Статья 2 п 2.1 n 54 фз

Что означает контрольно-кассовая расчетная техника? Это устройства, записывающие и сохраняющие информацию в ФН, отпечатывающие фискальные акты, и транспортирующие их в органы ФСН через обработчика сведений по расчетным операциям. А так же распечатку информации на носителях бумажного типа по требованиям законодательства РФ, об использовании контрольно-кассовой техники. Как использовать контрольно-кассовую технику предприятиям и индивидуальным предпринимателям подробно описано в ФЗ - 54 ст. 2.

Федеральный закон № 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» был разработан в апреле 2003 г. и принят в мае.

ФЗ - 54 устанавливает систему применения контрольно-кассовых аппаратов при денежных расчетах на территорий РФ, с целью сохранить безопасность и персональные интересы клиентов, права потребителя, сохранить регламентированную законом расчетно-платежную систему, объем учета прибыли на предприятиях и у ИП.

Последние изменения, касающиеся применения ККТ

Обновленная редакция ФЗ № 54 начала действовать год назад. Как изменения вступили в силу? Модернизировалось название Федерального закона - добавилось словосочетание «с использованием электронных средств платежа», вместо «платежных карт». Были модернизированы и дополнены ст. с первой по седьмую настоящего ФЗ о использовании контрольно-кассовых аппаратов.

  • Ст. 1.1 о базовых понятиях, применяемых в настоящем ФЗ;
  • Ст. 1.2. об областях и регламенте использования контрольно-кассовой техники;
  • Ст. 2 об особенностях использования контрольно-кассовой техники;
  • Ст. 3 обновлена и дополнена ст. 3.1;
  • Ст. 4 обновлена. Добавлены ст. 4.1- 4.7;
  • Ст 5 об обязанностях предприятий и ИП, осуществляющих расчетные операции потребителей была изменена;
  • Ст. 7 о правах и обязанностях органов налоговой службы при контроле за соблюдением положений законодательства при эксплуатации контрольно - кассовой техники.

54 ФЗ п 2 ст 2

Новые правила эксплуатации контрольно-кассовой техники отрегулированы в п 2 ст 2 федерального закона 54 ФЗ. В новой редакции увеличился перечень предприятий и ИП, которым применять контрольно- кассовую технику необязательно. Кто имеет право производить операции расчета без использования контрольно-кассового аппарата:

  • Оказывающим услуги по починке обувных изделий;
  • Занимающимся починкой и изготовлением галантерейных металлических изделий;
  • Продающим изделия типа «хенд-мейд»;
  • Сдающим в наем жилплощадь;
  • Реализующим печатную периодическую продукцию (газеты, журналы), через киоски и ларьки;
  • Реализующим безалкогольную разливную продукцию, мороженные десерты;
  • Реализующим продукцию из автоцистерны;
  • Сезонным продавцам, торгующим сельхозпродукцией;
  • Торгующим на ярмарках, выставках, в розницу на рынке;
  • Владельцам аптек, находящихся в населенных пунктах, где аптечные сети отсутствуют;
  • Реализаторам трудящимся в отдаленных по местоположению пунктах (села, деревни, и.т.п.). Пункт должен значится в официальном перечне труднодоступных и отдаленных населенных объектов РФ.

По новым правилам, реализаторы работающие в отдаленных местностях должны по запросу предоставить акт покупки - отчетный бланк. В противном случае, их ждет административное взыскание, а за систематическое нарушение - запрет на торговлю.

Список, предприятий и ИП, обязанных использовать контрольно- расчетную кассовую технику, так же был расширен:

  • Платящие налоги по системам ЕНВД и ПСН. В обязательном порядке применение контрольно-кассовой техники для них вступает в силу с 01.07.2018 года. До этого момента они обязаны предоставить потребителю акт, подтверждающий оплату, по его запросу;
  • Владельцы торговых автоматов должны до 01.07.2018 оснастить устройства контрольно-кассовой техникой;
  • Владельцы терминалов для оплаты услуг обязаны оборудовать устройства контрольно кассовой техникой для онлайн расчетов платежей.

Контрольно-кассовая расчетная техника передает сведения о расчет операциях в налоговую службу через ОФД (оператор фискальных данных). По новым требованиям закона крупные предприниматели, имеющие контрольно-кассовую технику, обязаны заменять фискальный накопитель каждый год. Для владельцев малого бизнеса - период замены - каждые три года.

Процедура регистрации контрольно кассовой техники значительно упрощается. Есть право заполнить бумажную или электронную заявку. Причем, если регистрация электронная пользователь не обязан приходить в органы ФСН.

Теперь потребителю выдается только электронный чек. Если расчет произошел через интернет - чек электронный. Если покупка не в интернете, выдается чек на бумажном носителе, но запросу потребитель имеет право получить и электронный

При любых расчетных операциях потребитель получает на емайл адрес электронный чек. Если у него нет электронного адреса или он запрашивает чек на бумажном носителе, продавец должен его выдать. Реквизитные данные в период совершения купли-продажи товара, которые нужно указать в документах по новому закону:

  • Число и время покупки;
  • Где была совершена покупка (наименование онлайн магазина или местоположение точки продаж);
  • Тип налоговой системы;
  • Величина НДС;
  • учетный код ФН.

Скачать ФЗ 54

Владельцы предприятий, реализующих товары, а так же индивидуальные предприниматели обязаны ознакомиться с новыми положениями ФЗ-54. При несоблюдении закона гражданам грозит административное взыскание - штраф. Размер штрафа от 10 до 30 тысяч рублей. Скачать Федеральный закон «»О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» можно по

1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

КонсультантПлюс: примечание.

Отдельные юрлица и ИП, помимо указанных в п. 2 ст. 2, вправе осуществлять расчеты без применения ККТ с выдачей документа о приеме денег до 01.07.2019 (ФЗ от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

(см. текст в предыдущей редакции)

продажа ценных бумаг;

Продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

Торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне , утвержденном Правительством Российской Федерации;

Осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

(см. текст в предыдущей редакции)

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

(см. текст в предыдущей редакции)

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

Сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3 , , - , , , , , , , , - , , , 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - настоящего Федерального закона.

2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой), 10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств. Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

12. Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в настоящем пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

4. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

А) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

Новая редакция Ст. 278 ТК РФ

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям:

1) в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) утратил силу.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, включая основания, предусмотренные частью первой настоящей статьи, и другими федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с руководителем организации могут быть:

1) несоблюдение установленного в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия;

2) иные основания, предусмотренные трудовым договором.

Комментарий к Статье 278 ТК РФ

Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по всем основаниям, предусмотренным в ТК и иных федеральных законах. В отдельных случаях, в соответствии с , наряду с руководителем организации могут быть уволены его заместители и главный бухгалтер.

Статья 278 ТК рассматривает основания расторжения трудового договора исключительно с руководителем организации. Например, в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный суд по ходатайству временного управляющего вправе отстранить руководителя должника от должности. Руководителями должника являются единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, кроме этого, иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности. В случае ходатайства в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от должности временный управляющий одновременно направляет копии ходатайства руководителю должника, представителю учредителей (участников) должника или иного коллегиального органа управления должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.

При удовлетворении ходатайства, арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, в случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника - на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника.

На этапе финансового оздоровления организации-должника административный управляющий или собрание кредиторов, в случае ненадлежащего исполнения руководителем должника плана финансового оздоровления или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов, могут ходатайствовать об отстранении руководителя от должности. Иными словами, у работодателя на основании пункта 1 статьи 278 ТК возникает право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации.

Руководитель может быть уволен на основании решения общего собрания учредителей (участников) должника, органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, при принятии решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, на основании пункта 2 статьи 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Руководитель должника может быть уволен внешним управляющим (на этапе внешнего управления) или конкурсным управляющим (на этапе конкурсного производства).

Пунктом 2 статьи 278 ТК предоставляется возможность расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Аналогичное правило содержится в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества - директора, генерального директора. Если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, последний имеет право принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества - директора, генерального директора. Такое же правило установлено и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Устав общества с ограниченной ответственностью может содержать норму, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий. Если в обществе не сформирован коллегиальный орган управления, досрочное прекращение полномочий исполнительных органов общества относится к компетенции общего собрания.

В данном случае трудовой договор может быть расторгнут в любое время до истечения его срока и независимо от того, совершены ли руководителем организации какие-либо виновные действия или нет.

Статья 3 ТК запрещает ограничивать кого-либо в трудовых правах и свободах в зависимости от должностного положения. Увольнение руководителя организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора является увольнением по инициативе. Поэтому, в соответствии с частью 3 статьи 81 ТК, увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (кроме случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателя - физического лица), не может быть произведено. То есть пока руководитель находится "на больничном" или в отпуске, его уволить нельзя.

Статья 278 ТК говорит, что трудовой договор с руководителем может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным в самом договоре. То есть законодательство позволяет уже на стадии заключения трудового договора зафиксировать дополнительные (не предусмотренные ТК и иными федеральными законами) основания, по которым заключаемый трудовой договор может быть расторгнут. Чаще всего это основания, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением руководителем организации обязанностей, возложенных на него законодательством, уставом организации, коллективным договором (иными локальными нормативными актами) и собственно трудовым договором, например:

Невыполнение по вине руководителя утвержденных в установленном порядке показателей экономической эффективности деятельности предприятия;

Необеспечение проведения в установленном порядке аудиторских проверок предприятия;

Невыполнение решений Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти;

Совершение сделок с имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятия, с нарушением требований законодательства и определенной уставом предприятия специальной правоспособности предприятия;

Нарушение по вине руководителя установленных в порядке, предусмотренном законодательством РФ, требований по охране труда, повлекшее принятие руководителем государственной инспекции труда и государственным инспектором труда решения о приостановлении деятельности предприятия или его структурного подразделения либо решения суда о ликвидации предприятия или прекращении деятельности его структурного подразделения;

Необеспечение использования имущества предприятия, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия, установленными его уставом, а также неиспользование по целевому назначению выделенных предприятию бюджетных и внебюджетных средств в течение более чем трех месяцев;

Разглашение руководителем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших ему известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

Трудовой договор с руководителем не может быть расторгнут, если неисполнение им своих обязательств вызвано объективными причинами, не зависящими от воли руководителя.

Другой комментарий к Ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации

1. По общему правилу трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по всем основаниям, предусмотренным в Трудовом кодексе и иных федеральных законах. В отдельных же случаях субъектами некоторых оснований наряду с руководителем организации могут являться лишь его заместители и главный бухгалтер (см. п. п. 4, 9, 10 ст. 81 ТК РФ и комментарий к ним). Наряду с этим положениями комментируемой статьи предусматривается ряд оснований расторжения трудового договора исключительно с руководителем организации.

2. В соответствии с положениями ст. 69 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. на 18 июля 2006 г.) (СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; 2006. N 30. Ст. 3292) арбитражный суд по ходатайству временного управляющего вправе отстранить руководителя должника от должности.

Статья 2 названного Закона определяет, что руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

При обращении с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от должности временный управляющий направляет копии ходатайства руководителю должника, представителю учредителей (участников) должника или иного коллегиального органа управления должника, представителю собственника имущества должника - унитарного предприятия.

В случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства временного управляющего об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения обязанностей руководителя должника на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, в случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника - на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника.

На этапе финансового оздоровления организации-должника административный управляющий или собрание кредиторов при наличии сведений о ненадлежащем исполнении руководителем должника плана финансового оздоровления или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов, арбитражный суд может также по ходатайству названных субъектов отстранить руководителя от должности (п. 2 ст. 82 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Соответственно, у работодателя на основании положений п. 1 комментируемой статьи возникает право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации.

Кроме права на прекращение трудового договора в связи с отстранением от должности, руководитель может быть уволен по решению общего собрания учредителей (участников) должника, органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, при принятии решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления - п. 2 ст. 77 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Также руководитель должника может быть уволен внешним управляющим (на этапе внешнего управления - п. 1 ст. 94 Закона) или конкурсным управляющим (на этапе конкурсного производства - п. 3 ст. 129 Закона).

3. Положения п. 2 ст. 278 ТК РФ предоставляют возможность расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Сходное по смыслу правило содержится в Федеральном законе "Об акционерных обществах". Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества - директора, генерального директора. В случае, если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, он вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества - директора, генерального директора (п. 4 ст. 69 Закона). Подобное правило также установлено Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью". Уставом общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий (п. 2 ст. 32 Закона). А в обществах, в которых не сформирован коллегиальный орган управления, досрочное прекращение полномочий исполнительных органов общества относится к компетенции общего собрания (подп. 4 п. 2 ст. 33 Закона). При этом на работодателя не возлагается обязанность обоснования увольнения какими-либо причинами объективного или субъективного характера. По сути, увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 278 ТК, может быть безмотивным. Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев запрос ряда судов общей юрисдикции, а также жалобы граждан, в своем Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П (Вестник КС РФ. 2005. N 3) пришел к выводу, что действие законодательства Российской Федерации о труде на отношения между акционерным обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) распространяется в части, не противоречащей положениям Федерального закона "Об акционерных обществах" (абз. 3 п. 3 ст. 69), в которых закрепляется право общего собрания акционерного общества (совета директоров или наблюдательного совета), в случае, если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к его компетенции, в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и об образовании новых исполнительных органов (п. 4 ст. 69 Закона).

Конституционный Суд РФ указал, что Конституция Российской Федерации закрепляет свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). Принципом экономической свободы предопределяется основное содержание таких прав, как право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Следовательно, реализуя названные конституционные права, граждане самостоятельно определяют сферу такой деятельности, осуществляют ее в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами, в частности путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, выбирают экономическую стратегию развития бизнеса, используя свое имущество с учетом конституционных гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции. Это, по мнению Конституционного Суда РФ, предполагает наделение собственника имущества организации конкретными правомочиями, позволяющими ему в целях достижения максимальной эффективности экономической деятельности и рационального использования имущества как самостоятельно, под свою ответственность назначать (выбирать) руководителя, которому доверяется управление созданной организацией, принадлежащим собственнику имуществом, обеспечение его целостности и сохранности, так и прекращать трудовой договор с ним. При расторжении трудового договора с руководителем организации по рассматриваемому основанию не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора.



Просмотров