Ограничения по возрасту для водителей автомобилей. Какие есть ограничения для получения водительских прав. Права для остальных категорий

Сергей Шишкарев, возглавляющий Комитет Государственной думы по транспортным вопросам, высказал предложение о том, что российских граждан, достигших пенсионного возраста, следует ограничить в водительских правах . Этот вопрос господин Шишкарев предлагает серьёзно проработать депутатам, которые войдут в состав новой Госдумы РФ.

Что хотят изменить?

По мнению депутата, водители, ставшие пенсионерами по возрасту, представляют собой, так сказать, повышенную угрозу на дороге в силу особенностей возраста: реакция уже не та, да и зрение может подводить.

Предложение депутата: ввести новые для автомобилистов, перешагнувших 65-летний рубеж.

Эти права, считает Сергей Шишкарев, должны выдаваться после 65 лет и действовать не более пяти лет. Никто из депутатов нынешнего созыва пока не поддержал новаторскую идею Сергея Шишкарева. Следует отметить, что в новый список «ЕдРа» депутат не вошел, и его карьера в качестве депутата думы заканчивается в декабре этого года.

В ГУ безопасности дорожного движения данное предложение также не нашло положительного отклика. По мнению сотрудников ГИБДД , водительские права выдаются строго по медицинским показаниям. И лишь медицинский работник способен дать оценку того, допускать или нет гражданина к управлению транспортным средством.

Точка зрения экспертов

Сергей Бойцов, главы ГНИ центра профилактической медицины, отчасти поддержал инициативу депутата.

Он отметил, что около 8 процентов аварий на дорогах происходят в связи с сердечными приступами или инфарктами у пожилых водителей.

После 65-летнего возраста человек входит в определенную зону риска по этим заболеваниям. Однако, по мнению директора центра профмедицины, отбирать водительские удостоверения - слишком кардинальная мера. Достаточно просто проводить более глубокое медицинское исследование в этом возрасте, а не ограничиваться измерением давления. И даже если всевозможные анализы и исследования выявят у гражданина предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям, то это лишь повод направить человека к специалисту, а никак не лишить его прав. Эту инициативу, считает Сергей Бойцов, вполне уместно сравнить с идеей запретить бесплатную рыбную ловлю.

Для приобретения права водить автомобиль недостаточно успешно сдать квалификационные требования в ГИБДД.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для допуска к самим экзаменам сначала придется пройти медицинскую комиссию, результаты которой покажут, разрешено ли будущему автомобилисту ездить за рулем.

Для того чтобы не терять время, настоятельно рекомендуется заранее ознакомится с ограничениями и возможными затруднениями на предстоящем осмотре.

Как прописано в законодательстве

Проходить медицинскую комиссию обязаны все кандидаты в водители, это указано в «О безопасности дорожного движения».

В зависимости от категории, на которую претендует автомобилист, предусматриваются конкретные сроки прохождения комиссии, так например, водители общественного транспорта обязаны проходить осмотр перед каждой поездкой в маршрут.

Лица, желающие приобрести права впервые, обязаны пройти медкомиссию. Эта процедура предусмотрена для выявления лиц, которым управлять транспортным средством запрещено ввиду психического либо физического состояния.

в ГИБДД требуют предъявить в ситуациях:

  • первое приобретение ;
  • возврат прав после временного лишения;

Какие могут быть ограничения для получения водительских прав

Законодательством предусматривается ограничение или запрет на управление автомобилем при определенном:

  • возрасте;
  • состоянии здоровья.

По возрасту

Обучаться в автошколе могут все возрастные категории. Вопрос о том, есть ли ограничение по возрасту для получения водительских прав регулируется в «Законе о безопасности дорожного движения».

Данного нормативного правого акта гласит, сдавать экзамен на приобретение транспортных категорий «В» и «С» могут лица, достигшие 17-летнего возраста. Получить водительский документ они могут по достижении 18-летнего возраста.

По данным Министерства здравоохранения, для водителей не устанавливаются максимальные возрастные рамки. Сдать на права и приобрести удостоверение может любое желающее лицо, без медицинских противопоказаний.

Но для женщин старше 50 лет и для мужчин старше 55 лет устанавливается правило, в соответствии с которым они должны проходить медицинский осмотр 1 раз в 2 года. Для более молодых водителей такая процедура обязательна 1 раз в 3 года.

Медицинские

Противопоказанием для вождения являются отклонения в зрении, а также заболевания нервной системы.

По зрению

Для управления транспортным средством необходимо, чтобы в справке были указаны соответствующие показатели зрения. Допустимо иметь несущественные заболевания глаз, которые не скажутся на безопасности вождения.

На самом обследовании проверяются следующие характеристики:

  • острота зрения;
  • степень цветоощущения;
  • поле зрения каждого глаза.

Если у кандидата в водители низкая острота зрения, то ему разрешают ездить только при ношении линз или очков. Для определения остроты используется плакат с буквами.

Иногда вместо букв могут быть обозначены прерванные строчки либо разомкнутые кольца. Если человек ответил правильно на все вопросы по таблице, то считается что его зрение в норме.

Для допустима острота зрения 0,6 для хорошо видящего глаза и острота 0,2 для плохо видящего глаза.

Для требования ужесточаются: острота хорошо видящего должна быть как минимум 0,8, а для плохо видящего - 0,4.

Если один глаз отсутствует либо слепой, то острота видящего ока должна быть свыше 0,8, при этом зрительное поле должно быть идеальным, а также запрещено носить очки либо линзы.

Цветоощущение проверяется способом Рабкина. Несколько лет назад водительское удостоверение могли получить лица, страдающие дальтонизмом.

Но законодательство изменилось и теперь введены ограничения. Медики полагают, что дальтоники могут перепутать цветовой сигнал светофора.

На деле, автомобилисты утверждают, что они понимают значение каждого сигнала светофора. Развитый дальтонизм может стать причиной отказа в получении водительских прав.

Проблемы с полем зрения также могут стать противопоказанием для управления автомобилем. Но такое нарушение у водителей встречается нечасто.

О приобретении удостоверения водителя можно забыть, если поле сужения превышает 25 градусов.

Получение водительских прав также запрещено в следующих случаях:

  • прошло менее 90 дней с момента проведения глазного операционного вмешательства;
  • прогрессирующее ухудшение зрения;
  • заболевание слезного мешка;
  • диплопия(все двоится в глазах);
  • глаукома, учитывается степень тяжести развития заболевания;

Кандидаты в водители часто пытаются обмануть медиков на осмотре. Они наизусть запоминают таблицы проверки зрения, либо скрывают тот факт, что ежедневно носят глазные линзы. Но обман, как правило, всплывает. Увидеть линзы на зрачке весьма просто.

По слуху

В 2014 году в силу вступил законопроект, в соответствии с которым глухие инвалиды приобрели право управлять транспортным средством.

Список заболеваний, с которыми запрещается вождение составили 8 расстройств нервной системы, а также 2 заболевания зрения. Отсутствие слуха теперь не является противопоказанием для таких категорий, как А и В.

Другие по здоровью

Есть определенный перечень психических заболеваний, с которыми получить права не представляется возможным.

Это ограничение обусловлено тем, что поведение психически неуравновешенного человека непредсказуемо, пострадать может как сам водитель, так и иные водители на дороге. На медицинской комиссии ставится задача определить лиц, страдающих нервными расстройствами.

Психические заболевания, обладателям которых вождение автомобилем противопоказано:

  • органические расстройства;
  • шизофрения, состояния бреда;
  • аффективные заболевания;
  • стрессовые состояние, невротические приступы;
  • расстройства личности;
  • отсталость в умственном развитии;
  • расстройства, вызванные применением психоактивных препаратов;
  • эпилепсия.

Эпилепсию относят к неврологическим расстройствам. Ее главный симптом - резкие приступы, которые возникают на фоне перевозбуждения группы клеток головного мозга. Во время приступа человек не может контролировать свои движения, эмоции, сознание.

В большинстве случаев эпилептикам запрещают управление транспортом, но есть некоторые исключения:

  • последний приступ произошел не менее полугода назад;
  • приступы случаются исключительно в состоянии сна;
  • приступ был спровоцирован отсутствием лекарств в организме;
  • при приступе не наблюдаются произвольные движения, а мозг человека остается в сознании;
  • эпилептик прошел курс лечения с операционным вмешательством.

А вот к перевозке эпилептики могут быть допущены только после 10 лет с момента последнего приступа.

Каждое заболевание медики рассматривают с изучением истории болезней. При тяжелом течении недуга медицинская комиссия может принять решение об отказе в выдаче прав людям с диагнозом:

  • заболевание щитовидной железы;
  • порок сердца, тахикардия, ишемическая болезнь;
  • гипертония в обостренной форме;
  • легочная недостаточность;
  • сахарный диабет;
  • цирроз печени, язва желудка;
  • медленное физическое развитие, например, рост менее 145 см.

Особые условия для вождения автомобиля

Болезни, при которых допускается вождение автомобиля только исключительно с ручным управлением:

  • одна нога короче другой более чем на 6 см;
  • ампутация обеих ног;
  • состояние ног, характеризующееся затруднением передвижения;
  • паралич ног с возможностью сидения;
  • сложные незаживающие язвы на одной ноге.

Болезни, при которых допускается водить транспортное средство только с автоматической коробкой передач:

  • отсутствие руки либо кисти;
  • отсутствие ноги либо стопы;
  • заболевание стопы или кисти, осложняющее передвижение части тела;
  • отсутствие одной нижней конечности и одной верхней конечности;
  • отсутствие пальцев или фаланг пальцев.

Болезни, при которых запрещается вождение мотоциклов и квадроциклов:

  • острота зрения на хорошо видящем глазу менее 0,6 и на плохо видящем глазу менее 0,2;
  • одно око отсутствует либо ослепло, а другое обладает остротой зрения менее 0,8 и перенесло операционное вмешательство;
  • прогрессирующее поражение глаза, характеризующееся изменением зрения;
  • хроническая диплопия вследствие прогрессирующего косоглазия;
  • отсутствие одной руки или ноги, кисти либо стопы, а также заболевание, усложняющее передвижение органа;
  • отсутствие пальцев либо фаланг;
  • одна нога короче другой более чем на 6 см.

Многие потенциальные водители лишаются права управлять транспортным средством по причине наличия заболеваний.

Такое ограничение обосновано, ведь данная мера безопасности сокращает количество жертв на дорогах:

  1. Есть проблемы со здоровьем — не стоит пытаться обмануть медицинскую комиссию для получения заветных прав. Если из-за плохого зрения водитель собьет пешехода, то ни к чему хорошему это не приведет.
  2. Если будущий водитель страдает какими-либо перечисленными заболеваниями, то не стоит сразу забывать про водительские права. Врачи рассматривают недуг каждого человека в индивидуальном порядке, а значит могут прийти к выводу, что конкретный случай болезни позволяет управлять транспортным средством.
  3. Если комиссия все таки не допустила человека к вождению, стоит поинтересоваться, что можно сделать при таком недуге, чтобы получить разрешение на вождение. Например, в большинстве глазных заболеваний ситуацию может исправить коррекция зрения.

Как составить заявление на выдачу международного водительского удостоверения в 2019 году, рассказывается в статье.

Ольга Барыкова, Анна Курская, РИА Новости.

Комитет Госдумы по транспорту предложил на выдачу водительских удостоверений пожилым людям. Сегодня права всем выдаются на десять лет, однако у людей старше 65-ти лет здоровье ухудшается быстрее, чем у молодых, поэтому им права стоит выдавать только на пять лет, считает глава комитета Сергей Шишкарев.

Одни эксперты инициативу приветствуют, другие критикуют, отмечая, что число аварий с участием пожилых людей крайне низкое. Однако все сходятся во мнении, что ограничивать нужно не срок действия удостоверения, а срок действия медицинской справки. Причем каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

"Когда мы выдаем водителю, условно говоря, в 65 или в 70 лет водительское удостоверение, которое действует еще десять лет, это предполагает, что физическое состояние водителя через определенный промежуток времени, наверное, может не соответствовать тем физическим кондициям, которые обеспечивают нормальное вождение", - заявил Шишкарев, добавив, что значительное число ДТП происходит с участием водителей пожилого возраста.

Предложение выдавать пожилым людям права на короткий срок содержится в законопроекте о новых категориях транспортных средств, который Госдума рассмотрела в среду в первом чтении.

Оценивать не возраст, а здоровье

Подобная инициатива является вопиющим нарушением конституционных прав граждан, считает лидер Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. "Конституционный суд нам постоянно говорил, что при анализе любых документов мы должны руководствоваться пониманием целого ряда статей Конституции РФ, - отметил он в беседе с РИА Новости. - Статья 19 гласит, что все граждане равны перед законом независимо от социального и материального положения, пола, возраста, национальности и так далее. Здесь получается дискриминация по возрасту".

По его мнению, основным критерием при принятии решения о выдаче водительского удостоверения должна быть оценка врача. "Сами врачи могут дать справку о состоянии здоровья не то что на 5 лет, а на год при определенных заболеваниях. Стало быть, ты и права не получишь", - пояснил он.

Такую точку зрения разделяют большинство экспертов. Все зависит от состояния здоровья конкретного человека, "можно и в 40 лет иметь огромный живот, плохое зрение, быть рассеянным, и можно в 60 [лет] быть подтянутым, спортивным, внимательным и аккуратным", - говорит лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

"В каждой возрастной группе есть свои группы риска. И 19-летние болваны есть и 80-летние абсолютно здравые люди", - соглашается президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, ограничения в получении водительских прав нужно вводить исходя не из возраста, а из состояния здоровья и поведенческих реакций.

"Когда водители проходят медицинскую комиссию, видимо, там надо ограничивать, если есть для этого какие-то основания. Например, выдавать медсправку не на 3 года, а на год, и подходить индивидуально к каждому человеку, находящемуся в группе риска", - пояснил он РИА Новости. Кроме того, можно ввести дополнительное медицинское тестирование для пожилых водителей. "Может быть, это должны быть тесты на поведенческие реакции, на адекватность", - предполагает Травин.

Об эффективности медкомиссий

В 2010 году Минздравсоцразвития утвердило новую форму медицинской справки для водителей и новый порядок прохождения медкомиссии. Теперь, чтобы получить эту справку, человеку нужно обойти порядка восьми врачей. Кроме того, на каждый бланк нанесена голограмма, и все справки заносятся в государственный реестр, что практически исключает возможность подделки документа. Виктор Травин уверен, что с введением новой формы справки ситуация с незаконным получением документа значительно улучшилась.

Медицинские комиссии все равно работают неэффективно, не соглашается Вячеслав Лысаков. Ни для кого не секрет, что права сегодня нередко получают и эпилептики, и наркоманы, и люди, страдающие различными психическими расстройствами. Виной тому - отсутствие системы диспансеризации, считает Лысаков.

"Если раньше человек брал справку из наркологического и психоневрологического диспансера о том, что он не состоит сейчас на учете, то сейчас это не работает. Сейчас выдают справку за 20 минут, не поднимая историю болезни, просто проверяют твое состояние. А наркоман, например, может внешне выглядеть вполне нормально", - говорит Лысаков.

Еще одна проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что при выдаче медицинской справки врачи ориентируются исключительно на то состояние, в котором человек находится в данный момент, поскольку либо не имеют возможности поднять всю историю болезни, либо просто не считают нужным это делать. Лысаков считает, что необходимо вернуться к системе диспансеризации, "когда поднимается вся история болезни". Также, по его мнению, необходимо ввести тотальную проверку на наличие наркотической зависимости у тех, кто получает медицинскую справку. "Так мы хотя бы от наркоманов [на дорогах] избавимся", - резюмировал он.

В группе риска - молодежь

Глава московского отделения Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев предложение Шишкарева поддерживает. "Если мы говорим о том, что люди старше 65 лет обладают уже не тем здоровьем, я могу это подтвердить по своему отцу. Он ездит аккуратно, но действительно, ему надо периодически проверять здоровье, - сказал он в беседе с РИА Новости. - Многие люди уже слабо видят, у них ухудшается реакция. Выдавать права на 5 лет - вполне разумная инициатива, в этом нет какого-либо ущемления прав пенсионеров, я не вижу ничего страшного".

По его мнению, большинство людей пожилого возраста обладают худшей реакцией, чем молодые люди. "Не всегда они являются виновными в ДТП, но количество ДТП с их участием гораздо выше, чем, допустим, ДТП с молодыми водителями", - говорит эксперт.

Аварийные ситуации на дорогах чаще создают молодые водители, не соглашается Леонид Ольшанский. "Я знаю, что пенсионеры ездят очень медленно, аккуратно, не развивают скорость, не подрезают. Пожилые люди более аккуратны в силу возраста, чем молодежь", - отмечает он.
К такому же выводу пришли и эксперты Совместного центра транспортных исследований Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР), на протяжении 16 лет (с1990 по 2006 годы) изучавшие связь между возрастом водителей и количеством аварий. Согласно данным исследования Совместного центра транспортных исследований при Европейской конференции министров транспорта, опубликованным в 2006 году, на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом по странам ОЭСР. Эксперты пришли к выводу, что смертность водителей в возрасте от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.

Минимальным возрастом, разрешенным для сдачи экзамена на вождение и получения водительских прав, является 16 лет. Из-за постоянного изменения норм российского законодательства у будущих водителей регулярно возникает потребность получения актуальной информации по данному вопросу. Так со скольких лет можно сдавать на водительские права? Со скольких лет можно водить автомобиль? Какой минимальный возраст установлен для получения водительского удостоверения в зависимости от вида транспортного средства? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Законодательная база

Сдача государственного экзамена на управление транспортным средством, возрастные ограничения на обучение и вождение автомобиля, а также сопутствующие вопросы регулируются такими нормативно-правовыми актами и документами:

  • Гражданский кодекс (первая часть);
  • Налоговый кодекс (вторая часть);
  • Федеральный закон № 196-ФЗ, устанавливающий аспекты безопасности дорожного движения;
  • Федеральный закон № 210-ФЗ о порядке предоставления государственных услуг;
  • Указ № 711, объявляющий содержание дополнительных мер, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • Постановление Правительства РФ № 1090 о ПДД;
  • Приказы Министерства Внутренних Дел России № 365, 206, в которых говорится о процедуре введения в законное действие водительского удостоверения, в том числе международного.

Водителям любых транспортных средств, для которых нужно наличие прав, в лицензированной для обучения автошколе преподают сначала общую программу, включающую штудирование общепринятых правил дорожного движения и практику оказания медицинской помощи на дороге, а затем проводят практические занятия по вождению, рассчитанные на установленное количество часов.

Возраст получения водительских прав

Возраст выдачи прав зависит от того транспортного средства, которым собирается управлять физическое лицо. Также для некоторых категорий предусмотрены дополнительные условия. В нижеследующей таблице представлены возрастные нормативы, в зависимости от категории транспортного средства, имеющегося стажа.

Таблица - Возраст получения водительских прав и обучения вождению

Категория транспортного средства
Возраст претендента
Пояснения
А1 (облегченный мотоцикл, объем двигателя - 125 куб. см)
16
-
М (мопеды, а также легкие квадрициклы)
16
-
А (мотоциклы, в том числе трех- и четырехколесные, с коляской, имеющие массу до 400 кг)
18
-
В (легковые авто с массой не более 3500 кг, с количеством мест не более 8)
18
-
ВЕ (легковые авто с прицепом)
19
На сдачу данной категории допускаются только водители, имеющие годовой стаж в категории В
В1 (трициклы и квадрициклы)
18
Квадроциклы сюда не относятся
С (грузовики средние и тяжелые с массой, более 3500 кг)
18
-
СЕ (грузовики из предыдущей категории с прицепом)
19
Дополнительным условием является наличие одного года опыта в категории С
С1 (грузовики с массой от 3500 кг до 7500 кг)
18
-
С1Е (транспортные средства категории С1 с прицепом)
19
После получения годового стажа по категории С1
D и D1 (автобусы, не включая сочлененные автобусы с «гармошкой»)
21
Те лица, которые проходят военную службу, могут уже в 19 лет сдавать на получение прав категории D, подкатегории D1, при этом управлять разрешается лишь теми транспортными средствами, которые принадлежат Вооруженным силам Российской Федерации или тем господразделениям, в которых проходит служба
DE (прицепы к автобусам)
19
Только после сдачи на водительские права по категории D и прошествию одного года опыта вождения
D1E (прицеп для небольшого автобуса)
19
Плюс одногодичный опыт с кат. D1
Е (устранена из водительских категорий)
-
-
Tm, Tb (трамвай и троллейбус)
21
-

Согласно статье 26 Федерального закона № 196-ФЗ 10.12.1995 (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения»

Таким образом, в зависимости от вида транспортного средства, минимальный возраст получения водительского удостоверения и права управления составляет 16, 18, 19 лет, 21 год. Обучение правилам вождения в автошколе возможно и до достижения указанного в таблице возраста для определенной категории, но на момент сдачи экзамена на получение водительских прав нужный возраст уже должен наступить. В любом случае будущий водитель может начинать обучение заранее, однако, получение им официального документа может происходить не ранее строго установленного возраста.

Постановление Правительства РФ № 1097 от 24.10.2014 (ред. от 23.03.2017) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») не содержит ограничений выдачи документа по достижению предельного возраста. То есть пока медкомиссия признает гражданина годным для управления транспортным средством, он допускается и к сдаче экзаменов, и к вождению.

Заключение

Минимальный возраст для сдачи экзаменов на водительское удостоверение и получения права управления транспортным средством - 16 лет (норма действует для мопедов и легких мотоциклов). Максимально допустимый возраст для названных мероприятий законодательно не регламентируется.

Одной сдачи экзаменов в ГИБДД недостаточно, чтобы получить право на управление транспортным средством. Кандидат обязан пройти медицинское обследование, по результатам которого и устанавливается, дозволено ли ему вообще садиться за руль. Медицинские ограничения при получении водительского удостоверения могут поставить крест на желании приобщиться к касте водителей, поэтому необходимо знать о возможных запретах перед тем, как решиться на обучение вождению.

Законодательные нормы

Прохождение медицинского осмотра для тех, кто собирается стать водителем, предусмотрено законом ФЗ от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ-196). Для каждой категории водителей предусмотрены свои сроки прохождения комиссии, например, водители общественного транспорта должны являться на осмотр перед каждым выходом в рейс.

Граждане, которые впервые получают права, проходят медосмотр в обязательном порядке. Его цель – определить, кому нельзя сдавать на водительские права в силу физического или психического здоровья.

Медицинская справка нужна при обращении в ГИБДД в таких случаях:

  • ( или в результате запрета на управление транспортными средствами);

Мужчины начинают проходить осмотры с наступлением призывного возраста. Медицинская комиссия в военкомате включает более широкий список врачей, которых следует пройти, но среди них есть все те, что нужны и при получении прав. В этот период фиксируются все отклонения в организме молодого человека, которые впоследствии могут стать причиной отказа в выдаче водительского удостоверения.

Например, статья 14б в военном билете водительские права запрещает получать тем, у кого выявлены психические расстройства, полученные вследствие травмы головного мозга. По закону люди с такими заболеваниями не могут заниматься деятельностью с повышенной активностью – такой как вождение автомобиля. Ограничения призваны защитить других участников дорожного движения от проблем на дороге, вызванных моральным и физическим состоянием водителя.

Это не единственное ограничение: статья 17б устанавливает запрет на выдачу водительских права людям с психическими расстройствами кратковременного характера, например, с невротическими заболеваниями, вызванными стрессом.

Список ограничений

Закон предусматривает три категории, которые определяют, может ли гражданин быть допущен к управлению транспортным средством (ТС):

  1. Показания. К ним относятся заболевания, требующие особых условия для вождения, например, ношения очков.
  2. Ограничения. Это группа заболеваний, которая полностью ставит под запрет управление транспортными средствами определенных категорий.
  3. Противопоказания. Заболевания, которые запрещают управление любым транспортным средством.

Зрение и вождение

Острота зрения для получения водительских прав – это главный фактор, влияющий на то, будут ли установлены ограничения или полный запрет на вождение. Так, получить права для категорий “А”,”М”, “А1”, “В1”, “В”, “ВЕ” нельзя при таких показаниях:

  • хронические заболевания оболочки глаз, которые сильно ухудшают зрение;
  • один глаз слепой, а второй имеет остроту зрения не более 0,8;
  • острота зрения меньше 0,2 на одном глазу и менее 0,6 на втором;
  • проведение на роговой оболочке рефракционной операции менее месяца назад;
  • наличие спонтанного нистагма при отклонении обоих зрачков на 70 градусов;
  • ограничение поля зрения в любом меридиане больше, чем на 20 градусов.

Ограничения по зрению для получения водительских прав для категорий “С”, “СЕ”, “Д”, “ДЕ”, “Тm”, “Тb”, а также подкатегорий “Д1Е”, “С1”, “С1Е”, “Д1” возможны при выявлении таких отклонений:

  • один глаз имеет остроту зрения менее 0,4, а второй не более 0,8;
  • слепота одного глаза, при этом не имеет значения острота зрения второго глаза.

Водитель, который носит очки в повседневной жизни, должен в них проходить и медицинский осмотр.

Проверка зрения осуществляется по стандартной таблице. Допустимое зрение на водительские права без очков:

  • для категории В – 0,6;
  • для вождения спецтранспорта и общественного транспорта – 0,8 на одном глазу и 0,4 на втором;
  • категории “С” – 0,7.

Все эти ограничения введены для обеспечения безопасности дорожного движения. Водители, которые управляют общественным или специальным транспортом, должны соответствовать более строгим правилам по состоянию зрения, так как у них выше уровень ответственности. Зная, как проверяют зрение на водительское удостоверение, можно приблизительно понять, чего ожидать от проверки.

Даже если вы не числите за собой проблемы со зрением, это не является гарантией отсутствия определенных недостатков, которые могут стать причиной ограничения на вождение. Человек не всегда способен адекватно оценить состояние своего здоровья, именно поэтому в обязательном порядке проводится осмотр на допуск на водительские права по зрению.

Существует ряд заболеваний глаз, которые ставят под запрет возможность управления ТС. К ним относятся катаракта, отслойка сетчатки, глаукома. Но окончательное решение принимается врачом по результатам, полученным в процессе проведения диагностики. Именно степень тяжести того или иного заболевания повлияет на решение комиссии.

Если вы уверены, что ваше зрение не соответствует требованиям, то можно пройти курс лечения или купить необходимые очки исходя из рекомендаций офтальмолога. Зная, какое должно быть зрение для получения водительских прав, в некоторых случаях вы сможете повлиять на состояние своего здоровья и, соответственно, на результаты осмотра.

Еще один показатель, который берется во внимание, – способность водителя различать цвета светофора. Чтобы определить цветоощущение, используется таблица Рабкина. Получить права можно при аномалии категории «А», которая предусматривает собой легкое отклонение от нормы, не создающее препятствий для распознавания цветов.

Психические заболевания, не позволяющие получить права

Также важно знать, с какими психическими заболеваниями не дают водительские права, ведь неуравновешенное поведение водителя может привести к непредсказуемым ситуациям на дороге, от которых не будут защищены другие участники дорожного движения. Медицинская комиссия призвана выявить таких кандидатов на получение права управлять транспортным средством.

Итак, при каких психических заболеваниях не дают водительские права:

  • органические недуги, в том числе симптоматические;
  • расстройства настроения (кратковременные не исключение), которые сильно сказываются на человеке;
  • психические расстройства, вызванные употреблением веществ, влияющих на психику;
  • умственная отсталость;
  • шизофрения, бредовые расстройства, шизотипические отклонения;
  • расстройства поведения и личности.

Эти ограничения не оставляют способов, как получить водительские права шизофренику или пациентам, состоящим на учете в психоневрологическом диспансере.

Реально ли получить права с диагнозом “эпилепсия”

Эпилепсия – это психоневрологическое заболевание, основной признак которого заключается в неожиданных припадках. Возникают они в результате возбуждения отдельных участков головного мозга. Во время припадка человек не в состоянии контролировать свое поведение. По общему правилу, люди с таким заболеванием не имеют права управлять автомобилем, но есть и ряд исключений.

Так, водительские права и эпилепсия совместимы в таких случаях:

  • последний припадок был более шести месяцев назад;
  • приступы возникают только во сне;
  • приступ был вызван отказом от приема лекарств;
  • во время приступа не происходит нарушение двигательной активности и сознания;
  • эпилептик получил заключение от невролога о пригодности к вождению;
  • больной прошел курс лечения с хирургическим вмешательством.

О других заболеваниях

Есть еще достаточно много заболеваний, имеющих медицинские противопоказания для получения водительских прав:

  • приобретенный или врожденный порок сердца;
  • ряд заболеваний позвоночника;
  • отставание физиологического развития;
  • некоторые нарушения слуха;
  • неправильно сросшиеся кости после перелома;
  • заболевания трахей, бронхов, легких, гортани, атрудняющие дыхание;
  • перенесенная менее трех месяцев назад операция на сердце;
  • отсутствие некоторых фаланг пальцев;
  • заболевания, вызывающие нарушение вестибулярного аппарата.

Список болезней, с которыми нельзя , включает только те недуги, которые несут повышенную опасность для создания ДТП.

Медицинские показания и права

Медицинские показания – это заболевания, о которых в обязательном порядке делается . Исходя из этиологии болезни, закон предписывает, каким типом транспорта может управлять человек и какие меры он при этом должен соблюдать. Например, ручное управление показано:

  • при параличе нижних конечностей;
  • деформации стопы;
  • ампутационных культях обеих бедер или голеней.

Автоматическая трансмиссия предписана:

  • при отсутствии стопы или нижней конечности;
  • при отсутствии нескольких пальцев;
  • при отсутствии одной руки и обеих нижних конечностей;
  • при ампутации кисти.

При нарушении слуха водителям предписано использование слухового аппарата. А при слепоте одного глаза – акустическая парковочная система.

Отметки об ограничениях на правах

Наличие отметок об ограничениях на правах необходимо для того, чтобы инспектор ГИБДД мог определить, выполняет ли водитель условия, которые ему предписаны. Для примера рассмотрим несколько таких отметок:

  • МС – можно водить ТС только с ручным управлением;
  • AS – запрещено водить транспорт с мотоциклетной посадкой;
  • MS – разрешение на вождение транспорта только с ручным управлением;
  • АТ – вождение автомобиля только с автоматической трансмиссией;
  • APS – машина должна быть оборудована акустической системой.

Водительская медкомиссия в Орехово-Зуево: Видео



Просмотров