Гражданской службе российской федерации. Право поступления на гражданскую службу Кто имеет право поступить на государственную службу

Кто может поступить на гражданскую службу?

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

Необходимо:
1. Наличие высшего профессионального образования для должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы; наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности - для должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы.
2. Стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности:
1) для высших должностей гражданской службы - не менее шести лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
2) для главных должностей гражданской службы - не менее четырех лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
3) для ведущих должностей гражданской службы - не менее двух лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
4) для старших и младших должностей гражданской службы - без предъявления требований к стажу.
3. Профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
(ст.8 Закона области от 02.03.2005 № 314-ЗО «О государственной гражданской службе Кировской области» (ред. от 30.07.2009)

Какие существуют ограничения?

Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает специальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе. К таким обстоятельствам относятся:
. признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;
наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
непредставление установленных законодательством сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Поступление на государственную гражданскую службу представляет собой урегулированную нормами права процедуру оценки личностных и деловых качеств лица - претендента на должность государственной гражданской службы, а также необходимого перечня документов указанного лица, на основании результатов которой оформляются служебные правоотношения между государственным органом и лицом, претендующим на замещение той или иной должности государственной гражданской службы.

Кандидат на замещение должности государственной гражданской службы должен обладать следующими качествами:

  • наличие гражданства Российской Федерации ;
  • достижение возраста 18 лет;
  • владение государственным языком Российской Федерации;
  • соответствие квалификационным требованиям, установленным для определенных должностей государственной гражданской службы.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу для замещения соответствующей должности государственной гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, за исключением ряда случаев:

  1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  2. при назначении на должности государственной гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством Российской Федерации;
  3. при заключении срочного служебного контракта;
  4. при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ;
  5. при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей государственной гражданской службы (по решению представителя нанимателя соответствующего государственного органа).

Первые три случая имеют императивный характер, последние два - диспозитивный, при котором конкурс может как проводиться, так и не проводиться.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

  1. личное заявление;
  2. собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством РФ, с приложением фотографии;
  3. копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
  4. документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию: копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина; копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
  5. документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
  6. иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Претенденту на замещение должности государственной гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности государственной гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федера-ции» для поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения.

Претендент, успешно прошедший конкурс либо назначаемый на должность во внеконкурсном порядке, представляет в кадровую службу следующие документы:

  1. заявление с просьбой о поступлении на государственную гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;
  2. собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;
  3. паспорт;
  4. трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  5. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования , за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  6. свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
  7. документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  8. документ об образовании;
  9. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Прохождение государственной гражданской службы включает в себя следующие основные составляющие:

  • назначение на должность;
  • присвоение классного чина (дипломатического ранга), аттестацию или квалификационный экзамен; применение поощрительных и дисциплинарных санкций;
  • иные обстоятельства (события).

Юридическим оформлением служебных правоотношений между государственным органом и лицом, поступающим на государственную гражданскую службу (назначением на должность), является издание индивидуального акта государственного органа о назначении лица на должность государственной гражданской службы и заключаемый на его основе служебный контракт.

Служебный контракт представляет собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или государственным гражданским служащим о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы, устанавливающее права и обязанности сторон.

Примерная форма служебного контракта утверждена Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Служебный контракт может заключаться на следующие сроки:

  • неопределенный срок;
  • определенный срок;
  • срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной гражданской службы после его окончания.

Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с государственной гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности государственной гражданской службы или условий прохождения государственной гражданской службы.

Срочный служебный контракт заключается в случаях:

  1. замещения отдельных должностей государственной гражданской службы категории «руководители», а также должностей государственной гражданской службы категории «помощники (советники)»;
  2. замещения должности государственной гражданской службы на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами сохраняется должность государственной гражданской службы;
  3. замещения должности государственной гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы;
  4. замещения должности государственной гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  5. замещения должности государственной гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
  6. замещения временной должности государственной гражданской службы или должности государственной гражданской службы на период временного отсутствия государственного гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
  7. замещения должности государственной гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда ;
  8. в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Прохождение государственной гражданской службы является комплексной административной правовой категорией, в состав которой входят: аттестация; квалификационный экзамен и производство государственных гражданских служащих в классные чины; применение к государственным гражданским служащим мер поощрения и дисциплинарного воздействия; денежное содержание служащих; кадровый резерв ; прохождение служащими курсов повышения квалификации или переподготовки.

Аттестация государственных гражданских служащих представляет собой урегулированную нормами права процедуру оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего в целях определения его соответствия замещаемой должности государственной гражданской службы.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110, устанавливают следующие виды аттестации:

  • очередная аттестация - проводится один раз в три года;
  • внеочередная аттестация - проводится по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, а также по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или ее субъекта, после принятия в установленном порядке решения: о сокращении должностей государственной гражданской службы в государственном органе; об изменении условий оплаты труда государственных гражданских служащих.

Аттестации подлежат все государственные гражданские служащие государственного органа, за исключением:

  1. проработавших в занимаемой должности государственной гражданской службы менее одного года;
  2. достигших возраста 60 лет;
  3. беременных женщин;
  4. находящихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  5. замещающих должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;
  6. в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация проводится в четыре этапа.

Первый этап - подготовительный.

1. Формирование аттестационной комиссии. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им государственные гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором государственный гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, сек-ретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

2. Утверждение графика проведения аттестации. Такой график ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого государственного гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В нем указываются: наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация; список гражданских служащих, подлежащих аттестации; дата, время и место проведения аттестации; дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.

3. Составление списков государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации. Указанные списки составляются кадровой службой государственного органа и утверждаются высшим должностным лицом указанного органа.

4. Подготовка документов, необходимых для работы аттестационной комиссии. к указанным документам в первую очередь относится отзыв об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Он подписывается непосредственным руководителем государственного служащего , подлежащего аттестации, утверждается вышестоящим руководителем и должен содержать сле-дующие сведения о государственном гражданском служащем, подлежащем аттестации: фамилия, имя, отчество; замещаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность; перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых государственный гражданский служащий принимал участие; мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего. Отзыв представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации.

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных им поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной слу-жебной деятельности служащего.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить аттестуемого государственного гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый государственный гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Помимо указанных документов в аттестационную комиссию представляется аттестационный лист государственного гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (за исключением случаев, если государственный гражданский служащий подлежит аттестации в первый раз).

Второй этап - непосредственное проведение аттестации. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого государственного гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки государственного гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации служащий привлекается к дисциплинарной ответственности , а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого государственного гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности служащего.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств государственного гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

Третий этап - принятие решений аттестационной комиссией. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого государственного гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов государственный гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности государственной гражданской службы. При этом заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

По результатам аттестации государственного гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

  1. соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы.

Материалы аттестации государственных гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

После этого принимается окончательное решение представителя нанимателя в отношении аттестованного (неаттестованного) государственного гражданского служащего. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что государственный гражданский служащий:

  1. подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста;
  2. направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  3. понижается в должности государственной гражданской службы.

При отказе государственного гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность представитель нанимателя вправе освободить государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволить его с государственной гражданской службы.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод государственного гражданского служащего на другую должность государственной гражданской службы либо увольнение его с государственной гражданской службы по результатам аттестации не допускается. В указанный период не включаются время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего.

Четвертый этап - обжалование результатов аттестации. Государственный гражданский служащий вправе обжаловать принятые в отношении него решения аттестационной комиссии или соответствующих должностных лиц государственного органа как во внутрислужебном порядке, так и в судебном порядке.

Наряду с должностным положением и продвижением производство государственных гражданских служащих в классные чины и продвижение их по «лестнице» классных чинов является одной из основ построения и функционирования системы государственной гражданской службы.

Классный чин как комплексная правовая категория представляет собой следующее:

  1. это звание, присваиваемое государственным гражданским служащим;
  2. это звание, характеризующее наличие у государственного гражданского служащего определенного уровня знаний, опыта и профессиональной подготовки и, что не менее важно, стажа прохождения государственной гражданской службы;
  3. присваивается в соответствии со специальными нормативными правовыми актами, содержащими классификацию, основания и порядок его (чина) присвоения;
  4. указывает на определенное положение государственного гражданского служащего в служебной иерархии;
  5. характеризует наличие у государственного гражданского служащего определенных дополнительных преимуществ, которыми не обладает лицо, имеющее более низкий по иерархии чин;
  6. присваивается государственному гражданскому служащему, замещающему должность соответствующей группы;
  7. присваивается государственным гражданским служащим на основе государственного квалификационного экзамена;
  8. присвоение очередного классного чина государственному гражданскому служащему непосредственно зависит от выслуги лет в предыдущем классном чине.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что классный чин государственного гражданского служащего - это персонально присваиваемое на основании результатов процедуры государственного квалификационного экзамена звание, соответствующие служебному положению (замещаемой должности), уровню профессиональной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному государственному органу и заслугам.

Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает следующую систему классных чинов, состоящую из пяти групп, в каждой из которых по три классных чина:

  1. для государственных гражданских служащих, замещающих должности младшей группы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса;
  2. для государственных гражданских служащих, замещающих должности старшей группы, - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса;
  3. для государственных гражданских служащих, замещающих должности ведущей группы, - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса;
  4. для государственных гражданских служащих, замещающих должности главной группы, - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса;
  5. для государственных гражданских служащих, замещающих должности высшей группы, - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Для каждой группы классных чинов низшим является 3-й класс, высшим - 1-й.

Сроки пребывания в классных чинах установлены только для двух и трех классов чинов каждой из групп. Так, для классных чинов секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса установлен срок пребывания в указанных чинах не менее одного года; для классных чинов советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го и 2-го класса, государственного советника Российской Федерации 3-го и 2-го класса - не менее двух лет; для классных чинов действительного государственного советника Российской Федерации 3-го и 2-го класса - не менее одного года.

Для прохождения государственной гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса и государственного советника Российской Федерации 1-го класса сроки не устанавливаются.

Процедура присвоения государственному гражданскому служащему классного чина - квалификационный экзамен - во многом аналогична процедуре аттестации.

В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» от 1 февраля 2005 г. № 1111 квалификационный экзамен проводится:

  1. при решении вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, первого классного чина по замещаемой должности государственной гражданской службы;
  2. при решении вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности, который присваивается служащему по истечении срока, установленного для прохождения государственной гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность государственной гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый служащему;
  3. при решении вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность государственной гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет служащий.

Квалификационный экзамен проводится по решению представителя нанимателя, которое он принимает по собственной инициативе или по инициативе государственного гражданского служащего, не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Квалификационный экзамен, проводимый по инициативе государственного гражданского служащего, считается внеочередным и проводится не позднее чем через три месяца после дня подачи служащим письменного заявления о присвоении классного чина.

В решении представителя нанимателя о проведении квалификационного экзамена указываются:

  • дата и время проведения квалификационного экзамена;
  • список государственных гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;
  • перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.

Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения государственного гражданского служащего не позднее чем за месяц до его проведения.

Не позднее чем за месяц до проведения квалификационного экзамена непосредственный руководитель государственного гражданского служащего направляет в комиссию отзыв об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) служащего и о возможности присвоения ему классного чина.

Государственный гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом не менее чем за две недели до проведения квалификационного экзамена и вправе представить в комиссию заявление о своем несогласии с указанным отзывом.

квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией в порядке, установленном для проведения заседаний конкурсной или аттестационной комиссии.

При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) государственных гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов, сложностью и ответственностью работы, выполняемой служащими, на основе экзаменационных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных качеств государственных гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности.

Решение о результате квалификационного экзамена выносится комиссией в отсутствие государственного гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов государственный гражданский служащий признается сдавшим квалификационный экзамен.

По результатам квалификационного экзамена в отношении государственного гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:

  1. признать, что государственный гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;
  2. признать, что государственный гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

Результат заносится в экзаменационный лист государственного гражданского служащего, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании. Государственный гражданский служащий знакомится с экзаменационным листом под расписку.

Результаты квалификационного экзамена направляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после его проведения. На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина государственному гражданскому служащему, сдавшему квалификационный экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному служащему классного чина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной граж-данской службе.

Государственный гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

Срок государственной гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку государственного гражданского служащего.

Последний присвоенный государственному гражданскому служащему классный чин сохраняется за ним пожизненно, в том числе и после прекращения государственно-служебных отношений.

Государственный гражданский служащий может быть лишен присвоенного ему классного чина исключительно по приговору суда, вступившего в законную силу, за совершение тяжкого или особо тяжкого уголовного преступления .

Поощрения и дисциплинарная ответственность на государственной гражданской службе преследуют единую общую цель - сохранить эффективность выполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими на соответствующем уровне. Однако если поощрения направлены на стимулирование постоянного повышения производительности труда и соответственно на все более эффективное выполнение служебных обязанностей, то дисциплинарная ответственность - на восстановление должного поведения, уровня выполнения служебных обязанностей.

Поощрения и дисциплинарная ответственность - это стимулирующие средства воздействия на государственного гражданского служащего. Первые стимулируют служащего теми положительными последствиями, которые наступят при их применении, вторые - страхом негативных последствий, наступающих при их применении.

Поощрения государственных гражданских служащих представляют собой положительные меры воздействия (положительные санкции), применяемые по нормативно установленным основаниям, которые призваны оказывать позитивное воздействие на сознание и поведение государственного гражданского служащего, стимулировать наиболее эффективное выполнение должностных обязанностей и дальнейшее повышение качества выполняемых должностных обязанностей.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает следующие основные меры поощрительного воздействия на государственных гражданских служащих:

  • объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
  • награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
  • иные виды поощрения и награждения государственного органа;
  • выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
  • поощрение Правительства РФ;
  • поощрение Президента РФ;
  • присвоение почетных званий РФ;
  • награждение знаками отличия РФ;
  • награждение орденами и медалями РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу» от 25 июля 2006 № 765 одновременно с применением ряда мер поощрения, указанных выше, предусматривается также и выплата единовременного поощрения в следующих размерах:

  1. при поощрении Правительством РФ - в размере оклада месячного денежного содержания;
  2. при поощрении Президентом РФ - в размере двух окладов месячного денежного содержания;
  3. при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации - в размере трех окладов месячного денежного содержания;
  4. при награждении орденами и медалями Российской Федерации - в размере пяти окладов месячного денежного содержания;
  5. при награждении знаком особого отличия - медалью «Золотая Звезда» - в размере десяти окладов месячного денежного содержания.

Решения о применении к государственному гражданскому служащему таких мер поощрения, как объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения, награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка, выплата едино-временного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, а также применение иных видов поощрения и награждения государственного органа принимаются представителем нанимателя (при этом решения о поощрении или награждении оформляются правовым актом государственного органа), а решения о применении к государственному гражданскому служащему поощрения Президента РФ, Правительства, присвоение почетных званий Российской Федерации, награждение знаками отличия Российской Федерации, награждение орденами и медалями Российской Федерации принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном российским законодательством (при этом решения о поощрении или награждении оформляются нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Факт применения к государственному гражданскому служащему мер поощрения кроме издания соответствующих вышеуказанных актов фиксируется в личном деле и трудовой книжке служащего.

Дисциплинарная ответственность государственного гражданского служащего представляет собой применение к нему принудительных мер негативного воздействия материального и нематериального характера (дисциплинарных взысканий) с целью побуждения его к эффективному исполнению должностных обязанностей, соблюдению запретов и ограничений, установленных на государственной гражданской службе, соблюдению правил внутреннего трудового распорядка и должностного регламента.

Непосредственному применению мер дисциплинарного воздействия (дисциплинарных взысканий) предшествует проведение служебной проверки, а также затребование с государственного служащего, совершившего дисциплинарный проступок, объяснительной информации.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению государственного гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

  1. факт совершения государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  2. вина государственного гражданского служащего;
  3. причины и условия, способствовавшие совершению государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  4. характер и размер вреда, причиненного государственным гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  5. обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления государственного гражданского служащего о проведении служебной проверки.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу государственного гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Государственный гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

  1. давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  2. обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
  3. ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Факт наложения на государственного гражданского служащего дисциплинарного взыскания оформляется соответствующим индивидуальным актом государственного органа, копия которого с указанием оснований его применения вручается государственному гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности государственного гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка (в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу).

Государственный гражданский служащий, в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания не подвергнутый новому дисциплинарному взысканию, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Государственный гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд .

Денежное содержание государственного гражданского служащего представляет собой основное средство его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности государственной гражданской службы. Состоит оно из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным служащему классным чином, которые составляют оклад месячного денежного содержания государственного гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся следующие выплаты.

1. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. При стаже гражданской службы от одного года до пяти лет указанная надбавка составляет 10%, от пяти до 10 лет - 15%, от 10 до 15 лет - 20%, свыше 15 лет - 30%.

2. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада. В соответствии с Указом Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» от 25 июля 2006 г. № 763 ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы выплачивается федеральным государственным гражданским служащим в следующих размерах:

  • по высшей группе должностей гражданской службы - от 150 до 200% должностного оклада;
  • по главной группе должностей гражданской службы - от 120 до 150% должностного оклада;
  • по ведущей группе должностей гражданской службы - от 90 до 120% должностного оклада;
  • по старшей группе должностей гражданской службы - от 60 до 90% должностного оклада;
  • по младшей группе должностей гражданской службы - до 60% должностного оклада.

3. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации.

4. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).

5. Ежемесячное денежное поощрение.

6. Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных гражданских служащих представляют собой дополнительное профессиональное образование, осуществляемое в течение всего периода прохождения государственной гражданской службы.

В соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих» от 28 декабря 2006 г. № 1474 основаниями для направления государственного гражданского служащего на обучение по образовательной программе являются:

  • назначение государственного гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность государственной гражданской службы на конкурсной основе;
  • включение государственного гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской службы на конкурсной основе;
  • решение аттестационной комиссии о соответствии государственного гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы при условии успешного освоения служащим образовательной программы.

Профессиональная переподготовка государственного гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования в соответствии с вышеуказанными основаниями, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.

Государственный гражданский служащий, замещающий должность категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае его назначения в порядке должностного роста на должность государственной гражданской службы категории «руководители» направляется на профессиональную переподготовку.

По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация.

Повышение квалификации государственного гражданского служащего осуществляется в соответствии с вышеуказанными основаниями по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Государственный гражданский служащий, впервые принятый на должность государственной гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на государственную гражданскую службу.

Государственный гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность государственной гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.

Стажировка гражданского служащего осуществляется в соответствии с вышеуказанными основаниями по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:

  • изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;
  • закрепление теоретических знаний, полученных государственным гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования государственного гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственного гражданского служащего осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы.

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности государственной гражданской службы, замещаемой служащим.

Индивидуальный план профессионального развития государственного гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются:

  • цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
  • направления дополнительного профессионального образования;
  • ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования.

Прохождение государственным гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы.

Кадровый резерв на государственной гражданской службе представляет собой группу государственных гражданских служащих, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, сформированную на основе конкурса, обладающих квалификацией, знаниями, опытом, необходимыми для замещения вышестоящих по иерархии должностей государственной гражданской службы.

Кадровый резерв формируется для замещения::

  1. вакантной должности государственной гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста государственного гражданского служащего;
  2. вакантной должности государственной гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста государственного гражданского служащего;
  3. должности государственной гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой государственного гражданского служащего осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ.

Включение государственного гражданского служащего в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта РФ - правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта РФ, а в кадровый резерв государственного органа - правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело государственного гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность государственного гражданского служащего.

На основе федерального кадрового резерва, кадрового резерва субъектов РФ, кадрового резерва федеральных государственных органов и кадрового резерва государственных органов субъектов РФ федеральным государственным органом по управлению государственной службой формируется Сводный кадровый резерв Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

⇐ Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы

Поступление (прием) на государственную гражданскую службу

Поступление на государственную гражданскую службу в субъектах РФ осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ. Поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом.

В процессе конкурса проводится оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям к должностям гражданской службы. Это выбор наиболее достойных из числа претендентов на вакантные должности в органах государственной власти и управления. Оценка и диагностика профессиональных, деловых, личностных качеств кандидатов проводятся по специальным методикам. В результате сравнения итоговых оценок с требованиями к должности определяется приоритетность кандидатов на замещение этой должности.

Условия проведения конкурса, в том числе в регионах, определены указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». Кон курс-испытание проводится государственной конкурсной комиссией и может включать в себя прохождение испытания на должности государственной службы. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения на должность государственной гражданской службы либо отказа в таком назначении.

В субъектах РФ процесс конкурсного отбора персонала на государственную гражданскую службу регламентируется своими нормативными правовыми актами, базирующимися на федеральном законодательстве.

Например, в Краснодарском крае - это краевой Закон от 2 декабря 1996 г. № 49 «О конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы Краснодарского края», в Ростовской области - постановление администрации области от 13 ноября 2002 г. № 527 «Об утверждении положения о проведении конкурса на замещение государственной должности государственной службы Ростовской области в аппарате Администрации области и областных органах исполнительной власти». Несмотря на действие отдельных нормативных правовых актов по вопросам конкурсного отбора кадров, данная система замещения вакантных должностей государственной службы в субъектах РФ применяется пока недостаточно. По итогам конкурса на должности принимаются не более 10-15 человек в год, что делает совершенствование конкурсной системы отбора кадров одним из перспективных направлений реформирования государственной службы субъектов РФ.

Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения классных чинов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы должен определяться федеральным законодательством. Теперь он регулируется указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)». Вопросы, регламентирующие присвоение классных чинов, многие субъекты РФ решают в рамках регионального законодательства.

Гражданским служащим города Москвы классные чины присваиваются на основании Закона города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» от 26 января 2005 г. № 3. Статья 8 этого акта устанавливает следующее.

Классные чины присваиваются в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на условиях служебного контракта, заключенного на определенный срок, классные чины присваиваются без сдачи квалификационного экзамена не позднее шести месяцев со дня их назначения на должности гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, отнесенные к группе высших должностей гражданской службы, присваиваются классные чины гражданской службы - действительный государственный советник города Москвы 1-го, 2-го или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, отнесенные к группе главных должностей гражданской службы, присваиваются классные чины гражданской службы - государственный советник города Москвы 1-го, 2-го или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, отнесенные к группе ведущих должностей гражданской службы, присваиваются классные чины гражданской службы - советник государственной гражданской службы города Москвы 1-го, 2-го или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, отнесенные к группе старших должностей гражданской службы, присваиваются классные чины гражданской службы - референт государственной гражданской службы города Москвы 1-го, 2-го или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, отнесенные к группе младших должностей гражданской службы, присваиваются классные чины гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы города Москвы 1-го, 2-го или 3-го класса.

Классные чины гражданской службы - действительный государственный советник города Москвы 1-го, 2-го или 3-го класса присваиваются мэром города Москвы. В органах исполнительной власти города Москвы классные чины гражданской службы - государственный советник города Москвы 1-го, 2-го или 3-го класса присваиваются Мэром Москвы или по его решению - членом правительства Москвы. В иных государственных органах классные чины гражданской службы - государственный советник города Москвы 1-го, 2-го или 3-го класса присваиваются представителем нанимателя.

Классные чины гражданской службы - советник государственной гражданской службы города Москвы 1-го, 2-го или 3-го класса, референт государственной гражданской службы города Москвы 1-го, 2-го или 3-го класса, секретарь государственной гражданской службы города Москвы 1-го, 2-го или 3-го класса присваиваются представителем нанимателя.

Присвоение классных чинов гражданским служащим производится по представлению их непосредственных руководителей в порядке, установленном указом мэра Москвы. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку гражданского служащего. Со дня присвоения классного чина гражданскому служащему назначается выплата месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы.

Очередной классный чин гражданскому служащему присваивается не ранее чем по истечении одного года со дня присвоения предыдущего классного чина. Сроки пребывания в классных чинах - действительный государственный советник города Москвы 2-го и 3-го класса для присвоения очередного классного чина не устанавливаются.

Присвоенный классный чин сохраняется за гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы или увольнении с гражданской службы.

Гражданский служащий может быть лишен присвоенного классного чина вступившим законную силу приговором суда.

Гражданским служащим Ростовской области в соответствии с областным законом о государственной гражданской службе могут быть присвоены следующие классные чины:

  • действительный государственный советник Ростовской области 1-го, 2-го или 3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы (5-я группа); государственный советник Ростовской области 1-го, 2-го или 3-го класса - государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы (4-я группа);
  • советник Ростовской области 1-го, 2-го или 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);
  • советник государственной службы Ростовской области 1-го. 2-го или 3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);
  • референт государственной службы Ростовской области 1-го. 2-го или 3-го класса - государственным служащим, замещающим плавные государственные должности государственной службы (1-я группа).

Высшим классом в группе должностей является 1-й.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ законы о государственной службе субъектов РФ предусматривают аттестацию гражданских служащих. Главная цель аттестации государственных гражданских служащих субъектов РФ - совершенствование деятельности региональных органов государственной власти и их подразделений по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров государственной службы. Аттестация в органах государственной власти субъектов РФ так же, как и в федеральных органах власти, проводится раз в три года

Порядок и условия проведения аттестации гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются указом Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» № 110 от 1 февраля 2005 г. и соответствующими правовыми актами субъектов РФ. Основываясь на федеральном законодательстве, субъекты РФ регламентируют данный вопрос путем разработки и принятия региональных законов или иных нормативных правовых актов.

Так, в Краснодарском крае действует краевой Закон от 2 декабря 2006 г. № 50 «Об аттестации государственного служащего Краснодарского края», в Ставропольском - постановление главы администрации Ставропольского края от 15 марта 2006 г. № 145 «Об утверждении Положения о проведении аттестации государственного служащего государственной службы Ставропольского края», в Ростовской области постановлением главы администрации от 31 декабря 2007 г. № 477 утверждено Положение об аттестации государственных служащих в администрации Ростовской области и т.п.

Анализ правовых актов показывает, что нормативная база аттестации гражданских служащих субъектов РФ основывается на Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утвержденном указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110.

Качественные изменения в системе государственной гражданской службы регионов диктуют необходимость совершенствования правовой и организационной основы аттестации персонала государственных органов субъектов РФ.

Повышению привлекательности государственной службы субъектов РФ для специалистов высокого уровня в немалой степени способствует стабилизация положения в области денежного содержания и материальной оценки их труда. В последние годы практически во всех субъектах РФ отмечен рост денежного содержания этой категории государственных служащих.

Прохождение государственной службы любого вида включает в себя следующие стадии: назначение на должность государственной службы, исполнение должностных (служебных) обязанностей, конкурсное замещение вакантной должности либо включение в кадровый резерв, должностной (служебный) и профессиональный рост, обновление или ротацию кадров, оценку соответствия государственного служащего замещаемой должности государственной службы или уровня его квалификации (аттестацию или квалификационный экзамен), иные обстоятельства прохождения государственной службы, а также освобождение от должности государственной службы, увольнение с государственной службы (отставку для военной службы).

Гражданский служащий - это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность гражданской службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней обязанностей и прав.

Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ и ст. 4 Закона о госслужбе, граждане РФ имеют равный доступ к гражданской службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении гражданской службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным квалификационным требованиям (ст. 21 Закона о госслужбе).

Право поступить на государственную гражданскую службу имеют только граждане РФ. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими в РФ.

В отличие от Трудового кодекса РФ, который допускает прием на работу, как общее правило, с 16 лет, право поступления на государственную гражданскую службу возникает у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными ТК РФ, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций, а также особыми требованиями, предъявляемыми законом к гражданским служащим.

В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории РФ является русский язык, гражданин, поступающий на государственную службу, должен знать русский язык. Знание русского языка обязательно как для федеральных государственных гражданских служащих, так и для государственных гражданских служащих субъекта РФ.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе - 65 лет. Это означает, что лицо, достигшее 65-летнего возраста, не может быть принято на гражданскую службу и находиться на гражданской службе. Установление возрастного критерия для поступления на государственную службу и нахождения на государственной службе поставило перед практикой вопрос, не является ли это дискриминацией, учитывая, что Конституция РФ гарантирует всем гражданам равный доступ к государственной службе (ст. 32), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 19), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий (ст. 37). Ответ на этот вопрос дал Конституционный Суд РФ, разъяснив (Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2002 N 233-О), в частности, что, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной службы.

В Законе о госслужбе ничего не говорится о физических и моральных качествах гражданских служащих. Однако совершенно ясно, что гражданским служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующий государственный орган.

Что касается условий доступа граждан к гражданской службе в соответствии с профессиональной подготовкой, то это означает следующее: претенденту необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности гражданской службы. При этом принцип равнодоступности к гражданской службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные должности гражданской службы.

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

} прохождение претендентом конкурса

} может устанавливаться испытание (3-12 мес)

} заключение служебного контракта (срочный/на неопределенный срок )

Требования

} гражданство РФ

} возраст >= 18 лет

} владение государственным языком РФ

} квалификационные требования :

§ уровень профессионального образования;

§ стаж государственной гражданской службы / стажу работы по специальности

§ к профессиональным знаниям и навыкам (тестирование)

§ непревышение предельного возраста (60 лет)

Запреты и ограничения установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Ограничения

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту)..

Запреты

Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

Запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

Запрет совмещать государственную службу с замещением государственной должности, выборной должности в органе местного самоуправления, выборной должности в органе профессионального союза

Запрет на осуществление предпринимательской деятельности

Запрет, связанный с приобретением ценных бумаг и владением ими

Запрет быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе

Запрет получать вознаграждения от физических и юридических лиц

Запрет на публичные высказывания

Запрет на использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных, религиозных объединений и иных организаций

Запрет на прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 2-П часть 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предусматривающая случаи, в которых конкурс для замещения должности государственной гражданской службы не проводится или может не проводиться, признана не противоречащей Конституции РФ

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

53. Порядок прохождения государственной гражданской службы:

Порядок прохождения государственной гражданской службы:

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются :

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, а также к образованию, стажу гражданской службы или стажу работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и др.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а в случаях, определяемых Президентом Российской Федерации, - должности гражданской службы категории "руководители". Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.



Просмотров