Действующая конституция рф защищает граждан и мешает строителям информационного общества. Ваши права, гарантированные Вам Конституцией России! Гражданину рф гарантируется право на

1). Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст.45,46, 53, 55,56, 60,61.

Защита прав и свобод – обязанность государства. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45) Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение РФ (регулирование и защита), так и в ведение субъектов РФ (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы.

Самозащита прав и свобод. Человеку предоставлено право самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы защиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений. Закон "Об оружии" от 20.0593 г. предусматривает право на приобретение и использование оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям.

Судебная защита. Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46). В суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. Суд осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

Международная защита. Конституция РФ предоставляет право каждому обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях РФ.

Возмещение вреда. Согласно ст.53 Конституции РФ "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц". Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах. По действующему законодательству, например, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу и т.д.

Неотменяемость прав и свобод. Ч.2 ст.55 Конституции устанавливает, что в России законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод. В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Конституционные права граждане имеют и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей.

2). Конституционные гарантии правосудия.

Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключении произвола в судебном разбирательстве.

Гарантии подсудности. Конституция устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство. Важной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных. Конституция гарантирует обвиняемому в совершении преступления право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Право на юридическую помощь. Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату. Адвокат независим и строит свои отношения с клиентом на основании конфиденциальности. Помощь адвоката подлежит оплате. Но поскольку не каждый человек в состоянии оплачивать эту помощь, Конституция устанавливает, что в случаях, когда это предусмотрено законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Конституция предоставляет каждому задержанному, заключенному, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48).

Презумпция невиновности (ст.49). Данная гарантия запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Конституция подчеркивает, что вина должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке, что предполагает соблюдение права на защиту и других процессуальных гарантий обвиняемому.

Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание. Еще одна важная грань презумпции невиновности: неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Запрет повторного осуждения. В ст.50 Конституции содержится гарантия, гласящая, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Т.о., уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело.

Недействительность незаконно полученных доказательств(ч.2 ст 50). Не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотребление семейной тайной и т. д. Другими словами, не признаются доказательством никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина.

Право на пересмотр приговора. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчении наказания.

Гарантии от самообвинения. Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Права потерпевших. Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический вред, то этот вред подлежит возмещению.

Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Закон (УПК) охраняет права потерпевших от преступления, предоставляет им определенные процессуальные права. Ряд уголовных дел подлежит возбуждению только по жалобе потерпевшего, от них зависит и прекращение дела в случае примирения с обвиняемым.

Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, имеет право потребовать возмещения этого ущерба.

Но права потерпевшего гарантируются Конституцией РФ (ст.52) также и в отношении "злоупотребления властью" что означает возможность судебного обжалования действий должностного лица, которые, не являясь преступлением нарушают закон.

Запрет обратной силы закона. Конституция РФ (ст.54) закрепляет, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Список литературы

1. Конституция РФ. – М., 1993 г.

2. УПК РСФСР

3. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан РФ: Федеральный закон от 19.09.97 г. // СЗ РФ. 1997. №38; 1999 г. №14.

4. Комментарий к Конституции РФ. – М., Бек.1993

5. - Баглай. Конституционное право РФ. – М., 2000 г.

6. - Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.,1999 г

Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции имеет особое значение - ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из принципов, на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности. Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах принятых государственными органами. Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод, гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов. Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства. Наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, то есть те, которые вытекают из Конституции, законов и других нормативных источников. 12

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие – как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи – как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право честной собственности охраняется законом»). Формулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех граждан. Конституция содержит специальные статьи (ст. 45-54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Весь спектр гарантий может быть представлен двумя группами, каждая из которых имеет свои разновидности. Так, общие гарантии включают в себя объективные экономические, политические, социальные и культурные условия конкретного государства, а специальные гарантии - юридические, институциональные, процессуальные и нравственные. К примеру, политическая гарантия проявляется в том, что политическая структура общества воспроизводит все правомерные политические претензии граждан. Политический плюрализм, фиксируемый в качестве одной из основ конституционного строя России (ч. 3 ст. 13), выступает фоном становления политических гарантий.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Это наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав и обязанностей граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60,61 К РФ.

Также подробного рассмотрения требуют специальные гарантии. Юридическая гарантия выражается в наличии норм, регулирующих общественные отношения в сфере прав человека. Отметим, что критерием оценки национального законодательства в гуманитарной области являются международные стандарты прав человека. Важно отметить, что права человека перестали быть сугубо государственной заботой, а приобрели международно-правовой патронаж. Международное право, взяв человека под свою защиту, признало, что вопросы правового положения населения, хотя и обеспечиваются преимущественно государством, перестали быть сферой его исключительной компетенции.

Институциональная гарантия сопряжена с наличием государственных структур, занимающихся обеспечением прав и свобод человека и гражданина. В широком понимании смысл деятельности государственных и муниципальных органов детерминирован правами человека, признание, соблюдение и защита которых - обязанность государства. Согласно Конституции РФ гарантом прав личности является Президент России (ст. 80 ч. 2). Особая роль в этой сфере принадлежит Конституционному Суду РФ (ст. 125 ч. 4). Особую ценность в защите прав человека приобретают неправительственные организации. В России их развитие свидетельствует о становлении гражданского общества как признака правовой государственности. 13

Следующим видом специальных гарантий прав человека является процессуальная. Она связана с особым порядком обеспечения прав человека. Например, реализуя конституционное право на обращение (ст. 33), гражданину гарантируется регистрация обращения, рассмотрение и разрешение заявлений и жалоб в срок до 1 месяца, мотивированность отклонения.

Нравственная гарантия предполагает усвоение каждым постулата: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека», формирование установки на правомерное поведение. Вместе с тем данный нравственный постулат получил конституционное закрепление в требовании ч. 3 ст. 17 о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Исполнительная власть – «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина…» Конституция РФ 1993 г. (ст. 80, ч.2) - очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод: реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения.

Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3). 14

Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и свобод:

    Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;

    Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального использования;

    Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;

    Развитие общественно-политической активности граждан;

    Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;

    Повышение правосознания и правовой культуры каждого;

    Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права человека и гражданина.

Следует сразу отметить, что классификация гарантий, так же как и классификация основных прав и свобод достаточно условна. Гарантии личных прав человека - наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Попробуем рассмотреть каким же образом осуществляются юридические гарантии. 15

Гарантии политических прав и свобод.

Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст.30) - международные правовые документы и Конституция РФ закрепляет это право, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены в законах и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, защиты прав и свобод других лиц.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) - данное право принадлежит только гражданам РФ. Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц, должно соответствовать статье 55 К РФ. Незаконное воспрепятствование проведению данных мероприятий может быть обжаловано в суд.

Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе.

Право на участие в отправлении правосудия (ст. 32) - это право, принадлежащее только гражданам РФ. Оно соответствует правовым нормам международных документов и реализуется, прежде всего, в избирательном праве граждан - право избирать и быть избранными. Для осуществления этого права необходим определенный статус личности - наличие дееспособности, достижение определенного возраста, состояние здоровья и т.д. - исходя из этих требований могут возникать ограничения в осуществлении данных прав. Еще одной гарантией осуществления этих политических прав является участие дееспособных граждан в референдуме.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) - важное средство осуществления и охраны прав личности. Лично или через своего законного представителя любой гражданин может обратиться в государственные органы с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется. В случае нарушения прав и свобод любой может обратиться в суд, для обжалования незаконных действия, восстановления прав и получения компенсации. Для каждого гражданина гарантируется право обращения в Конституционный суд при нарушении конституционных прав и свобод. 16

Гарантии на социально-экономические права и свободы.

Право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность (ст. 34) - право предпринимательской деятельности с использованием своих способностей и имущества предоставляется гражданам РФ, лицам без гражданства, лицам с двойным гражданством. Регулируются эти отношения в первую очередь Гражданским Кодексом, федеральными законами и международными договорами. Законодательство регулирует виды и формы предпринимательской деятельности, определяет права и обязанности юридических и физических лиц и т.д. Важной гарантией осуществления права на предпринимательскую деятельность является ограничение законодательством конкуренции. Развитие экономических отношений в России в настоящее время находится в стадии становления, поэтому законодательство не всегда в состоянии урегулировать складывающиеся в этой сфере жизни отношения.

Право частной собственности; право иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования (ст. 35) - государство берет на себя ответственность за соблюдение данных прав путем принятия соответствующих законов, основанных на основных принципах международного права. Право собственности - абсолютное право и может быть ограничено лишь в соответствии со ст. 55 К РФ или в соответствии с УК РФ или ГК - только по решению суда.

Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36) - эта сфера отношений, также как и сфера предпринимательства, находится в стадии оформления. Сделки с землей регулируются законодательством - условия передачи, виды земельной собственности, правовой режим земельных участков - все это определяется в соответствиями с нормами существующих законов.

Право на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку (ст. 37). Гарантии данного положения Конституции можно найти и в ГК, в КзоТ, АК, ответственность за их нарушение предусмотрена УК РФ. Тем не менее, положения законодательных актов не всегда соответствуют требованиям международных правоохранительных организаций. Сейчас свобода предполагает, что человек вправе не заниматься никаким трудом. Исключениями здесь, конечно будут случаи, когда в качестве наказания или при прохождении службы человек обязан выполнить определенные работы, такие требования могут возникнуть при работе в чрезвычайных ситуациях и т.д. Право на свободу труда неотделимо от права на безопасные условия труда, в качестве их гарантий Россия подписала Конвенции Международной организации труда, определяющие требования безопасности и гигиены. Право на защиту от безработицы закреплено конституционно, политика государства в области занятости предполагает решение этой острой для России проблемы - социальная защита безработных, создание новых рабочих мест и т.д. Пока же экономическая ситуация такова, что количество желающих найти работу в России не уменьшается, а очереди на биржу труда растут.

Права человека в сфере экономики неотделимы от прав и свобод социальных:

права на охрану материнства и детства (ст.38) - как всем известно, «семья - ячейка общества», поэтому социальное здоровье общества определяется по защищенности семьи, прав детей. Существует немало гарантий, которые предлагает государство в защиту этих институтов - это и программы социальной поддержки малоимущих, охрана здоровья, гарантированная Конституцией РФ и т.д. Юридическая поддержка этих прав осуществляется законодательно - Семейный кодекс РФ регулирует условия создания семьи и расторжения брака, правовую защиту семьи от произвольного вмешательства, алиментные отношения, вопросы содержания и воспитания детей, оставшихся без родителей. Гарантии прав и свобод семьи лежат не только в отрасли семейного права - так трудовой законодательство регулирует условия труда беременных женщин, несовершеннолетних.

Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей, гарантии пенсионного обеспечения, поощрения добровольного социально страхования (ст. 39) - все эти положения являются гарантиями проводимой государством социальной политики. Перечень случаев, когда социальная поддержка необходима, не ограничивается перечисленными в Конституции.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов, бюджета; осуществление и финансирование федеральных программ по охране здоровья, развитию системы здравоохранения (ст.41). Международное право четко закрепило требования и нормы, регулирующие гарантии по охране здоровья. Право это предоставляется людям, независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. Право на бесплатную медицинскую принадлежит гражданам России и гарантируется наличием системы социального страхования.

Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42) - так называемое экологическое право. Конституция, гарантируя каждому благоприятную окружающую среду, обязывает каждого человека сохранять ее (ст. 58 К РФ) Государство закрепляет гарантии выполнения этого права в законах: «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., Водный и Земельный (с изъятиями) кодексы, Лесной кодекс 1997 г. и др. Широкое развитие получают в настоящее время общественные движения, цель которых охрана окружающей среды, животных. Важной гарантией соблюдения данного права является положение статьи конституции о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическим преступлением.

Право на образование (ст. 43); - так же как и права, охрану здоровья, охрану материнства и детства право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом. В настоящее время многие вопросы образования и государственной поддержки этой сферы требуют решения.

Гарантии культурных прав.

Свобода творчества (ст. 44) - право человека заниматься любой творческой деятельностью, выражать себя как на профессиональном, так и на любительском уровне.

Право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44) - Конституция РФ не просто дает свободу творческому проявлению личности, но и охраняет права на его результаты. Сейчас очень актуален вопрос о защите авторских прав. Авторское право рассматривается как исключительное, нужно также упомянуть права исполнителей, производителей фонограмм и т.д. В качестве гарантии защиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность за нарушение этих прав; владельцы нарушенных прав вправе требовать восстановления их, материальной компенсации

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44) - государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности.

Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает систему государственной защиты прав и свобод российских граждан. Прежде всего, гарантируется «государственная защита прав и свобод».

Гарантия судебной защиты; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и т.д.; право обращаться в международные правоохранительные организации по защите прав и свобод человека (ст.46) - инструментом реализации данных прав является вся судебная система Российской Федерации, наличие в РФ международно-правового механизма защиты прав и свобод человека.

Право на судебное рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 47) - гарантии соблюдения процессуальных норм.

Права на квалифицированную юридическую помощь (в случаях, предусмотренных законом - бесплатную); право на помощь адвоката - созданная в России система юридической помощи, включая адвокатуру, деятельность которой урегулирована законом, гарантирует возможность каждого этой помощью воспользоваться. Кроме того, УПК четко определяет случаи участия адвоката в уголовном процессе,

Принцип презумпции невиновности (ст. 49) - гарантия соблюдения законности, полноты, всесторонности и объективности при выяснении обстоятельств дела. Кроме того, принцип презумпции предполагает гарантии защиты прав подозреваемого (в том числе и права противостоять обвинению).

Гарантия того, что никто не будет повторно осужден за одно и тоже преступление; гарантия того, что при осуществлении правосудия всегда будут использоваться доказательства, полученные только законным путем; право каждого осужденного на пересмотр дела вышестоящим судом - осуществление принципов законности и справедливости, основанное на положениях Международного пакта о гражданских и политических правах (п.7 ст. 14). Данное положение Конституции РФ взято за основу и раскрыто в УК РФ, УПК.

Гарантия недопустимости свидетельствовать против себя, своих близких, круг которых определен федеральным законом (ст. 51) - статья, реально работающая при осуществлении производства по уголовному делу, содержание которой разъясняется всем участникам дела - в соответствии с требованиями УПК.

Гарантия охраны прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью; доступ правосудия и компенсация ущерба (ст.52).

Гарантия возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53) в соответствии с данными статьями государство берет на себя ответственность за все нарушения, злоупотребления властью. Положения данных статей взяты за основу законодательных и подзаконных актов, регулирующих порядок осуществления данных гарантий. 17

Таким образом, самой надежной и весомой гарантией соблюдения общепризнанных прав и свобод человека являются не только особые, специальные правовые средства, сколько сам конституционный строй государства в целом. Он должен быть основан на уважении и строгом соблюдении Конституции, ее норм о правовом и социальном государстве, для которого основной целью деятельности является реализация прав и свобод человека и гражданина.

Заключение

Права и свободы человека и гражданина представляют собой центральный конституционно-правовой институт, значимость которого определена не только целью российского конституционализма, но и ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства.

На современном этапе развития прав и свобод человека все больше стирается грань между этими понятиями. Это происходит вследствие универсализации норм о правах человека и за счет расширения перечня прав, гарантированных международными стандартами каждому человеку на территории любого государства.

В Конституции РФ заложены универсальные, фундаментальные начала, на которых строится все правовое регулирование в области прав и свобод человека и гражданина, регулирование отношений с участием личности в соответствии с нормами других отраслей права.

Необходимо отметить, что многим конституционным правам соответствуют конституционные обязанности человека и гражданина. Эти структурные элементы правового статуса личности взаимообусловливают друг друга. Особенности конституционных обязанностей состоят в следующем, они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей, служат как личным, так и общественным интересам, имеют важную общественную и государственную значимость. Конституционные права в законах конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод, гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов. Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина.

Список литературы

Права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации

(ст. ст.:

Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать прав и свобод других лиц Права и свободы должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления

Личные права и свободы

Право на жизнь: одно из основных прав человека, защищаемое международным право м и конституциями большинства демократических стран, в т. ч. РФ. Содержание этого права состоит прежде всего в том, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Кроме того, данному праву корреспондирует обязанность государства всемерно охранять человеческую жизнь от любых противоправных посягательств и иных угроз, обеспечивать правовые, социальные, экономические, экологические и иные условия для нормальной, полноценной и достойной человека жизни.

Право на неприкосновенность жилища: право личности на государственную охрану арендуемого или принадлежащего ему на праве собственности жилого или подсобного помещения от незаконного вторжения как должностных лиц, так и отдельных граждан. Закон РФ от 01.01.01 г. "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ст. 2) под жилищем понимает и место жительства (жилой дом, квартира, общежитие и т. п.), и место пребывания (гостиница, санаторий, дом отдыха и др.).

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну: означает охрану законом личной и семейной тайны. Новейшие конституции в качестве гарантии Н. ч. ж. устанавливают запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Иногда устанавливается дополнительная гарантия в виде права лица знакомиться с зарегистрированными сведениями о нем, пользоваться ими, исправлять их в случае неточности. Одной из конституционных гарантий Н. ч. ж. является также тайна переписки и других сообщения, составляющая отдельное конституционное право.

Право на определение национальной принадлежности: разновидность основных личных прав, предусматривающих гарантированную Конституцией возможность каждого человека самостоятельно и свободно определять и указывать свою национальную принадлежность (принадлежность к определенной этнической группе) исключительно на основании самоидентификации, т. е. собственного усмотрения. В отличие от существовавшего ранее порядка, когда национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в удостоверении личности (за исключением случаев, когда родители принадлежали к различным национальностям), по Конституции каждый человек имеет право (но не обязанность) свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. При этом гарантией свободного определения национальности служит положение Конституции РФ (ч. 1. ст. 26), согласно которому "никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

Право на пользование родным языком: гарантированная Конституцией РФ возможность каждого человека пользоваться родным языком, свободно избирать язык общения, воспитания, обучения и творчества. В соответствии с действующей Конституцией РФ (ст. 68) наряду с использованием государственного языка РФ входящие в состав РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки для употребления в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях. Российское законодательство устанавливает, что в районах компактного проживания групп населения определенной национальной принадлежности в местных учреждениях может использоваться язык этих этнических групп. Конкретизация конституционного П. на п. р.я. предусмотрена Законом о языках народов РСФСР от 01.01.01 г. (в ред. от 5 июня 1998 г.).

Право на свободу и личную неприкосновенность: одно из фундаментальных и неотчуждаемых личных прав человека. Институт Л. н. предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии Л. н. заключаются, как правило, в том, что: а) состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; б) задержание может быть обжаловано в суд, и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда; в) арест должен производиться лишь на основе судебного решения или с санкции прокурора; г) лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением определенных процессуальных гарантий. Право на Л. н. гарантируется ст. 22 Конституции РФ. Согласно ч. 2 этой статьи арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений: гарантированное Конституцией право каждого человека, юридическое содержание которого заключено в том, что никто не может без соглашения гражданина знакомиться с его перепиской, почтово-телеграфной корреспонденцией, прослушивать и фиксировать его телефонные и иные переговоры, а равно разглашать содержание указанных документов и сообщений. Запрещается перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений. Федеральное законодательство допускает два случая ограничения этого права: 1) если необходимо проведение по уголовному делу такого следственного действия, как наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка; 2) если в ходе оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой полномочными органами, требуются контроль почтовых отправлений, цензура корреспонденции осужденных, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Свобода передвижения, выбора места жительства: конституционное право каждого, кто законно пребывает на территории РФ, беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее. Местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и т. п.). Место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Таковым является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.).

Свобода совести и вероисповедания : одно из основных личных прав человека, означает прежде всего свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. С. м. и с. значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, т. к., во-первых, включает свободу придерживаться в т. ч. и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. С. м. и с. является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29, а свобода совести - в ст. 28.

Общественно-политические права и свободы

Право на индивидуальные и коллективные обращения: одно из конституционных политических прав граждан, представляет собой право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти в принципе обязаны в установленном порядке реагировать. Ряд конституций (напр., Венгрии) признает П. п. не только за гражданами, но и за любым человеком. В ряде стран (напр., в Испании) конституции устанавливают, что некоторые категории граждан (как правило, военные, служащие органов безопасности и охраны порядка) могут использовать П. п. только в индивидуальном порядке. Конституция РФ , не употребляя самого термина "петиция", закрепляет за гражданами право направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы и органы местного самоуправления .

Право на информацию: гарантированная Конституцией РФ возможность граждан получать достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) закрепляет право каждого человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право не является абсолютным и подлежит ограничению. В частности, такие ограничения касаются информации (сведений), составляющей государственную тайну. Перечень такого рода сведений закрепляется Законом РФ от 01.01.01 г. "О государственной тайне" (с изм. и доп.) и является закрытым. Вместе с тем в соответствии с Конституцией РФ (ст. 23, 24, 29 и ч. 3 ст. 55) не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эти требования Закона распространяются на все без исключения государственные структуры. При этом Конституция РФ предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений П. на и., исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов. Однако П. на и. согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) может быть ограничено исключительно федеральным законом.

Право на объединение: одно из основных прав человека и одно из политических прав граждан, если речь идет об объединениях политического характера (партиях, политических движениях и т. п.); известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения П. на о. в виде запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями. Обычно П. на о. предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. П. на о. не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения. В РФ П. на о. гарантируется в ст. 30 Конституции РФ.

Право на судебную защиту: гарантированная законом возможность для каждого человека обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц. Объектом обжалования могут выступать нормативно-правовые акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т. п.), а также правоприменительные акты, решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Процедуры и порядок судебного обжалования таких актов определены Законом РФ от 01.01.01 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. и доп.).

Право участвовать в управлении делами государства: ряде конституций (напр., Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав граждан, включающего, как правило, право избирать и избираться в органы гос. власти и местного самоуправления, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к гос. службе и право на участие в отправлении правосудия. В РФ закреплено в ст. 32 Конституции РФ.

Реабилитация лиц, подвергшихся политическим репрессиям: В уголовном процессе РФ термин "Р." означает порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (п. 34 ст. 5 УПК РФ). Согласно ст. 133 УПК РФ право на Р. включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Свобода манифестаций: В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Понятие "Ш." по своему значению близко к понятию "демонстрация". С точки зрения действующего законодательства под Ш. понимается движение по проезжей части улиц и площадей с плакатами и без них. Если при этом используются призывы через звукоусилители, то такие публичные действия признаются демонстрацией

- свобода слова : гарантированная Конституцией духовная и творческая свобода человека, проявляющаяся в возможности гласно и беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения. Свобода слова и мысли является основой идеологического многообразия, условием осуществления права на свободные выборы, свободы научных исследований, преподавания, иной творческой деятельности. Свобода слова и мысли имеет свои пределы. В Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19) указывается, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность. С этим связаны и определенные ограничения свободы мысли и слова, которые касаются прав других лиц, их репутации, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Одновременно Конституция РФ (ч. 3 ст. 29) устанавливает запрет на принуждение к выражению своих мыслей, убеждений или к отказу от них.

Социально-экономические права и свободы

Право на благоприятную окружающую среду: одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав . По времени конституционализации это право относится к самому последнему "поколению". Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в основном в конституциях постсоциалистических стран. П. на б. о. с. корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 П. на б. о. с., подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

Право на жилище: одно из конституционных социальных прав, предусматривающее гарантии от произвольного лишения человека жилища, а также возможность определенной категории лиц бесплатно или за доступную плату получить жилье в соответствии с установленными законом нормами. Конституционное П. на ж. включает в себя: а) гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем; б) конституционную возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением во всех разновидностях постоянного жилищного фонда; в) неприкосновенность жилища, недопущение произвольного лишения жилища; гарантированное Конституцией юридическое право на улучшение жилищных условий путем приобретения другого жилья; д) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Решение основных вопросов, связанных с правом граждан на жилище, заложено в Законе РФ от 01.01.01 г. "Об основах федеральной жилищной политики", а также урегулировано Жилищным кодексом РФ.

Право на защиту материнства, семьи и детства: система государственных и общественных профилактических и лечебных мероприятий, обеспечивающих антенатальную охрану плода, профилактику заболеваний ребёнка, его всестороннее физическое и умственное развитие, предупреждение и лечение заболеваний у женщин, укрепление их здоровья.

Право на образование: конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10-11 классов) и начального профессионального образования . Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования - индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 01.01.01 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 01.01.01 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Право на отдых: ежегодное время отдыха, гарантированное Конституцией, в течение которого за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Наряду с О. для отдыха законодательство предусматривает О. по временной нетрудоспособности , отпуск по беременности и родам, а также учебные О. рабочим и служащим, обучающимся без отрыва от производства.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь - общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

Право на предпринимательство и иную экономическую деятельность: право граждан и их объединений заниматься самостоятельной деятельностью с целью получения прибыли. Свобода предпринимательства относится к числу социально-экономических прав и является по существу одной из форм другого, более широкого социально-экономического права - свободы труда. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. текстуально не упоминает свободы предпринимательства текстуально не упоминает, но, говоря о праве на труд, различает (статья 6) труд, который человек свободно выбирает (сюда входит и предпринимательство), и труд, на который он свободно соглашается (то есть наемный труд).

Право на социальное обеспечение и социальную защиту: разновидность основных социальных прав, предполагающая гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощи семье в связи с рождением и воспитанием детей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения: во-первых, пенсии, порядок предоставления которых регулируется пенсионным законодательством (федеральные законы от 01.01.01 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 01.01.01 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"); во-вторых, социальные пособия. В зависимости от оснований обеспечения и социального назначения выделяются три группы таких пособий: а) по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи, при карантине и т. п.); б) по безработице ; в) пособия семьям, имеющим детей (размер таких пособий составляет: на детей в возрасте до 6 лет - 70%, на детей от 6 до 16 лет - 60% минимальной заработной платы). разновидность основных социальных прав, предполагающая гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощи семье в связи с рождением и воспитанием детей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения: во-первых, пенсии, порядок предоставления которых регулируется пенсионным законодательством (федеральные законы от 01.01.01 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 01.01.01 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"); во-вторых, социальные пособия. В зависимости от оснований обеспечения и социального назначения выделяются три группы таких пособий: а) по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи, при карантине и т. п.); б) по безработице; в) пособия семьям, имеющим детей (размер таких пособий составляет: на детей в возрасте до 6 лет - 70%, на детей от 6 до 16 лет - 60% минимальной заработной платы).

Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принци­пы образования представительных органов власти, избиратель­ную систему, основные права и обязанности граждан. Конститу­ция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

В Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защи­та прав и свобод человека и гражданина - обязанности государ­ства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязан­ности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6, п. 2).

Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции РФ. Все положения главы составляют основы правового статуса личности в стране и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмотрим некоторые статьи этой главы.

Конституция РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (отрывки)

1. В Российской федерации признаются и гарантируются права исвободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нор­мам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего обра­зования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государствен­ные образовательные стандарты, поддерживает различные формы обра­зования и самообразования.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соот­ветствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской федерации может самостоятельно осуществ­лять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера» (принят в 1994 г.).

Данный Федеральный закон определяет общие для Российс­кой Федерации организационно-правовые нормы в области за­щиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера.

В главе IV закона определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.

В главе V определен порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

3. Закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 1992 г.).

В законе закреплена правовая основа обеспечения безопас­ности личности, общества и государства. Определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

В законе определены основные элементы системы безопасно­сти, основные функции системы безопасности, разграничение пол­номочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности. Определен статус Совета Безопасно­сти РФ, его состав и основные задачи и другие вопросы,

4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (при­нят в 1994 г.).

В законе определены общие правовые, экономические и соци­альные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Опреде­лен порядок установления отношений в области пожарной без­опасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, органи­зациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также меж­ду общественными объединениями, должностными лицами и граж­данами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Законом предусмотрено обязательное обучение детей в до­школьных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

5. Федеральный закон «Об обороне» (принят в 1996 г.).

Закон определяет основы и организацию обороны РФ, полно­мочия органов государственной власти субъектов РФ, организа­ций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФв области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Законом определены права и обязанности гражданРФ в об­ласти обороны (ст. 9):

«Граждане Российской Федерации: 1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом; 2) принима­ют участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; 3) могут создавать организации и общественные объ­единения, содействующие укреплению обороны; 4) предоставля­ют в военное время для нужд обороны по требованию федераль­ных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расхо­дов в порядке, установленном Правительством РФ».

6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.).

В законе определены задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов госу­дарственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Определены права и обязанности граждан Российской Феде­рации в области гражданской обороны (ст. 10):

«Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: проходят обуче­ние способам защиты от опасностей, возникающих при веде­нии военных действий или вследствие этих действий; прини­мают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной вла­сти и организациям в решении задач в области гражданской обороны».

Вопросы изадания

1. Подготовьте сообщение по теме «Конституция РФ -основной закон государства».

2. Как закон РФ «О безопасности» определяет право- вые основы обеспечения безопасности личности, об­щества и государства.

3. Какие права и обязанности граждан РФ в области безопасности определены Федеральным законом «О защите населения от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера»? 4. Какие права и обязанности граждан РФ в области безопасности определены Федеральными законами «Об обороне» и «О гражданской обороне»?

Гражданская оборона - составная часть системы обороноспособности страны

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подго­товке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране созда­валась как система защиты населения и объектов народного хозяйства населения от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Со­гласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противо­воздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.

МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупрежде­ние населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; под­готовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средства­ми местных органов власти и объектов народного хозяйства.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы - воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО (в городских районах - участковые команды, на предприятиях-объектовые команды, при до­моуправлениях - группы самозащиты).

Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100- 300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и от 200-500 человек жителей - при домоуправлениях.

В группы самозащиты, как правило, входило пять подразделений:

медицинское; противопожарной защиты; охраны порядка; наблюдения;

обслуживания убежищ.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения - в общественных оборонных организациях.

Перед началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в основном было завершено создание и подготовка различных служб

МПВО: служба оповещения и связи; медико-санитарная служба; службы убежищ, транспорта, торговли, общественного питания и др. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций с помощью городских органов власти.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

Так была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

В 50-е гг. в арсенале государств появилось новое оружие - ядер­ное, появились новые средства доставки ядерного оружия - ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероп­риятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО).

Гражданская оборона стала составной частью системы общегосу­дарственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и во­енное время в целях защиты населения и народного хозяйства страныот оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения против­ника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

В 50-60-е гг. XX в. система гражданской обороны была создана в большинстве крупных государств - США, Германии, Канаде, Италии, Швеции. Практически во всех странах особое значение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях в ряде стран были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

Во всех названных государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера.

В нашей стране защиту населения от оружия массового пораже­ния планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой раз­личных защитных сооружений; созданием запасов средств индивиду­альной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обуче­нием способам защиты от ОМП; оповещением об опасности нападе­ния противника.

Для защиты объектов экономики планировались и проводились ме­роприятия, направленные на повышение устойчивости их работы в воен­ное время: защита производственных фондов; создание запасов мате-

риально-технических средств; подготовка автономных источников элек­троэнергии, газа, водоснабжения; накопление материалов и средств для восстановительных работ.

Гражданская оборона в СССР была организована на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Общее руко­водство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное - начальником ГО СССР, который являлся заместителем Министра оборо­ны СССР. На местах ответственность за ГО возлагалась на руководите­лей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депу­татов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО.

Таким образом, с момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных обо­ронных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защи­ты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Свое предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществ­лять вместе с Вооруженными Силами страны, обеспечивая максималь­ное ослабление вооруженного воздействия противника по экономичес­ким объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.

В настоящее время цели и задачи гражданской обороны опре­деляются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством, для обеспечения национальной безо­пасности и сохранения обороноспособности страны.

Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, а значит, в соответствии с изменившимися геополитическими, военно-стра­тегическими и социально-экономическими условиями.

На современном этапе непосредственная угроза прямой аг­рессии против Российской Федерации уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает сохраняться.

Принятие в последние годы международных соглашений о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижает возможность применения ОМП в вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключает.

Все большая роль в ведении новых войн отводится высокоточ­ному обычному оружию и оружию, созданному на новых физичес­ких принципах.

В последние годы значительную угрозу для России начинают приобретать международный и внутренний терроризм (вклейка, фото 2). В сентябре 1999 г. страну потрясли взрывы жилых домов в Москве, оборвавшие десятки человеческих жизней.

В этих условиях сохраняется роль и значение гражданской обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах.

Гражданская оборона на современном этапе продолжает ос­таваться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призван­ной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспече­нии обороноспособности и жизнедеятельности государства. Граж­данская оборона преследует самую гуманитарную цель - оказа­ние всесторонней помощи гражданскому населению в ходе во­енных действий.

Гражданская оборона организуется по территориально-произ­водственному принципу на всей территории страны. Это означа­ет, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуще­ствляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие произ­водственной и хозяйственной деятельностью.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осу­ществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ведении военных действий или вследствие этих действий. Меро­приятия ГО организуются и осуществляются с учетом возможно­сти возникновения любого из видов вооруженных конфликтов, в том числе актов терроризма, и применения всех современных средств поражения, включая оружие массового поражения.

Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момен­та объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.

В мирное время силы и средства гражданской обороны уча­ствуют в защите населения и территорий при чрезвычайных си­туациях природного и техногенного характера (вклейка, фото 3).

План гражданской обороны РФ утверждает и вводит в действие в случае необходимости Президент Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации: руководит обучением способам защиты от опасностей, возникающих при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий; принимает участие в проведении мероприятий по гражданской обороне; оказывает содействие органам государственной власти в решении задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Пра­вительство Российской Федерации.

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной влас­ти и организациях осуществляют их руководители.

Руководство гражданской обороной на территории субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации и руководители органов местного самоуправления. Все они по должности являются начальниками гражданской обороны.

Вопросы и задания

1. Подготовьте сообщение по теме «Условия и история создания гражданской обороны».

2. Назовите основные принципы организации граждан­ской обороны и ее предназначение.

3. Перечислите задачи гражданской обороны.

4. Как осуществляется управление гражданской обо­роной?


Похожая информация.


1 вариант

1.Что от-ли-ча-ет кон-сти-ту-цию от дру-гих пра-во-вых актов?

1) пись-мен-ная форма 3) об-ра-ще-ние ко всем граж-да-нам

2) выс-шая юри-ди-че-ская сила 4) под-держ-ка силой го-су-дар-ства

2.Конституция РФ устанавливает принцип государственного суверенитета. В чём заключается его сущность?

1)в РФ обеспечивается верховенство Конституции, гарантии прав и свобод.

2)многонациональный народ России является единственным источником и носителем государственной власти.

3)в России установлено республиканское правление.

4)верховенство государственной власти РФ и федерального законодательства устанавливается на всей территории России.

3 . Кон-сти-ту-ци-он-ной обя-зан-но-стью граж-дан РФ яв-ля-ет-ся

1) упла-та на-ло-гов

2) уча-стие в эко-но-ми-че-ской жизни го-су-дар-ства

3) ра-бо-та в ор-га-нах со-ци-аль-ной за-щи-ты

4) уча-стие в ра-бо-те пар-ла-мен-та

4.Со-глас-но Кон-сти-ту-ции, ос-нов-ным ис-точ-ни-ком вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

1) Фе-де-раль-ное со-бра-ние Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

2) Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

3) народ Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

4) Пред-се-да-тель Пра-ви-тель-ства Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

5.Рос-сий-ской Кон-сти-ту-ци-ей га-ран-ти-ро-ва-но каж-до-му че-ло-ве-ку право на сво-бо-ду и лич-ную не-при-кос-но-вен-ность. О каком виде прав идёт речь?

6.Кон-сти-ту-ция РФ про-воз-гла-ша-ет нашу стра-ну со-ци-аль-ным го-су-дар-ством. Это озна-ча-ет, что

1) по-ли-ти-ка го-су-дар-ства на-прав-ле-на на со-зда-ние усло-вий, обес-пе-чи-ва-ю-щих до-стой-ную жизнь че-ло-ве-ка

2) на-ро-ды, про-жи-ва-ю-щие на тер-ри-то-рии РФ, имеют рав-ные права

3) власть осу-ществ-ля-ет-ся на ос-но-ве раз-де-ле-ния на за-ко-но-да-тель-ную,ис-пол-ни-тель-ную и су-деб-ную ветви

4) че-ло-век, его права и сво-бо-ды при-зна-ют-ся выс-шей цен-но-стью

7.Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Кон-сти-ту-ции Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

А. Кон-сти-ту-ция Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции была при-ня-та путем все-на-род-но-го ре-фе-рен-ду-ма.

Б. Кон-сти-ту-ция Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции преду-смат-ри-ва-ет осо-бый по-ря-док вне-се-ния в нее из-ме-не-ний и до-пол-не-ний.

8.Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о кон-сти-ту-ции?

А. Кон-сти-ту-ция об-ла-да-ет выс-шей юри-ди-че-ской силой.

Б. Кон-сти-ту-ция яв-ля-ет-ся сво-дом всех за-ко-нов го-су-дар-ства.

1) верно толь-ко А 3) верны оба суж-де-ния

2) верно толь-ко Б 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

9. Найдите черты сходства и отличия первой советской Конституции РСФСР 1918 г. и современной Конституцией РФ 1993 г. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - черт отличия.

1) устанавливает всеобщее равенство в правах;

2)определяет центральные государственные органы власти и их полномочия

3)провозглашает диктатуру пролетариата

4) является основой для остального законодательства в государстве

10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Нынешняя Конституция нашей страны была принята на общегосударственном референдуме. (Б) Принятие этого документа способствовало развитию демократии в нашей стране. (В) Одна из глав Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина.

1) отражают факты

2) выражают мнения

Конституция РФ. Основы конституционного строя

2 вариант

1.Кон-сти-ту-ция стра-ны как Ос-нов-ной Закон го-су-дар-ства от-ли-ча-ет-ся тем, что

1) она при-ни-ма-ет-ся пре-зи-ден-том

2) ее по-ло-же-ни-ям не долж-ны про-ти-во-ре-чить все осталь-ные нор-ма-тив-ные акты

3) она при-ни-ма-ет-ся пар-ла-мен-том стра-ны

4) ее по-ло-же-ния не могут быть пе-ре-смот-ре-ны

2.Конституция РФ провозглашает принцип суверенитета. Он означает, что

1) в РФ республиканская форма правления

2) государственная власть обладает независимостью в отношениях с другими государствами

3) в РФ признаётся идеологическое многообразие

4) единая государственная власть разделена на три ветви

3. По Конституции РФ обязанностью граждан РФ не является:

1) защита Отечества;

2) охрана памятников культуры;

3) труд;

4) охрана природы

4. Высшей ценностью согласно Конституции РФ являются(-ется)

1) интересы государства

2) нерушимость государственных границ

3) приоритет частной собственности

4) права и свободы человека

5.Рос-сий-ской Кон-сти-ту-ци-ей га-ран-ти-ро-ва-но каж-до-му че-ло-ве-ку право на част-ную соб-ствен-ность. О каком виде прав идёт речь?

1) по-ли-ти-че-ских 3) есте-ствен-ных

2) эко-но-ми-че-ских 4) со-ци-аль-ных

6.Кон-сти-ту-ция РФ про-воз-гла-ша-ет, что ни-ка-кая ре-ли-гия не может уста-нав-ли-вать-ся в ка-че-стве го-су-дар-ствен-ной или обя-за-тель-ной. Это сви-де-тель-ству-ет об (о)

1) идео-ло-ги-че-ском мно-го-об-ра-зии 3) раз-ви-тии граж-дан-ско-го об-ще-ства

2) раз-де-ле-нии вла-стей 4) свет-ском ха-рак-те-ре го-су-дар-ства

7. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Конституция РФ устанавливает принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации.

Б. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8.Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об ос-но-вах кон-сти-ту-ци-он-но-го строя РФ?

А. Но-си-те-лем су-ве-ре-ни-те-та и един-ствен-ным ис-точ-ни-ком вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся её мно-го-на-ци-о-наль-ный народ.

Б. Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция обес-пе-чи-ва-ет це-лост-ность и не-при-кос-но-вен-ность своей тер-ри-то-рии.

1) верно толь-ко А 3) верны оба суж-де-ния

2) верно толь-ко Б 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

9.На уроке обществознания учитель объяснял ученикам отличия Конституции от других нормативно-правовых актов. Сравните Конституцию и любой другой нормативно-правовой акт. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - черт отличия.

1) обязательность исполнения

2) верховенство в правовой системе страны

3) юридическая ответственность за нарушение

4) закрепление основ государственного строя

10.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Согласно Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. (Б)Пётр регулярно платит налоги. (В)Неуплата налогов безответственна и аморальна.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Ответы

1 вариант

2413

2 вариант

1324



Просмотров