Миграционный учет определение. Постановка на миграционный учет иностранных граждан в рф. Что ждет нарушителей миграционного учета

Любой иностранный гражданин, пересекший территории РФ, то есть осуществивший въезд на российскую территорию обязан оповестить об этом компетентные органы РФ. Основным государственным органом, осуществляющим помимо прочего функции по оказанию государственных услуг в миграционной области, а также контролю и надзору за оказанием этих услуг, является Федеральная миграционная служба. К числу задач ФМС отнесены реализация общей стратегии государственной миграционной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в миграционной сфере.

Миграционный учет выражается в комплексе мер, направленных на регистрацию, обобщение сведений об иностранных гражданах, пересекающих российскую территорию и имеющих своей целью проживание, пребывание в России, ведение трудовой или другого вида деятельности.

Законодательное закрепление

Все положения, касающиеся понятий, правил и особенностей миграционного учета иностранных граждан в РФ, определены законодательством России. К ним относятся: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» .

Миграционный учет был введен 15 января 2007 года. До этого существовавшая регистрация иностранных граждан, отменена.

Миграционный учет, согласно части 4 статьи 4 ФЗ №109-ФЗ, состоит из учета по месту пребывания и регистрации по месту жительства. К миграционному учету также относятся регистрации других сведений, обозначенных в вышеназванном законе.

Постановка на миграционный учет

В течение 7 дней после пересечения территории России иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны подать заявление в орган ФМС с целью регистрации в качестве временно проживающего или временно пребывающего гражданина.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под временно пребывающим понимается лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в безвизовом порядке. Также временно пребывающим считается лицо, если оно прибыло на территорию по миграционной карте, но при этом не имеет разрешения на временное проживание или вида на жительство (ч.1 ст. 2 ФЗ №115-ФЗ).

Временно проживающим называется лицо, получившее разрешение на временное проживание на территории России.

Заявление о регистрации подается в орган ФМС. Гражданину, подавшему заявление выдается миграционная карта – документ, подтверждающий, что гражданин, прибывший в Россию официально зарегистрирован и поставлен на учет. Другими словами, миграционная карта дает право иностранному гражданину беспрепятственно и законно находится на территории иностранного государства. Кроме того, миграционная карта выступает в роли контролирующего документа иностранца. В ней содержатся все сведения о всех пересечениях территории России (въезде и выезде), сроке временного пребывания.

Основания для постановки на учет:

  1. въезд на территорию России;
  2. рождение иностранного гражданина в России, если в данный момент не приобретается гражданство РФ;
  3. утрата гражданства РФ в период нахождения лица на территории России.

Основания снятия с учета:

  1. выезд с территории России;
  2. смерть иностранного гражданина;
  3. приобретение гражданства РФ;
  4. по решению суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Целью миграционного учета является сбор, хранение, обобщение и систематизация данных об иностранных гражданах, посещающих РФ.

Первоначально миграционный учет оформляется на срок не более 90 дней с момента въезда. В дальнейшем миграционный учет может быть продлен при наличии определенных условий: трудовая деятельность, учеба, невозможность выехать по некоторым причинам (болезнь). Первичный миграционный учет оформляется путем отправки почтового уведомления или при личном посещении Миграционной службы. Продление осуществляется только через непосредственную сдачу документов в УФМС.

В случае, если в течение 30 дней иностранный гражданин не встал на миграционный учет – данному иностранному гражданину автоматически закрывается въезд в Россию сроком на 3 года.

Прочитайте дополнительные материалы на тему миграционного учета

  • Ответственность за нарушение правил миграционного учета.
  • Миграционный учет — форма реализации миграционной политики.

У вас возникли вопросы?

Свяжитесь с нами и наши специалисты свяжутся с вами в
ближайшее время.

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", который устанавливает для иностранцев, а также для лиц, не имеющих гражданства, которые въезжают на территорию России, выезжают за ее пределы либо меняют место жительства или пребывания на территории РФ, обязанность сообщить о своих перемещениях уполномоченному государственному органу.

Таким органом в России является Федеральная миграционная служба и её территориальные подразделения.

Законодательство наделяет Миграционную службу следующими полномочиями:

  • сотрудники службы регистрируют иностранцев, которые постоянно или временно проживают в России, по месту нахождения их жилого помещения;
  • ведут учет иностранцев, которые приезжают в Россию на определенное время;
  • ставят соответствующие отметки в разрешительные документы иностранцев (такими документами являются - «вид на жительство» и «разрешение на временное проживание»);
  • а также следят за выполнением требований миграционного законодательства.

Таким образом, Миграционный учет – это деятельность, которую осуществляют государственные органы в РФ, связанная с определением данных о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства по территории РФ (въезд на территорию РФ, выбор и изменении места жительства или места пребывания на территории РФ, выезд за пределы РФ).

Миграционный учет включает в себя регистрацию (лиц без гражданства) по месту их жительства либо пребывания в РФ, а также обработку и систематизацию сведений о миграционных процессах.

Порядок регистрации иностранцев, постановка их на учет, а также формы документов, которые необходимо заполнить при этом и подать в миграционную службу, строго регламентированы действующим законодательством.

Правила постановки иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания

Рассмотрим порядок учета иностранцев в случае их прибытия на определенное время.

Если иностранец временно приезжает в Россию либо меняет место своего пребывания на территории России, он обязан уведомить об этом орган миграционной службы. Причем сделать это нужно не позднее семи дней с момента приезда либо изменения места пребывания.

У иностранцев, временно приезжающих в Россию должна быть принимающая их сторона, т.е. гражданин, у которого они будут проживать, либо организация, которая пригласила иностранцев, и будет принимать их.

Уведомление о въезде иностранного гражданина на территорию РФ в миграционную службу направляется принимающей его стороной (гражданином либо организацией), а в некоторых случаях им самостоятельно.

Исключение составляют случаи, когда иностранный гражданин приезжает в гостиницу, санаторий, турбазу, медицинскую организацию и т.п. В этом случае уведомление о его прибытии обязана подать администрация данного учреждения в течение 1 рабочего дня.

В уведомлении указываются следующие сведения:

  • данные об иностранном гражданине (ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство, профессия);
  • данные документа, удостоверяющего личность;
  • данные документа, который разрешает временно находиться на территории РФ;
  • цель приезда в РФ;
  • дата пересечения границы РФ;
  • данные миграционной карты;
  • срок пребывания в России;
  • адрес, по которому иностранец будет временно находиться.

Кроме этого в уведомлении указываются сведения о принимающей стороне, это могут быть данные о гражданине либо сведения об организации.

Принимающая сторона должна выразить свое согласие на временное принятие иностранца и с этой целью проставляет подпись на обратной стороне уведомления (организации также ставят печать).

К уведомлению прикладываются копия документа, который является удостоверением личности иностранца и копия его миграционной карты.

Если иностранный гражданин самостоятельно обращается с уведомлением в ФМС, то вместе с уведомлением должны быть представлены помимо указанных документов, также согласие принимающей стороны в письменной форме и документ, удостоверяющий личность принимающей стороны либо представителя принимающей стороны (если это организация).


Уведомление может быть направлено через многофункциональный центр либо по почте.

С согласия принимающей стороны либо при наличии уважительных причин у принимающей стороны, иностранный гражданин может самостоятельно подать уведомление в органы Федеральной миграционной службы.

Подтверждением того, что иностранный гражданин поставлен на учет по месту пребывания, является отметка ФМС на отрывной части бланка уведомления.

Исключение из данного правила установлено для высококвалифицированных специалистов и их семей. Если они прибывают в Россию на срок менее 90 дней либо меняют место пребывания на срок менее 30 дней, то уведомление им подавать не нужно. Если сроки пребывания превышают указанные выше, то уведомительный порядок для них остается тот же.

Регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства

Иностранцы, которые имеют жилое помещение на территории России и проживают в нем, должны быть зарегистрированы по адресу данного жилого помещения.

Причем для них также установлен определенный срок для совершения этого действия – не позднее семи дней, когда он получил разрешение на временное проживание или либо с момента его прибытия в данное жилое помещение.

С этой целью иностранное лицо должно подать заявление в миграционный орган, на территории которого находится жилое помещение, в котором оно проживает.

Заявление содержит следующие сведения:


Вместе с заявлением потребуются следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;
  • квитанция об уплате госпошлины.

За регистрацию иностранного гражданина по месту жительства уплачивается госпошлина в размере 200 рублей.

Если какой-либо из документов не предоставлен, орган миграционного учета не принимает заявление о регистрации.

Если заявление заполнено правильно и представлены все необходимые документы, орган миграционного учета в этот же день проставляет отметку в разрешении на проживание или в виде на жительство.

Исключение составляют случаи, когда орган миграционного учета вынужден запрашивать необходимые документы по жилому помещению, в котором проживает иностранный гражданин, в уполномоченных органах.

Срок запроса в этом случае составляет рабочих 5 дней. После получения ответа, орган миграционного учета проставляет соответствующую отметку.

Иностранцы, которые любят путешествовать, или вынуждены ездить за границу по деловым вопросам, часто сталкиваются вопросом правильной регистрации своего присутствия на территории Российской Федерации. Трудовые мигранты из стран ближайшего зарубежья, например, граждане Казахстана или Украины, приезжая в Москву или Санкт-Петербург, делают ошибки в процессе постановки на учет или сроках своего пребывания в стране, что приводит к штрафам и депортациям.

Чтобы избежать последних, перед пересечением границы РФ нужно тщательно изучить узнать, как осуществляется миграционный учет иностранных граждан, какие документы при этом требуются.

Суть данного процесса состоит в том, чтобы предоставить временную регистрацию жителям других государств, приехавших в Россию. Это означает, что в обязанности каждого иностранного гражданина, приехавшего на территорию РФ, входит .

Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации основывается на ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан, и лиц без гражданства в РФ». Настоящий закон о миграционном учете дополнен Постановлением Правительства РФ № 9 касательно «Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства РФ» и «Административным регламентом… по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственного учета иностранных граждан….» (Приказ МВД № 881 от 23 ноября 2017 года).

Федеральный надзор за миграционными потоками подразумевает контроль за пребыванием, проживанием и трудовой деятельностью иностранцев в РФ.

Цели постановки на миграционный учет иностранных граждан

  • Решение проблем миграционной политики, а также вопросов политики и экономики.
  • Получение точных данных о миграционных потоках в РФ, которые нужны для ведения статистики миграции и осуществления прогнозов.
  • Планирование демографического развития страны.
  • Управление положением в случае чрезвычайных ситуаций.
  • Защита конституции и интересов граждан РФ.

В соответствии с этими целями и формируются Правила миграционного учета в Российской Федерации. Главными среди них являются:

  • После прибытия на территорию РФ, иностранец должен уведомить об этом Управление федеральной миграционной службы (далее – УФМС). В этой организации ведется специальный журнал регистрации иностранцев. В своей деятельности УФМС опирается на Административный регламент по миграционному учету.
  • Свидетельство того, что иностранный гражданин поставлен на учет – это отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов.

Отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов

  • В законах оговаривается время, которое должно пройти после приезда иностранца до момента его регистрации. Это время варьируется для разных стран, но является одинаковым для жителей ЕАЭС, поэтому миграционный учет граждан Армении и миграционный учет граждан Кыргызстана проводится по одинаковым правилам и принципам. Отличия могут заключаться только для людей, которые приезжают в Россию на более длительный период, чем предусмотрено соглашениями ЕврАзЭс.
  • Основной срок, в который иностранец должен стать на миграционный учет по месту пребывания – неделя. За это время гражданин, имеющий право на проживание в РФ, обязан предоставить в органы миграционного учета заявление о своем прибытии в страну. Это правило, действует, например, при и Молдовы.
  • Исключения делаются для (15 дней на регистрацию) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (месяц на регистрацию). В его состав входят , . Поэтому правила миграционного учета граждан Беларуси будут такими же, как для граждан Казахстана.

Иностранец должен пройти регистрацию на следующий день после приезда в тех случаях, если он:

  • Не имеет места жительства.
  • Работает вахтовым методом.
  • Проходит лечение.
  • Поселился в отель, гостиницу, пансионат и др.
  • Пребывает в местах заключения.

Несмотря на то, что правила миграционного учета граждан Киргизии, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана можно назвать более лояльными, чем для других государств постсоветского пространства, нарушать их не рекомендуется.

Приоритетные категории населения

  • Специалисты высокой квалификации и их семьи.
  • Экипажи военных кораблей, находящиеся на территории РФ с целью нанесения государственного визита.
  • Экипажи гражданских кораблей, которые выйдя на берег, остаются там меньше чем на сутки.
  • Иностранные граждане, пересекающие территорию России транзитом.
  • Экипажи транспортных средств, которые не выходят за границу вокзалов или аэропортов.
  • Иностранцы, находящиеся в России с целью путешествия меньше недели.

Первичный миграционный учет в ФМС дает иностранцу или человеку без гражданства право нахождения в стране максимум три месяца.

По истечении этого времени, если иностранец не покидает Россию, то возможно продление миграционного учета. В дальнейшем можно оформить и

Миграционный учет граждан Беларуси

Информация о прибытии белоруса должна быть получена Федеральной миграционной службой (далее – ФМС) на протяжении месяца. Находиться на территории России гражданин Беларуси может три месяца. Миграционный учет по месту работы оформляется на срок до года.

На практике, по причине того, что белорусы имеют привилегию не заполнять карту миграционного учета, они часто живут на территории России без регистрации. Но, чтобы устроиться на работу, белорусам в любом случае необходима регистрация.

В Москве и других городах федерального значения во время проведения массовых культурных и спортивных мероприятий (например, чемпионата мира по футболу), время для постановки на учет резко сокращается.

  • При въезде на территорию РФ иностранный гражданин получает .
  • После въезда иностранца на территорию России процессом его регистрации должна заниматься принимающая сторона.
  • После истечения срока регистрации иностранец должен либо выехать за пределы страны, либо, при оформлении определенных документов, срок регистрации продлевается.

Для оформления миграционного учета понадобятся такие документы, как:

  • Оригинал и ксерокопия паспорта.
  • Ксерокопия и оригинал миграционной карты (исключением являются граждане Беларуси).
  • Ксерокопия визы (для граждан государств, с которыми у России установлен визовый режим).

Стоит отметить особенности постановка на учет иностранных студентов. После пересечения границы РФ иностранный студент должен на следующий день встать на учет в отделе по работе с иностранными студентами учебного заведения. Учащиеся должны представить такие документы:

Чтобы пройти миграционный контроль, можно обращаться в следующие учреждения:

  • В территориальный отдел ФМС.
  • В многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МЦФ).
  • В отделения Почты России (услуга почтовой службы стоит около 180 рублей).
  • В администрацию гостиницы, в которой проживает иностранец.
  • За государственную услугу постановки на миграционный учет плата не берется.

Обязанности принимающей стороны

Особое значение в процессе учета приехавших иностранцев имеет принимающая сторона. При этом нужно понимать, в чем заключается разница между принимающей и приглашающей стороной. Эти два понятия отличаются по смыслу:

  • Принимающая сторона – та, у которой иностранец живет или осуществляет трудовую, коммерческую деятельность.
  • Приглашающая сторона – та, что просто приглашает иностранца. После заселения иностранца приглашающая сторона может стать принимающей.

Принимающей стороной в процессе регистрации иностранцев могут называться:

  • Граждане, уже прошедшие регистрацию по месту жительства в России или имеющие свое жилье, в котором можно оформить приехавшего иностранного гражданина.
  • Граждане, имеющие ВНЖ Российской Федерации.
  • Иностранный гражданин, у которого есть жилищная собственность в РФ, также имеет право самостоятельно встать на миграционный учет.
  • Иностранец, имеющий статус высококвалифицированного специалиста, патент на работу, или у которого есть собственное жилье, также может самостоятельно встать на учет и оформить всех членов своей семьи.
  • Работодатель или другое юридическое лицо.
  • Представители иностранных организаций или их филиалов, имеющих разрешение на работу в РФ.
  • Представители государственной власти РФ.

Принимающая сторона для того, чтобы правильно осуществить миграционный контроль, после прибытия иностранца должна:


  • Этот бланк отправляется в территориальное отделение Министерства внутренних дел.
  • Если принимающая сторона не может самостоятельно поставить иностранца на учет по уважительным причинам, то он сам может поставить ФМС в известность о своем прибытии в страну. Но также вновь прибывший может сделать это лично, если он официально зарегистрирован как житель страны.

На каждого приехавшего иностранца заполняется отдельный бланк уведомления. Особа, которая уведомляет о прибытии иностранца, должна предъявить:

  • Удостоверение личности.
  • Ксерокопию удостоверения личности иностранца или ксерокопию его карты миграционного учета.

Сотрудник, проверив документы для постановки на миграционный учет, и убедившись в их правильности, делает на бланке отметку о том, что уведомление принято. Принимающей стороне отдают отрывную часть уведомления с печатью о получении соответствующих бумаг. Этот документ принимающая сторона должна отдать прибывшему иностранцу.

Отметка от подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для постановки на учет по месту прибывания

Осуществление миграционного учета, в том случае, если принимающая сторона – юридическое лицо (миграционный учет по месту работы), происходит при наличии следующих документов:

  • Ксерокопии регистрации права деятельности юридического лица, принимающего на работу иностранца.
  • Ксерокопии Идентификационного номера налогоплательщика.
  • Ксерокопии уведомления из Федеральной службы статистики.
  • Ксерокопии свидетельства о записи в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • Ксерокопии приказа о назначении руководящего лица.
  • Ксерокопии паспорта руководящего лица.
  • Ксерокопии трудового договора с иностранным работником.
  • Сведения о предприятии или организации, которая желает поставить работника на миграционный учет.
  • Ксерокопии договора аренды о праве собственности на помещение, в котором происходит деятельность юридического лица.
  • Оригинал выписки из Единого государственно реестра юридических лиц, оформленный не раньше, чем за два месяца до постановки на учет иностранца.
  • Юридическое лицо должно состоять на учете в ФМС и иметь разрешение на то, чтобы брать на работу мигрантов.

Ещё одна обязанность для принимающей стороны, введённая в августе 2018 года, — уведомление сотрудников ФМС об убытии иностранного гражданина. С текстом поправок к закону о миграционном учёте иностранцев можно . Также смотрите видео на эту тему.

Миграционные правила должны соблюдать все, кто будет находиться на территории России. Закон распространяется на все государства и на страны, входящие в союз независимых государств (СНГ). После пересечения границы и прохождения таможенного контроля иностранный гражданин СНГ получает миграционную карточку со специальной отметкой.

Порядок и правила пребывания

Закон предусматривает, что после истечения семи дней въезжающий обязан уведомить о своём местонахождении на территории РФ и получить соответствующие документы в местном миграционном отделении. Постановка на учет - неукоснительное правило для всех иностранных подданных и путешественников из СНГ.

Для граждан некоторых стран порядок устанавливает определённые сроки пребывания на территории РФ. Беларусь, Армения, Казахстан – 30 суток, для Таджикистана — 15 суток, а для Украины — 3 месяца.

Зарегистрировать своё пребывание и встать на учет должен каждый иностранный подданный, если он будет пребывать в РФ более чем 7 суток . Если он покидает страну раньше, то оформление регистрации в ФМС не представляет необходимости и закон не нарушается. Семидневный период включает в себя тот день, когда приезжий пересекает границу, независимо от того, сколько ему ещё добираться до пункта назначения.

Порядок регистрации

Закон гласит, что каждый приезжий из СНГ обязан поставить себя на учет в миграционном местном центре, если:

  • он работает на вахте;
  • лечится в специальных медицинских учреждениях или проходит реабилитацию;
  • не имеет точного места жительства;
  • временно проживает в гостиничном комплексе, санатории, профилактории, пансионате и прочих заведениях туризма и обслуживающего характера;
  • находится в исправительном учреждении.

В большинстве случаев иностранный подданный из СНГ может самостоятельно уведомить службу о своём прибытии и встать на учет. Если у заявителя есть собственное жильё на территории РФ, то он имеет право оформить постоянную прописку . Этот закон есть в отдельном пункте при . Оформление происходит после подачи документов в паспортное отделение по месту проживания. Для этого понадобятся следующие документы:

  • паспорт с копией;
  • миграционный лист, копия;
  • сертификат с указанием права на собственное жильё.

Вышеперечисленные документы подаются в том случае, если у приезжего из СНГ есть жилая площадь в личной собственности. Также закон предусматривает, что в случае аренды, постановка на учет иностранца происходит через арендодателя .

Понятие принимающей и приглашающей стороны

Не стоит путать принимающую сторону с приглашающим человеком. Неосведомлённость многих иностранцев приводит к возникновению дальнейших проблем в регистрации на территории РФ. Нередко сложности возникают, если дело касается поездки по частной или визе туристического характера.

Порядок и закон такой, что приглашающая сторона выступает в качестве человека, ходатайствующего о получении приглашения на посещение РФ. Это лицо предоставляет гарантии того, что у него имеются все условия и средства для принятия иностранного подданного из СНГ.

При пересечении таможни гость указывает в миграционном листе данные о месте приезда – регион, город, улицу и фамилию приглашающей стороны. Остальная информация при становлении на учет не указывается. Остальные сведения – паспортные данные и прочее уже предоставляются в миграционный центр по факту прибытия и заселения в жилую площадь.

Приглашающая сторона остаётся таковой ещё до въезда подданного другой страны в РФ и может выступать только в одном лице. Принимающих людей за всё время пребывания иностранца из СНГ может быть сколько угодно. Всё зависит от того, сколько раз гость переезжал с одного места проживания на другое за время своего визита в Российской Федерации. Правила и закон требуют постановки на учет при каждой смене жилой площади.

Кто может стать принимающей стороной?

  • Физическое лицо, являющееся гражданином рф, иностранный подданный с видом на жительство, частный предприниматель;
  • Юридические лица – предпринимательские организации, имеющие регистрацию в Российской Федерации.

После прибытия к принимающей стороне иностранцем предъявляется удостоверение личности и миграционная карта. Если ранее приезжий из СНГ имел регистрационный временный лист, то сейчас его отрывная часть предоставляется в миграционный центр по месту нового проживания.

Принимающая сторона обязана подать документы для постановки на учёт и зарегистрировать гостя, иначе, на неё могут наложить штрафные санкции. Если принимающей стороной стала гостиничная база или санаторий, то уведомить миграционный центр необходимо на следующий день после прибытия иностранного подданного из снг. Администрация заполняет уведомление на бланке печатными буквами без ошибок, исправлений и сокращений. Форму для заявления можно найти на специальном сайте ФМС, там же просмотреть и образец заполнения.

Способы передачи информации о приезде

1. Самостоятельное посещение миграционного центра

Постановка на учёт в ФМС происходит в рабочее время. Уведомление о пребывании заполняется в единственном виде. Туда же присоединяются ксерокопии паспорта и миграционной карточки. Кроме этих документов других справок не требуется.

В паспортном столе не запрашивают права на владение имуществом или документов об аренде жилья. Принимающая сторона может направиться вместе с иностранцем в отделение миграции и предоставить удостоверение личности. Государственная пошлина при постановке на миграционный учет не потребуется.

2. Почтовое извещение

Уведомление, которое будет отослано через почту, составляется в двух экземплярах. Письменное заявление будет принято, если у отправителя имеется удостоверение личности. Все данные, указанные в письме должны совпадать с информацией о принимающей стороне.

В уведомление вкладываются паспортные ксерокопии мигрирующего лица, а также карточки, выданной на таможенном пункте. Стоимость отправки письма ценного значения — 118 рублей.

Информировать миграционную службу через почту можно один раз при первом становлении на учет . Сдача справок и документации во время продления срока пребывания осуществляется посредством личного прихода.

3. Уведомление через администрацию гостиниц и других социальных организаций

В этом случае принимающая сторона отправляет все сведения через электронную почту. Отрывной талон от регистрационной бумаги вручается на руки мигранту.

Особое положение для граждан с Украины

Приезжие с Украины могут не оформлять временный регистрационный лист и быть на учете в миграционном, если они въезжают на территорию РФ менее чем на 90 суток. Если проживание продляется, то в миграционную службу подаётся уведомление, и человека прописывают по адресу принимающей стороны. Это необходимо, если приезжий попадает под программу переселения, оформляет в дальнейшем РВП или вид на жительство с получением гражданства.

В связи с последними политическими событиями на Юго-Востоке Украины людям, покинувшим юго-восточную территорию, регистрация в миграционном центре продлевается на 6 месяцев. Принимающая сторона сдаёт ксерокопии документов – паспорта и миграционной карты и отрывную часть регистрационного листа, выданного ранее. Беженец с этого момента находится на учете. Далее он может оформлять РВП.

Нарушение закона

Любые нарушения, связанные с иностранцами могут повлечь за собой штрафные санкции. Они применяются и к мигранту, и к принимающей стороне. Помимо штрафа на приезжего действует закон о депортации, если он не стоял на учете.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации или временная регистрация иностранцев, как ее многие называют, это обязательная процедура для каждого иностранного гражданина, пребывающего на территорию России вне зависимости от того, прибыл ли он в визовом или безвизовом порядке.

То есть каждый иностранец, въехавший в Россию, в обязательном порядке должен встать на миграционный учет в миграционной службе для легального пребывания на территории РФ.

Статья поможет быстро разобраться как выполнить принимающей стороной постановку на учет иностранцев по прибытию в Россию, как собрать требуемые документы в определённый срок, грамотно оформить бланк-уведомление о прибытии и своевременно сообщить в контролирующие органы во избежание штрафов и вероятности депортации из России.

Закон о миграционном учете иностранцев

Федеральный Закон №109 от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регламентирует порядок постановки на учет иностранных граждан, прибывших в Россию в качестве:

  • Туристов (для осмотра достопримечательностей, знакомства с культурой и традициями).
  • Персонала (для трудоустройства или уже подписавших контракт с российскими компаниями).
  • Студентов (поступивших в российские образовательные учреждения для получения высшего образования).
  • Гостей (с целью частного визита к друзьям, родственникам).

Закон определяет перечень личных данных гражданина, порядок учета, меры соблюдения прав, обязанностей и ответственности за нарушение закона для иностранцев, методику сбора, анализа и применения статистических данных для развития миграционной политики России.

Постановка на учет в местном органе УВМ РФ (УФМС) проводится, в стандартных ситуациях, в уведомительном порядке и осуществляется по адресу местонахождения жилья, где проживает или находится иностранец.

  • Граждане РФ.
  • Граждане, не являющиеся гражданами РФ, при наличии РВП или ВНЖ.
  • Организации, их филиалы, госучреждения, трудоустраивающие иностранцев по трудовому договору.
  • Граждане иных стран, признанные законом РФ высококвалифицированными специалистами (могут регистрировать членов своей семьи).

Помимо обязанностей соблюдения порядка учета прибывшими гостями РФ, обязанности возникают и у принимающей сторона, а именно: уведомить о постановке на учет, предоставить жилье, нести ответственность за действия иностранца, его возможность оплачивать затраты на территории РФ, оплату предоставляемых медицинских услуг.

Лица, которые не должны вставать на миграционный учёт

Некоторым иноземцам не нужно вставать на учет в соответствии с п.6 ст.20 №109-ФЗ :

  • Представителям государственной власти, членам правительственных делегаций других стран и членам их семей, прибывших по приглашению правительства РФ и субъектов России.
  • Членам экипажей военных и гражданских кораблей, самолетов при условии пребывания менее 24 часов или не покидают зону аэропорта или порта.
  • Персоналу поездов, если они не покидают зону станции прибытия поезда.
  • Высококвалифицированным специалистам и семьям (если он прибыл в Россию для проживания менее 90 дней или изменения места жительства менее 30 дней).
  • Чужестранцы, приехавшие в Россию транзитными рейсами.
  • Туристы, если путешествие займет меньше 7 дней.

Пошаговый порядок постановки

Пошаговый порядок действий для постановки на учет:


Миграционная карта является номерным документом и требует бережного хранения до выезда из России

Перечень стандартных документов

Полный перечень документов, требуемый от иностранного лица, содержит:

  1. Паспорт страны выдачи (+ копия).
  2. Миграционная карта (граждане Беларуси карту не предоставляют) и копия.
  3. Ксерокопия визы (для иностранцев, прибывших из визовых стран).

Пакет документов принимающей стороны существенно отличается и зависит от лица, выступающего ей.

Для представителя – физического лица, следует подготовить следующий пакет документов:

  1. Паспорт гражданина РФ или иного государства, при условии подтверждения права постоянного проживания в России и копия.
  2. Копия документа, подтверждающего владение жилым помещением, где будет проживать и регистрироваться иностранец.

Для принимающей стороны в лице организации (будущего работодателя), приготовьте пакет документов по следующему перечню:

  1. Копия свидетельства ОГРН.
  2. Копия свидетельства ИНН.
  3. Копия уведомления, получаемого в Федеральной службе гос.статистики.
  4. Копия приказа или решения учредителя, собрания учредителей о назначении директора.
  5. Копия паспорта директора.
  6. Копия трудового договора с иностранцем.
  7. Информация об организации с указанием адреса и контактного телефона.
  8. Копия договора аренды или копия документа, подтверждающего право собственности помещения.
  9. Оригинал выписки ЕГРЮЛ (дата выдачи не должна превышать 2 месяца на момент предоставления).

Работодатель может зарегистрировать иностранных сотрудников только при условии регистрации и прохождения аккредитации в качестве работодателя в органах федеральной миграционной службы с выдачей подтверждающих документов и присвоения регистрационного номера.

Правила заполнения бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина

Форма бланка уведомления для постановки на учет иностранцев утверждена Приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 и заполняется представителем принимающей стороны. Стоит отметить, с 2018 года форма была изменена и в предыдущем варианте контролирующим ведомством не принимается.

При заполнении формы, обратите внимание на недопустимость наличия ошибок или исправлений, внимательно заполняйте все поля, т.к. данный документ является основным документом, предоставляемым в федеральную миграционную службу при регистрации иностранного лица на территории Российской Федерации.

При получении сотрудниками ФМС, уведомление тщательно проверяется на правильность оформления, соответствие данных предоставленным документам и имеющейся информации в базе.

При правильном оформлении ставится отметка о получении уведомления, и корешок возвращается принимающей стороне. Именно этот корешок является документом, подтверждающим постановку на учет.

В разделе 1 уведомления укажите следующие данные, относящиеся к иностранцу:

  • Фамилия, имя, отчество, его подданство, день рождения, пол.
  • Сведения о месте рождения с указанием государства, города, населенного пункта, указанные в паспорте иностранца.
  • Сведения о документе, подтверждающего личность с указанием вида и номера документа, даты выдачи и сроком действия.
  • Цель посещения.
  • Профессия.
  • Заявленные в миграционной карте или визе сроки пребывания в России.
  • Серию и номер полученной на границе миграционной карты.
  • Данные о представителях в России (родители, усыновители, обекуны) и адресе места предыдущего места пребывания на территории России.
  • Полный адрес места пребывания с указанием даты окончания пребывания (поля находятся на бланке за линией отрыва).

В разделе 2 формы уведомления укажите информацию об адресе местонахождения на территории России (информация дублируется с отрывной части).

Раздел 3 заполняется данными о принимающей стороне:

  • Если вы – физическое лицо: проставьте галочку в поле, расположенным справа от надписи «физ.лицо» и указать личные данные и данные паспорта.
  • Если вы являетесь представителем юридического лица: поставьте галочку справа от поля «Организация» и укажите полное наименование организации с указанием фактического адреса, номера ИНН организации, персональные и паспортные данные представителя организации, адрес проживания представителя.

В отрывной части прописывается фамилия, имя и отчество физического лица. Подпись ставится в основной и отрывной части бланка.

Ниже представлен бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания:



Ниже представлен заполненный образец уведомления о прибытии иностранного гражданина:



Действия иностранца при въезде в страну

Если иностранец прибыл в Россию с целью туризма и путешествия по просторам России, в первую очередь требуется заселиться в гостиницу. При этом функции принимающей стороны возлагаются на администрацию гостиницы, где проживает подданный другого государства.

В обязанности администрации входит уведомление местного органа о приеме иностранца в срок 1 рабочий день с даты заселения. Для этого потребуется предоставить паспорт страны гражданства, миграционную карту и визу.

Снятие копий документов, оформление формы уведомления и передачу информации в контролирующие органы выполнит сотрудник гостиницы.

Порядок снятия с миграционного учёта

Помимо постановки на учет, нормативным актом предусмотрены основания и процедура снятия с учета поданных иного государства, что прописано в статье 19 ФЗ №109 :

Ответственность и штрафы за просрочку постановки на МУ

Законом предусмотрены также карательные меры за нарушение обязательства постановки на учет, предоставление подложных документов, недостоверной информации, нарушение сроков, как для иностранца, так и принимающей стороны.

Нарушением закона о миграционном учете также считается утеря или отсутствие в наличии документов, подтверждающих, что иностранное лицо имеет право находиться на территории России. Грубым нарушением также является нарушение срока выбытия из страны.

В качестве наказания, иностранцу придется заплатить штраф от 2000 до 5000 рублей в зависимости от региона пребывания. В случае нарушения сроков пребывания, законодательством РФ предусмотрена возможность принудительной депортации с запретом возвращения в Россию на определенный срок.

При нарушении сроков уведомления о постановке на учет, предусмотрены штрафы:

  • 2000-4000 рублей для принимающих частных лиц.
  • 35000-70000 рублей для должностных лиц работодателя.
  • 400000-1000000 рублей – для организаций с возможностью наложения запрета ведения деятельности на срок до 90 дней.


Просмотров