Территориальный орган регистрации по месту жительства. Порядок осуществления регистрационного учета. Преимущества и недостатки разных органов

В этом материале содержатся советы для управляющих компаний, которые занимаются регистрационным учетом граждан. В числе прочих мы рассмотрим вопросы о том, зачем нужно вести такой учет, и как собранные в рамках него сведения передаются при появлении новой УК.

Регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания – обязательство организации, управляющей домом. Функции УК здесь определяются Правилами регистрации. Паспортный учет неразрывно связан с основной работой управляющей компании по обслуживанию домов. Разработанные ФМС формы № 9 и № 10 входят в число документов, относящихся к управлению МКД. о регистрированных гражданах.

Сняться с регистрационного учета по месту жительства гражданин может разными способами. В зависимости от этого различаются...управляющей МКД организации в лице паспортиста или иного работника, который отвечает...

УО, ТСЖ, ЖК и ЖСК обязаны передать документы регистрационного учета граждан, если: ...

Обязанность уведомить орган регистрационного учета о том, что в жилом помещении проживает гражданин без регистрации , лежит на...или нанимателе помещения. Это предусматривает пункт 35 Правил № 713.

Регистрационный учет реализуется для того, чтобы гражданин мог реализовывать свои права и свободы, а также исполнять имеющиеся у него обязанности. Это предусматривается в законе № 5242-1 от 25 июня 1993 года, а также в Правилах регистрации, утвержденных ПП № 713 от 17 июля 1995 года. Указанные нормативные акты обязывают граждан регистрироваться по месту жительства и пребывания.

Местом пребывания называется место, где человек живет временно. Это может быть, к примеру, гостиница, больница или квартира, не считающаяся местом жительства. Здесь гражданин должен зарегистрироваться в течение 90 дней с момента прибытия.

Местом жительства называется место для постоянного или преимущественного проживания. Гражданин здесь может быть как владельцем, так и нанимателем. Кроме многоэтажных и частных домов местом жительства может считаться служебное жилье, общежитие, маневренный фонд и так далее.

Пример

Нужно ли обращаться в органы регистрационного учета родственникам, которые живут в квартире больше 3 месяцев, если у них уже есть регистрация в этом городе, но по другому адресу?

Нет, не нужно.

Если у человека есть регистрация по месту жительства в том же регионе, то ему не нужно вставать на учет по месту пребывания. С Москвой и МО, Санкт-Петербургом и ЛО это правило действует в отношении обоих субъектов. Так прописано в статье 5 закона № 5242-1.

Кто занимается ведением регистрационного учета

В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации постановкой граждан на учет и снятием с него занимаются территориальные подразделения ФМС. Ответственность за прием и передачу документации в орган регистрационного учета может возлагаться на:

  • должностных лиц органов власти на разных уровнях, контролирующих пользование жилфондом;
  • владельцев жилья, самостоятельно управляющих им;
  • уполномоченных лиц в управляющих компаниях;
  • уполномоченных лиц в МФЦ, оказывающих госуслуги.

Если данными вопросами занимается УК, то она ведет документацию двух типов (форм):

  • карточка регистрации – №9;
  • поквартирная карточка – № 10.

Обе эти формы утверждаются приказом ФМС № 288 от 11 сентября 2012 года. Хранить указанные карточки должны лица, ответственные за перенаправление бумаг в органы регистрационного учета по месту жительства.

Может ли человек сам пойти в ФМС, чтобы зарегистрироваться или сняться с учета? Эксперты справочной системы « » отвечают на этот вопрос в

Какая документация регистрационного учета передается, когда меняется УК

Особенности ведения учета жильцов, передачи технической документации на здание и прочих связанных с управлением им бумаг определяются в разделе 5 Правил управления, утвержденных ПП № 416 от 15 мая 2013 года.

Перечень технических документов устанавливается в пункте 20 Правилах содержания, утвержденных ПП № 491 от 13 августа 2006 года.

Список технических документов приводится также в пунктах 24-26 Правил содержания. Бумаг, относящихся к регистрационному учету, в названном перечне нет. В то же время в нем содержатся списки владельцев и нанимателей квартир в МКД. Они составляются с соблюдением требований закона о защите персональных данных. Такое правило прописано в пункте 26 Правил содержания (подпункт д(1)).

Если проанализировать все перечисленные выше нормативные акты и учесть положения пункта 27 Правил содержания, то получается, что за управляющей компанией закрепляется обязательство по ведению паспортного учета жильцов, если именно она отвечает за прием бумаг и их передачу в орган регистрационного учета. УО должна поддерживать актуальную информацию в карточках, которые заводятся по формам № 9 и № 10. Она же занимается хранением этих документов. Указанные карточки входят в пакет документации, связанной с управлением домом.

О том, подробно рассказывает эксперт справочной системы « » Денис Нестеренко.

Государственная услуга смены регистрации часто откладывается «на потом»: боязнь долгих очередей, подготовки бумаг, слабое понимание последовательности действий. В конечном итоге отсутствие обнаруживается в самый неподходящий момент.

Получение загранпаспорта, подача налоговых деклараций и постановка на учет автомобиля – эти и многие другие услуги требуют регистрации. Поэтому лучшим решением будет своевременно сменить прописку.

В каких случаях и как производится снятие с учета

Согласно закону любой человек может сняться с регистрации по месту жительства без указания причины. По желанию можно внести лишь адрес места выбытия, который, впрочем, не проверяется.

Чаще всего документы на снятие учета подаются в следующих случаях:

  1. Продажа недвижимости. При из нее выписываются предыдущие жильцы, этот факт предусматривается стандартным .
  2. Переезд на постоянное место жительства в другой город или за рубеж.

Для того чтобы зарегистрироваться на новом месте пребывания, понадобиться выписаться по старому адресу.

Законодательно разрешено 2 способа снятия с учета по месту жительства:

  1. По убытию.
  2. Автоматически.

По убытию

Необходимо сдать в территориальный орган федеральной миграционной службы (ФМС) или районное отделение многофункционального центра (МФЦ) 3 документа:

  • паспорт;
  • заявление о снятии с регистрации в произвольной форме;
  • заполненный адресный листок убытия

Бланк предоставит регистратор или его можно подготовить заранее (форма №7 в нижней части страницы сайта ФМС России).

Через 3 рабочих дня можно забрать паспорт с внесенными изменениями и второй экземпляр листка убытия.

Автоматически

Снятие с учета по прежнему месту пребывания произойдет автоматически, если подать документы на регистрацию по новому адресу.

Возможны ситуации, когда жителя страны могут снять с учета без личного обращения за такой услугой:

  • в случае смерти, признания умершим или безвестно отсутствующим;
  • при утрате прав на занимаемое место жительство, аннулировании регистрации из-за ее ошибочного оформления или доказательства фиктивности постановки на учет.

Список документов для изменения прописки

В случае постановки на учет по новому месту жительства в районный отдел ФМС России или МФЦ нужно предоставить:

  1. заявление на регистрацию (форма №6 в нижней части страницы сайта ФМС России);
  2. паспорт;
  3. документ, который дает право жить по новому адресу ( , или ордер);
  4. листок убытия в случае если заранее была пройдена процедура выписки (форма №7 в нижней части страницы сайта ФМС России);
  5. заявление о согласии от собственников, если прописывающееся лицо не является владельцем места жительства.

Заявление на прописку, бланки и образцы

Заявление унифицированной формы можно заполнить двумя способами:

  1. Электронно. Если прописывающийся житель имеет регистрацию на портале «Госуслуги» , то в разделе федеральной миграционной службы следует выбрать «Регистрация по месту жительства» и следовать инструкции на странице.
  2. Лично. Бланк можно заполнить в отделениях МФЦ, ФМС или дома, скачав форму №6 в нижней части страницы сайта ФМС России.

В заявлении прописываются:

  • личные данные (паспорт, ФИО и дата рождения) и данные собственника жилья (если это другой человек);
  • информация о старом и новом адресе регистрации, а также о документе-основании для прописки.

Ниже приведены бланки и образцы заявлений и других документов, которые могут потребоваться при смене прописки.

Смена прописки, какие документы менять

При изменении адреса регистрации рекомендуется внести изменения в следующие документы:

  • Свидетельство о регистрации автомобиля . Для внесения изменений следует обратиться в отделения госавтоинспекции.
  • Военный билет . Мужчины любого возраста обязаны оповестить районный военкомат и получить отметку в военный билет.

Кроме того, при изменении адреса важно:

Где менять прописку, сколько потребуется времени, есть ли госпошлина за услугу

Услуга смены регистрации по месту жительства предоставляется бесплатно . Для этого необходимо обратиться в районный отдел ФМС или в МФЦ.

Для того чтобы не потратить несколько часов в очередях желательно записаться к регистратору заранее через порталы МФЦ или «Госуслуги» . Длительность оформления по смене прописки не превышает 20 минут .

Заранее следует предусмотреть, что ответственный сотрудник возьмет на оформление паспорт на срок от 3 дней . На 4-ый день документ с внесенными изменениями можно забрать без записи и очередей.

Как сменить прописку онлайн

Портал «Госуслуги» дает возможность электронной подачи заявления на смену регистрации.

  1. Первым делом нужно найти раздел «Регистрация по месту жительства».
  2. Далее в форму вводятся паспортные данные, личная и контактная информация, старый и новый адреса регистрации, данные по собственнику (если это не прописывающийся) и документам, удостоверяющим право на жилье.
  3. В случае успешного заполнения система присвоит заявлению номер. В течение 3 дней заявку примут в обработку и пригласят прописывающегося человека на прием к регистратору с указанием даты, времени и перечня оригиналов документов.

Важно: данные по статусу рассмотрения заявления и информация по записи на прием будет продублирована на электронную почту заявителя при ее указании.

За какой срок необходимо прописаться после выписки

Законом устанавливается семидневный срок постановки на учет по новому адресу. Для того чтобы не попадать в рамки такого короткого промежутка времени, юристы рекомендуют не выписываться из квартиры отдельно, а пройти процедуру автоматически при регистрации по новому адресу.

Важно: даже при продаже квартиры в договоре с покупателем можно предусмотреть период выписки собственника, которого будет достаточно для получения новой прописки (например, 1–2 месяца после переезда).

Как поменять прописку при переезде в другой город

При переезде в другой город можно:

  1. Сразу оформить регистрацию. Для этого следует явиться в ФМС или МФЦ по новому месту пребывания и подать стандартный пакет документов. При этом заранее выписываться по старому адресу необязательно.
  2. Получить временную регистрацию. В случае длительного отъезда каждый человек вправе оформить временную регистрацию в течение 90 дней пребывания на новом месте.

Важно: для временной регистрации не нужно выписываться с постоянного места проживания.

Как оформить прописку ребенку

За месяц с момента рождения ребенка родители должны получить свидетельство о рождении. В последующие 7 дней после выдачи документа законом положено прописать новорожденного по адресу родителей или одного из них.

Важно: при прописке ребенка в квартиру, в которой зарегистрированы мать или отец, не требуется согласия собственников или других проживающих там лиц.

Для оформления регистрации на ребенка понадобятся 3 документа:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта обоих родителей;
  • свидетельство о браке.

Документы сдаются в МФЦ или территориальный отдел ФМС. При смене прописки процедура та же, выписка по предыдущему месту жительства снимется автоматически.

Важно: если родители новорожденного не состоят в законном браке, то для с одним из родителей требуется письменное согласие второго.

Пошаговая инструкция

Для получения новой регистрации понадобится сделать всего 4 шага :

  1. Определяемся с видом услуги. Либо сразу подаем документы на прописку по новому адресу, либо сначала выписываемся, а только потом подаем документы на регистрацию. Чаще всего выбирается первый вариант, так как не нужно несколько раз посещать ФМС, заполнять листок убытия, отдавать паспорт. Лишь в редких случаях прописку получают поэтапно. Например, если при покупатель требует выписки всех старых собственников до сделки, а въехать им пока некуда.
  2. Выбираем способ подачи документов – лично или электронно. Регистрация на портале государственных услуг позволит заполнить заявление в электронном виде с удобной навигацией и получить приглашение в регистрирующий орган.
  3. Приготовить и сдать оригиналы документов в МФЦ или отдел ФМС.
  4. По истечении 3-х дней забрать паспорт с отметками об изменении регистрации.

Полезно: электронная запись в МФЦ позволит не стоять в длинных очередях.

Штраф за отсутствие прописки

Согласно кодексу административных правонарушений РФ, штраф за проживание без регистрации более 7 дней составляет от 2–5 тыс. руб . Величина штрафа еще выше для жителей Москвы и Санкт-Петербурга – от 5–7 тыс. руб .

Важно: физические или юридические лица, которые предоставляют жилье незарегистрированным гражданам, также могут быть оштрафованы на 3–5 тыс. руб. и 50–750 тыс. руб. соответственно . Для городов федерального назначения суммы еще существеннее – 5–7 тыс. руб. и 300–800 тыс. руб .

Как зарегистрироваться по новому месту жительства через Интернет? Видеоинструкция

На видео ниже представлен учебный фильм-инструкция про прохождению процедуры регистрации онлайн.

  • 5. Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права
  • Лекция 3. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные правоотношения
  • 1. Понятие, особенности и структура административно-процессуальных норм
  • 2. Виды административно-процессуальных норм
  • 3. Понятие и особенности административно-процессуальных правоотношений
  • 4. Содержание и виды административно-процессуальных правоотношений
  • Раздел II отдельные административные производства Лекция 4. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 1. Понятие, цель и задачи производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • 2. Субъекты правотворческой деятельности в сфере государственного управления и их компетенция по принятию нормативных правовых актов
  • 3. Стадии производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления
  • II. Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления.
  • III. Государственная регистрация нормативных правовых актов государственного управления.
  • IV. Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов государственного управления.
  • Лекция 5. Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 1. Общая характеристика производства по предложениям и заявлениям граждан
  • 2. Стадии производства по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
  • 3. Рассмотрение предложений и заявлений граждан и обращений организаций в органах внутренних дел
  • Лекция 6. Регистрационное производство
  • 1. Общая характеристика регистрационного производства
  • 2. Стадии регистрационного производства
  • 3. Особенности осуществления отдельных видов регистрационных производств
  • 3.1. Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации
  • 3.3. Производство по регистрации транспортных средств
  • Лекция 7. Лицензионно-разрешительное производство
  • 1. Лицензионно-разрешительное производство в структуре административного процесса
  • 2. Субъекты и участники лицензионно-разрешительного производства
  • 3. Стадии и виды лицензионно-разрешительного производства
  • Лекция 8. Производство по делам о поощрениях
  • 1. Общая характеристика поощрительного производства
  • 2. Стадии производства по делам о поощрениях
  • 1) Возбуждение ходатайства о поощрении.
  • 2) Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган.
  • 3. Особенности производства по делам о поощрении в органах внутренних дел
  • Лекция 9. Контрольно–надзорное производство
  • 1. Общая характеристика контрольно-надзорного производства
  • 2. Участники контрольно-надзорного производства. Их права и обязанности
  • 3. Стадии и сроки контрольно-надзорного производства
  • Лекция 10. Производство по административно-правовым жалобам и спорам
  • 1. Характеристика процессуальных особенностей рассмотрения административно-правовых жалоб и споров
  • 2. Особенности производства по административным жалобам
  • 3. Стадия по исполнению принятого решения
  • 4. Стадия пересмотра принятого решения по жалобе
  • 3. Рассмотрение административно-правовых жалоб и споров в судебном порядке
  • Лекция 11. Дисциплинарное производство
  • 1. Понятие и особенности дисциплинарного производства
  • 2. Общие правила дисциплинарного производства. Участники дисциплинарного производства
  • 3. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности
  • 4. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел
  • 2. Рассмотрение материалов дела и принятие решения.
  • Лекция 12. Исполнительное производство
  • 1. Общая характеристика исполнительного производства
  • 2. Участники исполнительного производства и их правовое положение
  • 3. Стадии исполнительного производства
  • Лекция 13. Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 1. Общая характеристика производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения
  • 2. Процедуры применения мер административного предупреждения, закрепленных санкцией правовой нормы
  • 3. Процедуры применения отдельных мер административного пресечения
  • Раздел III производство по делам об административных правонарушениях Лекция 14. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
  • 3. Понятие, виды и оценка доказательств по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 15. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • 4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • Лекция 16. Субъекты и участники производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Общая характеристика системы субъектов производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Административно-процессуальный статус лиц (органов) ведущих производство по делу об административном правонарушении
  • Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • 3. Административно-процессуальный статус участников производства по делу об административном правонарушении
  • Лекция 17. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Понятие, цели применения и элементы правового регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • Содержание
  • 3.2. Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации

    Правовую основу данного вида регистрационного производства составляет Конституция Российской Федерации, ч. 2 ст. 27 которой гласит: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», Закон РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1 в ред. от 22.12.2004 года, «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных, ответственных за регистрацию», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713 2 , Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы России от 20.09.2007 года № 208 3 , жилищное, гражданское и другое законодательство.

    Регистрация граждан – это предусмотренный федеральным законом способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный порядок и отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания и месту жительства.

    Целями регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства является:

    – обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом;

    – учет населения;

    – упорядочение его передвижения;

    – охрана общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьба с преступностью.

    Задачами регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства являются:

    – обеспечение реализации гражданами своих субъективных прав и обязанностей;

    – обеспечение граждан Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

    – упорядочение передвижения граждан по территории Российской Федерации;

    – организация учета граждан Российской Федерации;

    – обеспечение рационального размещения населения по территории России;

    – осуществление мер по борьбе с преступностью;

    – укрепление государственной и общественной безопасности.

    Специфические особенности регистрационного производства в деятельности подразделений по делам миграции, проявляются в том, что:

    – регистрационное производство в деятельности подразделений по делам миграции состоит из: процедур регистрации граждан по месту пребывания; процедур регистрации граждан по месту жительства; процедур снятия граждан с регистрационного учёта;

    – в отличии, например, от производства по выдаче документов, удостоверяющих личность, регистрация и снятие с регистрационного учёта граждан может производиться по оформленной соответствующим образом нотариально заверенной доверенности. Личная явка граждан, за исключением лиц, имеющих судимость, в подразделения по делам миграции не обязательна;

    – регистрация граждан в подразделениях по делам миграции является одновременно правом, и обязанностью быть зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, что является отличительной особенностью по сравнению с другими видами регистрационных производств.

    – решение по вселению гражданина в жилое помещение принимают жилищные органы (отдел вселения и регистрации), а окончательное решение непосредственно по регистрации гражданина – подразделения Федеральной миграционной службы. Исполнение принятого решения возлагается на оба органа.

    Субъектами данного регистрационного производства являются с одной стороны – уполномоченные должностные лица регистрирующего органа (подразделение по делам миграции, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации – должностные лица органов местного самоуправления поселений), а с другой – должностные лица, ответственные за регистрацию и граждане.

    В свою очередь, должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются должностные лица, указанные в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713.

    Производство по делам о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, как правило, начинается по инициативе заинтересованных физических лиц на основании заявления, представляющего собой обращение в подразделение Федеральной миграционной службы по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учёта гражданина России по месту пребывания и месту жительства.

    Заявление как юридический факт порождает правовые последствия, одним из которых становится обязанность соответствующего органа или должностного лица предпринять необходимые действия, направленные на достижение конкретного результата, объективно вытекающего из данного правоотношения.

    Производство по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации состоит из следующих элементов (стадий).

    Возбуждение регистрационного дела и предварительная проверка представленных для регистрации документов – начальная стадия регистрационного производства. Данное дело считается возбужденным с момента подачи гражданином (законными представителями) заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а также снятии гражданина или лиц, не достигших 14-ти летнего возраста с регистрационного учета и приложенных к нему документов. На этой стадии должностные лица, ответственные за регистрацию проверяют подлинность документов, представленных гражданином. Визуально выясняется, не содержат ли представленные документы признаков подделки (подчистки, травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, вставки листов и т.д.).

    Для регистрации по месту пребывания и по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрациюдокументы, указанные в п.п. 5, 9 и 16 вышеназванных Правил.

    В обязанность должностных лиц, ответственных за регистрацию входит

    предварительная проверка представленных гражданином документов, оформление документов на регистрацию с соблюдением всех законодательных норм, относящихся к вселению гражданина в данное жилое помещение.

    В обязанность гражданина, прибывшего к месту пребывания (временного проживания) на срок свыше 90 дней, входит представление документов на регистрацию в течение трех суток (исключая выходные и праздничные дни), к месту жительства – не позднее семи дней со дня прибытия.

    При поступлении заявления гражданина о регистрации по месту пребывания по форме № 1 лица, ответственные за регистрацию осуществляют первичный прием от граждан документов на регистрацию, в присутствии заявителя проверяют комплектность представленных документов и правильность их оформления, составляют в 2-х экземплярах адресные листки прибытия, а при поступлении документов о регистрации по месту жительства, кроме того, заполняют карточку регистрации по форме № 9, поквартирную карточку по форме № 10 или вносят соответствующие сведения в домовую книгу, адресные листки прибытия по форме № 2, листок статистического учета прибытия по форме № 12П, после чего подготовленные ими документы в 3-х дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.

    Вторая стадия регистрационного производства – рассмотрение регистрационного дела. На данной стадии сотрудники подразделений Федеральной миграционной службы в 3-х дневный срок рассматривают поступившие от должностных лиц, ответственных за регистрацию документы, сверяют их подлинность, проверяют правильность и полноту заполнения адресных листков прибытия по форме № 2, листков статистического учета по форме № 12П и № 12В и соответствие записей в них, а также в карточках регистрации по форме № 9, в поквартирных карточках по форме № 10 и домовых книгах по форме № 11 сведениям, указанным в представленных на регистрацию граждан документах, производят проверку регистрируемых граждан по учётам адресно-справочного бюро и информационного центра на наличие компрометирующих материалов.

    Стадия принятия решения по делу. Решение о регистрации принимается единолично уполномоченным на то должностным лицом регистрирующего органа, как правило, руководителем (начальником подразделения Федеральной миграционной службы) в 3-х дневный срок со дня получения документов о регистрации или письменно уведомляет о причинах отказа принятия такого решения.

    При этом регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, осуществляется на указанный в заявлении срок, определенный по взаимному соглашению:

    – с нанимателями и всеми совместно проживающими с ним совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилищного фонда;

    – с собственниками жилых помещений;

    – с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

    При отказе в регистрации все документы возвращаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, а так же гражданам и юридическим лицам, предоставляющим для проживания, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, для последующего вручения гражданам.

    В заявлении на регистрацию производится запись о принятом решении, с указанием оснований регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. О принятом решении гражданин предварительно информируется по телефону (при его наличии).

    Процедура снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании раздела V Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства по истечении срока пребывания, указанного в заявлении о регистрации, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристических базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытии.

    Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме №7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.

    Снятие же граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется в следующих случаях:

    а) изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства;

    б) призыва на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;

    в) осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;

    г) признания безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    д) смерти или объявления решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

    е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда;

    ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

    Решение о снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства принимается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3-х дней с момента получения соответствующих документов путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме № 9 или домовых книгах по форме № 11, а также на вторых экземплярах листков убытия по форме № 7 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Стадия исполнения решения. После принятия решения о регистрации (снятии с регистрационного учёта) физическое лицо приобретает определённый правовой статус, у него возникают, изменяются или прекращаются определённые права и обязанности.

    Гражданин считается зарегистрированным только после введения его данных о миграции в компьютерную сеть центрального адресного бюро.

    Принятое решение может быть оформлено двумя способами:

    а) в паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации;

    б) в случае, когда регистрация по месту жительства производится по иным (кроме паспорта) документам, гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства, которые регистрируются по книге учёта, выдаваемых свидетельств. При регистрации граждан по месту пребывания выдаются свидетельства по соответствующей форме.

    Исполнение принятого решения возлагается органы регистрационного учета и должностных лиц, ответственных за регистрацию.

    После оформления регистрации по месту пребывания или жительства, или снятия с регистрационного учёта, жилищные органы обязаны на основании документа (карточки регистрации по форме № 9), представленного подразделениями Федеральной миграционной службы, внести зарегистрированного гражданина в свои регистрационные и финансовые учёты.

    В паспортах или свидетельствах о регистрации граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки в виде штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

    Сведения о фактах регистрации граждан по месту жительства ежедекадно направляются в органы налоговой службы.

    Принятое по регистрационному делу решение может быть обжаловано в порядке, установленном для самостоятельного производства по рассмотрению жалоб граждан.

    Является обязательным требованием государства к гражданам своей страны. Временное регистрирование выполняется по месту пребывания, постоянное - по месту проживания. Согласно законодательным актам РФ, гражданин должен получить прописку не позже семи дней после появления по новому адресу.

    Регистрация нужна затем, чтобы получать медицинское обслуживание, устроить ребенка в школьное заведение, оформиться на работу.

    Регулируются подобные отношения такими законодательными актами, как:

    • предоставляет информацию о том, что такое регистрационный учет;
    • регламентирует правовые отношения, возникающие в связи с этим вопросом;
    • от 25 июня 1993г . «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»;
    • от 2013г . «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

    Ответственность за нарушения правового характера, совершенные в рамках регистрационного учета, прописана в .

    Органы регистрационного учета

    Обычно в роли регистрирующего органа выступают паспортный стол и ФМС России, а если такого ведомства в населенном пункте нет, то местный административный ресурс.

    Когда регистрация носит временный характер и ее оформление происходит по месту пребывания, то регистратором может выступить администрация гостиниц, санаториев, больниц.

    Если регистрация является временной и производится в отношении учащихся или служащих армии, то документация на оформление передается к должностным лицам, которые и направляют ее в регистрирующий орган. Такими лицами могут являться:

    • ответственные сотрудники, которые осуществляют контроль за выполнением законодательный актов и норм РФ;
    • собственники жилплощади или управляющие, несущие ответственность за регистрирование в частных жилых помещениях.

    Условия постановки на регистрационный учет по месту жительства

    Чтобы пройти регистрацию, человеку нужно соответствовать требованиям закона. Прежде всего, заявитель должен иметь статус гражданина РФ, что подтверждается наличием паспорта. Кроме этого лицо, желающее получить регистрацию, должно подтвердить законность своих требований. Для этого будут нужны правоустанавливающие документы на квартиру (если заявитель собственник) или согласие владельца жилища и документация, подтверждающая его статус. Разумеется, заявитель обязан быть психически здоров и дееспособен.

    Порядок постановки на регистрационный учет по месту жительства

    Чтобы осуществить постановку на регистрационный учет по месту проживания очень важно придерживаться ряда правил. Прежде всего, регистрация должна быть проведена в семидневный срок с момента прибытия на новое место проживания. Обращаться за проведением процедуры следует паспортный стол, в ФМС России, либо к ответственному лицу.

    Постановка на регистрационный учет осуществляется поэтапно:

    1. Лицо, желающее пройти регистрацию, собирает все необходимые , перечень которых можно получить в регистрирующем органе.
    2. Гражданин заполняет , в котором указывает свои намерения о регистрации по конкретному адресу.
    3. Сотрудник регистрирующего органа принимает заявление.
    4. Проводится проверка переданных документов, по итогам которой регистрирование либо выполняется, либо нет.
    5. При положительном решении в паспорте заявителя проставляется штамп о регистрации с указанием заявленного адреса. Если заявитель представил не паспорт, а иной документ, то он получает свидетельство о регистрации по месту жительства .

    В ряде случаев заявителем может являться иностранец. Постановка на регистрационный учет иностранных граждан отличается от процедуры общего характера. Необходимо получить регистрацию в течение семи дней, однако она будет носить исключительно временный характер. Если иностранный гражданин получил разрешение на работу на территории РФ, то он вправе оформить регистрацию на один год.

    Список документов

    Постановка на регистрационный учет по месту жительства потребует от гражданина выполнить сбор следующих бумаг:

    • Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя (для несовершеннолетних детей - свидетельство о рождении).
    • Заявление о постановке на регистрационный учет от самого гражданина или от его представителя (для этого необходимо предоставить правильно оформленную доверенность, заверенную в нотариате).
    • Документация, являющаяся основанием для осуществления регистрационного учета (свидетельство (выписка) о собственности на квартиру, согласие владельца о регистрации другого лица , договор социального найма ). Посмотреть и скачать образцы документов можно здесь: , .
    • Адресный листок убытия или прибытия, если заявитель выполнил снятие с учета заранее.
    • Если заявитель прибыл в Россию из другого государства или региона, то потребуется статистические талоны убытия и прибытия.

    Ответственность граждан за нарушение правил регистрации по месту жительства

    Согласно п.1 ст. 19.15 КоАП РФ, любой человек обязан в оговоренный законом срок пройти регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Для получения установлен семидневный срок, а выполняется после того, как гражданин прожил по месту пребывания более 90 дней .

    Если данные требования не соблюдены, то на нарушителя налагается административный штраф в размере от 2 500 до 3000 рублей , а на лицо допустившее правонарушение (владельца жилплощади) от 3 000 до 5 000 рублей . Для жителей Москвы и Московской области размер штрафа выше -3- тысяч рублей.

    Также ответственность могут понести и сотрудники ФМС России, если предоставили госуслуги, касающиеся регистрационного учета, с нарушением установленного порядка, либо их не предоставили вовсе.

    • за нарушение сроков – от 3 000 до 5 000 рублей ;
    • за требование документации, не предусмотренной законом – от 5 000 до 10 000 рублей ;
    • за нарушение сроков рассмотрения поданной жалобы – от 20 000 до 30 000 рублей .

    Контроль за регистрационным учетом осуществляют такие органы, как МВД и ФМС. Периодически проводятся проверки и рейды, в результате чего выявляются нарушители. В данной ситуации, норма закона такова, что, хоть срок давности у правонарушения и составляет 2 месяца , однако исчисляться он начинает с того момента, когда нарушение было обнаружено.

    Пример по порядку постановки на регистрационный учет по месту жительства

    Господин Васильев сменил место жительства и для осуществления регистрации по новому адресу обратился в ОФМС. Прошло две недели, а регистрация готова не была. Когда Васильев обратился в отделение ФМС, то выяснилось, что сотрудник, принявший у него заявление, заболел, а другая девушка не сообщила ему о нехватке некоторых документов.

    Мужчина был очень удивлен данному требованию, поскольку собрал всю необходимую документацию согласно утвержденному перечню. Как оказалось, девушка требовала от него листок выбытия с предыдущего места жительства, которого у Васильева не имелось.

    Через несколько дней мужчина обратился в суд с исковым заявлением, где изложил несколько своих претензий. Во-первых, он уведомлял суд о несоблюдении сроков проведения регистрации, а во-вторых, о нарушении закона путем затребования дополнительных документов. В своем иске Васильев настаивал на возмещении упущенной выгоды, поскольку без регистрации не смог устроиться на работу, и морального ущерба, так как его психика была травмирована хамским обращением сотрудницы ведомства.

    В результате нескольких судебных заседаний суд посчитал претензии Васильева законными и вынес решение о наложении на сотрудницу отделения штрафа в размере: 3000 рублей за нарушение сроков выполнения регистрации и 8000 рублей за требование документации, не предусмотренной законом.

    Заключение

    В заключение можно сделать несколько выводов:

    1. Регистрационный учет является обязательным требованием государства.
    2. Регистрация бывает постоянной – по месту проживания, а может носить временный характер – по месту пребывания.
    3. Регулируется проведение процедуры рядом законодательных актов.
    4. В качестве регистрирующих органов могут выступить: паспортный стол , ФМС России и должностное лицо (если регистрация временная).
    5. Для постановки на учет по месту проживание необходимо иметь статус гражданина РФ и бумаги, подтверждающие право заявителя на регистрирование по заявленному адресу.
    6. Граждане других государств тоже могут получить регистрацию, но временного характера. Срок постановки на регистрационный учет будет зависеть от того на какой период оформлен его патент на работу.
    7. Для постановки на учет от заявителя потребуется собрать список документов, утвержденных законом.
    8. Регистрирующий орган не вправе требовать дополнительную документацию, не значащуюся в общем перечне.
    9. Срок для получения постоянной регистрации7 дней , а временная оформляется в том случае, если гражданин находится по месту пребывания более 90 дней .
    10. При нарушении срока прописки, на виновное лицо налагается штраф , установленный государством. Также ответственность несет и собственник жилья (если разговор идет о ).
    11. Штраф может быть наложен и на сотрудников регистрирующих органов, если ими были нарушены правила проведения регистрации.
    12. Контроль за проведением регистрационного учета осуществляют МВД и ФМС России .
    13. Срок давности правонарушения составляет два месяца.


    Просмотров