Санация полости рта. Санитарно-просветительная работа в стоматологии. Санитарно просветительская работа в стоматологии сочинения и курсовые работы Санитарно просветительская работа уход за полостью рта

Санитарно-просветительную работу следует направить на выяснение населению этиологии зубо-челюстных деформаций, на выяснение мероприятий, которые родители и воспитатели должны принять для того, чтобы предупредить развитие зубо-челюстных деформаций у детей. Тематика санитарно-просветительной работы, примерно, следующая:

1. Общеоздоровительные мероприятия благоприятствуют правильному и нормальному развитию жевательного аппарата.

2. Жевательный аппарат для своего развития нуждается в достаточной функциональной нагрузке. Следует иметь в виду, что исключать из рациона ребенка твердую пищу нерационально.

3. Влияние некоторых детских заболеваний на формирование жевательного аппарата (рахит, спазмофилия, скрофулез и пр.).

4. Взаимосвязь заболеваний верхних дыхательных путей с зубо-челюстными деформациями.

5. Значение сохранения молочных зубов для развития жевательного аппарата.

Для правильного формирования постоянного прикуса необходимо, в частности, сохранить полноценный молочный прикус. Для этого необходимо следить за тем, чтобы молочные зубы не разрушались кариесом.

Родители и воспитатели должны своевременно показывать ребенка врачу-стоматологу, проверять, проходил ли ребенок санацию и т. д. Одним словом, не относиться индиферентно к тому, что молочные зубы разрушаются кариесом, ибо, мол, это временные, а не постоянные зубы.

6. Борьба с дурными привычками детей. Так называемые дурные привычки- сосание соски, пустушки, пальцев, кулачка, губы, языка - часто являются этиологическими факторами зубо-челюстных деформаций.

Дурные привычки у детей, страдающих рахитом, зубо-челюстный аппарат деформируют сильнее, следовательно, необходимо, чтобы родители, воспитатели и ухаживающий за детьми персонал не приучали детей к этим дурным привычкам, а при наличии их вели бы с ними решительную борьбу. Некоторые матери приучают ребенка к сосанию пустушки полагая, что это успокаивает ребенка. Вообще ребенок, когда его ничто не беспокоит (мокрая пеленка, боль в животике и др.), обычно спокоен, а пустушка не уменьшает раздражения ребенка от мокрой пеленки и не снимает чувства боли в животике или в другом органе, если таковые имеются. Мать, приучая ребенка к пустушке, или не обращая внимания на то, что ребенок систематически сосет пальчик, кулачок, поступает неблагоразумно.

По поводу сосания некоторые из зарубежных авторов высказали предположение, что это проявление сексуализма. Разумеется, это совершенно необоснованное предположение. Другие полагают, что сосание в известной мере утоляет чувство голода. Это также неверно, ибо ребята (в младенческом возрасте) сосут пальцы, пустушки в течение всего дня и непосредственно после кормления грудью, когда ребенок безусловно сыт. Если мать или воспитательница не приучает младенца к сосанию пустушки, он сосать не будет. Следовательно не нужно приучать ребенка к сосанию пустушки или пальца, а если ребенок усвоил такую привычку, то необходимо систематически бороться с нею, чтобы отучить ребенка от этого. О вреде так называемых дурных привычек родители и воспитатели не осведомлены.

7. Искусственное вскармливание также является этиологическим моментом в развитии зубо-челюстных деформаций. О значении вскармливания детей грудным молоком вряд ли нужно распространяться.

Искусственное вскармливание младенца, к которому приходится прибегать в тех случаях, когда мать почему-либо не в состоянии кормить грудью своего ребенка, должно быть правильно проведено. Во-первых, смеси, если нет отцеженного женского молока, должны быть достаточно питательны. Во-вторых, процесс кормления должен быть рационализирован. Сосательные движения для младенца являются тем функциональным напряжением, под влиянием которого происходит смещение нижней челюсти с дистального положения в нейтральное. Искусственное вскармливание через резиновую соску лишает ребенка этого функционального напряжения, особенно в тех случаях, когда бутылочке придают вертикальное положение. В этом случае молоко течет в рот ребенка без какого бы то ни было усилия с его стороны. Поэтому следует соску подобрать твердую, а не мягкую, отверстие в соске сделать миниатюрное, затем бутылочка должна иметь горизонтальное положение, а не вертикальное. Кроме этого, необходимо следить за тем, чтобы бутылочка не давила на верхнюю или нижнюю челюсть. Это давление может привести к деформации (уплощению) челюсти во фронтальном участке. Если искусственное кормление младенцев явление не распространенное, то пользование пустушкой - весьма частое явление. Между тем, здоровый ребенок не нуждается в пустушке, а заболевший ребенок нуждается в лечении, но отнюдь не в усыплении.

8. Правильный уход за ребенком. У детей может развиться привычка спать с открытым ртом при неправильном положении головки в постели, при этом нижняя челюсть может сместиться чаще дистально, а иногда и мезиально. Это происходит деже в тех случаях, когда носовое дыхание не затруднено. Длительное лежание на одном боку может привести к сдавлению челюсти на соответствующей стороне. Поэтому надо выяснить родителям вред от неправильного положения головки ребенка в постели.

Если у ребенка выработалась привычка спать с запрокинутой назад головкой, то мышцы, оттягивающие нижнюю челюсть назад, смещают нижнюю челюсть дистально и у ребенка разовьется дистальный прикус. Чтобы отучить ребенка от этой привычки, необходимо стелить постель так, чтобы голова его лежала выше. При этом следует помнить, что ребенок вследствие привычки сдвинет подушку либо сам сдвинется и придаст привычное дорзальное положение голове. Поэтому следует часто проверять, как ребенок лежит в постели. Когда ребенок любит сворачиваться «калачиком», то он придает голове вентральное положение, хотя тяга мышц мезиально значительно слабее, чем дистально, однако иногда и это может привести к образованию мезиального прикуса. Следовательно, с такой привычкой также следует бороться.

9. Ранняя экстракция молочных зубов, разрушение кариесом коронки молочного зуба приводят часто к зубо-челюстным деформациям, к торможению роста челюстных костей.

Вот основные вопросы, которые должны быть освещены в санитарно-просветительной работе детских стоматологических учреждений, детских консультаций. Вопросы ранней ортодонтической терапии, которая имеет профилактическое значение, ибо она проводится в периоде молочного прикуса или в начальном периоде смены зубов (когда меняются фронтальные зубы), освещены в «частной терапии» по каждому виду деформации отдельно.

Гигиеническое воспитание — это система привития полезных навыков и на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

В стоматологии гигиеническое воспитание играет очень важную роль, так как этиология и патогенез кариеса зубов в значительной мере обусловлены отрицательными привычками человека, связанными с неправильным потреблением сахара, нарушением самоочищения полости рта, недостаточным уровнем гигиены. Гигиеническое воспитание включает два направления — санитарно-просветительскую работу и обучение и контроль за гигиеной полости рта.

Санитарно-просветительская работа ставит цель выработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.

Санитарно-просветительской работе предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является. Только от человека, убежденного в необходимости поддержания гигиены полости рта, можно ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех ее требований.

Санитарно-просветительская работа медицинский представитель складывается из двух направлений — пропаганды медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья и агитации населения в необходимости соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики болезней.

Следует четко различать общность и различие пропагандистской и агитационной работы. Агитация всегда ориентирована на конкретного адресата (детей, подростков, взрослых, рабочих и т.д.) и побуждает их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды — определенный объект, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и т. д., о котором аудитория должна получить информацию. При этом реакция адресата пропаганды вторична, а цель пропаганды достигают с помощью агитации. Поэтому если пропаганду рассматривать как распространение идей и знаний, то смысл агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

Конечной целью санпросветработы является не распространение информации о предмете, а формирование убеждений, выработанных у слушателей в результате приобретения им знаний. Поэтому необходимо знать путь, который проходит информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа. Эта цепь в общем виде имеет следующий вид:

информация -> знания -> убеждения -> поступки


Таким образом, целью санпросветработы является воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без убеждений невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечная цель профилактики.
Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, а формы и методы работы зависят от конкретных коллективов.

Существуют активные и пассивные формы. Активные формы включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санпросветбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.

Преимущество активных форм работы заключается в непосредственной взаимосвязи агитаторов с населением, что обеспечивает наибольший эффект воздействия работы. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют большее время и на неограниченную аудиторию. Недостаток ее состоит в отсутствии обратной связи между агитаторами и агитируемыми. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных форм санпросветработы. По широте воздействия на аудиторию санпросветработа может быть массовой, коллективной и индивидуальной.

Любому виду профилактической работы должна предшествовать санитарно-просветительская деятельность врача или другого медицинского работника. Ее задача — привить населению знания о здоровом образе жизни, причинах заболеваний и сформировать убеждение в необходимости проведения профилактических мероприятий, предотвращающих возникновение заболеваний.

Работа с детьми имеет серьезные особенности, связанные с социальным статусом детей, их психологией. Вместе с тем правильно продуманный и комплексный подход к санитарно-просветительской работе среди детей дает наибольшую эффективность в привитии здоровых навыков на всю жизнь. В основе такого подхода должна быть комплексность воздействия санитарного просвещения на ребенка. В нем должны участвовать четыре звена — врач, педагоги (воспитатели) и другой персонал учреждения, родители и сами дети. Упущение любого их этих звеньев может самым неблагоприятным образом отразиться на эффективности всех мероприятий.

Первым, этапом должна быть беседа с педагогами и медицинскими работниками детского учреждения. Необходимо объяснить цель и задачи профилактики в стоматологии, обрисовать круг мероприятий по ее проведению, желательно время и условия их осуществления. Отдельно надлежит объяснить роль воспитателей и медработников детских учреждений в проводимой работе, подчеркнуть, что от их участия, требовательности во многом зависят успех и эффективность проводимых мер профилактики. Необходимо также убедительно ответить на вопросы педагогического коллектива. При соблюдении всех этих условий может быть достигнута цель — приобретение в лице педагогов и воспитателей убежденных соратников и помощников в борьбе за здоровье детей.

На втором этапе санпросветработы в организованных коллективах проводится беседа или выступление перед родителями. Удобнее всего встречу организовать перед родительским собранием в классе или группе. Для подобного выступления нежелательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей нескольких классов. Во время такой беседы следует достигнуть две цели — озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детском коллективе.

Третьим этапом санпросветработы являются беседы с детьми. Эти занятия удобнее всего проводить с классом (или его частью) или группой садика. Для конкретной возрастной группы их цель и содержание различны.

С детьми 3—4 лет занятиям следует придавать игровой характер, без поучительных и убеждающих интонаций. Они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересовывать детей игровыми моментами.
Для детей в возрасте 5—7 лет занятия должны быть несколько иными. Обычно в этом возрасте дети уже встречались со стоматологом и знают азы ухода за полостью рта. Кроме того, степень зрелости и сознательности в этой возрастной группе уже значительно выше.

В школах санитарно-просветительская работа проводится в форме уроков здоровья. Они обычно делятся на 2 части — санитарно-просветительскую и практическую.

Санитарно-просветительская работа в различных коллективах взрослого населения также должна проводиться с учетом многих факторов. К ним, в первую очередь, относятся численность и профессия слушателей, уровень их образования, интерес к проблеме, возраст, пол и др.

Пассивные формы агитации и пропаганды также не должны носить безличный характер. Их содержание следует ориентировать на конкретную аудиторию. Например, в поликлинике информация должна помочь больным справиться с уже имеющимися заболеваниями. В школе, ВУЗе требуется иной подход, рассчитанный на практически здоровых молодых людей, несколько скептически воспринимающих знания по данному разделу. В одних случаях санитарные бюллетени, газеты, плакаты должны содержать минимум текста и много красочных рисунков и иллюстраций (например, для младших школьников), в других — иметь больше текстового материала при одной-двух броских запоминающихся иллюстрациях. Поэтому при подготовке наглядной агитации необходимо тщательно продумывать ее оформление, тексты, названия, место, где она будет выставляться и др.

Санитарное образование - составляющая первичной профилактики стоматологических заболеваний. Организация стоматологического санитарного образования, его формы, методы, способы.

Санитарно-просветительная работа - одно из основных звеньев любого профилактического мероприятия и должна предшествовать или сопутствовать ему. Ее цель- пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний.

Организация санитарно-просветительной работы в разных детских коллективах - достаточно сложная задача. Цель может быть достигнута только при условии знания психологии аудитории, ее особенностей, использования необходимых форм и методов работы с конкретным коллективом. Без учета этих факторов санитарно-просветительная работа не может быть достаточно эффективной.

Основные направления санитарно-просветительной работы:

1. Привить населению знания о здоровом образе жизни;

2. Объяснить причины стоматологических заболеваний;

3. Убедить в необходимости проведения профилактических мероприятий.

Работа с детьми имеет некоторые особенности организации и проведения, связанные с возрастными группами, социальным статусом детей, их психологией. Вместе с тем правильный, продуманный и комплексный подход к санитарно-просветительной работе среди детей дает хорошие результаты и является наиболее эффективным для привития здоровых навыков на всю жизнь. Основа такого подхода - комплексность воздействия санитарного просвещения на ребенка.

В ней должны принимать участие четыре звена:

1) медицинские работники, осуществляющие профилактику;

2) педагогический коллектив детского учреждения;

3) родители;

Формы санитарно-просветительной работы среди перечисленных контингентов существенно отличаются одна от другой в зависимости от организации детского населения. Прежде всего необходимо четко различать активные и пассивные формы работы и точки их приложения.

Формы санитарно-просветительной работы:

Уроки здоровья;

Выступления;

Доклады. показ кинофильмов.

Пасивные :

Издание научно-популярной литературы;

Статей, открыток, брошюр, памяток;

Санбюллетней;

Проведение выставок;

Показ кинофильмов.

Санитарно-просветительная работа по широте круга охваченных ею людей подразделяется на индивидуальную, групповую (коллективную) и популяционную (коммунальную, массовую).

К активным формам работы относятся методы непосредственного общения медицинских работников с населением - уроки здоровья, беседы, выступления, лекции, доклады.

Пассивная форма работы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, радио- и телепередач, показ кинофильмов, мультипликационных фильмов и т. д.


Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наиболее эффективное воздействие на аудиторию. Однако, по данным Стравинского, словесная форма для санитарного просвещения детей малоэффективна, особенно у детей младшего возраста. Такая форма может быть рекомендована для лиц старше 20 лет.

В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время, в том числе и на неорганизованную аудиторию. Ее недостаток - отсутствие обратной связи между специалистами и населением.

Как активные, так и пассивные формы работы необходимо использовать среди организованных групп детского населения и неорганизованных детей, посещающих детские стоматологические учреждения с родителями или без них. Причем среди организованного населения эта работа более эффективна, поскольку охватывает все четыре основных звена; среди неорганизованного - менее эффективна, поскольку в работе принимают участие только два звена (родители и дети).

Высокая действенность активных форм зависит от непосредственного контакта врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания. Эти методы позволяют врачу учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей, степень их первичной подготовки, уровень усвоения.

Этапы активной санитарно-просветительной работы :

Первый этап активной санитарно-просветительной работы - беседы и семинары с педагогами и медицинскими работниками детских дошкольных учреждений. В этих беседах необходимо объяснить цель и задачи гигиенического воспитания в стоматологии, очертить круг методов его проведения, объем работы, желательную продолжительность и условия их осуществления.

Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, обучить их правильному проведению гигиенических мероприятий, ознакомить с современными методами профилактики. Педагогический коллектив должен иметь представление о методах контроля за гигиеной полости рта. Только при такой постановке вопроса они станут помощниками стоматолога в постоянном общении с детьми, бу-дут помогать медицинскому персоналу и заострять внимание родителей и детей на важности правильного и регулярного исполнения всех профилактических процедур.

На медицинских работников детских учреждений возложены обязанности по проведению профилактики, поэтому они должны быть обучены правильным приемам гигиенических процедур в полости рта, методам контроля за качеством чистки зубов, методике использования различных профилактических средств и правилам ведения документации.

Второй этап активной санитарно-просветительной работы в организованных коллективах - беседы или выступления перед родителями . Выступление должно решать две задачи: озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий в детском коллективе. Обучение родителей чаще проводят после лекций и бесед в комнате гигиены. Родителям также следует показать, как правильно чистить зубы, чтобы в домашних условиях они контролировали продолжительность, кратность и правильность ухода за полостью рта своих детей.

Беседу следует проводить активно, интересно, со многими примерами, иллюстрациями. Продолжительность ее не должна превышать 15-в20 мин, столько же времени нужно оставить для ответов на вопросы. Для решения первой задачи необходимо акцентировать внимание на тяжелых и неприятных последствиях, к которым приводят болезни зубов, челюстей, пародонта, аномалии прикуса. Лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена.

На таком фоне более серьезно воспринимается информация о возможности профилактических мер, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей. Завершая беседу, врач должен призвать родителей быть его помощниками в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических ме-роприятии от совместных усилий. Особый акцент делается на контроле за культурой употребления углеводов и состоянии гигиены полости рта в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний следует вручить каждому из родителей печатные памятки-листовки.

Третий этап - беседы и уроки здоровья для детей . Они должны быть строго дифференцированными по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Их лучше проводить с классом или группой.

В возрасте 2-4 лет беседы носят игровой характер, они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей, однако ни в коем случае не иметь поучительных и убеждающих интонаций.

В возрасте 5-7 лет беседы носят несколько иной характер. Учитывая то обстоятельство, что дети уже знакомы со стоматологическими вмешательствами и знают основы ухода за полостью рта, беседы нужно начинать с объяснения необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. Обучение детей - наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше проводить его, объединяя активные и пассивные формы санитарно-просветительной работы, т. е. чередовать эти методы. Характер занятий дифференцируется в зависимости от различных возрастных групп детей.

Активные формы санитарно-просветительной работы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллективный характер. Основной метод такой работы - беседы с детьми и родителями. Пассивные формы санитарно-просветительных мероприятий в основном направлены на родителей и детей. В организованных группах все средства пассивной агитации целесообразно сосредоточить в комнате гигиены. В поликлинике эти средства должны быть размещены равномерно как в холле детского отделения, так и в кабинете гигиены поликлиники.

Конечной целью всего комплекса санитарно-просветительных методов должно быть воспитание у населения правильных убеждений и поступков в результате приобретения новых знаний, направленных на охрану и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний полости рта.

Эту цель в общем виде схематично можно изобразить так: информация?> знания?> убеждения?> поступки.

При проведении санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний Е.В. Удовицкая (1988) рекомендует придерживаться таких тем:

1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья детей.

2. Значение питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи.

3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и состояния органов и тканей полости рта.

4. Гигиенический уход за полостью рта.

5. Предупреждение заболеваний полости рта.

6. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков зубочелюстной системы.

0

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГБОУ СПО САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Н. ЛЯПИНОЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: " РОЛЬ ВРАЧА ГИГИЕНИСТА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО В САНИТАРНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ "

CАМАРА 2013

Введение

I. Основная часть

2. Роль врача-гигиениста

4. Санитарное просвещение детей дошкольного возраста.

5. Санитарное просвещение детей школьного возраста.

II. Практическая часть

1. Анкетирование

2. Буклеты

Заключение

Приложения

Список используемой литературы

Введение

Только заболевший человек понимает истинную ценность здо­ровья. Самые распространенные массовые стоматологические за­болевания - кариес зубов и болезни пародонта не так резко, как, например, стенокардия или язвенная болезнь желудка, ухудшают качество жизни человека. Вместе с тем, они представляют собой угрозу для здоровья человека, часто являются очагом одонтогенного хрониосепсиса, аллергии. Поэтому профилактика стоматологиче­ских заболеваний - это общемедицинская проблема.

Исторически стоматология развивалась, ориентируясь прежде всего на устранение боли путем восстановления разрушенного зуба или его удалением. Но только лечение кариеса зубов и его ослож­нений не позволяет уменьшить стоматологическую заболеваемость, является чрезвычайно затратной, экономически не выгодной. Стра­тегия в организации стоматологической помощи, направленная на устранение причин заболеваний среди населения на массовом уровне является наиболее перспективной и целесообразной с меди­цинской точки зрения. Это здоровьесберегающая технология в ме­дицине.

Первичная профилактика - приоритетное направление меди­цины и современной стоматологии. Как показывает мировой опыт, энтузиазм врачей, организаторов здравоохранения, разрабатываю­щих и реализующих комплексную программу профилактики в прак­тическом здравоохранении, позволяет получить снижение стомато­логической заболеваемости. В настоящее время в реализации этих программ, начиная от разработки, выполнения всех компонентов программы, включая гигиеническое обучение и воспитание населе­ния по вопросам профилактики кариеса зубов и заболеваний паро­донта, профессиональные аппликации фторидов на зубы участву­ют только стоматологи. Такая методология внедрения увеличивает расходы на оказание стоматологической помощи, экономически не целесообразна. К сожалению, внедрение этих программ в России не всегда сопровождается участием персонала первичного уровня медико-санитарной помощи (персонал первого контакта пациента с массовой медицинской помощью) в воспитании привычек здорово­го образа жизни в семье. Без этого компонента нельзя рассчитывать на долговременный и устойчивый профилактический эффект.

Как показывает опыт развитых зарубежных стран, добившихся значительных успехов в снижении стоматологической заболеваемо­сти среди населения, особенно детского, произошло именно благо­даря участию семьи, педиатров, воспитателей, учителей в формиро­вании приверженности семьи к здоровому образу жизни по питанию, тщательному уходу за полостью рта с использованием фторидсодержащих зубных паст.

Стоматологический гигиенист играет важную роль в сниже­нии распространенности и интенсивности стоматологических забо­леваний среди населения. Он помогает пациенту малозатратными профилактическими мерами устранить или ослабить воздействие основных факторов риска самых распространенных стоматологиче­ских заболеваний через пропаганду тщательного ухода за полостью рта, рекомендаций по питанию и использованию фторидов в поряд­ке само- и взаимопомощи.

Первичная профилактика в настоящее время трактуется как си­стема государственных, воспитательных, социальных, санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на устранение или осла­бление основных, самых главных и управляемых факторов риска стоматологических заболеваний. Многие из этих факторов носят поведенческий характер, являются последствием нездорового об­раза жизни. Первичная профилактика ~ это массовая, популяционная, т.е. в ней участвует все население и персонал, участвующий в сохранении и укрепления здоровья населения - медики и персо­нал, занимающийся воспитанием подрастающего поколения. Цель первичной профилактики - не допустить развития заболевания.

I. Основная часть

1. Профилактика стоматологических заболеваний

Профилактика стоматологических заболеваний - это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Цели и задачи профилактики:

Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патологическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болезней пародонта.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Стоматологическое просвещение населения

Методы стоматологического просвещения - это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток - отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания.

Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.

Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зубов.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания:

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта.

Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них - стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45 о к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.

Флос,сы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, красители.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.

В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинацея и др.)

Жевательная резинка - средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Эндогенные методы применения фторидов.

Применение соединяющих фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа - системный (эндогенный) - поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) - использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.

Средства для местного применения.

Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%.

Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).

Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты.

Герметики для запечатывания фиссур зубов

Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные участки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных продуктов их жизнедеятельности.

Этапы герметизации фиссур:

Протравливание эмали зуба 35-37% ортофосфорной кислоты в течении 15-20 секунд;

Отмывание кислоты с поверхности зуба водно-воздушной струей;

Повторная изоляция зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом;

Высушивание протравленной поверхности воздухом. Протравленная эмаль должна быть тусклой, матовой, меловидно-белого цвета.

Нанесение герметика должно проводиться немедленно тонким слоем по всей фиссурно-ямочной сети жевательной поверхности, исключая при этом образование пузырьков воздуха и завышение окклюзионной высоты зуба.

Контроль за постановкой герметика осуществляется в следующие сроки: через неделю, месяц, полгода и год.

2. Роль врача-гигиениста в профилактике стоматологических заболеваний.

В России в 2001 году была введена в номенклатуру медицинских специальностей новая специальность «Стоматология профилактическая» с квалификацией специалиста «гигиенист стоматологический». Местами работы гигиениста являются: стоматологические амбулаторно-поликлинические учреждения для детей и взрослых; стоматологические отделения и кабинеты лечебно-профилактических учреждений; учреждения социальной защиты населения и образования; санаторно-курортные учреждения (приказ МЗ РФ № 33,2001).

Максимально эффективной является работа гигиениста стоматологического в организованных детских коллективах, так как проводимые им групповые методы профилактики стоматологических заболеваний наиболее широко охватывают население.

Однако до настоящего времени конкретные функциональные обязанности для гигиениста стоматологического, работающего в организованных детских коллективах, и его взаимодействие с врачом-стоматологом не разработаны. Определены вероятная эффективность работы гигиениста, круг его обязанностей и ответственности в школьном стоматологическом кабинете (ШСК).

Анализ доступных источников литературы и действительное положение организации стоматологической службы России в современных условиях показывают, что проблема внедрения и роль специальности гигиенист стоматологический в реализации профилактических программ в организованных детских коллективах актуальна и нуждается в разработке.

Функциональные обязанности врача-гигиениста:

1. Осуществление санитарно-гигиенического и дезинфекционно-стерилизационного режима в кабинете.

2. Подготовка рабочего места к приему пациентов.

3. Осмотр полости рта пациента и регистрация состояния твердых тканей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

4. Определение гигиенического состояния полости рта пациента и осуществление контроля за гигиеной полости рта.

5. Обучение методикам чистки зубов и ухода за полостью рта.

6. Подбор индивидуальных средств гигиены.

7. Инструментальное удаление мягких и твердых зубных отложений.

8. Местное применение фторидсодержащих средств (лаков, гелей, аппликаций, полосканий).

9. Проведение реминерализующей терапии.

10. Герметизация фиссур зубов.

11. Проведение стоматологического просвещения детей и взрослых по вопросам возникновения и профилактики стоматологических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.

12. Оформление стенда со средствами гигиены и профилактики.

13. Ведение учетно-отчетной документации (заполнение истории болезни, статистических талонов).

3. Санитарное просвещение в поликлинике.

Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления тру­доспособности и на предупреждение обострении заболеваний.

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:

Недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

Отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприя­тий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке (схемы 1,).

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы.



Просмотров