Аннулирование водительского удостоверения по медицинским показаниям. Приостановление и аннулирование медицинских справок водителей. Пример восстановления прав на основании незаконности их аннулирования

Данная статья рассматривает такой вопрос, как порядок аннулирования водительского удостоверения (ВУ), а также прекращение его действия. Ранее подобная процедура проводилась исключительно по решению суда. Рассмотрим подробно самые распространенные случаи, когда ВУ прекращает свое действие.

Водительские права: аннулирование или лишение?

Для начала следует сакцентировать внимание читателей на том, что прекращение (аннулирование) и лишение водительских прав – это совершенно разные понятия. Лишение прав производится на определенный срок (от 1 месяца до 3-х лет), а вот аннулирование – гораздо более широкое понятие, которое требует подробного разъяснения.

В качестве примера можно рассмотреть решение об аннулировании прав, произведенное по медицинским показаниям. Такое решение выносится в том случае, когда автоводитель, управляя транспортным средством (ТС), может представлять опасность, как для себя самого, так и для окружающих людей.

Восстановить права, которые были аннулированы по медицинским показаниям, возможно в том случае, если водитель пройдет повторно медицинскую комиссию, которая выдаст ему новую медсправку.

Касательно срока действия, аннулирование (прекращение) может иметь конкретный срок, но может быть вынесено и пожизненно. Но даже в этом случае не стоит говорить о том, что человек не сможет управлять ТС никогда. Он имеет возможность получить права снова, для чего нужно получить медсправку и прочие документы, а также сдать экзамены в ГИБДД (теоретическую часть и вождение). Если человек успешно выполнит весь порядок получения водительского удостоверения после аннулирования, то он получает новые права и может управлять транспортным средством.

Законы о приостановке водительских прав

Новые правила, регламентирующие выдачу ВУ (водительских удостоверений) содержат перечень тех ситуаций, при которых водительское удостоверение подлежит аннулированию.

Аннулирование национального водительского удостоверения

Так, российское национальное ВУ считается недействительным и подлежит аннуляции в таких случаях:

  • По истечении срока действия ВУ;
  • При изменении персональных данных, которые указаны в ВУ;
  • В случае если ВУ пришло в негодность по причине износа либо повреждения, вследствие чего информацию, которая в нем содержится нельзя визуально определить;
  • В случае если ВУ было выдано на основании документов, которые соответствующими органами были признаны поддельными (подложными), либо выдача которых производилась с нарушениями установленного порядка;
  • При регистрации заявления об утрате/хищении ВУ, которое подал владелец прав в органы внутренних дел;
  • При выдаче водителю нового ВУ;
  • При подтверждении наличия у водителя ТС ранее не выявленных ограничений либо противопоказаний к управлению ТС по состоянию здоровья.

Важно знать, что при наличии у водителя одного из приведенных выше условий, ВУ считается недействительным и права подлежат аннулированию. Штраф за отсутствие ВУ, который выпишет инспектор ГИБДД за такое нарушение, будет составлять от 5 до 15 тысяч рублей.

Аннулирование международных прав

При проведении аннулирования национального российского ВУ, выданное на его основании ВУ международного формата также считается недействительным и следовательно подлежит аннулированию.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда национальные права подлежат аннулированию и замене на новые по причине сильного износа (отчество водителя стало нечитаемо из-за сильных потертостей). В этом случае одновременной замене подлежит международное удостоверение. Это делать нужно обязательно (даже если они находятся в идеальном состоянии).

Проверки, которые должны проходить профессиональные автоводители

Для того, чтобы работать водителем по найму обязательным остается прохождение медкомиссии 1 раз в 2 года, а перед тем как устроиться на работу водитель обязан пройти предварительное медицинское освидетельствование.

Для водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров или грузов, обязательным остается осмотр физического состояния перед каждым из рейсов. Для перевозчиков грузов, которые относятся к категории опасных, обязательным считается еще и послерейсовое медицинское освидетельствование. Исключением являются те водители, которые трудятся в выезжающих на вызов экстренных службах, поскольку довольно часто на прохождение медосмотров перед выездом просто нет времени.

В случае, когда у профессионального водителя в процессе периодического осмотра обнаружено заболевание либо состояние, при котором запрещается управлять ТС, этот водитель должен быть направлен на дополнительное обследование, а позднее на лечение. При этом действие медзаключения в этот период будет прекращено, и, как следствие, производится аннулирование ВУ по медицинским показаниям.

Если в ходе внеочередного обследования предполагаемый диагноз подтвердится, то медицинское заключение автоматически аннулируется, о чем медики в обязательном порядке уведомляют соответствующие службы ГИБДД. Кроме того, Постановлением Правительства планируется утвердить полный перечень заболеваний и состояний человека, наличие которых вызывает аннулирование водительского удостоверения по медицинским показаниям.

Особые отметки в водительском удостоверении

Водители, которые в соответствии с Законами РФ имеют медицинские показания к управлению ТС, должны иметь в графе «Особые отметки» (в национальных и международных правах) специальную запись об условиях, соблюдение которых позволяет этому лицу находиться за рулем. Только в этом случае национальные и международные права считаются действительными.

Если автоводитель имеет медицинские показания к управлению ТС, которые отражены в медсправке (к примеру, ношение очков), то в графу «Особые отметки» водительского удостоверения вносят соответствующую отметку. Если при управлении транспортным средством человек не соблюдает условия, указанные в правах (к примеру, водит автомобиль без очков), то его водительское удостоверение может быть признано недействительным, а на самого водителя наложен штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

Также хотим отметить, что уже появились первые водители, у которых за их долги также временно было приостановлено действие их водительских удостоверений.

В заключении хотелось бы отметить, что приостановка действия водительских прав может быть вызвана не только медицинскими показаниями, но и многими другими факторами.

Теперь законопослушным водителям потребуется проходить медицинскую комиссию раз в десять лет.

Такое стало возможным благодаря поправкам в закон о безопасности дорожного движения, подписанный накануне Нового года. Этими поправками буквально переписана вся та часть закона, которая касалась водителей с медицинской точки зрения. При этом жизнь обычных автомобилистов поправки заметно упростили. Тем же, кто работает водителями, к медосмотрам придется относиться со всей серьезностью. Их результат может обернуться приостановлением действия прав.

Конкретизированы понятия обязательных медосвидетельствований. Прописано, где, на каких основаниях и за чей счет их должны проходить водители.

Так, например, проходить обязательное освидетельствование должны кандидаты в водители. А те, у кого права уже есть, должны будут его проходить только при обмене прав. Таким образом, законопослушным водителям, для которых права - не источник дохода, посещать медкомиссию придется не чаще одного раза в десять лет (срок действия водительского удостоверения). До сих пор они должны были по закону заглядывать к врачам на осмотр раз в два года. Хотя по факту большинство из автомобилистов и так обращались за справками раз в десять лет. Ведь их наличие на дороге никто не проверяет.

Если водитель был лишен прав, для их возврата ему потребуется пройти медкомиссию только в том случае, если лишали его за пьянку или отказ от прохождения медосвидетельствования.

Также к врачам придется наведаться и тем, кто попал под уголовную статью, и был лишен права заниматься определенной деятельностью (управления транспортным средством).

Водителям-профессионалам, то есть тем, кто работает за рулем, придется посещать врачей чаще. Для них предусмотрено предварительное освидетельствование при устройстве на работу. Периодическое освидетельствование - не реже одного раза в два года. А также предрейсовый и послерейсовый осмотры.

Предрейсовый осмотр не проходят те водители, которые работают в экстренных оперативных службах и чья работа связана с выездами по вызовам. То есть водители в полиции, "скорой помощи", пожарные. Действительно, сложно представить проверку водителя реанимобиля перед выездом за пациентом.

Послерейсовый осмотр должны проходить водители, чья работа связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов.

Уточнено, где водители могут проходить обязательное освидетельствование. В медорганизациях, имеющих соответствующую лицензию. Это может быть как государственная, так и муниципальная или частная клиника. Но теперь законом установлено, что обследование врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом может проводиться только в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания водителя.

Непонятно, откуда такой врач будет брать информацию о клиенте, который только вчера временно зарегистрировался. Ведь единой информационной базы у врачей пока еще нет.

Однако теперь появилась возможность приостанавливать действия медсправки и прав. В случае если у водителя-профессионала при периодическом освидетельствовании выявлено заболевание или состояние, при котором противопоказано управление автомобилем, его направят на обследование и последующее лечение. А действие медицинского заключения прекратят. Если после прохождения внеочередного освидетельствования диагноз подтвердится, то заключение аннулируют, о чем поставят в известность ГИБДД.

Но это касается только водителей-профессионалов. Обычным водителям при выявлении противопоказанных заболеваний в заключении просто не допустят к управлению, а в ГИБДД на основании этого заключения не выдадут права.

Порядок проведения освидетельствования, а также приостановления и аннулирования заключений должен разработать минздрав.

Порядок приостановления действия и аннулирования водительского удостоверения должно разработать МВД. Напомним, что сейчас аннулировать права может только суд. И такие факты были. После проверки Генпрокуратурой некоторых экзаменационных подразделений были выявлены случаи выдачи прав тем, кто состоит на учете в наркодиспансерах. Понятно, что справки были поддельные. Однако у ГИБДД тоже нет возможности устанавливать их подлинность. В итоге по этим фактам дела были направлены в суд, который аннулировал права.

Перечень заболеваний и состояний, при которых противопоказано управление транспортным средством, должен быть утвержден постановлением правительства.

Закон вступает в силу в марте.

Кстати

Теперь врачам будет невыгодно торговать медсправками без осмотра водителей. Они будут нести административную ответственность за проведение освидетельствования.

Соответствующие поправки в КоАП тоже вступят в силу в марте. За нарушение порядка освидетельствования сами врачи будут наказываться штрафом от тысячи до полутора тысяч рублей, должностные лица - от двух до трех тысяч рублей, а юридические - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Частные предприниматели без образования юридического лица будут отвечать как юрлица.

Начинающие водители решением суда могут остаться без водительских удостоверений по причине того, что автошкола, в которой они обучались, была лишена лицензии. В стране началось возбуждение подобных уголовных дел в отношении автошкол. В результате прав могут лишиться порядка 1,5 тыс. человек.

При этом тем, кому удостоверения аннулировали по этой причине, в результате пробелов в законодательстве вряд ли получится их восстановить. Во всяком случае, в кратчайшие сроки и не без судебных тяжб.

Прецедент имел место быть с автошколой в Краснодаре, по которой решение суда уже принято. Десяти водителям аннулировали их удостоверения. Причем эти люди не просто их получили, но и управляли автомобилями более полугода.

Стоит заметить, водители не были лишены права управления. Согласно решению суда у них аннулированы свидетельства об окончании автошколы, а также водительские удостоверения. И тут возникает правовой казус. Эти люди получили право на управление транспортным средством, сдав экзамен. Они также получили водительское удостоверение, подтверждающее это право. По решению суда водительского удостоверения они лишились, но право-то у них осталось. Восстановить свидетельство об окончании автошколы можно, заново отучившись. Но что делать с аннулированным водительским удостоверением - непонятно. Ни в одном из законов не прописан порядок его восстановления.

Казалось бы, оградить учеников автошкол от мошенников не стоит труда. Однако конкретный пример в Краснодаре доказывает обратное. Люди, отучившиеся или якобы отучившиеся в одной из автошкол, получили допуск к экзаменам в ГИБДД, сдали экзамены и получили права. И только после проверки местной прокуратуры выяснилось, что эта автошкола не имела права готовить водителей. Она была лишена лицензии. В результате все водители, которые получили водительские удостоверения со свидетельством от этой автошколы, получили их незаконно.

Как считают эксперты, проблема заключается в отсутствии постлицензионного контроля. Некоторые автошколы-мошенники действуют следующим образом. Они заключают договоры на помещения, площадки, технику. Выставляют все это лицом перед ГИБДД, когда она их проверяет. А после получения положительного заключения расторгают договоры и работают так, как и раньше работали: с наемными инструкторами с собственными машинами третьей свежести, с натаскиванием на вопросы билетов без объяснения правил.

Между тем в Калининградской области число автошкол заметно сократилось. По данным на конец августа 2015 года, лишь 36 из 48 автошкол получили лицензию на подготовку водителей.

Как отмечают эксперты, новые требования на получение заключения для осуществления образовательной деятельности от ГИБДД упорядочили работу образовательных организаций и повысили качество оказываемых услуг.

К концу августа 36 автошкол получили заключения ГИБДД и осуществляют подготовку водителей, еще 7 подали заявки на рассмотрение. Для сравнения: год назад на рынке этих услуг работали 48 образовательных учреждений. Основной причиной неполучения лицензии стало отсутствие закрытой площадки для практических занятий.

Наряду с автошколами значительно понизилось количество молодых водителей. В первом полугодии 2015 года водительские удостоверения получили 4613 калининградцев против 7214 за аналогичный период 2014 года.

За первый год вождения молодыми водителями совершено два ДТП в этом году, что в три раза меньше, чем в 2014 году, допущено 707 нарушений ПДД против 1146 за прошлый период.

Отметим, полный список действующих на сегодняшний день автошкол опубликован на сайте Госавтоинспекции региона. Кроме того, проверить, есть ли у автошколы лицензия, не сложно. Достаточно обратиться на сайт Рособрнадзора. Если автошкола из другого региона - можно послать запрос. На проверку документов отводится до двух месяцев.

© По материалам

О том, могут ли аннулировать водительские права, четко определено Правилами. Раньше такое решение принималось только по решению суда. Но сегодня положения несколько изменились.

Аннулирование или лишение: в чем разница?

В эти два понятия заложен схожий, но различный смысл. ВУ лишают на определенный промежуток времени, не более трех лет. Аннулирование же включает в себя намного более общее определение. К примеру, удостоверение могут аннулировать из-за несоответствия водителя необходимым медицинским показателям. Тогда он представляет опасность не только для себя самого, но и для окружающих. Восстановление в данном случае возможно только тогда, когда будет пройдена медкомиссия, и выдадут справку о пригодности к вождению. Таким образом, конкретного срока здесь не предусматривается.

Но аннулирование также может и иметь определенные временные рамки, а также быть пожизненным. Однако даже в такой ситуации, автолюбитель вправе получить ВУ, если медкомиссия вынесет соответствующее решение, а также будет сдан теоретическая и практическая части экзамена в ГИБДД.

Аннулирование внутреннего и международного удостоверения

В новых Правилах содержится конкретный перечень ситуаций, когда водительское удостоверение будет аннулировано. Так, национальный документ будет считаться недействительными, если:

  • срок действия истек;
  • по разным причинам пришел в негодность;
  • произошла выдача по документам, признанными поддельными или выданные с нарушением закона;
  • утрачен;
  • получены новые права;
  • появились медицинские противопоказания.

При этом, если у водителя аннулируют внутренние права, то и международные также прекращают свое действие. Так, например, если национальное удостоверение сильно износилось и требуется его замена, то документ международного формата тоже нужно поменять, даже тогда, когда он находится в идеальном состоянии.

Правила для профессионалов

Водитель по найму, перед выходом на работу проходит предварительное медосвидетельствование. А затем он обязан проходить медицинскую комиссию один раз в два года.


Помимо этого, тем из них, кто перевозит пассажиров и груз, обязательно нужно проходить медосмотр каждый раз перед рейсом. При перевозке опасного груза медосвидетельствование проходят и после каждого рейса. Такой порядок является необязательным лишь в тех случаях, когда водители работают в экстренных службах. Тогда перед выездом просто невозможно проводить медицинский осмотр.

Если же в процессе одного из осмотров выяснится, что имеется заболевание, при котором нельзя садиться за руль, его отправляют на обследование, а затем на лечение. В течение всего этого периода, он не вправе садиться за руль. А если диагноз подтверждается, его удостоверение подлежит аннулированию. В настоящее время ведется работа над тем, чтобы утвердить список заболеваний, являющихся основанием для аннулирования прав.

Особые отметки

В национальных и международных ВУ имеется графа с названием «Особые отметки». Так, например, если человек носит очки, то он должен и за рулем также быть в них. Не соблюдение этого либо другого имеющейся в данной графе записи, может привести к тому, что права признают недействительными. Водителя же ждет штраф, размер которого, в ряде случаев достигает 15 тысяч рублей.

Нелицензированные школы

Способ, как восстановить аннулированные права, зависит от основания их получения. Пару лет назад у начинающих водителей возник риск аннулирования удостоверения в том случае, если они прошли обучение в нелицензированных автошколах. В отношении многих подобных учебных заведений тогда были заведены уголовные дела. Но вместе с ними пострадали и невиновные водители.

После того, как была проведена масштабная проверка, выяснилось, что многие из них действовали по мошенническим схемам. Так, заключались договоры на аренду помещений, площадок, техники и прочего для того, чтобы показать ГИБДД при проверке, что все соответствует установленным нормам. Но затем соглашения расторгались, и схема функционирования продолжала быть прежней. Работали те же наемные инструкторы, и использовались старые машины. Продолжали работать в старом режиме, они подвергали своих учеников риску из-за того, что их права станут недействительными.

В таких случаях, несмотря на аннулирование документа, водитель не лишается права вождения автотранспортным средством. Однако для реализации своего права ему придется вновь пройти обучение в автошколе, которая имеет лицензию, и снова сдать экзамен. Странным здесь является то, что экзамен был пройден в ГИБДД. По идее, Инспекция не должна была даже допустить к нему тех учеников, которые прошли обучение в автошколе без лицензии. Однако, допуск состоялся. И даже если водитель сдал экзамены на отлично, ему надо проходить обучение заново. В ГИБДД объясняют это тем, что там не обязаны проверять наличие лицензий.

Случаи коррупции

Та же участь постигает водителей и тогда, когда выяснится, что экзамены были сданы с нарушениями. Были случаи, когда прокуратура раскрывала коррупционные схемы, при которых гаишники брали взятки за положительное решение на экзамене. Тогда неприятности ждут не только инспекторов ГИБДД, но и водителей, у которых могут аннулировать удостоверения.


Срок действия истек

О том, что делать, если водительские права аннулированы на том основании, что период, на который они выдавались, истек, зависит от того, когда выявлен этот факт. Если водитель не садился за руль, то он не обязан делать новое удостоверение. Тогда, ему нужно лишь обратиться в отделение ГИБДД и поменять удостоверение. Но совсем другое дело, его остановит инспектор на дороге. Тогда езда с просроченными правами приравнивается к правонарушению, как если бы он ездил без них. За это придется заплатить штраф, а машину увезут на штраф стоянку.

Заключение

Таким образом, аннулирование водительских прав приводит к разным правовым последствиям. В одних случаях, придется заново учиться в лицензированной школе и сдавать экзамены в ГИБДД. В других, нужно пройти медицинскую комиссию. В третьих, достаточно посетить отделение ГИБДД, чтобы получить новое удостоверение.

Порядок лишения прав за долги

  1. Судебный пристав при наличие вступившего в силу судебного акта о наложение штрафа или суммы алиментов выносит постановление о лишении водительских прав.
  2. Если исполнительный документ о взыскании долга не является судебным актом, то судебный пристав обращается в суд с просьбой о лишении прав неплатильщика.
  3. После подобного постановления, должник обязан в течении 5 рабочих дней явиться к судебному приставу и сдать водительское удостоверение.
  4. Если водитель не выполняет предыдущий пункт, то его привлекают к административной ответственности за невыполнение законного требования сотрудника Службы судебных приставов РФ. Это грозит штрафом в размере от 1000 до 2500 рублей для физических лиц и в размере от 10000 до 20000 рублей для индивидуальных предпринимателей.

Лишение водительских прав за долги с 15 января 2016 года

Восстановление водительских прав Чтобы получить ваши водительские права обратно, вам необходимо полностью погасить ваши задолженности и предоставить соответствующие справки или расписки. После этого, вы должны обратиться в то подразделение службы судебных приставов, в которое были сданы документы.

Обратите внимание, что приставу необходимо передавать только ксерокопии документов, а оригиналы нужно оставить у себя. Судебный пристав в течении одного дня выносит постановление о снятии ограничения на право управления автомобилем и оно утверждается старшим судебным приставом.


Инфо

Копии данного постановления направляются должнику, взыскателю и в ГИБДД для снятия ограничения в базе данных. Лишение прав за долги — это довольно распространенная практика и она используется в Англии, Израиле, США, Беларуси и Казахстане.

Изъятие водительских прав судебными приставами

  • Предметы личной гигиены.
  • Одежда и обувь.
  • Социальные пособия.
  • Инструменты, которые являются для должника предметом заработка.

Согласно судебному решению может быть конфискована и жилплощадь, но ее не имеют права изъять если:

  • В квартире прописаны и проживают дети до 18 лет.
  • Должник владеет только частью жилплощади.
  • Жилье уже находится в юрисдикции другой организации.

Также у должника может быть изъят авто или мототранспорт:

  • Транспорт конфискуется инспектором ГИБДД и отправляется на штрафстоянку, затем его забирает банк, которому неплательщик должен энную сумму.
  • Автомобиль может быть продан, а деньги отправлены на погашение кредита.

Если сумма транспортного средства после продажи превышает сумму кредита, то оставшуюся часть после погашения долга возвращают бывшему автовладельцу.

Могут ли лишить водительских прав за долги?

Порядок ограничения управления ТС Могут ли судебные приставы лишить водительских прав за долги? Постановление о взыскании с должника определенной денежной суммы через исполнительную службу выносит суд. В постановлении об ограничении прав на управление ТС должнику должны быть разъяснены его обязанности соблюдать установленное ограничение, а также административная ответственность за нарушение порядка.

Постановление утверждает старший судебный пристав, а также это имеет право делать его заместитель. После судебные приставы в течение 5 дней связываются с должником, предлагают погасить задолженность в установленные сроки.


Затем начинает начисляться пеня, 7% от суммы долга. Т.е.

Лишение водительских прав за долги - что гласит закон в 2017 году?

Замена водительского удостоверения Часто у автовладельцев возникает вопрос, возможно ли оформить новое водительское удостоверение взамен приостановленного. Ограничение накладывают на управление автотранспортным средством, не на сам документ.

Нельзя садиться за руль, а водительские права можно менять из-за окончания срока действия или смены фамилии. Нужно обратить внимание: временное ограничение водительских прав перенесут на новый документ.

Даже при замене удостоверения управлять машиной нельзя. Многие автовладельцы были весьма недовольны таким нововведением, но матери-одиночки, чьи бывшие супруги уклонялись от выплаты алиментов, восприняли новый закон позитивно.
Такие задолженности могут исчисляться сотнями тысяч рублей или миллионами. Если ранее должники могли чувствовать себя безнаказанными, после введения нового закона ситуация изменилась.
Также нововведение позитивно восприняли банки.

Лишение водительских прав за долги в 2018 году

На данном этапе избежать введения ограничительных мер можно легко – покажите готовность к исполнению своих обязательств. Если заранее до вступления постановления в силу оплатить не весь долг, а хотя бы только часть его, то такие действия будут свидетельствовать о человеке, как о лице, готовом выплачивать задолженность без применения крайних мер.

У сотрудников федеральной службы исполнительного производства уже не появятся основания, и не будет причин, чтобы применять к гражданину этот закон. Если должник не проявляет желания на добровольных началах избавляться от своей задолженности, то судебным приставам по федеральному закону в 2018 году дается право принимать решение, по которому на гражданина накладываются ограничения на право использования автомобиля.

Cудебные приставы лишают водительских прав

Это единственное уведомление. Других специальных предупреждений не будет. Если реакции не последует, приставы приостанавливают действие прав после уведомления гражданина о вступлении в силу соответствующего ограничения.

Водительское удостоверение не изымают, но сведения о совершении исполнительных действий направляются в базу данных ГИБДД. Сведения о водителе могут висеть в этой базе, пока автолюбитель полностью не выплатит все свои задолженности.

Временное лишение удостоверения также действует, пока нарушитель не погасит задолженность. Как только долг будет погашен, действие водительского удостоверения возобновится в течение суток.

На следующий день судебный пристав снимет ограничение, передаст данные в ГИБДД. Но сотрудники ФССП не всегда выполняют свои обязанности оперативно и четко.

Снятие приостановления может затянуться.
В законодательстве на этот счет предусмотрены исключения. К ним относятся.



Просмотров