвращению Будды от небожителей. А в ноябре – декабре буддисты отмечают Золо-хурал – праздник лампады во славу основателя ламаизма Цзонк-хапы. Всю ночь перед его изображениями горят лампадки, верующие молятся всю ночь.

Следуя этим традициям, молодое поколение проходит уроки нравственного очищения.

Р оссия - страна огромная! На её территории преобладает христианское вероисповедание (православие). Однако это отнюдь не единственная религия, которую официально исповедуют в России. Одной из широко распространённых религий является также буддизм. В одних регионах страны эта религия распространена меньше, но есть и такие регионы, где буддизм является основной религией.

Стоит отметить, что в плане мировой распространённости буддизм занимает также одно из лидирующих мест (III–IV) в главном списке религий.

На территории Российской Федерации буддизм начал развиваться довольно давно. Эта восточная религия для русского человека вовсе не является диковинной и новой. Но стоит отметить, что популярность её с течением времени растёт. И, если можно так сказать, мода на буддизм в России действительно прочно закрепилась. И не без оснований. Буддизм интересен, многогранен, красочен. Узнать об этой религии будет любопытно даже тем, кто исповедует другое религиозное учение или придерживается атеистических взглядов.

Народы России, исповедующие буддизм

Особенно широко буддизм распространён в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува. Народы, проживающие в этих субъектах РФ, в основном проповедуют эту религию. На территории республик есть буддийские храмы. Например, главный буддийский храм, расположенный в Элисте, является местом паломничества, к которому съезжаются люди со всех концов России и из других стран. В Бурятии имеется несколько священных дацанов. В Республике Тува есть действующие буддийские монастыри.

Но эта религия распространена не только в указанных регионах. Храмы-пристанища буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, в Свердловской, Иркутской областях.

Конечно, в основном буддизм исповедуют такие народы России, как буряты, калмыки, тувинцы. Однако традиционные носители этой религиозной культуры в России не единственные приверженцы этого вероисповедания. Сегодня всё больше можно встретить людей, исповедующих буддизм в средней полосе страны, южном регионе, центральной России. В основном это представители молодёжной прослойки, интеллигенции.

История буддизма в России

Если верить историческим справкам, буддизм в России зародился в далёком VII веке. Первые упоминания об этой религии на земле российской встречаются в исторических справках о государстве Бохайском. Располагалось это государство на землях, сегодня именуемых Приамурьем или Приморьем. Считается, что большая часть бохайского народа исповедовала шаманизм. Однако бохайская знать проповедовала Махаяну (одно из главных буддийских учений).

Например, знаменитый бохайский поэт Хайтэй нередко посвящал свои строки теме шести перерождений (Дхарме).

Археологические раскопки на землях, где раньше проживал бохайский народ, указывают на то, что буддизм был одной из основных религий, которую исповедовали на этих землях. При раскопках были найдены многочисленные статуэтки Будды, бодхисаттв и прочие предметы, имеющие прямое отношение к этой культуре.

Немалую лепту в развитие буддизма на российской земле внесли калмыки. Считается, что калмыки – - это последователи буддизма с плотно сформировавшимся и исторически закрепившимся мировоззрением. Для них эта религия не нова, привычна и по-настоящему основополагающая. Буддизм прочно закрепился на землях Калмыкии ещё задолго до присоединения республики к России. История гласит и об Уйгурском буддизме.

Бурятия также является прародительницей этой культуры на российской земле. В далёкие времена сотни духовников из Монголии и Тибета долгое время проживали в Бурятии. Они принесли туда своё учение, которое прочно закрепилось на этих землях.

Давно исповедуют эту религию и народы Алтая. Но стоит отметить, что шаманизм и христианство внесли свою отметку в алтайский буддизм.

В 1964 году буддийское учение признали в России. В этот период была официально введена должность Пандито хамбо-ламы, который был призван главенствовать в забайкальской и восточносибирской области.

С тех пор религия официально признана в стране. Буддизм исповедует довольно высокий процент жителей современной России.

Распространение буддизма в России: наше время

Буквально в XIX веке была основана и получила развитие буддийская община в Санкт-Петербурге. По сути, Северная столица стала центром российского буддизма. Но XIX–XX век – - это период, когда религия то развивалась и процветала, то, напротив, развитие этого направления затихало из-за влияния политической сферы.

Только к концу XX века буддизм воспрянул в России с новой силой и начал динамично развиваться. Сегодня эта религия полноценно существует в нашей стране и приобретает всё больше последователей. Молодёжь активно интересуется буддийским учением. Много приверженцев этого учения и среди представителей средневозрастной категории людей (30–40 лет).

Кто-то приходит к этому вероисповеданию сознательно в зрелом возрасте, А для кого-то это основополагающая религия, которая изначально принята в семье.

Буддизм в России: основы, особенности

В основе этой религии стоит уникальное учение Будды, который, как и многие другие Святые, считается человеком, который некогда реально жил на земле.

В основе учения лежит четыре благородные истины. Следуя учению, человек должен исцелиться от душевной боли и сможет прожить счастливо и благодатно в этом мире.

Существует несколько действующих школ буддизма. И в зависимости от того, к какой школе относится человек, исповедующий эту веру, у него преобладают особые взгляды на мир и жизнь. Однако разница в принципах и познаниях невелика. В центре этой религии всегда лежит добро, любовь и путь избавления от страданий.

Особенности буддийских взглядов меняются в зависимости от того, где распространён буддизм в России. Например, это может быть консервативная школа Тхеравады, а может быть учение Махаяны. Школа Махаяны представлена в России двумя основными течениями: Дзэн и Сон.

Приверженцы Дзэн-буддизма изучают глубину человеческого сознания. Они хотят познать природу ума. Приверженцы учения Сон практикуют медитации, гипнотические практики, монашество, аскетизм.

Буддизм в России: где и какой

Больше всего представителей этой религии в нашей стране исповедуют учение школы Гэлуг. Так же очень много в РФ представителей школы Карма Кагью.

В Центральной части России широко распространено учение Махаяны. Последователей Дзэн на территории страны значительно меньше. В основном Дзэн-буддизм на российской территории представлен корейской школой Кван Ум.

На территории Алтая, Калмыкии, Бурятии широко распространён тибетский буддизм. Немало последователей тибетской школы и в Москве, Санкт Петербурге, южной части РФ (Ростов-на-Дону, Краснодарский край).

Русские буддисты

Считается, что эту религию в нашей стране исповедует уже более 1 % населения. Среди приверженцев есть так называемые этнические буддисты. Это те люди, которые родились на территории республик, где буддизм в России имеет давние исторические корни и является основной религией. Также в нашей стране очень много молодых буддистов, которые пришли к этой вере благодаря изучению и принятию восточной культуры.

Если каких-то сотню лет назад русские буддисты казались православным людям чудаками и были по-настоящему в диковинку в южных, центральных регионах страны, то сегодня такое вероисповедание никого не удивляет. Напротив, в наше время восстановлено множество некогда разрушенных буддийских храмов. Помимо Элисты, Бурятии, Тувы, буддийский дацан можно найти в Свердловской области, В Санкт-Петербурге есть сразу несколько храмов, имеется молельное место в Иркутске.

В различных городах нашей страны существуют буддийские общины, где люди, исповедующие религию, находят информационную и духовную поддержку. Сегодня найти специальную литературу можно в любом книжном магазине. Сеть также пестрит различными тематическими материалами. Получить информационное насыщение в этом направлении несложно даже самостоятельно, без помощи каких-то организаций и общин.

Основные идеи буддизма

Чем же так привлекательно это религиозное учение и почему всё больше приверженцев буддизма появляется на территории европейских стран? Всё просто! В основе этой религии лежит любовь к человеку, ко всему живому и к миру в целом. Прийти к этой любви и гармонии можно через самопознание и созерцание.

Четыре основные истины, изречённые Буддой, гласят:

  1. Каждый человек существует под влиянием страдания.
  2. У этих страданий всегда есть причина.
  3. От любых страданий можно и нужно избавиться.
  4. Освобождение от страданий – - это подлинный путь к Нирване.

В основе буддизма нет чётко установленных рамок. Будда говорил, что каждый человек должен найти свою «золотую середину» между полной аскезой и изобилием. Образ жизни счастливого человека базируется на осознании важных принципов мировоззрения, которые помогают обрести благородство, доброту, любовь.

Важно понимать, что буддизм не есть «гольная» религия, в центре которой стоит божество, благодаря поклонению которому можно достичь блаженства. Буддизм - это, прежде всего, философия, придерживаясь которой можно познать себя, мироздание и принять высшую истину для улучшения собственного пребывания на этой земле.

Основные цели учения достигаются не через наказание или страх. Напротив, в основе буддизма лежит только любовь и доброта. Считается, что приблизиться к высшим истинам можно посредством избавления от страдания. А избавиться от страдания можно только познав его природу.

В буддийском учении существует восьмеричный путь спасения. Это восемь пунктов, соблюдая которые можно обрести знание и стать на путь освобождения.

  1. Правильное понимание: мир состоит из страданий и скорби.
  2. Верные намерения: важно осознать свой путь и научиться сдерживать страсти.
  3. Правильная речь: слово должно нести глубокий смысл и добро.
  4. Продуманные поступки: все дела должны быть добрыми, непустыми и незлыми.
  5. Достойные усилия: вся деятельность должна быть нацелена на добро.
  6. Благостные помыслы: только избавившись от дурных помыслов, можно избежать и обойти страдания.
  7. Сосредоточение: лишь умение сосредоточиться на важном; и отбросить второстепенное поможет достойно пройти восьмеричный путь избавления.
  8. Правильный образ жизни: – только достойная жизнь приблизит человека к избавлению от груза страданий и боли.

Искренне соблюдая эти несложные правила, человек следует благостному пути очищения. Всё это происходит осознанно, а потому и даёт ожидаемые результаты. Однако для того чтобы пройти такой путь, человек должен пройти через осознание многих вещей, существующих в этом мире, сделать ряд удивительных открытий в себе и окружающих и изменить своё понимание и мироощущение.

У буддистов в России и других странах своё оригинальное мировоззрение. Обычно последователи этого учения интеллектуально развиты, имеют объёмный кругозор, миролюбивы и смиренны.

По статистическим данным в настоящее время около 900 тысяч россиян называют себя буддистами, это 1% населения России. Общемировая тенденция распространения буддизма второй половины XX века повлияла и на нашу страну, здесь впервые стали появляться общины последователей южного буддизма и центры дальневосточной ветви учений северного буддизма : Дзен буддизм , Чань-буддизм и др. Начиная с 90-х гг XX века множество центров различных направлений и традиций появилось в каждом крупном городе страны, поражая своим разнообразием. В то же время Россия - страна, где у Учения Будды есть давние исторические корни. На территории России исторически получила распространение преимущественно индо-тибето-монгольская ветвь северного буддизма - Тибетский буддизм .

Общая история

Буддизм стал официальной религией России ещё в 1741 г. согласно высочайшему Указу императрицы Елизаветы Петровны. Наша страна - первая европейская держава, признавшая религией то духовное достояние, которое даже самые образованные люди Запада ещё более века будут именовать язычеством, низким идолопоклонством.

При дворе русских царей буддистов принимали с почётом и до династии Романовых. В 1608 г. царь Василий Шуйский встретился с посланцами калмыцко-ойратского народа, буддистов по исповеданию. Они хотели мирно пасти свои стада в низовьях Волги, и за это право добровольно брали на себя обязательство оберегать юго-восточные границы Московского царства от набегов воинственных орд кочевников. Договор был заключён к удовольствию обеих сторон.

С тех самых пор у нас одна история. И беды (например, преследования за «старую» веру в державно-православной России или репрессии сталинского режима), и победы (к примеру, калмыцкие конные полки на улицах Парижа в 1813 г.) достаются нам поровну. То же самое можно сказать и о двух других народах России, исповедующих буддизм, - бурятах и тувинцах.

Вплоть до середины 30-х гг. ХХ в. отечественная школа научного изучения буддизма - буддология - занимала передовые позиции в мировой науке. Деятельность русских учёных была многогранной. Она сочетала полевые этнографические, искусствоведческие исследования с изданием, переводом и истолкованием памятников буддийской словесности, сохранившихся на различных языках. Собирались богатейшие коллекции как предметов буддийской обрядности, быта, так и рукописей, ксилографов, книг - словом, текстов разных эпох и авторов.

В 1915 г. состоялось открытие самого северного буддийского храма в Санкт-Петербурге, переименованного тогда в Петроград.

История тибетского буддизма в России

В Российскую империю Учение Будды попало благодаря буддийским этносам. Буряты, калмыки, тувинцы и часть алтайцев восприняли это учение в разные периоды средневековья. Его исконно исповедуют в Бурятии , Тыве , Калмыкии , на Алтае , в Забайкальском крае и Иркутской области . Бурятия, Калмыкия и Тыва - признаны буддийскими регионами страны. Поэтому именно Тибетский буддизм считается в России традиционным.

Начало принятия буддизма алтайскими народами относится ко времени включения Алтая в состав Джунгарского ханства ойратов в первой пол. XVII в. Особенно он распространился в ак-теленгитских и алтай-теленгитский отоках (родах) алтайцев.

Все эти народы (в особенности буряты и калмыки) поддерживали активные связи с Тибетом и Далай ламой и с главами других буддийских школ. Обучение российских лам после прохождения начального учебного курса завершалось в Тибете. Туда же для получения "лучшего перерождения" отправляли прах умерших лам и представителей знати.

Более того, в Тибете калмыцкие ханы получали грамоту на правление, подтверждавшую их право на ханство, символом которого была печать из сандалового дерева от Далай ламы.

Являясь мировой религий и распространяясь среди разных народов мира, буддизм принимает различные национальные формы, и соответствующие той или иной культуре виды бытовой религиозности. Так индо-тибето-монгольский буддизм у бурятов, калмыков, тывинцев и алтайцев приобретал свои специфические черты.

На буддизм в Бурятии оказала влияние Монголия, вследствие их территориальной близости. У бурятов популярность приобрела идея "тулку", перерожденцев, и практически полностью копировалась тибетская иерархия монашества. В Тыве, в отличие от Бурятии, не было принято распознавать перерожденцев, а ламы могли и не быть монахами, имея возможность жениться.

На Алтае буддизм принял особую видоизмененную под влиянием шаманизма и христианства форму.

Тыва долгое время оставалась частью Монгольского государства и вошла в состав России самой последней, это произошло уже в XX веке.

В XIX веке калмыцкие и бурятские ламы принимали самое активное участие в проведении восточной политики России, в защите ее национальных интересов. Семья Романовых покровительствовала буддизму, и способствовала деятельности этой небольшой по охвату населения религии. В конце XIX века стала складываться буддийская община в Санкт-Петербурге. Согласно переписи населения 1869 года в городе проживал один буддист. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 - 184 человека (163 мужчины и 21 женщина). Это были главным образом забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. В начале XX века был построен Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. Идея его создания принадлежала выдающемуся бурятскому ламе-просветителю Агвану Доржиеву . Появились буддологические общества. Российская востоковедческая школа считалась одной из сильнейших в мире. В вузах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Харькова и других городов открывались кафедры санскрита, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские тексты, снаряжались экспедиции в Азию. Начиная с XIX века интерес к буддизму охватил запад, страны Европы и всю Россию. Об этом свидетельствует активное обращение к идеями и мотивам буддийской философии русских писателей и поэтов.

Но в период социализма и принятия антирелигиозной политики в стране буддизм подвергся репрессиям. Из почти 200 буддийских храмов и монастырей не осталось ни одного. Ламы (около 25 тысяч) были брошены в тюрьмы, сосланы в лагеря или расстреляны. Буддология также оказалась под запретом. Во время Отечественной войны весь калмыцкий народ подвергся департации.

После окончания войны последовало изменение восточной политики Советского Союза, что привело к лояльности в отношении бурятского буддизма. Было восстановлено в 1946 г. существовавшее в 1922-1935 гг. Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ СССР) с резиденцией в Иволгинском дацане в окретностях столицы Бурятии - Улаг-Удэ. Главой ЦДУБ был Пандита Хамбо Лама, руководитель буддистов Бурятии. В России на территории Бурятии и Закайкальского края открыли по одному дацану. Это были единственные действующие буддийские храмы в стране, поэтому сюда приезжали буддисты из других буддийских регионов, тувинцы и калмыки. Отсутствовала возможность получить полноценное буддийское образование, нарушалась преемственность поколений лам.

В то время как в России на 70 лет был приостановлен процесс развития буддизма, он продолжался активно в западном направлении, охватив страны Европы и оба Американских континента. В это время стали появляться первые буддийские ламы из числа европейцев.

Процесс возрождения буддизма в СССР начался во время перестройки в середине 80-х гг. Первая община буддистов в Калмыкии была зарегистрирована в 1988 году. На Алтае и в Тыве общины возникли в начале 90-х годов. С этого времени вновь начали активно строиться новые храмы и ступы. Значительными событиями для дальнейшего развития буддизма стали приезды в Россию известных буддийских деятелей: Кушок Бакулы Ринпоче в 1989 г. и Его Святейшества Далай ламы XIV Тензин Гьяцо в 1991, 1992 годах.

Общемировой процесс распространения буддизма в западном направлении в конце XX - XXI вв. оказал влияние и на Россию, где во всех крупных городах стали появляться дхарма-центры различных тибетский традиций. Возникло порядка 80 центров традиции Карма Кагью, появились центры Сакья, Ньингма, а также общины учения Дзогчен .

При этом возникла тенденция к более четкому выделению разных общин, во главе которых встали те или иные религиозные лидеры. В 1992 году верховным ламой, получившим титул Шажин-лама и возглавившим Общество буддистов Калмыкии (ОБК), был избран Тэло Тулку Ринпоче , американский калмык, признанный в 1978 году Далай ламой как перерожденец одного из основателей традиции Кагью - Тилопы .

В Тыве в 1997 году на Всетувинском учредительном съезде был избран первый Камты-лама Республики Тыва.

В Бурятии на основе советского Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ) оформилось сразу две организации: основная часть буддистов во главе с Пандита Хамбо Ламой объединилась в Традиционную Буддийскую сангху России (ТБСР), а другая часть стала именоваться Духовное управление буддистов (ДУБ РФ).

Шире по стране наибольшее распространение получило объединение буддистов тибетской традиции Карма Кагью, насчитывающее порядка 80 российских центров, созданных учеником Его Святейшества Шестнадцатого Кармапы, первым западным ламой - датчанином Ламой Оле Нидалом . Духовное руководство центрами осуществляет Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Тринле Тхайе Дордже .

Большое количество последователей в России имеет тибетский лама - Намкхай Норбу Ринпоче , глава традиции Дзогчен, принадлежащей к буддизму Ваджраяны .

В меньшем количестве представлены общины Сакья и Ньингма.

Северный буддизм дальневосточной ветви

В связи с приездом в страну вьетнамцем, корейцев и китайцев, а также все большей популярностью восточных единоборств, появились центры дальневосточного северного буддизма: японского дзен , китайского чань , корейских и вьетнамских традиций и школ. Например, Российская сангха учеников дзэн мастера Сандо-Кайсена , корейский дзен школы Кван Ум .

История южного буддизма в России

В XXI веке в России появляются последователи южного буддизма традиции Тхеравады , возникли первые центры Випассаны .

Литература

  • Гранин А., Китинов Б. Российский буддизм на стыке тысячелетий// "Евразия": информационно-аналитический портал, 2010
  • Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь.
  • Леонтьева Е. Путеводитель по буддизму: иллюстрированная энциклопедия. М., 2012
  • Торчинов Е. Введение в буддизм. СПб., 2005.

Буддизм - древнейшая из мировых религий, основанная Сиддхартхой Гаутамой в Индии до нашей эры. Она имела и продолжает оказывать влияние на культуру многочисленных народов, поэтому считается не только религией, но и философией, этическим учением, традицией, цивилизацией, образованием и даже наукой о сознании. Наибольшее распространение это религиозно-философское учение получило на Востоке - в Индии и Китае, но также оно распространено и в других частях мира.

Буддизм в России развивался в течение длительного времени, что было обусловлено соседством страны с территориями, на которых исповедовалось это учение. В итоге в нескольких субъектах Российской Федерации, а именно в Бурятии, Тыве и Калмыкии, буддизм стал основной религией.

Религии России

Буддизм - одна из традиционных религий в Российской Федерации, наряду с христианством, исламом и иудаизмом, хотя и имеет меньше всего последователей. Подавляющее большинство россиян (около 79 %) считают себя христианами, в основном православными, хотя есть среди них и католики, и протестанты, и последователи сект, например, свидетели Иеговы. Около 4 % населения - мусульмане.

Иудаизм и буддизм в России исповедует менее 1 % жителей. Однако для многомиллионного населения и доли процента выражаются в тысячах людей. Буддистские храмы есть не только в Калмыкии, Бурятии и Туве, но и в Омской и Иркутской областях, Забайкальском крае, Санкт-Петербурге, Москве и Московской области.

Среди жителей республик, в которых эта религия издавна была традиционной, последователей буддизма в России насчитывается примерно 900 тысяч, но только 500 тысяч из них являются практикующими.

Остальное население Российской Федерации не принадлежит ни к каким религиям (9 %), либо его представители являются атеистами (7 %).

Основы буддизма

Буддизм - уникальное учение, в нем содержится множество течений и направлений, настолько различающихся между собой, что их можно принять за разные религии. Но, конечно, есть идеи, которые объединяют их все. В первую очередь, это Четыре Благородные Истины, по преданию переданные человечеству самим Буддой. Содержание их таково:

  1. Истина о страдании, в котором человек проводит всю жизнь. Притом это страдание неизбывно, в него входят муки рождения, перенесения болезней, неудач и смерти. Даже приятные моменты являются частью этих мук, ведь все хорошее рано или поздно заканчивается, и это тоже приводит к страданиям. Этот печальный удел постигает и мир животных с их постоянной борьбой за выживание, и даже судьба божественных сущностей, вынужденных бороться с демонами, заслуживает сочувствия.
  2. Истина о причине страдания, за которую принимают желания и привязанности, заставляющие людей тянуться к приятному и мучиться от невозможности достичь этого.
  3. Истина о прекращении страдания и переходе в нирвану, то есть состояние свободы и высшего блаженства.
  4. Истина о пути к прекращению страдания, содержащему три шага: этап мудрости, нравственности и сосредоточения. На первом этапе человек должен морально подготовиться к принятию нового мировоззрения и решиться на него. На втором - учиться быть честным, забыть о сплетнях и брани, вести правильный образ жизни. Последним шагом будут усердные занятия йогой, контроль сознания, уход в транс.

Поскольку Будда видел себя врачевателем живого мира, призванным исцелить его от болезненных страданий, эти формулировки воспринимаются как указания врача. В первом пункте он ставит диагноз, во втором - объясняет причину развития болезни, в третьем - дает прогноз, а четвертый содержит прописанный курс лечения.

Буддийские школы

Но последователи религии по-разному воспринимали правила следования словам Будды, поэтому с течением времени было сформировано несколько школ буддизма. В России в основном следуют традициям двух из них.

  • Последователи Тхеравады, являющейся самой консервативной школой, ставят целью полную свободу от грязи и заблуждений. Большое значение они придают процессу познания и разумным действиям. Их ритуалы и обряды довольно просты.
  • Махаяна учит своих последователей не просто стремиться к нирване, а постигать в этом состоянии абсолютную истину. Эта школа буддизма в России в основном представлена двумя формами - Дзэн (приверженцы этого учения стремятся проникнуть в истинную природу ума) и Сон (последователи практикуют медитацию, монашество и аскетизм).

Помимо этих двух направлений, в религии существует школа Ваджраяна, но в России у нее практически нет последователей.

Истоки истории

О том, какие народы России исповедуют буддизм, можно узнать из истории. Впервые на территории современной страны буддизм исповедовался в VIII веке. Там, где сейчас расположено Приморье, в конце VII-начале X веков существовало государство Бохай. Культура его жителей находилась под сильным влиянием Китая, Кореи и Маньчжурии, расположенных по соседству, поэтому и была перенята их религия. Однако в 926 году государство пало, и на его месте было основано другое.

Народы буддизма в России

Но жители Бохая не были русскими, они лишь населяли территорию, которая впоследствии стала принадлежать стране. Поэтому первыми носителями буддизма на территории России стали калмыки, принявшие подданство. Они исповедовали эту религию уже в течение длительного времени, и Тибет оказывал на нее мощное влияние, фактически осуществляя духовное руководство.

Особенности буддизма в Калмыкии были следующими:

  • существовала тесная связь монастырей с родовыми общинами;
  • действовали особые школьные традиции;
  • практически отсутствовало монастырское образование.

В свою очередь, население Тувы перенимало особенности вероисповедания Монголии, хотя при этом оставалось достаточно самобытно. Так, признавая буддийских священников и обращаясь к ним в разных случаях, они не отказывались от шаманизма и не менее редко прибегали к помощи колдунов.

При проведении официальной границы с Монголией эти народы, а также племена бурятов, вошли в состав русского населения. Буддизм в России был признан разрешенным вероисповеданием, хотя и никогда не становился государственной религией.

Государственный контроль религии

На определенных территориях, в частности в Забайкалье и Иркутске, при поддержке государства формировалась буддийская структурная организация. С нее и началось дальнейшее распространение буддизма в России и приобретение им независимости от влияния других стран, которое дополнительно стимулировалось укреплением государственных границ в Забайкалье и ограничением контактов с Монголией и Тибетом.

Для контроля народов были предприняты определенные меры:

  • издан указ о признании буддизма в России одной из официальных религий;
  • введен в действие запрет на контакты религиозных деятелей с иностранцами.

Таким образом, официальное признание буддизма на территории России, произошедшее в 1917 году, помогало осуществлять контроль религии, а значит, и управление исповедующим его народом.

Дальнейшее развитие

Дальнейшее развитие нового для страны религиозно-философского учения благотворно повлияло на жизнь народов России, исповедующих буддизм. Под руководством религиозных деятелей шло изучение медицины, строительство школ, получение высшего духовного образования, книгопечатание. К XX веку в России сформировалась сильная востоковедческая школа, в Санкт-Петербурге был построен первый в Европе буддийский монастырь-университет, который посещали представители многих национальностей, ученые, русская интеллигенция.

Период гонений

С отделением церкви от государства и приходом советской власти все религии стали подвергаться гонениям, не избежал этой участи и буддизм. Разрушения не начались сразу же. Некоторое время религиозный деятель Агван Доржиев пытался найти компромисс с коммунистами, утверждая, что у двух идеологий единая цель, но репрессии все равно начались.

На историю буддизма в России очень повлиял этот период. Сначала в Бурятии и Калмыкии, а затем и в Туве было уничтожено множество храмов. Последователи веры арестовывались, отправлялись в тюрьмы, даже расстреливались.

Ситуация нормализовалась только к концу Второй мировой войны, когда преследования прекратились. К тому времени от всего многообразия храмов остался лишь один хурул в Калмыкии, все остальные здания превратились в руины.

Разрешение заново открывать помещения для богослужений привело к восстановлению монастырей и строительству новых храмов, росту популярности этой религии у народа.

Современное положение

Из-за репрессий советского времени темпы развития буддизма в России сильно отставали от других стран, но возрождение не заставило себя ждать. Помимо строительства храмов, открываются буддийские учебные заведения, куда в качестве учителей часто приглашают тибетских монахов. Также у молодых людей есть возможность отправиться на обучение в монастыри Востока.

Перспективы самостоятельного развития

Не отказываясь от помощи сильных буддийских стран, последователи этой религии в России надеются, что в скором времени учение обретет самостоятельность и будет развиваться независимо. Но этот момент осложняется несколькими проблемами.

  • Из солидарности с Китаем Россия отказала Далай-ламе в визе, и он не посещает страну. Многие буддисты отправляются в Индию на встречу с духовным лидером, но контакты неизбежно ослабляются.
  • До настоящего времени до конца не изучены и не переведены многие основополагающие религиозные тексты, из чего следует, что буддизм пока не может восприниматься целостно.
  • Духовные институты и академии еще не полноценны, судьба их выпускников проблематична, немногие из них способны стать наставниками и посвятить жизнь монашеству.

Однако изучение и развитие буддизма в России продолжается. Для нескольких народов он является традиционной религией, и богатства его философии и психологии важны для населения.

Нирвана) состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием... XX в. имели тяжелые последствия для народов , исповедующих буддизм , для буддологов, как и в целом для культуры, искусства и науки. В девяностые годы началось духовное возрождение. В Калмыкии буддизм объявлен государственной религией. В Бурятии...

https://www.сайт/religion/14350

Появлением империи Маурьев, особенно в эпоху правления Ашоки, буддизм , благодаря своей веротерпимости и недогматичности, оказывается наиболее подходящим для создания идеологии, объединяющей народы , исповедующие разные верования. Ашока делал главное ударение на важности... религиях, нет церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее, известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм можно назвать религией прежде всего потому, что он учит верить в освобождение от страданий, ...

https://www.сайт/religion/19889

Многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм , и около 1 млн монахов и монахинь. Две с половиной тысячи лет назад у Будды были... Середина I тыс. до н. э. ознаменовалась возникновением новой религии - буддизм , получивший широкое распространение в Индии и за ее пределами и оказавший огромное влияние на идеологию, культуру и образ жизни многих народов Азии. Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он...

https://www.сайт/religion/111411

От России, где есть достаточно многочисленные и компактно проживающие национальные меньшинства, традиционно исповедующих буддизм (буряты, калмыки, тувинцы) - ставит перед буддистами Украины задачи, которые... буддизма - является развитие отечественной научной буддологии. Научное изучение буддизма просто обречено на развитие в Украине, поскольку без развития отечественной буддологии, как уже говорилось выше, невозможно ни полноценное развитие философской мысли, ни изучение истории и культуры народов ...

https://www.сайт/religion/12847

Страну за весь исторический период ее существования. Произведенный буддизмом на китайскую мысль, искусство и повседневные обычаи эффект сравним с воздействием христианства на западные народы . Буддизм являлся единственным иностранным элементов в китайской культуре, которые... , что в 405 году девять из десяти семей в северной империи было охвачено этой верой. Массы народа , увидев в буддизме религию, которая обещала им в следующей жизни то, чего они были лишены в настоящей, приняли его, ...

https://www.сайт/religion/13885

Придерживался строгого детерминизма (у нас еще будет повод вернуться к его учению). Аджита Кесакамбала - исповедовал материализм, весьма сходный с материализмом чарвака. Пакудха Каччаяна - вечность "семи тел". Санджайя... освобождения. "Висуддхимагга", "Путь чистоты", Буддагхоши - наиболее полный и глубокий трактат по медитации из существующих в хинаяна-буддизме (ок. Середины V века н. э.) - обнаруживает ту же тенденцию. Этапы медитации классифицируются, разъясняются, обосновываются при помощи...

https://www..html

Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания. 8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации. Мирянам в буддизме давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему: 1. Воздерживайся от убийства. 2. Воздерживайся... необозрима, а язык ее сложен, буддизм в России неуклонно развивается. На европейской части страны Буддизм исповедуют тысячи людей в возрасте около 30-40 лет. Тибетский буддизм в России представлен многими десятками...

https://www.сайт/religion/11296

В отношении людей, враждебных и промежуточных, которые то помогали человеку, то вредили ему в зависимости от ситуации. Богам поклонялись, приносили им дары, и всячески ублажали. В ходе рапространения буддизма среди других народов , имевших иные верования, происходили процессы ассимиляции, диффузии и идентификации богов. Под старыми или новыми названиями они входили в общебуддийский пантеон и становились...



Просмотров