Бог в трех лицах 4. Догмат триипостасности указывает на полноту таинственной внутренней жизни в Боге: Бог есть Любовь. Непостижимость Божьей природы

Реальное отличие Божественных Лиц

Как следует понимать, что Божественные Лица реально отличаются между Собой ?

Не только три разных имени, но и реальные Лица

Учение Церкви подчеркивает реальность существования Божественных Лиц, отличающихся истинно Друг от Друга. Итак, хотя Бог один, в Нем три Лица, которые реально отличаются между Собой. Значит, "Отец", "Сын", "Дух Святой" - это не только три разных имени, но реальные Лица.

Чем Лица Пресвятой Троицы отличаются между собой?

Если Божественные Лица, как учит Церковь, реально отличаются Друг от Друга, возникает вопрос, что есть основа этого действительного различия.

— Богославская терминология

Чтобы определить единство Бога и Его троичность, Церковь пользуется понятиями:

— Лица различаются не природой, но взаимоотношениями

По учению Церкви, в Боге природа (сущность, существо) одна, а Лица различаются реально между Собой только взаимоотношениями, в которых происходит так называемое противостояние отношения. "Все едино в Боге "там, где речь не идет о противостоянии отношения"." Иначе говоря, все едино и обще в Боге за исключением отношения Отца к Сыну, Сына к Отцу и Духа Святого к Отцу и Сыну. Только в этих трех межличностных отношениях есть противостояние.

— Бог один по Своему существу

Божественные Лица не различаются между Собой по Своей природе. "Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе". "Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество"." Есть только одно общее для всех Лиц Святой Троицы Божественное существо.

Когда Иисус сказал: "Я и Отец - одно" (Ин 10,30), Он имел в виду единую Божественную природу, которая обща и одна для всех Лиц Пресвятой Троицы. "Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом." (Катехизис Католической Церкви, 253)

Бог Отец

Чем Отец отличается от Сына и от Духа Святого?

Отец отличается от Сына и от Духа Святого не Своей Божественной природой, но тем, что Он ни от кого не рождается и не исходит. Только Отец рождает Сына, который ради нашего спасения стал человеком.

Сын Божий

Чем Сын Божий отличается от Отца и от Духа Святого?

— Сын рожденный Отцом

Сын Божий вечно рождается от Бога Отца и тем Он реально отличается от Него и от Духа Святого. Это единое различие. Ни Отец, ни Дух Святой не рождены как Сын.

— Слово

Св. Иоанн называет Сына Божьего Словом: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин 1,1). В этом Слове Отец извечно и полностью высказывает самого Себя, то есть рождает Сына.

— Никео - Константинопольский

Веру Церкви в истинное Божество Сына Божьего, рожденного извечно от Отца, выражает Никео - Константинопольский символ веры:

Верую "и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено."

Дух Святой

Чем Дух Святой отличается от Отца и от Сына Божьего?

— От Отца и Сынаисходящий (католическое учение)

Дух Святой отличается от прочих Божественных Лиц тем, что Он исходит от Отца и Сына. Никео-Константинопольский символ веры выражает это словами: "И в Духа Святого (верую), Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава". Дух Святой есть обладающая Своей личностью Любовь, Которой Отец любит Сына, а Сын - Отца.

Как относится Катехизис Католической Церкви к учению Православной Церкви о исхождении Духа Святого от Отца через Сына?

— От Отца через Сынаисходящий (православное учение)

Православная Церковь учит, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына (на латинском языке Filioque), но от Отца через Сына. По учению Катехизиса Католической Церкви, эти два образа понимания исхождения Духа Святого, восточный и латинский традиции, не противоречат друг другу, но дополняются.

"Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Духа как Того, Кто "от Отца исходит" (Ин 15,26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это "согласно с законом и разумом", ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как "безначальное начало", но также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет "единое начало, от которого исходит Святой Дух". Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны. (Катехизис Католической Церкви, 248)

Каким образом Католическая Церковь оправдает свою веру в исхождение Духа от Отца и Сына (Filioque)?

— Единородный Сын все получил от Отца

Католическая Церковь верует, что рожденный извечно от Отца Сын получил от Него совершенно все, также и то, что Дух Святой может исходит от Него, как Он исходит от Отца.

"Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит "от Отца и Сына (Filioque)". Флорентийский собор (1438) разъясняет: "Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, - все за исключением Своего Отцовства, - постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден"." (Катехизис Католической Церкви, 246)

Неразделимость Божественных Лиц

Почему Лица Пресвятой Троицы неотделимы?

— Божественные Лица - один Бог

Отличаясь реально между Собой, Лица Пресвятой Троицы неразделимы, так как Они обладают одной единственной Божественной природой. Они - один Бог. "По причине этого единства, Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне"." (Катехизис Католической Церкви, 255)

— "Я в Отце и Отец во Мне" (Ин 14,11)

Где Иисус Христос, Сын Божий, там присутствуют также Отец и Дух Святой. Эту тайну о неотделимости Божественных Лиц подразумевал Иисус, когда говорил: "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин 14,11); "Я и Отец - одно" (Ин 10,30); "видящий Меня видит Пославшего Меня" (Ин 12,45).

Размышления накануне Троицы.

Бог есть Троица. Бог и Единица, и Троица. С точки зрения обыденного мышления, такое утверждение может показаться нелогичным, нелепым, а значит неприемлемым. Бог не только выше всякого имени, но и всякого числа…

Если все же умом дерзновенным попытаться ответить на вопрос: можно ли дать объяснение, почему Бог все-таки Бог Троица, а не, скажем, двоица или четверица, то ответ может быть сформулирован таким образом. Именно троичные отношения совершенны, так как выходят за пределы замкнутости, преодолевают противоположение и не устремляются к неуместной множественности. «Божество выступило из единичности по причине богатства и преступило двойственность, потому что Оно выше материи и формы, и определилось тройственностью по причине совершенства, чтобы не быть скудным и не разлиться до бесконечности, - первое показывало бы несообщительность, второе - беспорядок», - говорит свт. Григорий Богослов.

Однако эта троичность Ипостасей не есть три Бога: «Мы не ведем счет, переходя от одного до множественности путем добавления, говоря: один, два, три, или первый, второй, третий, ибо "Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога" (Ис. 44:6). Никогда до сегодняшнего дня не говорили "второй Бог", но поклонялись Богу от Бога, исповедуя различие Ипостасей, без разделения природы», - пишет святитель Василий Великий.

Исповедуем различие Ипостасей, без разделения природы…

Если мы можем говорить, что Петр, Иван и Василий обладают одинаковой (человеческой) природой и при этом образуют три человека, то в отношении Бога мы так сказать не можем. Потому что в отношении трех людей говорим, что человек Петр обладает такой же природой, какой обладает Иван и Василий. А в отношении Лиц Пресвятой Троицы должно говорить, что каждое Лицо обладает той же природой, которой обладает Иные Лица.

Ипостась Отца обладает Той же природой, которой обладает Ипостаси Сына и Святого Духа, и в свою очередь Ипостаси Сына и Святого Духа обладают Той же природой, которой обладает Отец. И каждое из Божественных Лиц в полной мере обладает Божественной природой, а не так, чтобы одна Божественная Сущность была поделена между Тремя Ипостасями .

Таким образом, в отличие от людей, которые хотя и обладают одинаковой природой, однако каждый совершает свое, отдельное от других, действие, все действия Бога есть действия Отца, Сына и Святого Духа: Отец не творит что-то отдельно от Сына и Святого Духа. Действие Бога Троицы есть действие, которое «от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым» .

Можно говорить об особом порядке единого и одновременно троичного действия Божьего в отношении к миру. В. Н. Лосский так разъясняет триединое действие Бога: «Имеющее свое начало в Отце, действие Пресвятой Троицы проявляется в двойной икономии Сына и Духа: Один осуществляет волю Отца, Другой завершает ее в добре и красоте».

Этот порядок действия нельзя рассматривать как унижающий, ставивший в подчинении к Ипостаси Отца, Ипостаси Сына и Святого Духа. «Все, что делает Отец, делает чрез Единородного Сына Своего не как через служебное орудие, но как чрез естественную и ипостасную Силу» - отмечает прп. Иоанн Дамаскин.

Встречающийся в Священном Писании порядок перечисления Лиц Святой Троицы Отец-Сын-Святой Дух (например, «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19) и др.) вызван именно таким вышеобозначенным образом триединого действия Бога в мире.

Более подробная аргументация изложена в: святитель Григорий Нисский. К Авлавию, о том что не «три Бога».

Икономи́я (oikonomia греч. – искусство управления домом, домоуправление, домостроительство; oikos, – дом, nomos – закон): – учение о действии Бога в отношении созданного Им мира и человека // https://azbyka.ru/ikonomiya.

Христианское Триединство - едва ли не один из самых спорных вопросов веры. Многозначность толкования привносит немало сомнений в классическое понимание. "три", треугольника, чаш и других знаков по-разному толкуются богословами и исследователями. Кто-то связывает этот символ с масонами, кто-то - с язычеством.

Противники христианства намекают на то, что эта вера не может быть цельной, и упрекают в наличии трех основных ветвей - православия, католицизма и протестантства. В одном мнения сходятся - сам символ един и неделим. А Богу стоит отвести место в душе, а не в разуме.

Что такое Святая Троица

Святая Троица - три ипостаси единого Господа: Святой Дух, Отец и Сын. Однако это не означает, что Бог воплощен в трех разных существах. Это все лики одного, которые сливаются воедино.

Стоит отметить, что к Всевышнему не применимы привычные категории, в данном случае - числа. Он не разделен временем и пространством, как остальные предметы и существа. Между тремя ипостасями Господа нет никаких зазоров, промежутков либо расстояний. Потому Троица Святая и представляет собой единство.

Материальное воплощение Святой Троицы

Принято считать, что человеческому разуму не дано постичь тайну этого триединства, но можно провести аналогии. Подобно тому, как образована Троица Святая, существует и солнце. Его ипостаси - форма абсолюта: круг, тепло и свет. Таким же примером служит и вода: источник, спрятанный под землей, сам родник и поток как форма пребывания.

Для человеческой природы триединство заключается в уме, духе и слове, которые присущи людям как основные сферы бытия.

Хоть три существа и составляют одно, они все же разделены происхождением. Дух - без начала. Он исходит, а не рождается. Сын - подразумевает рождение, а Отец - извечное существование.

Три ветви христианства по-разному воспринимают каждую из ипостасей.

Троица в католицизме и православии

Трактовка тройственной природы Бога в разных ответвлениях христианской веры обусловлена историческими вехами развития. Западное направление не было долго под влиянием устоев империи. Быстрый переход к феодализации общественного уклада жизни исключил необходимость связывать Всевышнего с первым человеком государства - императором. Потому и исхождение Святого Духа не привязывалось исключительно к Богу-Отцу. В католической Троице нет главенствующего лица. Святой Дух исходил теперь не только от Отца, но и от Сына, о чем свидетельствует добавленное в постановление второго слово «филиокве». Дословный перевод обозначает целую фразу: «И от сына».

Православная же ветвь долго находилась под влиянием культа императора, потому Святой Дух, по мнению священников и богословов, напрямую связывался с Отцом. Таким образом, Бог-Отец стоял во главе Троицы, и уже от него происходили Дух и Сын.

Но при этом не отрицалось и происхождение Духа от Иисуса. Но если от Отца он исходит постоянно, то от Сына - только временно.

Троица в протестантстве

Протестанты во главе Святой Троицы ставят Бога-Отца, и именно ему приписывают порождение всех людей как христиан. Благодаря «Его милосердию, воле, любви» и принято считать Отца центром христианства.

Но даже в пределах одного направления не существует единого мнения, все они отличаются в некоторых аспекта понимания:

    лютеране, кальвинисты и другие консерваторы придерживаются догмата троичности;

    западные протестанты разделяют праздники Троицы и Пятидесятницы как два различных: на первом проводят богослужения, тогда как второй - «гражданский» вариант, во время которого устраиваются массовые гулянья.

Троица в древних верованиях

Как уже говорилось, истоки триединства корнями уходят в дохристианские верования. Чтобы найти ответ на вопрос «что такое Святая Троица в православии/католицизме/протестантстве», нужно заглянуть в языческую мифологию.

Известно, что идея о божественности Иисуса взята из поганской веры. По сути, под реформы попали только имена, так как сам смысл триединства остался неизменным.

Вавилоняне, задолго до появления христианства, разделили свой пантеон на следующие группы: Земли, Неба и Моря. Три стихии, которым поклонялись жители, не боролись, а в равной мере взаимодействовали, потому главная и подчиненные не выделялись.

В индуизме известны несколько проявлений Троицы. Но это тоже не было политеизмом. Все ипостаси находили воплощение в одном существе. Визуально Бога изображали как фигуру с общим телом и тремя головами.

Троица Святая у древних славян воплощалась в трех главных богах - Даждьбог, Хорс и Ярило.

Церкви и соборы Святой Троицы. Разногласия в изображении

Таких соборов во всем христианском мире множество, ведь они возводились во славу Господа в любом его проявлении. Едва ли не в каждом городе строился собор Святой Троицы. Самыми известными являются:

    Троице-Сергиева лавра.

    Церковь Живоначальной Троицы.

    Каменный Троицкий храм.

Свято-Троицкая или Троице-Сергиева, построена в 1342-м году в городе Сергиев Посад. Церковь Святой Троицы чуть было не снесли с лица земли большевики, но в итоге ее просто лишили статуса исторического наследия. В 1920-м ее закрыли. Работу свою лавра возобновила только в 1946 году и открыта для посещений по сей день.

Церковь Живоначальной Троицы находится в Басманном районе в Москве. Когда основана Святой Троицы, достоверно не известно. Впервые письменные воспоминания о ней датируются 1610 годом. Вот уже 405 лет храм не прекращает свою работу и открыт для посещений. Эта церковь Святой Троицы, помимо богослужений, проводит также и ряд мероприятий для знакомства людей с Библией, историей праздников.

Храм Святой Троицы существовал не дольше, чем до 1675 года. Поскольку выстроен он был из дерева, то до наших дней не дожил. Вместо старого здания с 1904 по 1913 год строится новый храм с тем же именем в Во времена фашистской оккупации он не прекращал работу. Посетить храм можно и сегодня.

Частично воплощение славы и величия Святой Троицы соборы, церкви передают. Но насчет графического изображения триумвирата до сих пор мнения расходятся. Многие священники утверждают, что изображать Святую Троицу нельзя, поскольку человеку не дано постичь природу существа и увидеть материальное олицетворение.

ТРОИЦА

Триединство Бога подтверждается следующими фактами из Священного Писания (Библии):

Крещение Иисуса

И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. И вот отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

(Мф. 3:16, 17)

1. Кто говорил с небес? - Бог Отец.

2. Кто был крещен? - Бог Сын.

3. Кто сошел с небес в виде голубя - Бог Дух Святой.

Эти факты приводят нас к очень важной доктрине - доктрине о Троице, которая учит нас, то Бог един, но Он существует в трех лицах.

Очень важно понимать эту истину:

«Есть один Бог, Который существует в трех лицах.

Бог един и существует в трех лицах. Но мы должны помнить, что три лица Троицы не являются независимыми личностями. Эти три лица представляют одну божественную личность, которую мы называем Богом.

Три лица Троицы не являются отдельными личностями, потому что Бог един. Доктрина о Троице утверждает, что Бог един, но существует в трех лицах, или, иными словами, существует три лица в одном Боге.
УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ
Учение о Троице и Апостольский символ веры

Новозаветная Церковь полностью полагалась на апостольское учение о чистой доктрине Иисуса. В течение трех лет Иисус тщательно учил своих учеников. В этот период Он избрал двенадцать из них «апостолами».

«И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Марк 3:14).

Этим христианским мужам было доверено стать лидерами Церкви и хранить истинное учение с того момента, как Иисус вознесся Отцу. Они делали это с помощью Духа Святого, но пришло время, когда все Апостолы умерли и в Церкви появились разные мнения и учения о Боге, о чем Иисус предупреждал: «лжепророки учат лжи и приносят разделения в Церковь».

Кем по национальности были первые ученики Иисуса и будущие Апостолы? - Евреи. Еврейский народ с нетерпением ожидал прихода великого царя, который освободит их от власти Римской империи и установит свое собственное царство. Они называли этого грядущего царя Мессия. Ветхий завет содержал пророчества о приходе этого царя. Евреи знали, что Мессия будет обладать великой сверхъестественной силой, потому что Бог поднимет его и утвердит это царство.

Согласно Ветхому Завету Бог собирался возложить на Мессию Свой Дух.

«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Ис. 42:1)

Когда впервые ученики следовали за Иисусом, они видели чудеса, которые Он сотворил, и слушали Его учение. Они пришли к убеждению, что Он и есть тот Самый обещанный Мессия и что Дух Божий пребывает на Нем.

Воскресение Христа стало тем последним доказательством, которое окончательно убедило учеников в том, что Иисус был воистину Сын Божий.

Незадолго до Своей смерти Иисус учил апостолов о Себе и о Своих взаимоотношениях с Духом Святым.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единороднго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3:16)

«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Ин. 14:26)

Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю Вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать обо Мне». (Ин. 15:26)

Апостолы Иисуса убедились, что как Иисус, так и Дух Святой пришли непосредственно от Бога Отца.

Апостолы Иисуса убедились, что как Иисус, так и Дух Святой, не только пришли от Бога, но являются одним целым с Богом, имеют одну и ту же сущность. Иными словами, они были убеждены, что как Иисус, так и Дух Святой являются Богом.

Должно быть, для Апостолов и новообращенных христиан было большим потрясением: открыть Бога как Отца, Сына и Святого Духа, троих в одном, потому что все они были верующими евреями, которые твердо знали из Ветхого Завета, что Бог один.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». (Втор. 6:4)

Во времена Ветхого Завета все, соседние с иудеями, народы верили во многих Богов, но каждый еврейский ребенок был научен своими родителями тому, что «Господь един есть»

Новый Завет свидетельствует, что Бог один и един (один в трех лицах):

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». (Мф. 28:19)

В Деяниях апостолов написаны прощальные слова воскресшего Иисуса. Он сказал их в последнее мгновение перед вознесением на небо. Иисус пообещал, что его ученики (верующие христиане) примут силу после того, как на них сойдет Дух Святой.

«вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и по всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли». (Деян. 1:8)

Весть о воскресшем Христе быстро разнеслась от Иерусалима до других стран (регионов) Римской империи.

Новообращенные христиане узнавали от Апостолов, что каждый истинный христианин был сотворен Богом-Отцом, искуплен, от грехов, кровью Бога-Сына, и исполнен Богом-Духом Святым.

Когда лжеучения начали появляться в церкви, стало очень важно, чтобы новообращенные христиане точно знали, чему на самом деле учили Ветхий Завет и Апостолы. В Священном Писании (Второе послание апостола Петра) говорится, что христиане должны помнить:

«чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками и заповедь Господа и Спасителя, переданную апостолами вашими». (2Петр. 3:2)

Все Апостолы умерли до 100 г. н.э. Однако их учение и то, что было написано ими, было вскоре собрано в Новый Завет. До своей смерти Апостолы Матфей, Петр, Павел и Иоанн успели написать несколько книг Нового Завета. Но то, что написали Апостолы, было собрано вместе не сразу. Чтобы полностью составить Новый Завет, потребовались годы.

В связи с возникшей угрозой лжеучений, христианские лидеры решили записать краткое изложение вероучения, то есть «Апостольский символ веры»

Осанна!

Осанна Великому Богу!

Хвала, поклоненье и Слава

И Духу Святому!

Будьте здоровы!

Будьте благословенны!

Во что христиане верят относительно Святой Троицы?

Говоря самыми простыми словами, христиане верят, что есть только один Бог, и этот Бог существует в трех Личностях (Лицах). Эти три Личности – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Некоторые христиане используют для объяснения Троицы эту диаграмму. Отец и Сын, и Святой Дух – один Бог, а не три имени одной и той же Личности. Личности отличны друг от друга: Отец – не Сын, Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Отец.

Троица и Библия

Бог – одно абсолютно совершенное божественное Существо в трех Личностях. Мы называем Отца, Сына и Святого Духа Личностями, поскольку они обладают личностными свойствами. Между ними существуют личностные взаимоотношения.

Когда христиане говорят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Личности в трех Богах.

Они верят в одного Бога, познаваемого в трех Личностях.

Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.

Почему христиане верят в Троицу?

Библия ясно говорит, что есть только один Бог, но все три Личности именуются Богом.

Есть только один Бог:

· Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть ().

· Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет ()

Отец – Бог:

· Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ().

Сын – Бог:

· …Слово было Бог (). Иисус именуется Словом.

· Я и Отец одно ().

· Фома, ученик Иисуса, обратился к Нему: «Господь мой и Бог мой» ().

Иисус не упрекнул Фому в ошибке. Наоборот, Иисус принял это обращение. Другие люди в Писании, например Павел и Варнава (), запрещали людям поклоняться им как богам.

· А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты…» ().

· Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ().

О Божественности Иисуса также говорится в следующих стихах: ; ; ; ; ; ; ; ; .

Святой Дух – Бог:

· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …ты солгал не человекам, а Богу ().

Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа.

· -17: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с неба глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

· Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

· 2Кор.13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами».

· -6: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас».

· -6: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего…»

См. также ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; и .

Ошибочные представления о Троице

З аблуждение № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выдумано христианами в IV веке.»

Истина: действительно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой библейское основание. Термина «Библия» тоже в Библии нет.

Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отражена во многих библейских отрывках (см. ниже). Ложные представления процветали в первые века христианства, немало их и сейчас. Первым христианам постоянно приходилось отстаивать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители (и литературные творения) ранней Церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.

96 Климент, третий епископ римский
90-100 Учение двенадцати апостолов, «Дидахе»
90? Игнатий, епископ антиохийский
155 Иустин Мученик, великий христианский писатель
168 Феофил, шестой епископ антиохийский
177 Афинагор, богослов
180 Ириней, епископ лионский
197 , раннехристианский апологет
264

Заблуждение № 2: «Христиане верят, что есть три Бога.»

Истина: христиане верят, что есть только один Бог.

Некоторые, возможно, считают христиан политеистами (теми, кто верит в многочисленных богов), потому что они называют Отца Богом, Сына Богом и Святого Духа Богом. Но христиане верят только в одного Бога. Библия говорит, что есть только один Бог. Но она также употребляет слово «Бог» применительно к трем отличным друг от друга Личностям. На протяжении столетий люди пытались придумать Троице простое объяснение. Каждая иллюстрация имеет свои ограничения, но некоторые из них могут быть полезными. Например, говорили, что:

Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3

Бог – это 1 x 1 x 1 = 1

Традиционно считается, что Св. Патрик в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»

Заблуждение № 3: «Иисус не Бог.»

Истина: Иисус – Бог, второе Лицо Святой Троицы.

1. Слова Самого Иисуса · Он прощал грехи. Мы можем простить грех, совершённый против нас, но не можем простить грех, совершённый против других. Иисус прощал все грехи. (; ) · Он принимал поклонение, как Бог, следовательно Он равночестен Отцу. (; ) · Он называл Себя Сыном Божиим – этот титул иудеи с полным основанием воспринимали как претензию на равенство с Богом. ()

Уникальные черты Бога Черты Иисуса
Творение – «дело Его рук» (; ; ). Творение – «дело Его рук». Всё сотворено Им и для Него (; ; ).
«Первый и последний» (). «Первый и последний» ().
«Господь господствующих» (). «Господь господствующих» (; ).
Неизменный и вечный (; ). Неизменный и вечный (; ; ).
Судья всех народов (; ). Судья всех народов (; ; ; ).
Единственный Спаситель; никакой другой бог не может спасать (; ). Спаситель мира; без Него нет спасения (; ; ; ).
Избавляет от грехов Свой избранный народ (; ; ). Избавляет от грехов Свой избранный народ ().
Слышит и молитвы призывающих Его и отвечает на них (; ; ; ). Слышит и молитвы призывающих Его (; ; ; ).
Никто не может забрать нас из Его руки ().
Ему поклонялись ангелы (; см. ). Ему поклонялись ангелы ().

Заблуждение № 4: «Божество Иисуса меньше Божества Отца.»

Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвергающие эту истину могут опираться на следующие аргументы и стихи. (Эти ереси восходят ко временам Ария, 319 г. н. э.)

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос был сотворён:

1. Кол.1:15: если Христос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотворён?

Ответ: выражение «рождённый прежде» (букв., «первородный») не может означать, что Христос был сотворён, поскольку Павел говорит, что всё творение было создано Им и для Него, а также что Он существовал прежде всего творения, и что всё Им стоит (). Традиционно «первородный» был главным наследником. В контексте первой главы Послания колоссянам Павел говорит, что Христос, будучи Сыном Божьим, является главным наследником всего творения ().

2. Ин.3:16: означает ли выражение «единородный Сын», что Иисус имел начало?

Ответ: «единородный» (моногенес ) не означает, что Иисус имел временное начало; это означает, что Иисус – единственный, «уникальный» Сын Бога. В Ветхом Завете на греческом языке Исаак назван «уникальным» сыном Авраама, хотя у него были и другие дети (). Иисус – Единородный Сын Бога, потому что Он есть совершенный Бог и единственный вечный Сын Отца ().

Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос по Своей природе менее Отца:

1. Ин.14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?

Ответ: Во время Своей человеческой жизни на земле Иисус добровольно разделил нашу природную ограниченность, чтобы спасти нас. Следовательно слова «Отец Мой более Меня» нужно относить ко Христу как к Человеку.

2. 1Кор.15:28: Если Иисус Бог, то почему Он подчиняется Отцу?

Ответ: здесь речь идёт о воле Христа как Человека.

3. Мк.13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать времени Своего возвращения?

Ответ: Иисус добровольно уничижил Себя Самого, чтобы испытать ограничения человеческой жизни. Как это ни парадоксально, Иисус при этом оставался всеведущим Богом (). Именно таких парадоксов и следует ожидать, если, как говорит Библия, Бог решил прожить полноценную человеческую жизнь ().

Заблуждение № 5: «Отец, Сын и Дух – всего лишь разные титулы Иисуса, или три различных способа, которыми Бог являл Себя людям».

Истина: Библия ясно показывает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные личности.

Некоторые полагают, что учение о Троице противоречит истине о том, что есть только один Бог. Они утверждают, что один Иисус является единственным истинным Богом, а следовательно, Иисус – это «имя Отца и Сына и Святого Духа» (), а не только имя Сына. Несомненно, есть только один Бог, однако мы должны позволить Библии объяснить, что это значит. А Библия ясно говорит, что Отец, Сын и Дух Святой – три личности:

· Отец посылает Сына (; )

· Отец посылает Духа (; )

· Сын говорит не от Самого Себя, а от имени Отца ()

· Дух говорит не от Себя, а от имени Иисуса ()

· Отец любит Сына, и Сын любит Отца ()

· Отец и Сын – два свидетеля ()

· Отец и Сын прославляют друг друга (), а Дух прославляет Иисуса-Сына ()

· Сын ходатайствует за нас перед Отцом (; греч. – параклетос); Иисус-Сын послал Святого Духа, другого Ходатая (в рус. переводе Утешителя, ; 26)

· Иисус Христос – не Отец, но Сын Отчий ()

В Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа.

Заблуждение № 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком».

Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение – истина о том, что Бог стал плотью, – является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного (; ). И Библия ясно излагает эту истину.

Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком:

В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно ().

Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено (; Своею кровью ().

Павел также сказал, что правители века сего по незнанию распяли Господа славы ().

Вся полнота Божества пребывает во Иисусе ().

Ответ первых христиан на эти заблуждения

Раннехристианские богословы первых двух столетий нашей эры написали много книг в защиту христианства от опасностей:

· гонений со стороны Римской империи. Вплоть до начала IV века христианство было вне закона, и христиане часто подвергались зверским гонениям.
· ересей, извращающих основные учения христианства, особенно о божественности Иисуса Христа и природе Бога.

Апостольский Символ веры был одним из самых ранних утверждений веры, составленных для разъяснения основополагающих учений христианства. Он подчёркивает истинную человечность Иисуса, которую отрицали еретики того времени.

Верую в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в преисподнюю, воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, в единую, святую вселенскую церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную.

Никейский Символ веры был написан руководителями Церкви в 325 г. н. э., а впоследствии дополнен. Он был написан, чтобы защитить веру Церкви в совершенную божественность Христа и официально отвергнуть учение Ария, который говорил, что Иисус – сотворённое, низшее божество.

Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через которого сотворено все; ради нас, людей, и нашего спасения ради сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии девы, и ставшего человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; и воскресшего в третий день по писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего в пророках. В единую святую вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Афанасьевский Символ веры , написанный около 400 г. н. э. и названный по имени Афанасия, великого защитника учения о Троице, говорит, что три Личности – не три Бога, а один Бог.

А всеобщая вера такова: мы чтим единого Бога в Троице, и Троицу в единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя на части божественную сущность.

Ибо одна есть ипостась Отца, вторая – Сына и третья – Духа Святого.

Но божество и Отца, и Сына, и Святого Духа едино, слава равна, и величие одинаково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец не сотворен, Сын не сотворен, не сотворен и Дух Святой. Отец непостижим, и Сын непостижим, непостижим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несотворенных или трое непостижимых, но один несотворенный, и один непостижимый.

Подобным же образом, Отец всемогущ, и Сын всемогущ, всемогущ и Дух Святой. Однако не трое всемогущих, но один всемогущий.

Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.

А также Отец есть Господь, Сын есть Господь, и Дух Святой есть Господь. Однако не три Господа, но один Господь.

Ибо как христианская истина побуждает нас каждую Ипостась в отдельности исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие запрещает нам говорить о трех Богах или трех Господах.

Отец никем не создан, не сотворен и не рожден.

Сын Отцом одним не создан, не сотворен, но рожден.

Дух святой от Отца (и Сына) не создан, не сотворен и не рожден, но исходит.

Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.

В этой Троице нет первого и последнего, нет большего или меньшего, но три Ипостаси меж собой одинаково вечны и равны; следовательно, как уже сказано, надлежит поклоняться Троице в единстве и единству в Троице.

А потому, кто желает спастись, тот так думай о Троице.

Но для вечного спасения нужно также безусловно верить в воплощение Господа нашего Иисуса Христа.

Таким образом, истинная вера состоит в том, чтобы веровать и исповедовать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть и Бог, и человек. Бог, от природы Отца рожденный прежде всех времен, и человек, от природы матери рожденный во времени; совершенный Бог и совершенный человек, в котором разумная душа и человеческое тело, равный Отцу по божеству, и меньший Отца по человечеству. Но хотя он и Бог и человек, однако не два Христа, но один Христос.

Он един не превращением божественного в человеческое, но восприятием человеческого в божество.

Он един совершенно, однако не слиянием природ, но единством личности.

Ибо равно как разумная душа и тело вместе есть один человек, так и Бог и человек есть один Христос, пострадавший ради нашего спасения, сошедший в ад, в третий день воскресший из мертвых, вознесшийся на небеса и воссевший одесную Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.

В пришествие Его все люди воскреснут из мертвых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.

И делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а делавшие злое – в огонь вечный.

Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо держаться ее, тот не может спастись.

Догмат, сформулированный на Халкидонском Соборе 451 г. в защиту истины от лжеучителей, утверждает, что Иисус – совершенный Бог и совершенный Человек.

Последуя святым отцам, мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве; истинного Бога и истинного человека, имеющего душу и тело; единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всем нам подобного, кроме греха; рожденного прежде веков от Отца по божеству, в последние же сии дни рожденного ради нас и нашего спасения ради от Марии девы Богородицы по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (различие двух естеств никак не упразднется их союзом, но свойства каждого естества сохраняются, соединенные в одном Лице и в одной Ипостаси); на два Лица не рассекаемого и не разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слово, Господа Иисуса Христа; как издревле говорили о Нем пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам символ отцов наших.

*) В греческом тексте этого стиха Святой Дух назван «Вечным Духом».



Просмотров