Как соотносятся понятия «конституционное право» и «государственное право»? Соотношение понятий государственное право, конституционное право и отечественное право

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реализация принципа народовластия в Российской Федерации. Соотношение понятий «государственное» и «конституционное» право в Российской Федерации

1 . Ре ализация принципа народ овластия в Российской Федерации

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, через выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М., 2007. С.234. .

В соответствии с Конституцией РФ Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 дек. (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении и в народовластии.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие - «демократия» в переводе с древнегреческого).

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. С342. .

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

Государственная власть - не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. С344. .

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в ст. 3. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону №5_ФКЗ от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 05.07.2004. № 27. Ст. 2710. , референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) об амнистии и о помиловании.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 №67_ФЗ (ред. от 09.11.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 17.06.2002. № 24. Ст. 2253. (ст. 12), на референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум.

На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах-то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2 . Со отношение понятий «государственное» и «конституционно е» право в Российской Федерации

Вопрос «Конституционное» или «Государственное» был объектом научного спора как в досоветской государственно-правовой литературе, так и в советском государствоведении. Не решен он и сегодня. Данная проблема приобретает характер «вечной». А связано это с различными подходами к объему правового регулирования рассматриваемой отрасли права и с неодинаковой позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли и науки существующих сторон общественного и государственного строя; также в качестве аргумента приводят такой формальный довод как необходимость отражения в наименовании отрасли названия ее основного источника Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право, 1995. № 5. С. 13. .

Существует три основных точки зрения (теории) на соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право:

1) эти два понятия являются тождественными, употребляются как идентичные;

2) термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым;

3) понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право».

Сторонники широкого видения предмета государственного права относят к нему не только устройство государства, но и государственное управление, значительно при этом расширяя область государственно-правового регулирования. Такая трактовка отрасли и науки была характерна для немецкой школы государственного права и получила широкое распространение в досоветской России. Следуя этой концепции учебники по русскому государственному праву наряду с разделом о государственном строе (устройстве) России, включали проблемы формы управления, государственного единства, прав подданных, основные начала государственного властвования, вопросы организации верховной власти (законодательной и правительственной), содержали главы о «подчиненном управлении» (функционировании, формах, элементах административной деятельности, организации центральной и местной администрации) и самоуправлении.

Приверженцы государственного права в советской правовой науке имели все основания отстаивать свою позицию ввиду сложившегося понимания всеохватывающей роли государства в обществе, принятого в науке широкого видения государственной власти, распространяющейся как на высший, так и местный уровень управления и скрепленной единством системы Советов, соединяющих законодательные и управленческие функции, нормотворчество и исполнительно-распорядительную деятельность. Кроме того, советская Конституция имела в большей мере ценность идеологического и политического документа, чем высшего правового акта, и не могла стать реально действующим, непосредственно применяемым источником права и тем более дать имя отрасли.

Примечателен анализ западных авторов: «Как правовое основное устройство общежития конституция не ограничивается устройством государственной жизни. Ее регулированием охватываются также основы устройства негосударственной жизни, что особенно очевидно в таких ее гарантиях, которые относятся к браку и семье, собственности, образованию и действиям социальных групп или свободе искусства и науки. Поэтому «конституционное» право, с одной стороны, имеет более широкое поле действия, чем «государственное» право, которое по смыслу слов и по существу обозначает только право государства; с другой стороны, конституционное право более ограниченно, поскольку государственное право может охватывать также право государства, которое нельзя отнести к основному устройству общежития. Эти понятия, следовательно, идентичны лишь отчасти» Хессе К. Основы конституционного права ФРГ / Пер. с нем. Е.А. Сидоровой. Под ред. и с вступ. ст. Н.А. Сидорова. М., 1981. С. 112. .

Подобный взгляд можно встретить и у другого немецкого автора - профессора П. Бадуры, который пишет: «Под конституцией государства понимают собранные в одном конституционном законе («конституционной хартии») основополагающие правовые предписания относительно организации и осуществления государственной власти, государственных задач и основных прав. Включенные в конституционный закон правовые предписания образуют конституционное право, которое отличается от прочих норм правопорядка усложненной изменяемостью, связывает публичную власть во всех формах ее проявления и обладает приоритетом по отношению к другим правовым предписаниям, особенно законам» Бадура П. Систематическое расширение Основного закона Федеративной Республики Германии. М.: МГУ, 1996. С.6. .

Современная тенденция российской науки, заключающаяся в расширении предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него отношений, связанных с различными аспектами устройства и функционирования гражданского общества, направленных на ограждение его от вмешательства государства, является доводом в пользу наименования соответствующих науки и отрасли - Конституционным правом. При этом шире становится сфера его регулирования и изучения, которая выходит за рамки традиционного предмета государственного права, смещаются акцепты в понимании роли современного государства во взаимоотношениях «государство - общество - человек».

Представляются обоснованными суждения профессора Н.В. Витрука Витрук Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакъяна. М., 2001. С. 34. , много лет работавшего судьей Конституционного Суда РФ, о том, что предмет и содержание конституционного права в нашей науке неоправданно расширены за счет государственного права, включающего парламентское право, административное (регулятивное) и судебное право, которые регулируют отношения, связанные с организацией и функционированием законодательной, исполнительной и судебной власти.

Особенностью конституционного права является широта регулирования общественных отношений. Оно охватывает все сферы жизнедеятельности общества: экономическую, социальную, политическую и духовную, в то время как остальные отрасли охватывают своим регулирующим действием лишь отдельные стороны социальных связей. Однако такая широта регулирования не исключает специфичности тех общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права. Иногда их специфику видят в том, что данные отношения возникают и развиваются в связи с организацией государства в целом, охватывают все стороны его устройства. Соответственно считается, что государство составляет тот единый стержень, вокруг которого складывается целостный комплекс общественных отношений. Именно они подвергаются такому правовому регулированию, результатом которого является создание самостоятельной отрасли права. Те, кто придерживается такой позиции, называют данную отрасль «государственное право». Но подобное наименование не отражает полностью характера регулируемых общественных отношений, оно страдает узостью подхода к процессу регулирования, поскольку исключает из него гражданское общество и исходит из примата государства над личностьюРжевский В. А. Основы государства и права. Ростов-на-Дону, 2003. С.278. .

Разумеется, государство как явление общественной жизни входит в сферу конституционного регулирования, поэтому наименование «государственное право» применимо и используется в литературе наряду с наименованием «конституционное право». Но в любом случае государство не может выступать приоритетной категорией, оно связано правом и должно быть рассмотрено с позиции организации общества и первичности статуса человека и гражданина. Это означает, что государство составляет особым образом организованное общество, которое состоит из людей. Следовательно, в основе отношений, которые складываются в сфере государственной организации общества, стоит человек, что и является одним из необходимых условий существования правового государства.

Именно человек со всеми присущими ему качествами и особенностями общественной деятельности, а также коллективы людей (нации, социальные группы, весь многонациональный народ и т.д.) и их объединения (общественные организации, партии, религиозные конфессии, а в конечном итоге - государство в целом) являются участниками тех отношений, которые кристаллизуются в виде особой отрасли. Такие отношения нацелены на осуществление фактической власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности в процессе деятельности людей, их социальных групп и объединений во взаимоотношениях с государством. Подобного рода массовые и наиболее значимые для общества отношения получили названия конституционных отношений, поскольку в них воплощается фактическая конституция общества, выражающая его структуру и характер Впервые концепция конституционных отношений была рассмотрена в работе: Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967. С. 16-25.. Между фактической и юридической конституциями существует необходимая связь, и суть этой связи в том, что фактическая конституция (соотношение общественных сил) отражается в конституционном праве и регулируется им, т.е. составляет предмет правового регулирования.

Итак, именно предметом регулирования определяется конституционный характер данной отрасли, которая является конституционным правом не столько по своему основному источнику - юридической конституции (это имеет значение как вторичный, дополнительный фактор), сколько по своему предмету, который составляют конституционные отношения (фактическая конституция).

Исходным и важнейшим ориентиром конституционного права признается человек, его права и свободы, а общество рассматривается как основное опосредующее звено между человеком и государством. Конституционное право складывается и укрепляется в государстве, для которого характерен широкий круг не только провозглашенных, но и гарантированных прав и свобод человека, реальное народное представительство и прямое осуществление народовластия, последовательное проведение принципа разделения властей. Развитие Конституционного права возможно лишь в Конституционном государстве, являющемся реальным воплощением государства правового.

Подобные документы

    Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа. Разновидности власти. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Российской Федерации. Контроль и участие граждан в управлении делами государства. Проведение публичных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2013

    Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука, отрасль права и учебная дисциплина. Развитие науки конституционного права на современном этапе. Общественные отношения, возникающие в процессе реализации российского конституционного права.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2015

    Понятие отрасли конституционного права как ведущей отрасли правовой системы России. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, обоснование их целесообразности.

    контрольная работа , добавлен 15.01.2016

    Понятие и сущность конституционного права человека и гражданина на свободу творчества. Гарантии права и структура механизма реализации данного права. Конкретизация базовых норм права на свободу творчества в современном российском законодательстве.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Юридический состав основных форм конституционно-правовых отношений в России. Определение методов и источников государственного права. Общая система конституционного права России как науки.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Предмет, система и источники науки конституционного права Российской Федерации. Основные принципы демократии и организации власти. Соотношение конституционного права с другими отраслями права. Развитие конституционного права в России в настоящее время.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Историческое развитие принципа разделения властей. Изучение содержания принципа разделения властей как важнейшего принципа правового государства и его отражения в Конституции Российской Федерации. Система "сдержек и противовесов" государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2015

    Конституционное право как отрасль права. Функции и юридические свойства конституций, способы их принятия. Конституционное регулирование политической системы общества. Референдум как форма народовластия. Понятие избирательной системы, многопартийность.

    шпаргалка , добавлен 15.04.2012

    Понятие и структура конституционного права на судебную защиту, а также его компоненты и соотношение со смежными понятиями. Механизм реализации данного права и его отражение в Конституции Российской Федерации, закономерности обеспечения и защиты.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2016

    Сущность народовластия, формы ее осуществления. Представительные органы государственной власти субъекта РФ. Институты непосредственной демократии. Референдум и выборы. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Правотворческая инициатива граждан.

Список литературы

1. Соотношение понятий «конституционное право» и «государственное право»

Среди российских и зарубежных ученых спор о наименовании отрасли права, а также соответствующим ей науки и учебной дисциплины длится уже несколько десятилетий: «конституционное» или «государственное» право.

Однако до сих пор не выработано единство мнений по этой проблеме.

Существует три основных точки зрения (теории) на соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право:

эти два понятия являются тождественными, употребляются как идентичные;

термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым;

понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право».

Теория первая: понятие «государственное право» и понятие «конституционное право» употребляются как идентичные, отождествляются

В США, Франции, Великобритании используется термин «конституционное право».

В Германии, Швейцарии - «государственное право».

В дореволюционной России использовались оба названия (хотя собственно конституции в стране не было, что вызвало спор о понятиях).

Если считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляется тот или иной термин - «конституционное» или «государственное» право - примерно одинаков.

Выбор термина скорее диктуется национальной традицией словоупотребления.

Так, страны англо-саксонской правовой системы традиционно используют термин «конституционное право». Они связывают его применение с утверждением в этих странах в 19 веке конституционного государственного строя, основными признаками которого являются:

приоритет прав и свобод человека и гражданина;

судебная защита этих прав;

разделение властей и др.

Для стран германской системы характерно употребление термина «государственное право».

Теория вторая: термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым

Понятие «конституционное право» связывается с наличием в государстве конституции как Основного закона страны, конституционного государственного строя. На основе именно конституционных норм формируются все государственно-правовые институты.

Понятие «конституционное право» призвано повысить роль и значение Конституции, уважение к ней.

Например, после 1917 года название «государственное право» стало более распространенным в России по двум причинам:

малозначительная и формальная роль социалистической конституции 1918 года;

тотальное огосударствление всех сфер общественной жизнедеятельности.

Сегодня сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право».

Большинство обозначают основополагающую отрасль правовой системы «конституционное право» независимо от того, существует ли в стране конституционный государственный строй или нет.

К тому же для неспециалистов термин «конституционное право» является более доступным. Именно это понятие ассоциируется у них с конституционализмом и демократией.

Германский ученый Хессе объяснил примат понятия «конституционное право» над понятием «государственное право» следующим образом:

поскольку конституция как Основной закон страны не ограничивается установлением основ только государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (собственность, брак и т.д.), постольку «конституционное право» шире понятия «государственное».

Теория третья: понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право»

Ученые по-разному аргументируют эту концепцию.

Во-первых, например, в Германии для обозначения учебной дисциплины часто используются термины «государственное право» или «публичное право», которые охватывают в том числе и конституционное, и административное, и некоторые другие отрасли права. Конституционное право в данном случае часто характеризуют как составную часть, центральную сферу государственного права.

Во-вторых, не все правовые нормы, регулирующие те или иные аспекты общественной жизни, имеют отношение и нашли закрепление только в Конституции. В Основном законе нет огромного количества государственно-правовых норм: государственно-процессуальных норм, многих норм о статусе депутата, многих норм об избирательной системе, норм о положении органов государственной власти субъектов федеративного государства и т.д.

Итак, на современном этапе многие ученые так и не найдя единого решения по вопросу наименования отрасли, используют двойное название «конституционное (государственное) право».

2. Конституционное право - отрасль права: понятие, предмет и метод правового регулирования

Конституционное право как отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные основополагающие общественные отношения, складывающиеся в сфере основ:

правового статуса личности;

государственно-территориального устройства (федеративного устройства);

В основу деления права на отрасли положены два критерия:

) предмет правового регулирования;

) метод правового регулирования.

Из курса теории права известно, что предметом любой отрасли права являются общественные отношения, на которые распространяют свое действие нормы данной отрасли права.

Предмет правового регулирования отрасли конституционного права отвечает на вопрос:

Что регулирует данная отрасль как совокупность правовых норм?

Из определения отрасли конституционного права следует, что предметом ее правового регулирования являются наиболее важные основополагающие общественные отношения, складывающиеся в сфере основ:

государственного (конституционного) строя;

правового статуса личности;

государственно-территориального устройства;

организации и деятельности органов государственной власти;

организации и деятельности органов местного самоуправления.

Необходимо отметить, что предметом правового регулирования отрасли конституционного права являются только фактические действующие и основополагающие общественные отношения.

Метод правового регулирования отрасли конституционного права - это совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения и их участников.

Метод правового регулирования отрасли конституционного права отвечает на вопрос: каким образом нормы права регулируют (воздействуют) на общественные отношения и их участников?

Методы правового регулирования отрасли адекватны приемам и способам правового воздействия.

Конституционно-правовые нормы могут оказывать следующие виды воздействия на общественные отношения и их участников:

управомочивающее;

обязывающее;

дозволяющее;

запрещающее и т.д.

3. Конституционное право - учебная дисциплина

Конституционное право как учебная дисциплина - это совокупность правовых знаний о конституционном праве как отрасли и как науке.

Из науки конституционного права учебная дисциплина черпает разрабатываемые ей теоретические определения, классификации - теорию вопроса.

Из отрасли конституционного права учебная дисциплина берет умение применять на практике конституционно-правовые нормы, законы - практику вопроса.

Учебная дисциплина конституционного права преподается во всех юридических ВУЗах и факультетах.

Универсальным отражением системы и содержания учебного курса (дисциплины) является учебник.

В общем, структурном виде некоторые ученые говорят о следующей системе учебного курса (дисциплины) конституционного права:

) основы теории конституционного права, которые включают учение о предмете, методе, источниках конституционного права, о конституционно-правовых нормах, правоотношениях и т.д.;

) общая часть, которая анализирует основы государственного конституционного строя, государственно-территориальное устройство, основы правового статуса личности, основы организации и деятельности органов государства;

) особенная часть, которая рассматривает особенности механизма организации и деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом,

основы теории конституционного права и общая часть содержат положения и нормы, которые являются стабильными, они не подвержены частым сиюминутным изменениям;

особенная часть - содержит нормы более гибкие, переменчивые.

конституционный государственный право власть

4. Общая характеристика Конституции Российской Федерации

Основы государственного (конституционного) строя - это система конституционных устоев государства и общества и возникающих в их сфере общественных отношений как предмет конституционно-правового регулирования.

Любое государство действует на общественные отношения через систему органов или учреждений, которые в своей совокупности образуют государственный механизм.

Государственное учреждение - это звено государственного механизма, не принимающее властных решений по отношению к другим лицам и обслуживающее либо население (школа, бытовая сфера), либо государство в целом (армия, полиция).

Государственный орган (орган государственной власти) - звено государственного механизма, которое создается в строго определенном порядке, наделен властными полномочиями и функциями, действует в присущих ему организационно-правовых формах для решения стоящих перед ним задач.

Отличительные признаки органов государственной власти от других организаций общества

ОГВ образуются в строго установленном законом порядке.

ОГВ наделены властными полномочиями и компетенцией, объем которых устанавливается конституцией и законами, а их сущность проявляется в том, что они имеют право принимать акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. В случае невыполнения предписаний, изложенных в актах, ОГВ наделены правом применять принуждение, которое имеет разные формы реализации.

ОГВ уполномочены государством осуществлять задачи и функции (например, Глава государства - гарант прав и свобод человека и гражданина, целостности государства; Правительство - осуществляет исполнительные функции).

ОГВ действуют в присущих им организационно-правовых формах, то есть каждый орган государственной власти по вопросам своей компетенции принимает определенные нормативные акты.

ОГВ являются составной частью единой системы государственного механизма, государственного аппарата.

Принципы формирования и деятельности органов государственной власти

Принцип законности. Каждая власть в государстве должна создаваться и действовать в строгом соответствии с законом.

Принцип демократизма. Демократизм заключается в возможности сочетания различных способов формирования и деятельности ОГВ. Демократия бывает двух видов: 1) непосредственная; 2) представительная.

Непосредственная демократия основывается на понятии народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. Народный суверенитет реализуется через референдум, выборы, общественные объединения, профсоюзы, митинги, демонстрации, шествия и т.д.

Представительная демократия, которая связана уже с деятельностью сформированных народом или иным способом органов государственной власти, основывается на понятии государственный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право государства независимо от какого-либо иного государства решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную предполагает взаимодействие государственных органов и их ограничение друг другом. Основой принципа разделения властей принято называть «систему сдержек и противовесов», которая связана с:

ограничением полномочий ОГВ и должностных лиц определенным сроком;

несовместимостью депутатского мандата с занятием другой оплачиваемой деятельностью;

правом «вето» на законопроекты;

возможностью роспуска парламента;

контролем за законодательной властью;

возможностью вынесения вотума недоверия правительству;

независимым правосудием.

По организационно-правовым формам деятельности различают:

законодательные (парламенты различных стран);

исполнительные (правительство, министерства, ведомства);

судебные (суды);

контрольно-надзорные (прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законов; счетные палаты, осуществляющие контроль за использованием финансовых средств).

По субъекту формирования:

представительные (первичные) - как правило все выборные органы;

производные (формируемые иными государственными органами) - например, парламент часто является выборным органом, который представляет интересы народа, но сам парламент участвует в назначении на должность и освобождении от должности других должностным лиц, например, главу правительства, председателя счетной палаты.

По территории деятельности:

центральные, компетенция которых распространяется на территорию всей страны;

региональные, компетенция которых распространяется на часть территории страны (субъекта федерации, земли, штата и т.д.);

местные, компетенция которых распространяется на территорию муниципального образования, округа.

По характеру компетенции:

общей компетенции - парламент;

специальной компетенции - министерство.

По способу принятия решения (осуществления властных полномочий):

коллегиальные - правительство, принимает решения всем составом правительства;

единоначальные - министерства, принимают решения единолично министры.

К понятию государственного (конституционного) строя можно подойти двумя способами:

) через системы общественных отношений, возникающих в сфере конституционных устоев государства и общества (с этой точки зрения необходимо охарактеризовать 4 группы систем общественных отношений - политическую, экономическую, социальную, духовно-культурную);

) через характеристики России как государства, закрепленные в главе 1 первой Конституции «Основы конституционного строя».

В данном случае представлена вторая точка зрения, согласно которой:

Российская Федерация - Россия - есть

демократическое государство (ст. 1 Конституции);

правовое государство (ст. 1 Конституции);

федеративное государство (ст. 1 Конституции);

государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции);

социальное государство (ст. 7 Конституции);

светское государство (ст. 14 Конституции).

Характеристики России как демократического и правового государства

приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2)

принцип народовластия (народного суверенитета) - ст. 3

верховенство права и верховенство закона (ч. 2 ст. 4, ст. 15)

принцип единого и равного гражданства (ст. 6)

идеологический плюрализм (ст. 13)

политический плюрализм (ст. 13)

Характеристики России как федеративного государства с республиканской формой правления

принцип государственного суверенитета (ч. 1 ст. 4)

единство территории РФ (ч. 3 ст. 4)

равноправие субъектов (ст. 5, глава 3)

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 11, ст. 5 ч.3, глава 3)

принцип разделения властей (ст. 10, ст. 11)

выборность и сменяемость главы государства, ограничение срока полномочий Президента (ст. 80, ст. 81).

Характеристики России как социального и светского государства

Понятие социального государства (ст. 7 ч. 1), составляющие собственно социальной политики государства (ч. 2 ст. 7); кроме собственно основ социальной политики основу социального государства составляют основы экономической политики (ст. 8, ст. 9)

Понятие светского государства (ст. 14)

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2009 - 192 с.

2.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М.: Норма, 2004 - 800 с.

.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2006 - 480 с.

.Конституция Российской Федерации: комментарий / под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: «Юридическая литература», 2008 - 624 с.

.Основы государства и права / под редакцией С.А. Комарова. М.: «Манускрипт», «Остожье», 2008 - 320 с.

Термин государственное (конституционное) право в РФ.

Термин “конституционное право” применяется в 3-х значениях:

  1. Это отрасль права в России - она регулирует общественные отношения.
  2. Это юридическая наука - она изучает саму отрасль и общественные отношения, которые данная отрасль регулирует.
  3. Это учебная дисциплина - она не изучает, а содержит сведения о науке и отрасли.

Различие Государственного права и конституционного права

1.Традиция правовых школ и правовых семей. В Анло-саксон. «Конституционное право» т.к. огромная роль отведена роли суд. Прецедентам. В Романо-герман. Правовой школе «Государственное право» т.к. основной источник гос. Права являются акты гос-ва.

3. Идеологические соображения: там где воплощается социально-правовое гос-во, то конст.право, там где большое значение имеет гос регулирование там гос. Право.

В царской России было государственное право.

В 38г на съезде юристов был поставлен вопрос вопрос о восстановлении гос права (после революции оно было отменено).Выходит первый учебник по государ праву. А в 1975-Русинова выпускает учебник «Советское конституционное право».

Сторонники термина гос. Право утверждают, что к гос праву относится не только конституция, а противники-фактич. Констит-это гос строй→констит право.

Государственное (конституционное) право как отрасль права РФ: понятие и предмет.

Гос. Право как отрасль рос. Право. Отрасль регулирует (не изучает). Гос право состоит из норм права т.е. из отдельных правил поведения. Гос. Правовоые нормы-это правила поведения общего характера регулирующие гос правов отношения. Гос правов. Нормы объединяются в гос правов институты. Гос правов институты объединяются в подотрасли гос права. Подотрасли в совокупности образуют орасль гос права в целом. Другое значение гос право как отрасль законодательства. Законодательство-внешняя форма существования отрасли права. Она обеспечивает существование гос правовых норм.

Гос право как отрасль законодательства состоит из статей. Эти статьи могут объединятся в институты закон-ва, подотрасли закон-ва, отрасли закон-ва. (Законодательство совокупность источников права: законы, подзакон акты, договора) В узком значении закон-во-законы и подзаконные акты.

Предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования отрасли государственное права РФ. Это государственно-правовые отношения, если сказать совсем примитивно. Есть точки зрения, что это отношения власти, но этот подход не вносит конкретики. Для предмета этой отрасли характерно:



1. Что признак властности не единственный.

2. Участие в этих отношениях органов государственной власти.

3. Связан с особым регулированием в государственно-правовых отношениях, которые регулируются преждевсего

конституцией и законами, а кроме того и указами президента и постановлениями палат Федерального собрания президента.

4. Специфика состоит в том, что они [отношения]складываются по поводу реализации народного суверенитета или

народовластия.

Предмет гос права выстраивается из:

Принцип конст строя (достаточно условно выделяется)

Взаимоотнош-ия индивида и гос-ва

Политико-территориальное устройство и форма гос единства России

Избирательное право и избирательная система

Система высших органов гос власти (президент, фед собрание, правит-во, органы правосудия и прокурорский надзор)

Констит основы власти в субъектах РФ и конституц основы местного самоуправ-ия

Государственное (конституционное) право РФ как отрасль российской юридической науки: понятие, предмет, объект научного исследования.

Гос право как отрасль юр науки изучает:

Гос-правов отношения

Саму отрасль гос права.

Практику применения гос правов. Норм

Выевляет правовые проблемы.

Разрабатывает вопросы совершенствования гос права и гос правовой жизни.

Наука гос права состоит из взглядов, теорий, концепций. Оперирует гос-правов терминами, конструкциями и категориями.

Наука гос права делится на отрасли и подотрасли. Отрасли гос права как система норм.

4. Государственное (конституционное) право РФ как учебная дисциплина.

Гос право как учебная дисциплина. Она содержит сведения об отрасли права, закон-ва, науки гос и права, необходимых для подготовки юристов с высшим образованием



Виды гос-прав норм

Государственно-правовая норма это правила поведения общего характера, изданная и гарантированная государством с целью регулирования народовластия. Она имеет свои особенности:

1. Государственно-правовая норма регламентирует отношения по реализации народного суверенитета.

2. Государственно-правовая норма как правило содержится в законах и изредка в подзаконных актах.

3. Государственно-правовая норма является правовой основой деятельности нашего государства в целом.

4. Государственно-правовая норма имеет специфику закрепленную в нормативных актах, т.е. в науке. Государственно-правовые нормы не полноценные, в них диспозиция или гипотеза и диспозиция. Но на самом деле всене так,на самом деле путают норму и отражение нормы в статье закона (отражение может быть более или менее полным). Нормы государственно-правовые могут иметь бланкетный и отсылочный характер. Отсылочный - разные части нормы содержатся в других статьях тогоже нормативного акта. Бланкетный - разные части нормы находятся в других нормативных актах.

Этапы развития кон-ии РФ.

2) 1918-по сей день кодифицированный этап конституции России.

В зависимости от социал сущностиполит власти 2-й этап можно поделить на:

1) сер 18-36г диктатура пролетариата

2)1936-1977г период гос-ва трудящихся

3)1977-1993 период общенародного гос-ва

4) 1993-… период демократич реформ либерально-демократич гос-ти в России.

Кон-ия 1918 г. Оставила не однозначный след в истории

Кон-ия 1936/37 ликвидировала диктатуру пролетариата. Уравняли в правах рабочих и крес-н. отменила систему съездов советов. Прописали права и свободы..

Конс-ия 77 СССР и 1978 РСФСР критиковали за положения развитого социализма, руководящую роль КПСС и т.д. руководящая роль партии признак фашисткого гос-ва

Ст 6 кон-ии говорила, что КПСС является ядром полит системы и руковод направляющей силой об-ва. Правящая партия всегда является руководящей направляющей. Но ядром никогда не является. Таким ядром является гос-во. Кон-ия утверждала гос-ую общенародную собст-ть, что являлось нарушением граж-го права. У гос-ной и общенарод соб-ти разные собственники. Гос соб-ть, кот владеет/пользуется гос-во; общая соб-ть, кот владеет все население страны (может на долях и т.д.).сформировались разные производительные силы (ручной труд). Кон-ия утверждала, что в СССР сформировался один народ. Это было не наэтнич основе, а на единстве территории, единстве полит власти, един эконом системы и граж-ва т.е социал-полит об-ть

Общая хар-ка кон-ии 1993

Кон-ия состоит из преамбулы и 2-х разделов. Преамбула-вводная статья в кон-ию. В миров практике по данному? сложилось различ точки зрения. Есть преамбулы, кот содержат юр нормы. К таким относят кон-ию Болгарии 1946г. Первые советские кон-ии содержали в преамбулах юр нормы. По другому подходу-в преамбулах содержаться сведения историко-полит и справочного хар-ра (цели, условия принятия кон-ии). Преамбула кон-ии необходима т.к. это не только правовой но и полит документ, но содержать юр нормы не должна.

Раздел 2-й кон-ии РФ называется заключит и переход положения т. К. Кон-ию принимали референдумом, а 2-й раздел вводит кон-ию в действие, то без него обойтись нельзя. В других странах введение кон-ии в действие обеспечивает специальный закон.

В наше время раздел 2 утратил свое значение кроме пунктов 1 и 2.

1 глава (основы конституционного строя]. Основами можно назвать кодифицированный нормативный акт, закрепляющий принципы правового регулирования в той или иной сфере. Основами конституционного строя является конституция в целом, поэтому первую главу следовало бы назвать (принципы конституционного устройства или принципы государственно-правовой организации]

2 глава (права и свободы гражданина и человека] посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида. Юридически не корректно закреплять в конституции права и свободы человека. В государстве нет человека (есть гражданин, лица без гражданства, иностранные граждане) и следует говорить правовом статусе гражданина. Правильно назвать эту главу конституции было бы (конституционный статус индивида в РФ].

3 глава (федеративное устройство] без комментариев.

4 глава (президент РФ; без комментариев.

5 глава (Федеральное собрание] без комментариев.

6 глава (правительство РФ] без комментариев.

7 глава (судебная власть] не надо было включать статью о прокуратуре, поскольку она не принадлежит к судебной власти, наиболее подходящее название (правосудие и прокурорский надзор]. Статья о прокуратуре попала туда исключительно стараниям Казанника т. К. Проект вообще не предусматривал статей о прокуратуре.

8 глава (конституционные основы местного самоуправления] без комментариев.

9 глава (внесение поправок и изменений] без комментариев.

У нашей конституции комбинированный порядок изменения, это сделано дам обеспечения максимальной ее стабильности. Нормы нашей конституции имеют единую юридическую значимость. Главы с 3 по 8 могут изменяться Федеральным Собранием, главы 1, 2,9 изменяются конституционным собранием. Но пока у нас нет закона о конституционном собрании, хотя проектов было очень много, среди них можно выделить следующие направления:

Традиционный американский манер, т.е. собрать самых выдающихся представителей юриспруденции и на их базе создать

конституционное собрание. Положительное в этом то, что конституцию будут писать (изменять) не для себя. Минус этой идеи v для обеспечения беспристрастности юристов необходимо ограничить их политическую активность, что будет ущемлять их права.

Оставить Федеральное Собрание ядром, дополнить его конституционным собранием, добавить туда судей и еще много кого из

власти. Но при такой организации, конституцию будут писать для себя, и ни чего путного из этого не выйдет.

Его надо избрать заново.

1,3 варианты наиболее уместны. Единое пожелание, чтобы было в Конституционном собрании как можно больше юристов, хота там нужны экономисты и прочие. Нельзя в собрание включать людей, которые были наказаны за какие-либо преступления, они всегда будут озлоблены на власть (кроме редкого исключения), и объективного отношения опять не будет. Предусматривается референдум. Процедура изменения с главы с 3 по 8 изменяется федеральным собранием в порядке предусмотренном конституционным законом, но с одним дополнением (требуют одобрения 2/3 субъектов федерации). Если же надо изменить главы 1, 2, 3 Федеральное собрание прекращает свое действие и начинает действовать Конституционное собрание.

Понятие кон-го строя.

Общ-нный стой-фактич кон-ия об-ва т.е. реальное соотношение социал сил и основанная на нем система институтов соц направления.

Гос строй-форма гос-ва. Это форма правления, гос единства и полит режим.

Конст строй-разные подходы Румянцев считает, что кон-ый строй это такое гос-обществен единство, при кот воплащается и реально существуют принципы правового и социал гос-ва.

Т.е. плюрализм форм соб-ти и плюрализм в пол-ке права чел-ка, гос защита этих прав и свобод вплоть до судебн защиты, социал защита.

Кон-ый строй это форма. За основу надо брать наличие в гос-ве юр кон-ии, кот обладает высшей юр силой, это реальная кон-ия. Под кон-ым строем мы понимаем гос строй в стране с реальн кон-ей. Кон-ый строй может быть правовым (справедливым), где воплощается принцип правового социал гос-ва и наоборот.

Соотношения понятий кон-ый строй и законности.

Эти понятия близки. Законность-верховенство закона, обусловленная с законом деятельность всех внутри гос-ва. Конституц-это такая законность, во главе кот стоит кон-ия в форме основного закона.

Принципы кон-го строя.

Существует мнение, что эти основы кон-го строя перечислены в ст1ч1гл1. но поскольку там не перечислены такие важные принципы как суверенитет, то эта статья содержит общую политико-юрид хар-ку госуд-ти, а не принципы конст строя.

Принципы:

Приоретет высшей ценности прав и свобод чел-ка и граж-на (ст2). Речь идет о правах и свободах идеала, кот нигде не реализуется. При возникновении коллизий, когда с одной стороны меры возможного поведения индивида, а с другой-меры возможного поведения других субъектов, то надо принять такое решение, по кот выиграл бы права и свободы чел-ка. Так же когда с одной стороны право, а с другой обязанности, то решение в сторону права (в идеале). Этот приоретет соблюдается при прочих равных условиях:

А) если реализация прав и свобод конкретным субъектом не нарушает права и свободы других субъектов.

Б) признание прав и свобод означает, что гос-во провозглашает данные права и свободы в кон-ии и др отраслев закон-ве.

В) соблюдение прав и свобод означает, что гос-во в своей целос-ти способствует реализации прав и свобод и не нарушает их.

Г) защита прав и свобод означает, что гос-во применяет воздействие, юр санкции к тем, кто посягает на права и свободы.

Теория прав и свобод чел-ка.

Теория прав и свобод чел-ка является составной частью инст-та конституц статуса физ лица среди субъектов гос права и участников гос-прав отнош-ий. Статус-форма имеет содержание, что является элементом состава статуса. Первичное содержание статуса-состав, в кот входят субъекты, объекты, принципы статуса, меры возможного и должного поведения субъектов (содержание статуса 2го порядка), гарантии статуса (спорный вопрос. Гарантии бывают разные. Одни гарантии-организ юр меры со стороны гос-ва они в статус не входят и имебт внешний хар-р, а гарантии в виде дополнит прав входят в состав статуса физ лица-право на судеб защиту и т.д.)

Субъектом статуса физ лица используются термины: личность, граж-н, чел-к, иностранец, лицо без граж-ва, лицо с множествен граж-вом.

Чел-к-категория биологическая и международ правовая. Если исходить из международного права, то статус чел-ка можно понимать как некий идеал правового положения физ лица, признанный миров сообществом, к установлен кот стремится каждое гос-во (но он не достижим). Если исходить из биологич понимание чел-к-это хорошо организованное животное. Выделяют 3 права: право на жизнь, право на сохранение популяции, право на охрану здоровья.

Личность в отличии от чел-ка имеет не только права но и обязанности. Круг прав у личности намного шире т.к. личность это чел-к, кот осознает себя в об-ве и об-во вокруг себя. Личность осознает свои действия и их последствия. Личность руководит своими действиями следоват-но личность обладает более широким кругом прав и обязанностей. Личн-ть подлежит ответственности. Лич-ть и чел-к категории не юрид. Такими категориями является граж-н гос-ва (лицо кот обладает граж-ом данного т гос-ва), иностран граж-н (лицо кот находясь в данном гос-ве не обладает его граж-ом, но обладает док-вом о принадлежности граж-ва к другому гос-ва), лицо без граж-ва (лицо кот не имеет док-ва граж-ва ни одного гос-ва), лицо с множеств граж-вом (лицо кот является граж-ном нескольких гос-в). Термин чел-к в междунар праве охватывает все вывшее перечис категории.

Объект статуса

Понимаются все ценности, кот становятся доступны лицу обладающим ….

Физ лица в узком смысле являются меры возможного поведения:

1) права и свободы, устанавливаются законом меры возможного поведения физ лица.

В констит праве под правами понимаются меры возможного поведения, кот реализуются в конкрет правоотн. Под свободами-меры кот реализуются вне конкрет правоотнош. Под реализ праввот-ий необходимиа процедура реализации (т.е. опосредовано). Свободы реализуются непосредственно т.е. не надо процедуры. Права реализуются при волеизъявлении другого субъекта. При реализации свобод такого нет. Наличие права подтверждается специал документом. Реализации права требует большего объема нормативн регулирования. Свобода м/б использована как мера защиты того права, кот по вашему мнению нарушено.

2) законные интересы общие с правом и свободой в том, что право и свободы юр определены (прописаны в кон-ии). Закон. Интерес в норме не прописывается. Меры поведения бывают разрешительными и свободными. Интерес субъекта-осозная им потребность саморазвития в конкретн напрвлении. Потребность-объективна, интерес-субъективен. Притязания- что субъект захотел получить. Гос-во оценивает притязания с позиции пользы об-ву. Те притязания, кот основаны на базе позитив права, гос-во оформляет их виде юр прав и свобод (наиболее важные интересы). Те интересы, кот имеют значения для всех и обеспечиваются гос-вом провозглашаются виде обязанностей. Обязанность-это установленная в законе мера должного поведения субъекта. Актив обязанть требует определ действий от субъекта и реализуется в конкретном правоот-ии. Пассивная обязанность-воздерживаться от действий, с негатив последствиями. Есть такие ценности и интересы, кот гос-во безразлично или не успело зафиксировать, а так же на них нет запрета, то они осуществляются в рамках свободной модели поведения. Законные интересы-меры возможного поведения, кот не прописаны прямо в законе, но и не запрещены им и не нарушают права и свободы других субъектов. В разрешител модели можно делать только то, что разрешено законом. В условиях демократ гос-ва-это модель применима лишь к юр лицам, гос власти, органам местного самоуправлен и хоз субъектам. В условиях тоталитарного гос-ва разришительная модель охватывает и физ лиц.

Принципы правового статуса индивида (физ лица).

Эти принципы перечислены в статьях 17-19 кон-ии РФ. Еще надо обратить внимание на ст6 кон-ии РФ. В ней сказано, чтокаждый граж-н РФ обладает равными правами и свободными и равными обязанностями (принцип юр равенства). В ст 19 говорится только о равноправии. Равноправие-это юр равенство прав и свобод, но не обязанностей. Юр равнопр-ие-лишь один из возможн элем-тов юр равенства. Самый главный принцип физ лица-это принцип юр равенства граж-н (ст6). Существование 2-х отдел принципов обусловлено тем, что есть разные категории граж-н (иногстран, лица без граж-ва, граж-не), кот обладают разными правами обязанностями. Принцип юр равенства распространяется только на граж-н, а юр равн-ия на иностранцев. Юр равен-во может быть, а может и не быть у граж-н, иностранцев, лиц без граж-ва, соответственно не м/б юр равноправия.

Ст.19п.1: все равны перед законом и судом. (термин все следовател и граж-не и неграж-не, формулировку нужно толковать разрешительно: включить под законные акты, все равны не только перед судом, но и перед органами публич власти.).

Ст19п3: муж и жен имеют равные права и свободы и равные возможн их реализации. (надо толковать с уменьшением объема т.к. говорится не только о юр возможностях, но фактич возможностях, только равенство юр имеет место быть).

Ст19п2: гос-во гарантирует равен-во прав и свобод чел-ка и граж-на независимо от пола, расы,……

Юр гарантировать ценность-это запретить ее нарушать и установить санкции за данные нарушения. 11 позиций в списке прописаны конкретно, а 12 позиция согласно перечню любое ограничение противоправно. С точки зрение юр логики должны провозглашаться ценности и запрещение их нарушений. В первом предложении статьи перечень открыт, во 2-м, где содержаться запреты-закрыт. Кон-ия не дает реальных гарантий равноправия. Эти признаки кот перечислены во 2-м предложении невозможны иметь ограничения. А другие признаки (1 предложение), кот не вошли в это предложение на основании ст 55ч3 ограничиваются:

Только в соответсвии ФЗ, только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конст-го строя, нравственности, здоровья и законных интересов др лиц, обеспечения обороны страныи безопасность гос-ва. Гос-во должно заботиться о правах своих граж-н т.е. права охраны рос. Граж-н являются приоритетом охраны.
в ст17 утвер-ся принцип признания и гарантированности прав и свобод согласно общепринятым нормам международ права и настоящ кон-ии.

Если в ч1 сделать вывод, то при рассмотрении любого вопроса надо смотреть нормы международ прав, потом рос право. Если есть коллизии то приоритет международного права. Неотъемлемость и принадлежность каждому от рождения основных прав и свобод (п2). В этом принципе находит проявление прин гос права. Никак нельзя лишить чел-ка права и свободы. Права и свободы провозглашаются кон-ей; права и своды необходимый минимум мер возможного поведения физ лиц, без кот не возможно его развитие. По Симонову права и свободы-это закрепленные в кон-ии меры возможного поведения физ лиц, без кот не возможно его дальней развитие.

Ваше права заканчиваются там, где начинаются права другого индивида.

Ст 18. закрепляет принципы непосредственного действия прав и свобод и принцип реального действия. в 1-м предложении говорится о непосредственном действии во 2-м реальное. Не сами права и свободы, а констит нормы о правакх и свободах действуют прямо. Права действуют опосредованного, кроме тех случаях когда нет процедуры.

Гарантии статуса физ лица

Гарантии меры обеспечивающие реальное существование прав и свобод физ лица в целом.

Гарантии делятся на

1) фактич, кот хоть и не закреплены в законе, но реально существуют.

2) Юр гарантии-это совокупность норм права, кот закрепляют установлен гос-вом мере по защите статуса физ лица

Юр гарантии по своему содержанию делятся на

1) материальные-закрепленные в юр нормах ценности, подлежащие охране и защите.

2) Процедурные –гос правов закрепление механизма реализации статуса физ лица.

3) Процессуальные-закрепление в законе мер по защите нарушенного статусафиз лица.

В лит-ре нередко отождествляются процессуальные гарантии и процедурные.

По источнику закрепления гарантии дел-ся на:

1) конституц.

2) Гарантии кот содержаться в законах-фкз, фз, в законах субъекта фед-ии.

По объему гарантии дел-ся на

1) общие гарантии-все меры поведения, всего статуса в целом, для всех его носителей.

2) Специальные-кот распространяются на опред круг лиц (специал субъекты) (различ виды льгот)

3) Институциональные-кот распространяются на определ иституциональн группу.

4) Эксклюзивные-кот гарантируются на отдел лиц персонально.

5) Частные-кот распространяются на конкрет меры поведения (гарантии права на жизнь,труд, обучение).

По хар-ру мер обеспечения гарантии дел-ся на

1) Экономико-юрид.

2) Политико-правов

3) Социал-правов

4) Культ-правов

55. Гражданство общие вопросы .

Это принцип взаимоотношения индивида и гос-ва. Гос-во не одинаково относится к людям.

1) наличие взаимных прав у гос-ва и физ лица

2) наличие взаимных обязанностей между ними

3) наличие взаимной ответсвенности.

Если такие 3 элем-та присутствуют во взаимоотношен-х у людей и гос-ва, то таких людей можно назвать либо подданными (права и обязанности перед личностью монарха, подданство прежде всего определ на обязанности лица перед монархом) либо граж-н

В вопросе о граж-ве сложилось

1) граж-во это принадлежность лица к об-ву или гос-ву, (нельзя говорить о принадлежности т.к. это категория гражд-правов т.к. она означает собственность т.е гос-во владеет и расп-ся граж-ном, вне гос-ва граж-на не существует (при минит и к об-ву).

2) Граж-во-это правоотношения. Правоотношения требуют чтобы участник правоотнош-ия был дееспособным, но они не учитывают статус граж-на, след-но, не корректно.

3) граж-во-это особая политико-правов связь гос-ва, кот служит юр предпосылкой появлению статуса граж-на.

(граж-во только политико-правовая связь т.к. наличие граж-ва является суверен признаком гос-ва, что есть политико-госудкатегория).

Закон РФ о гражданстве 1993 г говорил:

Граж-во-это особая политико-юрид связь гос-ва и лица, кот обладют взаимными правами, обязанностями, ответственностью.

Действующий закон говорит только о взаимных правах и обязанностях и усматривает лишь юр связь. Гос-во имеет право расширять в своих законах содержание международ-прав нормы и конретиз их.

Гос-во и полит партии.

Гос-во-ядро полит системы, концентрирует функции полит сис-мы, обладает суверенитетом, власть гос-ва-формально определена и универсальна (т.е. властные решения воплощаются в юр нормы и обязательны для всех субъектов на территории гос-ва), применяет меры принуждения.

Полит партии можно квалифицировать по разному:

Корпаративные (жесткая структура и персональное членство).

Парламиентские (нет индивидуального членства)

Могут привлекаться сторонники партий на выборах.

Так же партии делятся (по членству) дел-ся на:

Персональные

Коллективные т.е. участие в партии других организаций.

Асоотивные-состоят главным образом из коллективных субъектов

Полное членство

По территориальному-полит организации

Национальные, кот действуют на территории одного гос-ва

Интернациональные-на территории нескольких гос-в

По отношению к власти

Правящие, кот формируют прав-во. В парламентс-ой рес-ке та, котимеет большенство в парлам-те. В президентской-та кот привела президента к власти. В смешенных рес-ах могут быть и 2 правящие партии.

Оппозиционные партии т.е. кот не учавствуют в формировании правительства. Парламентские-т.е кот в парламенте, но не в большинстве; внепарламетские, те кот в парл-те но не в боль-ве. Внепарламентские, т.е. те кот в парламент не вошли.

Парламентская оппозиция формирует теневой кабинет. Если вдруг эти партии приходят к власти то теневой кабинет становится кабинетом министров.

Решения правящих партий прямым действием не обладают. Эти решения проходят через законодател процесс.

Правящ полит партия-направл силаполит системы и всего об-ва в период нахождения у власти

Принципы полит системы.

1) принцип идиологич многообразия. Никакая идеология не может быть установлена общеобязательной (ст.13 кон-ии) никакая идеология не может быть установлена в качестве обязательной. Гос-во это полит механизм, кот должно иметь свою гос идеологию. Гос идеология должна быть: гос патриотизм; взаимная защита и ответственность гос-ва и граж-на.

2) Принцип полит многообразия. Наше гос-во понимает это в узком смысле: многообразие деятельности обществен объединений и партий (ст13).наибольшими правами обладают полит партии, хотя кон-ия провозглашает равенство.

Партии, с одной стороны это самоуправляемое объединение людей, с другой близость к власти. Деятельность фактически действия общественных орган-ий и отдел его членов противоправного хар-ра.

3) принцип светского гос-ва. Существует несколько видов взаимоотношения церкви и гос-ва:

– в клирикальных гос-ах нет гос органов как таковых, их деятел заменяют гос органы.

В теократич гос-ах существует и гос власть и церковн власть. Все назначения на гос долж-ти проходят предворител санкционирования с церквью. Глава церкви выше главы гос-ва.

Гос-ва с протекториатом гос-ва над церковью 2 власти светская и церковная. Вышая власть-светская, кот назначает церковн деятелей.

Светское гос-во церковь и гос-во существуют независимо друг от друга. (независимость эта условная). Гос органы и церковн органы формируются без формал зависимых санкций. Гос-ое и муниципальное образование отделено от церкви (т.е. нет религиозных предметов). В условиях светского гос-ва именно гос-во должно взять в свои руки моральное развитие всего об-ва. Моральн устои об-ва имеют коллективн хар-р. Никакая религия не может быть ущемлена гос-ом.

68. Государственный суверенитет .

Субъектом гос суверенитета является гос-во в целом, оно носитель гос-го сувер-та. У гос-ва суверен-т присутствует в единственном числе. Гос сувер-т имеет 2 сферы реализации: внешн и внутрен.

Как качественное состояние сувер-т это форма, содержанием кот является гос-но властные полномочия. Гос сувер-т-неотъемлемый, качественный признак гос-ва. Гос-во в лице его органов:

Верховно внутри гос-ва

Независимо на международ арене

Едино в выражении властной воли.

Есть другая интерпретация, кот подменяет гос-во на гос власть. На бытовом уровне различий нет. Хотя власть гос-ая сама по себе не существует. Без гос-ва не может быть гос власти. Верховенство гос-ва может быть только внутри страны, на международ арене этого быть не может. Независимость гос-ва только на международ арене. Гос власть внутри страны зависимо от воли народа. Единство гос воли означает, что решения гос-ва должны учитывать интересы бол-ва об-ва, власть осуществляется на основе единых принципов, гос власть осуществляется через единую систему гос органов, кот предполагает:

Подчинение ниже стоящих вышестоящим органам

Нижестоящие органы в праве контролировать деятельность вышестоящих органов и обжаловать их неправомерные решения в соответствии с законом.

Гос органы представляют аппарат кот осуществляет конкрет функцию.

Гос органы не имеют права подменять друг друга и дублировать функции, но могут контиролировать друг друга.

Симонов считает, что власть делить нельзя (по поводу разделения властей) делить необходимо гос функции и сферы их реализации. В кон-ии власть делится на исполнител, судебн, законодат. Это утверждение устарело надо

1)функциональное разделение сфер гос власти

Т.е. органы деляться на:

Законодательн органы

Исполнител органы

Судеб власть(судебн сфера реализации гос власти)

Прокурорский надзор, кот существует самостоятел в РФ на уровне самостоятел гос органа в лице пркуратуры.

Президент (ст 80 кон-ии) орган кот координирует и направляет работу гос органов, т.е. координационной сферы гос власти.

Центробанк орган эмиссионной сферы гос власти

Избирательн комиссии

Есть нарушения полномочий властей например импичмент президента т.к. это

Судебная процедура но решает ее парламент.

Разделение властей является одной из форм разделения труда и управленческом процессе в этой связи является закономерным явлением.

Властные функции каждого вида и каждого уровня должны осуществляться обособленно или относительно автономно системы государственных органов.

Каждая сфера и уровень реализации государственной власти должны иметь собственные предметы ведения и полномочия. Государственные органы разных ветвей и уровней власти должны оказывать влияние друг на друга с целью создания системного единства власти и предотвращения ее узурпации. Идеальной схемы разделения властей нет. В нашей стране можно выделить также более 4-х сфер власти:

1. Функциям, каждая функция осуществляется своей группой государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной). В 17 в. говорили именно об этих 3-х сферах, сегодня говорят о 4-х, а, например, в Португалии выделяют 8-9 сфер. Юридические знания развиваются в как общем так и з частности. Например, к какой сфере отнести прокуратуру. У нас в конституции ее отнесли к судебной власти, это было заимствовано их предыдущих конституций. Нерсесянц говорит, что прокуратура относится к исполнительной власти, но она не подчинена государству, т.е. занимает не правовое положение.

2. Органы прокурорского надзора являются обособленной сферой реализации государственной власти.

3. Президент - глава государства, но он не является в чистом виде главой исполнительной власти, а скорее всего имеет функции координационные.

4. Центробанк, однако в систему правительства он не входит, не подчиняется главе исполнительной власти. Центробанку принадлежит сфера деятельности денежно-эмиссионная.

5. Избирательные комиссии. Это обособленные государственно-общественные органы. Но это название происходит из способа формирования, а по функциям у них своя сфера отдельная или полу отдельная.

6. Пресса. Очень трудно назвать отдельной сферу реализации политической и государственной власти, т.к. она не принимает юридически значимых предписаний. СМИ (средства массовой информации) обеспечивают деятельность государственных органов или зависят от государства (дотации, договор о совместной деятельности). Но, все-таки, СМИ считать отдельной сферой деятельности нельзя

Разделение властей это 5 глобальное разделение труда

2)уровневое деление а)общефедерал уровень

Б)региональны уровень

В) муниципальный (локальный уровень реализации гос власти, когда на муниципальн уровне образуются гос органы.

Одни говорят, что уровня 2: общегосударственный и уровень субъектов РФ. Другие считают, что есть 3-й уровень - это местное самоуправление осуществляемое аппаратом местного самоуправления и муниципальными служащими. Местное самоуправление должно быть одноуровневым, производить за счет местного бюджета решение вопросов под собственную ответственность. Такими органами могут быть комитет общественного управления, сельские старосты, председатель квартального комитета и т.д. Это западный взгляд на данную проблему. Парижская коммуна, на их взгляд, была идеалом схемы местного самоуправления. Причем работа в органах местного самоуправления добровольная и без отрыва от основных занятий. В РФ муниципальные служащие ничем от государственных не отличаются. Действительно существует 3 уровня управления, но местное самоуправление находится в некотором обособленном состоянии

Компетенция гос-ва

Совокупность прав, обязанностей, полномочий гос-ва в лице его органов осуществляемых

Полномочия гос-ва:

1) полномочие-это совокупное прав и обязанностей

2) особая разновидность мер поведения гос органов, кот являются и правами и обязанностями.

Предмет веления-круг вопросов, по кот гос орган реализует свои права и обязанности.

Минимум компетенции, без кот суверенное гос-во не может существовать образуют суверенные принципы гос-ва

1) учредительная власть, т.е. кот устанавливает общественно значимые ценности и защищает их

2) собственная территория, как пространственный предел

3) территориальное верховенство гос-ва

Власть в гос-ве распространяется на всю территорию

Территория гос-ва не может меняться без его согласия.

4) наличие кон-ии и отраслевого законодат-ва

5) наличие собственной системы гос органов, решения кот имеют прямое действие на всей территории гос-ва

6) наличие собственного граж-ва и право решать? с приобретением/утратой его.

7) наличие собственн бюджета, гос собственности, источника их формирования

8) наличие собственной денежн и эмиссионной еденицы

9) наличие вооруженных сил

10) осуществление дипломатич деят-ти (посольства, кон-ва) признания гос-ва суверенным другими гос-вами

11) наличие собствен гос символов (гербы, флаги, столица)

Любое ущемление ведет к уничтожению гос-ва. Гос-во добровольно может пойти на ущемления этих признаков (пр. конфедерация). Но гос сувер-т не утрачивает, а перераспр

Конституционное право или государственное право? Спор о терминах

Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба термина: конституционное право и государственное право.

Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и во Франции, например, применяется термин «конституционное право», а в Германии, тоже демократическом правовом государстве, - «государственное право». В России в дореволюционный период использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что и тогда вызывало спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным скорее всего из-за малозначительной и формальной роли социалистических конституций и тотального огосударствления общественной жизни.

В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.

Социальная природа российского конституционного права

Марксистская теория государства, долгие годы господствовавшая в нашей стране, исходила из классового понимания государства и права, считая сущностью конституционного права закрепление диктатуры, или «ведущей роли», одного класса. Тоталитарное государство таковым и было. Но демократическое государство не может быть классовым, ибо демократия и классовые привилегии несовместимы. Поэтому в наше время стало бессмысленным выявлять «классовую сущность» конституционного (государственного) права, как это делалось государствоведческой наукой в тоталитарный период. В нынешнем российском обществе, постепенно приобретающем черты современного гражданского общества, существуют различные классы, но все граждане, независимо от социального положения, пользуются равными правами и возможностями.

Поэтому сущность природы конституционного права, как и всего российского права в целом, состоит в социальном плюрализме, т. е. в возможности для всех классов и слоев общества в равной мере участвовать в формировании органов государства и влиять на его политику. Это влияние оказывается посредством конституционноправовых институтов, через СМИ, политические права, общественные объединения и лоббистские организации. Конституционное право закрепляет права этих объединений граждан, создавая условия для постоянного контроля общественностью деятельности государственных органов, что в сочетании с демократическими правилами их избрания должно исключить возможность использования власти в эгоистических интересах отдельных социальных групп или слоев.

Социальный плюрализм, следовательно, есть антипод классовому пониманию сущности государства и права. Новое понимание социальной природы конституционного права соответствует теории правового государства, общепризнанным принципам демократии. Наше общество возвращается к такому пониманию государства, которое представляет собой своеобразный общественный договор между людьми. Этот договор наделяет государственную власть определенными полномочиями по принуждению к соблюдению норм права, но требует от государства не забывать, что оно получило эти полномочия от людей и обязано осуществлять их в интересах людей. Только народ может быть источником власти - с этой простой истины и начинается конституционное право каждой демократической страны.

Реалистический подход к выявлению социальной природы конституционного права весьма важен для уяснения роли этой отрасли права как регулятора социальных и политических отношений в обществе. Данная роль не сводится к подавлению социальной, экономической или политической борьбы в обществе, как это свойственно тоталитарному государству. Классы, социальные группы и слои, а также их объединения, реализуя свою свободу, вправе сами определять свои социальные позиции и социальное поведение в рамках конституционной законности. Но эти рамки надо установить, что как раз и является одной из функций конституционного права. Социально-регулятивная роль этой отрасли права состоит в том, чтобы, допуская легальную оппозицию, не допустить насильственного захвата власти какими-либо экономически сильными или социально активными классом, группой или слоем населения, злоупотреблений СМИ со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей.

Роль социального регулятора крайне сложна, поскольку конституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и социальных слоев. Но именно эта роль присуща конституционному праву, заложена в его основные принципы и нормы. Оставаясь бесклассовым, оно, однако, учитывает отношения между классами и социальными слоями, предлагая им цивилизованную правовую основу социального мира и согласия, исключающую необходимость прибегать к насилию.

Конституционная наука изучает как комплекс норм КП, так и круг регулируемых ими общественных отношений.

Изучает всё это в исторической перспективе из-за динамичности конституционного права.

Наука КП осуществляет идеологическую, гносеологическую, эвристическую и аксеологическую функции.

Онтологическая – изучает бытийные аспекты КП институтов.

Гносеологическая – выработка новых подходов, способов и методов исследования.

Аксеологическая – изучение конституционно-правовых ценностей, которые являются мерилом существующих норм и отношений.

Эвристическая – не только исследование, но и оказание влияния на объект в определённой мере. Но изменение должно всегда соотноситься с КП ценностями.

Методология – общенаучные, частно-научные и специальные методы и средства познания:

Цивилизационный подход, диалектический метод, системный и функциональный анализ, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально юридический методы и др.

Источники:

Теоритические – труды учёных конституционалистов

Социальные – общественные отношения, социальные реалии, определённые черты общества.

Нормативные - НПА, договоры, судебные акты.

Соотношение понятий конституционное и государственное право

Сторонники идеи государственного права исходят из того, что предмет науки это государство во всех своих ипостасях и т.п.

Те кто за конституционное право говорят, что в таком случае сольются государственное и административное право.

Иногда государственное подразумевают как советское тоталитарное право, а конституционное как новое либеральное.

Хоть сейчас преобладает конституционное право, но их можно с государственным как тождественные использовать.

Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права

Роль КП в современных условиях – не закрепление демократических принципах в основном законе, а создание таких институтов, которые могли бы никогда не утратить своей демократичности.

Сейчас актуальная проблема защиты отдельных прав человека и гражданина.

Актуальная проблема федеративного устройства

Проблема концентрации власти у президента ну и там парламентаризм, избирательное право, самостоятельность исполнительной власти.

Проблема муниципальной власти

Судопроизводство в том числе административное и конституционное и конституционная охрана

Формирование цельной конституционной теории и отрыв её от практики.

Конституция РФ

Теоретические подходы к пониманию конституции.

Основные подходы:

1. Основной закон, обладающий особым способом, субъектом принятия, высшей юридической силой. Формальный смысл.

2. Система основополагающих правовых норм, юридически закрепляющих государственный демократический строй. Юридический смысл.

3. Гос. строй и преобладающие о нём в обществе и идеи. Фактический смысл.

4. Система ограничений государственной власти для реализации прав и свобод человека. Либеральный смысл.

5. Решение о характере и устройстве политической жизни государства учредительным органом власти. Позитивный смысл.

6. Основополагающие нормы естественного права, облечённых в форму общественного договора. Естественно-правовой смысл.

7. основа государственного строя, которая посредством правового оформления связывает государственное единство, многообразие политических сил и основополагающих социальных ценностей. Социологический смысл.

8. Состояние политического единства и порядка в государстве. С точки зрения абсолютной формы.

9. Сумма высших правовых норм государства, к которой восходят все другие. Абсолютная норма.

История и теоритические предпосылки возникновения конституции.

Впервые сам термин появился в римском праве и восходит к указам императора которые также назывались конституциями.

Конституции по гаю это особые законы в том плане, что принцепс не имел права их нарушить в отличие от других законов. Иначе он пошёл бы сам против своей власти.

В Англии потом вместо как установление стали понимать как устройство. Т.е. как государственное устройство.



Просмотров