Порядок подачи жалобы на неправомерные действия должностного лица

Заявитель вместе с друзьями ехал на автомобиле. Заявитель был остановлен сотрудником ГАИ. По его словам основанием в остановке автомобиля послужило отсутствие ближнего света фар. Причем фары была на самом деле включены. После разговора сотрудник вдруг заметил, что заявитель находится в состоянии алкогольного опьянения. Так как заявитель сам не управлял транспортным средством он наотрез отказался подписывать любые документы, которые ему предоставил сотрудник ДПС. Заявитель просит рассмотреть его объяснение в установленном порядке. Проверить законность действий сотрудников при выявлении нарушений принять меры прокурорского реагирования.

Генеральному прокурору Российской Федерации
_____________________________
от ____________________________
Адрес: ____________________________

ЖАЛОБА
НА ДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Я, _____________ _________ года примерно в ___ часов ___ минут вместе с друзьями ехал по ______________ проспекту. Так, как я являюсь диабетиком, что подтверждено справкой я регулярно принимаю лекарственные препараты. Также в автомобиле находились свидетели, а именно:
1) _______________________, зарегистрированный по адресу: ____________________________
2) ________________________, зарегистрированный по адресу: ____________________________
Возле дома № ___ меня остановил сотрудник ГАИ. По его словам основанием в остановке автомобиля марки ___________________ ____ года № ________ принадлежащего моей матери _____________________ на праве собственности, послужило отсутствие ближнего света фар. Причем фары была на самом деле включены, что могут подтвердить мои друзья, которые находились со мной и которых сотрудники отказались слушать. Также ни в одном протоколе не указана никакая причина послужившая предметом остановки и проверки. Правил дорожного движения я не нарушал, в ДТП не попадал.
В Приказе МВД РФ от 01.06.1998 N 329 "О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России" установлено:
«В целях устранения имеющихся недостатков в деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения, повышения ее эффективности приказываю:
1. Считать главной задачей Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации на текущий период и ближайшую перспективу защиту законных прав и интересов участников дорожного движения.
2. Установить, что основанием для остановки транспортных средств сотрудниками милиции являются:
- нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
- наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления;
- нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
- проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД России, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах. Остановку транспортных средств в иных случаях расценивать как нарушение служебной дисциплины».
Ни один из пунктов не имеет отношения к моей ситуации. Соответственно меня уже изначально остановили незаконно.
При установке я, как лицо обладающее доверенностью на управление транспортным средством № ____________ направился к сотрудникам ДПС, чтобы узнать причину остановки. Первое что они сделали это отъехали метров на 500 от места, где был остановлен автотранспорт. При этом все, кто сидел со мной в автомобиле (мои свидетели) оказались вне досягаемости. После __ минут разговора сотрудник вдруг заметил, что я нахожусь в состоянии алкогольного опьянения. В деле указано, что дата составление протокола об отстранении от управления транспортного средства __ часов __ минут, а дата составления протокола о направлении на медицинское освидетельствование уже __ час __ минут. Получается, что сотруднику понадобилось __ минут, чтобы написать 1 документ. Так как я сам не управлял транспортным средством я наотрез отказался подписывать любые документы, которые мне предоставил сотрудник ДПС. В ответ я услышал угрозы. Мне было предложено подписать свое согласие о нахождение в состоянии опьянения в протоколе и поехать на этом же автомобиле домой (что является просто абсурдом). После моего отказа автомобиль марки ________________ _____ года № __________ был отправлен на штрафную стоянку, а мне наотрез отказались выдать копию протокола. Меня же направили на медицинскую экспертизу, после чего отпустили домой.
Согласно ст.26.3 КоАП, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу. В моем случае ни один свидетель не указан. Не указан ни один человек, который находился со мной в автомобиле.
Согласно ст.27.4 КоАП об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. Однако мне было отказано в этом, когда я отказался соглашаться с действиями сотрудника ДПС.
Кроме того, никаких доказательств в качестве видеосъемки и показаний свидетелей не было. Фактически единственными доказательствами по делу являются протокол об АП, акт об отстранении от управления транспортного средства и показания медицинской экспертизы. Однако, как я уже отмечал, я являюсь диабетиком. Это подтверждено справкой. У диабетиков регулярно бывают «инъекции» в результате которых изо рта пахнет ацетоном, а уровень кислотности повышается. Это, вместе с употребляемыми инъекциями может создавать «естественный фон». Проводить любые другие проверки сотрудники отказались. Т.е. не позы розенберга, ни оценки действий, ничего иного. Трубочку для алкотестера мне вообще дали явно не новую. А так же, мне отказали в предоставлении копии медицинского акта!
Также в Письме Минздравсоцразвития РФ от 20.12.2006 N 6840-ВС
"О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения водителей транспортных средств" указано:
Акт медицинского освидетельствования должен быть заполнен четким разборчивым почерком, без сокращений, без подчеркивания слов в пунктах акта, отметок "крестиком" или каким-либо иным знаком.
В акте должно быть указано название прибора (метода), с помощью которого проводилось определение алкоголя в выдыхаемом воздухе, заводской номер технического средства и дата его последней поверки.
В акте медицинского освидетельствования, копию которого мне предоставили только по ходатайству в суде, невозможно разобрать половину слов. Множество перечеркиваний и сокращений.
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» (в ред. от 11.11.2008 // БВС. 2005. № 6). Согласно данному разъяснению органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ.
Исходя из вышесказанного, если процессуальный статус свидетеля как участника производства по делам об административных правонарушениях определен в ст. 25.6 КоАП РФ, то сотрудник ГИБДД, расположенной в гл. 25 КоАП РФ, составивший протокол об административном правонарушении ни в коем случае не может являться свидетелем по этому же делу.
Согласно ст.25.6 КоАП
1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
3. Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
Согласно приказа «Министерства Здравоохранения и Социального развития» № 308 имеется 7 критериев, по которым инспектор имеет основания полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения:
1. Запах алкоголя изо рта;
2. Неустойчивость позы;
3. Нарушение речи;
4. Выраженное дрожание пальцев рук;
5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица;
6. Поведение не соответствующее обстановке;
7. Показание приборов-индикаторов.
В моем случае единственным доказательство является 7 пункт - показание приборов. Предъявить мне какую либо документацию на данный аппарат мне также отказались.
Я является диабетиком, согласно справки. По рекомендации, врачи прописали принимать корвалол. В противном случае я могу получить инфаркт.

Согласно пункту 1.5 Кодекса об административных правонарушений:
Статья 1.5. Презумпция невиновности
1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
(примечание введено Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
Согласно ст. 27. Полномочия прокурора ФЗ «О прокуратуре»
1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.25.6,26.3,27.4КоАП, п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», приказа «Министерства Здравоохранения и Социального развития» № 308, ФЗ «О прокуратуре»
ПРОШУ:
1.Рассмотреть мое объяснение в установленном порядке.
2.Проверить законность действий сотрудников
3.При выявлении нарушений принять меры прокурорского реагирования.

О результатах рассмотрения заявления уведомить меня в письменном форме в установленный законом месячный срок.
Ответ на данное заявление прошу выслать по месту жительства, а именно: _____________________________

«___»____________________ _________________________

ПВУ ГУВД ГОРОДА МОСКВЫ

113035, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д.16, стр.4

ЖАЛОБА

на неправомерные действия должностного лица

начальника паспортно-визового отделения ОВД

Солнцевой Натальи Геннадьевны

20 июля 2006 года я, Ilya _ O , обратился в паспортно-визовое отделение ОВД Соколиная гора (Москва, Буракова ул., д. 1) с целью получения вкладыша о гражданстве в свидетельство о рождении моего ребенка 2006г. рождения.

Однако в приеме документов и в выдаче вкладыша о гражданстве мне было отказано по следующим причинам: во-первых, по мнению чиновников указанного отделения, я должен был обратиться в полномочный орган по месту жительства, а не по месту рождения ребенка (Москва). А во-вторых, якобы я не предоставил некоторых документов, а именно Форму №9, копию свидетельства о рождении, копии паспортов и др.

Сотрудники ПВО отказались при этом предоставить мне нормативные документы, на основании которых они ограничивают мои права.

Считаю, что такая позиция должностного лица является незаконной и неправомерной по следующим причинам:

  1. Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 четко указано (п.47), что «Заявление об оформлении наличия у ребенка гражданства Российской Федерации по рождению в соответствии с частью первой статьи 12 Федерального закона подается одним из родителей или единственным родителем в полномочный орган по месту жительства заявителя либо по месту рождения ребенка

Т.к. мой ребенок родился на территории г.Москвы то я и обратился строго по месту рождения ребенка – в ПВО ОВД «Соколиная гора».

  1. В том же самом Положении четко регламентирован список документов, которые обязан предоставить заявитель (заявление установленной формы, паспорт РФ, свидетельство о рождении ребенка). Никаких других документов заявитель предоставлять не должен, ни выписку из домовой книги, ни форму №9, ни какие то копии!

В моем пакете документов были именно те документы, необходимость которых обусловлена законодательством РФ, в данном случае Указом Президента РФ.

  1. Должностные лица обязаны предоставлять по запросу гражданина информацию, на основании каких ведомственных документов они ограничивают права гражданина. Согласно ст.2 ЗАКОН РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 14.12.1995) «ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН»

«Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.»

  1. Отказав в выдаче вкладыша о гражданстве, должностные лица нарушили права несовершеннолетнего ребенка, т.к. без указанного документа невозможно получить заграничный паспорт, а значит невозможно реализовать право на выезд за пределы РФ, которое гарантировано каждому гражданину РФ согласно ст.27 Конституции РФ: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации». Кроме того, на основании ФЗ «О гражданстве РФ», мой ребенок уже приобрел гражданство РФ по рождению (ст. 11 и 12). Не оформляя соответствующие документы, должностные лица отказывают в признании гражданства моему ребенку, а значит лишают его (де факто) всех прав и свобод, предусмотренных для граждан РФ Конституцией РФ.
  2. Отказав в выдаче вкладыша о гражданстве по месту рождения, должностные лица незаконно возложили на меня (как уполномоченного представителя моего несовершеннолетнего ребенка) дополнительные обязанности получать вкладыш в другом городе (ст.2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Таким образом, действия указанного должностного лица паспортно-визового отделения являются незаконными (т.к. нарушают установленные законы и указы Президента РФ) и неправомерными (т.к. нарушают права моего ребенка на оформление гражданства РФ).

На основании Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» прошу:

  1. Признать незаконными действия начальника паспортно-визового отделения ОВД «Соколиная гора» Солнцевой Н.Г.
  2. Обязать начальника паспортно-визового отделения ОВД «Соколиная гора» Солнцевой Н.Г. выдать мне вкладыш в свидетельство о рождении моего ребенка, подтверждающий наличие гражданства.

Приложения:

  1. Копия Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325
  2. Копия паспорта гражданина РФ
  3. Заявление о выдаче вкладыша о гражданстве
  4. Копия свидетельства о рождении

Подпись___________________

Каждый гражданин имеет право не согласиться с тем или иными решениями должностного лица. Законами и подзаконными актами порядок оспаривания действий должностных лиц урегулирован довольно подробно.

Следует указать, что право обращаться в компетентные органы неотъемлемое для любого гражданина. Такой возможности нельзя лишить или ограничить. Однако следует правильно ориентироваться в системе контрольных и надзорных органов, чтобы подавать письма именно в уполномоченные инстанции.

Как пожаловаться на неправомерные действия должностного лица

Жалоба на неправомерные действия лиц, в том числе и служащих государственного органа, должна подаваться сначала вышестоящему руководству.

Такой порядок обоснован и позволяет сэкономить время. Ведь начальство имеет право самостоятельно рассмотреть письмо и принять по нему решение. Если доводы заявителя найдут подтверждение, то требования истца будут удовлетворены. При этом руководитель вправе наказать виновное должностное лицо в дисциплинарном порядке.

Если же по обращению принято отрицательное решение или результаты проверки не устроили заявителя по другим причинам, письмо может быть подано в один из контролирующих органов. Данные государственные органы наделены полномочиями по проверке хозяйствующих субъектов.
Они вправе привлекать их за нарушения к ответственности и восстанавливать нарушенные права граждан. При этом жалоба станет поводом для внеплановой проверки.

Следующим шагом является подготовка обращения в органы прокуратуры или суд. Это допускается, когда все предыдущие механизмы разрешения споров уже исчерпаны. В некоторых ситуациях, можно обращаться сразу в прокуратуру или суд, минуя другие этапы.

Бланк жалобы на неправомерные действия должностного лица

Образец документа имеется на информационных стендах в каждом органе, поскольку оспаривание действий и решений, это основное право граждан.

Указанные образцы составлены примерно одинаково и имеют схожую структуру. Ее удобно представить в следующем виде:

  • в правом верхнем углу документы указывается название организации, куда адресуется обращение и должностное положение руководителя. Там же следует написать, от кого именно подается обращение, с указанием места жительства;
  • основная часть включает описание ситуации и указание на конкретные действия человека. Следует подробно описать все, что имело место. Нужно отразить даты, события, ссылаться на известные фамилии должностных лиц и так далее. Повествование должно логически развиваться и быть понятным при прочтении;
  • нужно описать, что именно было нарушено, и в чем выразился неправомерный характер действий. Иначе, документ прекратиться в простое описание той или иной ситуации;
  • в конце следует написать о своих требованиях. Они должны быть изложены максимально конкретно. Ведь удовлетворение обращения означает согласие с требованиями заявителя.

Не существует точной и строгой формы данных документов. Главное, чтобы письма граждан были составлены логически правильно и не содержали размытых и двусмысленных формулировок.

Жалоба на неправомерные действия должностного лица – образец

При написании жалобы на должностное лицо в государственный орган, следует знать компетенцию указанного органа. Невозможно требовать того, что сотрудники государственного органа выполнить не вправе.

Куда подавать жалобу?

Неправомерные действия должностного лица можно оспаривать в нескольких инстанциях. Как сказано выше, сначала следует обратиться к вышестоящему руководителю.

При трудовых спорах, обращаться нужно в инспекцию по труду. Сотрудники управления наделены полномочиями по проверке предприятий и организаций. Их полномочия охватывают следующие нарушения закона:

  • несоблюдений требований по охране труда. Это очень серьезные нарушения и внимание будет уделено самое пристальное;
  • все, что связано с начислением и выплатой вознаграждения за труд;
  • несоблюдение режима работы и отдыха. Увеличение рабочего времени, непредоставление отпуска и другие ситуации входят в компетенцию инспекции;
  • необоснованное увольнение, перевод на другу должность.

В целом, обращаться в инспекцию можно при любых ситуациях, которые связаны с трудовыми права граждан.

В какой суд подавать жалобу?

Жалоба на неправомерные действия должностного лица или органа государственного управления может подаваться исключительно в районные суды. В юрисдикцию мировых судей, такие дела не входят.

Лица, чьи права нарушены подают иск по месту своего жительства.

Порядок и срок рассмотрения

Срок рассмотрения жалобы на неправомерные действия должностного лица в суде не может превышать 10 суток. Такой же период установлен и для прокуратуры. В некоторых случаях, письмо может проверяться до 1 месяца, но не более.

Управление по трудовым спорам вправе рассматривать обращение до 30 суток.

Подавать жалобы на действия или деятельность должностного лица или организации – одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией. Причем в зависимости от спорной ситуации жалоба может быть подана до подачи искового заявления или административного иска, одновременно с ним или во время рассмотрения дела.

На сайте представлены примеры жалоб и рекомендации по их составлению различной тематики. От жалоб в государственный орган до жалобы на почту, на детский сад, на страховую организацию и др. В отличие от досудебных претензий, обязательность жалобы законом не предусмотрена. Вместе с тем подача такого документа может не только разрешить возникший индивидуальный спор, но и повлиять на практику применения законов или осуществления профессиональной деятельности.

Жалоба, как инструмент досудебного урегулирования спора

Для чего нужны жалобы? С одной стороны, подача жалобы обычно связана с намерением разобраться в сложившейся ситуации и помочь заявителю. С другой, применить меры воздействия к нарушителю – работнику или должностному лицу.

Подача жалобы в письменной форме обязывает адресата жалобы дать ответ относительно всех поставленных в документе вопросов. Жалобу можно использовать как инструмент подготовки искового заявления – за подачей жалобы в прокуратуру, в Роспотребнадзор, иные государственные органы обязательно последует ответ с разъяснением законодательства.

Копия жалобы и ответ на нее в случае обращения в суд в дальнейшем станут приложением к иску и могут быть использованы в качестве доказательств по гражданскому делу. Бездействие или действия должностных лиц, чье поведение стало основанием подачи жалобы, могут быть обжалованы в суд путем подачи административного иска.

Подача и рассмотрение жалобы

Для составления жалобы выберите интересующую Вас тематику и подготовьте доказательства. Любая жалоба должна быть обоснована, поэтому ссылки на нормативно-правовые акты будут актуальными. При затруднениях в подборе нормативных документов можно получить консультацию юриста на сайте.

Сейчас практически в любые инстанции жалобу можно подать в электронном виде, заполнив форму на сайте адресата документа. В любом случае рекомендуем придерживаться шаблонов приведенных примеров для рассмотрения жалобы по существу. Формальное рассмотрение жалобы, нарушения порядка и сроков рассмотрения могут повлечь привлечь ответственных должностных лиц к административной ответственности.

Анастасия Петрова

Написано статей

Эффективным способом воздействия на чиновников, сотрудников государственных органов пренебрегающих своими обязанностями, является жалоба на неправомерные действия должностного лица. Для того чтобы заявление, поданное в суд, дало желаемый результат, следует действовать в определенном порядке, не нарушать срок, предоставляемый для обжалования. Важно также правильно оформить обращение в ту или иную инстанцию, для чего желательно иметь подходящий образец.

Любые действия, нарушающие ваши права, или напротив, бездействие представителей различных органов и чиновников можно обжаловать в судебном порядке. Подобный шаг часто ведет к тому, что нарушителя привлекают к ответу. При этом лучший результат вы получите при поддержке квалифицированного специалиста. Юрист проконсультирует, как не пропустить срок подачи обращения в суд, поможет составить документы, предоставит образец.

Структура жалобы на действия чиновников

Порядок обжалования устанавливает срок подачи обращения - 90 суток, которые отсчитываются с того дня, когда стало известно о совершенном правонарушении. Нельзя нарушать сроки подачи жалобы. Вескими основаниями для ее оформления являются:

  • неправомерные действия чиновника;
  • бездействие тоже представляет собой должностное нарушение;
  • безосновательное задержание;
  • незаконный арест и прочие нарушения законности.

Если следовать порядку, жалоба на неправомерные действия должностного лица изначально подается его непосредственному руководителю. Как образец для такого обращения может служить обычное заявление, оформленное по правилам делопроизводства.

  1. В правом верхнем углу пишется должность руководителя, его ФИО, ваши данные: фамилия, имя, отчество, адрес, контактный телефон.
  2. Ниже, по центру размещается заголовок документа (жалоба, заявление и т. п.).
  3. В основной части надо описать, в чем именно чиновник нарушил законодательство. Формулируйте мысли сжато, четко, без эмоций.
  4. Обращение должно заканчиваться вашей просьбой (разобраться, наказать, восстановить справедливость и т. п. в короткий срок).
  5. К заявлению приложите копии документов, подтверждающих факт нарушения законодательства должностным лицом.
  6. Поставьте дату и свою подпись.

Образцом такого заявления может следующий вариант.


Начальнику отдела полиции Кировского района

г. Екатеринбурга

Савельеву Г.Л.

Михайлова Василия Вячеславовича,

зарегистрированного по адресу:

г. Екатеринбург, ул. Садовая, д. 7, кв. 55,

Я, Михайлов Василий Вячеславович, 08 апреля 2019 года в 21.30 был задержан на ул. Советской, в районе магазина «Старт» при проверке документов. Задержавшие меня сотрудники вашего отдела полиции, сержант Иванов Ю.Р. и лейтенант Петров А.А., препроводили меня в отдел полиции, где я провел 12 часов. Задержание сопровождалось грубой нецензурной бранью сержанта Иванов Ю.Р. и лейтенанта Петрова А.А. в мой адрес, а также их рукоприкладством. Причину, по которой меня задержали, мне не пояснили.

09 апреля в 9.30 я был отпущен без объяснения причин, по которым был задержан. Считаю действия сержанта Иванов Ю.Р. и лейтенанта Петрова А.А. нарушением моих прав и прошу применить к ним дисциплинарное взыскание.

09.04.2019 Подпись

Если вышестоящий руководитель нарушителя оставит ваше обращение без внимания, действуйте более радикально, в соответствии с ГПК РФ (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации).

Регламент подачи судебного иска


Ситуации, когда руководитель выше рангом не отреагировал на вашу жалобу, или вы считаете, что должностное лицо получило недостаточное наказание, в соответствии с ГПК РФ, вы можете обратиться в следующие инстанции:

Заявление в УСБ принимается при личной подаче и через интернет. Как образец используйте пример приведенного заявления на имя вышестоящего руководителя. Кроме того, отсутствие реакции на вашу жалобу со стороны вышестоящего руководителя квалифицируется как бездействие, и он, в свою очередь, тоже подлежит наказанию.

Ваша жалоба должна быть рассмотрена в десятидневный срок. Если результат рассмотрения вас не устроил, обращайтесь в прокуратуру или суд. Судебное обжалование действий должностных лиц считается более надежным, чем прочие способы восстановления справедливости. Суд свободен от ведомственных интересов, независим от власти, судьи имеют необходимую квалификацию.

Порядок рассмотрения дел в суде таков, что заявитель принимает личное участие или через своего представителя. За вред, нанесенный представителями госорганов, неправовыми деяниями правоохранительных органов, а также судебной власти, ответственность наступает в соответствии ст. 1069 и 1070 Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

В гл. 25 ГПК РФ четко определен порядок, по которому подается жалоба на действия должностного лица, или напротив, его бездействие, а также на действия (бездействия) органов власти, органов местного самоуправления, служащих. ГПК РФ определяет срок, в течение которого следует подавать письменное обращение.

Чтобы заявить о незаконных действиях или бездействие чиновников или представителей органов власти, следует написать заявление (см. пример на сайте или образец в интернете) и подать в суд в определенный срок (ст. 24-27 ГПК РФ). Порядок определяет подачу иска в суд либо по месту жительства заявителя, либо по месту выполнения служебных обязанностей тех должностных лиц, органов власти или прочих органов, на действие или, напротив, невыполнение обязанностей которых направлена жалоба.

Шаблон для судебного иска

Готовясь к обращению в суд, руководствуйтесь ст. 24-27 ГПК РФ. Для того чтобы правильно и грамотно написать исковое заявление, лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу, который может еще и представлять вас на судебном заседании. Если вы решили действовать самостоятельно, то в помощь вам будет этот образец составления документа:

Зареченский районный суд г. Саратова

Истец: Семеновский Владимир Леонидович,

проживающий по адресу: г. Саратов,

ул. Яблоневая, д.33, кв.69

телефон 111 1111111

Ответчик: инспектор ДПС ГИБДД ОВД г. Саратова

Степанов М. Р. (личный номер 111/111)

Исковое заявление

об обжаловании действий должностного лица

09.03.2019 инспектором ДПС ГИБДД Отдела внутренних дел г. Саратова Степановым М.Р. был написан протокол о нарушении административного характера, якобы совершенным мной, Семеновским Владимиром Леонидовичем.

В админпротоколе сказано, что я совершил обгон впереди идущего автомобиля, выехав при этом на встречную полосу. Кроме того, Степанов М. Р. изъял мое водительское удостоверение.

Вменяемое мне в вину деяние мной не совершалось, о чем я сделал соответствующую запись в протоколе. У меня есть свидетели: Светлова П.Р., Иванов Л.А., которые могут подтвердить этот факт. Кроме протокола, составленного инспектором ДПС ГИБДД ОВД г. Саратова Степановым М.Р, других доказательств моей вины нет. В протоколе отсутствует запись о наличии свидетелей, которые находились в автомобиле во время предполагаемого правонарушения, а также отсутствует информация о расстоянии, на котором располагался инспектор ДПС Степанов М.Р. от места предполагаемого правонарушения. Так как это расстояние составляло около 500 м, наверняка установить, какое транспортное средство совершило обгон, вряд ли было возможно. Считаю действия, совершенные Степановым М.Р., неправомерными, грубо попирающими мои права.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьями 254-256 ГПК РФ, прошу:

  1. Совершенное инспектором ДПС Степановым М.Р. в отношении меня действие признать незаконными.
  2. Рассмотреть вопрос о возвращении мне водительского удостоверения.

Приложения: 1. Исковое заявление - на 1 л. в 1 экз.

  1. Копия админпротокола - на 4 л. в 1 экз.
  2. Платежный документ, подтверждающий факт оплаты государственной пошлины - на 1 л. в 1 экз.

20.04.2019 ___________________ Подпись

По вашему усмотрению, обжалование в судебном порядке может происходить по месту вашего жительства или по месту расположения (государственной регистрации юридического лица) ответчика.

Образец жалобы в прокуратуру

Прокуратура надзирает за исполнением законов должностными лицами, организациями, официальными представителями государственных органов. Вы можете пожаловаться на неправомерные действия чиновников, составив заявление по примеру:

Прокурору Октябрьского района

г. Североморска

Игнатову В. Ю.

Васильева Вячеслава Сергеевича,

зарегистрированного

по адресу: г. Североморск,

ул. Приморская, д. 44, кв. 4,

контактный телефон 111 1111111

Я, Васильев Вячеслав Сергеевич, 14 февраля 2019 года подал заявление с комплектом документов в паспортно-визовый отдел РОВД г. Североморска (ул. Малиновского, д. 31), с целью получить вкладыш о гражданстве моего ребенка, Васильева Сергея Вячеславовича, дата рождения - 01.01.2016 г.

Начальник паспортно-визового отдела РОВД г. Североморска, Чернов Д.Н., не принял комплект документов, заявив, что я якобы должен обращаться в паспортно-визовый отдел РОВД по месту моей регистрации, а не по месту регистрации моего ребенка (г. Североморск). Кроме того, мне было заявлено, что в комплекте документов нет копии паспорта и Формы № 9. Чернов Д.Н. не предоставил мне нормативные документы, на основании которых мое заявление не было принято.

Подобное действие Чернова Д.Н. является неправомерным на основании следующих нормативных правовых актов:

  1. Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (далее - Положение), в п. 47 которого сказано, что обратиться с заявлением может один из родителей в соответствующий полномочный орган по месту жительства его или ребенка. Так как мой ребенок зарегистрирован в г. Североморске, заявление я подал в соответствующий отдел РОВД г. Североморска.
  2. Перечень необходимых документов, которые следует предоставить, определен Положением. В этом перечне отсутствуют затребованные у меня копии паспорта и Формы № 9. Все требуемые документы были мной предоставлены.
  3. Отказом в выдаче запрашиваемого документа были грубо нарушены права несовершеннолетнего ребенка.

На основании вышеизложенного, прошу.



Просмотров