Униженные оскорбленные романе преступление наказание. Тема "Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению". Просмотр содержимого документа ««Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорблённых»

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской литературы как гениальный художник, гуманист, исследователь человеческих душ. В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году он закончил работу над социально-психологическим романом «Преступление и наказание», в котором со всей полнотой раскрыл бесчеловечность буржуазно-крепостнического строя. Действие романа происходит в Петербурге шестидесятых годов XIX века. Это было сложное для России время: старый мир уже разрушен, а новый только начал формироваться. Наступала эпоха капиталистических отношений, и «маленькому человеку», живущему в нищете, лишенному всяких прав, не досталось места в этом буржуазном мире. Тема «униженных и оскорбленных» является одной из основных в романе «Преступление и наказание». Автор показывает среду, в которой обитают обделенные жизнью люди, их судьбы, искалеченные социальной несправедливостью, их попытки борьбы с жестокой действительностью.

Петербург Достоевского – это город, в котором тысячи людей обречены на нищету и страдания. Это город уличных девиц, бездомных детей, многочисленных распивочных. Описание Петербурга производит тяжелое впечатление. Повсюду пыль, духота, вонь. Шумные, грязные улицы угнетают людей. Даже дома, в которых они живут, давят на них. Все это создает атмосферу отчаяния и безысходности. Картину общего горя и унижения дополняют эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся на улицах Петербурга. Это и девочка, которую напоили и обманули, и женщина, бросившаяся с моста в воду, и Лизавета, безропотно сносившая унижения и оскорбления сестры.

К жертвам Петербурга относится и семья Мармеладовых, которая живет в тяжелейших условиях, испытывая огромную нужду во всем.

Семен Захарыч Мармеладов – бывший чиновник. Он ищет спасения от жизненных проблем в распивочной, своим пьянством довел семью до беспросветной нищеты. Мармеладов осознает свое положение. «В бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету…метлой выметают из компании человеческой…», – говорит он. В этом состоит трагедия Мармеладова. Он понимает, что ему некуда и не к кому идти, и от этого очень страдает. Не в состоянии бороться за жизнь, за семью, он опускается до пьяных разглагольствований с разными незнакомцами. Мармеладов склонен к моральному самоуничтожению: ему побои в наслаждение, ночует, где придется, на насмешливое отношение окружающих не обращает внимания. Физическая смерть Мармеладова становится неизбежной – он гибнет под колесами роскошной коляски.

«Некуда идти» и жене Мармеладова Катерине Ивановне. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи. Поэтому ей особенно тяжело жить в нищете, воспоминания о прошлом делают ее жизнь только мучительнее. Катерина Ивановна – натура гордая и тщеславная, но гордость ее попирается на каждом шагу, о достоинстве, самолюбии заставляют забыть. Попытки подняться в собственных глазах, самоутвердиться выражаются в безудержных фантазиях. Но мания величия не может спасти Катерину Ивановну. Жестокий, бездушный мир и собственная гордыня приводят ее на улицу, а затем и к гибели.

Семью Раскольникова тоже можно отнести к «униженным и оскорбленным».

Мать Родиона всю жизнь надрывалась на работе, за которую платили гроши. Она всеми силами старалась помочь сыну окончить университет, чтобы обеспечить ему достойное существование.

Нелегкая судьба выпала и на долю сестры Раскольникова Дуни. Она вынуждена поступить в услужение в дом Свидригайловых, где терпит унижение и позор. Затем появляется преуспевающий делец Лужин, который хочет жениться на Дуне. Несмотря на отвращение к нему, девушка соглашается на замужество, чтобы иметь возможность помогать брату. Это пример самопожертвования «маленького человека», «униженного и оскорбленного», ради другого человека, попавшего в тяжелое положение.

Еще одна жертва буржуазного общества – главный герой романа Родион Раскольников. Это бывший студент, который ушел из университета, потому что нечем было платить за обучение. Он живет в тесной каморке, похожей на гроб, в страшной нищете. Раскольников упорно рассуждает о несправедливо устроенном обществе. В условиях ужасающей действительности в его голове рождается чудовищная теория о делении человечества на людей «обыкновенных», которых большинство и которые вынуждены подчиняться силе, и людей «необыкновенных», имеющих право властвовать и преступать закон. Раскольников не желает быть одним из тех, кто подчиняется. И чтобы доказать свою принадлежность к людям «необыкновенным», решается на преступление. Таким образом, осуждая общество с его социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями, Раскольников создает теорию, которая может лишь усилить эту несправедливость, углубить беззаконие и произвол. Своим романом Ф.М.Достоевский развенчивает такую теорию, противопоставляя ей христианскую идею смирения и любви к людям.

Носительницей этой идеи в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова. Это чистая и невинная девушка, вынужденная торговать собой, чтобы прокормить спившегося отца, больную мачеху и ее детей. Ее толкнули на панель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Но, продавая свое тело, она сохраняет нравственную чистоту, пьянство и разврат не тронули ее. В отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные трудности, никакие гуманные цели не могут оправдать насилие и преступление. Ее путь – это путь смирения перед Богом. Ее сила в вере: «Что ж бы я без Бога-то была?». Для Ф.М.Достоевского Соня Мармеладова стала идеалом кротости, покорности, смирения и любви к людям. Именно «вечной Сонечке», ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» перед нами предстает целый ряд «униженных и оскорбленных» «маленьких людей». Мир, в котором они живут, жесток и беспощаден. Каждый из этих людей пытается по-своему противостоять безжалостной действительности. Но своим романом Ф.М.Достоевский утверждает, что в этом мире может спастись лишь тот, кто выбирает путь смирения и покаяния, кто находит в своей душе Бога, кто больше всего ценит любовь к человеку, верит в неистребимость добра в его душе.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия жизни России 60-х годов», книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Основная идея романа - поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды. Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих Петербург. Отношение автора к своим героям проявляется и в описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении мелких дельцов и карьеристов (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и т. д.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

В мрачных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, удивляющего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные «шутки», порождающие нравственные конфликты и трагедии. «Униженным и оскорбленным» нет выхода из них. Безысходность является лейтмотивом романа.

Тон всему повествованию задает сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Фраза Мармеладова: «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти...» - сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и «канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту философского размышления о судьбе человечества.

Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Становится ясно, что он и подобные ему герои оказались отвергнуты обществом. Им «некуда идти» и не на что надеяться. «Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой жизнью, и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня - олицетворение любви к людям, кротости и смирения, и именно поэтому ей удалось сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня - во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина, буржуазного дельца, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста.

Для всех героев романа характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки - это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни - всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны - исступленная гордость. Положение безнадежности, тупика толкает этих людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности, к сделкам с совестью.

Главный герой романа, Родион Раскольников, терзается сознанием полной безысходности, не находя в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Его сердце переполнено болью, тоской и страданием за людей, оказавшихся в тяжелом положении, в мире лишений и страданий. Наблюдая за картинами унижений и страданий, проходящими перед ним (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова), герой отчаянно стремится найти способ помочь всем «униженным и оскорбленным» и невольно оказывается во власти идеи, толкнувшей его на тяжелое преступление.

Широкая, написанная безжалостным пером мастера, картина действительности показывает ту реальную почву, которая формирует мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.

Само общество, буржуазное сознание порождают идеи, подобные раскольниковской: убить, потому что «владыки», наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено. Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова - убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, - представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Преступление Раскольникова - убийство ростовщицы - должно дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных«? Может ли он «переступить» принцип? Своим чудовищным поступком Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но он не вынес мук разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.

Но самое печальное, что в этом мире «униженных и оскорбленных» отсутствует надежда на просветление, возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества. Но в главных героях романа "Преступление и наказание" есть способность к непредвиденному, они сохраняют в себе источник нравственного чуда. В их душах скрыты какие-то неожиданные резервы, о которых они сами и не подозревают. Именно в этом отношении больше, чем в любом другом, писатель наделил своих героев тем, что было свойственно ему самому как личности.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

МБОУ Софринская СОШ№2 Пушкинского района Московской области

Урок-семинар в 10 классе

«Униженные и оскорбленные»

на страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (2ч.)

Подготовила:

БОЕВА Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

2012-2013 учебный год

Тема: Урок-семинар «Униженные и оскорбленные»

на страницах романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание» (2ч.)

Цель: выявление первоначального уровня восприятия романа Достоевского «преступление и наказание», продолжение изучения темы «маленького человека» в творчестве писателя; подготовка к рассмотрению философского,идеологического аспекта романа.

…бедность не порок, это истина… Но нищета… нищета – порок-с.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Роман Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, неразрешимость сомнений. Герои Достоевского оказываются в экстремальных ситуациях. Положение героев характеризуется крайностью, грозит физической или моральной гибелью.

Таков и роман «Преступление и наказание» (1866). Работа над ним началась за границей, откуда Достоевский писал своим друзьям отчаянные письма.

«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша, со вчерашнего дня я не обедаю и питаюсь только чаем».

Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя.

«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский. – Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжкую минуту грусти…».

«Преступление и наказание» часто называют «петербургским» романом.

Петербург играл важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки. Он явился центром взаимодействия России с Европой и всем миром. Даже в самом имени города соединились 3 (три) языка.

Санкт (Santa – святой) – лат.

Петр (Peter (нем.)

Petros – камень, скала) – греч.

Бург (burg – замок, крепость) – нем.

  1. Беседа по вопросам (вопросы даются за 1-2 недели до урока).
  1. Петербург в изображении Пушкина и Гоголя.

Образ Петербурга создавали в своих произведениях многие поэты и писатели. В сущности, они участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды, но и речью, одеждой, бытом, повседневным поведением.

Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя в изображении Петербурга.

Вспомним, каким предстает перед нами Петербург Пушкина? Гоголя? (сообщения учащихся).

  1. Петербург Достоевского.

А теперь давайте пройдем по Петербургу Достоевского…

Какими мы видим улицы, по которым бродил Раскольников?

Каков внешний облик людей, встречающихся ему на улице?

Какое впечатление они производят на вас и почему?

Сравните Сенную и Васильевский остров в изображении Достоевского.

Вывод: Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из них присутствует Петербург. У Достоевского есть в Петербурге любимые места, любимый сезон, любимое время.

Наиболее часто встречающееся время в его описаниях Петербурга – закаты солнца. У Достоевского город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет…

Петербург – это тоже «действующее лицо» в романе.

Петербург Достоевского – город контрастов. Он как бы меняет маски.

Город у Достоевского эмоционально воздействует на героев. Не описывая место действия, автор лишь фиксирует ощущение от него. «Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!..» - говорит Свидригайлов, передавая наблюдения самого Достоевского…

Двойственность Петербурга Достоевский увидел не в контрасте «пышного» и «бедного», а во внешнем великолепии с безрадостной изнанкой. Страшный в своей безжалостной красоте, высокомерный к судьбе отдельного человека – таким его воспринимал писатель.

  1. Дети на страницах романа (традиции Некрасова, Тургенева).

Ф.М.Достоевский считал, что все блага мира не стоят и слезинки ребенка.

Каковы же отношения между детьми и городом в романе?

Каким изображает Достоевский ребенка в большом городе?

(сцена с пьяной девочкой (ч.1, гл.4); дети Катерины Ивановны: сцена молитвы (ч.2, гл.7); Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5,гл.5).

Вспомните, кто еще из русских писателей и поэтов XIX века с такой болью говорит о судьбе детей?

(традиции Некрасова «Плач детей», «Крестьянские дети», традиции Тургенева «Бежин луг»).

(выступления учащихся)

Чтение сцены из «Братьев Карамазовых» (книга 5, гл.IV «Бунт»).

Вывод: Доминирующее чувство в произведениях Достоевского – боль. Почти каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать, заставляет его буквально болеть. Особенно сильна боль за тех, кто ни в чем не виноват.

Пьяную девочку, детей Катерины Ивановны мы видим глазами Раскольникова. Достоевский использует прием внутреннего монолога, чтобы показать, что чувствует его герой, видя детские страдания.

  1. История жизни Мармеладова.

Когда и где мы впервые узнаем о Мармеладове?

Представьте себе, как бы эту историю рассказал кто-то из тех, кто снимает комнату у госпожи Липпевехзель и не раз наблюдал жизнь этой несчастной семьи. Внимательно следите, не искажаю ли я факты, и после скажите, какое отношение у вас вызвал Мармеладов?

Снимает у нас угол по соседству бывший чиновник, некий Мармеладов. Титулярный советник! Пьяница безнадежный! Облик человеческий утратил. Семья нищенствует, малые дети голодают, а он и не пытается их спасти. Жена из хорошей семьи, с помощью каких-то своих старых связей нашла ему место, взяли его на службу, сшили новый вицмундир (она последние ценности продала), молилась на него, на «кормильца», по ночам белье ему стирала, воротнички гладила, чтобы на службе он прилично выглядел, кофе ему по утрам со сливками подавала. Что вы думаете? Несколько дней продержался, а потом все пропил. И вицмундир пропил, и 11 целковых украл из сундука, зная, что детей не на что кормить, и их пропил, а теперь вот ходит к дочери, которая продает себя, чтобы семью от голодной смерти спаси, собой пожертвовала, так он у нее денег требует, чтобы опохмелиться. Ну, зачем, скажите, живет такой человек?

Может ли последняя фраза возникнуть у наблюдающего со стороны?

Отчего же мы так сочувствуем герою? Вспомним, какими средствами располагает писатель, чтобы передать свое отношение к герою: какая-нибудь портретная деталь, которая должна понравиться читателю, прямая авторская характеристика героя, передача его жестов манеры говорить, эмоционально окрашенные оценочные эпитеты и т.п. Обратившись к тексту, мы ничего такого не обнаружим, а то, что есть, явно не в пользу Мармеладова. Он горланит на всю распивочную, вызывая насмешки окружающих, вид у него отвратительный.

Почему же нам жаль героя? За что мы его полюбили? Просто за то, что он человек!

Каково отношение Раскольникова к Мармеладову?

Как вы думаете, чью точку зрения он выражает?

Вывод: Достоевский показывает пьяного, опустившегося, полубезумного человека, который, тем не менее, понимает ужас своего положения. Мармеладов САМ о себе рассказывает, да еще в такой ситуации, когда идти ему уже некуда. И здесь раскрывается его тайна, обнажается его душа, его измученная совесть. Он горько раскаивается, называет себя скотом. Его тайна потрясает.

Исповедь произносится высокими, торжественными словами. Все это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Подобные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу.

  1. Галерея женских образов в романе.

Можно назвать три причины гибели Мармеладова: социальную (бедственное материальное положение семьи), нравственно-психологическую (отсутствие сострадания в семье, «некуда пойти»), философскую (двойственность человеческой природы, «я прирожденный скот!»).

Почему же нет сострадания в семье?

Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова?

Какой предстает Катерина Ивановна в сцене смерти Мармеладова, во время ее выхода с детьми на улицы города за подаянием, перед смертью?

(бунтующая и протестующая, она не смиряется и пред смертью, отказываясь от священника. Она, как и Раскольников, восстает не только против людей, но и против Бога, отказываясь от покаяния перед смертью: «Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!»).

Раскольников получает письмо из дом. О чем рассказывает мать в этом письме?

Где еще нам встречались письма героев?

Какими предстают перед нами Пульхерия Александровна, Дуня?

Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Но герои романа бессильны разрешить противоречия и «тупики», в которые ставит их жизнь; безвыходность тупиков, в которые попадают герои, зависит не от воли людей, а от состояния общества.

Д.Писарев: «Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какой голос эта девушка должна была принять за голос совести – тот ли, который ей говорил: «Сиди дома и терпи до конца, умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту», - или тот, который говорил: «…не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю во что бы то ни стало?».

Сложна и трагична ситуация, но все-таки Соня выбирает последнее. Она покупает «желтый билет».

Прочитайте сцену, в которой Соня первый раз принесла деньги.

Какой мы видим Соню?

Каково отношение к ней Достоевского?

Вывод: Естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла по отношению к себе (желание помочь голодным детям привело Соню к преступлению против совести, не лучше судьба Дуни). Люди вынуждены преступать моральные нормы, чтобы купить право на существование. Человеку в этом мире «некуда пойти».

Мармеладов сознает свою вину перед семьей и особенно перед Соней. Он пропивает последние вещи, обрекает близких на голодное существование, а любимую дочь на проституцию.

Но трагедия пьяницы Мармеладова не только в его пороке. К этой жизни такие понятия, как честный труд, неприложимы. Люди не только равнодушны друг к другу, но даже с усмешкой и злорадством относятся к чужому несчастью (эпизод «Похороны Мармеладова»).

  1. История жизни Раскольникова до преступления.

Но вот Раскольников, когда не со стороны взглянул на человека, а оказался причастным к его тайне, не только не смог переступить через падшего или отвернуться, но сделал все, что мог, чтобы поднять его. С первых страниц романа мы понимаем, что пред нам необычный герой.

В чем же его необычность? (сообщение)

И такой человек становится убийцей, не странно ли?

Что же привело Раскольникова к преступлению?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно многое понять в Раскольникове и тех, кто его окружает. А загадок здесь немало. И одна из них – отношение окружающих к герою. При всем бескорыстии Раскольникова оказывается, что его никто не любил. Почему? (эпизод с Настасьей из 3гл., 1 ч.).

Почувствовали ли вы необычность поведения героя?

Что за этим кроется? Невоспитанность, болезненная рассеянность или чувство социального превосходства (он студент, а она кухарка)?

Представим себе быт Раскольникова. Как должен себя чувствовать человек, живущий в комнатушке, похожей на шкаф?

Что можно сказать о характере Раскольникова?

Вывод: В Раскольникове все время происходит внутренняя борьба – он отрицает мир, в котором человеку «некуда больше идти», не принимает такую жизнь, но в то же время готов ее оправдать, готов «согласиться» принять мир. Сознание героя как бы раздваивается: он все время спорит сам с собой. Мысли героя так же противоречивы, как и поступки.

Итак, мы видим Раскольникова – мыслителя. Жизнь окружающих людей вызывает в нем углубленную работу ума, который бьется над решением больших общечеловеческих нравственных вопросов. Его мучает идея, ставшая основой его жизненного поведения.

На следующем уроке мы должны решить, как Раскольников пришел к этой идее.

  1. Подведение итогов урока.
  2. ДЗ. Вопросы к следующему уроку «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории»:
  1. История жизни Раскольникова.
  2. Отношение Раскольникова к матери, сестре, Соне, окружающим людям.
  3. Теория Раскольникова о сверхчеловеке. Как он к ней пришел?
  4. Убийство старухи и его мотивы.

Цель:

Оборудование: индивидуальные карточки.

Ход урока

I . Вступительное слово

Анализ приводит к выводам:

Просмотр содержимого документа
««Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорблённых»

Уроки 4 – 5

«Потрясённый, выбитый из колеи герой»

или Раскольников среди униженных и оскорблённых

Цель: раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова.

Оборудование: индивидуальные карточки.

Ход урока

I . Вступительное слово

В ходе беседы, используя чтение с комментированием эпизодов, приходим к мысли о неприятии Раскольниковым мира, в котором человек унижен и оскорблён.

Во вступительном слове преподаватель рассказывает о Раскольникове, о его душевном состоянии и материальном положении к началу действия романа. Герой мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он ищет выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова это означает отказ от жизни, от естественного права на любовь, от действия. Анализируется отрывок: «На улице жара стояла страшная... В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Анализ приводит к выводам:

    Герой не принимает «лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нём чувство омерзения и злобного презрения к столпам общества.

    Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.

    Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?

II. Беседа

    Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

(Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идёт делать «пробу» «предприятию», мысли о котором возникли месяца полтора назад.)

    Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?

(Мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устройством общества и желанием помочь людям». Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Сознание героя в плену у этой идеи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи...», бежал всякого общества, не выходил из своей каморки, «насущными делами своими он перестал и не хотел заниматься». Сейчас у Раскольникова «все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика», но он «все еще сам себе не верил».)

    В чём же сомневался герой?

(В душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного сознания, понимания бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.)

Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идет к старухе процентщице, в распивочной, после сна. («Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Когда выходит от нее: «О боже! Как это отвратительно!.. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!» В распивочной: «Все это вздор... и нечем тут было смущаться!» После сна о забитой кляче: «да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове... Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»)

Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучительный разлад.

Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2-4). Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя.

    Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?

(В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой - холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.)

    Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал?

(Монолог о семье Мармеладовых: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать, и пользуются!.. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»; монолог после встречи с пьяной девочкой: «Бедная девочка!.. - сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего»; письмо матери.)

Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба - он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников - мыслитель, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь приходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение.

Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается.

История преступления и наказания Родиона Раскольникова:

Первый день: ч. 1, гл. 1-2.

Второй день: ч. 1, гл. 3-5.

Третий день: ч. 1, гл. 6-7.

Четвёртый день: ч. 2, гл. 1-2.

Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1.

Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч. 4, гл. 1-4.

Десятый день: ч. 4, гл. 5-6.

Тринадцатый день: ч. 5, гл. 1-6.

Четырнадцатый день: ч. 5, гл. 7-8.

Спустя полтора года - эпилог.

Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца – и Раскольников впервые идет к ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чаю, задумается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером – о старухе-ростовшице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушёл на подготовку, затем - убийство.

III. Вывод по теме урока

    Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей?

    Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство – не преступление?

Ответить на вопросы:

    в чём главная причина преступления Раскольникова

    какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?

    Пересказ тезисов учебника.

Приложение к уроку - карточки для самостоятельной работы

Карточка № 1

«Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы изучения его должны быть иными, чем при изучении других писателей. Ключ, которым открывается главное своеобразие творчества Достоевского, нужно искать, на мой взгляд, в понимании жанра его романов».

М. Белкин. Читая Достоевского и Чехова. 1973

1. В чём состояли ваши трудности во время чтения романа?

2. В чём отличие романа Достоевского от других известных вам романов?

3. Как вы могли бы определить жанр романа Достоевского?

Карточка № 2

Существует множество определений жанра романа «Преступление и наказание»: роман-трагедия, идеологический роман, полифонический роман, философский роман и даже роман-прозрение. По-разному называя жанр романа, авторы этих определении сходятся в одном: одной из его отличительных черт является то, что его герой – человек идеи.

«...идея – сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не М чем «психология» и чем «среда». «Высшими» людьми Достоевский считал людей идеи, только их он выбирает в качестве героев своих романов. «Это – человек идеи, – говорил о них Достоевский. – Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит… тотчас же измениться и во всей своей жизни».

Записные тетради Ф. М. Достоевского

1. Кого из известных на героев русской литературы можно назвать человеком идеи?

2. В чём их сходство и в чём различие с героем романа «Преступление и наказание»?

3. Иллюстрируйте слова Достоевского данными из романа.

Карточка № 3

«Вдохновение Достоевского начинало работать, тогда, когда оно сосредотачивалось на изломе, на потрясении, на взрыве событий...».

В. Я. Кирпотин

1. Можете вы согласиться с тем, что в романе «Преступление и наказание» есть свой «излом», свое «потрясение»?

2. Можно ли происходящее в романе назвать взрывом событий»? Почему?

Карточка № 4

На вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».

1. Когда, в каких условиях произнесены эти слова? Место и время их произнесения наполняют их каким-либо смыслом?

2. Есть ли в романе, куда «пойти» Соне, Мармеледову, Катерине Ивановне, Разумихину? Разделите героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем?

3. Если в этих словах заключен основной смысл романа, то в каком свете тогда предстает все происходящее с Раскольниковым?

Родион Раскольников в мире униженных
и оскорбленных. Путь к преступлению

Цели : расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, – мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход уроков

I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопрос ы:

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол , что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество , то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова .

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой , «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.)

Жизнь семьи Мармеладовых – цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один – смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дома? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации» .

Вопросы :

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной? (В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.)

В тетрадях можно сделать записи .

Путь Раскольникова к преступлению: а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

4. Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание (по группам).

Часть I, глава 3

Часть II, главы 4–5

Часть V, главы 1–3

о Лужине

Часть IV, главы 1–2

2. Сообщения о «сильных мира сего» или доклады.

Примерные темы :

1) Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4) В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

3. Словарная работа. Объясните значение слов: гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, ремарка, бонапартизм, доходный дом .



Просмотров