Делопроизводство в юриспруденции. Делопроизводство, ее роль в деятельности юриста. Вопросы для повторения

Делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Информация, содержащаяся в документах, необходима для стабильной деятельности любой организации. На основе нее принимаются управленческие решения.

По ГОСТ Р 51141-98: документирование = часть делопроизводства – запись информации на различных носителях по установленным правилам; документооборот – движение документов по организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления (движение и учет документов).

Рис. Классификация делопроизводства

Процедуры делопроизводства регулируются законами РФ, государственными и отраслевыми стандартами, классификаторами и инструкциями, а также инструкциями по делопроизводству конкретной организации, предприятия, учреждения.

Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируются на производстве и потреблении информации. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. От того, насколько профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. По данным ISO (International Standards Organization), управление документами становится одним из главных факторов конкурентоспособности любого предприятия. Правильно организованное управление делами снижает время необходимое для поиска, повышает точность и своевременность информации, устраняет ее избыточность.

К сожалению, многие руководители предприятий, работники, отвечающие за документационное обеспечение управления, не знакомы с основами современного делопроизводства, а тем более – с тонкостями ведения документации. Вместе с тем, правильное составление и оформление документов в соответствии с новыми нормативами – важнейшая обязанность работников делопроизводственных служб.

Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают во времени и пространстве. Документы и документная информация лежат в основе управленческих решений и являются их материальным воплощением, обеспечивают юридической силой. Работа с документами должна иметь настолько отработанный порядок, чтобы работники не отвлекались от главных производственных целей предприятия.

6. Понятия официальный документ и служебный документ.

Официальный документ – это деловой документ, созданный юр. или физ. лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке.

Служебный документ отражает деятельность учреждения, фирмы, организации (положения, уставы, распоряжения). Служебный документ – официальный документ, используемый в текущей деятельности организации.

Среди официальных документов выделяют личный, удостоверяющий личность человека или его права, обязанности, служебное либо общественное положение, и документ, который может содержать другие сведения биографического характера (визитка, удостоверение, студенческий билет).

Чтобы служить полноценным источником информации и иметь юридическое значение, служебные документы должны отвечать требованиям, установленным нормативными актами.

Соблюдение установленных требований составления и оформления служебных документов позволяет обеспечить юридическую силу документов, способствует их оперативному исполнению и последующему использованию в практических целях, создает предпосылки для машинной обработки информации и самих документов как физических носителей информации, сокращает затраты труда и средства на документирование и обработку документов.

Документами оформляются права граждан, учреждений и организаций. Право, узаконенное документами, регулирует отношения граждан в обществе и между физическими лицами.

При прохождении практики в юридическом отделе помощь руководителя практики помогла мне постигнуть суть работы в коммерческой организации в должности юрисконсульта.

Юридический отдел ОАО “Волковысский мясокомбинат” имеет современную нормативную правовую базу, представленную как в электронном виде, так и печатными изданиями.

Особую роль в работе юридического отдела занимает электронная правовая база, которая ежедневно обновляется и позволяет быстро и точно найти требуемые нормативные правовые акты, образцы документов, обзоры судебной практики, статьи в профильных журналах и иную информацию. Трудно переоценить значение такого серьезного инструмента в работе любого юриста.

Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением, подчиняется непосредственно генеральному директору предприятия. Юридический отдел состоит из начальника юридического отдела, трех юрисконсультов и машинистки.

Юридический отдел предприятия в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом общества, Политикой и целями в области качества предприятия, документами СМК, приказами генерального директора, правилами внутреннего трудового распорядка.

Руководство юридическим отделом осуществляет начальник юридического отдела.

Начальник юридического отдела назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора комбината.

На должность начальника юридического отдела назначается лицо с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее 5 лет.

Руководитель подразделения обязан обеспечить выполнение задач и функций, возложенных на юридический отдел.

Начальник юридического отдела должен знать:

  • - методические, нормативные и другие руководящие материалы по правовой деятельности комбината;
  • - политику в области качества, требования документов СМК, касающихся деятельности юридического отдела.

В случае временного отсутствия начальника юридического отдела его обязанности исполняет назначенный в установленном порядке юрисконсульт, который приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. На должность юрисконсульта назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы в должности юрисконсульта не менее трех лет. В случае временного отсутствия начальника юридического отдела исполняет его обязанности. Юрисконсульт назначается и освобождается от занимаемой должности по приказу генерального директора.

Юрисконсульт должен знать:

  • - действующее законодательство Республики Беларусь;
  • - постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов;
  • - методические, нормативные и другие руководящие материалы по правовой деятельности предприятия;
  • - порядок ведения учета и составления отчетов по хозяйственно-финансовой деятельности комбината;
  • - порядок заключения и оформления хозяйственных договоров, контрактов;
  • - правила и нормы охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
  • - политику в области качества комбината, требования документов системы менеджмента качества, касающихся деятельности юридического отдела.

Основными задачами юридического отдела являются:

  • - Обеспечение законности в деятельности комбината;
  • - Активное использование правовых средств, для укрепления хозяйственного расчета, соблюдения договорной и трудовой дисциплины, выполнения договорных обязательств;
  • - Защита имущественных прав и законных интересов комбината;
  • - Обеспечение соответствия действующему законодательству издаваемых на комбинате локальных нормативных актов;
  • - Снижение дебиторской задолженности;
  • - Управление нормативными правовыми актами;
  • - Выполнение функций в области качества в соответствии с документами СМК.

В соответствии с основными задачами юридический отдел выполняет следующие функции:

  • - Контроль соблюдения установленного на предприятиии порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий.
  • - Проведение совместно с другими подразделениями экономико-правового анализа результатов хозяйственной деятельности комбината, изучение условий и причин возникновения непроизводительных расходов, состояния числящейся на балансе дебиторской задолженности, нарушений договорных обязательств, подготовка материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей для направления их в судебные и следственные органы.
  • - Проверка соответствия законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов и других документов нормативного характера, их визирование.
  • - Подготовка и внесение предложений об изменении действующих или отмене утративших силу локальных нормативных актов комбината.
  • - Участие в разработке и осуществлении мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок.
  • - Сокращение и предупреждение непроизводительных расходов и потерь, решение вопроса о привлечении к ответственности виновных в этом лиц.
  • - Анализ практики заключения и исполнения хозяйственных договоров и представление директору комбината предложений по устранению выявленных недостатков;
  • - Участие в организации и проведении пропаганды правовых знаний, информирование работников комбината о действующем законодательстве, разъяснение практики его применения.
  • - Подготовка заключений, осуществление консультаций по правовым вопросам, возникающим в деятельности комбината.
  • - Осуществление учета законодательных актов, применяемых на комбинате, предоставление руководителям заинтересованных подразделений информации об их изменении.
  • - Оказание правовой помощи структурным подразделениям комбината, отдельным работникам по действующему законодательству.
  • - Подготовка документов по дисциплинарной и материальной ответственности работников комбината.
  • - Участие в разработке и актуализации документов СМК по направлению деятельности. Ведение претензионной и исковой работы, в том числе по искам вследствие нарушения правил по охране труда и пожарной безопасности, представление в установленном порядке интересов комбината в судах, органах государственного управления при рассмотрении правовых вопросов, осуществление методического руководства исковой работой, если она ведется другими структурными подразделениями комбината.
  • - Соблюдение требований нормативных правовых актов по охране труда.
  • - Участие в работе комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда, рабочих ИТР и специалистов подразделений и служб комбината.
  • - Регистрация договоров и контрактов.

Важным направлением работы юридической службы предприятия является разработка, согласование и утверждение локальных нормативных актов по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Согласно ст. 1 Трудового Кодекса Республики Беларусь локальные нормативные акты -- коллективные договоры, соглашения, правила трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.

Несколько иное определение нормативного правового акта закреплено в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.05.2007, в соответствии с которой локальный нормативный правовой акт - нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций.

Если сравнить две вышеуказанные дефиниции, то можно сделать вывод, что легальное определение локального нормативного акта в ст. 1 ТК является более узким по сфере регулируемых этим документом отношений. Кроме того, очевидно расхождение используемых законодателем терминов: в ТК фигурирует категория "локальный нормативный акт", в Законе "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" -- "локальный нормативный правовой акт". Полагаю, что юридическая терминология в указанных законах должна быть унифицирована. На мой взгляд, возможно использование и более лаконичного термина "локальный акт" как более широкого понятия, включающего помимо локальных нормативных (правовых) актов также и индивидуальные локальные акты либо локальные акты смешанного характера. Последние содержат как нормативные предписания, так и индивидуальные правоприменительные положения.

Мною был рассмотрен коллективный договор (приложение 2). Коллективный договор между ОАО “Волковысский мясокомбинат” и его работниками, интересы которых представляет действующий на предприятии профсоюз, является соглашением между нанимателем и работниками. Коллективный договор был заключен 27 мая 2010 года сроком на три года. Зарегистрирован Волковысским районным исполнительным комитетом 05.07.2010 года за № 113. Коллективный договор устанавливает дополнительные гарантии, компенсации, преимущества и более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законодательством Республики Беларусь, генеральным, тарифными и местными соглашениями с учетом особенностей деятельности конкретной организации и ее финансовых возможностей. Также, нанимателем и профсоюзом при заключении коллективного договора были использованы социально-партнерские соглашения для ограничения и упорядочения контрактных трудовых отношений. Например, разработан и закреплен дифференцированный подход в части установления порядка определения срока, на который продлевается контракт, в зависимости от стажа и личностных показателей трудовой деятельности работника, определения дополнительных дней отпуска и размера повышения тарифной ставки. Это позволило гармонизировать и сбалансировать правовое положение работника и нанимателя, обеспечить соблюдение интересов обеих сторон. Проекты коллективного договора, обсуждаются сторонами в определенном им порядке. Подписываются уполномоченными представителями сторон.

Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон.

Об исполнении коллективного договора, соглашения в сроки, определенные в них, но не реже одного раза в полугодие, информируются работники, от имени которых они заключены. Способы и порядок информирования определяются сторонами.

Все работники, в том числе впервые принятые, должны быть ознакомлены нанимателем с действующим у него коллективными договорами.

На мой взгляд, наниматель не нарушает коллективный договор и выполняет все его условия.

Обязанность вести делопроизводство обычно возлагается на секретаря. Должность эта не требует наличия специального образования, и часто на нее принимают соискателей с минимальным опытом работы. Но ведение документооборота - дело ответственное и важное, от его точности и правильности во многом зависит успешная работа предприятия.

Делопроизводство может быть:

  • общим - касающимся основной деятельности компании,
  • кадровым - для документации по личному составу, ведется отделом кадров,
  • секретным - встречается в некоторых государственных структурах и имеет нормативы ведения,
  • электронным - когда часть информации передается в цифровом формате.

Самостоятельно освоить основы делопроизводства несложно. Начать лучше с самого важного и основополагающего документа - номенклатуры дел.

Номенклатура дел

Это документ с перечнем всех «дел» в организации. Под «делом» в данном случае подразумевается совокупность деловых бумаг одного вида или направленности.

Номенклатура - это система, позволяющая проанализировать документальную деятельность предприятия. Чтобы ее составить, нужно определить список всех имеющихся разновидностей документов. Затем объединить их по направлениям, Каждому виду присваивается номер - код, он может состоять из нескольких цифр или букв, например, номер, год или даже месяц издания, если объем документов значительный.

Например: 01/БУ/2017, где 01 - номер по порядку, БУ - бухгалтерия, 2017 - год. Указывается также срок хранения и место в архиве, когда дело будет туда сдано. Утвердить номенклатуру можно на определенный период - на год, 3 года или 5 лет, если не предвидится никаких ее изменений. Перед утверждением содержание номенклатуры должно проверяться руководителями подразделений в части, касающейся их работы.

Составляется номенклатура с целью удобного архивирования бумаг, а также для приведения дел в систему. Она помогает изложить основы делопроизводства кратко, отражает основные виды деловых бумаг, учитывая особенности предприятия. Обычно она составляется в виде таблицы - наименование дела, код (номер), место в архиве, срок хранения. Дела лучше сгруппировать по видам, отделам их издания.

Виды документов в организации

Количество дел и видов документов напрямую связано со спецификой деятельности компании. Часто документооборот разбит на блоки, которые ведут специалисты по направлениям работы. Но есть перечень, характерный для любой компании, будь она коммерческой или государственной:

    Входящие - поступающие в организацию извне - всё, пришедшее по почте, с курьерами, лично доставленное представителями других организаций.

    Исходящие - отправленные из организации - всё, адресованное в другие юридические лица, а также физическим лицам (ответы, письма, решения).

    Внутренние - не выходящие за пределы организации, регламентирующие работу предприятия (приказы, распоряжения, регламенты, положения и др.).

Как правило, по каждому виду ведется отдельный регистрационный журнал, в котором фиксируется номер по порядку, дата, наименование, откуда поступил или куда направлен документ, фамилия ответственного.

Если в журнале регистрируются документы, выдаваемые на руки сотрудникам, оставляется поле для подписи в получении. Также в журнале может быть сделана пометка, в какое дело согласно номенклатуре подшита копия для хранения.

В организации также могут вестись журналы внутренних командировок, учета сдачи ключей, времени прихода на рабочее место и даже телефонных звонков. Порой количество регистрационных книг приводит к заведению журнала учета журналов. Все зависит от необходимости и сложившейся на предприятии практики.

Журналы нужно пронумеровать, прошить и опечатать, это делают для исключения возможности замены листа.

Ведение учета — основы делопроизводства и документооборота. Количество журналов и дел зависит от потребности компании и желания фиксировать все имеющиеся бумаги.

Положение о документообороте

После разработки номенклатуры дел и перечня необходимых журналов разумно составить Положение о документообороте организации. Это регламент, разъясняющий правила составления, передачи, архивирования всех имеющихся бумаг. В нем описывают порядок действий в отношении каждого потока документации и устанавливают сроки ее передачи от одного отдела к другому.

Образец Положения

Положение поможет избежать путаницы, перекладывания ответственности и потерь важных деловых бумаг. Для каждого потока прописывается маршрут - например: издание, согласование, регистрация, отправка адресату, подшивка в архив.

Печати и штампы

Часто новички, да и не только они, не могут разобраться, в каких случая нужна печать организации, а в каких - нет. Ответ очень прост: печатью заверяются исходящие бланки, т.к. наличие печати удостоверяет происхождение письма. Внутренние бумаги не требуют наличия печати, т.к. подписи руководства в этом случае вполне достаточно.

Входящие документы после их регистрации передаются руководителю для принятия решения и назначения ответственного за исполнение или ответ. На них также не нужна печать. Не следует путать печать и штамп. Штампы могут быть самые разные, от «Входящий №…» до «Копия верна», и никакой юридической силы они не имеют. Это просто вспомогательный инструмент для работы секретаря.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

С. А. Рогожин

Рабочая программа дисциплины

ЮРИДИЧЕСКОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Направление подготовки

Юриспруденция

Направленность (профиль)

Все профили

Екатеринбург


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины Юридическое делопроизводство является приобретение студентами знаний по основным вопросам документоведения и делопроизводства в профессиональной деятельности юриста, в частности специальных познаний о документах, делопроизводстве и документообороте в юридических процессах, подготовки и исследования документов в процессе юридической деятельности, правового режима оборота и документирования информации, развитие и усвоение навыков делопроизводства и документооборота в профессиональной деятельности, приобретение практических навыков в исследовании и юридически правильного оценивания документов на практике и др. Данная дисциплина необходима для формирования профессиональных компетенций юриста.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:

Шифр Результаты обучения Уровень
компетенции (этап)
формирования
компетенции
ПК-7 знать -основные понятия и термины
Владеет навыками делопроизводства,
подготовки документооборота и 4
юридических
документов -содержание нормативно-правовых
актов, регламентирующих работу с
документами;
-структуру и способы
документирования правовой
информации
уметь - использовать ресурсы библиотек
и сети Интернет в целях
проведения научных исследований,
подготовке письменных работ
(рефератов, статей, курсовых и
т.д.);
ПК-13 знать -правила составления и оформления 4
Способен правильно и документов, в том числе
полно отражать относящихся к сфере
результаты профессиональной деятельности
профессиональной
деятельности в

юридической и иной уметь -правильно и полно отражать
документации результаты профессиональной
деятельности в юридической и иной
документации;
-правильно оценивать форму и
содержание документов;
-организовывать контроль за
сроками исполнения документов;
оформлять документы, составлять
на них описи, готовить документы
к передаче на архивное хранение.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

Учебная дисциплина «Юридическое делопроизводство» входит в число дисциплин по выбору студента вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: русский язык, логика, теория государства и права.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать: основные правила орфографии, пунктуации, синтаксиса русского языка, в полном объеме усвоить понятийный аппарат теории государства и права.

Уметь: логически правильно излагать свои мысли письменно, грамотно составлять

Владеть: официально-деловым стилем письменной речи

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» в том числе «Юридическая служба в организации» и др., а также во время прохождения учебной практики.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА

КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, в том

по очной форме обучения – аудиторных – 50 часов (лекций – 10 часов, практических занятий – 40 часов.), самостоятельная работа, включая подготовку к зачету

– 58 часов.

по заочной форме обучения – аудиторных – 8 часов (лекций – 2 часа, практических занятий – 6 часов.), самостоятельная работа, включая подготовку к зачету – 100 часов.


5.1 Тематический план изучения дисциплины

Для студентов очной формы обучения:

Контактная работа Самостоятельная
обучающихся с
Наименован работа
преподавателем
ие
Тема, раздел
лекции практич. в т. ч. в оценочного Кол-во Наименование
занятия и активно часов оценочного
средства
др. й форме средства
формы
Основные понятия о Опрос на Самоконтроль,
документировании и занятиях, письменные
делопроизводстве решение задания
задач
Организационно- Опрос на Самоконтроль,
правовые и занятиях, письменные
распорядительные решение задания
документы задач
Информационно- Опрос на Самоконтроль,
справочные занятиях, письменные
документы, их виды и решение задания
особенности задач
Кадровое Опрос на Самоконтроль,
делопроизводство и занятиях, письменные
документирование решение задания
трудовых отношений задач
Судебное Опрос на Самоконтроль,
делопроизводство: занятиях, письменные
понятие, функции, решение задания
общая характеристика задач
Нотариальное Опрос на Самоконтроль,
делопроизводство: занятиях, письменные
понятие, общая решение задания
характеристика задач
Особенности Опрос на Самоконтроль,
делопроизводства в занятиях, письменные
адвокатских решение задания
образованиях задач
Подготовка к зачету Зачет
ИТОГО:

Для студентов заочной формы обучения:

Контактная работа
обучающихся с
Тема, раздел преподавателем Наименование оценочного средства
лекции практичза самостоя
нятия и тельная
др. формы работа
Основные понятия о
документировании и
делопроизводстве
Организационно- Опрос на занятиях, решение задач
правовые и
распорядительные
документы
Информационно- Опрос на занятиях, решение задач
справочные
документы, их виды и
особенности
Кадровое Опрос на занятиях, решение задач
делопроизводство и
документирование
трудовых отношений
Судебное Опрос на занятиях, решение задач
делопроизводство:по
нятие, функции,
общая
характеристика
Нотариальное Опрос на занятиях, решение задач
делопроизводство:
понятие, общая
характеристика
Особенности Опрос на занятиях, решение задач
делопроизводства в
адвокатских
образованиях
Подготовка к зачету
ИТОГО:

Тема 1. Основные понятия о документировании и делопроизводстве


Понятие информации, правовой режим ее документирования. Понятие документа, его свойства, способы документирования. Классификация документов. Понятие документирования, делопроизводства и документооборот. Унификация и стандартизация документов. Унифицированные системы документации. Реквизиты документа: понятие, состав. Общие нормы и правила оформления документов.

Образованиях

Организация документооборота в адвокатских образованиях. Требования к реквизитам и бланкам документов и оформлению документов. Номенклатура и формирование дел адвокатского образования. Хранение документов, подготовка к архивному хранению.

5.3 Планы семинарских занятий (лабораторных работ, если они предусмотрены учебным планом)

Практическое и семинарское занятие 1. Основные понятия о документировании и делопроизводстве

Основные вопросы:

1. Понятие и виды информации.


2. Понятие и виды документов.

3. Понятие документирования, делопроизводства и документооборота.

4. Унификация и стандартизация документов.

5. Унифицированные системы документации.

6.Общие требования к оформлению документов.

7. Состав реквизитов документа.

Трудовых отношений

Основные вопросы:

1. Понятие кадрового делопроизводства.

2. Кадровая документация и ее виды.

3. Документирование трудовых отношений.

4. Унифицированные формы первичной учетной документации по труду и его оплате.

5. Конфиденциальность документов по личному составу.

Список литературы:

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Самостоятельная работа, наряду с лекционным курсом, является неотъемлемой частью изучения курса предпринимательского права.

Обоснование затрат времени на самотоятельную работу студентов (СРС) для студентов очной и заочной форм обучения.

Суммарный объем часов на СРС составляет 100 часов для студентов по очной форме обучения.


Ссылка на
Тема Виды работ методические
рекомендации
Тема 1 Основные Темы докладов
понятия о представлены в
документировании и дополнительных источников приложении 1;
делопроизводстве Задачи представлены в
приложении 2
Тема Изучение понятийного аппарата темы, лекционного Темы докладов
Организационно- материала, глав рекомендованных учебников и представлены в
правовые и дополнительных источников приложении 1;
распорядительные Задачи представлены в
документы приложении 2
Тема 3. Изучение понятийного аппарата темы, лекционного Темы докладов
Информационно- материала, глав рекомендованных учебников и представлены в
справочные дополнительных источников приложении 1;
документы, их виды Задачи представлены в
и особенности приложении 2
Тема 4. Кадровое Изучение понятийного аппарата темы, лекционного Темы докладов
делопроизводство и материала, глав рекомендованных учебников и представлены в
документирование дополнительных источников приложении 1;
трудовых отношений Задачи представлены в
приложении 2
Тема 5. Судебное Изучение понятийного аппарата темы, лекционного Темы докладов
делопроизводство: материала, глав рекомендованных учебников и представлены в
понятие, функции, дополнительных источников приложении 1;
общая Задачи представлены в
характеристика приложении 2
Тема 6. Изучение понятийного аппарата темы, лекционного Темы докладов
Нотариальное материала, глав рекомендованных учебников и представлены в
делопроизводство: дополнительных источников приложении 1;
понятие, общая Задачи представлены в
характеристика приложении 2
Тема 7. Особенности Изучение понятийного аппарата темы, лекционного Темы докладов
делопроизводства в материала, глав рекомендованных учебников и представлены в
адвокатских дополнительных источников приложении 1;
образованиях. Задачи представлены в
приложении 2

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Данная дисциплина участвует в формировании компетенций на 4 уровне.

Критерии оценивания формирования компетенций Уровни формирования компетенций
Творческое продуктивное действие – самостоятельное конструирование Четвертый (продвинутый)
способа деятельности, поиск новой информации. Формулирование
оценочных суждений на основе имеющихся фактов и заданных
критериев.
Применение, начальное продуктивное действие – решает типовые Третий (базовый)
задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по
известным алгоритмам, правилам и методикам поиск и использование
информации для самостоятельного выполнения нового действия. Этот
уровень предполагает комбинирование студентом известных алгоритмов
и приемов деятельности.
Понимание, репродуктивное действие – самостоятельное Второй (пороговый)
воспроизведение и применение информации для выполнения
данного действия. Студент на этом уровне способен по памяти
воспроизводить ранее усвоенную информацию и применять
усвоенные алгоритмы деятельности для решения типовых задач.
Репродуктивная деятельность (узнавание объектов, свойств, процессов Первый
при повторном восприятии информации о них или действий с ними). На
этом уровне студент не способен самостоятельно, без помощи извне,
воспроизводить и применять полученную информацию. Уровень
абитуриента.

7.1 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

Шифр Результаты обучения Оценочные Оценочные
компетенции (знать, уметь, владеть) средства средства
текущего промежуточного
контроля контроля
ПК-7 знать - основные понятия и термины
делопроизводства, документооборота и Вопросы к
Уровень 4 документационного обеспечения; Собеседование зачету 2,3,4,5,7,8
- содержание нормативно-правовых актов,
регламентирующих работу с документами;
- структуру и способы документирования
правовой информации
уметь - использовать ресурсы библиотек и сети Подготовка
Интернет в целях проведения научных докладов -
исследований, подготовке письменных Решение задач
работ (рефератов, статей, курсовых и т.д.);
ПК-13 знать - правила составления и оформления Собеседование Вопросы к
Уровень 4 документов, в том числе относящихся к зачету № 11,12
сфере профессиональной деятельности

уметь - правильно и полно отражать результаты Подготовка
профессиональной деятельности в докладов Вопросы к
юридической и иной документации; Решение задач зачету № 11, 23,
- правильно оценивать форму и содержание
документов;
- организовывать контроль за сроками
исполнения документов; оформлять
документы, составлять на них описи,
готовить документы к передаче на
архивное хранение.

7.2 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования (представлен в разделе 2 рабочей программы дисциплины)

Вопросы к зачету

1. Правовая информация и ее структура.

2. Понятие делопроизводства, его цели и функции.

3. Законодательство о порядке использования государственного языка Российской Федерации при документировании официальной информации.

4. Понятие и виды документов.

5. Унификация и стандартизация документов.

6. Унифицированные системы документации.

7.Структура и содержание документа.

8. Состав и основные требования к оформлению реквизитов документа.

9. Организационно-распорядительные документы: понятие, состав, юридическая сила. 10. Характеристика федерального закона как документа, его структура и реквизиты. 11.Основные требования к оформлению распорядительных документов.

12. Понятие и назначение организационных документов.

деятельность и юридические документы. Подготовка

Перечня юридических документов

(2 часа)

1. Понятие юридического делопроизводства и его значение для юриста

2. Понятие и формы юридической деятельности

3. Юридические документы: понятие, признаки и их значение

4. Виды юридических документов

Подготовка перечня юридических документов

Задания для подготовки.

Цель данного практического занятия – обзор множества юридических документов.

Наряду с усвоением того, что такое юридическое делопроизводство, надо определиться и с тем, для юристов какого профиля знать его необходимо и почему, и в чем заключается общая составляющая юристов разного профиля. Речь, конечно, идет о том, что юристы должны досконально знать правовую материю, хорошо говорить, а также умело составлять юридические документы.

При рассмотрении этой темы надо четко уяснить, что такое юридические документы и чем они отличаются от других документов. Немаловажно составить схему видов юридических документов, поскольку наглядная их классификация усваивается полностью. На занятие следует прийти с красиво оформленной схемой, сделанной на компьютере, которая в дальнейшем поможет выполнять задание по составлению перечня юридических документов.

Только после этого возможно приступать к выполнению большого и сложного задания по составлению максимально возможного перечня юридических документов (нижнюю границу такого перечня устанавливает преподаватель). Для выполнения задания дается не менее 1 часа.

Оставшееся время используется для анализа выполненных письменных работ и их оценки.

Тема 2. Содержательные правила (правила достижения социальной адекватности нормативных актов). (2 часа)

1. Понятие правотворчества и его виды (правотворчество народа, правотворчество государственных органов, корпоративное правотворчество).

2. Нормативные акты как результат правотворчества и их классификация

3. Требования к содержанию нормативных актов Основные способы и приемы формирования содержания

4. Подготовка проекта нормативного акта (акта государственного органа или корпоративного акта)

Задания для подготовки.

Цель данного практического занятия – выработка умения применять содержательные правила и разрабатывать оптимальные по содержанию нормативные акты с тем, чтобы они были социально адекватными.

Занятие четко делится на теоретическую и практическую часть.

Вначале важно проконтролировать то, насколько студенты при подготовке к практическому занятию уяснили, что есть нормативные акты и каковы их виды.

Далее необходимо обратиться к краткой характеристике тех требований, которые предъявляются к нормативным актам. Прошло то время, когда их творили понаитию, т.е. кто как может. Теперь это дело, имеющее общегосударственное значение и определяющее жизнь 140-миллионного народа России, поставлено на научную почву. Правил формирования содержания нормативных актов множество (законность, соответствия норм права нормам морали, целесообразность, своевременность, обоснованность, эффективность, экономичность, реальность, оптимальности, полнота, конкретность, демократичность, стабильности, своевременное обновление и др.), и именно их реализация обеспечивает качество нормативных актов.

Особую сложность представляет изучение способов формирования содержания законодательных актов. Их более десятка (запреты, предписания, дозволения, принципы права, правовые дефиниции, декларации, юридические конструкции, правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы, исключения). Все они доступны для понимания. Знание их дает студенту очень многое: даже если он не будет участвовать в сложной законотворческой деятельности, он сможет грамотно прочитать закон и уяснить его перед его реализацией, будучи юристом-практиком.

И только уяснив теорию создания нормативных актов можно приступать к практической работе по созданию проекта нормативного акта, тематику которого определяет преподаватель.

Важно, чтобы тема была все же не столь глобальной (допустим, введение в стране платного высшего образования). Как показывает практика, по силам всем студентам будет создание какого-либо корпоративного акта и желательно связанного с вузовской тематикой, допустим, Положение о дресс-коде студента,

Положение об экзамене и др.

Предварительно же можно дать домашнее задание: принести каждому студенту какой-либо корпоративный нормативный акт. Здесь могут помочь работающие родители: в любой организации всегда существует множество корпоративных актов. Некоторые корпоративные акты, регулирующие деятельность своего вуза, можно найти на стендах. В организациях издаются также сборники корпоративных актов, хотя на сегодняшний день стараются хранить их в электронной форме. В качестве подспорья можно использовать книгу Т.В. Кашаниной «Корпоративные нормативные акты. Образцы документов с кратким комментарием», 2014 г. Ее электронный вариант помещен в СПС «Гарант».

Преподавателю следует проанализировать некоторые самые интересные корпоративные акты, принесенные студентами и отметить наличие в них достоинств и недостатков.

Проекты корпоративных актов собирает преподаватель, который их публично анализирует и оценивает.

Тема 3. Структурные правила. Составление проекта договора

(2 часа)

1. Понятие структуры юридического документа и ее основные части.

2. Структура нормативного акта. Система структурных единиц нормативных актов и правила их использования (заголовок, оглавление, преамбула, текст, примечания, заключительные положения, приложения)

3. Структурные единицы текста (часть, раздел, глава, статья, параграф, пункт, подпункт, абзац).

4. Правореализация и правоприменение: в чем их суть и различие.

5. Правореализационные документы: понятие, виды и структура

6. Составление проекта договора

Задания для подготовки.

Цель практического занятия – научится структурно правильно составлять правореализационные документы и выработать умение применять структурные правила.

Вначале следует разобраться в том, что такое структура юридического документы и каковы ее основные части. Акцент следует сделать на структуре нормативных актов, как документов, имеющих наиболее сложную структуру. Это пригодится любому практикующему юристу, который научится профессионально читать любой нормативный акт.

Для того, чтобы усвоить эту тему на практике, следует все же выбрать менее сложный вид юридических документов, а именно правореализационные.

Прежде всего надо разобраться, что такое правореализация и чем она отличается от правоприменения. Здесь существует палитра мнений. Однако, чтобы не увязать в бесконечных дискуссиях, эти два понятия можно объединить другим более общим: осуществление права. Осуществление права - это воплощение (претворение) установленных норм права в деятельности субъектов права.

Следует различать два типа осуществления права:

непосредственный тип , или реализация права, когда субъекты, которым адресованы нормы права, поступают так, как ими дозволяется или предписывается. Речь идет о нормальном поведении, которое к тому же имеет массовый характер;

правоприменителъный тип , когда деятельности субъектов права по осуществлению правовых норм оказывается недостаточно и требуется участие властного государственного органа, для того чтобы осуществить предписанное правовыми нормами.

Реализации права – это законопослушное поведение субъектов права, соответствующее их интересам. Наиболее важные наши поступки оформляются юридическими документами. Их, на самом деле, великое множество, и можно дать лишь их неполный перечень.

Надо отметить, что содержание и структура правореализационных документов довольно простое в отличие от нормативных актов.

Однако можно студентам предложить попробовать свои силы в составлении более сложного документа – проекта договора.

Договор сейчас используется почти во всех отраслях права и считается универсальным юридическим документом. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры играют главную роль. Можно даже сказать, что именно договоры составляют суть рыночного механизма.

Самая общая схема любого договора выглядит так:

1) вводная часть («шапка»), где находят отражение название договора, место и дата его заключения, называются стороны, обозначается их место в договорном обязательстве, а также указываются лица, уполномоченные подписать договор;

3) основная часть;

4) заключительная часть (реквизиты, адреса и подписи сторон).

Студенты на занятии должны научиться составлять проекты наиболее распространенных договоров, к числу которых относятся трудовые и гражданско-правовые.

Предварительно необходимо дать домашнее задание: каждому студенту принести реальный договора. Здесь могут также помочь работающие родители, если в организации, где они работают, имеют дело с составлением договоров.

Преподавателю следует проанализировать некоторые самые интересные образцы договоров, принесенные студентами, и отметить наличие в них достоинств и недостатков.

Чтобы повысить интерес к занятию, лучше предлагать составить те варианты договоров, с которыми студенты (или их семьи) имели или могли иметь дело, например, трудовой договор, договор купли-продажи, договор на выполнение репетиторских услуг, ремонта жилого помещения, строительства дачного домика и т. д.

Проекты договоров собирает преподаватель, который их публично анализирует и оценивает.

Тема 4 . Логические и языковые правила составления юридических документов.

(2 часа)

1. Понятие логики и особенности юридической логики. Значение логических правил при составлении юридических документов.

2. Система логических правил

3. Логические правила, общие для всех юридических документов

4. Специфические логические правила нормативно-правового акта

5. Языковые правила, общие для всех юридических документов

6. Система языковых (лингвистических) средств нормативных актов (лексические, синтаксические, стилистические правила, правовые аббревиатуры)

7. Языковые правила составления правоприменительных актов

8. Составление искового заявления

Цель практического занятия – изучить логические правила составления юридических документов и научится логически безупречно их составлять.

Задания для подготовки.

Чистая логика, или математическая логика - это фундаментальная и неумолимая логика, созданная одновременно на базе систематической и слепой пунктуальности и величайшей тонкости при анализе. Такая логика нужна в юриспруденции далеко не всегда. Более того, она может дать искаженный взгляд на социальную действительность.

Юридическая логика - это логика, которая действует в контексте социальных условий, политики государственной власти и групп людей.

Следовательно, это есть целенаправленная логика. Однако хотелось бы сразу же предостеречь от смешивания логики права как логики целенаправленной и логики социального заказа. Юридическая логика – это не логика политическая, а тем более не холуйская. Это логика учета многих факторов, позволяющая достичь результата точно, но возможно в ущерб быстроте принятия решений, это логика, где приходится делать ход не по прямой, не по кратчайшему пути, а как бы ход конем.

Уяснив особенности юридической логики, студент должен классифицировать логические правила, применяемые при составлении юридических документов, и уметь их охарактеризовать.

Практическая часть занятия могла бы быть посвящена написанию искового заявления в суд. Его фабулу продумывает преподаватель и формулирует для всех студентов. Пусть в ней используется ситуация, которая наверняка встречалась в жизни каждого студента (причинение вреда в результате покупки некачественного товара или услуги).

Предварительно надо обратить внимание студентов на правильное использование изученных ранее содержательных и структурных правил, а не только логических. Ситуация в исковом заявлении должна быть описана полно, требование сформулировано четко, приведены аргументы, т.е. обосновано, и, если возможно, со ссылкой на закон (хотя сейчас гаджеты есть у многих).

При ознакомлении с данной темой необходимо осознать значимость юридического языка для составления юридических документов. В конце концов, юрист всегда составляет юридические бумаги не для себя, а для других и они всегда должны быть ими правильно поняты.

Юридический язык особенный. В чем состоят его особенности, следует четко уяснить, изучив общие языковые правила, которые необходимо выполнять при составлении любого юридического документа.

Система языковых средств выражения норм права и правовых предписаний довольно разветвленная и включает в себя три их вида: лексические, синтаксические, стилистические правила.

Следует вначале классифицировать языковые правила по видам юридических документов, а затем уяснить особенности каждого компонента системы языковых средств применительно к нормативным и правоприменительным актам.

Для приобретения практических навыков можно было бы дать посильное задание составить жалобу в прокуратуру, например, о захвате соседом по жилому дому придомовой территории под стоянку для своего автомобиля. К сожалению, эта ситуация типичная во многих городах. Хотя обычно в такой ситуации эмоции захватывают жалобщика, адвокату, составляющему по его просьбе жалобу, следует снизить накал страстей и сделать ее эмоционально приглушенной.

Помимо жалобы следует попытаться дать ответ прокуратуры по результатам ее рассмотрения. Этот документ в языковом отношении должен быть еще строже.



Просмотров