Евреи не работают в субботу. Шабат - что это? Еврейский шабат

У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат - что это за праздник и как его отмечают в Израиле.

«Мирная суббота»

Шабат шалом — это праздничный пятничный ужин, посвященный субботе. Почему именно этот день недели считается святым для евреев? Потому что он является одним из основ единства еврейского народа. Этот священный день напоминает евреям о том, что когда-то они были рабами в Египте. Но позже Всевышний вывел народ оттуда, чтобы на Синае они получили Тору. Суббота - это символ выхода евреев из физического рабства и обретения ими духовной свободы. Празднование субботы - это также прямое выполнение евреями 4-й Божьей заповеди: «Помните субботний вечер, чтобы освятить его. 6 дней работай, а 7-й день посвяти Всевышнему твоему… » Для религиозного еврея очень важен «День покоя» — шабат. Что это за праздник для Израиля? Можно сказать, что на шабате «стоит» Израиль. В субботу в стране не работают поликлиники, государственные учреждения и большинство магазинов. Общественный транспорт не ходит по улицам Израиля с 15.00 (зима) и с 16.00 (лето) каждую пятницу. Люди могут добраться до места только на такси, которые работают по повышенным (субботним) тарифам.

Как отмечают праздник?

Еврейский шабат существовал даже в Древнем Египте. Евреи, пребывавшие в египетском рабстве, получили разрешение на отдых в субботу. А все благодаря Моше. Он вырос в семье фараона. На протяжении нескольких лет Моше наблюдал за изнурительной работой своих собратьев. Ему стало жалко их, и он обратился к фараону с просьбой подарить рабам день отдыха в неделю. И фараон согласился. Поэтому шабат напоминает евреям не только о 4-й заповеди Всевышнего, но и об исходе из египетского рабства. Приготовление к празднику начинается с пятницы. Вечером, с вся семья собирается к праздничной трапезе. Шабат длится сутки: от захода солнца пятницы до аналогичного времени субботы (особенность еврейских праздников). Приготовлением к празднику занимается женщина; она же зажигает свечи перед «Мирной субботой».

Накануне праздника

Главный праздник Израиля - это шабат. Что это такое, нам удалось выяснить. Узнаем, как готовятся евреи к «Мирной субботе». В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шабату. У евреев есть многовековая традиция - печь к великому празднику халы. Женщина, пекущая праздничный хлеб своими руками, выполняет одну из священных мицв. Приготовление к празднику начинается утром в пятницу. Женщина начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом она пробует каждое приготовленное блюдо. Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.

Зажигание свечей

Этот священный обряд проводят еврейские женщины. в шабат совершается с особой тщательностью и преданностью. Этот ритуал несет мир и согласие в еврейские дома. Женщины, которые отмечают праздник дома, обычно зажигают 2 свечи непосредственно на праздничном столе или неподалеку от него. Иногда вместо них используют Тот факт, что хозяйка дома зажгла свечи, еще не означает начало шабата для домочадцев. Они могут заниматься своими привычными делами. А вот женщина с этого момента не имеет права делать работу и употреблять пищу до захода солнца. Свечи должны зажигаться не позднее чем за 18 минут до захода солнца. Их нельзя переносить с места на место. Для шабата приобретаются длинные свечи, чтобы они смогли прослужить до окончания праздничной трапезы.

Субботняя трапеза

Это один из главных моментов праздника. Семья собирается за пятничным столом, на котором уже горят свечи. Домочадцы и гости должны садиться за праздничный стол в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Перед тем как приступить к трапезе, евреи поют «Шалом алейхем», совершают Кидуш и омывают руки. Наступает шабат. Время его начала - заход солнца в пятницу. Вся семья приступает к трапезе, которая должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол подается 2 халы, когда наступает шабат. Что это такое и почему его едят в двойном размере? Халы - это белый хлеб, который готовит к «Мирной субботе» еврейская женщина. На стол кладется 2 порции праздничного хлеба в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне. В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Манна - это небесный хлеб. В праздник шабата он ассоциируется с халы. Во время праздничной трапезы евреи распевают субботние песни. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя. Все, кто собрался за праздничным столом, обсуждают события текущей недели или рассказывают интересные истории из жизни.

Шалом!

Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» — это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании. Несложно догадаться, почему у субботы такой название - «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» — это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев ».

Шабат , или Шаббат (иврит: ‏שַׁבָּת) - седьмой день творения, он же - седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат - святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир , а в седьмой - отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбоах» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» - «семь» (отсюда, например, «швиит» - заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат - это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей , устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш - «хорошей субботы!» ). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г - Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.

СУББОТА - Шаббат, седьмой день недели

Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы - первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня - Субботы.

Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день - суббота Всевышнему: не делай никакого дела, - ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу - даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).

Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».

Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун .

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

статья р. Моше Пантелята

ответ р. Бенциона Зильбера

воспоминания рава Ицхака Зильбера о том, как он соблюдал субботу в лагере

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

В разделе на вопрос почему евреи не работают по субботам? заданный автором DREDD лучший ответ это Они уже в пятницу не работают. Для этого есть русские, таджики, взбеки и т. д.

Ответ от Вровень [новичек]
Мусульмане по пятницам, евреи по субботам, а русские по субботам и воскресениям--только гастарбайтеры каждый день.


Ответ от Посольство [эксперт]
ну мусульмане по пятницам не работают


Ответ от российский [гуру]
В Ветхом Завете это написано. Первые 5 книг Ветхого Завета это евреиская Тора. В книге Бытие описывается как Господь создал мир. 6 днеи творил, а в седьмои отдыхал И ВЕЛЕЛ ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ В ЭТОТ ДЕНЬ НЕ РАБОТАТЬ, А ОТДЫХАТЬ, КАК И ОН, НО ХРИСТИАНЕ ПЕРЕДЕЛАЛИ ЭТО НА ВОСКРЕСЕНЬЕ, А МУСЛИМЫ НА ПЯТНИЦУ.


Ответ от Ёергей Пасечный [гуру]
Так русские с понедельника по понедельние не работают.


Ответ от Денис Корольков [гуру]
Да, шаббат не рабочий день. Я точно историю не помню, но основание под ней есть. Оттуда и название суббота: шаббат.


Ответ от Ильдар Шамсетдинов [гуру]
может закон или религия не разрешает!


Ответ от Валерий попович [гуру]
Бог работал 6 дней, а в субботу отдыхал


Ответ от Ёергей Сергеев [гуру]
Они и в другие дни не работают! В основном имитируют работу!


Ответ от Крона Кронина [гуру]
Я тоже не работаю и что я еврей?? ? в принципе, я вообще не работаю, я что лютый жид?!?!))))))


Ответ от Ђигренок [гуру]
потому что они ЕВРЕИ


Ответ от Пиявка Лечебная [гуру]
Талмуд запрещает.


Ответ от Прекрасная Знакомка [гуру]
По их вероисповеданию им не положено работать по субботам.


Ответ от Insane Panda [гуру]
По их религии, в этот день нельзя работать.


Ответ от Мужик-лапотник [гуру]
Ибо заповедь гласит
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.


Суббота – это время, когда каждый иудей может приблизиться к Богу и провести время в кругу семьи. Важнейшие атрибуты в шаббат – зажигание свечей, две халы, кошерное вино.

За 18 минут до захода солнца в пятницу женщина должна зажечь субботние свечи, произнеся благословение Творцу. С этого момента и до исхода солнца в субботу нельзя осуществлять 39 видов «труда», в том числе зажигать и погашать огонь. После того, как женщина зажгла свечи, мужчины уходят в синагогу на молитвы «Минха», «Встреча шаббата» и «Маарив».

Перед началом трапезы, в приготовлении которой должен поучаствовать хозяин дома, произносят киддуш (освящение) над бокалом вина и делают омовение рук. После произнесения благословения глава семьи разрезает халу там, где сделал «отметку» и макает кусочек в соль, съедает и нарезает оставшуюся часть. Каждый член семьи должен вкусить по ломтику халы. Затем можно приступить, собственно, к трапезе, состоящей из разнообразных вкусных блюд. Чаще всего на шаббатнем столе присутствует большое количество салатов, холодные закуски, куриный бульон, рыбные блюда и сладости. После заката солнца в субботу над бокалом с вином произносится авдала – специальная молитва, которая отделяет субботу от грядущих будней.

Некоторые евреи, которые выросли в нерелигиозных семьях, считают, что в современное время соблюдение субботних законов мало возможно. Всевышний, дав нам традицию празднования шаббата, позаботился о том, чтобы все субботние дела решались без нашего участия. Попробуйте хотя бы раз не нарушать шаббатние заповеди, и вы поймете, насколько это важно. Соблюдая субботу, мы не только духовно и физически, но и держим связь со Всевышним.

Чем нужно заниматься в Шаббат?

Суббота дана нам для того, чтобы мы задумались о чем-то глубоком, важном и особенном. В этот день важно не ссориться с родными и близкими, а объединиться и радоваться вместе. Встреча субботы дает возможность узнать обо всем хорошем, что происходило в предыдущую неделю. Можно не только общаться и мечтать, а еще и петь. Забудьте о тревогах, которые окружают вас в повседневной жизни, шаббат – время отдыха и спокойствия.

Соблюдая субботние заповеди, человек выражает свою веру в Творца и признает, что кроме материальных ценностей в мире есть высокие духовные занятия. Творец дал способность отличить святые мысли от второстепенных и будничных – суть, которую должен понять каждый верующий человек.

Вот как повезло евреям - праздник у нас каждую неделю! Да, священная Суббота – это не просто выходной, а самый настоящий праздник. Конечно, Шабат очень отличается от остальных еврейских важных дат.

Во-первых, он бывает не раз в год, а намного чаще. Во-вторых, он не связан с каким-то определенным историческим событием. Хотя… это как посмотреть. Ведь мы отмечаем Шабат в память о главном событии человеческой истории.


Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает передышки. «Передохнул» или «остановился» – так переводится слово «шабат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день – день остановки, передышки – это суббота.

Среди заповедей, которые Всевышний передал Моше на горе Синай, была и заповедь соблюдать субботу. Что это означает?

Самое главное – в субботу нельзя работать. Запомнить нетрудно, а придерживаться приятно. Суббота – выходной день по всем законам, и ничего не делать в этот день – проще простого.

Но соблюдение этой заповеди только кажется легким. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому людям запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого мы что-то создаём или изменяем.


Есть несколько видов работ, которых нужно избегать во время Шабата. Первая – это приготовление еды. Но ведь субботний праздничный стол – важная часть традиции! Так что еврейским хозяйкам приходится трудиться заранее, в четверг и пятницу. В субботу пищу нельзя будет даже подогреть. Если, конечно, не оставить плиту включённой с пятницы.

Ещё один запрещённый вид работы – все, что связано с изготовлением одежды. Не только шитьё и вязанье, но даже отрывание ниток или стрижка животных! Кроме того, нельзя ничего писать и строить.

Ну, хорошо, вы уже поняли – в субботу нельзя работать. А что же можно и нужно делать в субботу?

Нужно обратиться к Богу. И вообще подумать обо всем важном, прекрасном, глубоком – о том, о чем в будни нам думать обычно некогда.

Кстати, Шабат начинается ещё в пятницу вечером – сразу же, как зайдёт солнце. Праздник приходит в семью, в каждый дом. Мама зажигает субботние свечи и читает молитву. Потом, когда все садятся за стол, папа или дедушка говорит кидуш – благословение – над бокалом виноградного вина или сока. Но есть пока никто не начинает: нужно ещё произнести благословение над хлебом. Хлеб в этот день на столе не обычный, а праздничный – плетеная золотистая хала. Когда вино и хлеб благословлены, можно ужинать.


Во время субботней трапезы обычно разговаривают не о том, кто какие оценки получил в школе, и не о том, что происходит у папы на работе, и не о том, с кем поссорилась бабушка во дворе. Если это религиозная семья, папа может рассказать что-то интересное о священной книге – Торе. Но даже если ты и твои родные не очень строго соблюдают еврейские обычаи, ничто не мешает вам петь. Да-да, прямо за столом! Есть специальные субботние застольные песни, очень простые и веселые. С ними в дом и в душу приходят покой и радость.

В пятницу вечером и в субботу утром и днем мужчины приходят в синагогу. Молитвы, звучащие там во время Шабата, – особенные. Не такие, как в будние дни.

Заканчивается Шабат субботним вечером. Проводится церемония под названием Авдала. Это переводится как «разделение» и означает, что мы разделяем праздник Шабат и рабочую неделю, которая нам предстоит. Все говорят священной субботе «до свидания» и возвращаются к будничным заботам.

Для кого-то Шабат – поистине священный праздник. Но даже те евреи, которые не соблюдают всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю, поют песни. И тогда приходит Суббота!



Просмотров