Как осуществляется защита прав человека. Способы защиты прав и свобод человека в россии. Личные права человека

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА- совокупность мер, направленных на недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном порядке компетентными органами, либо самим управомоченным лицом.

Защита - это деятельность, возникающая в случае наличия конкретного (совершенного) правонарушения, либо устранение такого состояния, которое реально приведет к наступлению негативных последствий, а также направленная на восстановление нарушенного права. Когда возникает необходимость защиты, как правило, уже присутствует правонарушитель и лицо, чье право ограничено виновными действиями. Правовой механизм защиты прав человека состоит из четырех элементов: субъектов и объектов защиты, правовых норм (оснований защиты) и процессуальных действий (форм защиты).

Защита прав и свобод производится строго в рамках закона, определяющего ее формы и способы.

Следует отметить, что определение терминов «способы защиты» и «формы защиты» в действующем законодательстве отсутствует, в правовой литературе данные понятия толкуются также неоднозначно.

Так, например, некоторыми исследователями под способами защиты прав и свобод понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя, под формой же защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

В наиболее общем смысле способ защиты показывает, как осуществляется защита права; форма защиты призвана выявить, кто производит эту защиту.

Классификация механизмов охраны и защиты прав и свобод человека осуществляется в зависимости от вида и характера органов, организаций, учреждений. От того, с государством или обществом связаны организационные элементы, их разделяют на государственные и общественные. Их классифицируют также намеждународные и внутригосударственные. Среди международных выделяют два вида: межгосударственные (межправительственные) и неправительственные механизмы. Внутригосударственные подразделяются также на два вида: внесудебные и судебные.

Конституция России в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает:

Государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61);

Защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130);

Защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48);

Самозащиту прав гражданина, включающую следующее:

o гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др.);

o публичные выступления граждан (ст. 31);

o обращения в СМИ (ст. 29);

Международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46).

Механизм охраны и защиты прав человека («гуманитарный правозащитный механизм») интегрирует в организации и действиях индивидов, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления следующие организационные элементы:

Нормы права - официальные правила с моделью поведения людей;

Юридические факты, приводящие в действие норму права;

Правоотношения - конкретные модели поведения для субъектов на основе норм и юридических фактов;

Формы и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей в форме соблюдения, исполнения, использования права;

Акты применения права;

Элементы правосознания и правовой культуры.

Действующее законодательство, не формулируя понятия способа защиты права, тем не менее в статье 12 ГК РФ определяет конкретные способы защиты гражданских прав.

Способами защиты гражданских прав являются:

Признание права - устранение всяких сомнений в принадлежности права конкретному лицу;

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

Признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

Признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным;

Самозащита права - реакция на противоправные действия другой стороны должна быть соразмерна нарушению и не выходить за определенные пределы;

Присуждение к исполнению обязанности в натуре;

Возмещение убытков - по соглашению сторон или по решению суда;

Взыскание неустойки - может быть предусмотрено законом или договором;

Компенсация морального вреда - предусмотрена для защиты нематериальных благ;

Прекращение или изменение правоотношения;

Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

Иные способы, предусмотренные законом.

Права человека и их защита

Права человека представляют собой международный стандарт, на который равняются все цивилизованные государства. Проблема прав человека - это вопрос, важность которого объясняется тем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, его психического и физического благополучия.

Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять. Право человека - это то, что соответствует природе человека и что разрешено законами. Свобода человека (в том понимании, в котором употребляется в документах о правах человека) - это отсутствие каких-либо ограничений, притеснений в чём-то (деятельности, поведении). Свобода должна быть обеспечена правом. Вопрос о правах человека давно уже принял всемирный масштаб. В связи с этим неудивительно появление международных документов по правам человека. Наиболее важных из них - Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Её значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах права и свободы человека, которые во всём мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).

В данной работе предполагается рассмотреть следующие вопросы:

понятие прав человека;

описание механизма международной защиты прав человека.

Права человека - неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтому они не могут рассматриваться как «дар» государства. Государство способно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идёт о правовом государстве, а во втором - об антидемократическом.

Права человека - это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах отмечается, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, как и вытекающие из него права, неотъемлемо от человека. Во Всеобщей декларации прав человека закреплено положение о том, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира…». Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности. Для свободного общества неприемлемы никакие критерии той пользы, которой человек приносит обществу, когда речь идёт о человеческом достоинстве. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все люди равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов.

Наиболее важным естественным правом каждого человека является право на жизнь. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Каждый человек имеет право на защиту со стороны государства от посягательств на его жизнь и здоровье. Считается, что государства должны стремиться к полной отмене смертной казни. В странах, где смертная казнь ещё не отменена, такой приговор может выноситься только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии. Принудительный труд допускается только по приговору суда. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Арест и другие формы лишения свободы допускаются исключительно на основании решения суда. Каждый человек имеет право на свободу мысли и совести, имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

В международном пакте о гражданских и политических правах также предусматриваются: право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих свободно избираемых представителей; избирать и быть избранными в выборные государственные органы и на выборные должности; право граждан собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия и демонстрации; право объединяться в ассоциации и другие права.

К числу общепризнанных международным сообществом относятся такие экономические, социальные и культурные права и свободы, как: право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, на объединение в профсоюзы, на забастовки, на социальное обеспечение, включая социальное страхование, на охрану семьи, на достаточный жизненный уровень человека и его семьи, на достаточное питание, жилище и одежду, на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, право пользоваться результатами научного прогресса и другие права. (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Поэтому даже в тех случаях, когда общепризнанная норма международного права, относящаяся к правам человека, не предусмотрена законодательством, другими нормативными актами России либо противоречит им, то действует норма международного права. В этом случае норма международного права имеет прямое действие.

Права человека - важнейший и неотъемлемый элемент правового статуса личности. Правовой статус личности - понятие более широкое, включающее общие для всех физических лиц права, свободы и обязанности, предусмотренные нормами международного права и Конституцией Российской Федерации. Элементом правового статуса личности является также предусмотренная указанными нормами правоспособность и дееспособность физических лиц. Права человека определяют правовой статус личности в обществе. Государство обязано учитывать требования обеспечения и охраны прав человека во всех случаях правотворчества и правоприменительной деятельности. Далее, существенным элементом правового статуса личности является гражданство. В соответствии с этим критерием различают: граждан государства; иностранных граждан; лиц без гражданства; правовое положение лиц, которым предоставлено убежище.

Общий правовой статус личности реализуется в рамках общих правоотношений, которые возникают между личностью на основе норм международного и внутригосударственного права.

Наряду с общим правовым статусом личности существуют отраслевой, межотраслевой и специальный правовые статусы. Они соотносятся с общим правовым статусом как общее и особенное. Отраслевой, межотраслевой и специальный правовые статусы не должны противоречить общему правовому статусу личности. В случае каких-либо противоречий действует общий правовой статус личности.

Отраслевой статус личности определяется нормами конкретной отрасли права; межотраслевой - комплексными правовыми институтами, нормами, интегрирующими отрасли; специальный правовой статус личности связан с правовыми ограничениями, применяемыми в связи с реализацией мер ответственности.

Отраслевой, межотраслевой и специальный правовые статусы осуществляются в конкретных правоотношениях, участником которых является личность. Поскольку личности вступают в разнообразные отношения как между собой, так и с организациями, то, следовательно, они становятся носителями различных прав и обязанностей. Объём прав и обязанностей, приобретаемых в конкретных правоотношениях, отличается главным образом в зависимости от юридических фактов. Правовое положение конкретного физического лица может рассматриваться как сумма общего правового статуса личности и тех статусов, которые приобретает данное лицо, вступая в конкретные правоотношения.

В период после второй мировой войны происходит резкое возрастание роли международного права в развитии, осуществлении и охране прав человека. Вначале было определено, что Международная хартия прав человека должна состоять из Декларации прав человека, Конвенции о правах человека и акта, содержащего мероприятия по проведению в жизнь положений Конвенции. На Генеральной Ассамблее ООН 10 декабря 1948 г. был принят первый из названных документов - Декларация прав человека. В ходе разработки второго и третьего актов было решено вместо единого договора, в котором были включены все категории прав человека, принять два пакта о правах человека: Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах. Меры по проведению пактов в жизнь были включены как в сами пакты, так и в отдельный документ - факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, принятый одновременно с пактами.

Юридическая сила документов, составляющих хартию, различна. С одной стороны, Всеобщая декларация прав человека содержит рекомендательные нормы, нормы-призывы, а с другой стороны, пакты, как международные договоры, устанавливают обязательные нормы поведения для государств - участников пактов. Отсюда следует, что рассматривать хартию как единый документ нельзя - это общее название, объединяющее вполне самостоятельные международные документы.

Содержащиеся в Декларации права и свободы можно классифицировать по четырём группам. В первую группу включаются так называемые естественные права и свободы: на жизнь, свободу и неприкосновенность (ст. 3), свободу от рабства (ст. 4), запрет пыток или жестокого, бесчеловечного обращения или наказания (ст. 5), равенство перед законом (ст. 7), ряд прав, касающихся процедурных гарантий правосудия (ст. 8-11), защита от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от посягательства на честь и репутацию, неприкосновенность жилища, тайна переписки (ст. 12).

Вторую группу составляют гражданские права: право личности на признание её правосубъектности (ст. 6), свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право на убежище (ст. 14), право на гражданство (ст. 15), право вступать в брак и создавать семью (ст. 16), право владеть имуществом (ст. 17).

В числе политических прав и свобод Декларация устанавливает: свободу мысли, совести и религии (ст. 18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), право принимать участие в управлении своей страной (ст. 21).

И наконец, в ст. 22-28 перечисляются экономические, социальные и культурные права, такие, как право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединение в профессиональные союзы, право на отдых и досуг, право на определённый жизненный уровень, право на образование.

Анализ Декларации будет односторонним, если не обратить внимание на ст.29, в которой говорится об обязанностях каждого человека перед обществом и установлены ограничения, по которым возможны ограничения при осуществлении индивидом прав и свобод. Эти ограничения устанавливаются в целях обеспечения признания и уважения прав и свобод других, а также по соображениям нравственности, для обеспечения общественного порядка и общего благосостояния. Все такие ограничения могут иметь место только при условии, что они прямо установлены законом.

Подводя итог, следует заметить, что не все ценности западной цивилизации и демократии, признанные мировым сообществом в качестве естественных прав человека, являются абсолютными ввиду многообразия культурных традиций, сложившихся в различных странах мира.

В механизме международной защиты прав человека решающая роль принадлежит Организации Объединённых Наций. Часто вопросы защиты прав и свобод рассматриваются Генеральной Ассамблеей как основным органом ООН. У Генеральной ассамблеи имеются вспомогательные органы, занимающиеся вопросами прав человека: Специальный комитет по деколонизации, Специальный комитет против расовой дискриминации, Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа и др. Активно действует созданный при ООН Экономический и Социальный Совет. Этот Совет создал в 1946 г. Комиссию по правам человека, которая ежегодно проводит свои сессии, является главным органом по правам человека и может заниматься самыми разными вопросами, касающимися этих прав. В частности, она рассматривает заявления, в которых говорится о нарушениях прав человека, и занимается анализом сообщений относительно таких нарушений. Комиссия создала несколько вспомогательных органов, например, подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, в 1946 г. Советом создана Комиссия по положению женщин.

В 1977 г., в соответствии со статьёй 28 Международного пакта о гражданских и политических правах был учреждён комитет по правам человека, который призван изучать доклады государств-участников о принятых ими мерах по проведению в жизнь прав, признаваемых в Пакте; составлять справки по присланным материалам и рассылать их странам-участникам; урегулировать споры между странами-участниками относительно выполнения ими своих обязательств по Пакту и др.

Иногда вопросами прав человека занимаются: Совет Безопасности ООН, Совет по опеке, Комиссия международного права и Международный суд.

Хочется отметить, что задача эффективной защиты прав человека носит главным образом общенациональный характер и за ее решение, в конечном счете должно отвечать государство. Само по себе закрепление прав человека в Конституции или законах и других нормативных актах не является гарантией того, что эти права не будут нарушаться на практике. Поэтому всем государственным органам и должностным лицам особенно необходимо придерживаться соблюдения международных стандартов в области прав человека.

На сегодня Правительством Кыргызской Республики одобрены подготовленные национальные отчеты в ООН о выполнении положения 6 документов в области прав человека. Это доклады о соблюдении гражданских, политических, экономических, культурных прав, о запрещении расовой дискриминации, запрещении пыток и других бесчеловеческих, унижающих достоинство видов обращения и наказания, о запрещении дискриминации в отношении женщин и о правах ребенка.

Кыргызстан, став участником этих шести основных международных договоров по правам человека, принял обязательство соблюдать их и представлять доклады о выполнении упомянутых договоров по правам человека.

Таким образом, такая отчетность перед ООН о соблюдении прав человека нашим государством позволяет оценивать достижения в области защиты прав человека и содействует принятию дальнейших практических шагов в деле гарантий и защиты прав человека.

В настоящее время проблема гарантий прав граждан, и прежде всего социальной защищенности каждого человека со стороны общества и государства крайне обострилась, стала одной из самых актуальных. Такие явления, как массовая безработица, снижение жизненного уровня населения ставят под угрозу обеспечение их прав. Создание законодательной базы в Кыргызской Республике думается существенно изменят правовое регулирование этих вопросов.

Особо хочется отметить также сотрудничество Кыргызстана с международными организациями, многие из которых оказывают большую консультативную и техническую помощь в реализации проектов по формированию правовой базы в нашем государстве, в деле обеспечения защиты прав человека Кыргызстана.

Одним из последних примеров такого сотрудничества является проведение 12-14 ноября 1998 года Международной конференции по вопросам реформирования органов юстиции в государствах-участниках СНГ, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека. В работе Конференции приняли участие представители Министерств юстиции Грузии, Казахстана, России, Украины, а также представители таких международных организаций как УВКБ ООН, ПРООН, ТАСИС, Американская ассоциация юристов. Было уделено особое внимание совершенствованию законодательной базы, направленной на комплексное решение вопросов, связанных с правами человека. Отмечена необходимость сотрудничества Министерств юстиции государств-участников СНГ, а также необходимость дальнейшего совершенствования механизма право применения, который обеспечивал бы целостное и практическое осуществление государственных мероприятий в области прав человека.

Хочется сказать, что мы сегодня стоим на пороге нового тысячелетия и хотелось бы верить, что правовые основы защиты прав человека, созданные нами, станут надежной основой общности всех народов, обеспечивающую нормативную защиту прав и свобод человека.

Трансформация международной политики в отношении прав человека стала особенно разительной на нормативном уровне. Например, международные конвенции о правах человека ратифицировало более трех четвертых всех стран мира. Хотя международные организации все еще играют вторичную роль в реализации этих норм, возрастает ответственность государств перед международным сообществом за проводимую ими политику в отношении прав человека.

В соответствии с Международной конвенцией ООН о гражданских и политических правах создан наблюдательный комитет в составе независимых экспертов - комитет по правам человека, главной задачей которого является изучение периодических отчетов, предоставляемых государствами. В рамках международных договоров по правам человека созданы аналогичные комитеты по расовой дискриминации, правам женщин, применению пыток и правам ребенка.

Несмотря на то, что вопросы, поднимаемые комитетом при рассмотрении отчетов, зачастую подкреплены необходимой информацией и носят глубокий характер, представитель продавший такой отчет государства не обязан отвечать на любой вопрос, не говоря уже о предоставлении удовлетворительного ответа. Многие отчеты содержат немногим более, чем просто выдержки из законов и конституции, либо явно уклончивые заявления о соблюдении прав человека. И каково бы ни было качество ответа, после его изучения процесс контроля обычно завершается до момента представления следующего отчета.

Существуют механизмы отчетности, очевидно, не могут заставить не послушные государства изменить свою практику. Однако они могут создать для государств дополнительные стимулы к улучшению или закреплению своей репутации с точки зрения соблюдения прав человека. Процесс подготовки отчета требует изучения национального законодательства и практики, в ходе которого могут быть обнаружены области, в которых необходимы или возможны улучшения. Он также служит своего рода конкретным периодическим напоминанием государственным чиновникам об их международных правовых обязательствах.

Выводы по данной работе

защита право человек статус личность

  • 1. Права человека - это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека.
  • 2. В международном праве наибольшее значение имеет Всеобщая Декларация прав человека. Она предусматривает права и свободы четырёх групп: естественные; гражданские; политические; экономические, социальные и культурные. Одновременно она устанавливает обязанности человека перед обществом, а также правило, что ограничения прав и свобод возможны только по ограниченному кругу оснований и лишь в случае установления этих ограничений законом.
  • 3. В международно-правовом механизме защиты прав человека ведущая роль принадлежит Генеральной Ассамблее ООН и её вспомогательным органам, занимающимся вопросами прав человека. Кроме того, в указанный механизм входят: Совет Безопасности ООН, Совет по опеке, Комиссия международного права и Международный суд.

Литература

  • 1. «Дипломатический словарь» / под редакцией А.А. Громыко, С.А. Голунского и В.М. Хвостова. В 3 томах, тома 2 и 3. М.: Политиздат, 1964 - 2*559 с.
  • 2. «Общая теория права и государства» / под редакцией В.В. Лазарева. М.: «Юрист», 1994 - 360 с.
  • 3. «Основы государства и права» / под редакцией С.А. Комарова. М.: «Манускрипт», «Остожье», 1998 - 320 с.

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - деятельность, осуществляемая государственными органами, общественными организациями и отдельными лицами, имеющая целью охрану прав и свобод человека, их соблюдения. Наиболее действенными инстанциями З.п.ч. являются , прокуратура, другие . Многое зависит от самого человека, знания им своих прав, средств и способов их защиты.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - деятельность, осуществляемая государственными органами, общественными организациями и отдельными лицами, имеющая целью охрану прав и свобод человека, обеспечение их соблюдения. Наиболее действенными инстанциями З.п.ч. являются суд, прокуратура,… … Юридическая энциклопедия

    Титульный лист второго издания Защита прав человека. Письмо достопочтимому Эдмунду Берку; в ответ на его размышления о революции во Франции (англ. A Vindication of the Rights of Men) политический памфлет, написанный в 1790 году британской… … Википедия

    Титульный лист второго издания Защита прав человека. Письмо достопочтенному Эдмунду Берку; в ответ на его размышления о революции во Франции (англ. A Vindication of the Rights of Men … Википедия

    ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ЗАЩИТА - ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

    - (см. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - (defence of human rights and freedoms of man and citizen) предусмотренная Конституцией РФ (статьи 17 64, 71) и соответствующими законами охрана, ограждение широкого круга прав и свобод, гарантии их соблюдения и исполнения … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Израильская общественная организация, выступающая в защиту гражданских прав и свобод израильского общества. Содержание 1 Эмблема комитета 2 История создания комитета 3 Работа … Википедия

    Комитет в защиту демократии и прав человека израильская общественная организация, выступающая в защиту гражданских прав и свобод израильского общества. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Глава правления Мартыненко Олег Анатольевич … Википедия

    Международная федерация за права человека (FIDH) Членство … Википедия

Книги

  • , Капицын В.М. Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Бакалавриат Издатель: ИНФРА-М , Производитель: ИНФРА-М ,
  • Защита прав человека в политике государств: сравнительный анализ. Учебное пособие , Капицын В.М. , В учебном пособии рассмотрены механизмы, создаваемые государством для защиты прав человека. Такие механизмы становятся частью политики государств, в которую включаются не только деятельность… Категория: Учебники: доп. пособия Серия: Бакалавриат Издатель:

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Международная защита прав человека осуществляется специальными структурами: Комитетом по правам человека ООН, при Совете Европы.

В качестве основных источников международного права, которые регламентируют защиту интересов человека, выступает Европейская Конвекция о защите основных свобод и прав человека, Хартия о правах человека, Заключительный акт по сотрудничеству и безопасности в Европе.

Актуальность защиты прав

Международная защита прав и свобод человека связана с английским философом Томасом Гоббсом. Он был убежден в том, что человечество в первобытном естественном состоянии находилось в состоянии войны всех против всех. Только после возникновения государства появился шанс на нормальную жизнь, защиту прав простыми гражданами.

Англичанин считал, что в отношениях между разными государствами война неизбежна, так как над государствами нет контролирующих и сдерживающих структур.

Международная система защиты прав человека стала особенно актуальна в XX веке, за который прошло две жестоких мировых войны, участие в которых приняли многие мировые державы. Именно в этот период и наблюдалось самое преступное и бесчеловечное обращение с мирным населением, военнопленными.

Образование Лиги Наций

После Первой мировой войны, в 1920 году, зародились основы международной защиты прав человека. Созданная Лига Наций стала первой организацией международного уровня, которая своей целью поставила сохранение мира и повышение качества жизни на нашей планете. Несогласованность действий стран, которые стали ее участниками, не позволила Лиге Наций разработать полноценную систему коллективной безопасности. Данная организация прекратила существования в 1946 году, вместо нее появилась новая межгосударственная структура - ООН.

Деятельность ООН

Ее основной задачей стала разработка мероприятий, направленных на защиту интересов граждан во всем мире. ООН появилась как ответ на преступления против людей, которые были совершены гитлеровской Германией, а также ее союзниками в период Второй мировой войны. При ООН сформировали Хартию о правах человека, часто именуемую Международным биллем о правах человека.

Документы Хартии

В качестве нормативной базы выступают:

  • Всеобщая Декларация прав человека;
  • несколько пактов об экономических, политических, социальных правах граждан.

В качестве дополнения были подготовлены еще десятки деклараций и договоров, по которым осуществляется международная защита прав человека в мирный период. Документы связаны с геноцидом, расовой дискриминацией, правами инвалидов, статусом беженцев.

После принятия первого документа, указанного в списке, начался период, в котором международно-правовая защита прав и свобод человека перестала быть внутренним делом отдельного государства.

Значимость

Всеобщая декларация закрепила базовые права всех обитателей нашей планеты независимо от этнической принадлежности, расы, языка, конфессии, пола.

В ней заложена международная защита прав человека:

  • на полноценную жизнь;
  • личную свободу;
  • полную неприкосновенность;
  • всеобщее равенство.

В ней говорится о недопустимости рабства, пыток, унижения достоинства человека. Где бы ни находился гражданин, ему должна быть доступна международная защита прав и свобод человека.

Часть положений Конституции нашей страны практически полностью дублирует материал Всеобщей Декларации прав человека.

Договор международного уровня

Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах регламентирует формирование свободной от нужды и страха личности человека. Достигнуть этого можно только при условиях, что у каждого появится возможность пользоваться правами на труд, отдых, справедливое вознаграждение, достойный жизненный уровень, социальное обеспечение, свободу от голода.

Международная защита прав человека в условиях данного пакта предполагает и предоставление возможности гражданам на активное участие в культурной жизни.

Кроме выше перечисленных прав, в международном пакте также упоминаются прочие возможности:

  • запрет лишение свободы гражданина при невыполнении им договорных обязательств;
  • равенство перед законом и судом;
  • право на неприкосновенность семейной и личной жизни;
  • возможность защиты семьи, прав ребенка;
  • право на выражение позиции в политической жизни конкретного государства;
  • равные возможности для всех этнических меньшинств.

Первый протокол

Этот документ дает гражданам тех стран, которые подписали это соглашение, защищать свои политические и гражданские права. Именно на основе этого документа осуществляется международная европейская защита прав человека.

Наша страна приняла обязательства по рассматриваемому соглашению в 1991 году. Отметим, что решения Комитета не считаются обязательными, в его полномочия входит рекомендация государству по восстановлению нарушенных прав. Данный Комитет также имеет право на привлечение к подобной деятельности мирового общественного мнения.

Второй факультативный протокол

Является дополнением к пакту о политических и гражданских правах, предполагал отмену смертной казни. Международная защита прав человека и гражданина в рамках европейского сообщества осуществляется и Советом Европы, а также специальным документом, который регламентирует правозащитные действия - Еврейской Конвекцией о защите прав и свобод человека. Документ был принят в 1950 году.

Европейская конвенция

Международно-правовая защита прав человека в рамках данного документа связана с предоставлением:

  • права на жизнь;
  • запретом бесчеловечного обращения и пыток;
  • право на свободу, личную неприкосновенность;
  • запрет рабства;
  • право на вынесение наказания в рамках законодательства;
  • запрет дискриминации;
  • право на уважение семейной и личной жизни;
  • независимость совести, религии:
  • возможность выражения собственной позиции;
  • право на использование эффективных средств защиты.

К данной Конвенции приложено сразу несколько дополнительных протоколов. Один из них ориентирован на защиту собственности, свободы выборов.

Этот документ запрещает лишение свободы при наличии у гражданина долговых обязательств. Шестым протоколом отменяется смертная казнь.

Наша страна присоединилась к Конвенции только в 1998 году. Теперь каждый россиянин, который считает, что его незаслуженно наказали, может использовать международные механизмы защиты прав человека.

Специфика Европейского Суда по правам человека

Данный орган принимает от граждан жалобы в следующих ситуациях:

  • к рассмотрению принимаются нарушения прав человека, произошедшие после подписания Россией соответствующих договоров;
  • жалоба принимается в том случае, когда от периода нарушения и вынесения решения суда не прошло 6 месяцев;
  • суть обращения должна быть изложена четко, подтверждена доказательствами;
  • запрещено одновременно подавать жалобу в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд.

Если решение принимается в пользу пострадавшего, в таком случае Европейским Судом этому лицу присуждается компенсация за нарушенные права.

Решения данного суда являются окончательными, они не подлежат обжалованию, являются обязательными для стран-участников, включая и Россию.

ОБСЕ

Занимается защитой прав граждан. Она была создана в 1975 году. Именно тогда был подписан Акт Кроме признания суверенного равенства всех стран, нерушимости государственных границ, неприменения силы, в Акте провозглашается необходимость защиты свобод и прав граждан, в том числе свободы совести, мысли, убеждений, религии.

После принятия данного документа в Советском Союзе появилось правозащитное организованное движение в форме «хельсинских групп», которые требовали от властей полного соблюдения норм международного права.

Международный уголовный суд

Он функционирует с 2002 года в Гааге. В компетенцию данного органа входят:

  • преступления, которые относятся к геноциду - намеренное истребление целой национальной, этнической, религиозной, расовой группы либо ее части;
  • действия против человечества - систематического либо масштабного преследования, которые направлены против мирных граждан;
  • военные преступления - нарушение обычаев и законов ведения военных действий.

Создание уголовного суда дало возможность осуждать высших должностных лиц, глав государств, членов правительств, привлечь которых в рамках внутреннего законодательства невозможно.

В качестве предшественников Международного уголовного суда можно рассматривать трибуналы по Руанде и по бывшей Югославии, процесс в Токио, Нюрнбергский трибунал относительно военных преступлений и преступлений против человечества.

На подобных процессах преступники государственного уровня несли заслуженную кару, но и к ним все же применялись нормы гуманитарного международного права.

Механизмы привлечения к ответственности военных преступников, используемые в современном мире, направлены на вынесение справедливого наказания для всех граждан, независимо от занимаемой им государственной должности.

Значимость международных документов

Права человека считаются глобальной проблемой современности и приоритетным направлением сотрудничества разных государств.

После окончания Второй мировой войны страны поняли, что при нарушении прав мирных граждан, нарушении их чести и достоинства, мир может оказаться в очередном кровавом конфликте. Страны-победительницы совместно с другими государствами организовали ООН.

Передовая мировая общественность стремилась определить тот минимум свобод и прав, который может обеспечить любому человеку в любом государстве безопасное существование.

В качестве средства для утверждения свобод и прав выступила разработка и принятие конкретных международно-правовых документов, исполнение которых является обязательным для всех стран, добровольно признавших их моральную, политическую, юридическую силу.

Впервые в истории существования человеческой цивилизации были созданы и рекомендованы для применения во всех государствах основные свободы и права человека. Они рассматриваются в всем цивилизованном мире в качестве стандартов, эталонов для создани собственных национальных документов, к примеру, разделов конституций о правах граждан.

Понятия «свободы» и «права» в этом документе не тождественны, несмотря на их смысловую близость.

Правом человека называют узаконенную, обеспечиваемую государством, возможность что-либо делать.

Свобода личности предполагает отсутствие стеснений, ограничений в поведении, деятельности.

Создатели Декларации, которая провозгласила общечеловеческий минимум свобод и прав, опирались на свое понимание уровня развития цивилизации. Отметим, что декларация не считается юридическим обязательным документов, она несет рекомендательный характер для государств и народов мира.

Несмотря на это у данного документа большое практическое значение. На основе Декларации были разработаны и приняты юридически обязательные договора международного характера, касающиеся прав гражданина.

Заключение

Специфика международных договоров, касающихся основных прав и свобод человека, состоит в их активном и плодотворном действии с использованием национального внутреннего права. Их важно воплощать в конкретных нормативно-правовых актах страны: законах, кодексах, указах.

Международная защита прав человека в мирное время - это совокупность правовых норм, которые определяют и закрепляют в договорном режиме нормы о правах и свободах человека. Также предполагается продумывание международных механизмов контроля за их соблюдением, защиты нарушения свобод и прав отдельного гражданина.

В нашей стране уделяется значительное внимание соблюдению прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ. В случае нарушения россияне имеют право на защиту своих интересов в международных судах.



Просмотров