Необходимость предъявления военного билета при трудоустройстве. Военный билет при трудоустройстве Штраф организации за работника без военного билета


Обязательно нужно проверить наличие отметки о приеме гражданина на воинский учет:

  • в военном билете офицера запаса, а также в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса (штамп размером 35×30 мм, заверенный подписью должностного лица и гербовой печатью);
  • в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу (штамп военного комиссариата). Образцы штампов о приеме (снятии) на воинский учет и порядок их заполнения см. на сайте: www.hr-portal.ru.

Вы наверняка спросите, а что делать, если при проверке документов обнаружатся какие-либо ошибки, неточности, проблемы? Отвечаем. А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ? Административные меры к должностным лицам организации за правонарушения в области воинского учета предусмотрены гл. 21 КоАП РФ: ПОДРОБНЕЕ О том, как организовать воинский учет в организации, см.: «Электронная система кадровика».

Содержание

  • Нужен ли военный билет при приеме на работу
  • Какие документы должны предоставить лица в запасе, а какие - подлежащие призыву
  • Зачем нужен документ призывника
  • О сотрудниках какого возраста работодатель обязан информировать военкомат
  • Кто является военнообязанными, призывниками и невоеннообязанными
  • Можно ли вместо оригинала предъявить копию
    • Какие страницы и сведения должна содержать копия
  • Ответственность работодателя при приеме на работу без военного билета

При трудоустройстве у нового работника требуют целый пакет документов. В него входит и военный билет, который подтверждает факт постановки на воинский учет.


Таким способом государство собирает, обобщает и анализирует информацию о гражданах, которые подлежат призыву и мобилизации.

Как действовать если у работника нет военного билета?

Военная, альтернативная службаВопрос Я ознакомилась со статьей Как организовать воинский учет персонала — правильно ли я поняла, что отсутствие военного билета (т.е человек не стал на воинский учет)- не является основанием отказать ему в трудоустройстве? А я просто должна сообщить в военкомат о том, что сотрудник не стал на воинский учет? Я когда пошла в военкомат, они утверждают, что Я буду нести ответственность и при проверке у нас будут штрафы. Ответ Ответ на вопрос: Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, поступающие на работу, предъявляют работодателю, наряду с другими документами, документы воинского учета.Однако при этом ничего не говорится о возможности работодателя отказать в заключении трудового договора в случае непредъявления работником каких-либо документов, перечисленных в этой статье.

Организуем воинский учет

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу). ТАБЛИЦА Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях Количество работников, состоящих на воинском учете Число работников, осуществляющих воинский учет Менее 500 Один работник, выполняющий обязанности по совместительству От 500 до 2 000 Один освобожденный работник От 2 000 до 4 000 Два освобожденных работника На каждые последующие 3 000 По одному освобожденному работнику В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).

Прием на работу и учет военнообязанных

ТК РФ).Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе. Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст.
65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.


Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат.

Осуществляем воинский учет

Инфо

Кто является военнообязанными, призывниками и невоеннообязанными Важная информация При приеме на работу соискатель вместо военного билета может принести справку из военкомата. Такие справки выдаются военнообязанным гражданам РФ, достигшим 27 лет, но не прошедшим военную службу по призыву, и становятся полноценной заменой основного военно-учетного документа (ст.


38, 49, 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Согласно закону, воинскому учету подлежат лица трех категорий:
  1. Призывники - это мужчины от 18 до 27 лет, не прибывающие в запасе и обязанные становиться на воинский учет.
  2. Военнообязанные - все мужчины в возрасте от 18 до 50 лет, кроме тех, кто признан негодным к службе по состоянию здоровья.
  3. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Невоеннообязанными являются молодые люди до 18 лет и мужчины старше 50 лет.

Если соискателю отказали в должности из-за того, что у него отсутствует военный билет, он может поступить так:

  1. Обратиться в трудовую инспекцию.
  2. Заявить на организацию в суд.
  3. Получить билет.

Какие страницы военного билета должны быть в личном деле сотрудника Работник кадровой службы должен сделать копии и внести в личное дело нового сотрудника такие страницы:

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т.п.;
  • отметки о запасе и военном сборе;
  • метрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • идентификационный номер документа.

Копии страниц с этими сведениями должны быть четкими, на них не должно быть неясных символов.

Если у сотрудника нет документов воинского учета

Положения);- по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и (или) принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. «а» п. 31 Положения).За неисполнение обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, руководитель организации (другое лицо, ответственное за осуществление воинского учета в организации) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.

Внимание

При заключении трудового договора гражданин, поступающий на работу, должен предъявить работодателю документы воинского учета только в случае, если он является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу (ст. 65 Трудового кодекса РФ; далее — ТК РФ). Документами воинского учета являются: 1. Для призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство); 2.

Для военнообязанных — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета). Шаг 2 Проверка документов воинского учета. Начать необходимо с проверки наличия в паспорте гражданина РФ отметки об отношении к воинской обязанности (на с.

13 в разделе «Воинская обязанность»).
Ф).Учет граждан, состоящих на воинском учете Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет. Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31- ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете. Словарик Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

После окончания института я поступила на работу в отдел кадров большой организации на должность инспектора по кадрам. Недавно у нас уволился инспектор по воинскому учету и мне предложили перевестись на эту должность.

Предложили так, что отказаться я не смогла, хотя такой работой раньше не занималась. Кое-что увольнявшийся инспектор мне рассказал, почитала я и должностную инструкцию, но как-то порядок работы до сих пор не «разложился по полочкам».
Особенно много вопросов возникает при приеме новых сотрудников. Как поставить их на воинский учет? У кого документы воинского учета можно вообще не спрашивать? И нужно ли сообщать в военкомат о принятых на работу сотрудниках? Обязанность вести воинский учет возложена на каждого работодателя. Вот только далеко не все из них эту обязанность исполняют. Ваша компания — не в их числе.

В настоящее время почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники. В этой статье мы рассмотрим какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета.

Прием на работу

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.; далее - Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе.

Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.

Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:

  • по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
  • представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете). За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Учет граждан, состоящих на воинском учете

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете.

Словарик

Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Для учета военнообязанных в организации должны быть оформлены следующие документы:

  • приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
  • картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
  • справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

Мужского пола, пребывающие в запасе;

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

Успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.).

В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2). В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).

Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу).

ТАБЛИЦА

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях

В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, организация несет сама.

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Ответ: Отсутствие у гражданина, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства. Поэтому организация могла принять на работу гражданина без военного билета, если его деловые качества соответствовали вакантной должности на момент трудоустройства.

При этом работодатель в течение двух недель должен сообщить в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятии такого работника на работу.

За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу гражданах в установленный срок предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание в виде выговора к данному работнику.

Неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета, если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу.

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:

А) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных (п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение)).

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях (п. п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее — Закон N 53-ФЗ)):

— проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания (пп. "а" п. 30 Положения);

— информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения).

Сведения о принятых на работу гражданах нужно направлять в военкомат в течение двух недель (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; пп. "б" п. 32 Положения).

Административная ответственность наступает за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Сумма штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (п. 54 Положения).

Таким образом, руководитель или другое ответственное лицо за военно-учетную работу может быть привлечен к ответственности за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятом работнике.

Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ).

Под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств работника (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, так как такое нарушение не связано с его деловыми качествами (см., например, Определение Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-3688, Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.08.2012 по делу N 33-1999/2012).

Таким образом, прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета при трудоустройстве, представляется возможным.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе выговор (ч. 1 ст. 192 ТК РФ). При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Под неисполнением или ненадлежащим исполнением по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п. (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей (см. судебную практику: Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 15.01.2013 по делу N 33-13153).

Соответственно, для применения дисциплинарного взыскания работодателю необходимо установить: требования о представлении какого именно документа нарушил работник, связаны ли противоправные действия работника непосредственно с его трудовыми обязанностями, были ли у работника, совершившего нарушение, уважительные причины.

Возможность исполнения работником трудовых обязанностей не поставлена в зависимость от факта представления документов воинского учета.

Требование представить документы воинского учета при трудоустройстве установлено ст. 65 ТК РФ, то есть до заключения трудового договора, трудовые же отношения, а соответственно, и трудовые обязанности работника возникают лишь с момента его заключения (ст. 16 ТК РФ).

Поэтому представление работником документов воинского учета не относится непосредственно к трудовым обязанностям работника.

Таким образом, непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание к данному работнику.

Однако напомним, что неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

В организацию был принят работник без военного билета. Со дня принятия прошло уже два месяца, военный билет он так и не принес. Можно ли к данному работнику применить дисциплинарное взыскание в виде выговора? Имела ли право организация принять работника без военного билета? Какая за это предусмотрена ответственность?

Ст. 65 ТК РФ гласит, что при заключении трудового договора военнообязанные и призывники должны предоставить в организацию документы воинского учета. Военнообязанные в запасе предоставляют военный билет или временное удостоверение, а призывники — удостоверение гражданина, который подлежит призыву на военную службу.

Даже если гражданин по каким-либо причинам не проходил службу в армии, документ ему все равно выдают, но ставят отметку о непрохождении воинской службы.

На предприятии подлежат:

  1. Призывники (мужчины в возрасте 18-27 лет, не находящиеся в запасе и обязанные встать на воинский учет).
  2. Военнообязанные (мужчины в возрасте 18-50 лет, кроме тех, кого признали негодными к службе в армии по состоянию здоровья).
  3. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Кого принять можно

Организация имеет право принять лиц, которые не являются военнообязанными. А именно:

  • женщин;
  • детей в возрасте до 18 лет (допризывного возраста);
  • мужчин в возрасте старше 50 лет (граждане этой категории перестают быть военнообязанными, если звание не предусматривает иного);
  • иностранцев (воинская обязанность на них не распространяется).

Кого принять нельзя

Вопрос о том, берут ли на работу без военного билета, неоднозначный. Существуют категории лиц, для которых официальное трудоустройство возможно только при предъявлении этого документа:

  1. Военнообязанные. Любой сотрудник от 18 до 60-65 лет обязан иметь при себе этот документ, а представитель организации на основе данных, содержащихся в нем, отправляет отчет в военкомат.
  2. Мужчины старше 27 лет (хотя призывной возраст для них окончен). В организации на них заполняют личную карту по форме Т-2 с информацией о воинском учете.
  3. Лица в резерве (ст. 65 ТК РФ). Максимальный возраст этой категории граждан составляет 50-65 лет. То есть даже если соискателю 50 лет и более, он должнен документ хранить и предъявлять при трудоустройстве, если к тому обязывает звание.

Тем не менее, в ТК РФ нет прямого запрета принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав соискателю по этой причине, организация может нарушить его трудовые права.

Для чего нужен военный билет при приеме на работу

Если организация заключает с сотрудником трудовой договор, она обязана оповестить об этом военкомат. Документ воинского учета по закону является обязательным при устройстве на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Для руководителя прием на работу человека, который подлежит призыву, но не имеет военного билета, чреват риском. Часто таким соискателям организации отказывают, и главные причины здесь две:

  1. Нежелание брать на себя ответственность за гражданина, который уклоняется от воинского учета.
  2. Принимать и обучать нового работника невыгодно, ведь его в любой момент могут призвать на армейскую службу.

Ни одна кадровая служба не откроет соискателю истинную причину отказа в приеме на работу гражданину призывного возраста, если она кроется в отсутствии у него бумаг воинского учета, поскольку он может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.

Если соискателю отказали в должности из-за того, что у него отсутствует военный билет, он может поступить так:

  1. Обратиться в трудовую инспекцию.
  2. Заявить на организацию в суд.
  3. Получить билет.

Какие страницы военного билета должны быть в личном деле сотрудника

Работник кадровой службы должен сделать копии и внести в личное дело нового сотрудника такие страницы:

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т.п.;
  • отметки о запасе и военном сборе;
  • метрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • идентификационный номер документа.

Копии страниц с этими сведениями должны быть четкими, на них не должно быть неясных символов.

Чем грозит прием на работу без военного билета

Если у соискателя на должность отсутствует военный билет, руководитель предприятия может ему отказать, поскольку закон требует обязательного предоставления этого документа. С другой стороны, устроиться на работу без военного билета можно. Согласно ст. 64 ТК РФ, необоснованный отказ (ущемление по социальному, национальному, имущественному признакам) при устройстве на работу запрещен.

Предприятие имеет право принять военнообязанного сотрудника на должность без такого документа, но при этом следует в 2-недельный срок оповестить об этом комиссариат (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). В противном случае организацию привлекут к административной ответственности (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ) — штраф от 300 до 1 000 рублей. Сведения направляют по форме, которая установлена Генеральным штабом Вооруженных сил РФ и утверждена в Методических рекомендациях.

Актуальность: 2014 г.

Нормативно правовая база.

  • "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
  • В настоящее время осуществление воинского учета у работодателей регламентировано:
    - Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719,
    - Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Документы воинского учета, переделяемые при приеме на работу.

На основании ст. 65 ТК РФ одним из документов, предъявляемых при приеме на работу, является документ воинского учета. Работодатель для целей , вправе требовать его от военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 утверждено Положение о воинском учете, в соответствии с п. 28 которого к документам воинского учета, на основании которых ведется воинский учет в организации, относятся:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
  • военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
    Исключение: прием на работу иностранных граждан (п. 1 ст. 15 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Условие предъявления документов воинского учета распространяется лишь на военнообязанных лиц и лиц, подлежащих призыву на военную службу- имеющих гражданство России.

Действия работодателя, при отсутствии у кандидата на прием на работу документов воинского учета.

При оформлении сотрудников на работу согласно п. 30 Положения, п. 27-31 Методических рекомендаций, ответственный за ведение воинского учета в целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет.

Действия и обязанности работодателя:

  • установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете;
  • проверить у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у лиц, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При этом необходимо сверить соответствие указанных документов паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее идентичность владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия;
  • при обнаружении в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения документов воинского учета;
  • в случае отсутствия отметки о постановке на воинский учет направить сотрудника, подлежащего постановке на воинский учет, в военный комиссариат по месту жительства, а проживающих в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления;
  • проинформировать военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, об обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

В ситуации, когда потенциальный работник призывного возраста, устраиваясь на работу, не предъявляет документов воинского учета, работодатель может как отказать в приеме, так и принять на работу военнообязанного гражданина, в этом случае у организации появляется обязанность в соответствии со ст. 11 ТК РФ, положениями Методических рекомендаций проинформировать об этом военный комиссариат в течении двух недель, см. п.п. а) п.29 Методических рекомендаций:

Ответственность

Законодательство предоставляет трудовой инспекции широкие контрольно-надзорные полномочия в сфере трудовых отношений. Подробно они описаны в гл. 57 Трудового кодекса РФ.

Трудовые инспекторы имеют право проводить проверки и обследования, запрашивая при этом у работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. ст. 356, 357 ТК РФ).

Трудовая инспекция также является органом, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях. Это означает, что при обнаружении каких-либо нарушений в сфере труда инспектор может привлечь работодателя к административной ответственности в установленном законом порядке.

Гострудинспекция проводит как самостоятельные проверки, так и взаимодействует с иными контрольными органами.
Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.

Контроль за ведением предприятиями воинского учета осуществляют военкоматы (п. 33 Положения). Нарушения в области воинского учета подпадают под действие ст. ст. 21.1 - 21.3 и п. 3 ст. 21.4 Кодекса об административных правонарушениях. Дела о них рассматривают военные комиссары (ст. 23.11 КоАП РФ). Руководителю или другому должностному лицу придется заплатить штраф от 300 до 1000 руб. Если в установленный срок предписание об устранении нарушений не будет выполнено, то руководителю грозит штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, организации - штраф от 10 000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

При оформлении трудовых взаимоотношений с лицами мужского пола призывного возраста имеются некоторые особенности, невыполнение которых может привести к привлечению к административной ответственности.

Возраст призывников составляет от 18 до 27 лет. В указанном возрасте мужчины, не пребывающие в запасе, обязаны состоять на воинском учете. Граждане, пребывающие в запасе, считаются военнообязанными.

И военнообязанные, и призывники при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Законодательство РФ установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТКРФ). Федеральными законами могут быть предусмотрены дополнительные требования, несоблюдение которых может служить основанием отказа в приеме на работу (ч.2 ст.64 ТК РФ). В этой же статье приведены отдельные виды необоснованного отказа в заключении трудового договора (дискриминация по национальному, социальному, имущественному признакам и др.).

Отказ в приеме на работу в связи с отсутствием документов, предусмотренных ст.65 ТК РФ (в том числе документа воинского учета - военного билета), является обоснованным, поскольку установленные ТК РФ требования являются обязательными.

На основании изложенного работодатель вправе не принять на работу военнообязанного работника, не имеющего документов воинского учета (военного билета или временного удостоверения для пребывающих в запасе либо удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу). Хотя прямой обязанности отказать в приеме на работу в связи с отсутствием данных документов не установлено, за нарушение требований законодательства о военной обязанности и воинском учете (п.3 ст.21.4 КоАП РФ) и за нарушение требований трудового законодательства (ст.5.27 КоАП РФ) работодатель, заключивший трудовой договор с лицом, не имеющим документа воинского учета, может быть привлечен к административной ответственности.

Работодатель может принять на работу такого сотрудника, при этом соблюдая обязательные уведомительные процедуры, в главе 21. КоАП Рф «Административные правонарушения в области воинского учета» предусмотрена административная ответственность в случае, если работодатель не уведомит Военкомат:


Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет
Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, -

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете
1. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами -влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Для гражданина РФ, уклоняющегося от исполнения обязанностей воинского учета, предусмотрены статьи КоАП:


Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания -

Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета
Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Подводя итог выше сказанному, нужно отметить, что ответственность за состояние и ведение воинского учета в организации лежит целиком на работодателе. При этом, ведение воинского учета не ограничивается указанными в данной статье обязанностями.




Просмотров