Духовная Свобода и духовное манипулирование

А.И. Осипов: «Понятие свободы очень неоднозначно. Существует, по крайней мере, три разных смысла этого понятия.

1. Метафизическое понимание свободы.
Это понимание связано со свободой воли человека как образа Божьего, со свободой, характеризующейся наличием в человеке способности выбора, внутреннего выбора, между добром и злом. Эта свобода является тем свойством личности, утрата которого приводит к полной деградации личности. По христианскому учению, над этой свободой никто не властен – ни люди, ни общество, ни демоны, ни Сам Бог. Вот эта возможность внутреннего самоопределения личности перед лицом добра и зла является одним из самых фундаментальных свойств человеческой личности.

Постоянно задаются вопросом: «А что такое свобода? Почему человек делает вот так, а не иначе?», — забывая о простой вещи: как только вы сказали «почему?», вы уже исключили свободу. Метафизическая свобода – это есть способность начинать ряд действий не по причине каких-то внешних, сторонних воздействий, а именно потому, что я так хочу! Поэтому в одной и той же ситуации разные люди могут принимать совершенно разные решения, хотя на них действуют одни и те же внешние факторы.

2. Свобода действий человека. Внешняя свобода.
Эта свобода связана с возможностью реализации личности в условиях её жизни в обществе, в социальных условиях, в окружающем мире. Она проявляется у человека в отношении к вещам, к природе, если хотите – к самому себе. Это широкое понятие, но в нём наиболее актуальным вопросом современности является вопрос о правах, или свободах, человека.

3. Духовная свобода.
Это ни что иное, как власть человека над своими страстями, или – господство ума над сердцем; над всеми страстями, как неукоризненными, так и укоризненными (тем более!). Христианство, говоря о господстве личности над страстями, прежде всего говорит о величайшей страсти, о корне всех страстей – о гордости. Духовная свобода приобретается правильной жизнью, которая приобщает человека к Богу, делает его созвучным Богу, подобным Богу. Апостол Павел говорит: «Где Дух Господень, там свобода». Человек, пребывающий в рабстве у страстей, является уже действительно рабом. Когда ум, хотя может и говорить сердцу, но, будучи уже рабом похоти, не властвует над чувством, становится исполнителем страстей. Свобода в духовном смысле есть независимость воли от принуждения чувственности.

В современном мире внешней свободе или правам человека придается исключительное значение. У внешних свобод есть две особенности.
1) любое право, которым обладает человек, двусторонне; оно может быть использовано как в благих целях, так и в злых.
2) Права в этом юридическом смысле сами по себе ещё ничего не говорят о самом главном для человека – о духовной свободе; для закона это безразлично, он устанавливает только нормы проявления человеком своей личности в социуме и больше ничего.
Из этого следует вывод: внешние свободы не могут рассматриваться как безусловная и самодостаточная ценность. Все условия социального существования человека, в т.ч. свободы, никогда не могут рассматриваться в качестве самоцели: они только средство, а не цель. Внешние свободы и права рассматриваются христианством лишь как условия, причём совсем не самые важные, совсем не самые главные, а только одни из условий, которые желательны, но не необходимы, для приобретения духовной свободы человека. Для христианства первична духовная свобода, для мира – внешние свободы. Для мира духовная свобода вообще, если хотите, лишнее понятие, для христианства оно является единственно ценным. Христианин-раб может быть духовно свободным; мир этого не понимает.

Указанные три категории свободы позволяют говорить о том, что является целью человека. Свобода воли есть прирождённое свойство. Свободы внешние, с христианской точки зрения, хотя и являются очень желаемыми, но, поскольку они всегда условны и относительны, они не могут быть целью сами по себе. Конечно, высшей целью для человека является свобода духовная, ибо только она действительно даёт человеку возможность правильного поведения, правильной жизни, и только она делает эту жизнь наименее скорбной, или бесскорбной».

«Бог есть любовь». Это значит, что единственным безусловным и абсолютным законом нашего бытия является любовь. Чем больше человек в своей жизни приближается к исполнению этого закона, осуществлению его, тем более он свободен и благ и нов. Чем более он отходит от этого закона, нарушает этот закон, тем менее он свободен, тем более он страдает, и тем большее зло испытывает на самом себе.
Из упомянутого закона можно сделать вывод, что только те права и только в тех границах достойны общественного признания и одобрения, которые способствуют воспитанию в человеке истинной любви. Способствуют ли те или иные права воспитанию в человеке любви к окружающим людям? Если – да, то эти права хороши, в этих границах они хороши. Если они, напротив, слишком легко поддаются искажению, если их слишком легко извратить, то, следовательно, они худы.
Наиболее активно разрушает дух любви в человеке развитие страстей. Их корень – славолюбие, сребролюбие, сластолюбие. Вот что порождает всю сумму зол и страданий, которые есть в нашем мире. Невозможна любовь там, где эти страсти культивируются. Где нет любви, там потенциальная смерть, которая неминуемо становится реальной, потому что страсти всегда разрушают человека, губят его.
Свобода тогда велика и является истинно положительным явлением, когда она осуществляется «в границах» любви. Там, где любовь, Там свобода становится именно свободой. Где нет этого, там мы видим насилие.

Итак, оказывается, поистине свободен только тот, кто приобрёл свободу внутри себя, кто свободен душой, даже если он и не свободен телом. Свобода тела (вся совокупность внешних свобод) – это явление вторичное и второстепенное. Первостепенная задача человека и то, что делает человека человеком, — это внутренняя его свобода, свобода от всех видов зла, от господства страстей.

Подмена идеи духовной свободы идеей свободы похотей убийственна, но мы видим, что эта подмена является поистине знаменем нашего времени. Более того, мы можем прямо сказать: причина всех тех нестроений, которые существуют сейчас в социальной действительности каждого государства, каждого общества и в мире в целом, состоит именно в этом величайшем обмане.

Свобода – дарованная Богом способность человеческой воли к непринуждённому избранию добра.
Уподобляясь Богу, человек призван творить одно добро и возрастать в непрестанном соединении с Богом как Первообразом и Источником Добра. Через такое соединение его свобода должна непрестанно возрастать, ибо совершенно свободен Сам Бог.
После грехопадения человек встал на самую низшую степень свободы – свободы выбора между добром и злом. Избирая добро, человек борется с грехом и соединяется с Богом, возрастая в свободе. Избирая зло, человек порабощается греху – своим порочным страстям, освобождение от которых требует немалого подвига при содействии Божественной благодати.

Святитель Феофан Затворник:
«Да определили ли вы, чего хотите, так желая себе свободы? Внутренней свободы нечего искать, ибо она есть уже, так как есть неотъемлемая принадлежность духа. Её никто отнять не может. Выходит, вам желательна внешняя свобода. Но извольте рассудить, в какой мере допустима и достижима такая свобода? Куда ни киньтесь, всюду вы будете окружены такими же свободами, как и ваша, равноправными вашей свободе. Что бы мы ни задумали делать, всегда должны соображать свои действия с действиями других людей и ими ограничивать себя и, следовательно, стеснять свою свободу. Что ни шаг, то пресечение свободы. И притом законное, против которого возражать нельзя, по собственному сознанию. Если это так, то порыв на свободу есть бегание за радугой и ещё хуже – желание схватить призрак».
Свобода человека не есть его полный произвол, полная власть поступать по любому своему желанию или капризу. Конечно, это не свобода. Это злоупотребление свободой, извращение её. Человек не имеет абсолютной, безусловной свободы, такой высшей творческой свободой обладает только Всемогущий Бог.
Человек, несомненно, находится под влиянием внешних мотивов и побуждений самого различного рода. Так, например, на него действуют окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование, культурное развитие и т.д. – всё это отражается в чертах его нравственного облика. Человек всегда свободен избрать любой их этих мотивов. Этот мотив может быть вовсе не сильнейшим, мало того, человек может даже предпочесть мотив, который другим людям покажется явно невыгодным (подвиг мучеников).
Христиане признают человека нравственно-свободным, управляющим своею собственною волею и поступками и, следовательно, ответственным за них пред Правдой Божией. И такая свобода есть величайший дар человеку от Бога, Который ищет от него не механического повиновения, а свободно-сыновнего послушания любви.

«Духовный мир личности» - Сознание регулирует. Деятельность Духовные потребности Становление нравственности в человеке Мировоззрение Убеждения Вера. Познание – фундамент духовной жизни личности. Платон. Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Полезно повторить вопросы: (На примере старшеклассников).

«Духовная жизнь человека» - К какой сфере права относится? Элементы духовной сферы: мораль, наука, искусство, религия, право. Проверка Д.З. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком? 4. Что такое имущественные отношения? Тема: Духовная жизнь § 41. Возникает ответственность перед самим собой. Какую роль играют чувства и нравственность в духовном развитии личности?

«Культура» - В отечественной культурологии основными являются следующие определения: К у л ь т у р а. Сорокин); Функции культуры. Определения понятия «культура». Средством общения выступает прежде всего выступает язык. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Итак, культура -. В качестве разрядки эффектно используется игра.

«Духовная деятельность» - Другая важнейшая духовная потребность- эстетическая. Важнейшая духовная потребность человека- в познании. Наиболее распространённые средства приобщения к духовным ценностям. Деятельность в сфере духовной культуры. Духовное производство- создание идей. Любовь к человеку, дружба, товарищество- подлинно человеческие потребности.

«Духовный мир человека» - Душу увидеть и потрогать руками не удастся. Что остается у человека в старости?.. Еще одна духовная потребность человека – в общении. В душе сохраняется вся информация о прошлом, настоящем и будущем человека. У всех бывали странные ощущения при новых знакомствах. Духовное потребление. В чем загадка русской души.

«Философия культуры» - Семиотический подход. Дидактический подход. ВОПРОС №2. Психологический подход. Основные задачи культурологии: Н.Г. Багдасарьян. - М., 1999. ВОПРОС №3. Социологический.

Всего в теме 19 презентаций

  • Кому нужна духовная свобода?
  • Чем отличается духовно богатый человек от бездуховного?
  • Все ли люди имеют чувство собственного достоинства?

Вы уже знаете, что духовный мир личности отнесен к частной сфере потому, что за человеком признается право ограждать его от постороннего вмешательства.

Право человека на духовную свободу . В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, а также в ст. 29 Конституции РФ одним из исходных является право на свободу убеждений. Почему?

Известно, что у человека в процессе жизни складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя, свое место в мире и свое собственное отношение (оценки) ко всему происходящему.

Твердые взгляды называются убеждениями. Вы часто говорите: «Я убежден в этом». Значит, вы уверены в своей правоте. Откуда же берется такая уверенность? Видимо, она основана на знаниях, полученных на уроках, из книг, кинофильмов, бесед с родителями, товарищами и другими людьми, а также на вашем собственном жизненном опыте - наблюдениях, переживаниях, мыслях, поступках, жизненном опыте ваших родителей, родственников, друзей.

Вы, наверное, замечали, что если высказанное кем-то мнение затрагивает ваши чувства, соответствует вашим потаенным, пусть мало еще осознанным, мыслям, если вы это мнение сами серьезно и всесторонне обдумали, то нередко оно становится вашим убеждением. А убеждение побуждает к действию, определенным поступкам. Вспомните свое впечатление, например, от романа А. Дюма «Три мушкетера». Многие из вас восхищались отвагой, мужеством и бескорыстием мушкетеров. Книга, задев ваши чувства, лучшие струны вашей души, видимо, вызвала желание научиться хранить доверенные вам тайны, быть благородным, храбрым, честным, смелым и находчивым. Не так ли?

И напротив, если какая-либо информация не вызывает интереса, ответных чувств, то вряд ли она станет одним из источников личного убеждения, вызовет стремление действовать. Недаром говорят: «Умом понимаю, а чувства молчат» («Душа не принимает»).

Подчеркнем еще раз: убеждения складываются благодаря работе вашего ума, вашим чувствам и оценкам (что хорошо и что плохо; что справедливо, а что несправедливо и пр.). Они рождают уверенность в своей правоте и побуждают к действию, определенным поступкам.

Смысл права на свободу убеждений состоит в том, что государство, иное лицо не навязывают человеку какого-либо одного (единственно правильного) взгляда на мир, на место человека в мире и не принуждают действовать в соответствии с этим взглядом. Каждый гражданин должен иметь возможность познакомиться с различными взглядами и точками зрения, на основе которых он сам, по собственной воле, формирует свои убеждения и избирает согласно этим убеждениям линию поведения, конечно, при условии соблюдения законов и нравственных норм.

Возможность гражданина выбирать соответствующий его убеждениям образ жизни и поведения предусмотрена и правом на свободу совести (право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). Это право, имеющее широкий смысл, будет подробно рассмотрено в дальнейшем. А сейчас лишь отметим, что оно, конкретизируя и дополняя право на свободу убеждений, тесно связано с правом на свободу мысли и слова.

Вместе с тем любое право, как вы знаете, не безгранично. Оно предполагает меру (предел) и ответственность за последствия его реализации: юридическую, нравственную, социальную.

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает два условия правомерного ограничения свободы мысли, слова, убеждений: 1) на основании закона; 2) в целях охраны общественной безопасности, порядка и морали как основных прав и свобод других лиц.

Подведем итог: рассмотренные права не только ограждают, но и дают возможность духовно самовыражаться (выявлять свое «Я») во всех сферах - воспитывая ли детей, занимаясь ли предпринимательством, создавая ли книги, фильмы, выступая ли на любые темы и пр. Это и есть не что иное, как право человека на духовную свободу, свободу мыслей и чувств.

Что значит быть духовно богатым, цельным человеком? Однажды один из ваших сверстников, воспользовавшись правом на свободу убеждений, мысли, слова и совести, прислал письмо в газету, в котором писал: «В последнее время стали часто говорить о нравственности. А по-моему, такие понятия, как милосердие, сострадание, жалость,- пережиток прошлого. Это пошло от церкви. Я не верю в Бога и считаю, что главное - умственное развитие, а не нравственное. Жалость никому не нужна, так как разумный человек помогает людям разумом, а не жалостью».

На это письмо откликнулась читательница Наталья С. Приведем фрагмент ее размышлений: «Мне искренне жаль вот таких, как Игорь, рационалистов, хотя понимаю, что жалость для них - анахронизм, т. е. пережиток старины. Жаль потому, что они не умеют чувствовать и превращаются в машину - робота. Это вовсе не означает, что я против умственного развития, напротив, двумя руками «за». Но по собственному опыту знаю, что для них, как правило, важно «иметь», а не «быть». Что я понимаю под этим? Желание во что бы то ни стало обладать не важно чем: деньгами, вещами и пр. А вот быть, быть человеком: любить, страдать, сочувствовать - им, к сожалению, не дано. Разве бездушные люди могут быть духовно богатыми?»

Итак, высказаны два противоположных суждения о роли чувств и нравственности в духовном развитии личности.

Видимо, права Наталья С. Давайте поразмышляем.

В самом деле, внутренний мир личности не случайно назван духовным, а не просто умственным, рассудочным, что входит в понятие «интеллектуальный». Духовность предполагает тесный союз ума, чувств и их согласованность с нравственностью.

Как же складывается духовное богатство личности? Оно зарождается тогда, когда человек начинает размышлять о явлениях духовного порядка: что есть вера, любовь, добро, справедливость и пр. Он спрашивает самого себя со всей строгостью: «Кто и какой я?», «Что во мне дурного?», «Кем и каким хочу быть?».

Да, задать себе такие вопросы трудно, ответить на них еще труднее, потому что в этом случае надо уже понимать, что хорошо и что плохо.

Но одного лишь понимания, конечно, мало: нужен поступок, доброе дело. В противном случае все может обернуться неискренностью, даже грубым цинизмом, т. е. отрицанием общепринятых правил нравственности. Есть немало людей, хорошо понимающих, что поступают плохо, дурно, низко, но, заглушая голос совести, продолжающих подличать. Такой тип людей много раз описан в литературе. Может быть, вы сами приведете примеры? Возможно, вы прочитаете или посмотрите пьесу русского драматурга А. Вампилова «Утиная охота». Один из героев драмы, некто Зилов, совершив подлость, тут же, не смущаясь, называет это подлостью; выкажет бессердечие - и бьет себя в грудь: «У меня нет сердца». Но совесть не досаждает ему. А ведь совесть - важнейшая нравственная опора человека. Глубина совести измеряется способностью к раскаянию. На раскаяние Зилов, к сожалению, не способен: получает от отца телеграмму с просьбой приехать проститься перед смертью и не едет, и умер отец - не едет, ибо над его могилой не миновать кой о чем спросить себя, а ему это неприятно.

Духовно богатый человек всячески сопротивляется тяжелым жизненным обстоятельствам и терпеливо, преодолевая трудности, страдая, ошибаясь и раскаиваясь, сеет вокруг себя доброе и вечное. Духовное богатство не позволяет человеку заглушить голос совести, притупить в себе сострадание, почитание родителей, жалость и другие нравственные чувства. Напротив, оно предполагает взращивание этих чувств в своем сердце, постановку ума под их «наблюдение».

Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении . В непосредственном межличностном общении люди хотят прежде всего быть понятыми и оцененными по достоинству. Это стремление, считают многие ученые, является глубочайшим свойством человека.

Что означает человеческое достоинство и как оно утверждается в межличностном общении?

Представление о достоинстве личности исходит из того, что каждый человек по своей человеческой природе - умению мыслить, чувствовать, страдать, любить, радоваться и пр.- способен быть нравственным - справедливым, добрым, милосердным и т. д. В этом, прежде всего нравственном, начале заложено человеческое предназначение. Поэтому каждый из нас является ценностью и имеет равное с другими людьми право на уважение.

Следовательно, человеческое достоинство есть уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах. Чувство собственного достоинства является формой самоконтроля, когда человек измеряет себя, свою жизнь и поступки мерилом нравственности. Возникает ответственность перед самим собой. Вам, наверное, приходилось слышать: «Я не поступлю так. Это ниже моего достоинства».

Следовательно, чувство собственного достоинства характерно для людей духовно богатых. Человек, обладающий чувством собственного достоинства, никогда не позволит себе грубости и хамства, т. е. самоутверждения ценой принижения другого человека (возвышения в ущерб людям). Напротив, он общается на равных, так как для него характерны терпимость и уважительное отношение к людям, честность, доброта и отзывчивость, отказ от дешевых эффектов, отвращение к фальши и жестокости. А самое главное - неподдельный интерес к человеку, способность разглядеть в нем лучшее и искренне признать его положительные стороны. Обратите внимание: речь идет не о высокомерии, подозрительности, недоверии к людям и поиске недостатков в них, а о стремлении увидеть лучшие стороны человека и в чем-то поучиться у него.

Искренняя похвала достоинств других людей как проявление чувства собственного достоинства создает особую теплоту и доверительность в общении, является его важнейшей заповедью. «Давайте говорить друг другу комплименты»,- призывает поэт Булат Окуджава.

Ну, а если я убежден, спросите вы, что мой друг не прав? Как сказать ему об этом, не вызывая ссоры? Прежде всего никогда не говорите людям, что они не правы, как советует знаменитый американский специалист в области человеческих взаимоотношений Дейл Карнеги, ибо тем самым вы даете почувствовать собеседнику свое превосходство над ним. Если человек делает заявление, которое вы находите неправильным, то лучше начать со слов: «Подумайте только, а я-то считал иначе, но, возможно, я ошибаюсь». Это вызовет у него желание признать, что и он может ошибаться.

Попытайтесь также понять точку зрения своего собеседника, посмотреть на вещи его глазами. Тогда, может быть, вы в чем-то и поймете его, согласитесь с ним, а он - с вами.

Обобщим сказанное: достоинство человека и подлинно человеческое общение между людьми - нерасторжимые понятия. Достоинство реализуется лишь в общении, а подлинно человеческое общение утверждает и развивает чувство собственного достоинства.

    Основные понятия

  • Право на свободу мысли, слова, убеждений; человеческое достоинство.

    Термины

  • Убеждение.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем смысл и значимость права на свободу убеждений, мысли, слова и совести?
  2. Что значит быть духовно богатым человеком? Дайте обобщенную характеристику духовно богатого человека.
  3. Почему человеку необходимо право на духовную свободу? Аргументируйте свой ответ.
  4. Что такое человеческое достоинство и чем оно отличается от чувства собственного достоинства?
  5. Как утверждается и развивается достоинство личности в межличностном общении?

Задания

  1. Один из ваших сверстников прислал в редакцию газеты письмо следующего содержания:

      «Я человек необыкновенный, как принято выражаться, супермен. Учусь в ПТУ. Я еще с детских лет поставил себе задачу стать лучше всех. И думаю, что цели добился. Теперь мои данные: рост 174 см, объем груди - 80 см, вес 65 кг. Я многое могу: могу ломать кирпичи руками, ногами, головой. Отлично владею своим телом, могу водить автомобиль, владею восточным единоборством. Моя мечта - служба в войсках спецназначения. Для этой цели я тренировал не только тело, но и дух. С детских лет я воспитывал в себе жестокость, избивал одноклассников, держал в страхе всю школу, а теперь и ПТУ.

      У меня железное здоровье. Куда же мне обратиться, чтобы исполнить свою мечту?»

      Считаете ли вы автора письма духовно богатым человеком? Аргументируйте свой ответ. Как вы оцениваете поставленную им цель и пути ее достижения? Объясните почему. Считаете ли вы, что автор письма избрал правильное направление саморазвития для достижения своей мечты? Аргументируйте свой ответ. Попытайтесь заглянуть в будущее и обрисовать возможный образ жизни автора данного послания.

  2. Н. В. Гоголь писал: «Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, чем полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть». Раскройте, как вы понимаете, смысл этого суждения.
  3. М. Монтень в своей книге «Об искусстве жить достойно» писал: «Мы обладаем душой, способной общаться с собой; она в состоянии составить себе компанию; у нее есть на что нападать и от чего защищаться; что получать и что дарить. Нам нечего опасаться, что в этом уединении мы будем коснеть в томительной праздности».

    Объясните, как вы понимаете, к чему призывает Монтень своих читателей. Считаете ли вы полезным для себя следовать советам мудреца? Если да, то почему?

  4. Составьте небольшой диалог, иллюстрирующий нарушения правил межличностного общения. Поясните, какие именно правила были нарушены.
  5. Древнегреческому баснописцу Эзопу принадлежит следующая басня:

    «Поспорили однажды солнце и ветер о том, кто сильнее. Ветер сказал: «Я сильнее и докажу это. Видишь вон там старика в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе».

    Итак, солнце зашло за тучу, а ветер начал дуть. Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Ветер стих и прекратился.

    Тогда солнце выглянуло и, добродушно улыбаясь старику, направило на него свои лучи. Вскоре старику стало жарко, и он снял плащ. Так солнце выиграло в споре с ветром».

    Раскройте мораль этой басни.

Ряд международно-правовых актов содержит основополагающие положения для признания духовно-культурных прав. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. Этот акт обладает высшим международно-правовым авторитетом и содержит в числе других право на образование (ст.26), где говорится следующее: «1. Каждый человек имеет право на образование… 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам..». В ст.27 Декларации речь идет об авторском праве, а именно: «1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является»

В развитие положений Декларации был принят Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах". В первых статьях этого пакта говорится: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». В ст.13 говорится, что государства «признают право каждого человека на образование…» и: «Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством. В статье 15 Пакта закреплено право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и их практическое применение, и пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является .

Духовно-культурные права человека - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной, духовной и научной жизни. Культурные права - это возможности сохранения и развития национальной самобытности человека, его обогащения и развития. Именно указанная группа прав непосредственно влияет на уровень духовного развития личности и обеспечивает необходимые условия для создания и использования духовных достижений человечества.

По своей сути духовно-культурные права является мерой духовности, которую государство гарантирует лицу с учетом условий жизни и деятельности граждан и общества. Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.

Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются мораль. Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности. К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина не относятся "личностные (соматические) права", так как они, в основном, противоречат и противостоят духовно-нравственным ценностям.

Репродуктивные права вытекают из области существующей морали, которая является основой духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. А.Б.Венгеров указывает следующее: "Четвёртое поколение - это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества" .

Управление информацией происходит через мысль. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль - к пятому поколению прав.

Духовные права обеспечивают определенный уровень и качество жизни.

Некоторые из культурно-духовных прав и свобод носят базовый фундаментальных характер. К таким права относятся:

Свобода личности от идеологического контроля, право самостоятельно определять систему моральных и духовных ценностей;

Право защиты интеллектуальной собственности граждан;

Возможности получать полную, непредвзятую, объективную информацию;

Свободы мировоззрения и вероисповедания;

К числу важнейших духовно-культурных прав относятся право на образование, базирующееся на статье 43 Конституции РФ и федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а суть образования состоит в процессе развития и саморазвития личности, связанного с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру .

Другим проявлением духовности и культуры является свобода творчества - право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью.

Третьим в перечне культурных и духовных прав стоит право доступа ккультурным ценностям и пользование учреждениями культуры. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации" направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры .

Право на участие в культурной жизни -право на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям.

Право на интеллектуальную собственность понимается не как право на владение физическим объектом, а как совокупность прав и обязанностей относительно использования определенных результатов творческой деятельности человека. В рамках интеллектуальной собственности принято выделять две категории прав:

Право на промышленную собственность;

Право на информацию является важнейшим личным правом, непосредственно закрепленным в Конституции РФ (ст. ст.24 , ). Проблема защиты прав личности - защита персональных данных - защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера, приобрела особую актуальность в условиях интенсивного развития современных информационных технологий, включая широту применения Интернета.

Академические свободы - права, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организация необходима для выполнения ими своей миссии.

Право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды.

Свобода совести и вероисповедания - право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды, а также исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов"

С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества, дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан в этой области, представляется исключительно актуальным. Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, выработки правозащитных механизмов. Это связано, прежде всего, с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав, и, следовательно, степень их социальной значимость. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а также путем создания эффективного механизма их реализации и защиты.

Эффективность реализации прав и свобод в сфере культуры определяется рядом факторов. Выделяются различные группы факторов: общесоциальные (состояние преступности, наличие кризисных явлений в различных сферах общественной жизни и т.д.), политические (политическая стабильность, состояние межнациональных отношений, вооруженные конфликты и т.д.), юридические (наличие развитой системы законодательства, прежде всего в сфере регламентации и защиты прав и свобод человека и гражданина, степень восприятия национальным законодательством общепризнанных норм международного права и т.д.).

В юридической науке отсутствует единство взглядов на проблему видов гарантий прав и свобод в области культуры. Реализация духовно-культурных прав и свобод предполагает наличие целого ряда элементов, её обеспечивающих. К их числу относятся экономические (финансовые), политические, социальные, религиозные. Реализация права на образование может быть сопряжена с финансовыми затратами, превышающими возможности человека. То же самое можно сказать о праве на доступ к культурным ценностям, будь то посещение музеев и выставок, театральных постановок, кинопросмотров и тому подобное. В 2000 году имели место случаи затруднения реализации права жителей области на образование, поскольку не всегда государственные органы и должностные лица обеспечивали на должном уровне создание системы соответствующих социально-экономических, организационных условий для получения гражданами надлежащего образования.

Как говорится в статье Авериной О.Р. «Участники […] поддерживают усилия государства, направленные на реальное противодействие рискам, которые связаны с экстремизмом. Вместе с тем, мы выражаем серьезную обеспокоенность по поводу практикуемых попыток ограничить под предлогом борьбы с экстремизмом законные права, как верующих, так и религиозных организаций, что влечёт ущемление законных прав всех людей на свободу совести и вероисповедания» .

Анализ положения, места и роли духовно-культурных прав и свобод показывает их принципиальную значимость в общем перечне прав и свобод, так как они нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды.


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. - 1993. -25 декабря.

Аверина О.Р. Право на свободу совести: актуальные проблемы//Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение: Материалы Первой межрегиональной научно-практической

конференции. Хабаровск, 2012. С. 44.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 8. ДУХОВНАЯ СВОБОДА

Все сказанное выше подводит нас к одному существенному заключению. Человеку, чтобы стать личностью нравственно высокой и сильной, необходимо прежде всего определиться в своей вере. Потому что именно поиск и

обретение веры есть путь духовного самоопределения личности. Что же для

этого необходимо? Прежде всего человек должен быть свободен в выборе своей веры. Имеется в виду внешняя свобода человеческой личности. Не свобода делать все, что кому захочется, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы права вторгаться с насильственным предписаниями и запрещениями; иными словами - свобода от недуховного и противодуховного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования.

Время, в которое мы живем сегодня, позволяет нам свободно, без прямого давления извне искать свой путь в духовном мире. В нашем обществе гласно и негласно проповедуется и насаждается лояльность, всеобщая терпимость и духовно-нравственная толерантность. Каждый человек волен выбирать все, что он хочет и при этом другой не в праве его в этом ограничивать. Таким образом несмотря на многие соблазны, материальные лишения и экономические принуждения, каждый человек остается нравственно и духовно свободен для того, чтобы сделать свой жизненный выбор. Это касается не только профессионального и социального самоопределения. Это особенно важно в поисках духовного самоопределения, в поисках веры и смысла жизни.

Отсутствие внешних, исходящих "сверху" государственных предписаний и запретов, регулирующих социальное поведение личности в нравственной сфере и крайнее ослабление действия традиций и моральных норм привело к нравственной деградации общество.

Не подлежит никакому сомнению, что человек в своем общественном воспитании и в государственной жизни безусловно нуждается в идущих извне предписаниях и запрещениях, причем эти предписания и запрещения должны быть частично поддержаны угрозою, а иногда подкреплены силой и принуждением. Пока люди не научатся самостоятельно преображать зарождающиеся в их собственной душе дурные влечения; пока они не научатся обессиливать чужие дурные намерения при помощи любви, ласкового взгляда и доброго слова, превращая чужую злобу в благотворную доброту (а когда это будет?!, и будет ли?!.), до тех пор в этом порядке ничего не изменится. Однако, даже если люди научились такому поведению, социальные запреты аморального поведения, покоящиеся на положительном праве не исчезли бы, так как люди не могут обходиться без таких запретов, регулирующих соблюдение моральных норм и нравственных требований. Но личные убеждения не создаются такими приказами и запретами. Всякое чужое принуждение подходит к человеку извне, надвигается на него в порядке обязывающего авторитета и именно поэтому оно оказывается неспособным захватить последнюю глубину его сердца и пробудить ее духовно к высшему совершенству.

На такое давление, происходящее "извне" и "сверху", внутреннее ядро человека отвечает обычно сопротивлением и возмущением или, еще хуже -ожесточением, упрямством и ненавистью. Тогда подавленный человек вместо того, чтобы пользоваться своею свободой из глубины и по существу и строить по-своему свой духовный опыт, начинает взывать к формальной свободе, ссылаясь на свое неотъемлемое право и вступает в борьбу за него; и если бы даже налагаемые на него приказы и запреты содержали самую единую и единственную религиозную истину, то и в этом случае они не только не открыли бы его душу для приятия ее, но замкнули бы его душу в слепоте и глухоте...

Запрет и принуждение, угроза и страх могут вынудить у человека только лицемерную "любовь" и лицемерную "веру"; а эти вынужденные, показные, неискренние проявления скрывают за собою или прямое лукавство, или же испуганное, мертвеющее сердце; и все усилия и нажимы власти достигают только того, что истинная любовь и истинная вера гибнут или совсем не возникают в человеческой душе: в ней все становится искусственным, натянутым, раздвоенным, фальшивым и потому - бессильным и, в сущности говоря, кощунственным.

В этом ничего не меняется и в том случае, если человек, поставленный под угрозу и принуждение, принимает внутреннее решение - принудить самого себя усилием воли к "любви" и "вере", т.е. заставить себя насильственно разлюбить любимое и полюбить нелюбимое или разувериться в том, во что он верит, и поверить в то, во что ему не верится. Это не удается ему. Ибо на самом деле в органически здоровой душе - воля не может породить любовь и веру, напротив, она сама получает свое горение и освящение из священного огня невынужденной любви и свободной веры.

Несомненно, воля может жить, господствовать и вести человека и без любви. Но тогда она оказывается холодной и сухой, формальной и безжалостной. Воля может обходиться и без веры, но тогда она оказывается оторванной от духа к святыни, безпринципной и безнравственной, чем-то вроде испорченного автомата или зверя, вырвавшегося из клетки...

Есть закон, который надо продумать и усвоить раз навсегда: внешнее давление, со всеми его угрозами, насилиями и муками, и духовный огонь, во всей его непроизвольности и священной властности, - чужеродны друг другу ("гетерогенны"); они суть проявления различных сил с сфер, причем высшая сила (дух) - властная над низшею, она может вызвать ее к жизни и остановить ее изнутри; но низшая сфера не властна над высшей: внешней силе подчинено только внешнее. Вот почему прав Шопенгауэр, когда говорит: "Вера подобна любви, ее нельзя вынудить. И потому это рискованная затея -пытаться ввести ее при помощи государственных мероприятий"... И прав был русский поэт, сказавший о духовном творчестве:

/А.К.Толстой, Иоанн Дамаскин VII/

Без этой свободы человеческая жизнь не имеет ни смысла, ни достоинства, и это самое главное. Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться. И вот без свободы нельзя ни молиться, ни творить, ни любить.

1. Веровать и молиться можно только самому, по доброй воле, искренно, из глубины. Отсюда - свобода верования, исповедания и любви.

2. Любить можно только самому, искренно, по доброй воле, из глубины. Отсюда - свобода духовной любви и убеждений.

3. Творить можно только по вдохновению, из глубины, свободно.

Нельзя творить по приказу и не творить по запрету.

И так во всем. Как подавить ищущую мысль разума? Можно ли вынудить живой и полноценный, нравственно-творческий поступок? Что стоит жизнь без творчества, творчество без вдохновения, вдохновение без свободы? Отсюда -свобода духовного творчества.

Непризнающий такой свободы и такой свободы как основы жизни и как духовной необходимости - приравнивает человека животному, умаляет человеческое достоинство /11, С. 88 - 94/.

Ошибочно понимать "внешнюю свободу" человеческого духа как формальную и безмерную, т.к. она дается человеку именно для внутреннего освобождения. Если внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в духовную жизнь человека, то внутреннюю свобода обращает свои требования не к другим людям, а к самому человеку. Свобода по своему существу есть духовная свобода, т.е. свобода духа, а не тела и не души.

Тело человека не свободно, оно находится в пространстве и во времени. Среди множества других тел и вещей и всегда подчиняется всем законам вещественной природы. Эти законы человек может комбинировать или себе на пользу, или себе на вред, но создавать и нарушать их он не может. Он может не знать о них или забыть об их действии, но освободиться от них он не может никогда.

Несвободна и душа человека. Прежде всего она связана таинственным образом с телом и обусловлена его здоровой жизнью. Далее, она связана законами времени и последовательности (длительность жизни и отдельных переживаний - наследственность, память и т.д.). Наконец, она связана своим внутренним устройством, которого она сама не создает и нарушить не может: законами сознания и бессознательного, силою инстинкта и влечений, законами мышления, воображения, чувства и воли. Душа имеет свою природу; природа

эта имеет свои законы; душа не творит сама этих законов, а подчиняется им и не может изменить их по своему произволению.

Но духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода, ибо дух есть сила самоопределения к лучшему. Он имеет дар - вывести себя внутренне из любого жизненного содержания, противопоставить его себе, оценить его, избрать его или отвергнуть, включить его в свою жизнь или извергнуть его из нее. Дух есть сила, которая имеет дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается; дух имеет силу и власть создавать формы своего бытия, творить себя и способы своей жизни. Ему присуща способность внутренне освобождать себя, ему доступно самоусилие и самоопределение к благу. Освободить себя значит прежде всего обратить свою силу, чтобы быть сильнее любого влечения своего, любой прихоти, любого желания, любого соблазна, любого греха. Это отрицательный этап самоосвобождения. За ним следует положительный этап: он состоит в добровольном и любовном заполнении себя лучшими, избранными и любимыми жизненными содержаниями...

Этот процесс добывания своей внутренней свободы может поставить человека в конфликт с потребностями тела. Возникнет внутренняя духовная борьба. Найти в себе силу для такой борьбы - значит заложить основу своего духовного характера. Утвердиться в этой силе и внутренне освободить себя -значит воспитать в себе духовный характер. Это значит добыть себе внутреннюю свободу, духовно самоопределиться, приобрести власть над собой, над своим телом и душой, воспитать в себе самообладание.

Освободить себя - не значит стать независимым от других людей, но значит стать господином своих страстей, духовно облагородить и преобразовать их. Свобода от страстей состоит не в том, что человек задушил их в себе, а сам предался бесстрастному равнодушию, но в том, что страсти человека сами, добровольно и целостно, служат духу и несут его к цели, подобно "серому волку", преданно везущему на себе "Ивана Царевича" в тридесятое царство.

Свобода не есть произвол, свобода царит над произволом, она свободна от него, т.к. человек преобразовал его в духовное, предметно обоснованное произволение.

Государство обеспечивает людям права свободы, но ни одному человеку не может быть предоставлено право на преступление . Истолковывать свободу как право на злодейство могут только совсем наивные люди или преступники.

Духовная свобода не сводится к отрицанию чужой опытности и мудрости, но состоит в том, чтобы внутренне освободить себя для духовной жизни без внешнего насилия, принуждения и запугивания.



Просмотров